Если забыл сколько ракаатов сделал в намазе что делать
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Во время намаза часто забываю совершенное количество рака’атов. Как мне быть?
Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре ракааата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно.
Если человек начнет сомневаться в намазе, не имея возможности вспомнить, совершил он три ракаата или же четыре, то, в том случае, если эти сомнения не являются постоянным явлением для человека, то ему следует совершить намаз заново. Чтобы начать намаз заново лучше всего отдать приветствие сидя. Потому что согласно риваяту Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас начнется сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил в намазе, то пусть совершит намаз заново».
Если такая забывчивость приходит к человеку часто, то ему следует завершать намаз, полагаясь на то, в чем он больше уверен. Если человек выбирает между тремя и четырьмя ракаатами, то пусть предпочтет то, в чем он больше уверен, так как если человек будет часто поддаваться этим сомнениям, то ему станет тяжело каждый раз совершать намаз заново. По этому вопросу, согласно риваяту Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть выяснит истину и закончит намаз (полагаясь на эту истину). После этого пусть отдаст приветствие и совершит земной поклон дважды».
Согласно риваяту Абу Саида (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре рака’ата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно. До приветствия пусть совершит два земных поклона! Если человек совершил пять ракаатов, то эти два поклона заступятся за него и его намаз. Если же он совершил нужное количество ракаатов, то эти два поклона станут причиной для отдаления шайтана от этого человека».
Тот, кто начнется сомневаться в количестве совершенных ракаатов, и не сможет прийти ни к какому решению, пусть возьмет минимальное число, в котором он уверен. Потому что в этом он будет точно уверен. Пусть этот человек совершает сидение в каждом ракаате, в котором посчитает нужным. Так он не упустит сидение, являющееся фарзом или ваджибом. Например, если человек совершает намаз из четырех ракаатов и не помнит, первый ли сейчас он выполняет ракаат или второй, то пусть обдумает вопрос и продолжает согласно этому. Если же это ни к чему не привело, то пусть продолжает намаз, считая, что совершил, как минимум, один ракаат. Однако, так как это может быть и второй ракаат, он совершает после него сидение. Потому что сидение после второго ракаата является ваджибом. Потом он встает и совершает еще один ракаат, после которого вновь совершает сидение.
Доказательство того, что нужно брать в расчет минимальное количество ракаатов в следующем: согласно риваяту Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-то из вас забудется в намазе, и не будет знать, совершил ли он один ракаат или два, то пусть считает, что совершил один; если не будет знать, совершил ли он два или три ракаата, то пусть считает, что совершил два; если не будет знать, совершил ли он три или четыре, то пусть считает, что совершил три, а потом, перед приветствием пусть совершить два дополнительных земных поклона».
Риваят приводимый Ибн Маджей еще более явно показывает, что «за основу следует брать то, в чем есть уверенность»: «Если кто-то из вас сомневается между одни и двумя, то пусть берет за основу один; если сомневается между двумя и тремя, то пусть берет за основу два; если сомневается между тремя и четырьмя, то пусть берет за основу три и пусть закончит намаз, опираясь на это, а страхи пусть останутся с тем, что больше. В сидении же пусть до приветствия совершит два земных поклона».
Хадис 328-329. Если сомневается в количестве совершенных ракаатов, два он сделал или три, что делать?
Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число рак‘атов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны унизят сатану». Этот хадис передал Муслим.
Комментарий:
Как было отмечено выше, одной из причин, по которым совершаются земные поклоны для невнимательных, являются сомнения. Следует знать, что в некоторых случаях при отправлении обрядов поклонения сомнения вообще не принимаются во внимание. Во-первых, если они не имеют под собой никакого основания и появляются в виде наущений сатаны. Во-вторых, если они носят навязчивый характер и появляются всякий раз, когда верующий приступает к совершению какого-либо обряда. В-третьих, если они появляются после завершения того или иного обряда. Например, если после завершения намаза человек засомневался в числе совершенных рак‘атов, то он не должен предпринимать никаких действий до тех пор, пока не будет убежден в том, что действительно допустил ошибку. Если же он не может вспомнить, сколько именно рак‘атов он совершил, то он не должен возобновлять намаз, даже если сомнение не покидает его.
Если же возникшее во время намаза сомнение не подходит под три упомянутые категории, то молящийся должен исправить свою ошибку, совершив земные поклоны. Если, испытывая сомнение, он склоняется к одному из двух возможных вариантов, то ему следует поступить в соответствии с этим предположением, и совершить два земных поклона после приветствия. Если же он не склоняется ни к одному из возможных вариантов, то он должен остановиться на том, в чем он уверен, и совершить два земных поклона до приветствия.
‘Ата, аль-Ауза‘и, аш-Ша‘би, Абу Ханифа, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, а также ‘Абдуллах ибн ‘Амр считали, что если молящийся испытывает сомнения, не склоняясь ни к какому из вариантов, то он должен совершить намаз заново. Об этом сообщил аль-Махди в “аль-Бахре”. Если же он склоняется к одному из возможных вариантов, то должен опираться на то, что ему кажется правильным. Это мнение он передал от имени Ибн ‘Умара, Абу Хурейры, Джабира ибн Йазида, Ибрахима ан-Наха‘и, Абу Ханифы и др.
Нередко люди испытывают сомнение, если они опаздывают на начало намаза и присоединяются к имаму, когда тот совершает поясной поклон. Как мы уже отмечали ранее, если опоздавший успел присоединиться к имаму в поясном поклоне до того, как тот начал выпрямляться, то данный рак‘ат засчитывается ему. В противном случае он должен восполнить его после того, как имам завершит молитву. Если же человек сомневается в том, что он успел застать имама в поясном поклоне, и не склоняется к одному из двух вариантов, то он должен опираться на то, в чем уверен, и не засчитывать этот рак‘ат. При этом земные поклоны полагается совершить до приветствия. Если же он склоняется к какому-либо варианту, то ему следует поступить в соответствии с этим предположением и совершить земные поклоны после приветствия.
Следует знать, что если молящийся испытал сомнение и поступил в соответствии с изложенными выше правилами, а затем ему стало ясно, что он поступил правильно, ничего не прибавив к намазу и не убавив от него, то, согласно мнению некоторых ученых, он не должен совершать земные поклоны для невнимательных. Причина, обязывавшая его совершить их, исчезла, и поэтому в них больше нет необходимости. Согласно другому суждению, ему все равно следует совершить эти поклоны, чтобы тем самым унизить сатану, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для сатаны». Кроме того, на протяжении части намаза он испытывал сомнения, что, безусловно, является недостатком. Поэтому шейх Мухаммад ибн Салих отдал предпочтение этому мнению. Аш-Шаукани отметил, что в пользу такого суждения свидетельствует и восходящий хадис, переданный Абу Давудом со слов Зейда ибн Аслама: «Если кто-либо из вас испытает сомнение в намазе, а затем ему станет ясно, что он совершил три рак‘ата, пусть встанет и совершит еще один рак‘ат вместе с его земными поклонами. Потом пусть сядет и прочтет ташаххуд. Когда же он завершит его и ему останется лишь произнести приветствие, пусть сидя совершит два земных поклона, а уже затем произнесет приветствие». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 110-112.
Если забыл сколько ракаатов сделал в намазе что делать
Это и есть Истина! 56:95! запись закреплена
Что делать при сомнении во время молитвы в количестве совершенных ракаатов
Вопрос: Как мы должны завершить молитву, во время которой сомневаемся в количестве совершенных ракаатов? Некоторые говорят: следует в конце молитвы сделать один таслим (произнесение слов «Ассаламу ‘алейкум…»), а после него сделать поклоны для невнимательных. Другие же говорят: нужно сначала закончить молитву, а потом уже сделать поклоны для невнимательных. Этот вопрос серьезный и запутанный для нас, мы надеемся, что вы разъясните его.
•Ответ: Хвала Аллаху. Поклоны для невнимательных являются обязательными при добавке к молитве чего-либо по невнимательности, или при убавке чего-либо из нее, или при сомнении в количестве совершенных ракаатов. Ваш вопрос о сомнении в количестве совершенных ракаатов, и ответ на это следующий:
►Во-первых: Что такое сомнение? Сомнение (шакк) – это колебание между достаточно-вероятными или равновероятными положениями.
►Во-вторых: Тот, кто сомневается в количестве совершенных ракаатов уже после окончания молитвы, тому не следует обращать внимания на эти сомнения. Например, кто-то закончил молиться обеденную молитву, а потом, после ее окончания, стал сомневаться: я помолился три ракаата или четыре? Этот человек не должен обращать внимания на эти сомнения, кроме как если будет какое-либо подтверждение этому, или если он будет уверен, что помолился меньше.
Будь то иначе, были бы открыты двери для наущений и добавкам к поклонению.
►В-третьих: Положение того, кто сомневается в количестве совершенных ракаатов во время самой молитвы бывает двух видов:
••Первый вид: Когда человек может подумать и что-то одно станет для него более вероятным. В таком случае ему нужно продолжить согласно тому количеству, которое он посчитал более вероятным, а потом совершает поклоны для невнимательных после произнесения слов приветствия. Довод на это – передал Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился и (случайно) прибавил (к необходимому количеству ракаатов) или убавил, после произнесения слов приветствия ему сказали «О Посланник Аллаха, случилось ли в молитве что-либо? (т.е. изменилось ли количество ракаатов)» Он спросил: «В чем дело?» Они сказали: «Ты помолился так-то так-то». Он сел, повернулся к Къибле, сделал два земных поклона и дал салам. После этого, повернувшись к нам лицом, сказал: «Если бы случилось что-либо в молитве (т.е. если бы количество ракаатов изменилось), то я сообщил бы вам. Однако (дело в том), что я просто человек, такой же как вы – забываю, как забываете и вы, поэтому если я забуду – напомните мне. Если один из вас сомневается (в количестве совершенных ракаатов) во время молитвы, то пусть (подумает и) постарается узнать правильное (количество) и продолжит молитву, потом произнесет слова приветствия и сделает два земных поклона». (Аль-Бухари)
••Второй вид: Если ни одно из двух возможных количеств не стало для него более вероятным. vk.com/istina_eto В таком случае он должен выбрать то количество из двух, которое меньше и домолиться согласно этому количеству, а до произнесения слов приветствия сделать два земных поклона. Как, например, если молился обеденную молитву и во время молитвы засомневался: помолился только три ракаата или уже четыре? – и он не склонился ни к одному из двух вероятностей. Ему следует выбрать то, что меньше и домаливаться согласно ему, в этом случае – это три ракаата, этому человеку нужно помолиться еще один ракаат и в конце молитвы сесть на ташаххуд, а потом сделать два поклона для невнимательных перед тем как дать салам.
Доводом на это служит то, что передал Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас сомневается в молитве и не знает сколько ракаатов он совершил: три или четыре, то пусть отбросит сомнения и продолжит согласно тому (количеству ракаатов), в (совершении которых) он уверен, а затем ему следует сделать два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если же в итоге окажется, что он помолился пять (ракаатов), то (два поклона) доведут его молитву до четного (количества ракаатов), если же окажется что он помолился четыре ракаата, то эти два поклона будут унижением для шайтана» (Муслим).
Унижение для шайтана т.е. это расстроит шайтана, унизит его и отправит обратно отвергнутым, чьи планы обмануть молящегося оказались тщетны. См. Имам Ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» (5/60).(31)
Шейх аль-Мунаджид
#фетвы@istina_eto #намаз #namaz #ошибки_в_намазе #фикх #fiqh #фикх_молитва@istina_eto #мунаджид #сахв #саху
Как поступить, если забыл точное количество совершённых ракаатов?
Вопрос № 254:
«Что делать, если молящийся запутался в количестве совершённых в молитве ракаатов?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы обсуждали похожий вопрос, говоря о земном поклоне для искупления ошибки в намазе — саджда ас-саху. Для совершения саджда ас-саху есть три причины: «Суджуд ас-саху является узаконенным в случае сомнения, увеличения или уменьшения чего-то в молитве».
Однако данный вопрос более конкретный, он касается того человека, который запутался и не знает, сколько ракаатов он совершил. В таком случае возможны два варианта.
Первый. Человек не склоняется ни к одному из мнений о том, сколько же ракаатов он сделал. В этом случае ему нужно следовать хадису, приведенному в достоверном сборнике имама Муслима. Пророк ﷺ сказал: «Пусть он оставит сомнительное и основывается на том, в чем он уверен»[1]. Например, если человек сомневается, два или три ракаата он совершил, то за основу ему следует взять два ракаата, поскольку в их совершении он уверен, а сомнительное оставить.
Второй. У человека есть сомнения, однако он больше склоняется к одному из мнений. В таком случае он следует тому мнению, которое перевешивает.
И в том, и в другом случае он делает саджда ас-саху. Однако относительно того, когда его следует совершать: до или после саляма, — у ученых есть разногласия. Самое сильное мнение заключается в том, чтобы сделать суджуд ас-саху до того, как дать салям, кроме ситуации, когда ты думаешь, что сделал меньше или совершил упущение в молитве, тогда делай саджда ас-саху после саляма.
Здесь возникает вопрос. Если человек забыл сделать саджда ас-саху и до, и после саляма, когда он может его сделать? В течение какого времени он может вернуться к этой молитве и сделать саджда ас-саху? Большинство ученых считает, что саджда ас-саху совершается, если между окончанием молитвы и моментом, когда человек вспомнил об этом суджуде, прошел небольшой период времени. Например, если человек вышел из мечети и дошел до дома, или принимает пищу, или занимается какими-то другими делами, то это уже значительный период времени. А если он находится в мечети и вспомнил о саджда ас-саху сразу после азкаров или после совершения сунны, то он может вернуться к молитве и сделать саджда ас-саху.
Другие ученые сказали, что если человек вспомнил, что в какой-то молитве у него был недостаток, — даже через сутки, даже через десять лет, — то он может совершить саджда ас-саху, и это мнение Шейх аль-Исляма Ибн Таймийи, да помилует его Аллах.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
10 Джумада ас-сани 1441 г. (04.02.2020)
[1] Сахих Муслима, хадис № 571.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]