Примерно половина того что ты хочешь узнать вот тут http://forum.eve-online.ru/viewtopic.php?t=3452 твоя же тема между прочим. блокнотик заведи и туда записывай если память плохая.
Дампера не сбивают лок, они уменьшают дальность и скорость лока. Это значит что если корабль противника уже держит тебя в локе и находится достаточно близко, то чтоб сбросить лок надо применить на него несколько девайсов. Если же противник ещё не залочил, то время лока увеличивается на порядок. Честно говоря давно не видел чтоб их в бою использовали. Хотя. С месяц назад мы в синдикате бомжей вырезали. Вот у них 2 скорпа было и вроде на одном джаммеры а на другом дампера. Но хз.
Радиоэлектронная борьба в EVE online — это аналог дебафов из других онлайн игр. У каждой нации есть бонус к определённым видам электроники, и в этой статье я постараюсь рассказать об электронике кораблей «Caldari».
Калдарская электроника (она же «ECM», и она же «джамм») основана на использовании модулей, которые не дают противнику лочить и снимают лок с уже залоченных целей. Стоит обратить внимание, что сейчас применение этих модулей не так популярно, так как из-за недавнего обновления стало можно лочить корабль, использующий на вас эти модули. Иными словами, теперь джаммящий корабль становится единственной доступной для противника целью, и использовать его в соло пвп теперь совершенно не имеет смысла.
Принцип работы
Принцип работы джамма прост — используется специальный ECM-модуль, при активации которого на противника с некоторой вероятностью накладывается дебаф. Если дебаф проходит успешно, то противник до конца цикла модуля не может лочить никого, кроме обладателя этого самого модуля. Если модуль установлен на дроне, то никого кроме дрона. В случае, когда дебаф на цель не проходит, модуль докручивает цикл и в начале следующего пробует положить дебаф ещё раз.
Также хочу заметить, что учитывая дальность действия эффекта (до 100, а иногда и до 200 км) и небольшую прочность многих профильных кораблей, я думаю, разработчик предполагает работу на дистанциях, близких к максимальной.
Теоретически, применение калдарской электроники может быть полезно для спасения пойманного товарища или для выключения из боя какого-либо противника, будь то сильный DPS корабль или, например, логист.
Варианты ECM воздействия
На момент написания этой статьи, мне известно 4 варианта джамма:
Каждый из вариантов предполагает эффект с некоторой силой, который воздействует на сенсоры противников. Если быть точнее, то при использовании любого джаммящего модуля сравнивается сила этого модуля и сила сенсоров. Сила модуля отображается в графе «мощность помех сопровождению целей», а сила сенсоров в графе «Целеуказание» (на изображении слева). При наведении на графу мышки я вижу надпись «Эффективность гравиметрической системы», но вы можете видеть и другие. Это зависит от фракции вашего корабля:
Соответственно, в игре предусмотрены ECM-модули против каждой из этих систем: Gravimetric ECM II*, Ladar ECM II*, Magnetometric ECM II*, Radar ECM II*, а также работающие на все системы сразу Multispectral ECM II*. Впрочем, есть и Т1 версии.
Дополнительно направленные ECM модули делятся на профильные и мультиспектрал. В чём же разница? Дело в том, что профильный модуль имеет высокую силу воздействия по своему профилю и низкие по другим, а мультиспектрал одинаково средний по всем видам сенсорных систем. Также разработчики сделали мультиспектрал модулям пониженную дальность действия, чтобы у игроков была мотивация подбирать именно профильные модули.
Из ненаправленных модулей есть Burst Jammer II*. При активации он также с определённым шансом скидывает цель у всех игроков (даже у союзных) вокруг корабля, где установлен. Однако Burst Jammer не блокирует возможность этих кораблей моментально залочить вас снова, и это делает модуль практически бесполезным в моих глазах. Впрочем, возможно я ошибаюсь.
Ну и конечно же, стоит рассказать о ECM-дронах. Для этой цели обычно используются лёгкие Hornet EC-300, но в игре предусмотрены аналогичные средние Vespa EC-600 и тяжёлые Wasp EC-900. Также есть истребители для капиталов под названием Scarab I, но они не очень популярны.
Корабли для джамма
Как и любая другая электроника, джамм может быть использован на любых кораблях, однако профильные для ECM корабли все калдарские, и их всего 7: фрегат Griffin, дозорный фрегат Kitsune, крейсер Blackbird, дозорные крейсера Falcon и Rook, линкор Scorpion, тяжёлый диверсионный корабль Widow.
Если коротко, то первые 3 корабля очень дешевы и крайне быстро умирают. И если Гриффин совсем слабенький вариант, то Блекберд и Китсуне уже можно пробовать использовать. Фалкон и Рук — отдельная беседа, так как значительно больше стоят и требовательны к навыкам (впрочем, возможно они станут более популярны из-за новой системы цинок). Скорпион обладает отличной дальностью джамма и, в отличие от всех предыдущих кораблей, может более-менее танковать, но медленно передвигается. Видоу тоже считается профильным, но он очень дорогой, и я не уверен, что ECM модули на нём актуальны.
Навыки для джамма
Навыки для джамма находятся в графе Работа с бортовой электроникой*
Комментарии про « Калдарская электроника или просто «джамм» »
Чуть позже добавлю в статью навыки и модули для защиты от джама.
BZ-5 Neutralizing Spatial Destabilizer Spatial Destabilizer II
Magnitometric
‘Hypnos’ Ion Field ECM I Ion Field Projector II
Ladar
Enfeebling Phase Inversion ECM I White Noise Generator II
Сила сенсоров колеблется от 4-8 у фрегатов до 23-32 у батлов и реконов (40+ у капиталшипов).
Модули джамма
Джамм производится помощью специальных модулей:
Профильные корабли
Griffin
Kitsune
BlackBird
Это базовый фит для новичков, низкая стоимость и уже можно оттачивать свои навыки.
Классический фит, удобен при долгих боях, чтобы быстро пересаживаться на новый корабль.
Экспериментальный фит с ECM-дронами на 129км. Часто помогает раскидать дронов на логистов или другие корабли и одновременно джамить. Фит экспериментальный, применять только в том случае, когда понимаете что делаете и в какой ситуации.
Falcon
Не нужно бездумно копировать фиты, ибо есть нюансы:
Классический арморный фит.
Достаточно тонкий фит с высокой силой джама. На случай входящего дамага, есть АШБ.
Scorpion
Данный фит позволяет маневрировать на поле боя и иметь хорошую дальность джама. МЖД обязательно для фита, т.к. позволяет уйти от дизраптора таклера (от скребка не уйти, но можно попытаться отджамить дронами и пострелять ракетами).
Интересный экспериментальный фит. Лочит на максимальную дистанцию 300км, джамит от 180+ км, сила джама стандартная. На андоке нпц-станции такой может быстро погибнуть и бой чаще всего клозовый. А вот на цитадели вполне может проявить себя.
Widow
В разработке.
Тактика работы
Активация джаммеров
Выживание
Джамм-дроны
В отличие от джаммеров, джамм-дроны часто используются и на непрофильных кораблях. Скиллы на джамм на них всё равно не работают, а слабость своих джаммеров дроны некоторым образом компенсируют количеством.
Сет имплантов Centurion
И так, сет таких импов (6 штук) дает очень хороший бонус к оптималу джамеров (дамперов, паинтеров). Начинаем парад кораблей!
Приведенные ниже фиты исключительно теоретические!
Сегодня парад будет исключительно дальнобойных и тонких кораблей (в электронике баланc дальности и танкованности почти нереален). На высокой дальности можно относительно спокойно себя чувствовать и иметь запас по времени чтобы свалить. И флот не достанет, и видно приближающиеся корабли.
А теперь с сетом импов (low стоят примерно 120кк в Жите, но это рынок, а не оптимальные цены). В такой конфигурации можно хорошо джамить за дальностью фероксов и других флотов.
Богатые тоже плачут (с) Применяем мид-грейд сет. Он обойдется порядка в 400-600кк 🙁
Убираем батарейку и работаем на еще большей дистанции (лочим на 251км, джамим на 186+79км). Батарейка нужна, чтобы на мвд кататься и долго джамить.
А теперь классика, клочные корабли! Их прелесть в том, что они неожиданно появляются и так же легко исчезают. Рекалибрация клоки 5 секунд, поэтому, можно быстро уйти опять в клоку.
Тут все понятно, отползли подальше, расклочились в 100-130, положили в джамм всех логистов и склочились 🙂
Добавили сет импов и сразу дальность выросла! Теперь редкая птица сможет залочить на таком расстоянии.
Джаммеры находятся в разделе маркета Ship Equipment/Electronic Warfare/Electronic Counter Measures.
Джаммера ставятся в медиум слот, требуют 1 единицу powergrid и 32-55+ единиц CPU, активируются 1 раз в 20 секунд, съедая 38-79+ единиц капы (capacitor).
Джаммеры поддаются перегреву.
Существуют специальные корабли (Caldari) с бонусами на джаммеры. Каждый корабль имеет силу сенсоров: Sensor Strength. Она колеблется от 4-8 у фрегатов до 23-32 у батлшипов и реконов (40+ у капиталшипов)
Существует 5 видов джаммеров: 4 расовых и 1 универсальный. Все джаммеры имеют силу джама по каждому виду сенсоров (по каждой расе): Strength. У расовых повышена сила джама по сенсорам его расы. Шанс срабатывания эффекта Jamming = сила джаммера / сила сенсоров цели.
Базовые параметры джаммеров: Тип джамера Сила [по расе] Капа Оптимал CPU (tf) Расовый, tech I 1[3] 48 45км 40 tf Расовый, tech II 1.2[3.6] 57 54км 54 tf Расовый, top tech I 1.2[3.6] 38 54км 32 tf Мультик, tech I 2 72 30км 50 tf Мультик, tech II 2.4 79 36км 55 tf Мультик, top tech I 2.4 57 36км 40 tf
Скилы и модули повышения параметров джаммеров.
Модули для повышения силы джама.
Signal Distortion Amplifier Так же, как и джаммеры, классифицируется: Signal Distortion Amplifier I 16% силы, 30 tf CPU. Signal Distortion Amplifier II 20% силы, 30 tf CPU. ‘Hypnos’ Signal Distortion Amplifier 20% силы, 29 tf CPU.
Корабли с бонусами на джам.
Джаммеры с прокаченными скилами на перечисленных выше кораблях, оборудованных амплифаерами, имеют силу около 10-14 (расовые), с перегревом +20%. Этого достаточно, чтобы держать большинство кораблей в глубоком или перманентном (постоянном) джаме. Корабли с силой сенсоров больше 20ти (реконы, батлы и больше) джаммятся с вероятностью около 50%. Правило сложения вероятностей.
Вероятность заджамить несколькими джаммерами с первого раза определяется так: J = 1-(1-F1/FS)*(1-F2/FS)*…*(1-Fn/FS)
Если хотя бы один Fi>FS, то вероятность проджамить = 100%
Таким образом, например, если мы имеем 3 джаммера силой 4, 5 и 6, и врага с сенсорами силой 20, то вероятность его проджамить: J = 1-(1-4/20)*(1-5/20)*(1-6/20) = 1-(0.8)*(0.75)*(0.7) = 1-0.42 = 0.58 = 58%
Другой пример: два расовых джамера по 13, корабль с силой 24. J = 1-(1-13/24)*(1-13/24) = 1-(1-0.54)*(1-0.54) = 1-0.21 = 0.79 = 79% Правило резервирования джаммеров.
Допустим, у вас четыре джаммера и две цели. В этой ситуации следует действовать таким образом: — Активируем один наиболее подходящий для первой цели джаммер на первую цель. — Активируем один наиболее подходящий для второй цели джаммер на вторую цель. — Если джам прошел, ничего не активируем, ждем. — Если джам не прошел на одну из целей, активируем на нее один из резервных джаммеров. — Если джам снова не прошел активируем другой резервный джаммер. — Если резервный джам прошел, сразу же деактивируем резервный джаммер, оставляя включенным первый.
Таким образом с помощью резервных джаммеров загоняем в джам тех, с кого этот джам слетает. Смысл этого правила в том, чтобы не активировать сразу все джаммеры на одну цель.
Сенсоры кораблей бывают четырех типов, характерных для рас:
Существует пять основных видов джамеров, четыре — атакующих специализированные сенсоры с повышенной силой и одни мультиспектральный — с равной силой атакующий все виды сенсоров. Сила специализированных сильнее, но, как понятно, они действуют эффективно только на корабли выбранной расы.
Основная формула рассчета шанса срабатывания джамминга: Jamming = сила джаммера / сила сенсоров цели. Например, сила вашего мультиспектрального джаммера равна двум единицам, сила сенсоров корабля противника равна десяти единицам, итого шанс будет равняться Jamming = 2/10
20% шанс успешно сбросить прицеливание и запретить прицеливание на следующих 20 секунд.
Таблица базовых характеристик
Вид Джаммера
Сила специализированная / Общая
Capacitor
Optimal
CPU (tf)
Специализированный, т1
3 / 1
48
45 km
40
Специализированный, т2
3.6 / 1.2
57
54 km
54
Специализированный, топ т1
3.6 / 1.2
38
54 km
32
Мультиспектральный, т1
— / 2
72
30 km
50
Мультиспектральный, т2
— / 2.4
79
36 km
55
Мультиспектральный, топ т1
— / 2.4
57
36 km
40
Фракционный специализированный
3.7 / 1.2
57
54 km
43
Фракционный мультиспектральный
— / 2.5
79
39.3 km
55
Командирский мультиспектральный
— / 3.2
115
57.6 km
80
Как «Командирский мультиспектральный джаммер» в таблице обозначен Estamel’s Modified ECM Multispectral Jammer, средняя стоимость на 27.12.2007 (Jita, The Forge) составляет порядка 450 миллионов исков, при стоимости, например мультиспектрального топ т1 (‘Hypnos’ Multispectral ECM I) приблизительно 4,1 миллиона исков, т.е. в 109 раз дороже, при рассчетной теоретической эффективности всего в 1,3 раза сильнее (средняя сила сенсоров врага
10, топ т1 имеет шанс джама порядка 24%, командирский порядка 32%). Но таков закон EVE, незначительное увеличение эффективности, стоит очень дорого. Да и это теоретический рассчет, реальный рассчет эффективности подобных джамеров будет учитывать бонусы от скилов и корабля, но об этом чуть позже.
Навыки и усилители
Навыки, требуемые для управления джаммингом расположены в группе Electronics, быстрее учатся от высокого Интелекта и Памяти персонажа.
Основным сопутствующим модулем, увеличивающим силу, является Signal Distortion Amplifier, устанавливаются в нижние слоты, установка однотипных модулей штрафуется эффективностью последующих после первого.
Название
Бонус силы джамма
CPU (tf)
Signal Distortion Amplifier I
16%
30
Signal Distortion Amplifier II
20%
30
‘Hypnos’ Signal Distortion Amplifier I
20%
29
Initiated Signal Distortion Amplifier I
17%
26
Signal Disruption Amplifier I и II — риги уменьшающие потребление энергии капаситора модулями ECM и ECM Burst на 20% и 25% соответственно. По рассчетам, нужны только в случае установки особо капо-потребляющих модулей, например мультиспектрального командирского.
Low-grade Centurion сет имплантантов, позволит увеличить оптимал дистанцию модулей на 24%. Покупается исключительно через контракты, стоимость чаще всего неадекватная.
Hardwiring — Zinou ‘Gypsy’ KOB (25,50,75) — уменьшает потребление капаситора модулями ECM на 1%, 3%, 5% соответственно.
ECM Burst
Существует ещё Remote ECM Burst I — он требует огромное колличество параметров фитинга и может устанавливаться только на корабли класса «Mothership», при этом только один на корабль. Используется очень просто, выбирается любая цель на расстоянии до 150 километров и актвируется, у цели и в радиусе 20 километров вокруг нее у всех снимаются все прицеливания.
Специализированные корабли
Так уж исторически сложилось, что бонусами на силу и дальность джамм-модулей обладают только калдарские корабли, так что, если хотите делать джамм по-настоящему эффективно, качать прийдется линейку кораблей Caldari Frigate, Caldari Cruiser.
Практически любой из этих кораблей относительно легко может установить джаммер с силой, со всеми бонусами, до 14,5. При это, фактически шанс джамма с первой попытки будет большинство кораблей (кроме БШ, реконов и капитальных кораблей) без установленных модулей защиты.
Рассмотрим один из вариантов фитинга корабля Rook:
Стоимость данного фитинга составляет порядка 150 миллионов исков (Jita, The Forge). При таком расстановке модулей, корабль будет обаладать ударным потенциалом к джамингу на дистанции до 142 километров. Сила четырех специализированных джамеров составит 14,2, а сила двух мультиспектральных 9,4.
Ниже приводится таблица, с рассчетной вероятностью джамма кораблей: Класс корабля Название корабля Сила сенсора Шанс, специализированным ECM Шанс, мультиспектральный ECM Ammar HAS Zealot 13 100% 72.3% Minmatar CS Claymore 16 88.7% 58.7% Caldari Interceptors Crow 12 100% 78.3% Gallente BS Hyperion 23 61.7% 40.8% Ammar DD Revelation 41 34.6% 22.9% Minmatar Titan Ragnarok 200 7.1% 4.7%
ECCM и Sensor Backup Arrays
Эффективным методом защиты от средств электронного джамминга являются ECCM модули, фактически установка активного ECCM уменьшает шансы, указанные в таблице выше, в два раза. Хотя как показывает опыт ПВП сражений, шанс порядка 25% и выше является достаточно опасным, поскольку джамминг будет идти не с одного ECM модуля, а с заданной вероятностью с нескольких.