Философ-сатирик — подобное уникальное совмещение понятий точнее всего характеризует удивительно самобытную художественную личность Станислава Ежи Леца (1909–1966), польского поэта, дипломата, переводчика, единственного современного классика афористического жанра, каким его сделала публикация в 1957 г. и в 1964 г. двух небольших сборников сатирических сентенций под общим названием «Непричесанные мысли».
«Непричесанные мысли» принесли их автору мировую известность. Их переводы, появившиеся в США, Англии, ФРГ, Швейцарии, Италии и других странах Запада уже в 1960-е годы, долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» Леца цитировали с трибуны ООН, их повторяли американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран.
Афоризмы Ежи Леца — это «беседа с самим собой» на виду у всех, это, как и все, созданное Лецем, — настоящая поэзия, которая, как он говорил, «имеет разнообразные обличья».
«Я хотел своим творчеством охватить мир», — писал он незадолго до смерти.
Настоящее издание — наиболее полное из всех, выходивших по-русски, — содержит свыше 1000 афоризмов Станислава Ежи Леца.
Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 г. во Львове, крупном культурном центре польской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Начальное образование он получал в Вене, а затем учился во Львове.
В 1933 г. выходит его первый поэтический сборник. Он активно сотрудничает в варшавских журналах, газетах, организует литературное кабаре «Театр Пересмешников».
В 1941 году, вслед за оккупацией Львова гитлеровцами Лец был арестован, но после двух лет концлагеря совершил дерзкий побег, переодевшись в форму убитого им эсэсовца, который должен был его расстрелять. За участие в войне получил Кавалерский Крест ордена Polonia Restituta.
В 1946 г. Лец был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры миссии Польской Республики. В 1950 году он уезжает в Израиль, но в 1952 году возвращается в Польшу.
В 1957 году появляется книга, принесшая ее автору мировую известность — Mysli nieuczesane (Непричесанные мысли).
Короткие фразы, цитаты, изречения мыслителей и знаменитостей о театре
Немало интересных изречений посвящено театру. Особенно его обожали великие личности. Ведь происходящее на сцене позволяло им отвлечься от напряженной деятельности и погрузиться в прекрасный мир приключений. В словах людей, посвященных театру, читается настоящая любовь к этому виду искусства.
Было бы здорово, если бы столь возвышенная похвала заинтересовала современного человека, и он вместо просмотра фильма по выходным посвятил свободное время посещению театра.
150 коротких фраз и цитат про театр
В заключение о театре
Это прекрасные слова, которые трогают душу и позволяют восхититься мастерством перевоплощения актеров. К тому же сыграть на сцене театра намного сложнее, чем исполнить роль в кино. Ведь артисту предстоит выступить непосредственно перед зрителем. Если в процессе съемки фильма можно переснять неудачный дубль, то на театральной сцене даже незначительная ошибка бросится в глаза зрителю.
Произнося свои вдохновляющие слова о театре, известные личности считали это искусство одним из лучших. Остается только надеяться, что эти фразы по-прежнему будут что-то значить для простых людей. Ведь от заинтересованности рядового зрителя и зависит будущее театра.
Видео: 10 несложных вопросов о театре
В этом ролике Александр Поляков задаст десять простых вопросов про театр, на которые не каждый сможет ответить:
Философ-сатирик — подобное уникальное совмещение понятий точнее всего характеризует удивительно самобытную художественную личность Станислава Ежи Леца (1909–1966), польского поэта, дипломата, переводчика, единственного современного классика афористического жанра, каким его сделала публикация в 1957 г. и в 1964 г. двух небольших сборников сатирических сентенций под общим названием «Непричесанные мысли».
«Непричесанные мысли» принесли их автору мировую известность. Их переводы, появившиеся в США, Англии, ФРГ, Швейцарии, Италии и других странах Запада уже в 1960-е годы, долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» Леца цитировали с трибуны ООН, их повторяли американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран.
Афоризмы Ежи Леца — это «беседа с самим собой» на виду у всех, это, как и все, созданное Лецем, — настоящая поэзия, которая, как он говорил, «имеет разнообразные обличья».
«Я хотел своим творчеством охватить мир», — писал он незадолго до смерти.
Настоящее издание — наиболее полное из всех, выходивших по-русски, — содержит свыше 1000 афоризмов Станислава Ежи Леца.
Станислав Ежи Лец родился 6 марта 1909 г. во Львове, крупном культурном центре польской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Начальное образование он получал в Вене, а затем учился во Львове.
В 1933 г. выходит его первый поэтический сборник. Он активно сотрудничает в варшавских журналах, газетах, организует литературное кабаре «Театр Пересмешников».
В 1941 году, вслед за оккупацией Львова гитлеровцами Лец был арестован, но после двух лет концлагеря совершил дерзкий побег, переодевшись в форму убитого им эсэсовца, который должен был его расстрелять. За участие в войне получил Кавалерский Крест ордена Polonia Restituta.
В 1946 г. Лец был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры миссии Польской Республики. В 1950 году он уезжает в Израиль, но в 1952 году возвращается в Польшу.
В 1957 году появляется книга, принесшая ее автору мировую известность — Mysli nieuczesane (Непричесанные мысли).
Умер Станислав Ежи Лец 7 мая 1966 г. в Варшаве.
Мир без психопатов? Он был бы ненормален.
Некролог был бы отличной визитной карточкой.
Обычно ступает по розам тот, кто топчет грядки.
Есть пьесы настолько слабые, что они не могут сойти со сцены.
Молчащих людей нельзя лишить слова.
Среди карликов время от времени вспыхивает эпидемия слоновой болезни.
Плоскость взаимопонимания — идеальное поле битвы.
Мысли освобождены от таможенной пошлины? Если не выходят из границ.
Действительность можно изменить, фикцию приходится выдумывать заново.
И смирительная рубашка должна соответствовать размеру безумия.
Если твой противник сделал ложный шаг — будь осторожен. Вы танцуете под одну музыку.
Дух времени порой страшит даже атеистов.
Почему я пишу такие короткие фразы? Потому что мне не хватает слов!
Подумай прежде, чем подумать!
Многие из моих друзей стали моими врагами, многие враги со мною подружились, а те, кому я безразличен, остались мне неизменно верны.
Рыба виновна, что глотает крючок, ведь это — чужая собственность.
Не зная других языков, никогда не поймешь молчания иностранцев.
Когда миф становится реальностью, чья это победа — материалистов или идеалистов?
Когда вода доходит до твоего рта, не огорчайся, что она не пригодна для питья.
«Я только погрожу пальчиком», — сказал он, кладя его на курок.
Кто первый уловил смысл анекдота, тот еще имеет время притвориться, что его не понял.
Миг осознания своей бездарности — это проблеск гения.
В некоторых театрах добились удивительного реализма — здесь даже несет со сцены портянками. Только люди нереальны.
Странно — «философии отчаяния» больше всего побаиваются оптимисты.
Опера еще не использовала всех своих возможностей, ведь нет такой глупости, которую нельзя было бы пропеть со сцены.
Драматическое искусство еще отстает от жизни — когда-то оно поднимется до уровня нашего повседневного актерства?
2009 год – не только год борьбы с часовыми поясами. Это ещё и год 100-летия со дня рождения Станислава Ежи Леца. Юбилей, честно говоря, ещё мартовский, но я прозевал. Спохватился только сейчас. Спешу наверстать. С благодарностью цитирую знаменитое: «Разрушая памятники, сохраняйте пьедесталы. Всегда могут пригодиться». Благо, есть желающие на эти пьедесталы взгромоздиться: «За каждым углом тебя подстерегают новые указатели». А вот об искусстве: «Когда запахли фиалки, помет сказал: «Ну, что ж, они работают на дешёвом контрасте» ». Конкретно о драматургии: «Есть пьесы настолько слабые, что не могут даже сойти со сцены». Хотите о «новой драме»? Пожалуйста: «Есть люди глубоко верующие. Им бы только религию! ». Или так: «Из нулей легко сделать цепь». Результат известен: «Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие – поверить в то, что понимают». А вот отдельные персоналии. Например, Угаров. «Стоит человеку начать сомневаться в себе, как он тут же ляпнет такую чушь, что сам же восхитится». Рядом – Руднев, объявивший недавно, что Угаров «умеет сочинить темы и пути современной пьесы, по которым она будет годами развиваться»; Лец отмечает: «Замыслы попадают в голову изнутри». А уж современных авторов польский сатирик перечисляет едва ли не поименно: «В некоторых источниках вдохновения Музы моют ноги»; «Об эпохе больше говорят те слова, которых не употребляют, чем те, которыми злоупотребляют»; «Этот писатель в совершенно новой и оригинальной форме сказал: «Хочу пописать» »; «В гермафродите, быть может, разыгрывается своя трагедия Ромео и Джульетты. Я дрожу при мысли, что этот конфликт могут подглядеть молодые драматурги»; «Есть любители нырять в глубину, только чтобы пускать со дна пузыри»; «Вот это пьеса! У стольких персонажей на сцене есть материал для разговоров о том, что автору нечего сказать! »; «В зеркале языка часто отражаются обнаженные человеческие гениталии»; «Бывает, что лавры пускают корни в голову». Короче, «Время щедро одарило нас гениями. Есть надежда, что среди них несколько способных». Поднимался тут вопрос о заимствованиях. Лец реагирует: «Плагиаторы спят спокойно. Муза – женщина, она редко признается, кто был первым». Оппоненты меня поучают: это одни слова, а мы занимаемся делом. Лец поясняет: «Когда слово становится делом, оно перестает быть литературой». Что поделаешь? «Троглодит не был троглодитом. Он стоял на уровне цивилизации того времени». Но в любом случае: «Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения».
Все цитаты – по книге: С.Е.Лец. «Почти всё». Пер. с польского В.Россельса, Е.Фридмана. М., АСТ МОСКВА, 2009.