Естествознание 10 класс это что

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.

Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.

Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.

Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.

Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.

Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.

Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)

Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.

Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.

Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.

Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.

С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:

Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.

Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.

О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?

Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.

2. Обоснованность и доказательность.

5. Отсутствие фактора субъективности.

7. Ориентированность на практическое применение.

Правильный ответ: 8. Исследуемость.

Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования

Источник

Естествознание. 10 класс

Что изучает естествознание?
Цели и задачи

— обобщить представления о науке как виде познавательной деятельности; сформировать знания о разных формах познания окружающего мира.

— усвоить понятия «наука», «научные знания», «критерии научного знания»;

— понять цель научного познания и характеристики научного знания.

Узнаем, научимся, сможем

— понятия «наука», «научные знания», «критерии научного знания»;

— характеристики научного знания;

— сравнивать характеристики научного и ненаучного знания, истинного и научного;

— объяснять смысл критериев научного знания;

— осознать специфику научного знания как основу получения достоверного знания об объектах

Высказывания писателей и учёных о науке

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747)

М.В. Ломоносов (1711–1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк

Знание – это умноженный результат. На какой умноженный результат благодаря науке Вы можете рассчитывать?

Задайте вопросы в целом о современной науке соседу по парте, родителям, учителю.

Прочитайте высказывания учёных и писателей о науке и выберите одно, которое, на ваш взгляд, может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку.

«Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.

Каждый важный успех приносит новые вопросы. »

Альберт Эйнштейн (1879–1955), физик-теоретик

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека».

А.П.Чехов (1860–1904) – русский писатель

«Наука никогда не решает вопроса, не постав при этом десятка новых».

Дж.Б. Шоу (1856–1950) – английский писатель

«Лучше подвергнуть долгому испытанию однажды открытую истину, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается пылким воображением человека».

Ж.-Б. Ламарк (1744–1829), французский учёный-естествоиспытатель

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.

Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.

Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.

Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.

Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.

Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.

Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)

Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.

Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.

Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.

Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.

С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:

Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.

Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.

О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?

Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.

2. Обоснованность и доказательность.

5. Отсутствие фактора субъективности.

7. Ориентированность на практическое применение.

Правильный ответ: 8. Исследуемость.

Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 2. Природа в зеркале науки

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Система – совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих единое целое и обладающих новой функцией, которой нет у отдельных компонентов.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При анализе слова «естествознание» мы выделяем два корня: «естеств» и «знан». В основе первого корня лежит слово «естественный», второго – «знание». Прилагательным естественный можно охарактеризовать объект, созданный природой, по ее законам. Смысл слова «знание» можно понимать как получение информации о неизвестном. Таким образом, в целом термин «естествознание» означает получение человеком новой информации о природных объектах и законах природы. Поскольку человек – часть природы, он тоже является объектом естествознания.

Чтобы проследить истоки знаний человека о природе и их влияние на общественное развитие, проследим основные этапы становления естествознания:

1 этап. Натурфилософия. Описание увиденного, размышления обо всем реально существующем.

2 этап. С XV—XVI веков происходит дифференциация знаний, возникновение и развитие возникновение и развитие физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшими астрономией и математикой). Основная масса достижений в изучении Природы началась именно с периода вычленения отдельных наук и продолжается в настоящее время. Именно на данной стадии изучения Природы появился богатейший массив естественнонаучных знаний.

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, оно выявляет ту структуру мироздания и познаёт те фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.

В XX веке изменились масштабы деятельности человека, связанной с проблемами природопользования, с освоением космического пространства, появились глобальные проблемы современности. Они напомнили о том, что природа и человек существуют в единой системе и взаимосвязи, что существует глобальная проблема выживания Человека на Планете и для ее положительного решения требуются системный и целостный подходы к организации научно обоснованного природопользования. Человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которые необходимы человеку для согласования его деятельности с законами природы.

С понятием система вы сталкивались при изучении разных учебных дисциплин и привыкли употреблять этот термин в своей речи. Например: «система телекоммуникации», «Солнечная система», «дыхательная система», «общественно-политическая система» и другие.

Рассматривать любой объект как иерархически организованные системы, выявляя в них компоненты различного уровня и прослеживая взаимосвязи между ними, позволяет такой метод познания как системный подход. Он позволяет получить целостное представление об изучаемом объекте и способствует более глубокому усвоению получаемых знаний.

В задачи естествознания входит объяснять имеющиеся факты и делать определенные предсказания, которые затем можно проверить опытным путем. Математика позволяет сделать предсказания, основываясь не на интуиции и «разумных» рассуждениях, а на основе строгих логических выводов. Например, наблюдая солнечные и лунные затмения, человек вполне мог «разумно» предположить, что подобные явления будут повторяться и впредь. Однако именно математика позволяет предсказать точную дату очередного затмения. Таким образом, математика выступает и средством познания и языком естественных наук.

Математика дает естествознанию огромное разнообразие абстрактных структур и методов, которые сами по себе не связаны с реальностью. Естествознание же выбирает и использует только те из них, которые осмыслены с его позиций. Обращению к математическому аппарату должен предшествовать детальный анализ возможностей его использования в данной области.

Аналогичные процессы происходят и в живой природе. Например, бактерии размножаются делением одной клетки на две. Аналогично предыдущему примеру, несложно заметить, что размножение также происходит в геометрической прогрессии и час через сутки может образоваться 72 поколения, т.е. Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д. Однако в ряде случаев этот рост носит взрывной характер, подобный ядерному взрыву.

Естествознание использует математические методы исследования в качестве языка описания, моделирования и прогнозирования различных явлений. Роль математических методов в естествознании зависит от специфики конкретной научной области.

Естествознание – это научные знания о природе и месте человека в ней. Современное естествознание объединяет множество самостоятельных наук о природе и месте человека в ней. Познает законы природы, по которым существует и развивается окружающий мир. Эти знания необходимы человеку для научно обоснованного природопользования.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи ________ научных знаний о _________, оно выявляет ту __________ мироздания и познаёт те _____________ законы природы, которые характеризуют общую научную _______ своего времени.

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, оно выявляет ту структуру мироздания и познаёт те фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.

Задание 2: Установите соответствие между картинкой и формулой, описывающей изображенный на ней процесс.

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это чтоЕстествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Естествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это чтоЕстествознание 10 класс это что. Смотреть фото Естествознание 10 класс это что. Смотреть картинку Естествознание 10 класс это что. Картинка про Естествознание 10 класс это что. Фото Естествознание 10 класс это что

Подсказка: Прочитайте или прослушайте часть урока, который описывает общие математические закономерности при описании процессов: деления ядра урана при столкновении его с нейтроном и размножение бактерий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *