Если в поликлинике нет ортопеда что делать
В поликлинике нет нужного врача, а направление в другую больницу не дают: что делать и куда жаловаться?
Кризис в российском здравоохранении все никак не закончится: врачей все еще не хватает, а те, что есть – разбегаются по страховым компаниям и частным клиникам. Бесплатная медицина есть, но она остается в сильно урезанном варианте и иногда к нужному врачу вообще никак не попасть. Мы разобрались, что нужно сделать в этой ситуации.
Как устроена запись к узкому специалисту по ОМС
Лечиться в России можно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), и в большинстве случаев можно обойтись без дополнительных расходов. Полис покрывает достаточно много видов заболеваний, диспансеризацию, вакцинацию, частично стоматологию, а некоторые тяжелые заболевания финансируются государством по отдельным программам.
Так обычно говорят чиновники и политики. На практике ситуация в здравоохранении может быть несколько иной. Действительно, попасть на прием к терапевту обычно можно в течение суток с момента обращения (если по записи), а к узкому специалисту – в течение 14 дней.
Алгоритм действий пациента весьма простой:
Кстати, если у человека состояние, которое требует немедленной помощи (острая боль, температура и т.д.), то его должны принять в течение 2 часов – безо всякой записи.
Соответственно, узкие специалисты не примут никого без направления от терапевта. Другой вопрос – что записываться на прием к узкому врачу, скорее всего, пациенту придется самостоятельно.
И главное – если такого узкого врача нет в поликлинике, с большой долей вероятности у пациента будут проблемы.
Нет узкого специалиста – что делать?
Узкого специалиста, прием которого необходим пациенту, может не оказаться в данной поликлинике. Такое происходит по разным причинам: например, врач ушел в отпуск, уволился, или его изначально там не было (например, онколог принимает в специализированных учреждениях).
В этом случае с точки зрения закона есть буквально один вариант дальнейших действий: врач должен выписать направление по форме 057/у-04 , в которой указывается, в какое учреждение направляется пациент (оно обязательно должно работать по ОМС). Обычно эта справка выдается тем, кого направляют в стационар на госпитализацию, но ее используют и при отсутствии профильных специалистов в поликлинике.
Проблема в том, что получить такую справку получается далеко не везде. Формально повод для отказа может быть один: прием специалиста в другом учреждении пациенту не требуется по медицинским показаниям. В реальности врачи часто на словах отказываются выписывать такую справку.
В беседе с пациентом ему говорят, что нужного врача нет и на прием к нему лучше сходить в ближайшую частную клинику. Конечно, это не совсем законно, но побороть явление все еще не получается. Причина этого – когда другое учреждение примет пациента по направлению, деньги за него получит именно оно.
Другая проблема – к нужному врачу запись возможна, но она растягивается на несколько месяцев вместо максимально допустимых 14 дней. И это тоже нарушение, за которое поликлиника должна нести ответственность.
Как говорит Юрий Рыбко из «Центра медицинских знаний», возможных вариантов действий у пациента есть много – начиная от «мирных» попыток договориться, и заканчивая жалобами:
Ситуация, когда в лечебном учреждении нет нужного специалиста или к нему слишком большая очередь, не редкость. Есть несколько вариантов решения данного вопроса.
Юрий Рыбко, врач-организатор здравоохранения ООО «ДМЦНЭиО «Центр медицинских знаний»».
Другими словами, если пациенту отказывают в реализации его законного права на медицинскую помощь, нужно обращаться в разные инстанции – начиная от главврача, и заканчивая территориальным фондом ОМС.
Точно так же работает система и в случаях, когда пациенту не дают направление на бесплатные анализы и некоторые виды диагностики (например, МРТ). Если врач настойчиво предлагает обратиться в частный центр и пройти процедуру за свои деньги, это нарушает права пациента.
Правила требуют, чтобы пациенту выдали направление по форме 057у на необходимую для него процедуру, и, например, в случае с МРТ пациент должен ждать обычно не более 30 дней.
Правда, у всего есть обратная сторона. Врач может не выписывать направление не из вредности и не из желания сэкономить деньги поликлиники. Часто он руководствуется интересами пациента:
Поэтому, если врач отказывается выписать направление, лучше напрямую спросить у него, почему он так поступает. Иногда они – в первую очередь врачи, а уже потом бюрократы, и действуют лишь во благо пациента.
Куда жаловаться и помогут ли жалобы
Что касается жалоб и обращений по поводу качества и доступности медицинской помощи, то тут все неоднозначно: если пожаловаться на действия врача, его, вероятно, накажут (и чаще всего материально). Но если город небольшой и врач по такой специализации всего один, в будущем это может повлечь предвзятое отношение к пациенту.
Тем не менее, в настоящее время жалобы остаются едва ли не единственным действенным механизмом для защиты прав пациентов.
Если пациент столкнулся с какими-то проблемами (ему прописали заведомо недействующие гомеопатические препараты или отказали выдать направление к специалисту), есть определенная очередность, куда жаловаться:
Часто бывает так, что страховая компания сама решит проблему за пациента, после чего ему просто скажут, куда подойти за талоном на запись к врачу.
Но даже если в городе всего один специалист нужной квалификации, и принимает он только в частной клинике, а до другого врача ехать сотни километров, вряд ли поможет даже прокуратура. Однако выход есть и здесь: можно обратиться в частную клинику за свой счет, а потом попытаться вернуть деньги через суд.
Конечно, главное – чтобы это обращение к специалисту было назначено терапевтом, иначе никто ничего не компенсирует.
Как говорит Надежда Тризна из «ЛьготОтвет», жалобы в российской практике обычно помогают – их достаточно подробно рассматривают и должны предоставить ответ пациенту:
Если утвержденные сроки нарушаются, снова придется жаловаться в те же инстанции. Кроме того, можно подключить Росздравнадзор и местные органы управления здравоохранением (например, департамент). Сделать это можно как письменно, при личном визите, так и через интернет. Обычно на сайтах этих контролирующих организаций есть специальные формы обратной связи, где можно оставить жалобу, указав свои контактные данные. Все обращения отрабатываются: даже на благодарности отвечают по электронной почте, а жалобу уж точно должны будут разобрать от и до.
Надежда Тризна, редактор издания «ЛьготОтвет».
Так что закон достаточно неплохо защищает права пациентов. Нужно лишь помнить о том, что поданная жалоба не увеличит число врачей и не добавит им несколько часов приема каждый день.
Скорее всего, если пациента усилиями страховой компании и главврача «втиснут» в график приема, врачу просто придется поработать дольше – и дополнительная оплата ему за это полагается далеко не всегда.
Альтернатива – частные клиники и ДМС
Как уже можно было понять, государственной медицине решить все проблемы пока не удалось. Особенно сильно это ощущается в небольших городах, где может не хватать многих важных специалистов, и никакими жалобами их невозможно материализовать.
Альтернативой остаются частные клиники, которые активно захватывают рынок медицинских услуг в России. Зачастую в них работают врачи, уволившиеся из государственных поликлиник, или совмещающие работу сразу в двух местах.
Правда, доходы населения в реальном исчислении не растут уже несколько лет, и отдать 1000-1500 рублей за прием специалиста и 2000-3000 рублей за диагностическую процедуру вроде ЭКГ или УЗИ людям крайне затруднительно.
Выход есть и тут – определенное количество частных клиник работает по ОМС. Мы уже писали об этом подробно. Если рассказать вкратце, то некоторые частные клиники предлагают прием разных врачей в рамках ОМС – от первичного приема терапевтом до консультации профильным специалистом.
Проблем у частной медицины при работе в системе ОМС хватает. Это недостаточные квоты (фонд ОМС готов оплачивать прием лишь некоторого количества пациентов), низкий тариф в системе, сложная и запутанная отчетность.
Как правило, в системе ОМС работают частные клиники в новых районах (где других вариантов нет вообще), центры МРТ и гемодиализа, некоторые стоматологические клиники. При прочих равных условиях пациенту предпочтительно обратиться именно в частную клинику – уровень комфорта там выше, а очередей почти нет.
Однако есть и еще один альтернативный вариант – оформить полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). Это программы страхования, предлагаемые медицинскими страховыми компаниями уже за деньги. Чаще всего ДМС оплачивает работодатель, но иногда такой полис покупают и обычные люди.
ДМС может стоить 20 тысяч рублей в год, а может – и все 100. Самые дешевые программы похожи на ОМС, отличия лишь в праве записаться на прием без очереди и в чуть большее количество медицинских учреждений. Запись по ДМС бывает двух видов:
На практике программа ДМС может сработать даже в минус – если по ОМС врачи без промедления приступят к оказанию помощи, то по ДМС они должны дождаться гарантийного письма из страховой компании.
Кроме того, большая часть программ ДМС покрывает лишь те страховые случаи, когда жизни пациента что-то угрожает. Если это плановый прием терапевта, то полис может его и не покрывать.
Особенно невыгодно покупать полис ДМС в небольшом городе, где с ними может не работать ни одна клиника (просто по причине их отсутствия), а в государственной поликлиники пациенты с ОМС и ДМС будут иметь одинаковые права.
Тем не менее, бывают случаи, когда лучше обратиться к врачу «здесь и сейчас» за деньги, чем ждать записи на прием и терять драгоценное время. Здоровье в этом случае может оказаться дороже денег.
За что вы (не) должны платить у врача: 8 неочевидных ситуаций
Татьяна Серебрякова, эксперт Всероссийского союза страховщиков (ВСС), член Координационного совета по защите прав застрахованных при Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Алексей Старченко, д. м. н., профессор, член рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования ВСС
Наталья Остапенко, эксперт ВСС, руководитель управления по контролю и организации амбулаторно-поликлинической помощи застрахованным МСК «Медика-Восток»
Поход в районную поликлинику и так не самое развлекательное мероприятие на свете. А если за медицинскую услугу, которую вы рассчитывали получить бесплатно, вдруг просят денег, настроение портится окончательно. Платить или нет? Разбираем самые типичные ситуации.
Просят доплатить за обезболивание
Это законно? Нет. Программой государственных гарантий (ПГГ) предусмотрена не только местная анестезия, но и общий наркоз. Так что обезболивание вам должны обеспечить бесплатно.
Просят денег за маммографию
Это законно? Зависит от ситуации.
Бесплатная маммография в рамках диспансеризации предусмотрена:
один раз в три года, начиная с 39 лет;
один раз в 2 года, в возрасте от 51 до 69 лет;
один раз в три года после 69 лет.
Не делают бесплатный анализ на гормоны
Проще говоря, если врач считает, что вам надо сделать анализ, платить за него вы не должны. А вот проверять уровень гормонов для профилактики, к сожалению, придется за деньги.
Что делать? Если вас просят заплатить за анализ, назначенный врачом, звоните в свою страховую компанию.
Предлагают пройти инструментальное обследование за деньги
УЗИ, рентгенография, гастроскопия, а особенно КТ и МРТ часто продаются под лозунгом: «Очередь на бесплатные у нас на три месяца вперед».
Это законно? Нет. Предельные сроки оказания медицинских услуг четко прописаны в ПГГ. Диагностические инструментальные исследования (рентген, маммография, УЗИ) и лабораторные анализы должны быть проведены максимум через 14 календарных дней со дня назначения. КТ и МРТ можно ждать не более 30 календарных дней.
Что делать? Если вам предлагают доплатить за скорость, можете сразу жаловаться в свою страховую компанию.
Не дают направление к специалисту
Предположим, вы хотите попасть на прием к пульмонологу (онкологу, эндокринологу, эпилептологу или другому специалисту), а терапевт не дает направление, потому что не видит оснований. По сути это означает, что за консультацию профильного врача придется заплатить.
Это законно? К сожалению, да. Ни услуга «второе мнение», ни консилиум по инициативе пациента не предусмотрены в рамках ОМС.
Что делать? Если консультация специалиста за деньги не вариант, вы можете:
Написать заявление о замене лечащего врача или сменить медицинскую организацию (такие переходы допускаются не чаще 1 раза в год). Процедура перехода обычно занимает от 10 до 14 дней.
Иногда претензию удовлетворяют (особенно если профильный специалист не перегружен), просто чтобы погасить конфликт. Но будьте готовы к тому, что вам все-таки придется пройти платное обследование, чтобы доказать свою правоту.
Не дают направление на бесплатный массаж
Это законно? Нет, если речь о лечении ортопедических или неврологических заболеваний. Массаж, лечебная физкультура и прочие реабилитационные мероприятия должны предоставляться бесплатно, если для них есть медицинские показания.
Что делать? Увы, в этой сфере очевидная проблема с кадрами: услуги массажистов слишком востребованны в коммерческом секторе, поэтому в районные поликлиники они идут крайне неохотно. Если специалиста нет, жаловаться, к сожалению, бесполезно.
В больнице говорят, что нужно купить расходные материалы
Очень часто родственникам пациента, который лежит в больнице, сообщают, что нет лекарственных средств, игл, шприцов, капельниц, контрастных веществ для проведения обследования и так далее. Еще чаще говорят, что материалы и препараты есть, но плохие, недействующие, поэтому надо купить хорошие и действующие.
Что делать? Если вам предлагают доплатить за качество, сразу звоните в свою страховую компанию.
Бесплатный ортопед по полису ОМС
Если человек хочет попасть к ортопеду бесплатно, то он может записаться к нему на прием в государственную, муниципальную поликлинику. Сделать это можно либо по системе «врач-врач» (то есть по направлению от лечащего терапевта, к которому изначально надо будет сходить на прием), либо взять талон к ортопеду с помощью электронной записи, однако для этого также нужно направление от терапевта.
Важно помнить, что не в каждой государственной поликлинике есть ортопед. В этом случае терапевт должен выписать направление в какое-либо другое медицинское учреждение.
Список услуг
Ортопед по полису ОМС может оказать ряд следующих услуг:
Если у человека возникает потребность в какой-либо из перечисленных выше услуг, то ему следует обратиться к врачу-ортопеду.
Условия для записи
Основными условиями для записи к врачу-ортопеду являются наличие полиса ОМС, а также медицинские показания. Терапевт должен осмотреть пациента и решить, нужно ли перенаправлять его к ортопеду или к какому-либо другому специалисту, либо такой необходимости нет в целом.
Запись
Записываться на прием к ортопеду нужно после того, как терапевт выдаст направление на бесплатное лечение. Сделать это можно несколькими способами:
Пациентам удобней всего записываться к ортопеду, как и к любым другим врачам-специалистам именно через онлайн-регистратуру. При входе на сайт нужно авторизоваться, ввести номер своего полиса ОМС и указать дату рождения.
После авторизации на странице будет представлена информация о днях и времени, на которые человек может записаться к врачу. Информация будет выдана только по той поликлинике, к которой прикреплен конкретный пациент. Если он хочет получать медицинские услуги в другом учреждении, то ему следует официально его поменять.
Записаться к врачам специалистам обычно можно на одну, две недели вперед. Если у человека меняются планы, он всегда может изменить время и дату записи аналогичным способом.
Платные клиники
Если человек не доволен услугами бесплатного ортопеда или не хочет долго ждать приема, то он может обратиться за услугами данного врача-специалиста в частную клинику. В особенности проблем с этим не будет в крупных городах. Однако с платными клиниками стоит также быть осторожными. Необходимо заранее узнать информацию и о клинике, и о конкретном враче, как минимум — почитать отзывы в интернете.
Необходимые документы
Причины для отказа
В некоторых случаях человеку могут быть отказано в направлении к ортопеду. Это происходит, если терапевт не видит для него оснований. В этом случае человек может либо обратиться к другому терапевту, либо обжаловать решение у заведующего поликлиникой или обратиться в свою страховую компанию с просьбой посодействовать в сложившейся ситуации.
Также может сложиться ситуация, что направление у человека на руках есть, однако он по той или иной не может записаться на прием к ортопеду онлайн. В этом случае он может пойти двумя путями:
Также встречаются ситуации, когда человек не может записаться на прием к ортопеду просто потому, что к нему нет талонов. По закону услуги врача-специалиста человеку должны предоставить в течение двух недель с момента обращения. Если этого не происходит, человек имеет полное право позвонить в страховую компанию и сообщить им о том, что ему не предоставляются необходимые услуги своевременно.
Заключение
Людям важно помнить, что они могут попасть к врачу-ортопеду абсолютно свободно, его услуги включены в полис ОМС. Для этого им нужно лишь обратиться к терапевту за направлением, а потом записаться к специалисту на прием. Никакие дополнительные действия или документы для этого не нужны.
Памятка для населения: Куда обратиться если в доме лежачий больной
Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.
Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.
I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства
Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.
На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.
Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.
При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.
Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лежачие больные имеют право получать бесплатную медицинскую помощь на дому. Территориальная поликлиника должна предоставить необходимые медицинские услуги согласно общим нормативам.
Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03
Статья 19. Право на медицинскую помощь
II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного
В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.
Выдержка из закона: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Статья 16. Индивидуальная программа
Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.
Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.
Реестр государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг Калининградской области размещен на официальном сайте Министерства социальной политики Калининградской области: www.social.gov39.ru.
В соответствии с Федеральным законом 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.
Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.
III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис
При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.
Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.
Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.
В Калининграде функции хосписа выполняет государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2» по адресу: ул. Дзержинского, д. 47, телефон (4012) 307401.
Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЭ (ред. от 03.04.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36. Паллиативная медицинская помощь
IV. Позвоните в негосударственные организации
Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.
С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.
Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.
V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным
Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.
Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.
В течение месяца после подачи документов в бюро МСЭ на дом к больному выезжает комиссия для проведения экспертизы. Комиссия решает установить инвалидность, отправить на дополнительное обследование или отказать в установлении группы.
Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:
Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.
Выдержка из закона: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018).
Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;
3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.
Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.
Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.
Выдержка из закона: Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 № 1455 (ред. от 31.12.2014) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.