Евразэс для чего создан
Евразийский экономический союз. Цели и история создания
Содержание
Общие положения
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.
Целями создания ЕАЭС является:
В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:
Государства–члены Евразийского экономического союза
Российская Федерация | с 1 июля 2010 года |
Республика Беларусь | с 6 июля 2010 года |
Республика Казахстан | с 1 июля 2010 года |
Республика Армения | с 10 октября 2014 года |
Кыргызская Республика | с 23 декабря 2014 года |
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Органы управления Евразийского экономического союза
Органами управления ЕАЭС являются:
Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Упразднена в 2014 году.
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане (Казахстан) и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами.
Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являлись пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В январе 2006 года к организации присоединился Узбекистан (в октябре 2008 года приостановил участие).
Статус наблюдателей при ЕврAзЭС имели Украина, Молдавия и Армения. Также статусом наблюдателя обладали Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития.
В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Основными целями создания ЕврАзЭС являлись: развитие экономического сотрудничества, взаимной торговли государств-членов ЕврАзЭС, эффективное продвижение процесса формирования ТС (Таможенного союза) и ЕЭП (Единого экономического пространства), координация действий государств-членов ЕврАзЭС при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
В число основных задач Сообщества входило:
— завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
— установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
— введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;
— создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
— разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;
— создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
— формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
— формирование общего энергетического рынка;
— создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;
— предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
— сближение и гармонизация национального законодательства;
— обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Высшим органом ЕврАзЭС был Межгосударственный совет, в который входили главы государств и правительств стран Сообщества.
Постоянно действующим руководящим органом ЕврАзЭС был Интеграционный комитет. В его состав входили заместители глав правительств стран ЕврАзЭС.
Организация работы и информационно техническое обеспечение деятельности Межгосударственного совета и Интеграционного комитета осуществлялась Секретариатом Интеграционного комитета во главе с генеральным секретарем.
Главы государств, входящих в Сообщество, назначали постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия постоянных представителей была предназначена для обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.
16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза трех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия) в рамках ЕврАзЭС. Таможенный союз полноценно функционирует с 1 июля 2011 года.
19 декабря 2009 года в Алма-Ате на неформальной встрече глав государств-членов ТС было принято решение об утверждении Плана действий по формированию ЕЭП (Единое экономическое пространство) Белоруссии, Казахстана и России. С 1 января 2012 года введен в действие пакет из 17 базовых соглашений, формирующих ЕЭП.
18 ноября 2011 года в Москве был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), учреждаемой в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа ТС и ЕЭП.
В соответствии с Договором о ЕЭК, полномочия по вопросам ТС и ЕЭП, которые ранее осуществлялись Межгоссоветом ЕврАзЭС, с 18 ноября 2011 года были переданы в Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС).
18 ноября 2011 года на первом саммите ВЕЭС президентами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, которая являлась своего рода «дорожной картой» дальнейшего интеграционного взаимодействия в форматах ТС и ЕЭП. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 1 января 2015 года.
В ходе заседания ВЕЭС 29 мая 2014 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана и России был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В начале октября 2014 года в государствах-членах ЕАЭС синхронно были завершены необходимые внутригосударственные процедуры. 1 января 2015 года Договор вступил в силу.
10 октября 2014 года в Минске на последнем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС был подписан Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года. В соответствии с указанным документом свое действие сохраняют 56 международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, дальнейшую реализацию которых государства-участники сочли целесообразной.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Евразийское экономическое сообщество
ЕврАзЭС
Подходящий автосервис в балашихе? Приезжайте в Егорка-Авто
Предложим рестораны со скидками, найти легко на http://www.gdebar.ru без хлопот, звоните нам.
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.
Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.
В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.
25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
Основные задачи Сообщества:
В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
Краткие выводы
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Союз разрушимый Россия, Белоруссия и Казахстан 20 лет строят своего конкурента Евросоюзу. Результата до сих пор нет
Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
Проект евразийской интеграции, стартовавший ровно 20 лет назад, на бумаге выглядел попыткой создать «Евросоюз» для постсоветских стран. И тогда, и сейчас многие — и не без оснований — считали и считают его попыткой Москвы возродить СССР. Однако промежуточный результат выглядит скорее провалом обоих стремлений. Общие слова политиков о достижениях наталкиваются на символический рост экономик и желание членов ЕАЭС защищать только свои, а не общие интересы. «Успехи» объединения иллюстрирует и отсутствие желающих вступить в него. Cтабильности в странах-участницах также достичь не удалось. В Киргизии идет третья по счету революция, в Белоруссии — беспрецедентные по масштабу протесты, а у Армении — открытый военный конфликт. Карго-культ на 180 миллионов человек — в материале «Ленты.ру».
Ну-ка, все вместе
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) объединяет пять государств с общим населением 184 миллиона человек и совокупным ВВП по итогам 2019 года почти в два триллиона долларов. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия к настоящему времени представляют главный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Он вобрал в себя положения прошлых объединений, в аббревиатурах которых (ЕврАзЭС, ТС и ЕАП) путаются и граждане стран ЕАЭС, и СМИ. Но все эти названия — последовательные стадии исполнения одной идеи.
На рубеже веков, 10 октября 2000 года, главы Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Документ вступил в силу 30 мая 2001 года. Цель объединения, если кратко, — максимально возможная интеграция экономик независимых государств. Конечно, не до советского уровня, где все значимые решения шли из Москвы, но до такого, что повысит в мире вес объединения в целом и каждой страны в частности.
Генсек ЕврАзЭС в 2007-2014 годах Таир Мансуров
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Основными задачами заявлялись: создание для участников будущих соглашений однотипных механизмов регулирования экономики, обеспечение им свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отсутствие экономической дискриминации стран. Речь шла о схожих налоговой, тарифной, таможенной, торговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой системах. В перспективе были общая экономическая политика и инфраструктура.
Проект выглядел амбициозно и логично, но и десятки лет спустя широкой публике в России, крупнейшей стране региона, он известен скорее на уровне лозунгов. В январе 2019 года опрос ВЦИОМ показал, что только 12 процентов россиян подробно знают, что такое ЕАЭС. Еще 64 процента отвечали, что что-то слышали. При этом 28 процентов хотят видеть его новой формой СССР, 9 процентов — аналогом ЕС, а 39 процентов — объединением с уникальной формой и принципами работы. Лишь половина опрошенных считают, что ЕАЭС занимается развитием торгово-экономического сотрудничества, а треть и четверть говорят об укреплении обороноспособности и совместном противостоянии Западу. В реальности же руководство ЕАЭС и стран-участниц много раз подчеркивали, что в работе объединения отсутствуют политическая, военная и гуманитарно-культурная составляющие, только экономика.
До создания Таможенного союза СМИ в наших странах и за рубежом не проявляли особого интереса к евразийской интеграции, а затем наступил прорыв. Судьбоносные вехи в евразийской интеграции — работу Таможенного союза и создание Единого экономического пространства — стали широко освещать все СМИ
Несмотря на такой упор, экономические успехи ЕАЭС людей не впечатляют. Евразийский банк развития (ЕАБР) с 2012 по 2017 год проводил опрос в рамках проекта «Интеграционный барометр», чтобы оценить отношение граждан постсоветских стран к объединению. В последнем выпуске отмечалось, что за три года работы уровень одобрения ЕАЭС в странах-участницах упал с 75-ти до 65 процентов. Причиной стал рост числа тех, кому объединение безразлично. В первую очередь, отмечалось в докладе, респонденты объясняли свою позицию отсутствием каких-либо положительных изменений.
Смена вывесок
Началу интеграции предшествовал Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), который Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия утвердили 26 февраля 1999 года. В нем проговаривались базовые принципы будущего объединения. Сейчас его бы назвали дорожной картой.
С ЕврАзЭС же стартовала работа над внедрением прописанных тогда инициатив. Для руководства объединением учредили Межгосударственный совет ЕврАзЭС. В него входили главы государств и правительств, а принятые им на основании консенсуса решения считались обязательными к исполнению. Позднее орган трансформировался в Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) с аналогичными функциями. В январе 2006 года к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан, но осенью 2008-го приостановил свое членство из-за сомнений в эффективности объединения. После этого республика уже не вела предметных разговоров о возвращении в связанные с ним проекты.
На фоне метаний Ташкента в 2007 году было объявлено о намерении создать на базе ЕврАзЭС Таможенный союз (ТС). В него с 2010 года вошли Белоруссия, Казахстан и Россия — как страны, наиболее продвинувшиеся в деле интеграции и готовые к новому уровню. С середины 2010 года в силу вступил единый Таможенный кодекс трех стран, и исчезли пункты таможенного контроля на границах между ними. В ноябре 2011 года эти три страны приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, подразумевающую введение Единого экономического пространства (ЕАП). Речь шла о создании общего рынка — свободном движении товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. С 2012 года межправительственные соглашения вступили в силу. Тогда же заработал главный регулирующий орган — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), находящаяся в Москве и подчиняющаяся ВЕЭС.
В мае 2014 года пять стран подписали договор о создании Евразийского экономического союза, который должен был прийти на смену распускаемому ЕврАзЭС. От участия в новом объединении отказался Таджикистан, зато, неожиданно для многих, вступила Армения. Момент для такого договора был выбран сложный — смена власти в Киеве, присоединение Крыма и множество предпосылок к началу конфликта на востоке Украины. Эксперты отмечали, что Россия на фоне введения санкций поспешила закрепить экономические, а, как следствие, и политические отношения. Договор вступил в силу с 1 января 2015 года, хотя Киргизия получила статус члена только в августе. Молдавия, как и прежде, осталась наблюдателем. За минувшие пять лет никаких изменений в количестве членов объединения не произошло и не предполагается.
Европейские ценности
Мнение о том, что ЕврАзЭС, Таможенный союз и ЕАЭС — не более чем попытка Москвы восстановить СССР, конечно, имеет под собой основания. Об этом говорит и стремление российского руководства закрепить за самыми влиятельными мировыми игроками сферы влияния, как это было в эпоху холодной войны. Однако инициатором евразийской интеграции еще в 1994 году стал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А весь опыт его руководства страной доказывает, что поддерживать идею, угрожающую Казахстану утратой независимости, Назарбаев бы не стал. Так, именно Казахстан выступил резко против политической составляющей в договоре о ЕАЭС 2014 года.
Мне хотелось сделать, как в ЕС. Они могут, почему мы не можем. Нам языка другого не надо, мы понимаем друг друга, у нас культурное сообщество есть, исторически общие корни есть, у нас предприятия есть, дополняющие друг друга. Давайте не будем терять это преимущество
Так что ролевой моделью евразийского объединения, по крайней мере декларируемой и открытой, следует признать Евросоюз. Официально Европа объединилась почти 30 лет назад, 7 февраля 1992 года. Это дата подписания Маастрихтского договора, вступившего в силу 1 ноября 1993 года.
Однако в реальности европейской интеграции в нынешнем виде почти 70 лет. Первым шагом в послевоенной Европе стало появление Европейского объединения угля и стали. В него в 1951 году вступили Франция, Западная Германия, Италия и страны Бенилюкса — Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
Подписание договора о ЕЭС и Евратоме
Эти же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Главным проектом считался ЕЭС — он отвечал за создание таможенного союза и за совместную таможенную политику в отношении третьих стран. В 1965 году подписан так называемый договор слияния, объединивший все три сообщества.
Сходства европейского и евразийского проектов во многом очевидны, даже если не говорить о прямой кальке названий (ЕЭС и ЕАЭС) и декларируемых целях. Например, небольшое количество стран региона, с которых проекты стартовали, — шесть в Европе и пять на постсоветском пространстве. Также в обоих случаях за пределами договоров остался один из экономических лидеров региона — в случае с Европой это Великобритания, а с ЕврАзЭС — Украина.
В первую очередь Европа пыталась договориться о совместных оборонительных и политических объединениях, но пришлось начать с экономики. Аналогично в странах бывшего СНГ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заработала лишь через два года после ЕврАзЭС.
Соединение уникального географического положения с редкостными природными, интеллектуальными, научно-техническими, индустриальными и духовными богатствами способно привести к созданию в рамках Евразийского Союза мощного потенциала, равновеликого по своим масштабам Евросоюзу, с блестящими перспективами на процветание
В основе европейской интеграции лежали энергетические проекты — уголь и атомная энергия. Для постсоветского же пространства наиболее важным документом начала работы ЕврАзЭС стало соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса. В нем говорилось о создании благоприятных условий для межгосударственных поставок этих ресурсов. На самом деле идея полностью оправдана, ведь при разных условиях доступа к энергетике сложно говорить о равных условиях для производства.
Однако одинаковые благие намерения не всегда дают тот же результат. В Европе работа над соглашениями привела к тому, что в 1973 году к ним присоединилась Великобритания. К концу 1980-х годов проект объединил почти весь регион за пределами Восточного блока и Скандинавии. Перспективы евразийской интеграции после 20 лет выглядят туманными, по крайней мере, вступление в ЕАЭС Украины кажется если не фантастикой, то делом далекого будущего.
Карго-культ
Проблемы с результатом можно было предвидеть, ведь за внешним сходством названий, целей и деклараций не принято обсуждать исключительную разницу условий, в которых оказались регионы. Принципы европейской интеграции создавались для конкретных времени и места, видоизменялись и подстраивались под обстоятельства десятки лет. Нельзя сказать, что они плохие, но стартовая позиция Европы резко отличалась от той, где оказались страны СНГ.
Многие ученые, прогнозируя, что XXI век станет веком всестороннего возрождения Евразийского региона, говорят и о «золотом веке» в развитии государств, расположенных вдоль Шелкового пути. И это далеко не безосновательно. Однако для реального воплощения этих целей и повышения благосостояния наших народов необходимы совместные усилия в реализации еще многих крупных национальных и региональных проектов
Для начала объединение Франции, Германии и Италии было лишено опасности приоритета интересов одной страны. В самом деле эти государства сравнимы по количеству населения, у них достаточно развитые экономики, есть выходы к морю и независимые возможности взаимодействия друг с другом.
В отличие от Европы, в ЕАЭС есть очевидный гегемон — по территории, доступу к природным ресурсам и возможности контактов с партнерами. Кроме того, из всех участников ЕврАзЭС, а позднее и ЕАЭС, только у России есть выход к морю (без учета Каспийского), что расширяет торговые возможности. Население России в 3,5 раза больше, чем у всех партнеров вместе взятых, страна обладает и несравнимым с ними военным потенциалом.
Европейская интеграция стартовала как проект стран, сравнимых по уровню жизни населения. Принимать куда менее состоятельные государства в ЕС начали только после десятков лет работы и выхода взаимодействия на очень высокий уровень. И только тогда стало возможным говорить о значимых миграционных потоках. Между тем ЕврАзЭС сразу включал в себя слишком разные по доходам страны — Киргизия и Таджикистан по ВВП на душу населения были беднее России в 6,4 и в 13 раз. Таким образом заявленная свобода трудовой миграции с самого начала означала в первую очередь приток в Россию гастарбайтеров.
С тех пор ситуация принципиально не изменилась. По данным Всемирного банка, в 2015-2018 годах доля переводов мигрантов в ВВП Киргизии составляла порядка одной трети, в Таджикистане — 13 процентов, в Армении — 11 процентов. Основной отток населения приходится на Россию. Это 50-60 процентов отъездов из Армении и 75-85 процентов — из Киргизии и Таджикистана.
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»
Из Белоруссии на заработки к партнеру по Союзному государству выехали около миллиона человек — почти четверть трудоспособного населения, по оценке члена Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике (GMPA) Ирины Ивахнюк. Эксперты ВБ сравнили проблему миграции в ЕАЭС с голландской болезнью — ситуацией взрывного роста в отдельном секторе, который укрепляет валюту и дает негативный эффект для экономики в целом. Чаще всего эффект связан с добычей полезных ископаемых, так что к России тот же термин применяют в связи с зависимостью бюджета от нефти и газа.
Эта зависимость обозначает и еще одну глубинную разницу между началом европейского объединения и ЕАЭС. Дело в том, что страны Европы изначально были меньше привязаны друг к другу. Так, условный кризис в Италии не привел бы к немедленным аналогичным проблемам во Франции. Что же касается ЕАЭС, то его члены напрямую зависят от положения дел в России, а значит, от цен на нефть и, как показала практика, расположения российского руководства.
Строили-строили
За 20 лет в интеграционном евразийском проекте остались те же пять стран, хотя их список изменился. Число наблюдателей сократилось до одной Молдавии, так что в этом плане рассуждать об успехе ЕАЭС не приходится. Сама по себе интеграция — процесс сложный, в нем очень много деталей. Они позволяют рассуждать о достигнутом прогрессе и оперировать не всегда наглядными цифрами. Однако основной результат работы на виду у всех. Его удобнее разбить на два этапа — до и после образования в 2010 году Таможенного союза.
По ВВП на душу населения в 2000 году Казахстан был на уровне 0,68 от России (1,215 тысячи долларов против 1,787 тысячи), Белоруссия — 0,61, Киргизия — 0,16, Таджикистан — 0,08. В 2010-м у Казахстана отношение выросло до 0,84, у Белоруссии сократилось до 0,56, у Киргизии — до 0,08, у Таджикистана — до 0,07.
Быстрее других в первые десять лет богател Казахстан, хотя до уровня России он не добрался. Остальные страны отставали от партнеров по объединению. При этом Москву и Астану отличали наличие своей нефти и газа, и совпадением такое обстоятельство, конечно, не было. Так что достигнуть сравнимых условий в энергетике — начальное условие европейского объединения — не удалось. И это несмотря на во многом единую, еще советскую инфраструктуру.
Буровые установки на полуострове Мангышлак, Казахстан
Фото: Анатолий Устиненко / ТАСС
Отставать начала даже Белоруссия, которая имела куда более глубокую интеграцию с Россией. Для сравнения, схожая ситуация наблюдалась в кавказских республиках бывшего СССР. В 2000 году Азербайджан, Грузия и Армения были примерно равны по ВВП на душу населения, но в 2010-м Баку, в распоряжении которого были нефть и газ, опережал соседей в два раза.
Экономическую обоснованность ЕврАзЭС ставила под вопрос и ситуация с Украиной. В 2011 году — последнем перед началом настойчивых попыток Москвы сделать Киев участником Таможенного союза — ее торговый оборот с Россией составлял 50,6 миллиарда долларов. У Белоруссии и Казахстана он достигал 39,5 миллиарда и 20,7 миллиарда долларов соответственно. Получается, что из расчета на одного жителя совместный товарооборот двух республик ТС с Россией был в два раза выше, чем у Украины. Однако средний ВВП на душу населения Белоруссии и Казахстана тогда равнялся 9,5 тысячи долларов, а на Украине — только 3,6 тысячи. Другими словами, с поправками на большую бедность Украина в торговле с Россией имела сравнимые со странами ТС показатели.
При этом они были даже более сбалансированы. Российский импорт для Украины составлял порядка 20 миллиардов, а экспорт — 30 миллиардов долларов. Белорусский экспорт в Россию был в 1,7 раза меньше российского импорта, у Казахстана наблюдалась двукратная разница. Обещания скорого экономического роста при вступлении в ТС или ЕврАзЭС наталкивались на факт, что страны объединений, не имеющие своих нефти и газа, только отставали от партнеров.
Радует тот факт, что интерес к нашему Союзу в мире растет. В течение всего года интенсивно прорабатывались вопросы сотрудничества с Китаем, Ираном, Индией, Сингапуром и другими странами. Это, несомненно, расширяет возможности международного вовлечения и повышения роли ЕАЭС на международной арене
Оно того стоило?
В 2010-е годы интеграция проходила под знаком Таможенного союза. Белоруссия, Казахстан и Россия находятся в этих условиях десять лет, а Армения и Киргизия — с 2015 года. Для ТС и ЕАЭС стоит оценивать товарооборот, ведь смысл любых союзов такого толка в усилении торговли друг с другом и расширении рынка.
Успешнее всех оказалась новичок объединения — Армения. В первый год членства товарооборот составлял 1,245 миллиарда долларов, а в 2019-м удвоился — до 2,476 миллиарда. При этом если вначале импорт был почти в четыре раза больше экспорта, теперь разница куда меньше — 2,5 раза. На этом фоне ВВП кавказской республики рос в среднем на 4,7 процента. Впрочем, и этот успех — величина относительная. Если в 2015 году по ВВП на душу населения Армении была в полтора раза богаче Украины (главный противник евразийской интеграции в нынешнем виде), то в 2019-м отрыв сократился до 14 процентов.
Не очень ситуация выглядит для Белоруссии. В 2011 году товарооборот со странами ТС составлял 41 миллиард долларов, а в 2019-м — 37 миллиардов. В 2011 году на Россию приходилось 98 процентов товарооборота, в 2019-м — 97. Фактически торговля с остальными тремя странами для Минска имеет минимальное значение. Впрочем, у той же Армении не лучше — только три процента товарооборота с ЕАЭС в 2019 году пришлось на Белоруссию, Казахстан и Киргизию. У Казахстана аналогичная статистика — 23 миллиарда в 2011 году и 21,7 миллиарда в 2019-м. Из них на Россию приходилось 97 и 93 процента соответственно.
Выбивается из общего ряда наименее обеспеченная Киргизия, которая из стран ЕАЭС граничит только с Казахстаном. Если в 2015 году товарооборот со странами ЕАЭС составлял 2,5 миллиарда долларов, то в 2019-м — 2,75 миллиарда. В ней торговля с Россией составляла 66 процентов в 2015 году и снизилась до 61 процента в 2019-м.
Что касается относительного богатства стран, то за почти десять лет положение дел не слишком изменилось. В 2019 году, по оценкам Всемирного банка, ВВП на душу населения в Казахстане составлял 0,83 от российского уровня (9731 доллар против 11585 долларов), в Белоруссии — 0,57, Армении — 0,39, а Киргизии — 0,11. И уже в эти годы не выйдет оправдать не слишком приятную стабильность общим ростом ВВП. Он остался привязан к состоянию российской экономики, а та с 2014 года на фоне начала конфликта с Украиной и падения цен на нефть расти перестала. Углубление интеграции до ЕАЭС не помогло.
Фото: Ints Kalnins / Reuters
В Евросоюзе в те же сроки динамика складывалась совершенно иная. В 2000 году Польша была беднее Германии (по ВВП на душу населения) в 5,3 раза, в 2010-м — в 3,4 раза, а в 2019-м — в 2,9 раза. С бывшими советскими республиками ситуация аналогичная. Для Латвии цифры равняются 10,9, 4,3 и 2,6; для Литвы — 7,2, 3,5 и 2,4. Так что Латвия начинала XXI век даже с худших позиций по отношению к Германии, чем те, с которых начинала Киргизия по отношению к России. Но с того момента она стала относительно богаче в пять раз.
Мы выпустили доклад о результатах интеграции Армении и Киргизии в ЕАЭС и видим, что эти результаты однозначно говорят об экономических выгодах. В частности, объемы экспорта из этих стран на общее наше пространство выросли значительно, более чем на 30 процентов ежегодно, это очень существенный вклад и стимул для экономического роста в этих странах
В итоге участие в евразийской интеграции за 20 лет принесло выгоду имеющим собственные энергетические ресурсы России и Казахстану, но сделало относительно беднее остальные страны. Создать общие энергетические условия — именно с этого начинала объединяться Европа — не получилось.
Лишь бы не было войны
У ЕврАзЭС и ЕС имеется и еще одно сходство, которое во многом было ключевым. Европейские коллективные договоры прописывали с конкретной и крайне важной целью — избежать новой войны. Автор предложения, министр иностранных дел Франции Роберт Шуман в 1950 году утверждал, что пересечение экономик послужит гарантией того, что война между Францией и Германией будет не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям.