Есть ли что то такое чем я особенно горжусь
100 достижений, которыми я горжусь
Сначала был ступор, а потом подумал, не все же они должны быть связаны именно с гитарой. И не все же должны быть одобрены хейтерами. Это ведь мой путь. Ну вот и попробовал.
Можете ли Вы составить что-то подобное о себе? Получается прямо досье какое-то.
1. В этом году посадил более 10 деревьев.
2. Разрешил себе накопить на ТЕСЛУ
3. Лего майнстормс уже купил, накопив вместе с детьми
4. Выступил со старшим сыном в публичном концерте
5. Освоил основы профессионального вокала
6. Освоил основы дирижирования в Минской академии музыки
7. Сочинил около 10 пьес для гитары (в том числе «Детский альбом»)
8. Организовал детский гитарный оркестр в Иффецхайме (Германия)
9. Послал комменданта общежития филармонии (про себя)
10. Уволился из Белгосфилармонии
11. Примерно за 2-3 года прошел 7-летний курс обучения игре на гитаре в ДМШ (класс Владимира Мальганова)
12. Повлиял на изменение погоды силой мысли (по крайней мере солнце стало светить ярче в тот день)
13. Женился на девушке из другой страны, встречаясь на расстоянии более 5 лет
14. Поработал в Москве в 2010
15. Сел в крайслер и уехал открывать «новые горизонты» в Европу (2010)
16. Окончил Высшую школу музыки в Карлсруэ (Германия, 2012)
17. Впервые стал ходить под парусом на Черном море (2016)
18. Продал веб сайт технологичной компании (2009)
19. В детском возрасте с нуля обучил свою собаку профессиональным командам (более 20), также научил ее жевать жвачку и петь песни под баян
20. Дирижировал Национальным оркестром белорусских народных инструментов на своем гос экзамене по дирижированию в большом зале Белгосфилармонии
21. Организовал и отыграл не менее пяти сольных проектов в Белгосфилармонии («Гитарный треугольник», «Королева гитара», пр.)
22. Сегодня уместил в животе около килограмма немытой, но ооочень сладкой клубники. Был легок на подъем целый день)
23. Продолжаю обучение, прошел курс ЦЕХ БМ (2016)
24. Записал ряд видео моих учеников
25. Отработал в качестве члена жюри в конкурсе гитаристов ГИТАС (Киев)
26. Починил 6-цилиндровый двигатель (почти капремонт) Крайслер на коленке в деревне у забора дяди Степы
27. Первым в истории родного города выступил с сольным концертом на сцене городского концертного зала (Пинск, ca.1997, класс Владимира Мальганова)
28. Прошел недельные курсы гитары в классе профессора Андреаса фон Вангенхайма в г. Хаммельбург (2012)
29. Организовал гитарный веб сайт Королева Гитара
30. Создал онлайн курс «Обучение игре на гитаре для мам» – для тех, кто сидит дома с ребенком дошкольного возраста и хочет научить и научиться играть на гитаре.
31. Организовал онлайн конференцию гитаристов «Гитарная концентрация» (2015)
33. Сделал несколько партитур для разных оркестров
34. Научился работать с видео редакторами
35. Упал с лошади, прокатился по земле 200 метров, но ее не отпустил
37. Пригнал несколько авто из Германии
38. Вкусил «Работу на камнях»
39. Был инициатором постройки теплицы, которая планировалась годы
40. Получил 3 балла по спец в консе и растроился)))
41. Получил блестящие оценки по ансамблям
42. Выступал в ансамбле с Марко и Юсуке
43. Взял интервью у ряда белорусских музыкантов
44. Начал чуточку разбираться в музыке
45. Стал папой дважды!
46. Окончил курсы массажа
47. Научился торговаться в MediaMarkt
48. Изучил десяток бизнес книг
49. Получил белый пояс по Каратэ До и Киокушинкай
50. Занял призовое место на городской олимпиаде по физике (г. Пинск, 1996)
51. Стал дедом Морозом из-за чего не поехал на областную олимпиаду по физике
52. Научился находить общий язык с детками от 2 лет на предмет преподавания игры на гитаре
53. Научился удалять свои резкие сообщения в ответ хейтерам
54. Приблизился к тому, чтобы гнуть свою линию
55. Научился составлять план и следовать ему
56. Научился работать в команде
57. Научился ставить некоторые задачи
58. Научился ставить цели
59. Проникся идеей полета на Марс
60. Принялся строить свой робот (мечта детства реализуется)
61. Удалось посетить концерт Пако де Лусия
62. Научился находить контакт с людьми и решать проблемы
63. Научился добывать красивый звук из своей гитары
64. Научился делать бендинг на электрогитаре)
65. Проникся Блюзом, Босой, электронной музыкой
66. Понял, что имею все, что нужно для реализации любой цели
67. Изучил немецкий язык
68. Продолжаю петь песни на белорусском
69. Окончил школу по баяну
70. Не вернул книгу в школьную библиотеку «Занимательная кибернетика»
71. Научился не быть злым и агрессивным, когда не высплюсь
72. Научился ценить красоту, молодость, детство, жизнь, красивые мысли, окружение и наслаждаться этим
73. Понял, что нужно торговаться за свою зарплату. Делаю это.
74. Поставил 10 амбициозных целей на 12 месяцев
75. С удовольствием пел в профессиональном камерном хоре Гродненской капеллы.
76. Исполнил концерт для гитары с оркестром Вилы-Лобоса
77. Научил некоторых своих учеников сочинять на гитаре
78. Вывел ряд учеников на сцену
79. Научился заряжать позитивом и вдохновением (пока не всех)
80. Зарядил аккумулятор на солнце на трассе Москва-Минск (когда вышел из строя генератор)
81. Сменил 7 общеобразовательных школ в детстве
82. Взял мастер класс у Карло Маркеоне и Роберто Аусселя в г. Никшич (Черногория)
83. Посетил концерт Роланда Диенса (Никшич, Черногория)
84. Завел массу знакомств в Беларуси, Украине, России, Европе
85. Запланировал мероприятие, которого ещё никто никогда не делал (онлайн конкурс педагогов с призами и плюшками)
86. Сделал ряд переложений для гитары с другими инструментами (номера из балета «Гаянэ», песня «Касиу Ясь», бразильская «Um e zero», пр.)
87. Принимал участие в гитарных гастролях класса гитары К.О.Успенского по городам Беларуси
88. Работал с солистами минского ансамбля «Классик Авангард»
89. Скопил коллекцию из 5 различных гитар
90. Привил детям любовь к музыке
91. Построил ряд мебельных гарнитур
92. Снял несколько полезных видео для начинающих гитаристов
93. Освоил различные подходы в обучении игре на гитаре в Германии
94. Освоил трехпалую систему игры на гитаре
95. Поддержал из своих ресурсов подарками членов жюри Минского открытого конкурса гитаристов
96. Окончил Высшую школу музыки в Карлсруэ в классе проф. Андреаса фон Вангейнхайма (Германия)
98. Научился слушать
99. Сделал вывод, что все, что люди говорят о других, они говорят о себе
7 серьезных вещей, которыми можно гордиться к 25
Грустно, что ценность образования в нашей стране практически нулевая, однако твои дипломы и награды — сигнал о том, что ты ответственный и усидчивый. Доказательство того, что ты умеешь и можешь учиться, что ты сможешь преодолеть давление и найти выход в сложной ситуации. Гордись тем, что ты несколько лет грыз гранит науки и довел дело до конца. А в процессе прохавал жизнь и повеселился на годы вперед.
А мог просить милостыню и выжимать спирт из влажных салфеток с помойки. Ты не просишь денег у родителей, не живешь за счет подруги, не воруешь и стал здоровым и ответственным гражданином — это большая ценность, и нельзя ее игнорировать. Ты даже начал потихоньку собирать средства для своих мечтаний. Отпуск, одежда, авто — что угодно. Главное, что сам. Ты достаточно ответственный, чтобы уже получать стаж и качать карьеру. Ты справился, не упал, и это повод для гордости. В условиях высокого уровня безработицы и задыхающихся от бедности регионов ты нашел способ заработать как минимум на интернет и читаешь это — красавчик.
Ты проводишь время не за просмотром мемасиков и фильмов Сарика Андреасяна — ты читаешь электронный журнал. Ты хочешь развиваться и узнавать новое, хочешь делиться своим мнением, и тебе есть что сказать. Ты много знаешь, много видел и читал; с тобой есть о чем поговорить. Это большое достижение — таким просто необходимо гордиться. Это здорово, что ты читаешь именно наш журнал, но все, кто старается поглощать качественную информацию, независимо от издания, достойны уважения.
К сожалению, во всем мире популярность психотропных веществ высока. Да так, что провоцирует постоянный рост смертности. Остановиться на разовом употреблении или на относительно безопасных вариантах получается редко. А мы знаем, что ты точно не пошел далеко: крокодилозависимые не в состоянии читать, как, впрочем, и героиновые наркоманы и иже с ними. Твоя выдержка и твой разум уберегли тебя от ужасной судьбы и гадкой смерти, ты не поддался и не дал слабины — гордись этим.
Чем старше мы, тем больше конфликтов возникает с близкими родственниками. Мы не оправдываем ожиданий наших родителей, и им тяжело это принять. Они люди старой закалки и привыкли расставаться с теми, кто им больше не нужен, но от детей же не отказаться. А если ты и вовсе звонишь родителям каждую неделю и часто их навещаешь — красавчик. Это повод гордиться собой. Это же касается подружки, жены или просто сожительницы. Ты не один. В этом огромном мире ты сумел найти пару, которая подходит тебе во всем, и тебе хватило мужества показать ей свои слабые стороны. Респект, дружище.
Ты социально ответственный гражданин. Ты платишь за то, что потребляешь, и вносишь свою лепту в развитие страны. И пусть не все доходит до казны — ты стараешься сделать свой дом лучше. Ты влезаешь в долги, ты думаешь о завтрашнем дне, ты можешь выжить сам — это круто. Съемная или ипотека, но если ты живешь сам, без родителей и они не помогают тебе платить по счетам, то ты крут втройне. В твоем возрасте ребята только-только закончили универ и не готовы выпорхнуть из родительской хрущевки, а ты уже выработал схемы и лайфхаки. Не ты боишься жизни — ей стоит опасаться тебя.
Отвечаем на вопрос рекрутера: «Чем вы гордитесь больше всего?»
Как рассказать рекрутеру о том, что вызывает у вас гордость.
Собеседование для рекрутера — это не только возможность понять уровень профессионализма, но и оценить личные качества кандидата. Для многих компаний важно, чтобы нанимаемый сотрудник был хорошим специалистом, приятным в общении человеком с похожим мировоззрением и моральными жизненными устоями.
Поэтому будьте готовы ответить на распространенные вопросы на собеседовании, а также немного выйти за рамки и рассказать, чем вы гордитесь больше всего в жизни, какой личный или общественный проект занимает на «полке достижений» главенствующее место.
Work.ua подскажет, как лучше ответить на этот вопрос, чтобы приятно удивить и заинтересовать рекрутера и будущее начальство.
1. Возьмите тайм-аут
Позвольте себе взять небольшую паузу перед тем, как дать ответ. Подумайте о самом ярком проекте, о самой запоминающейся точке в вашей карьере. Вспомните примеры из личной жизни. Выберите то, что по вашему мнению заслуживает внимания.
Ответ позволит рекрутеру больше узнать о вас, понять, какими жизненными правилами вы руководствуетесь, что заставляет вас чувствовать гордость, и о чем вы готовы говорить с энтузиазмом и «огнем» в глазах.
2. Говорите без стеснения
Вы похудели на 30 кг, спасли тонущего щенка, выучили наизусть все неправильные глаголы английского языка, получили степень почетного члена Ассоциации пчеловодов, в одиночку воспитали тройню? Смело рассказывайте об этих успехах. Кто знает, возможно, ваш будущий шеф тоже любит пчел или не мыслит жизни без любимого пса!
Ни в коем случае не говорите, что гордиться вам нечем. У каждого человека найдется хотя бы небольшой повод для демонстрации своих добродетелей. Не уходите от ответа, покажите себя открытым и не закомплексованным профессионалом, который не просто хорошо справляется с рабочими обязанностями, но также приятен в общении и готов к новым знакомствам и свершениям. Возьмите за правило слова американского драматурга Джеффри Линдсея:
3. Превратите свой ответ в историю
«Я горжусь своими цветами» или «Я горжусь победой в соревнованиях», — это не ваш вариант. Расскажите, какие именно цветы вы выращиваете, почему вы считаете это достижением, объясните, какого трудоемкого ухода требуют эти растения, чтобы получить красивый бутон.
Опишите, как вы готовились к соревнованиям, сколько сил было потрачено, как тяжело далась победа. Такая история, манера рассказа и стиль изложения позволят рекрутеру понять ваш характер и увидеть перспективы для развития.
Когда соискатель заинтересован в общении и готов рассказать интересную историю, это характеризует его как коммуникабельного и бойкого сотрудника, который не сдается при возникновении сложностей.
Чем вы гордитесь больше всего? Как правильно ответить на собеседовании?
Если у вас мало времени, чтобы подготовиться к интервью, обдумайте ответ на главный вопрос: “Какими достижениями вы гордитесь больше всего?”
Худшая вещь, которую можно сделать, это встретить вопрос интервьюера пустым взглядом.
Поэтому постарайтесь вспомнить как можно больше достижений, которыми вы гордитесь.
Но если вы не работаете в продажах или в другой сфере с измеримым результатом, возможно, вам в голову придут лишь неопределенные утверждения.
Приведенные ниже вопросы помогут конкретизировать успехи и определить, какой из них является самым красноречивым и достойным того, чтобы упомянуть его в интервью.
Это конкретный пример?
Допустим, вы ответили, что гордитесь командой, которую создали, или рабочим процессом, который улучшили. Это слишком общие ответы. Вам необходимо добавить деталей. Проиллюстрируйте свои примеры.
Почему я горжусь этим?
Поясните каждый пример как можно более детально. Например, почему ваша команда оказалась лучшей? Создание команды повлияло на рост показателей удовлетворенности клиентов? Или руководство высоко оценивало ваши успехи? Расскажите, за что именно вы испытываете гордость и почему.
Чем я горжусь больше всего?
Теперь пришло время сократить список и решить, что было наиболее плодотворным в вашей карьере. Это не означает, что вы придаете меньше значения всему остальному, но для ответа на интервью придется выбрать что-то одно.
Работодатели часто оценивают ваши ответы на основе того, как внимательно вы слушаете и насколько хорошо выражаете свои мысли.
Как рассказать об этом четко, ясно и лаконично?
Теперь самая трудная часть. Вы же не хотите рассусоливать о своих достижениях, но вам нужно представить достаточно информации, чтобы впечатлить собеседника.
Действуйте по схеме: ситуация – задача – действия – результат.
Сначала очень кратко, в течение 15 секунд или меньше, опишите ситуацию и задачу, которая перед вами стояла.
Затем потратьте чуть больше времени, скажем, 30-40 секунд на то, чтобы перечислить действия, которые вы предприняли и описать полученный результат. Чтобы сделать это сообщение коротким, нужно тщательно подобрать каждое слово, и исключить все лишнее.
Что говорить, если моя работа не предполагает конкретный результат?
Это распространенная проблема. Когда люди слышат слово «результат», они часто думают: «Но не могу выразить свои достижения в цифрах!». Это весьма поверхностный взгляд на истинную результативность. Всегда есть конечная цель, на которую влияет то, что вы делаете каждый день.
Если вы заполняете документы для начисления заработной платы, вы делаете работу, которая позволяет остальным сотрудникам вовремя получать зарплату. Если вы организовываете встречи руководителя, вы формируете грамотное расписание, чтобы ваш босс выполнял свою работу эффективно и качественно.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Это и есть конечная цель, которая влияет на все, что вы делаете, причем она необязательно должна быть чем-то уникальным или потрясающим.
Повседневный функционал имеет существенное значение для достижения конечной цели, иначе вам просто не платили бы зарплату!
Не впадайте в ступор, когда вас просят рассказать о ваших достижениях. Если вы хорошо подготовились, вы сможете дать ответ, который ожидает интервьюер – конкретный и ориентированный на результат.
Педагог Дима Зицер: Почему «Я горжусь тобой» — это фраза-ловушка
«Я горжусь тобой»
С годами понимаешь, что, как сказал Борис Борисыч Гребенщиков, «нет ни печали, ни зла, ни гордости, ни обиды». Гордость – чувство иррациональное, оно никуда нас не ведет. Я горжусь, что я – русский, еврей, женщина, мужчина. Примеры довольно простые, но очень частые. И идеально демонстрируют гордость в чистом виде. Ну что мне гордиться, что я – мужчина? Или что я родился в той или иной стране?
Пример того, как я существую не сам по себе, а связанный с какими-то факторами, чаще всего внешними. Здесь очень сильная привязка к собственному эго. Гордость и эго – неразрывные вещи. То, что связано с работой над собой, с талантами, которыми я пользуюсь и которые развиваю, это самость. А если я говорю, что горжусь тем, что я – дяденька или тетенька, я говорю не о самости, а о данности.
Дима Зицер. Фото: detki.cz
Совсем другой разговор может возникнуть, если мы скажем: «Моя женственность проявляется в конкретных вещах», «Моя русскость проявляется в том, что на каждый случай у меня есть цитата Александра Сергеевича, я над этим работаю, я понимаю, что такое сложный и интересный русский характер». Тогда появляюсь я.
У человека помимо гордости существует удовлетворение. Когда Пушкин восклицает: «Ай да Сашка, ай да сукин сын!», мне кажется, это не гордость. Он сделал что-то, чего от себя не ожидал. Чаще всего в этот момент мы не гордимся, а обалдеваем от счастья. Это совсем другое ощущение. Почему нам радостно, когда у близкого человека есть какое-то сумасшедшее достижение, важное для него? Потому что это часть меня, часть моей жизни.
Но гордиться, в смысле «Поднажми еще немного, и я тобой загоржусь» – здесь опасность попасть в ловушку очень, очень велика. Потому что с другой стороны лежит «Ты так меня огорчил!».
Две стороны одной медали. Это учит нас жить для того, чтобы мама либо гордилась, либо не огорчалась.
«Я так тобой горжусь» для ребенка, конечно, конфетка, как любая похвала, на психологическом и химическом уровне. Здесь сразу происходит закрепление. И это ощущение хочется повторить. Особенно до семи лет, в ту пору, когда мама и папа очень-очень важны. Когда настолько важно мамино поощрение, улыбка, что я физически себя хорошо чувствую от этого.
Давайте вернемся к примеру с хоккеистом. Итак, человек играет в хоккей. И во время последнего матча всего один день в их городе проходят гастроли японского театра. У него есть возможность отыграть матч или сходить на блистательный спектакль, который только сегодня и здесь, и вообще интерес его жизни. Пойти в театр прикольно. Но мама гордиться не будет.
А вообще-то, если мы переходим на язык гордящихся, повод для гордости огромный: осознать мои ощущения, мой интерес! Это такая крутость, что я способен отложить что-то и за этим интересом пойти. Не на мордобитие, не на стриптиз, заметьте, а в театр. Но мама не будет гордиться! Мама так ждала, так ждала, что ее Саша/Вася/Петя/Дима наконец-то блеснет! Тетю Розу позвала из соседнего города посмотреть. И вместо гордости возникает позор. Ловушка, конечно, более сложная, чем «Ты – молодец» или «Ты – идиот». «Я тебя одобряю», вот что это такое с точки зрения месседжа.
Я далек от того, чтобы сказать: «Нельзя этого говорить». Все слова в русском языке прекрасны. Важно, чтобы ребенок понимал, что вы имеете в виду. Расскажите, что значит «Я тобой горжусь». Как грудь вашу переполняет теплом, как вы хотите улыбаться, как вам хочется его обнять, потому что ему так круто.
«Ты – молодец»
Когда мы говорим короткими фразами, речь идет о сигнальной системе. «Я получил пять». – «Молодец!» Все, мы хотим быстрее закончить разговор и обратно в фейсбук или к котлетам. Человеческая обратная связь предполагает более сложное погружение. «Ты – молодец» – самая простая оценка, самый простой капканчик.
Мы в школе с учителями много говорили о том, что такая прямая, сигнальная похвала – ровно то же самое, что сказать человеку: «Ты – идиот!», просто работает в разные стороны. Это обесценивание. Включение минимальной рефлексии, очень простой путь.
Мы все так действуем не потому, что мы плохие. Мы срезаем углы, любую фигуру стремимся сделать более простой.
В семейной жизни, например, скорчил рожу, и она поняла, что не так себя ведет. А так, надо же поговорить, подумать, что ты хочешь сказать. Может, это вообще твой личный «баг». В этот момент начинается рефлексия. И вместо секунды я трачу десять минут. А я ведь стремлюсь к упрощению: «Я это сказал, и ребенок так поступил». «Не прочтешь стишок, гулять не пойдешь». Отлично! Простейшая система, и он ведь, действительно, до поры до времени прочтет вам этот стишок, потому что хочется гулять. Это плохо? Да, плохо. Но для того, чтобы мы открыли, что это больше вредит, чем приносит пользу, нам хотя бы минимально нужно усомниться.
Мы не должны бояться разговаривать. Мы привыкли не разговаривать, привыкли существовать в рамках сигнальной системы координат: сейчас я доволен, сейчас я недоволен, сейчас у меня, как у Стругацких, пароксизм довольства. Я посмотрел твой дневник: «Пять, пять, пять, отлично, все, молодец, иди, поиграй со сверстниками, папа смотрит КВН». И это происходит не потому, что мы плохие, а потому что мы привыкли. Эта система координат диктуется отовсюду: из телека, из радио, с билбордов.
Конечно, дети чувствуют, когда мы говорим им это, лишь бы отвязаться. Но они с такой скоростью учатся! Сколько раз нужно повторить «Ты – молодец», чтобы ребенок сказал себе: «Так это я ошибаюсь. Мама ведь не может ошибаться».
Это все тот же вечный пример с едой: когда я встаю из-за стола и ухожу, а мама говорит: «Надо доесть». В первый раз я точно знаю, что не хочу есть, но мама же так говорит. Жизнь сложнее, чем я думал! Второй раз, третий, четвертый, на пятый я делаю однозначный вывод: «Надо доесть». Мы очень талантливые все. И в этом смысле вспоминаем Жванецкого: «Сел на мое место, сам заговорил». Ребенок оказывается в понятной системе координат, сигнальной.
Это вообще не обратная связь, к обратной связи эта фраза не имеет никакого отношения. Мама спрашивает: «Как дела в школе?» В какой-то момент даже заклятый двоечник перестает бояться этого вопроса: мама ничего не имеет в виду, всего лишь надо сказать: «Нормально», и продолжения разговора не последует. Мы говорим о плохой маме сейчас? Нет, мы говорим об очень хорошей маме, которая находится в этой сигнальной системе.
«Куда отдать ребенка?»
Я по первому образованию филолог, соответственно мне кажется, что слова очень важны. В частности, глаголы. Удивительным образом все начинает меняться, если мы меняем форму глагола. Попробуйте сказать: «В какую школу он пойдет», честное слово, в этот момент меняется содержание. Вместо объекта появляется субъект. «Я отправляю его в лагерь». Ну вот, дальний багаж я куда-то отправляю. Или «в какой лагерь он едет?».
На это нужна еще меньшая рефлексия. Более того, это можно делать сознательно. Можно дочитать этот текст, пораздражаться, а потом сказать: «Я попробую». В разговоре с подружкой вместо «Я отправила его в кружок» сказать «Он пошел в кружок».
Это изменит разговор. Самое прикольное, что вся эта объектность наблюдается не у каких-то необразованных, диких родителей, это происходит у всех. Это и про меня пример тоже, я сам себя рулю бесконечно.
В тот момент, когда меняется глагол, возникает возможность выбора. Почему? Это же та же самая пресловутая родительская ответственность, про которую никто не может объяснить. Перед кем ответственность? Что за ответственность?
Если я выбираю ему школу, значит, я – несчастная мать или отец, ужасно страдаю, хочу, чтобы в школе все было хорошо. Другое дело, если он выбирает школу, а я на его стороне.
Я – его помощник, я умею что-то, чего он еще не умеет, могу ему это передать, поддержать, дать сил. Он выбирает, я с ним иду в эту школу.
И тогда возникает странная история: можно с людьми поговорить, посомневаться, показать ему то и это, вот здесь он не заметил, а тут я не заметила, он мне показал. Счастье. В противном случае мы опять срезаем углы, делаем дорожку более ровной и понятной. А ведь в углах самое интересное и происходит. Это же и есть общение, вообще-то.
«Ты же девочка»
Я вообще не понимаю, зачем надо говорить на уровне гениталий. Мы в этот момент говорим не о личности, ей-богу, а о первичных половых признаках. Это очень странно и влечет за собой дикое ограничение. Расскажу историю про собственную дочь. Это было в школе, день рождения у какого-то ребенка. И пришли его бабушка и дедушка. Дедушка – бывший военный и бабушка, жена полковника, все как положено. Эмме моей было лет шесть-семь. У Эммы с волосами всегда сложная история, тогда она их не расчесывала, у нее была идея, что они должны сами расти. И вот нерасчесанная Эмма идет мимо бабушки, которая проглотила стержень. А мы наблюдаем это с другой стороны коридора.
– Девочка, почему ты не причесана?
Эмма вместо вопроса «Зачем?» корчит рожу. Бабушка продолжает:
– Любая девочка должна быть причесана!
– Но это тебе любой доктор скажет!
Эмма, уже уходя, через плечо смотрит на нее и с такой жалостью говорит:
– Ну а доктор-то здесь при чем?
Вот, собственно, и все. В этот момент бабушка надавила на все кнопки, а они оказались недействующими. Уверен, что это лучшая бабушка в мире. Что она хотела сделать? Она хотела включить те самые сигналы, которые должны быть сформированы, в ее фантазии, у человека женского пола в шесть лет.
Родитель в этот момент, конечно, создает огромный комплекс на будущее. Лишает человека права на собственные проявления вообще. Потому что это очень быстрая форма, я научаюсь этому мгновенно: «А вот сейчас я веду себя как девочка? А может, нет?» Причем «не как девочка» – автоматически плохо.
С мальчиками та же история. Почему возникает грубость и агрессия? Потому что мы «должны». Должны нести на себе гордое звание мужика. Не плакать – полбеды. Мне обязательно надо быть циничным и грубым. Я не могу позволить себе нежность. И в какой-то момент я понимаю, что только так и могу жить. Я должен, потому что это обязательный набор. Это закрепляется очень быстро, за два-три раза. Потому что, к сожалению, мы это произносим, пока они совсем маленькие, когда каждое наше слово – это слово богов с Олимпа или с горы Сион и безусловно накладывается на все остальное.
По себе помню: ты стоишь, плачешь, а взрослые, желая тебя поддержать, говорят: «Ты же мужик, не плачь». А тебе четыре года. И тебе еще горше.
Что еще? Что взрослые, которые произносят эту фразу, сами в нее верят, бедняги. И здесь возникает история про подражание: «Хочу быть, как мама, хочу быть, как папа», и получается «Не женское это дело, не мужское это дело». Эта фраза страшнее, чем все, про что мы говорили до сих пор.
Любые гендерные штуки, которые закладывают комплексы и принижают другой пол, опасны. «Ты че, баба?» – говорит папа мальчику. В этот момент у ребенка закладывается дикая модель: я не имею права на чувства, я не должен быть, как они. Более того, у мужиков возникает еще более сложное чувство в нынешнем нашем обществе: «Я здесь решаю!»
Когда мы говорим: «Ты же девочка», что мы имеем в виду? «Ты должна выглядеть так, чтобы понравиться!» А для чего еще девочке причесываться?!
Так мы и закладываем отношение девочки к себе как к объекту. И с мальчиками то же самое. Он ведь должен быть мужиком и не имеет права на собственные чувства. И она тоже всегда должна быть совершенно определенной. Роли расписаны, все «можно» и «нельзя» уже известны. Мы лишаем их права на себя, возможности завернуть за угол, подумать, остановиться, удивиться тому, какие они.
«А вот Петя…»
Во всем, о чем мы сегодня разговариваем, есть одна и та же история: ты неважен. Важен Петя, либо то, что скажет папа, либо родительское «я тобой горжусь», что угодно еще, кроме тебя самого.
В ситуации с Петей это немножко другая модель: я начинаю жить для Пети в этот момент. Петя получил пять, а я получил три. Отлично. Меня перестает в этот момент интересовать, собственно, содержание, мне надо обогнать Петю. «Может, ему руку сломать? Неплохая, кстати, идея. А я за месяц, пока рука будет заживать, дотянусь до Петиного уровня».
Происходит очередное обесценивание меня в собственных глазах. Понимание того, что я для мамы и папы важен, только если я существую в системе координат пятерок, четверок и уборки мусора. Я сам с собой могу играть в любые игры. Человек имеет право на все что угодно, если это не несет вреда другим людям. Есть только вопрос минимальной рефлексии, я настаиваю на этом.
Мужчинам будет понятен пример, если они будут это читать. Едем мы, скажем, по трассе, и вдруг почему-то нам очень хочется обогнать машину справа! Он нас подрезал, а мы его сейчас догоним и подрежем в ответ. Это не азарт, это просто базисный, животный инстинкт первым прийти к водопою. И больше ничего там нет. Значит ли это, что подобные чувства мы не должны испытывать? Вовсе нет. Только давайте дадим себе эти полсекунды на рефлексию: зачем я хочу это сделать?
Мальчик один в сочинении написал когда-то: «Я больше всего люблю бежать по высокой траве и орать». Отлично! Теперь иди и беги, и пусть тебя это радует на 100 процентов. А если я бегу, чтобы Петю обогнать, эта трава доставит намного меньше удовольствия. А если мне про этого Петю еще и твердят все время, что я ДОЛЖЕН его обогнать, меня начисто лишают удовольствия самому себе построить игру.
Я думаю, потенциально «опасных» фраз много, но по сути мне кажется важным совсем другое.
Можно говорить все что угодно. Почти. Но надо понимать, что при этом мы имеем в виду.
А для того, чтобы это понять, нужно остановиться на те самые полминутки и подумать, дать себе время для минимальной рефлексии. Просто проверить себя, подумать еще разок, чего мы хотим.