Евпатий коловрат фраза что означает
Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».
Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.
Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:
На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:
«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».
Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.
«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского
В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:
«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.
В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».
Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.
Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.
Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников
Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.
Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.
Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом:
На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно.
Подлинная история Коловрата: чем отличны жизнь и легенда (4 фото)
Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. Вот что там говорится…
Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»
История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.
Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16−17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.
Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины.
Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте.
При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.
К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.
Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.
Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.
Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.
Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.
Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.
Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII—XIV вв.еков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.
В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).
Прежде чем вы начнете разбирать в деталях эту легенду, я поинтересуюсь у вас, а про Илью Муромца вы тоже будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал или нет? Илья то Муромец — точно реальный человек.
Коловрат. Расшифровка фамилии реального человека
О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ.
Я сообщаю свою расшифровку фамилии Коловрат и доказываю реальность человека, которого имя и фамилия Евпатий Коловрат.
Моё сообщение последует после нижеследующих статей исследователей жизни Евпатия Коловрата.
Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги. Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.
Кто такой Евпатий Коловрат?
Автор: Юлия Шамшурина.
РАСШИФРОВКА ФАМИЛИИ КОЛОВРАТ.
Теперь мой вывод и моя статья.
Вот моя расшифровка (которую я не встречал у других исследователей) фамилии Коловрат, и моё доказательство реальности человека с именем и фамилией Евпатий Коловрат.
Евпатий Коловрат и начало монголо-татарского ига
Легенда об одном из наиболее популяризированных героев древнерусской истории содержится в списках «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященной событиям начинающегося монголо-татарского нашествия. Стремительное вторжение неприятеля на территории раздробленных русских княжеств воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Древняя летопись представляет собой уникальный образец трактовки исторического материала в соответствии с определенной этической и идеологической позицией. Действия рязанских князей подчинены идеальному представлению автора о том, как необходимо сражаться за Русь: «русское понятие о храбрости — это удаль, храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте». Монголо-татары стали победителями не потому, что есть побежденные, а потому, что их противников не осталось в живых. Так создается мрачная картина апокалипсиса с ее ключевым образом — «единой смертной чаши», испить из которой предстоит всем без исключения.
В сражении за Рязань отличился и другой князь — Олег Ингваревич, которого захватили в плен «безбожные татары» «столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран». На этот раз проверку проходит серьезность религиозных убеждений героя: монголо-татары пытаются склонить его принять их веру, но «князь Олег Инваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части». Однако, судьба решила спасти героя от верной гибели: Олег был «пощажен ради редкой его красоты» и отпущен на рязанское княжение после 14 лет проведенных в плену лишь в 1252 году. Через шесть лет, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег, как и подобает каноническому русскому подвижнику, принял торжественную клятву — схиму — под именем Космы.
Образ Евпатия Коловрата, по сути, воплощает собой традиционную фигуру русского богатыря, защитника отечества, отважного воина, обладающего сверхъестественными способностями. Преданности и силе одного из наиболее знатных рязанских бояр удивился и сам Батый, увидевший мертвое тело Евпатия после неравной битвы: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». После вторжения монголо-татар в Рязанское княжество и дальнейшего его разорения, Евпатий Коловрат — рязанский воевода, будучи в Чернигове с одним из местных князей Ингваром Ингваревичем узнает о страшных событиях, донесенных ему послами, и тут же устремляется в Рязань. Собрав в уже разоренной Рязани около 1700 воинов (численность согласно «Повести»), Евпатий решается догнать войско Батыево. Настигнув его в Суздальских землях, молниеносно бьет ничего не ожидавшего врага. Батый в отместку посылает против Евпатия войско во главе с богатырем Хостоврулом, сыном своего шурина. И на сей раз войско монголо-татар одержало верх, однако с большими потерями и только после применения тяжелых осадных орудий. В ходе сражения пал на поле битвы и Хостоврул, сраженный в очном поединке с Евпатием Коловратом. Хан Батый похвалил сраженного врага и приказал отпустить оставшихся в живых русских воинов. После этого дружинники доставили тело Коловрата в Рязань, где его захоронили со всеми почестями в январе 1238 года.
Со временем Евпатию Коловрату были приписаны другие фантастические подвиги, снискавшие ему славу русского богатыря, образ которого оброс новыми несуществующими деталями. Кстати, Коловрат вовсе не фамилия, как многие думают, — по отцу он был Львовичем. В то время на Руси еще не было фамилий как таковых, а были вторые имена или прозвища. Коловрат означает нечто обращающееся или поворачивающееся, что вполне соответствует воинственному образу носителя прозвища. Некоторые ученые полагают, что наименование «Коловрат» происходит от древнеславянского символа света, локальная форма свастики, однако научно это не подтверждено. Битва в Суздальских землях в монгольских источниках никак не упоминается — для них это сражение было рядовым конфликтом, тогда как в древнерусских летописях и авторских версиях отечественной истории преподносится не иначе как момент гибели русской государственности. Подчинив себе северные русские княжества, хан Батый в короткие сроки и с минимальными потерями завоевал центральные русские земли, — с этого момента началась другая история нашей страны.
Евпатий коловрат фраза что означает
Подобную реакцию вызвал новый памятник поэту Есенину, который некоторое время назад установили в Москве. Этот памятник прокомментировала даже родственница поэта: «Да, видела памятник. Мне он не сильно понравился. Может быть, образ упавшего ангела не сложился. Не очень понятно, почему был выбран именно такой образ. Возможно, сама идея была хорошая, но воплощение мне не понравилось. Не знаю, не подходит этот образ ему»
Вот именно с воплощением идей для новых памятников или скульптур и выходят проблемы!
Даже современная молодежь очень неоднозначно высказывалась о подобных арт объектах. Это не может нравиться, согласитесь? Похожие корявые памятники и скульптуры появляются во многих городах нашей страны. Не так давно у нас в Краснодаре открыли памятник сотруднику Лабинского районного отдела внутренних дел Ивану Ковалеву, погибшему в схватке с вооруженными преступниками. Многие горожане назвали этот памятник несуразным, кривым и непропорциональным. Причем, граждане совершенно не против установки памятников достойным людям, но все возмущаются тому, как эти памятники выглядят.
Неужели у нас в стране нет талантливых скульпторов? Разве такое возможно? Вот например сравните скульптуру изготовленную в начале нашей Эры со скульптурой 21-го века
Кроме как деградацией, такие современные скульптуры никак больше не назвать. Куда смотрят люди и органы власти, которые заказывают подобные памятники? Ладно если мастер оказался не талантливым и не смог сделать красивую скульптуру, но куда смотрят органы выдающие разрешение на установку? Может быть они вообще не смотрят на результат и дают разрешения без проверки? Как думаете?
Скажите, вы помните как выглядит скульптура «Родина Мать», которую посвятили героям Сталинградской битвы? Без сомнения это шедевр и очень впечатляющий монументальный памятник! Чтобы подчеркнуть всю красоту скульптуры в ночное время, мастера по освещению объекта специально настраивали направление ламп подсветки, чтобы создать объем скульптуры с помощью света. Но после реставрации, люди занимавшиеся подсветкой скульптуры, видимо совсем не понимали что делали, а поэтому просто испортили новым освещением весь объем скульптуры. Посмотрите как было до и что стало после работ по реставрации:
Скульптура стала «плоской» потому что у осветителей не было понятия, как получается объем благодаря сочетанию тени и света.
Неужели искусство действительно деградирует?
Если кто-то забыл, как должны выглядеть действительно красивые скульптуры, то вот памятник Евпатию Коловрату в Рязани. Тут прекрасно всё, и пропорции и сложность скульптуры и эмоции.
Если прогуляться по старинному центру Петербурга, то и там можно наблюдать настоящие шедевры скульптур, а не корявые пародии, вроде таких, которую установили в Нововоронеже. К слову, местные жители добились от властей Нововоронежа того, чтобы скульптуру Аленки убрали с глаз долой. Самое интересное, что автор неудавшейся скульптуры жаловался на нехватку бюджета. Стоимость этой скульптуры составляла 1 млн рублей. Но ведь не зря говорят, что талант не купишь, он не зависит от бюджета.