Естественно научный практикум что такое
6 класс. Естественнонаучный практикум по химии
Естественнонаучный практикум по химии
Программа “ Естественнонаучный практикум” для 6 классов составлена на основе множества книг по химии и электронных ресурсов разных сайтов. Каждая из этих книг сама по себе не может не заинтересовать даже самого далёкого от науки школьника. Большое количество доступных, увлекательных опытов, игр не оставят равнодушными детей.
Курс “Занимательное естествознание” посвящён химии, которая нас окружает. Обучающиеся смогут посмотреть другими глазами на тела, вещества и явления, которые с малых лет окружают, ответить на вопросы давно интересовавшие. Химические эксперименты и интересные опыты помогут понять законы природы, по которым живут на планете Земля. В увлекательной форме курс знакомит юных «почемучек» с важными химическими явлениями и законами.
Практическая направленность курса способствует реализации задач образования обучающихся 12 лет: формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный личностный рост в эмоциональном и познавательном развитии. К тому же, осуществляется подготовка к освоению основ химии при последующем обучении, поскольку на занятиях учитель объясняет наблюдаемые явления, вместе с детьми находит примеры их практического применения. В отношении развития личности, её воспитания, курс “ естественнонаучный практикум” играет значительную роль, т. к. все занятия посвящены экспериментальной деятельности по изучению веществ, их свойств и превращений. Все уроки являются практико-ориентированными. Программа предусматривает выполнение домашнего эксперимента, описание наблюдений, обсуждение полученных результатов на занятиях группы детей.
Цель курса: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира.
Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о веществе, их свойствах и превращениях, приобщить обучающихся к увлекательно-познавательным опытам, в основе которых лежат химические законы. Увидеть и понять признаки химических наблюдаемых явлений, их практическое применение и значение.
Задачи воспитательные:способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Курс рассчитан на 16 часов. В конце учебного года коллективное представление презентации “Естественнонаучный практикум” на научно-практической конференции лицея.
Удивительная наука (1час). Предмет химии – важнейший раздел естествознания.
Из чего всё сделано? (1час) Вещества. Простые и сложные вещества.
Явления природы. (1час). Физические и химические явления, которые окружают человека в природе и быту.
Знакомимся с микромиром. (1час) Об атомах и молекулах. Простые и сложные вещества.
Путешествие в «зоопарк» (1час). Строение атома. Представления древних об атоме: атом – неделимая частица. Научная теория атома – следствие экспериментов Джона Дальтона в 19 веке. езерфорда: атом как Солнечная система. Электроны, протоны, нейтроны, позитроны, мезоны, гипероны и др. частицы, открытые учёными 20 века.
Химический алфавит. (1час) Латинские названия химических элементов. Знаки химических элементов.
Такие разные металлы. (1час) Практическая работа « Металлы и их физические свойства».
Мир неметаллов. (1час) Практическая работа « Неметаллы и их физические свойства»
Экскурсия в химическую лабораторию. (1час) Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием. Т. Б.»
Работа для юных следопытов. (1час) Практическая работа «Определение веществ по их физическим свойствам».
«За какое время можно пуд соли съесть?».(1час). Знакомство с весами, разновесами. Концентрация вещества. Практическая работа «Решение практических задач на приготовление растворов солей».
Для чего и как очищают вещества?(1час). Чистые вещества и смеси. Практическая работа «Очистка поваренной соли».
Какого цвета черный фломастер?(1час). Практическая работа «Знакомство с хроматографией».
Чудесные превращения (2часа). Проведение химических экспериментов с целью изучения признаков химических реакций: выделение и поглощение теплоты, образование газа, появление запаха, изменение цвета, образование осадка. Практическая работа «Признаки химических явлений».
Мои первые научные опыты (1 час). Обмен опытом: химия без лаборатории. Любимый занимательный химический опыт.
Реализация проекта (1 час). Обучающийся выполняет маленький собственный проект по любой выбранной теме.
Семинар-практикум «Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста»
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов; изучения системы знаний по обучению детей дошкольного возраста элементарным естественнонаучным представлениям, в МДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» прошел семинар – практикум для педагогов по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Данная цель определила задачи семинара-практикума:
Актуальность материала определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.
Практическая значимость семинара – практикума заключается в том, что педагогам предоставляется возможность разработать систему работы по развитию у детей естественнонаучных знаний в соответствии с требованиями «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении», а также программой ДОУ и возрастной группой.
Семинар-практикум состоял из двух частей:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
В ходе семинара – практикума представлены задачи, содержание, методы, формы, общие методические рекомендации по развитию у детей географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, представлений о физических свойствах. Предложен перечень материала для предметно-развивающей среды. Рекомендованы игры, эксперименты, опыты, занятия с детьми разных возрастных групп.
Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:
Перечислим еще ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:
Семинар дал возможность педагогам ДОУ изучить методику формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Педагогам представилась замечательная возможность посмотреть практическую работу по формированию естественнонаучных представлений у детей. Все мероприятия в рамках семинара проведены методически грамотно, с использованием новых методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Условия реализации и внедрения опыта.
Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Материал данного семинара поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.
Статья Практикум по естественно-научной грамотности. Автор: Пидинич Елена Анатольевна
Автор: Пидинич Елена Анатольевна
Формирование естественно-научной грамотности. Практическая работа.
Задания для проверки естественно-научных умений учащихся.
Естественно-научная грамотность – способность использовать
естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные
выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно-грамотного
человека следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать
и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и
Инструментарий PISA: близкие к реальным проблемные ситуации, связанные
с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего
решения не только знания основных учебных предметов, но и
сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном
Автор: Пидинич Елена Анатольевна
АДМИНИСТРАЦИЯ СУРОВИКИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Бурацкая средняя общеобразовательная школа»
Практическая работа: «Разработка заданий по естественно – научной грамотности»
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно – научной грамотности обучающихся.
Задания проверяют следующие группы естественнонаучных умений:
— научно объяснять явления (3 задания);
— интерпретировать научную информацию (3 задания);
— проводить учебное исследование (2 задания).
— задания на сопоставления;
— задания на исключение неправильных утверждений.
Выполнила: Пидинич Е.А.
Тип задания: задание на исключение неправильных утверждений.
Группа естественно-научных умений: проводить учебное исследование.
Тип задания: исключение неверных утверждений
4.Задание. Группа естественно-научных умений: научно объясня ть явление.
Тип задания: Множественный выбор.
В учебниках обычно изображают строение атома с помощью так называемой планетарной модели (см. рисунок).
Изображают положительно заряженное ядро в центре и движущиеся вокруг него электроны. Всё это напоминает движение космических тел по орбитам. Но на самом деле эта схема передаёт лишь общие черты строения атома.
Представим, что мы смогли в определённый момент времени сфотографировать атом водорода, у которого есть только один электрон. Если мы сделаем несколько десятков таких снимков и наложим их друг на друга, то получим такую картинку (см. рисунок).
Выберите В се правильные выводы, которые можно сделать на основании проведённого исследования.
Группа естественно-научных умений: научно объясня ть явление.
Для количественной характеристики объёма нагреваемой жидкости вводится коэффициент объёмного расширения β по формуле:
В таблице приведены свойства некоторых жидкостей, используемых в жидкостно-стеклянных термометрах.
7.Задание. Группа естественно-научных умений: научно объяснить явление.
Тип задания: Множественный выбор.
К электронным контактным термометрам относятся термометры сопротивления и термопары.
Выберите из предложенного перечня все верные утверждения.
Поиск ответа
Вопрос № 302689 |
естественнон аучная грамотность или естественно-научная грамотность
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: » естественнон аучный» или «естественно-научный»?
Ответ справочной службы русского языка
Современной орфографической норме соответствует дефисное написание: естественно-научный.
Правильно ли стоят запятые? Где-то среди них сидит спокойный изобретатель, почти Лодыгин, в будущем он спроектирует новый прибор, который войдет в каждый дом и осветит новую реальность для представителей естественнон аучной школы аналогично Мичурину и Вернадскому.
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант пунктуации возможен. Обратите внимание: современной норме соответствует дефисное написание слова естественно-научный.
Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты.ру! Хотелось бы уточнить, как правильно пишется слово «естественно-научный» – слитно или через дефис? Дело в том, что в разных словарях даются разные версии написания этого слова. Так, в словаре В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной «Слитно, раздельно или через дефис» (М. : Эксмо, 2006, с. 117), а также в словаре Розенталя Д. Э. и Теленковой М. А. «Словарь трудностей русского языка (М. : Айрис-пресс, 2005, с. 183) данное слово пишется через дефис, а в словаре Д. Э. Розенталя «Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?» (М. : ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2005, с. 431) то же самое слово пишется слитно (« естественнон аучный»). Та же ситуация со словом «естественно-исторический». А как все-таки правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Современной орфографической норме соответствует дефисное написание: естественно-исторический, естественно-научный. Слитное написание можно увидеть в старых словарях и тех переизданиях старых словарей, которые выдаются за обновленные справочники, но которые при этом не приведены в соответствие современной письменной норме.
как правильно писать естественно-научный или естественнон аучный (с дефисом или без)
Ответ справочной службы русского языка
Современная орфографическая норма: естественно-научный. См. также ответ на вопрос № 274082.
Ответ справочной службы русского языка
Современная орфографическая норма: естественно-научный. См. также ответ на вопрос № 274082.
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая Грамота! Помогите, пожалуйста. Вы говорите, что ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ нужно писать через дефис, хотя это и противоречит правилу. Но написание закреплено словарями. Существует Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» по естественнон аучному направлению. Получается, у них ошибка? Очень прошу Вас ответить. С уважением, Анна.
Ответ справочной службы русского языка
Можно сказать, что такое (слитное) написание хотя формально и соответствует правилам 1956 года, но противоречит современной орфографической норме. Сформулированное в своде 1956 года правило написания сложных прилагательных не действует в очень многих случаях.
Как правильно писать слово естественнон аучное (образование) или естественно-научное (образование)
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, слово » естественнон аучный» пишется слитно или через дефис и почему? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Словарная фиксация: ест е ственно-на у чный.
Здравстуйте, уважаемая Грамота! И снова о слове » естественнон аучный». Вы отсылаете к «Непростым словам», а там такого слова нет. Где же мне найти объяснение, почему » естественнон аучный» пишется через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Написание проверяется в орфографическом словаре.
Объясните пожалуйста, будет ли считаться ошибкой традиционное ( в соответствии с нормами) написание слова ЕСТЕСТВЕННОН АУЧНЫЙ?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, как правильно пишется слово » естественнон аучные» или «естественно-научные»?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как пишется слово естественнон аучные в сочетании «элементарные естественнон аучные представления»?
Ответ справочной службы русского языка
ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование
Сайфуллина Зульфия Нурлисламовна,
учитель географии МБОУ «Татарская гимназия
№ 17 им. Г.Ибрагимова» Московского района
Список литературы 12
Не всегда представление о науке у человека, общества бывает полным и достоверным. Люди не видят полноценной значимости научных знаний в повседневной жизни. Часто ценность науки представляется в двух смыслах, которые можно кратко выразить в виде двух вопросов. Что наука дает людям для улучшения их жизни? Что она дает небольшой группе людей, изучающих природу и желающих знать, как устроен окружающий нас мир?
Естественнонаучная компетентность общества должна проявляться в практическом применении новых открытий, т. е. в выдвижении учеными фундаментальных естественнонаучных идей, которые будут полезны для общества.
Чтобы определить естественнонаучную компетенцию у учащихся следует в учебном процессе использовать задания, для выполнения которых используются как академические знания, так и умения применять эти знания при решени и жизненных ситуаций.
Проблема: каким образом задания разного уровня могут помочь определить владение учащимися естественнонаучной грамотности?
Цель: составление заданий для определения уровня сформирован н ости естественнонаучной грамотности у учащихся.
1. проанализировать имеющийся теоретический материал, раскрывающий понятие естественнонаучная компетентность.
3.составить задания для определения уровня естественнонаучной грамотности у учащихся 8 классов.
Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по ее оцениванию
Характер заданий для оценивания ЕНГ российских учащихся в рамках национального мониторинга основывается на материалах международного исследования PISA. Эти материалы включают в себя собственно концепцию ЕНГ, модель заданий по ее оцениванию и образцы таких заданий. Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией [1]. При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:
компетентность, на оценивание которой направлено задание;
тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
познавательный уровень (или степень трудности) задания.
Компетенции и умения
Каждая из трех основных компетенций, составляющих ЕНГ, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлено задание. В таблице 1 приводятся эти умения,
раскрывающие содержание каждой из основных компетенций, и краткая характеристика учебного задания, с помощью которого можно формировать или оценивать соответствующее умение.
Таблица 1. Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений
Оцениваемые компетенции, умения
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения
Компетенция: научное объяснение явлений
Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления
Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения
объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой
ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление.
Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.
Объяснять принцип действия технического устройства или технологии
Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.
Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования
Распознавать и формулировать цель данного исследования
По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.
Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею
исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.
Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность
данных и достоверность объяснений
Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.
Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.
Преобразовывать одну форму представления данных в другую
Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.
доказательства и рассуждения в научных текстах
Предлагается выявлять и формулировать
допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение.
Оценивать c научной точки зрения аргументы и
доказательства из различных источников
Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.
Данную таблицу можно рассматривать в качестве кодификатора, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ.
Типы научного знания
Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:
Содержательные области можно формально соотнести с предметными знаниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной»
география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны) и глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Посмотрим, например, как выглядит на разных уровнях ситуация, относящаяся к контексту «связь науки и технологий» и содержательному типу знания «Физические системы». На личностном уровне она может быть связана с работой бытовых электрических приборов. На местном/национальном уровне – с работой ветряного электрогенератора, используемого для обеспечения энергией небольшого поселения. На глобальном уровне – с использованием в целом возобновляемых и не возобновляемых источников энергии.
Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь ЕНГ (как и другие виды функциональной грамотности) как раз и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в рафинированных абстрактных условиях. На последнее рассчитаны задания (задачи) другого типа.
Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное естественнонаучное знание. Задания (задачи) вне контекста оставляют этот вопрос открытым, что делает для многих учеников бессмысленным приложение усилий к таким задачам.
Для заданий по ЕНГ в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания. Выделяются следующие познавательные уровни:
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
С целью формирования естественнонаучной грамотности мною составлены примерные тестовые задания с учётом требований программы исследования функциональной грамотности 15-летних подростков PISA.
Усилив фундаментальное образование в области естественнонаучных дисциплин, можно выявить противоречия между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности обучающихся, что позволит педагогам естественнонаучных дисциплин внести вклад в формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в условиях современной жизни.
Формирование функциональной грамотности заключается в способности обучающегося самостоятельно добывать знания, применять их для решения жизненных ситуаций;
Формирование ключевых компетенций составляет основу функциональной грамотности.
Представленные в работе задания по географии показывают отдельные примеры заданий для обучающихся, разработанные на основе содержания курса «География» для основной школы.
Определена функция знания естественнонаучных дисциплин в процессе формирования естественнонаучной грамотности.
На примере содержания предметов естественно-научного цикла разработаны тестовые задания для формирования естественнонаучной грамотности и ключевых компетенций у обучающихся.
Список использованной литературы
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
2.Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию. –М.: Центр оценки качества образования ИСО РАО,2003. –99 с.
6. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.