Есть мнение что техническая оснащенность сельского хозяйства в россии ниже чем
Техническая оснащенность сельского хозяйства
Объективные трудности земледелия в России, обусловленные суровым климатом, не способствуют техническому оснащению сельского хозяйства России. В отличие от Западной Европы и США, окупаемость техники в России гораздо ниже, а Московская власть никогда глубоко не вникала в проблемы крестьянства. В России (кроме небольшого промежутка Советского времени) никогда не велись серьезные исследования по созданию техники для сельского хозяйства, ограничивались адаптацией зарубежной техники к местным условиям. Качество адаптации, как правило, было низким из-за плохого металла, поступавшего на заводы сельскохозяйственного машиностроения.
Препятствовал развитию сельскохозяйственного машиностроения и технической оснащенности сельского хозяйства сверхдешевый, рабский труд крестьянства. Во всех странах, где оплата сельских тружеников низкая – низкая техническая оснащенность. Она экономически невыгодна. В России сегодняшнего дня ситуация аналогичная. Переход к технически оснащенному сельскому хозяйству будет очень болезненным – речь идет о сотнях миллиардов долларов.
Все сельскохозяйственные машины появились в странах с благоприятным для ведения сельского хозяйства климатом и имеют многовековую историю.
Согласно Плиния и Полладия, уже галлы применяли жатвенные машины. Римский плуг для отвальной вспашки был создан в I веке нашей эры.
К революции 1917 года сельскохозяйственных машин в российском селе особенно за Уралом, почти не было. В это время Европа и Америка уже практически полностью исключили ручной труд в сельском хозяйстве. Вот некоторые вехи истории создания и применения главных сельскохозяйственных машин.
Впервые соха появилась у восточных славян в начале 1 тысячелетия нашей эры. Славяне знали о применении различных безотвальных орудий соседями, однако использовали рала собственной конструкции, так как рало в модификациях западных славян не годилось для условий земледелия восточных славян, которые обрабатывали в основном лесные участки. На этих участках, где было значительное количество корней деревьев и камней, необходимо было легкое маневренное орудие. Таким орудием стала русская соха.
Прообразом русской сохи были различные конструкции рал и борона-суковатка, которую человек заставил двигаться в фиксированном положении. Количество зубьев сохи определялось, прежде всего, тягловой мощностью животных, в связи, с чем сохи весьма различались по конструктивному исполнению. Сохи в основном имели два зуба или раздвоенный конец, на которые надевали металлические ральники (рисунок 2). Остов сохи имел форму, позволяющую ральникам располагаться под углом к поверхности почвы.
Различие почв по физико-механическому составу, а также потребность в качественной обработке почвы способствовали в дальнейшем созданию многих видов русской сохи.
Различные типы сох имели свои народные названия, например, в 1885 году в Вятской губернии насчитывалось до 30 различных видов русской сохи — двуножка, зуевка, клопик, косуля, кунгурка, курашимка, леван, лемех, мосинский сабан, паслеговская соха, пермянка, полусабанок, туташевский сабан, чегадинка, черкуша, цапулька, колесуха и др.
Одной из разновидностей русской сохи является коловая соха (рисунок 3).
Рисунок 2 – Двузубая соха
Рисунок 3 – Коловая соха
Коловую соху применяли для распашки раскорчеванных и каменистых полей. На соху ставили узкие и длинные ральники, напоминающие своим видом долото или кол. Их называли «коловые ральники». Тягловое усилие снижалось тем, что ральники насаживались на рассоху не в одной плоскости, а так, чтобы почвенный пласт подрезался как снизу, так и сбоку. Глубина вспашки регулировалась подниманием или опусканием оглоблей. Коловая соха также применялась в период подсечной системы земледелия.
Русская соха стала универсальным орудием. Ею одинаково хорошо можно было обрабатывать и окультуренные почвы, и твердые «нетронутые» почвы на лесных участках.
В дальнейшей эволюции в конструкции русской сохи появилась перекладная палица (рисунок 4), которая практически выполняла роль отвала плуга. Это позволило еще больше расширить возможности русской сохи.
Рисунок 4 – Соха с палицей: 1 – ральник; 2 – рассоха; 3 – рогаль; 4 – оглобли; 5 – подвой; 6 – перекладная палица
Соха изображенная на рисунке 5 применялась в частных подворьях вплоть до 1940 – 1950 гг.
Она состоит из следующих частей: два сошника (с), надетые на рассоху (А), служат для подрезания пластов земли; чтобы отодвинуть пласты в сторону, ставится особая лопатка (палица) (В); она может перестанавливаться вправо и влево, и, таким образом, землю можно отваливать в одну или другую, или на обе стороны, смотря по желанию. Соха запрягается посредством оглобель, к которым и подтягивается помощью особых тяг (е), называемых подвоями, притужинами или струнами, делающимися из веревок или лозы, а также иногда из железных прутков. Изменение глубины хода сохи достигается укорачиванием или удлинением чресседельника или подтягиванием подвой.
Этой сохой можно было вспахать до 1 гектара в день, она также применялась как окучник и картофелекопатель. Косуля и татарский сабан также применялись в частных подворьях до 1940 – 1950 гг. (рисунки 6, 7).
Рисунок 7 – Татарский сабан
Летописцы не делали большого различия между ралами, сохами и плугами, часто одно и то же орудие различными летописцами называлось по-разному.
Украинский плуг откидывал пласт, не разрыхляя его, и почву дополнительно рыхлили ралом.
Определенное влияние на распространение и совершенствование плугов в России оказало Вольное экономическое общество, объявившее конкурс на «способнейший плуг для российских пахарей».
В результате этого в 1842 г. была разработана конструкция колонистского плуга (рис. 9).
Рисунок 9 – Колонистский плуг
Этот плуг был завершением успешной работы русских мастеров. В нем особенно нуждался юг России. Колонистский плуг имел передок с седлом, на которое опирался грядиль. Лемех, выполненный как одно целое с подошвой плуга, ставился полого к дну борозды и имел увеличенную ширину захвата – 22-27 см. Плуг отличался широкими полувинтовыми и комбинированными отвалами. Грядиль имел характерный для южнорусских плугов изгиб, предупреждающий забивание при работе. Эти особенности позволяли плугу одинаково хорошо обрабатывать целинные, залежные и задерненные земли.
Этот плуг охотно использовали переселенцы при освоении Сибири. Возможно, отсюда он получил свое название.
Создателем колонистского плуга был Георгий Ген. В 1884 г. он организовал выпуск этих плугов и внес в них много конструктивных изменений. Через 10 лет его сын основал в Одессе первый плугостроительный завод.
Этот плуг предназначался для вспашки старопахотных земель в центральной и северо-западной части России. По мере усовершенствования в начале XIX века он применялся во всех центральных районах России. Он был целиком изготовлен из металла. Высокая стойка позволяла хорошо запахивать навоз.
Приведем основные вехи в развитии плугостроения в России.
С 964 г. по конец XVIII века в различных источниках упоминаются такие орудия для обработки почвы, как рало, соха, «плужное железо», косуля, плуг с передком и отрезом.
гг. — изготовление различного рода почвоуглубителей. Тогда же Роман Циховский разработал двухъярусные плуги.
ГДЗ география 9 класс Алексеев, Низовцев, Ким Дрофа Задание: § 3 Сельское хозяйство Растениеводство
? Может ли российское сельское хозяйство полностью обеспечить страну продовольствием и сырьём?
Российская сельское хозяйство в целом может полностью обеспечить потребность страны продовольствием и сырьём, однако это будет достаточно ограниченный ассортимент продукции. К примеру, Россия, безусловно, может обеспечить себя продукцией животноводства и зернового хозяйства, однако климатические условия большей нашей страны не дают возможности выращивать ряд фруктовых и плодовых культур, риса, чая и так далее. Хотя и в отдельных регионах (Краснодарский край, Приморский край и др.) такие сельскохозяйственные культуры могут выращиваться, но их объемы составляют малую часть от закупаемых за рубежом.
Вопросы из текста параграфа
| Доля сельскохозяйственных угодий на территории России невелика, так как наша страна находится преимущественно на севере умеренного климатического пояса, большая часть территории нашей страны находится в лесных зонах.
1. Используя текст учебника, назовите и покажите на карте районы выращивания основных зерновых и технических культур (рис. 6, 8).
Основные районы выращивания пшеницы: Европейский Юг, Крым, Центральное Черноземье, Поволжье, Южная часть Урала и Западной Сибири.
Основные районы выращивания ржи: Поволжье, юг Урала, Волго-Вятский район, юго-восток Западной Сибири.
Основные районы выращивания риса: юг Приморского края, северо-запад Краснодарского края (низовья реки Кубань – Прикубанская низменность), юг Астраханской области (дельта Волги).
Основные районы выращивания кукурузы на зерно: Среднее Поволжье, Европейский Юг и Центральное Черноземье, Крым, юг Амурской области.
Основные районы выращивания сахарной свёклы: Прикубанская низменность, Центральное Черноземье, Среднее Поволжье, Юго-восток Западной Сибири, юг Центральной России, юго-восток Урала (Башкортостан).
Основные районы выращивания подсолнечника: Крым, Европейский Юг, Поволжье, Юг Урала и Западной Сибири.
Основные районы выращивания льна-долгунца: север и северо-запад центральной России, Юг Северо-западного района, Удмуртия, Юг Западной Сибири.
Основные районы выращивания сои: Прикубанская низменность, запад Центрального Черноземья, Юг Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область).
Основные районы выращивания чая: юг Краснодарского края.
2. В каких районах (природно-хозяйственных зонах) России наиболее развито растениеводство? Почему?
Наиболее растениеводство развито на юге и в центральной части европейской территории России, а также на юге Урала и Западной Сибири, так как здесь наиболее благоприятные природно-климатические условия (климат, почвы).
3. Подумайте, какие отрасли растениеводства распространены практически повсеместно. Почему?
Практически повсеместно развиты отрасли растениеводства: картофелеводство и овощеводство, зерновое хозяйство, так как эти отрасли являются основными для производства продукции сельского хозяйства.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные отрасли растениеводства в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?
Основные отрасли растениеводства России: зерновое хозяйство, выращивание технических культур (подсолнечник, лён-долгунец, подсолнечник, картофель), овощеводство. Наибольшее значение их них имеет зерновое хозяйство, а также выращивание картофеля и льна-долгунца, так как это наиболее востребованные культуры, кроме того для их выращивания существуют наиболее благоприятные природно-климатические условия.
2. Докажите на конкретных примерах зависимость растениеводства от агроклиматических условий.
Доказательства зависимости растениеводства от агроклиматических условий:
1) Рисоводство возможно только в условиях влажного и тёплого климата, поэтому территории его выращивания находятся на юге Дальнего Востока и на Прикубанской низменности в силу влажного и тёплого климата территорий.
2) Льноводство наиболее распространено в районах с мягким влажным климатом на юге лесной зоны, что связано с ареалами произрастания льна в условиях умеренно континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно холодной зимой в условиях избыточного увлажнения.
3. Вспомните из курса географии 8 класса, чем различаются экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство.
Экстенсивное сельское хозяйство характеризуется увеличением количества продукции без увеличения урожайности, то есть идёт лишь за счет расширения посевных площадей. Интенсивное сельское хозяйство характеризуется высокой урожайностью, без увеличения посевных площадей за счет использования удобрений и пестицидов, мелиоративными мероприятиями, высоким уровнем использования трудовых ресурсов и средств производства (оборудование)
4. Какова специализация земледелия в вашем крае? Какими причинами она обусловлена?
Мой край – Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Земледелие моего края характеризуется преобладанием картофелеводства и овощеводства, так как территория поставляет сельскохозяйственную продукцию на крупные предприятия пищевой промышленности, да и в целом, это обусловлено крупным городом – Санкт-Петербургом. На отдельных территориях развито выращивание льна и зерновых на корм скоту.
Низкие показатели по уровню механизации сельского хозяйства в России можно объяснить тем, что значительная часть техники продавалась и продаётся в зарубежные страны. Кроме того, как в СССР, так и в России использование техники ведется экстенсивно, то есть за счет её интенсивного использования, до момента полной выработки ресурса оборудования. В России принято использовать технику до её отказа, зачастую на полях работают давно устаревшие машины и претерпевшие неоднократный капитальный ремонт. Стоит отметить, что территория США, в целом, располагается южнее территории России, что говорит о большем количестве урожаев, которые можно снимать в Соединённых штатах за вегетативный сезон, поэтому необходимо большее количество сельхоз техники, также можно говорить о высокой урожайности в США за счет применения удобрений и ядохимикатов.
Тема: Земледелие
— сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия);
— определить специфику зональной специализации сельского хозяйства;
— совершенствовать умение анализировать тематические карты;
— научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
— рассмотреть основу АПК конкретно сельское хозяйство, которое состоит из земледелия (растениеводства ) и животноводства, сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия); определить специфику зональной специализации сельского хозяйства; совершенствовать умение анализировать тематические карты; научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
Рассмотреть проблемы развития земледелия и высказать свои варианты решения этих проблем.
Личностные – формирование интереса, развитие позитивных способностей, склонностей к изучаемой теме, развитие личностно-смыслового отношения к проекту, осознавать ответственность за свое будущее, рефлексивное осмысление поисковой деятельности для появления личностной позиции.
Оборудование: Экономическая карта России, карта растениеводства России, карточки с заданиями 3-го уровня.
Форма работы: групповая (класс разбит на 6 групп: 2 группы слабого уровня, 2 группы среднего уровня и 2 группы сильного уровня).
I. Организационный момент.
— Что мы узнаем на уроке? (Отрасли сельскохозяйственного производства, их особенности.)
— Что научимся делать на уроке? (Определять основные районы выращивания зерновых и технических культур.)
II. Проверка домашнего задания.
Слайды №3-№5 (частично)
Письменная проверочная работа. Фронтальный опрос.
— Что называется сельскохрзяйственными угодьями?
— Какова структура сельскохозяйственных угодий?
3. Индивидуальная работа слабые учащиеся работают с карточками, средние выполняют тест и более сильные работа по атласу.
Структура сельского хозяйства.
- Работа с учебником на стр.160.
Показатели сельскохозяйственного развития в странах мира. Сравнение России с некоторыми зарубежными странами.
Величина и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
— Почему снижается количество посевных площадей? Какие проблемы для них характерны? Как можно решить эти проблемы?
— Как отражается сокращение посевных площадей на производстве сельскохозяйственных культур?
— как отразится сокращение производства зерновых и кормовых культур на животноводстве?
— Как вы думаете, чем можно это объяснить?
— какой из путей повышения технической оснащенности сельского хозяйства России вы выберете: увеличение производства тракторов и комбайнов строительство мастерских по их ремонту; изменение отношения к технике путем преобразования колхозов и совхозов в небольшие производственные подразделения, где техника является собственностью работников; другое (объяснить. Что именно)?
Факторы развития земледелия
Земледелие – древнейший вид деятельности. От чего же оно зависит? Факторы, влияющие на земледелие:
1) наличие земель, пригодных для пашни, и их плодородие;
2) климатические условия;
3) биологические особенности сельскохозяйственных культур.
Большое значение имеют природные условия:
1) продолжительность вегетационного периода;
2) сумма осадков и коэффициент увлажнения;
3) обеспеченность территории водными ресурсами.
Эти агроклиматические ресурсы влияют на сезонность производства.
Большую часть продукции дает полеводство. Как видно на схеме «Структура растениеводства», ведущая роль в структуре полеводства принадлежит зерновым, они занимают около 50% пахотных земель страны. Общий объем производства составляет около 100 млн. тонн в год. По производству пшеницы – 5 место после Китая, Индии, США и Франции. В целом по производству зерновых наша страна находится на 4 месте в мире.
Технические культуры занимают 6 % посевных площадей, из которых ¾ приходится на подсолнечник. В России ежегодно собирается более 4 млн. тонн семян. По производству подсолнечника страна занимает одно из первых мест в мире.
— Заслушиваются сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле.
Картофель является наиболее распространенной культурой после зерновых. 90% его сосредоточено в Центральной России. Овощные культуры без картофеля занимают всего около 1% посевных площадей. Но их роль в питании человека трудно переоценить. Большая часть выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Площади садов и виноградников невелеки, менее 1 % посевных площадей. Однако 1 га садов, и тем более виноградника, способен принести больший доход, по сравнению с 1 га пашни. На севере выращивают груши, яблони, сливы; южнее – персики, абрикосы, черешню. На самом юге – виноград и цитрусовые. В России ежегодно соби.
рается около 2 млн. тонн плодов. Но этого недостаточно, поэтому часть фруктов приходится закупать за границей.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни и др. В России арбузы начали возделывать еще XVI в., и до XIX в. они были редким лакомством. В настоящее время эту культуру выращивают везде, где позволяют почвенно-климатические условия, кроме того, арбузы выращивают и в тепличных условиях. Родина дыни – Средняя и Малая Азия. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII в. из теплиц Англии более теплолюбивы, чем арбузы.
— Какова доля некоторых отраслей растениеводства?
* Проанализируйте диаграммы в атласе: «доля зерновых и зернобобовых культур в посевных площадях, «Структура технических культур» (см. стр. 18)
IV. Практическая работа.
Заполнить таблицу: «Географические различия в специализации сельского хозяйства» (10 мин)
Цель и задачи работы:
Расширить представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
Порядок выполнения: используя текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу.
1 гр.: Кукуруза. Картофель, пшеница, рис, лен-долгунец.
2. гр.: ячмень, сахарная свекла, рожь, горчица, подсолнечник.
Используя дополнительный текст, карту атласа. Заполнить таблицу.
3 гр.: яровая пшеница, культура чайного куста, гречиха, соя.
4 гр.: озимая пшеница, виноградарство, рис. Горчица.
Порядок выполнения: используя дополнительный текст, текст учебника, дополнительную таблицу, карту атласа, которую необходимо сопостовлять с административной картой России, заполнить таблицу.
Условия, наиболее благоприятные ддля выращивания
Субъекты РФ, где производят культуру.
5 гр.: кукуруза, яровая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник.
6 гр.: озимая пшеница, лен-долгунец, рожь, рис.
1. Это одно из древнейших культурных растений, его используют в качестве сырья две совершенно разные отрасли промышленности. Южная граница его выращивания захватывает тропический пояс (остров Ява), северная проходит по 66° с. ш. Обособленный ареал его возделывания есть даже на территории Аргентины. На востоке эта культура распространена примерно до 90° в. д. Встречаются такие ее разновидности, как долгунец, межеумок и кудряш. О какой культуре идет речь? Где и в каких условиях ее выращивают в России. (Лен. Выращивается на северо-западе России, где нежаркий и влажный климат).
3. В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, кукурузу на зерно, коноплю, картофель, сахарную свеклу, а также садовую землянику для московских рынков. Выделили бы вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте свое решение. (Во Владимирской области нельзя выращивать кукурузу на зерно, сахарную свеклу на сахар и коноплю из-за агроклиматических условий, также нерентабельно выращивать картофель. Садовую землянику выгодно растить лишь в том случае, если живешь рядом с крупным городом, где ее сможешь продать. И, наконец, о животноводстве он не сказал ни слова, хотя в условиях этой области оно более рентабельно, чем земледелие).
4. В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напчатана такая статья обозревателя и. В. Васильева: «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой» Объясните почему. (Земли весной гораздо больше нуждаются в осушении, чем в орошении. Пшеницу в новгородской области почти не выращивают, зато выращивают рожь и яровой ячмень. Свекла не может быть технической культурой – не дойдет до спелости, а на корм лучше выращивать травы).
VI. Домашнее задание.
Читать § 51, составить таблицу «Зональная специализация сельского хозяйства».
Предметные результаты — обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).