Евхаристия что это простыми словами

Таинство причащения (Евхаристия)

Самое главное из семи церковных Таинств, которому другие Таинства служат подготовкой. А также весь ежедневный церковный круг служб подводит к самому главному – Евхаристии.

Что такое Евхаристия

В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии , на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».

Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое.

Немного истории

Первые христиане поняли, что Евхаристия – основа всей службы, и поэтому совершали ее постоянно. Конечно, выглядело это все иначе, чем сейчас. Первая христианская служба называлась «агапа», что значит в переводе – вечеря любви.

На ней читалось и толковалось Священное Писание, пелись ветхозаветные гимны. Древние христиане отлагали специальный хлеб для Пресвятой Богородицы, который назвался «Панагией».

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Позже появились чины служб, записанных святыми:

Эти чинопоследования существуют и до сей поры в современной православной Церкви. Позже в Византии произошло разделение агапы, которые превратились в благотворительные трапезы для бедных, от самой Евхаристии. Многие гимны превратились в тайные молитвы. Появились великие и малые входы. Раньше агапы служились по вечерам, а литургии стали служиться по утрам.

Затем перестали выводить из храма оглашенных и кающихся. Появилось разграничение алтаря от основной части храма. Так появился иконостас. Для причащения мирян стали использовать лжицу.

Были написаны многие современные песнопения:

Потом появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т.д.

Для чего нужна Евхаристия

Причастие Святых Христовых Таин – это великое Таинство, благодаря которому человек может соединиться с Самим Христом. После того, как хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Христос входит в сердце человека, освящая его душу и тело и делая его достойным Царствия Небесного.

Надо понимать, что Евхаристия – не воспоминание претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа на Тайной вечери, а настоящее действие, Христос действительно входит в Чашу на каждой литургии. Он мог бы создать Себе любое Тело, но, поскольку мы по немощи можем принять только съедобную пищу, то Он выбрал продукты, наиболее похожие на Тело и Кровь.

При причащении мирян священник произносит такие слова: «причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это означает, что человеку прощаются грехи на причастии, и он становится достоин вечной жизни.

Хор поет во время причастия: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это означает, что принимая Тело Христово, мы делаем свою душу бессмертной. В Евангелии есть слова Христа, что кто не ест Тело Христа и не пьет Его кровь, не может быть достойным Царствия Небесного.

В молитве ко Причастию говорится, что человек причащается во исцеление души и тела. Т.е. Святое Причастие оздоровляет не только душу, но и тело. Были случаи, когда люди выздоравливали после этого Таинства.

Как готовиться ко Святому Причастию

Для того чтобы достойно принять Христа в свое сердце, надо тщательно подготовиться к этому Таинству. Апостол Павел в посланиях предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, становятся немощными и даже иногда умирают. Поэтому он советует подходить к Таинству осознанно, без суеты, не стремясь подойти первыми.

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Святые отцы создали чин подготовки ко Причастию. Оно так и называется «Правило ко Святому Причастию» и находится в каждом православном молитвослове.

Духовные стихи написаны святыми отцами и введены в чин для лучшего осознания цели Таинства. В них говорится, что Причастие есть Огонь, опаляющий недостойные, что перед тем, как приступить к Таинству, надо примириться с обидчиками. Об этом написано и в Евангелии, что перед тем, как идти к царю, надо примириться с соперником. Также есть евангельская притча о должнике, который не простил друга своего, и царь, простивший ему долг, узнав об этом, посадил его в темницу. Если Господь прощает нам множество грехов, то мы тем более должны простить меньших прегрешений своему брату.

Главные условия подготовки

Итак, первое условие подготовки к Святому причастию – это прощение обид. Желательно попросить у всех прощения, примириться со всеми. Если это сделать невозможно (человек уехал далеко или его уже нет в живых), то хотя бы мысленно простить его.

Нельзя приступать к Таинству причастия с обидой и злобой в сердце на кого-то. Можно причаститься в суд и осуждение, если приступить с неготовым или холодным сердцем. Христос недолго пробудет в таком сердце, и просто выйдет из него. А может быть и болезнь, по словам апостола. Важно помнить, что Тело Христово – это Огонь «опаляющий недостойных».

Перед Причастием желательно поститься неделю. Если не получается, то хотя бы три дня. Если человек серьезно болен, то можно поститься один день. Так написано в требнике.

Иногда человек находится на грани жизни и смерти, тогда его причащают и после еды, без поста.

Как совершается Таинство Евхаристии

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное — осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Евхаристический канон завершается прославлением Божией Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.

Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь , подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение , чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.

Как вести себя после Причастия

Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии, подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.

В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.

Как часто надо причащаться

Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц. Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.

прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения

Источник

Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Значение таинства причащения в жизни православного христианина

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Источник

Евхаристия

Евхари́стия (греч. — бла­го­да­ре­ние, от εὖ — добро, благо и χάρις — почи­та­ние, честь) есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щему под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48-54 ). Бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния.

Учение о Евха­ри­стии назы­ва­ется Евха­ри­сто­ло­гией.

Евха­ри­стия – глав­ное Таин­ство Церкви, в нём осу­ществ­ля­ется то, к чему при­зван хри­сти­а­нин – еди­не­нию с Гос­по­дом, Бого­об­ще­нию. Евха­ри­стия есть при­об­ще­ние к любви Божией, ведь любовь выра­жа­ется в жертве ( Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих. Ин.15:13 ), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Евхаристия что это простыми словами. Смотреть фото Евхаристия что это простыми словами. Смотреть картинку Евхаристия что это простыми словами. Картинка про Евхаристия что это простыми словами. Фото Евхаристия что это простыми словами

Совер­ше­ние Евха­ри­стии состав­ляет основу глав­ного Цер­ков­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ной Литур­гии. Евха­ри­стией на Литур­гии зна­ме­ну­ются все цер­ков­ные празд­ники.

“Евха­ри­стия соеди­няет и века, и людей, и смыслы. На Евха­ри­стии ты не только в Сион­ской гор­нице – ты и в 4 веке, когда сло­жены гимны, и в 6, 8, 12 веке, потому, что вос­по­ми­на­ются святые этих времён. Ты и в 17 веке, потому что с этого вре­мени бого­слу­жеб­ный чин пре­тер­пел изме­не­ния. Ты в 18 веке, потому что нахо­дишься в храме, кото­рый построен в это время. Ты в 19 веке, потому что в это время была обнов­лена рос­пись. И ты в 20 веке, потому что слы­шишь цер­ков­ное пение своего вре­мени. Вот такая сквоз­ная шахта, по кото­рой про­ис­хо­дит не только обще­ние земли и неба, но и вообще объ­еди­ня­ется вся земная исто­рия”.
Мария Кра­со­виц­кая

Какими видит нас Бог

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Почему глав­ное хри­сти­ан­ское Таин­ство назы­ва­ется Евха­ри­стия, то есть Бла­го­да­ре­ние?

– Нередко чело­век вспо­ми­нает о Боге только во время болезни, несча­стья, серьез­ных про­блем – одним словом, когда его система цен­но­стей, да и сама жизнь ока­зы­ва­ются под вопро­сом. В такие моменты и молитва ста­но­вится осо­бенно горя­чей. Однако даже очень усерд­ная молитва про­ше­ния все же явля­ется лишь одной из первых сту­пе­ней молит­вен­ной лест­ницы, на вер­шине кото­рой нахо­дятся сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние Бога – а они, к сожа­ле­нию, намного реже напол­няют наши сердца.

Гре­че­ское наиме­но­ва­ние глав­ного хри­сти­ан­ского Таин­ства – «Евха­ри­стия» – пере­во­дится как «бла­го­да­ре­ние». Его важ­ней­шая часть – не столь люби­мое при­хо­жа­нами чтение на екте­нии запи­сок о здра­вии и упо­ко­е­нии, а евха­ри­сти­че­ская молитва. В ней Цер­ковь бла­го­да­рит Бога за всю исто­рию спа­се­ния: за тво­ре­ние мира, при­ше­ствие Христа, дар буду­щего Цар­ства, за радость литур­ги­че­ского собра­ния. Это бла­го­да­ре­ние охва­ты­вает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Епи­скоп или свя­щен­ник от лица всей собрав­шейся общины бла­го­да­рит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неяв­ные бла­го­де­я­ния, бывшие на нас». Это бла­го­дар­ность за то, что каждая литур­гия – пред­вос­хи­ще­ние радост­ного брач­ного пира Агнца (см. Откр.19:6-9 ), на кото­рый каждый из нас полу­чил при­гла­ше­ние в момент своего кре­ще­ния.

На Тайной вечере Хри­стос, уста­нав­ли­вая таин­ство Евха­ри­стии, бла­го­да­рит (см. Лк.22:19 ), тем самым вклю­чая в кате­го­рию бла­го­дар­но­сти не только отдель­ные радост­ные собы­тия, но всю сово­куп­ность Своей и нашей жизни, в том числе и Крест, без кото­рого не может быть Вос­кре­се­ния. «За все бла­го­да­рите» ( 1Сол.5:18 ) – по-насто­я­щему испол­нить эту запо­ведь можно, только ста­но­вясь при­част­ным жерт­вен­ному дару Христа. Хлеб и вино – при­род­ные дары Бога, кото­рые Цер­ковь в бла­го­дар­ном ответе воз­но­сит к Нему и вновь при­ни­мает уже в совер­шенно ином каче­стве – как Тело и Кровь Христа. Пред­ла­гая нам эти Дары, она одно­вре­менно задает вопрос: насколько мы готовы сво­бодно и бла­го­дарно пода­рить Богу всю нашу жизнь с ее скор­бями и радо­стями – или, говоря сло­вами Еван­ге­лия, поте­рять ее (с точки зрения окру­жа­ю­щего мира), чтобы обре­сти ее истин­ную глу­бину см. Мф.16:25 ).

В древ­но­сти каждый веру­ю­щий при­но­сил на Евха­ри­стию свои дары, из них выби­ра­лись самые лучшие хлеб и вино, кото­рые пола­га­лись на пре­стол. После евха­ри­сти­че­ской молитвы пред­сто­я­тель читал молитву бла­го­да­ре­ния и над осталь­ными дарами, кото­рые диа­коны после службы раз­да­вали нуж­да­ю­щимся и отно­сили домой боль­ным членам общины. Тем самым евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние обре­тало и соци­аль­ное изме­ре­ние.

Чело­век, полу­чив­ший дар от Бога и по-насто­я­щему осо­знав­ший его цен­ность, обя­за­тельно бла­го­дарно поде­лится им с дру­гими. Поэтому евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние – это выход за узкие рамки нашего эго­и­сти­че­ского бытия, откры­тие нового гори­зонта реаль­ной встречи с живым Богом. Он всегда про­тя­ги­вает нам Свою руку любви и вер­но­сти. По-детски дове­ри­тельно опе­реться на нее или вбить в нее еще один гол­гоф­ский гвоздь – для хри­сти­а­нина, в конеч­ном счете, это именно выбор бла­го­дар­но­сти или небла­го­дар­но­сти. Любой грех всегда явля­ется небла­го­дар­но­стью, забве­нием о даре Бога, само­убий­ствен­ным замы­ка­нием в себе, а евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние, высшая точка кото­рого – соеди­не­ние со Хри­стом в при­ча­ще­нии Его Тела и Крови, ста­но­вится вос­ста­нов­ле­нием нашей целост­но­сти, напо­ми­на­нием о том, какими видит нас Бог.

игумен Пётр (Меще­ри­нов):

Как пища входит в нас и рас­тво­ря­ется в нас, про­ни­кает до послед­ней кле­точки нашего орга­низма, так и Гос­подь захо­тел до самой нашей послед­ней моле­кулы про­ник­нуть нас, соеди­ниться с нами, при­об­щиться нам, чтобы и мы до конца при­об­щи­лись Ему.

свя­щен­ник Алек­сандр Торик:

Необ­хо­димо отме­тить, что в отдель­ных слу­чаях, обычно за мало­ве­рие свя­щен­ника или моля­щихся, Гос­подь допус­кает совер­шиться чуду – хлебу и вину стать реаль­ными чело­ве­че­скими плотью и кровью (подоб­ные случаи даже преду­смот­рены в свя­щен­ни­че­ском «Слу­жеб­нике» в инструк­ции для свя­щен­ни­ков, назы­ва­е­мой «Изве­стие учи­тель­ное», в раз­деле о непред­ви­ден­ных слу­чаях).

Обычно, по про­ше­ствии неко­то­рого вре­мени, плоть и кровь вновь при­об­ре­тают вид хлеба и вина, но известно исклю­че­ние: в Италии в городе Лан­чано уже много веков хра­нятся обла­да­ю­щие чудес­ными свой­ствами Плоть и Кровь, в кото­рые пре­ло­жи­лись хлеб и вино на Боже­ствен­ной Литур­гии (см. на сайте).

…Мы назы­ваем это «Евха­ри­стией», от гре­че­ского слова, кото­рое озна­чает одно­вре­менно «дар» и «бла­го­да­ре­ние». И дей­стви­тельно, это при­ча­стие Телу и Крови Хри­сто­вым, это неве­ро­ят­ное при­об­ще­ние, в кото­рое Он нас при­ни­мает, явля­ется самым боль­шим даром, кото­рый Гос­подь может нам дать: Он делает нас собра­тьями и рав­ными Себе, сотруд­ни­ками Богу, и через неве­ро­ят­ное, непо­сти­жи­мое дей­ствие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Даю­щего) мы ста­но­вимся зача­точно, а посте­пенно все больше, участ­ни­ками Боже­ствен­ной при­роды, богами по при­об­ще­нию, так, что вместе с Тем, Кто есть вопло­щен­ный Сын Божий, мы ста­но­вимся единым откро­ве­нием Божи­его при­сут­ствия, “все­це­лым Хри­стом”, о Кото­ром гово­рил святой Игна­тий Антио­хий­ский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом при­об­ще­нии к при­роде и жизни Еди­но­род­ного Сына Божия, по слову свя­того Иринея Лион­ского, дей­стви­тельно мы ста­но­вимся – по отно­ше­нию к Самому Богу – еди­но­род­ными сынами Божи­ими.

Это – дар; но в чем бла­го­да­ре­ние? Что мы можем при­не­сти Гос­поду? Хлеб и вино? Они и так при­над­ле­жат Ему. Самих себя? Но не Гос­подни ли мы? Он при­звал нас из небы­тия и одарил нас жизнью; Он наде­лил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем при­не­сти, что было бы дей­стви­тельно наше? Святой Максим Испо­вед­ник гово­рит, что Бог может сде­лать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может при­ну­дить полю­бить Его, потому что любовь – наи­выс­шее про­яв­ле­ние сво­боды. Един­ствен­ный дар, кото­рый мы можем при­не­сти Богу, это любовь довер­чи­вого, вер­ного сердца.

Но почему бла­го­да­ре­нием назы­ва­ется именно эта таин­ствен­ная евха­ри­сти­че­ская тра­пеза скорее, чем любое другое бого­слу­же­ние или любое другое наше дей­ствие? Что можем мы пода­рить Богу? За сто­ле­тия до того, как пришел на землю Хри­стос и открыл нам Свою Боже­ствен­ную любовь, этот вопрос ставил себе псал­мо­пе­вец Давид, и ответ, кото­рый он дает, такой не-ожи­дан­ный, такой под­лин­ный, верный. Он гово­рит: Что я воздам Гос­поду за все Его бла­го­де­я­ния ко мне? – Чашу спа­се­ния приму, и имя Гос­подне при­зову, и молитвы мои воздам Гос­поду… ( Пс.115:3-5 ). Наи­выс­шее выра­же­ние бла­го­дар­но­сти не в том, чтобы отда­рить чело­веку обратно, потому что если кто полу­чит дар и отда­рит за него, то он как бы рас­кви­тался и тем упразд­нил дар: дающий и полу­ча­ю­щий срав­ня­лись, оба стали дари­те­лями, но ответ­ный дар в каком-то смысле раз­ру­шил радость обоих.

Если же мы спо­собны при­нять дар всем серд­цем, мы этим выра­жаем наше полное дове­рие, нашу уве­рен­ность, что любовь даю­щего совер­шенна, и при­ни­мая дар всем серд­цем и во всей про­стоте сердца, мы при­но­сим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших чело­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ниях: мы стре­мимся отпла­тить за дар, чтобы только изба­виться от бла­го­дар­но­сти и как бы пора­бо­ще­ния, когда полу­чаем дар от кого-то, кто нас недо­ста­точно любит, чтобы ода­рить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недо­ста­точно, чтобы при­нять от всего сердца.

Вот почему Евха­ри­стия – вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние Церкви и вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние всей земли. Люди, кото­рые верят любви Божией откры­тым серд­цем и безо всякой мысли “рас­кви­таться” за дар, а только раду­ясь той любви, кото­рую дар выра­жает, полу­чают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам явля­ется, и уча­стие в Его жизни, в Его при­роде, Его веч­но­сти, Его Боже­ствен­ной любви. Только если мы спо­собны при­нять дар с совер­шен­ной бла­го­дар­но­стью и совер­шен­ной радо­стью, наше уча­стие в Евха­ри­стии будет под­лин­ным; только тогда Евха­ри­стия ста­но­вится наи­выс­шим выра­же­нием нашей бла­го­дар­но­сти.

Но бла­го­дар­ность трудна, потому что она от нас тре­бует надежды, любя­щего сердца, спо­соб­ного радо­ваться дару, и совер­шен­ного дове­рия к даю­щему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не пора­бо­тит. Вот почему изо дня в день мы должны врас­тать в эту спо­соб­ность любить и быть люби­мым, спо­соб­ность быть бла­го­дар­ным и радо­ваться; и только тогда Тайная Вечеря Гос­подня станет совер­шен­ным даром Божиим и совер­шен­ным отве­том на нее всей земли. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *