Если заблокировать карту что будет с подпиской
Мошенники списывают деньги с заблокированных карт
24 августа предприниматель Максим К. и его жена отдыхали в Подмосковье. Пока супруги катались на лошадях, воры обчистили раздевалку и украли банковские карты, рассказывает бизнесмен. У него самого пропала бизнес-карта Masterсard Business Momentum, у жены — «дебетовка» и кредитка. Карты были выпущены Сбербанком. Помимо этого, были украдены карты других банков. По словам предпринимателя, все карты были заблокированы по звонку в банки практически сразу же.
«Позже человек, который украл мою карту, пытался совершать покупки по этой карте в разных странах Европы, — пишет Максим в «Народном рейтинге». — До этого мне все время приходили сообщения об отказах в покупках. Но 17.10.19 я заметил, что злоумышленник все же совершает покупки в евро по заблокированной карте. И у меня списываются деньги с расчетного счета моей компании». Согласно исполненным платежным поручениям, скрины которых предприниматель предоставил Банки.ру, несколько списаний прошли в середине октября через компанию Lufthansa в Кельне. По всей видимости, мошенники оплачивали картой авиабилеты. По словам предпринимателя, всего таким образом с расчетного счета его компании, к которому была привязана заблокированная бизнес-карта, списалось больше 100 тыс. рублей.
Максим К. и его жена до сих пор разбираются с банком. В начале ноября в ответ на запрос предпринимателя кредитная организация подтвердила, что бизнес-карта была заблокирована после его звонка 24 августа. При этом, по словам Максима К., сотрудники Сбербанка пока так и не объяснили, каким образом с заблокированной карты были списаны деньги. В пресс-службе кредитной организации Банки.ру подтвердили, что проводят проверку по этим двум случаям, но комментировать отказались, сославшись на банковскую и коммерческую тайну.
Почему списания с заблокированной карты возможны?
«Если украдена/утеряна только карта (без ПИН-кода, паспорта, телефона), то достаточно только заблокировать карту», — уверяют в Сбербанке. А что, если мошенники украли карту с телефоном или ПИН-кодом? Достаточно ли ее заблокировать, чтобы никаких операций мошенник провести не смог? Выясняется, что списать деньги с заблокированной карты все-таки можно. Подобное случается, пусть и крайне редко. И дело может быть в следующем.
Когда авторизация не нужна?
Еще возможна ситуация, когда эквайер проводит авторизацию, но эмитент не может на нее ответить, так как банковский хост недоступен, отмечают в Тинькофф Банке. Это может произойти при сбое или технических работах. «На такой случай в процессе есть резервная логика по одобрению операций, заложенная в платежную систему, но она не может проверить статус карты. В этом случае банк тоже возвращает клиенту деньги, если карта была заблокирована», — говорит представитель «Тинькофф».
«Если карточные бизнес-процессы не отстроены должным образом, то возникает такая досадная ситуация, когда клиент начинает возмущаться, писать посты, подрывающие репутацию банка», — считает основатель IT-компании XCritical и международного IT-колледжа DevEducation Яков Лившиц.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Как списывают деньги с заблокированных карт
Каждый владелец банковской карты знает: если пластик украли, нужно как можно быстрее его заблокировать. Но мошенники научились красть деньги даже с заблокированных карт. Как они это делают и как обезопасить себя, расскажем далее.
Что такое блокировка карты
Блокировка – это приостановка всех операций по карте. Проще говоря, с заблокированной картой нельзя ничего сделать – положить и снять деньги, провести платёж, оплатить товар или услугу и т.д.
Блокировка бывает двух видов: по решению банка и по инициативе клиента. В первом случае речь идёт о подозрительных операциях, после которых кредитная организация вправе заблокировать карту или счёт. В этой статье мы рассматриваем второй вариант – блокировку по решению клиента. Обычно к ней прибегают, если карта украдена, потеряна или её «съел» банкомат.
Как заблокировать пластик? Чаще всего варианта три: написать заявление в офисе банка, позвонить по номеру горячей линии или заблокировать карту в мобильном приложении. В Сбербанке также можно сделать это через СМС. Нужно отправить сообщение на номер 900 с текстом БЛОКИРОВКА 1234 X, где 1234 – последние 4 цифры номера вашей карты, X – цифра, обозначающая причину блокировки:
Чтобы получить деньги с заблокированной карты, нужно обратиться в банк с паспортом. Разблокировать пластик можно по звонку в банк (приготовьтесь сообщить паспортные данные и кодовое слово), в офисе и в интернет-банке (в некоторых ситуациях). Иногда разблокировка невозможна (например, в случае кражи), и карту придётся перевыпускать.
Можно ли списать деньги с заблокированной карты
Расходные операции по картам проводятся в два этапа. Сначала идёт авторизация. Банк, который обслуживает торговую точку, где совершается покупка (он называется банк-эквайер), отправляет в кредитную организацию, выпустившую карту (банк-эмитент), сообщение.
Что именно запрашивает эквайер, рассказал Алексей Фёдоров, заместитель председателя правления VestaBank: «Когда вы что-то покупаете в торговой точке или через интернет, деньги обычно не сразу списываются с вашего счёта. Прежде чем операция будет подтверждена, банк, который обслуживает торговую точку, отправляет в ваш банк электронный запрос. Его суть состоит в следующем: существует ли такая карта, какой у неё статус и достаточно ли на счету средств для совершения покупки. Если банковская карта существует, она активна, то есть не заблокирована, и на счету достаточно средств, операция подтверждается. Если нет – приходит отказ с пояснением причины».
Далее направляется информация о том, что клиент совершил покупку. То есть списание не происходит без одобрения эмитента.
Если карта заблокирована или средств не хватает, списания не происходит. Деньги со счёта уйти не должны. Но почему иногда происходит иначе?
Некоторые банки-эквайеры идут на риск и не присылают предварительного авторизационного сообщения. В этом случае деньги со счёта списаны быть не могут. Если такая операция произошла, банк сам её опротестует и вернёт клиенту деньги.
Также возможна ситуация, когда поступает запрос на авторизацию, но эмитент не может ответить по техническим причинам. На этот случай существует резервная логика по одобрению операций. Статус карты в такой ситуации не проверят. При списании с заблокированной карты банк также обязан вернуть деньги.
Комментирует Артём Санников, технический директор CloudPayments: «Один из сценариев – операция без онлайн-авторизации, когда при покупке эмитент не получает авторизационный запрос (не проверяет номер и остаток), но потом должен эту операцию принять и обработать, потому что карта была предъявлена при покупке.
Например, используется при оплате поездки в транспорте, где нет стабильной связи.
Лимит по таким операциям обычно низкий. Ещё может быть при технических сбоях в банке в процессе обработки авторизации. Но вряд ли на столь маловероятных событиях можно построить мошенническую схему».
Что делать
Учитывая, что банки зачастую не могут объяснить причину снятия средств с заблокированной карты, можно говорить о том, что предотвратить такие операции ни клиент, ни сам банк не в силах. На данный момент технических средств для этого нет.
Карту нужно блокировать после утери или кражи в любом случае. На сегодня это самый действенный метод обеспечить сохранность средств. Если опасаетесь за деньги, обратитесь в банк, чтобы снять их или перевести на сберегательный счёт.
«Есть и хорошие новости – в большинстве случаев вы сможете вернуть все украденные у вас средства, если операция была совершена по вашей заблокированной карте. Хотя это займёт некоторое время, необходимое для опротестования операций. Правила платёжных систем говорят, что если торговая точка или банк соглашается на проведение операций без авторизации – это их риск. В случае проблем с картой они должны будут вернуть полученные средства.
Если вы заблокировали карту, обязательно удостоверьтесь, каков её статус. Для этого нужно получить подтверждение от банка о блокировке.
Также можно порекомендовать завести отдельную виртуальную карту для покупок в интернете и класть на неё ровно ту сумму, которая необходима для совершения операции. Если реквизиты этой карты будут каким-то образом скомпрометированы, с неё хотя бы не удастся списать ваши деньги. В ряде случаев это может привести к техническому овердрафту, но это будут не ваши потери, а банка. Да, в этой ситуации придётся потратить время на общение с банком и аннулирование операции, но в конечном счёте вы не потеряете свои средства», – рассказывает Алексей Фёдоров.
Итак, если карта заблокирована, но с неё списали деньги, сразу обращайтесь в банк. Напишите заявление и укажите, что операция прошла после блокировки пластика. Деньги должны вернуть после проверки. Банк-эмитент инициирует процедуру chargeback.
Комментирует Назиля Нурмамедова, гендиректор ООО «НЭС»: «Международными платёжными системами Visa, MasterCard и даже МИР предусмотрены правила защиты держателей карт. Совершая операции с их помощью, держатель карты должен быть уверен в безопасности и надёжности. Если при покупке товара или услуги человек сталкивается с проблемами, он может обратиться в банк-эмитент для инициирования процедуры чарджбэк. В случае с МИР – открыть диспут. Эмитент передаёт документы в банк-эквайер, и уже тот запрашивает объяснения у своего клиента-компании и принимает решение о возврате средств плательщику. Деньги возвращаются именно на ту карту, с которой списывались.
Алгоритм действий следующий. Нужно обратиться с претензией в магазин, в котором по вашей карте была совершена покупка. Нужно сообщить о том, что карта была заблокирована, и что оплата – это ошибка. Предоставить подтверждения, например скриншоты из онлайн-банка.
Если продавец не идёт навстречу и не возвращает деньги, нужно заполнить заявление о спорной операции по форме банка. К этому заявлению приложить скриншот с отправленной претензией магазину и подробное описание ситуации в произвольной форме. В ответ на обращение банк присваивает номер обращения и устанавливает срок принятия решения. Банк может запросить дополнительные документы. Их нужно будет предоставить.
Рассмотрение обращения занимает в среднем 60 дней. В некоторых случаях срок продлевается. При принятии положительного решения денежные средства просто зачисляются обратно на счёт. В случае получения отказа от эквайера банк обязан предоставить его клиенту».
Что делать, если мою карту заблокировали?
Что значит блокировка карты?
Блокировка — это запрет на все платежи по карте. Вы не заплатите в кафе или магазине, не снимете наличные. Банкоматы могут оставить такую карту себе.
Блокировка помогает защитить деньги, если карту потеряли или украли. Заблокированная карта — это просто кусок пластика: ее нигде не принимают, по ней не проходят операции.
Блокировка — это лишение денег?
Нет, блокировка — это не лишение денег. Деньги у вас на счете, банк только ограничил к ним доступ по этой конкретной карте. Если у вас есть другие карты, привязанные к этому счету, то они остаются в рабочем состоянии.
Вы сохраняете контроль над деньгами на счете: можете перевести их на другую карту через мобильное приложение, заплатить за квартиру банковским переводом или, если у вас телефон с чипом бесконтактной оплаты, платить прямо с телефона. Если у вас дебетовая карта Тинькофф-банка, то в конце месяца банк по-прежнему зачислит проценты на остаток, даже если карта в какой-то момент заблокировалась. Блокировка самой карты не влияет на деньги на счете.
Почему банк блокирует карту?
Причина блокировки одна: банк думает, что у вас пытаются украсть деньги, и защищает их. Банк понимает это с подачи платежной системы или по собственным наблюдениям.
млрд рублей защитили банки за 2014 год
Платежные системы «Виза» и «Мастеркард» собирают информацию о подозрительных банкоматах, магазинах и кафе, где копируют карты. Если вы оплатили покупку через опасный терминал, то с какой-то вероятностью карта скомпрометирована. Платежная система сообщает банку об опасности, карту блокируют, вы получаете смс.
Банк тоже присматривает за клиентами и анализирует их покупки: когда, в каком городе, на какую сумму. Если банк видит странную операцию, он блокирует карту и отправляет смс.
Катя в Москве позавтракала в кафе круассаном и кофе. Спустя два часа ей звонит сотрудник банка: «Кто-то в Милане снимает 200 евро по вашей карте. Это вы?» Оказалось, что данные карты были украдены несколько недель назад и сейчас мошенники пытаются снять деньги по карте-дубликату.
Банк видит опасную операцию и защищает Катины деньги. Если Катя действительно оказалась в Италии, сотрудник разблокирует карту и пожелает хорошего отдыха.
Если вы снимаете наличные и три раза неправильно ввели пин, банк тоже заподозрит неладное. Есть риск, что мошенники его подбирают, поэтому банк блокирует карту.
Как вернуть доступ к деньгам?
Если карту блокирует банк, то для разблокировки достаточно позвонить по официальному телефону банка на сайте. Оператор спросит ваши личные данные, попросит подтвердить последние покупки, и, если ваши показания совпадут, карту тут же разблокируют. Пользоваться ей можно будет сразу.
Если карту блокирует не банк, а платежная система, то разблокировать ее не получится: она заблокирована насовсем. Как правило, банк сразу начинает выпускать вам новую карту. Пока вы ждете новую карту, переведите деньги на дополнительную карту или карту другого банка через интернет-банк или мобильное приложение.
Снятие наличных под контролем банка
Бывает так: вы один в командировке и других карт нет. Вам поможет банк. Позвоните и объясните сотруднику ситуацию. Скорее всего, вам предложат снять наличные под контролем банка:
Неудобно. Но без денег в командировке еще неудобней.
Мне пришло сообщение, что мою карту заблокировали и нужно куда-то звонить. Что это?
С равной вероятностью это может быть банк или мошенник. Проверьте, чтобы имя отправителя было настоящим, без ошибок. Посмотрите, с какого номера пришло уведомление. Проверьте орфографию. Если чувствуете неладное — вам пишут мошенники.
Не звоните по номеру, который указан в сообщении, и не переходите по ссылке, которую вам прислали. Найдите номер банка на заблокированной карте или зайдите на сайт банка и найдите номер там. Звоните только по официальному номеру банка.
Сотрудник банка видит, какая из ваших карт заблокирована и почему. Если вас просят продиктовать полный номер карты или код из СМС — это мошенники. Максимум, что может попросить настоящий сотрудник банка, — назвать ваше имя, дату рождения и последние четыре цифры карты.
Будьте начеку: мошенники пользуются сообщением о блокировке, чтобы запугать вас и заставить принимать необдуманные решения. Они специально будут нагонять страху и пытаться вывести вас из равновесия. Нормальный банковский сотрудник всегда спокоен и никуда не спешит — он же на работе.
Как предотвратить блокировку?
Скомпрометируют мошенники вашу карту или нет — никто не знает: ни банки, ни платежные системы, ни сами мошенники. Но вероятность блокировки можно уменьшить.
Будьте на связи. Сообщите банку актуальный номер телефона. Если в отпуске купили местную симку, предупредите банк по почте или в чате клиент-банка. Сотрудник позвонит, чтобы подтвердить номер. Не забудьте вернуть российский номер, когда вернетесь.
Летите за границу — предупредите банк. Банку нужно знать, куда и на какой срок вы собираетесь поехать. Предупредите его через интернет-банк, почту, чат или по телефону. Если банк в курсе путешествия, оплата аренды машины или снятие денег в иностранном банкомате не вызовут подозрений и вы избежите блокировки в начале отпуска.
Если магазин или кафе не вызывают доверия — платите наличными. Опытный продавец или официант-мошенник скопирует карту за две секунды. Посмотрите, как умело кассир «Макдональдса» копирует карты.
Снимайте наличные в отделениях банков. Не подходите к банкоматам на улице, в небольших магазинчиках или на рынке. Даже логотип известного банка не защитит вашу карту от скиммера и скрытой видеокамеры. Снимайте деньги в отделениях, под наблюдением и охраной.
Что еще можно сделать для защиты денег?
Зайдите в интернет-банк и закажите дополнительную карту. Она будет привязана к тому же счету, но со своим номером и пином. Когда вы платите такой картой, деньги списываются с основного счета.
Как защитить свои деньги
Установите лимиты на снятие наличных. Если надо снять больше, в интернет-банке или через мобильное приложение увеличиваете сумму лимита, потом возвращаете ограничение. Например, обычно вы снимаете не больше 3000 рублей за раз и не чаще раза в день — тогда поставьте дневной лимит на 3000 рублей:
Если уезжаете надолго — летите в трехмесячную командировку в Штаты или решили перезимовать в Гоа — возьмите несколько дополнительных карт. Например, в Тинькофф-банке можно бесплатно оформить пять карт для себя и близких. Одна или две блокировки не сорвут поездку. А банк бесплатно заменит и доставит новую карту Почтой России. Даже за границу.
5 новых правил от Банка России, когда вашу банковскую карту запросто заблокируют – что нужно знать?
Не успели мы оправиться от различных изменений, касающихся ужесточения контроля над денежными переводами по банковским картам, так Банк России выпустил очередные рекомендации для банков, указав пять новых оснований, когда нужно обратить повышенное внимание на банковскую карту клиента. Причем если внимательно изучить эти основания, то можно сделать вывод, что коснутся это может абсолютно каждого человека, даже если ничего плохого он не делал и делать не собирается.
Предлагаю рассмотреть основания, чтобы понимать, в каких случаях вашу банковскую карту могут легко заблокировать, а вы даже об этом не будете подозревать.
Новые основания указаны в Методических рекомендациях «О повышении внимания к отдельным операциям клиентов – физических лиц» №16-МР от 6 сентября 2021 года.
Крупный перевод
С одной стороны, логично, что если клиент банка неожиданно переводит или получает крупную сумму денег, у банка возникают вопросы. Но раньше повышенное внимание все же было редкостью, но после того как были приняты новые рекомендации ЦБ РФ, вероятность блокировки карты заметно повышается.
А теперь предположим, что человек решил продать недвижимость, автомобиль или вообще любую дорогую вещь. Достаточно, чтобы сумма была более 100 000 рублей – и тогда у банка сразу появятся вопросы. Такое же внимание будет грозить, если в течение месяца перевод превысил один миллион рублей. Таким образом, онлайн-расчет за обычную крупную покупку становится небезопасным, так как грозит проблемами со стороны банка.
Короткое время
Банк России указал, что если поступление денежных средств и их тратой прошло мало времени, то такая операция должна расцениваться, как подозрительная. Но специалисты почему-то не учитывают, в жизни это обычная практика.
Просто пример, вам понадобились деньги для оплаты, и вы попросили кого-то вам их перевести на банковскую карту. Получив деньги, вы сразу же расплатились. Так вот по новым правилам, такое действие вызовет подозрение у банка и карту смогут заблокировать. Поэтому придется ждать какое-то время, чтобы не привлекать лишнего внимание. В рекомендациях указано, что должна пройти хотя бы минута, но на практике, я думаю, лучше подождать дольше.
Массовость
Если вы получили перевод от 10 людей за день или минимум от 30 за месяц, то будьте готовы к блокировке карты. И не важно, если вы решили собрать деньги со знакомых для какого-то мероприятия или принять подарки на свадьбу и т.п. Либо просто договориться на работе сделать подарок шефу и собрать деньги с коллег для его покупки. Также если в течение дня по карте совершено более 30 операций, то банк тоже этим заинтересуется.
С одного устройства
Еще одним основанием для блокировки карты будет являться, если с одного устройства (компьютера, смартфона или планшета) будут совершаться операции разными людьми. А теперь представим семью из 4 человек: муж, жена и двое их взрослых детей. И каждый пользуется одним компьютером, с которого в том числе оплачивают покупки со своих карт, и делают переводы. Теперь это будет являться основанием для блокировки банковских карт членов этой семьи.
Нет активности
Если все вышеперечисленные основания как-то можно понять ввиду наличия двусмысленности, то пятое основание весьма странное. Теперь банк сможет заблокировать банковскую карту, если с нее оплачиваются необходимые услуги. Например, с карты не оплачиваются услуги ЖКХ, оплата продуктов, услуг и т.п. Банк России выражается так:
обеспечение жизнедеятельности физического лица.
Получается, если у вас есть банковская карты и вы получаете на нее деньги, а потом просто снимаете наличные, ничего не оплачиваете, то банк может заблокировать карту, расценив такие действия как подозрительные.
А что вы думаете по этому поводу?
Берегите себя и будьте здоровы!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.
Потерял банковскую карту. Что делать?
Шаг 1. Заблокируйте карту
Заблокировать карту можно в мобильном приложении банка или по телефону через службу поддержки, номер указан на официальном сайте кредитной организации. Кроме того, это можно сделать и через интернет-банк с помощью личного кабинета.
Если вы считаете, что потеряли карту дома и сможете ее найти, то ее можно заблокировать временно (такая услуга доступна в некоторых банках) и впоследствии разблокировать. Узнайте в вашем банке, предоставляет ли организация такую возможность.
Шаг 2. Проверьте операции по карте
Далее следует проверить в мобильном приложении все последние операции, совершенные по карте, либо попросить это сделать сотрудника банка. Так вы узнаете, пользовался вашей картой посторонний или нет.
По последним операциям можно понять и то, где вы пользовались картой. Это поможет вспомнить, где вы оставили свою карту.
Шаг 3. Перевыпустите карту
Третий шаг — перевыпуск карты. Счет останется прежним, но номер карты и CVV-код поменяются. Если вашу карту нашли и вернули незнакомые люди, то ее все равно стоит перевыпустить. Продолжать ею пользоваться будет небезопасно, так как данные могли быть скомпрометированы.
«Нет никаких гарантий, что через некоторое время у вас не начнутся списания в интернет-магазинах, где не требуется СМС-подтверждение. Перевыпуск карты является единственно возможным вариантом сохранить свои денежные средства», — предупредили в ПСБ.
Некоторые банки взимают плату за досрочный перевыпуск. Это зависит от причины и типа карты. В пресс-службе ВТБ отметили, что кроме обычной карты можно выпустить цифровую, и ее не придется долго ждать. Кроме того, в некоторых банках можно получить моментальную карту в день обращения.
Картой воспользовались посторонние. Что делать?
Такую карту нужно как можно быстрее заблокировать, сообщить в банк, что она скомпрометирована, и оспорить операции, проведенные третьими лицами.
Сообщить в банк о мошеннических действиях можно по телефону, в мобильном приложении, через форму обратной связи на сайте, по электронной почте и через отделение банка.
В банке необходимо запросить выписку по последним операциям. Это можно сделать через приложение или онлайн-банк. После этого нужно отправить банку уведомление об оспаривании мошеннической транзакции. Сроки, в которые можно оспорить транзакцию, указаны в договоре с банком, а также на сайте кредитной организации. Заявление можно отправить через онлайн-банк, по факсу или отнести в отделение лично.
Кроме того, нужно обратиться в полицию по месту жительства. Заявление о действиях мошенников можно оставить по телефону горячей линии МВД или через форму на сайте ведомства.