Естествознание 10 класс это что
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.
Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.
Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.
Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.
Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.
Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.
Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.
Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)
Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.
Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.
Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.
Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.
С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:
Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.
Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.
О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?
Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.
2. Обоснованность и доказательность.
5. Отсутствие фактора субъективности.
7. Ориентированность на практическое применение.
Правильный ответ: 8. Исследуемость.
Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования
Естествознание. 10 класс
Что изучает естествознание?
Цели и задачи
— обобщить представления о науке как виде познавательной деятельности; сформировать знания о разных формах познания окружающего мира.
— усвоить понятия «наука», «научные знания», «критерии научного знания»;
— понять цель научного познания и характеристики научного знания.
Узнаем, научимся, сможем
— понятия «наука», «научные знания», «критерии научного знания»;
— характеристики научного знания;
— сравнивать характеристики научного и ненаучного знания, истинного и научного;
— объяснять смысл критериев научного знания;
— осознать специфику научного знания как основу получения достоверного знания об объектах
Высказывания писателей и учёных о науке
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747)
М.В. Ломоносов (1711–1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк
Знание – это умноженный результат. На какой умноженный результат благодаря науке Вы можете рассчитывать?
Задайте вопросы в целом о современной науке соседу по парте, родителям, учителю.
Прочитайте высказывания учёных и писателей о науке и выберите одно, которое, на ваш взгляд, может стать эпиграфом к сегодняшнему уроку.
«Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.
Каждый важный успех приносит новые вопросы. »
Альберт Эйнштейн (1879–1955), физик-теоретик
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека».
А.П.Чехов (1860–1904) – русский писатель
«Наука никогда не решает вопроса, не постав при этом десятка новых».
Дж.Б. Шоу (1856–1950) – английский писатель
«Лучше подвергнуть долгому испытанию однажды открытую истину, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается пылким воображением человека».
Ж.-Б. Ламарк (1744–1829), французский учёный-естествоиспытатель
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.
Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.
Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.
Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.
Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.
Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.
Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.
Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)
Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.
Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.
Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.
Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.
С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:
Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.
Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.
О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?
Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.
2. Обоснованность и доказательность.
5. Отсутствие фактора субъективности.
7. Ориентированность на практическое применение.
Правильный ответ: 8. Исследуемость.
Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 2. Природа в зеркале науки
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Система – совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих единое целое и обладающих новой функцией, которой нет у отдельных компонентов.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При анализе слова «естествознание» мы выделяем два корня: «естеств» и «знан». В основе первого корня лежит слово «естественный», второго – «знание». Прилагательным естественный можно охарактеризовать объект, созданный природой, по ее законам. Смысл слова «знание» можно понимать как получение информации о неизвестном. Таким образом, в целом термин «естествознание» означает получение человеком новой информации о природных объектах и законах природы. Поскольку человек – часть природы, он тоже является объектом естествознания.
Чтобы проследить истоки знаний человека о природе и их влияние на общественное развитие, проследим основные этапы становления естествознания:
1 этап. Натурфилософия. Описание увиденного, размышления обо всем реально существующем.
2 этап. С XV—XVI веков происходит дифференциация знаний, возникновение и развитие возникновение и развитие физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшими астрономией и математикой). Основная масса достижений в изучении Природы началась именно с периода вычленения отдельных наук и продолжается в настоящее время. Именно на данной стадии изучения Природы появился богатейший массив естественнонаучных знаний.
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, оно выявляет ту структуру мироздания и познаёт те фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.
В XX веке изменились масштабы деятельности человека, связанной с проблемами природопользования, с освоением космического пространства, появились глобальные проблемы современности. Они напомнили о том, что природа и человек существуют в единой системе и взаимосвязи, что существует глобальная проблема выживания Человека на Планете и для ее положительного решения требуются системный и целостный подходы к организации научно обоснованного природопользования. Человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которые необходимы человеку для согласования его деятельности с законами природы.
С понятием система вы сталкивались при изучении разных учебных дисциплин и привыкли употреблять этот термин в своей речи. Например: «система телекоммуникации», «Солнечная система», «дыхательная система», «общественно-политическая система» и другие.
Рассматривать любой объект как иерархически организованные системы, выявляя в них компоненты различного уровня и прослеживая взаимосвязи между ними, позволяет такой метод познания как системный подход. Он позволяет получить целостное представление об изучаемом объекте и способствует более глубокому усвоению получаемых знаний.
В задачи естествознания входит объяснять имеющиеся факты и делать определенные предсказания, которые затем можно проверить опытным путем. Математика позволяет сделать предсказания, основываясь не на интуиции и «разумных» рассуждениях, а на основе строгих логических выводов. Например, наблюдая солнечные и лунные затмения, человек вполне мог «разумно» предположить, что подобные явления будут повторяться и впредь. Однако именно математика позволяет предсказать точную дату очередного затмения. Таким образом, математика выступает и средством познания и языком естественных наук.
Математика дает естествознанию огромное разнообразие абстрактных структур и методов, которые сами по себе не связаны с реальностью. Естествознание же выбирает и использует только те из них, которые осмыслены с его позиций. Обращению к математическому аппарату должен предшествовать детальный анализ возможностей его использования в данной области.
Аналогичные процессы происходят и в живой природе. Например, бактерии размножаются делением одной клетки на две. Аналогично предыдущему примеру, несложно заметить, что размножение также происходит в геометрической прогрессии и час через сутки может образоваться 72 поколения, т.е. . Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д. Однако в ряде случаев этот рост носит взрывной характер, подобный ядерному взрыву.
Естествознание использует математические методы исследования в качестве языка описания, моделирования и прогнозирования различных явлений. Роль математических методов в естествознании зависит от специфики конкретной научной области.
Естествознание – это научные знания о природе и месте человека в ней. Современное естествознание объединяет множество самостоятельных наук о природе и месте человека в ней. Познает законы природы, по которым существует и развивается окружающий мир. Эти знания необходимы человеку для научно обоснованного природопользования.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи ________ научных знаний о _________, оно выявляет ту __________ мироздания и познаёт те _____________ законы природы, которые характеризуют общую научную _______ своего времени.
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, оно выявляет ту структуру мироздания и познаёт те фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.
Задание 2: Установите соответствие между картинкой и формулой, описывающей изображенный на ней процесс.
Подсказка: Прочитайте или прослушайте часть урока, который описывает общие математические закономерности при описании процессов: деления ядра урана при столкновении его с нейтроном и размножение бактерий.