Ецэ исод мвд россии что это
Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ
В марте 2012 года МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012-2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.
Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, который велся с 2005 года. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.
Основные задачи
Обеспечение и осуществление в пределах своей компетенции функций в области научно-технического сопровождения, эксплуатации и мониторинга прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Определение перспективных направлений дальнейшего развития прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России для использования в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Реализация научно-технической политики в области эксплуатации, мониторинга и совершенствования прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России для использования в деятельности органов внутренних дел, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Создание научно-методической и нормативно-технической базы по вопросам эксплуатации и мониторинга прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Оказание практической помощи подразделениям органов внутренних дел по вопросам использования, эксплуатации и технической поддержки прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Основные функции
Научно-техническое сопровождение эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Разработка нормативных документов в области технической поддержки и эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Обеспечение технической поддержки ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Обеспечение мероприятий по мониторингу ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Информационное обеспечение пользователей ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Сопровождение государственных контрактов в части развития информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Участие в проведении экспертизы для проверки предоставленных исполнителем результатов выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом в части их соответствия условиям контракта, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Обеспечение бесперебойной работы ИСОД МВД России путем обработки результатов мониторинга ошибок доступа ИСОД МВД России к ресурсам ЦОД МВД России и мониторинга информационно-технологической инфраструктуры ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Координация взаимодействия между исполнителями государственных контрактов, ДИТСиЗИ МВД России и подразделениями системы МВД России (в том числе территориальными органами внутренних дел) в части развития информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, в том числе по подготовке и актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих эксплуатацию, доступ и изменения в технологической структуре ЦОД МВД России.
Контроль за соблюдением регламентов технического обслуживания, ремонта и замены оборудования ЦОД ИСОД МВД России.
Выполнение работ по постановке на материальный учет оборудования, обеспечивающего информационно-технологическую инфраструктуру ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Управление лицензиями на использование программного обеспечения и технических средств ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Координация работ по аттестации рабочих мест (объектов информации ИСОД МВД России).
Выявление атак и попыток несанкционированного доступа к ресурсам ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Проверка устранения выявленных ранее замечаний в процессе эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Обеспечение выполнения работ в области защиты информации от утечки по техническим каналам и несанкционированного доступа к различным видам информации, хранимой в ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
Проведение работ по совершенствованию и развитию защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.
№ 78 Понятие и определение автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональных функций.
Отдел, оснащенный совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированным подразделением. В нем значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем специалист может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки данных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую принимать обоснованные решения.
Компьютер становится повседневным орудием труда специалиста, органично вписываясь в технологию его работы. При: акцент переносится с формально-логических аспектов информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы: Как и при ручной технологии организации работы, специалист несет полную персональную ответственность за весь процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в роли оператоpa ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.
Защита ведомственных мобильных устройств на Android
В данной статье рассказывается о практике МВД России по созданию ИСОД, а также описаны требования и подходы к защите информации обрабатываемой на ведомственных мобильных устройствах Android. Этот опыт может быть интересен различным государственным ведомствам и крупным коммерческим компаниям для защиты служебной информации на ведомственных мобильных устройствах на Android.
Что такое ИСОД МВД России?
ИСОД МВД России — это совокупность используемых в МВД России автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, систем связи и передачи данных.
Цель создания ИСОД — повышение уровня информационно-аналитического обеспечения МВД России.
Одним из основных требований к подсистеме безопасности ИСОД МВД России является использование современных методов защиты информации с возможностью адаптации к возникающим вызовам и угрозам информационной безопасности, а также своевременное выявление угроз «нулевого дня» и предотвращение атак типа «человек посередине».
Основа построения ИСОД предусматривает создание центров обработки данных (ЦОД), а также реализацию облачной архитектуры (виртуализации) на базе создаваемых ЦОД. Это добавляет новые технологии и требует привлечения дополнительных специализированных мер и средств защиты информации.
Основной элемент инфраструктуры ИСОД — Единая информационная система централизованной обработки данных (ЕИС ЦОД), которая создается на нескольких территориально удаленных площадках. Это необходимо для обеспечения требуемых уровней показателей надежности и доступности.
Доступ пользователей к ресурсам централизованных информационных систем МВД России возможен с автоматизированных рабочих мест или ведомственных мобильных устройств.
Требования к защите мобильного доступа к ИСОД МВД России с устройств на Android
Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная сеть (ИМТС) призвана обеспечить мобильный доступ сотрудников ОВД, входящих в состав нарядов патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России и участковых уполномоченных полиции к информационным ресурсам системы. С этой целью используются 3G/4G-сети операторов связи либо системы спутниковой связи, а также доступ к ГЛОНАСС или GPS. На рисунке 1 представлена структура ИСОД МВД России.
Рисунок 1. Структура ИСОД МВД России
Подсистема обеспечения информационной безопасности ИСОД МВД России централизованно управляется с учетом строгого протоколирования и систематического аудита информационной безопасности на предмет уязвимостей.
В подсистему обеспечения информационной безопасности входят следующие элементы:
Подсистема информационной безопасности создается и испытывается одновременно с разработкой системы и учитывает особенности облачных технологий.
Подсистема не должна ухудшать основные характеристики системы. Она строится по принципу масштабируемости и резервирования (обеспечения непрерывности функционирования в случаях аварий) и обеспечивает защиту информации на всех технологических стадиях и уровнях ее обработки, шифрование протоколов передачи данных, защиту на уровне операционных систем, баз данных и приложений.
Для обеспечения передачи информации ограниченного доступа следует использовать специализированную операционную систему для мобильных устройств, в которой включены элементы защиты, такие как: скремблирование, методы криптографической защиты, антивирусное программное обеспечение, а также проверка целостности аппаратной и программной части.
Разработка требований к мобильному устройству на Android и средствам его защиты
Операционная система Android создана с открытым кодом, благодаря чему пользователь или злоумышленник может вносить изменения в работу системы. Также возможно устанавливать операционные системы сторонних разработчиков, открывающие скрытые возможности мобильного устройства. По этой же причине возможно осуществление несанкционированного доступа к информации.
Кроме того, данная ОС имеет и другие недостатки: нагрузка на батарею, не самая высокая стабильность работы системы, открытость системы к вирусам и невысокий уровень безопасности пользовательских данных.
Основными направлениями в области защищенной передачи информации по беспроводным каналам связи является разработка и использование мобильных устройств на Android, для которой предъявляются следующие требования:
Для обеспечения защиты информации в процессе эксплуатации устройств на Android необходимо соблюдать следующие основные требования:
Для введения в эксплуатацию мобильного устройства на Android необходимо:
Для проверки реакции на обнаружение действий вредоносных программ целесообразно использовать эмулятор Android, например, в программном обеспечении Android Studio.
После эмуляции Android необходимо использовать антивирусное программное обеспечение Dr.Web Security Space для Android или Kaspersky Internet Security для Android с актуальными базами данных.
Для проверки систем защиты предлагается использовать программное обеспечение, обладающее следующим функционалом:
Этими функциями обладают, например, следующие вредоносные приложения:
Приложения, установленные в памяти мобильного телефона, необходимо проверять антивирусами. В случае если антивирусное программное обеспечение не обнаруживает хоть один из вышеперечисленных вредоносов, то очевидно, что операционная система и антивирус не обеспечивают требуемого уровня защиты.
Стоит отметить, что необходимо анализировать исходящий и входящий интернет-трафик каждого вышеприведенного вредоносного приложения в эмуляторе Android с помощью программного обеспечения Android Studio и анализатора трафика (сниффера).
Далее необходимо блокировать адрес управляющего сервера, который использует вредоносное приложение.
Для обеспечения безопасности информации в мобильных устройствах на Android была развернута система Mobile Device Management (MDM). Стандартный набор функций данной системы используется в программном обеспечении Trend Micro Mobile Security 7.0. Данная программа может быть использована в МВД России для защиты мобильных устройств на Android, предварительно пройдя проверку на наличие недекларированных возможностей.
Функции программного обеспечения Trend Micro Mobile Security 7.0:
Выводы
Для повышения качества информационного сопровождения повседневной и оперативно-служебной деятельности должностных лиц ОВД РФ предусмотрено внедрение мобильных устройств в интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть, с обязательным обеспечением безопасности передачи информации. Такими устройствами для применения в ИСОД МВД России вполне могут стать мобильные устройства под управлением операционной системы Android.
Стоит отметить, что специалисту, обеспечивающему внедрение и эксплуатацию мобильных устройств под управлением Android в ИСОД МВД России необходимо наличие специальных знаний, связанных с особенностями выявления НСД к информации на данных устройствах.
На сегодняшний день существует несколько проблем в защите информации в устройствах на Android. Следует учитывать особенности самой ОС: отсутствие обновлений и, как следствие, возрастание угрозы использования эксплойтов.
Результаты данной работы возможно использовать для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой на ведомственных мобильных устройствах на ОС Android в других государственных и коммерческих организациях на территории России.
AT Consulting продолжит работу над ИСОД МВД
Содержание
В марте 2012 года МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012-2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.
Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, который велся с 2005 года. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.
Цели создания
Основной причиной принятия решения о создании ИСОД в материалах структур МВД называется отсутствие единых архитектурных решений и системного подхода к внедрению автоматизированных систем в ведомстве.
В процессе создания ИСОД должны быть решены задачи автоматизации основных видов деятельности подразделений МВД, организации централизованного хранения и обработки данных. По задумке МВД, система должна стать единым источником информации для всех сотрудников подразделений МВД, служить для организации электронного взаимодействия между ними, обеспечения разграниченного доступа к информационным ресурсам.
В ведомстве также рассчитывают, что создание ИСОД будет способствовать повышению эффективности принимаемых решений за счет улучшения качества подготавливаемых отчетов, основанных на актуальных и достоверных данных, обеспечения оперативного и своевременного анализа ключевых показателей деятельности МВД России.
Состав ИСОД
ИСОД МВД включает интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть (ИМТС), систему централизованной обработки данных (ЦОД и ПТК), прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД (повседневные сервисы), прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД (служебные сервисы), а также подсистему поддержки взаимодействия подразделений МВД с населением и межведомственного взаимодействия и подсистему обеспечения ИБ.
Основной элемент – ЕИС ЦОД
Основным элементом инфраструктуры ИСОД МВД является ЕИС ЦОД, который создается на нескольких территориально удаленных площадках. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов МВД и предоставления доступа к ним с использованием облачных технологий.
За счет создания ЕИС ЦОД в МВД рассчитывают унифицировать используемые в ведомстве программно-технические решения и привести архитектуру основных автоматизированных информационных систем в соответствие современным требованиям к доступности и надежности. Он должен обеспечить консолидацию разнородных данных, содержащихся в различных системах МВД и обеспечить единую точку доступа к ним для использования в оперативно-служебной деятельности МВД.
В числе ожидаемых эффектов от создания ЦОДа – уменьшение расходов на создание, поддержку и эксплуатацию автоматизированных информационных систем, используемых в МВД.
В 2013 году проводилась ОКР по созданию технологической инфраструктуры ЦОДа. Из ТЗ по этому проекту следует, что вычислительную основу в нем должны составлять, главным образом, серверы IBM, основу для хранения данных – решения EMC.
Сервисы ИСОД
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:
Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:
Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а так же межведомственного взаимодействия с целью предоставления госуслуг включает:
Финансирование
По состоянию на середину декабря 2014 года на портале закупок Gostorgi.ru можно найти порядка 100 различных закупочных процедур, так или иначе связанных с ИСОД МВД, включая еще не завершенные торги. На официальном портале госзакупок по аналогичному запросу выдается порядка 25 закупок. Общая начальная цена опубликованных закупок составляет более 5,6 млрд руб.
В числе наиболее крупных торгов – поставка АРМ для ИСОД (начальная цена более 940 млн руб.), выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД России» (порядка 1,4 млрд руб.), а также самый крупный тендер – ОКР «Развитие ИСОД МВД» (более 1,4 млрд руб.). Многие торги проводились как закупка у единственного поставщика, некоторые тендеры носят закрытый характер.
Хроника исполнения проекта и других событий вокруг него
МВД засекретило техподдержку ИТ-системы, за которую сажали ее создателей и приемщика
Напомним, 25 января 2019 г. на основании решения ФАС министерству пришлось отменить запланированный на 28 января открытый электронный аукцион на поддержку единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД) с начальной ценой контракта в 1,65 млрд руб. и сроком его исполнения до 20 декабря 2019 г. Незадолго до этого в надзорном ведомстве посчитали, что МВД следует прибегнуть к закрытому способу определения поставщика данных услуг (подробнее — ниже).
Новый аукцион запущен именно закрытом режиме. Это в частности, означает отсутствие в публичном доступе техзадания — соискатели смогут получить его только персонально, на условиях конфиденциальности. Также будет засекречена и информация о претендентах, победителе и сумме подряда — протоколы работы конкурсной комиссии на сайте госзакупок не появятся.
Заявки от соискателей будут приниматься до 27 мая 2019 г. Торги намечены на 28 мая. Исполнение контракта должно завершиться 30 июня 2020 г., то есть общий фронт работ увеличился примерно на два месяца. По всей видимости именно с этим связан тот факт, что сумма перезапущенного лота выросла до 2 млрд руб.
МВД требовало с AT Consulting миллион за туалет и воду, использованные во время исполнения госконтракта
С данным иском структура МВД обратилась в суд в середине февраля 2019 г. Сумма требований составила 1,16 млн руб. В иске фигурировали счета за электроэнергию, тепло, водоотведение, вывоз мусора.
С точки зрения структуры МВД, ИТ-компания должна была возместить ей указанные издержки за тот период, что она исполняла на территории заказчика контракт по эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) — в течение 2016-2018 гг.
В судебных документах указан шифр данных работ — «Эксплуатация изделия 14т1». Поиск по сайту госзакупок показывает, что данный подряд был распределен в формате закрытого конкурса в конце 2015 г. Его стартовая цена составила 8,4 млрд руб.
В разговоре с CNews представители компании AT Consulting ограничились формальным комментарием. «В своей работе AT Consulting всегда стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, выстраивая отношения с клиентами на основе качественных услуг, доверия и уважения, — отметили в компании. — Мы также уважаем законы Российской Федерации и решения суда и рады, что иск завершился подобным образом».
AT Consulting продолжит работу над ИСОД МВД
Как стало известно TAdviser, компания AT Consulting выиграла тендер на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию федеральной поисковой системы генетической идентификации «Ксенон-2» (входит в комплекс ИСОД МВД России). Соответствующая информация была размещена на официальном сайте госзакупок. Это событие совпало с закрытием уголовного дела в отношении основателя компании Сергея Шилова. По мнению источника TAdviser, выигранный тендер может говорить о восстановлении доверия ведомства к Шилову и его команде. Информатизация госсектора является одной из ключевых компетенций AT Consulting, в частности компания выполняла работы по созданию электронных сервисов для МВД, ФСИН и других силовых структур.
Дело ИСОД развалилось
По данным издания, следователи отказались от обвинений в коррупции в адрес всех фигурантов дела, в том числе и главного – бывшего гендиректора НПО МВД РФ «Спецтехника и связь» (СТиС) Андрея Нечаева, который, по версии следствия, принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Как пишет «Коммерсант», следователи установили, что Нечаев пошел на это, чтобы выслужиться перед начальством, а не из корыстных соображений.
Сейчас уголовное дело насчитывает около 200 томов, и его фигуранты, находящиеся под домашним арестом, заняты ознакомлением с ним, сообщает газета со ссылкой на защитников одного из фигурантов.
Прекращено преследование Шилова и Нащекина
Адвокат Нащекина добавил, что у его клиента есть право на полную реабилитацию, компенсацию морального и имущественного вреда.
До момента завершения следствия Нащекин находился под домашним арестом, а затем под подпиской о невыезде.
Ранее, в апреле 2019 года, было также прекращено уголовное преследование Сергея Шилова, проходившего по тому же делу: cледствие и прокуратура не нашли в его деятельности состава преступления.
Власти заставляют МВД засекретить техподдержку ИТ-системы, за которую посадили ее создателей и приемщика
Причиной этого стал тот факт, что для выполнения работ исполнителю требуется изучить секретные данные, что несовместимо с какой бы то ни было публичностью.
«Представители заказчика пояснили, что для оказания услуг победителю аукциона необходимо ознакомиться с приказом № 016, имеющим гриф `секретно`, — говорится в документах ФАС. — Указанный приказ не размещен в ЕИС и открытом доступе в нтернете. Учитывая изложенное, описание объекта закупки, подлежащее включению в документацию об аукционе, содержит сведения, составляющие государственную тайну, что является основанием для применения закрытого способа определения поставщика».
Непосредственным заказчиком на тендере выступило научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» при МВД (СТиС). Что касается объекта поддержки — единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД), то она уже и так доставила этой организации немало проблем. СТиС занималась созданием ИСОД, и этот проект стоил ее руководителю Андрею Нечаеву не только его поста, но и свободы. Сумма основного стартового контракта на разработку ИСОД (завершился в конце 2014 г.) составляла 1,4 млрд руб. Именно ее в итоге с Нечаева стали требовать в МВД.
Арест подрядчиков Сергея Шилова и Алексея Нащекина
Задержание, допрос и очная ставка
13 апреля газета «Коммерсант» сообщила подробности задержания и последовавших за этим событий.
Как пишет «Коммерсант», после состоявшегося в ночь на среду четырехчасового допроса Нащекину организовали очную ставку с Сергеем Шиловым. В ходе нее задержанный Нащекин настаивал на своей непричастности к афере; арестованный Шилов утверждал, что пользовался его посредническими услугами. Следователь в итоге поверил Шилову и сразу после ставки предъявил Алексею Нащекину обвинение. По версии следствия, он, как и Сергей Шилов, пособничал (ч. 5 ст. 33 УК РФ) Андрею Нечаеву в совершении злоупотреблений должностными полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). В СКР полагают, что предприниматели уговорили Нечаева оплатить не до конца выполненные работы по ИСОД. Возможно, представитель МВД пошел навстречу коммерсантам не бескорыстно.
Ходатайство СКР об аресте, как и все уголовное дело, защитник Нащекина Сергей Гревцов считает не «отстаивающим государственные интересы», а «инквизиционным». По его данным, протокол очной ставки состоит из восьми листов, причем на первых четырех Шилов излагал свою позицию, а на оставшихся — откровенно «плавал», не будучи в состоянии ответить на уточняющие вопросы Нащекина и его защитника.
20 апреля Сергей Шилов вышел из СИЗО: Басманный суд Москвы изменил ему меру пресечения с заключения под стражу на домашний арест.
Алексей Нащекин был одним из подрядчиков по разработке системы Росреестра до 2017 года. Назначенная руководителем ведомства в октябре 2016 года Виктория Абрамченко резко критиковала подрядчиков (см. подробнее в отдельной статье «Подрядчики Росреестра работали спустя рукава и провалили запуск системы»).
Арест Нащекина на два месяца. Многомиллионный залог не помог
Пресс-секретарь суда пояснила, что согласно материалам следствия Нащекин обвиняется в пособничестве при совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Рассмотрение ходатайства следствия в суде также состоялось 12 апреля.
Готовность внести залог за Алексея Нащекина выразила в суде некто Екатерина Ерофеева. Газета «Коммерсант» назвала ее сожительницей Нащекина, но его знакомые заявили TAdviser, что это ошибка.
Следователь просил удовлетворить ходатайство в полном объеме, так как «вина А.Нащекина подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами дела». Прокуратура позицию следствия поддержала. В результате суд удовлетворил ходатайство следствия и постановил арестовать Алексея Нащекина до 10 июня 2018 года.
Домашний арест Нащекина
27 апреля по решению Басманного суда Алексей Нащекин был отпущен из СИЗО под домашний арест до 10 июня 2018 года, сообщили TAdviser в пресс-службе суда. Таким образом, в заключении он провел 16 суток.
Новые обвинения, аргументы за и против домашнего ареста
В августе 2018 года Алексею Нащекину были предъявлены новые обвинения. В частности, по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Это указано в апелляционном постановления Мосгорсуда, опубликованном в базе судов Москвы в октябре. Постановление было вынесено после очередной попытки защиты Нащекина обжаловать продление его домашнего ареста. В последний раз он был продлен до 10 декабря.
Ранее, в апреле 2018 года, Нащекину было предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 33 УК РФ (соучастие в преступлении) и по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), говорится в постановлении.
Уголовные дела, по которым проходят Нащекин, Шилов и Нечаев, объединены в одно производство. В судебных документах фигурирует еще одно лицо – Геннадий Купринский, который ранее, как и Нащекин, проходил по делу по ч. 5 ст.33 и ч. 1 ст. 285 УК РФ. В прошлом он занимал пост гендиректора НИИ автоматической аппаратуры. При реализации проекта ИСОД МВД возглавляемый им НИИ выступал генподрядчиком.
Срок предварительного следствия по делам Алексея Нащекина, в частности, установлен до 17 января 2019 года.
Нащекин считает, что его уголовное преследование осуществляется для того, чтобы оказать на него давление, поскольку он не дал согласие на оговор других лиц, следует из сентябрьского постановления Мосгорсуда.
Также Нащекин обладает обширными связями среди сотрудников МВД России, в структуре которого проходят службу часть свидетелей по делу, упоминается в постановлении Мосгорсуда. Ряд свидетелей являются его знакомыми, проводятся следственные действия, направленные на установление других соучастников преступлений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции ранее принял во внимание и наличие достаточных данных, свидетельствующих об обоснованности причастности Нащекина к инкриминируемым ему деяниям, поскольку на него указали очевидцы как на лицо, совершившее преступление, также говорится в апелляционном постановлении.
Защита Нащекина, в свою очередь, считает его уголовное преследование незаконным, а вменяемые ему события – основанными на домыслах следствия, искаженными и созданными искусственно.
По мнению самого Нащекина, его уголовное преследование и содержание под домашним арестом ведет к разрушению целого сегмента высокотехнологичного российского бизнеса с высоким экспортным потенциалом и потерей сотни рабочих мест, следует из постановления Мосгорсуда. О каком сегменте идет речь, в судебном документе не уточняется.
В числе доводов в пользу освобождения Нащекина от домашнего ареста защита приводила его положительный образ, включая тот факт, что указом президента РФ он был награжден орденом почета.
По информации источников TAdviser, знакомых с Нащекиным, несмотря на домашний арест бизнесмен получает разрешения выходить из дома и регулярно посещает офис, продолжая заниматься своим бизнесом.
В декабре 2018 года в Басманном суде сообщили TAdviser, что срок домашнего ареста был продлен Алексею Нащекину до 10 марта 2019 года.
МВД предъявило иск на 1,4 млрд рублей к главному конструктору ИСОД
Нечаев обвиняется в том, что принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Следствие классифицирует это как злоупотребление должностными полномочиями согласно части 3 статьи 285 Уголовного кодекса России. Этот параграф предлагает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Причиной действий Нечаева считается стремление оправдать ожидания руководства, вариант получения вознаграждения от подрядчика отсеялся в ходе расследования, передает издание «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к МВД.
Нечаев был задержан в октябре 2017 г., после того как обстоятельствами его работы над ИСОД заинтересовалось управление «М» Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Обвинение против него было выдвинуто Следственным комитетом России, решение о задержании принял Басманный районный суд.
Арест Нечаева повлек за собой добровольную отставку замглавы МВД по тылу Александра Махнова, мотивированную в МВД тем, что Махнов нес личную ответственность за подчиненного ему Нечаева, являясь на момент расчета с подрядчиком главой департамента информационных технологий, связи и защиты информации в МВД. После поступления обвинения от Следственного комитета МВД выдвинула против Нечаева гражданский иск.
2017: Арест главного конструктора
18 октября 2017 года был арестован главный конструктор ИСОД Андрей Нечаев (подробнее).
2015: Суд с «Ланитом» из-за несуществующей версии Microsoft Windows Server
Решение суда по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции было опубликовано в конце декабря 2015 года. Из него следует, что разбирательства возникли из-за лицензий для госорганов ПО Windows Server и Windows Server Datacenter, входивших в состав поставки. МВД требовалось предоставить их 32-битные и 64-битные версии.
До подписания акта приема-передачи прав на использование ПО «Ланит-интеграция» указала МВД, что 32-битных версий указанных продуктов не существует. Компания попросила ведомство принять 64-битные версии продуктов, сославшись на то, что прикладное ПО МВД, совместимое с их 32-битными версиями, сможет работать и с 64-битными версиями. Свои доводы «Ланит-интеграция» подкрепила письмом от российского офиса Microsoft.
МВД принял поставку, включавшую только 64-битные дистрибутивы этого ПО, однако вскоре известил «Ланит-интеграцию» о том, что компания нарушила условия контракта и ненадлежащим образом исполнила свои обязательств по передаче прав на ПО, не предоставив 32-битные версии. Лицензии Windows Server 2012R2 и Windows Server Datacenter 2012R2 с 64-битными дистрибутивами МВД вернуло.
По условиям контракта между МВД и «Ланит-интеграцией», его исполнение со стороны подрядчика было обеспечено банковской гарантией, для который был привлечен «ЮниКредит Банк». После возврата спорных лицензий МВД обратилось в «ЮниКредит Банк» за выплатой гарантии. Размер своих требований МВД оценило в 140,9 млн руб. Деньги ведомству были перечислены.
После этого «Ланит-интеграция» через суд потребовала взыскать с МВД перечисленную ему сумму в качестве неосновательного обогащения, а также 1,19 млн руб. сверх этой суммы в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.
Изучив материалы дела, включая письмо от Microsoft, суд пришел к выводу, что в части 32-битных версий спорных продуктов обязательства «Ланит-интеграции» прекратились в связи с невозможностью их исполнить из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. В свою очередь, прекращение обязательств исключает какую-либо ответственность обязанной стороны за его неисполнение. Получение МВД денежных средств суд квалифицировал как неосновательное обогащение и вынес решение взыскать их с ведомства в пользу «Ланит-интеграции» вместе с процентами.
Закупка ПО Microsoft на 455 млн руб
По условиям контракта, за указанную сумму МВД получит 150 тыс. лицензий Microsoft Office 2013, 250 лицензий Microsoft Visio 2013, 200 лицензий Windows Server 2012 R2 и по 10 лицензий Microsoft Project 2013 и Windows Server 2012 R2 Datacenter. Лицензии поставляются по программе корпоративного лицензирования Microsoft для госучреждений.
Готовность ЦОДа
В октябре 2014 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на заседании правкомиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности докладывал, что ЦОД МВД, на базе которого проводится плановое размещение специализированных информационных сервисов и систем, уже введен в эксплуатацию и в нем уже развернуты 32 информационные системы.
Создание опытного образца
В сентябре 2014 года МВД заключило контракт с «НИИАА» на выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД», срок окончания работ по которой обозначен декабрем того же года. По данным одной из презентаций об этом проекте, в его рамках планируется изготовление опытного образца ИСОД и тиражирование сервисов системы в субъектах РФ (45 и 85 субъектов в зависимости от назначения сервиса), а также проведение предварительных и госиспытаний в соответствии с ГОСТ.
С целью выполнения работ по развертыванию опытного образца ИСОД в территориальных подразделениях МВД был привлечен соисполнитель – AT Consulting.
2013: AT Consulting создаст для МВД СЭД на миллион пользователей
AT Consulting приступила к реализации проекта по созданию СЭД в МВД, рассказали TAdviser в компании. Контракт на выполнение этих работ на сумму в 45,8 млн руб. был подписан в октябре 2013 г. В ходе конкурса по выбору подрядчика компания значительно сбила максимальную стоимость контракта, которая составляла около 131 млн руб. Помимо AT Consulting, в тендере также приняли участие ФГУП НИИ «Восход» и компания «Тауэр».
Принять систему в эксплуатацию планируется к середине декабря 2014 г. На момент старта проекта в AT Consulting предпочли не раскрывать, на базе какого продукта создается СЭД для МВД, а также какие-либо другие детали. В компании лишь отметили, что за 12 лет работы у нее накоплена значительная экспертиза в подобных проектах.
В технических требованиях МВД к системе не указано предпочтений по продукту конкретного вендора, на базе которого должна быть создана СЭД, а говорится только, что преимущество при его выборе должно отдаваться стандартизированным решениям.
С помощью СЭД МВД рассчитывает автоматизировать подготовку, обработку, хранение и использование документов в подразделениях центрального аппарата и территориальных органах, отвечающих за делопроизводство. Помимо этого, функционал системы должен обеспечить интеграцию между этими подразделениями и единое пространство документооборота в рамках ведомства.
Также должно быть разработано мобильное приложение для планшетов, работающих под управлением ОС Windows 8. Оно позволит автоматизировать деятельность руководителей подразделений МВД по вынесению резолюций и выдаче поручений.