Естественный договор это что
Какие условия договора являются существенными
Существенные условия договора — это положения сделки, которые стороны обязательно должны согласовать. Если по тексту не указать эти положения — сделка считается незаключенной.
Что такое существенные условия контракта
Сделка — это письменные договоренности её участников о взаимных правах и обязанностях. Она содержит ряд характеристик, которые согласовали её участники.
Закон разделяет положения контракта на общие — не требующие обязательного согласования подписантами, и специальные — по которым соглашение участников обязательно. Без специальных положений документ не может существовать и иметь юридической силы.
Общие положения регламентируют права и обязанности, порядок выполнения работ, правила расторжения, иные правила. Если их не согласовать — документ не признают незаключенным, он сохранит юридическую силу. Большинство общих требований контрактов регламентирует закон, дублировать их в тексте не требуется.
Виды контрактов регламентируют главы ГК РФ. В каждой главе названы пункты, которые необходимы в нём — обязательные условия договора, если их нет, то документ можно оспорить в суде по заявлению одной из сторон. Обязательные положения допустимо указать в приложениях.
Законодательством определено, при каких условиях договор считается заключенным: если по тексту прописаны обязательные пункты. При их отсутствии контракт ничтожен ( ст. 162 ГК РФ ). Например, если в купле-продаже не указать, какой товар продавец передаёт покупателю, — документ теряет смысл. При наличии цены, порядка и сроков передачи и в отсутствие указания на товар и его характеристики — не ясно, в отношении чего заключили контракт. Необходимо подробно описать передаваемый объект: указать характеристики, идентификационные номера и пр.
В действующем законодательстве указано, можно ли менять существенные условия договора: ст. 421 ГК РФ допускает изменения по согласованию сторон. Если стороны достигнут договоренности, то они вправе поменять положения документа. Например, допустимо по согласованию продавца и покупателя заменить один товар на другой, это не нарушение. Замену оформляют дополнительным соглашением.
Обязательные положения фиксируют:
Существенные положения отдельных видов сделок
Для всех гражданско-правовых, трудовых и прочих сделок предмет договора является существенным условием договора, это закреплено в п. 1 ст. 432 ГК РФ.
Под предметом понимают цель заключения сделки: обязательство передать товар, выполнить работу, оказать услугу и пр.
Объект — это имущество, в отношении которого стороны совершают действия: помещение при аренде, квартира при найме, результат работ при подряде, товар при купле-продаже. Допустимо слияние предмета и объекта, например недвижимое имущество при купле-продаже.
На конкретных примерах: что относится к существенным условиям договора, помимо предмета.
Пример 1. Для поставки — наименование товара и условие о его качестве, срок поставки.
Пример 2. Для аренды — стоимость.
Пример 3. Для купли-продажи — предмет.
Пример 4. Для страхования — объект, страховой случай, срок действия, размер выплат.
Чтобы ответить на вопрос, является ли срок действия договора существенным условием, необходимо определить тип сделки. Срок необходим не для всех контрактов. Его согласование требуется для банковского вклада и кредита, срочного трудового договора, страхования, поставки и пр.
Положения закона об обязательных реквизитах сделок направлены на защиту интересов сторон. Без указания товара, объекта страхования, перечня услуг и пр. невозможно обеспечить защиту интересов сторон в суде. Суд не может вместо сторон определить, какой товар отчуждают, какие услуги оказывают и пр., поэтому при отсутствии конкретизации сделку признают незаключенной. Правила о недействительности не применяют, поскольку в таких случаях сделка фактически отсутствует ( пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 ).
Что значит общественный договор. Простыми словами
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Теория общественного договора. Проект Просвещения и понятие прав человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественный договор – это соглашение, достигаемое путем добровольного отказа граждан от части своих естественных прав и свобод в пользу социальных гарантий и общественного блага.
Понятие естественного права и договора в работах Гроция и Гоббса
Именно такая трактовка естественного права обосновала базу для рождения теорий общественного договора. Наиболее известными являются три из них:
Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее исходит из представления о том, что реализация естественных прав человеком, т.е. прав на неограниченность действий для сохранения жизни, влечет за собой состояние войны всех против всех, поскольку интересы людей постоянно сталкиваются, а решение конфликтов осуществляется на основании произвола силы. Для преодоления подобного естественного состояния хаоса, люди создают естественный закон – ограничение индивидуальных прав, ради достижения стабильности, безопасности и возможности для взаимодействия. Однако одного лишь закона недостаточно, требуется сила, следящая за его соблюдением. Так возникает общественный договор. Человек не просто отказывается от части своих прав, но делает это в пользу договора – лица, или группы лиц, на которых эти права переходят.
Готовые работы на аналогичную тему
Итогом договора становится создание государства-левиафана. Государство — это искусственное образование, которое едино по своей сути, так как права множества людей концентрируются в одной точке – лице, осуществляющем неограниченную волю и власть, ради соблюдения естественного закона.
Гоббс являлся сторонником классического абсолютизма, ибо полагал, что разделение власти приведет лишь к конфликту между лицами, ею обладающими, и к новому хаосу.
Концепция общественного договора в работах Локка и Руссо
Дж. Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее исходит в своей теории из позиций сходных с таковыми у Гоббса. Однако в отличии от коллеги, он не рассматривает естественное состояние как войну, люди живут в нем по закономерностям первобытного общества – вступая в конфликты и заключая союзы. В нем появляется и первые формы власти – власть отца внутри семьи. Наконец, важнейшим достижением этого этапа становится возникновение собственности. Именно ради защиты собственности, ради стабильности и возможности свободного и безопасного осуществления своих прав на собственности люди и заключают общественный договор, по своей сути аналогичный гоббсовскому. Однако, Локк отрицает представление об абсолютном и непререкаемом характере власти порождаемой договором. Напротив, эта власть связана и ограничена самим договором. Локк выделяет четыре принципа ограничения власти:
В связи с этим Локк с одной стороны считает необходимым разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, а с другой оставляет за обществом право на сопротивление и свержение деспотической власти.
В отличии от английских философов Жан-Жак Руссо По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Просвещения Жан-Жак Руссо подробнее исходит из представления о естественном состоянии человечества как наиболее совершенном и идеальном, рассматривая собственность в качестве источника зла, породившего неравенство между людьми, а от него все прочие беды, от зависти и воровства до войны и деспотической власти. Однако философ признает, что возвращение к прошлому невозможно и общество должно развиваться к более совершенным формам.
Политическим идеалом Руссо становится демократическая республика, в которой власть прочно связана с гражданским обществом эту власть порождающим. При этом власть способствует как саморазвитию каждого из граждан, так и его вовлечению в активную политическую жизнь общества. Однако по мере разработки своей концепции Руссо уходит от либерализма в тоталитаризм. В рамках общественного договора гражданин должен отказаться в пользу государства не только от части своих естественных прав, но также всей собственности и наконец всех политических свобод, во имя стабильности и равноправия всех граждан в государстве. Для устранения несогласных Руссо предполагал существования специальных служб и лагерей.
Особенности философии Просвещения
Философия Просвещения представляет собой культурный феномен восемнадцатого века, в основе которого лежит культ человеческого разума, как абсолютного инструмента, способного привести человечество к светлому будущему из мрака предыстории.
Философы Просвещения были особыми людьми своей эпохи, которые отрицали образ и ценности философов предыдущих времен – активные, включенные в многообразные жизненные процессы, испытывающие свои идеи на практике, не сомневающиеся, а утверждающие превосходство собственных построений над всем что было до этого. Философы Просвещения искренне считали, что человеческий разум способен разбить все оковы и познать весь окружающий мир, подчинить его собственной воле и поставить себе на пользу. Источником всех бед, болезней, неурожаев, социальных проблем, войн, они видели невежество и неразвитость людей, их отделенность от системы образования и саморазвития. В своих программах, которые философы активно претворяли в жизнь в союзе с действенной властью они опирались на три основных момента:
Принцип природы состоял в том, что основы человека, его разума, заложены природой и человеку не следует отказываться или отгораживаться от нее. Мораль, нравственность, этика – искусственные построения попирающие природные потребности человека. Они должны быть не столько разрушены, сколько перестроены на новой, исходящей от природы человека основе, поскольку без морали существование общества все-таки невозможно.
Принцип пользы утверждал, что человек с помощью своего разума способен проникнуть в любые тайны, касались они природных или душевных процессов, и использовать полученные знания для достижения благ рода человеческого. В любой области человеческой жизни от экономики, до внутренней политики должен главенствовать рациональный подход, опирающийся на конкретные знания, который позволит наилучшим образом организовать процесс – от ведения сельского хозяйства, до установления справедливых законов.
Принцип прогресса ломал до того привычную картину мира, согласно которой жизнь течет по замкнутому циклу, либо человечество стремится к возвращению в прошлое в «золотой век». Философы Просвещения помещают «золотой век» в будущее, туда где развитие наук и технологий позволит решить проблемы бедности, социального неравенства, голода, войны и т.д.
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Полезное
Смотреть что такое «ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ» в других словарях:
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР … Юридическая энциклопедия
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ — англ. contract, social; нем. Gesellschaftsvertrag. Соц. механизм, регулирующий соблюдение интересов различных субъектов путем соглашения. см. ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ — (см. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР) … Энциклопедический словарь экономики и права
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ — англ. contract, social; нем. Gesellschaftsvertrag. Соц. механизм, регулирующий соблюдение интересов различных субъектов путем соглашения. См. ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ … Толковый словарь по социологии
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ — англ. agreement/contract, social collective; нем. Betriebskollektivvertrag. Соглашение, заключаемое между администрацией предприятия (учреждения), с одной стороны, и коллективом рабочих и служащих, с другой; включает взаимные обязательства сторон … Энциклопедия социологии
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ — англ. agreement/ contract, social, legal; нем. Vertrag, juristischer. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (заем, купля продажа, подряд и др.). Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ — англ. agreement/contract, social collective; нем. Betriebskollektivvertrag. Соглашение, заключаемое между администрацией предприятия (учреждения), с одной стороны, и коллективом рабочих и служащих, с другой; включает взаимные обязательства сторон … Толковый словарь по социологии
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ — англ. agreement/ contract, social, legal; нем. Vertrag, juristischer. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (заем, купля продажа, подряд и др.) … Толковый словарь по социологии
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — см. Государство. Философский энциклопедический словарь. 2010. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР понятие бурж. социологич. учений 17 – нач … Философская энциклопедия
Общественный договор — (social contract) Соглашение, заключенное непосредственно между людьми, минуя политические и общественные организации. Определяет условия, на основании которых люди готовы участвовать в общественной жизни и подчиняться политической власти. Для… … Политология. Словарь.
Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка,Ж.-Ж.Руссо.
Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».
Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».
Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».
Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.
Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.
Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо
Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.
Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.
Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.
Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.
Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.