Еврейская суббота что значит

Шаббат 101: всё, что нужно знать про главный еврейский день недели

Еврейская суббота что значит. Смотреть фото Еврейская суббота что значит. Смотреть картинку Еврейская суббота что значит. Картинка про Еврейская суббота что значит. Фото Еврейская суббота что значит

«Цимес» разбирается, как принято встречать субботу, какое она имеет значение в еврейской традиции и что можно, а что нельзя делать еврею в этот день

Шаббат (иногда произносят Шаббес или Шаббос) — одна из самых известных практик иудаизма.

Это еженедельный праздник (что? да!), длящийся 25 часов. Как все праздники, подчиняющиеся еврейскому календарю, Шаббат начинается накануне вечером — незадолго до захода солнца в пятницу — и продолжается до захода солнца в субботу плюс ещё чуть-чуть. Поскольку всюду в мире солнце заходит в разное время, существует календарь зажигания субботних свечей, с которым можно свериться.

Вообще, это день физической и духовной радости, который должен подчеркнуть ряд ключевых концепций в иудейском видении мира.

В традиционных стихах и песнях суббота сравнивается с невестой, с царицей. Шаббат в Торе — это венец творения вселенной, седьмой день, в который Г-дь отдыхал, сотворив мир за шесть предыдущих дней.

До сих пор в иврите только у Шаббата есть собственное имя — остальные дни недели просто называются «день первый», «день второй» и т. д. Соблюдение Шаббата — напоминание о том, что мир полон смысла и что люди созданы не просто так.

Так было всегда?

Как и многое другое в иудаизме, практики Шаббата взялись из Торы, где суббота описывается в основном как день свободы от труда. Пророки описывают Шаббат также как день радостей и удовольствий. Мудрецы же, осмысляя это в течение веков, пришли к чёткому описанию того, что в Шаббат запрещено, а также расписали, как надо вести себя в этот день, сколько раз принимать пищу, какие проводить церемонии и читать благословения. Шаббат в разных общинах, веках и направлениях иудаизма праздновался немного по-разному и иллюстрировал адаптацию евреев к окружающей их реальности и к незнакомым идеям.

Еврейская суббота что значит. Смотреть фото Еврейская суббота что значит. Смотреть картинку Еврейская суббота что значит. Картинка про Еврейская суббота что значит. Фото Еврейская суббота что значит

Одна общая вещь для всех, вне зависимости от века и места, — это встреча субботы дома, с семьёй и гостями.

И как встречают?

Во многих семьях готовиться начинают ещё с середины недели — покупают продукты, планируют меню, пекут пироги, убирают дом. Талмуд предписывает в Шаббат принимать пищу трижды.

Сейчас это не выглядит как что-то особенное, но в древности люди ели максимум два раза в день, так что предписания Шаббата делали этот день особенным и роскошным, даже если трапезы были самыми скромными.

Нельзя покупать в Шаббат (использовать деньги), так что все покупки делают днём в пятницу и тогда же готовят на сутки вперёд, чтобы хватило на три субботние трапезы. Поскольку электричеством пользоваться тоже нельзя, делают и еду, которую не надо подогревать, и еду, которая всю субботу томится на слабом огне в духовке (как знаменитый чолнт). Используют также «субботнюю плату» — специальный электрический прибор для поддержания тепла. Включают все эти приборы до наступления Шаббата и выключают, когда он заканчивается, — так же как и лампочки в тех помещениях, где в субботу может понадобиться свет.

А что делают в синагоге?

Проводят специальную службу каббалат шаббат («встреча субботы») в пятницу вечером, а на следующий вечер — специальную службу проводов Шаббата. Используются особые мелодии и литургия, обычные молитвы перемежаются прозаическими и поэтическими пассажами, благодарящими Б-га за дар Шаббата и его удовольствий. На службе утром в субботу читается недельный отрывок из Торы и отрывок из Пророков.

А что там со свечами?

Прибытие Шаббата в пятницу вечером встречают церемонией зажигания свечей. Это принято делать ради соблюдения заповедей шлом байт («мир в доме», семейная гармония) и онег шаббат («субботняя радость»). Зажигают свечи в той же комнате, где будут совершать трапезу. Делает это традиционно мать семейства, но может и любая девушка старше 12 лет. Если женщины в семье нет, зажечь свечи может и мужчина (а в либеральных общинах — вообще любой взрослый еврей).

Обычно свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Нужны две свечи — в честь первых слов заповедей в Торе, имеющих отношение к Шаббату: шамор («хранить») и захор («помнить»). В некоторых общинах свечей зажигают больше, например по одной за каждого ребёнка в семье, и если однажды зажёг определённое число свечей в Шаббат, их число уменьшать не принято.

Как правильно зажечь?

Тут есть интересный нюанс. Обычно благословение произносят перед тем, как что-то сделать. Но поскольку благословение на свечи одновременно тот самый акт, который официально начинает Шаббат, после него зажечь свечи уже будет нельзя, потому что после начала Шаббата запрещено зажигать огонь (это один из видов работ, не разрешённых в субботу).

Традиционное разрешение парадокса — зажечь свечи и закрыть глаза, пока произносишь благословение. Тогда после того как откроешь глаза, свечи предстанут перед тобой во всей своей красе и ты словно увидишь их впервые — и благословение сказано, и Шаббат не нарушен.

А когда уже можно поесть?

После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.

На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.

А когда заканчивается Шаббат?

Шаббат заканчивается после захода солнца в субботу коротким ритуалом (авдала), церемонией, призванной отделить святость субботы от рутины обычных дней. Начинается авдала, когда на тёмном небе восходят три звезды, но обычно время исхода субботы в вашей местности можно узнать заранее в еврейском календаре. Снова зажигают свечу (обычно с несколькими фитилями), пьют вино, нюхают пряности, хранящиеся в специальном футляре, — чтобы нести воспоминание о Шаббате дальше, в рабочую неделю, — и произносят благословение. После этого можно делать всё, что в Шаббат было запрещено.

Что, правда ничего нельзя делать?

Это самая известная фишка — что в Шаббат иудеям нельзя работать. Но что считается работой? В Торе в качестве запрещённого указан труд, связанный с земледелием, виноделием, сельским хозяйством, торговлей, перемещением предметов, путешествиями и разжиганием огня.

Как обычно, мудрецы переосмыслили заповеди и выделили 39 категорий запрещённых действий (с кучей подробностей) — а в современном мире их переосмыслили снова.

Например, запрет водить машину относится к категории «разжигание огня», потому что двигатель запускается посредством искры, поджигающей пары бензина. А многие современные соблюдающие иудеи выкручивают перед субботой лампочку в холодильнике — чтобы она не зажигалась, когда открываешь дверцу.

Средневековые раввины понимали заповеди расширенно и охраняли святость субботы путём налагания запретов даже на действия, только напоминающие запретные, — поэтому нельзя, например, залезать на деревья, ведь это может привести к ломанию веток, которое напоминает сбор урожая, то есть отделение части растения от других его частей. Или составлять букеты — потому что это напоминает укладку сена в стог. Или наносить макияж — напоминает окрашивание тканей. В общинах, где Шаббат соблюдается строго, множество вещей в субботу нельзя даже трогать — деньги или чеки, ножницы и молотки, карандаши и ручки, телефоны и компьютеры. И даже спички — сразу после того как зажжены субботние свечи.

Не все общины настолько буквально соблюдают предписания тысячелетней давности, так что не удивляйтесь, если встретите в Шаббат в синагоге женщину при полном макияже — даже в Иерусалиме.

Кроме того, как обычно в иудаизме, в Шаббат действует принцип пикуах нефеш («спасение души») — то есть святость субботы можно и нужно нарушить, если от этого зависит жизнь человека.

Разные течения иудаизма относятся к Шаббату с разной степенью строгости, но во всех соблюдающих и даже в некоторых светских еврейских семьях этот день считают праздником и так или иначе отделяют от других дней. Для многих современных евреев Шаббат — это просто семейный день общения и отдыха, который начинается со вкусного ужина в пятницу вечером.

Источник

Что такое Шабат? 🕎 Особенности и традиции

Шабат – еврейский праздник соблюдения субботнего дня и единения с Богом. Это национальная традиция, которую стараются соблюдать практически все евреи, где бы они ни жили, по всему миру. Он имеет большое значение для иудеев, его несоблюдение в древние времена каралось смертной казнью. Конечно, в наше время нет такого строгого наказания за невыполнение правил шабата, тем не менее, глубоко верующие евреи неукоснительно следуют наставления Торы и древним традициям.

История и значение праздника

Началось все с исхода евреев из трех тысячелетнего египетского рабства. Вместе с крижалями на горе Сион евреям была дана заповедь соблюдения субботнего дня. Как напоминание о тех давних событиях, с одной стороны, с другой – как почитание Всевышнего и следование его действиям при создании мира. Когда Бог создавал вселенную, он работал в течение 6 дней, а на седьмой, субботний, почивал от всяких дел. В следование этому все евреи чтят последний день недели, и строго соблюдают его правила, прописанные в Торе – главном своде законов религии.

Когда иудеи 40 лет шли по пустыне перед обретением своей земли обетованной, их кормила манна, которую Бог посылал с небес. В субботу она не посылалась, чтобы люди не работали, зато в пятницу выпадала в двойной мере, чтобы люди в субботний день, когда нельзя трудится, не голодали. Даже при строительстве скинии (переносного храма) соблюдались эти правила.

Суть шабата: люди заботятся о материальных благах семьи в шесть дней недели, но седьмой посвящают Богу, чтобы не забывать о своей духовности. В субботний день человек как бы отделяет себя от материального мира, его проблем и забот, соединяясь с Господом, погружаясь в духовные размышления, наполняется мудростью, терпением и силой для следующей «материальной» недели.

Кто соблюдает Шаббат

Строгость соблюдения правил субботы зависит от нескольких факторов. В первую очередь это мера религиозности человека, его семьи и окружения. Вторая – то, где он проживает. К примеру, если в Иерусалиме шабат соблюдают все по правилам Торы, то в Тель-Авиве, городе более светском, в субботний день работают кафе, рестораны, и полно праздношатающихся людей. Только отдельные семьи замыкаются в своем домашнем мирке, общаются, читают своды законов, чтят правила, и проводят день в тишине, любви, общении и духовных размышлениях.

Как проходит Шабат в Израиле, что нельзя делать

Суббота в Израиле – праздник общий и семейный. Все замирает с заходом солнца в пятницу: закрываются магазины, не ходит общественный транспорт, не ездят автомобили, не работают никакие заведения. На улицах не встретишь людей, кругом тишина, покой, и даже воздух, кажется, пронизан мировым спокойствием и величественным созерцанием вселенной. Заканчивается все в субботу вечером церемонией Авдал, отделяющей Шабат от остальных дней недели. Это означает возвращение к будничной обычной жизни до следующего седьмого священного дня. Неделя начинается с воскресенья, называемого в иудаизме Йом Ришон.

Интересно

Почему именно вечером начало Шабата? Это указано в Ветхом завете: «был вечер, и было утро». То есть, день начинался именно с вечера.

Как происходит встреча Шаббата – «Маарив»

Самое важное – своевременное зажжение свечей. За 18 минут до заката старшая женщина в семье зажигает их в двух экземплярах, следуя правилам – за день субботний и за его соблюдение. После этого женщины накрывают столы, мужчину идут в синагогу, на чтение молитвы «Минха». По возвращении домой все приветствуют друг друга словами «Шабат, шалом!», и происходит традиционное омовение. При этом необходимо трижды обмакнуть в воду левую и правую руки, вытереть их, произнося благодарение Господу, и тогда все приступают к трапезе.

Столы накрывают праздничной скатертью, на них располагаются в первую очередь традиционные продукты. Это кошерное вино, 2 халы (выпечка в виде косы), соль. Кроме них, на застолье могут присутствовать разные яства – мясные, рыбные, овощные, молочные. Главное правило – они должны быть кошерными, и подают их поочередно, не смешивая.

Кошерность пищи – отдельная история, присущая только еврейскому народу. У них есть прописанные правила, какой должна быть еда, чтобы ее было позволительно употреблять. К примеру, в пищу разрешено мясо животных жующих парнокопытных (овца, коза, лань), домашней птицы, рыбы с чешуей. Существуют также правила забоя и так далее. Главное – еда должна быть здоровой, приготовленной по правилам, а вино – собранное с виноградника, которому больше 7 лет.

Обязательно

На Шабат все заранее готовят нарядную одежду и самые изысканные продукты. Даже последний бедняк должен иметь 2 свечи, и что поставить на стол. Если у него нет этого, синагога обязательно ему все необходимое выдаст для соблюдения правил.

Традиции и особенности праздника

Отец семейства благословляет детей, возложив им на голову руки, затем произносит благословение над вином (кидуш), надрезает халу, также творя соответствующую молитву. Затем разрезает плетенку, макает кусочек в соль, съедает его и раздает остальные ее части всем за столом.

Далее все едят, общаются на духовные темы, поют традиционные песни. День посвящен Богу и общению в семье. Особенно его любят дети. Ведь именно в субботу родители отделяются от всех дел и забот, и посвящают время всем членам семьи, проявляя любовь и заботу. Ничто мирское не должно заботить в этот день, запрещено работать, и думать о мирской суете. В конце застолья опять произносятся соответствующие молитвы и благодарение Господа за пищу и все ниспосланные дары.

Двойная хала

Означает две порции манны, подаваемой евреям в пустыне в пятницу перед шабатом. Соль – напоминание о разрушенном в Иерусалиме когда-то храме.

Какая работа запрещена в субботу

Шабат – чудный семейный праздник и строгий ритуал, он имеет центральное значение в жизни евреев. Все отходят от ежедневной суеты, не звонят телефоны, не включаются телевизоры, не заводятся автомобили, даже кнопки лифта в этот день не включают – забывают о всех благах цивилизации. День посвящен только духовной составляющей, семье и Богу.

Не всякая работа запрещена в субботу. Есть два понятия: авода (простой физический труд) и мелаха (работа творческая, созидательная), не разрешена именно она. То есть, человек не должен ничего делать, что меняет окружающий мир, «созидать», оставляя это Богу. В Торе прописано 39 видов работ, которые нельзя делать в шабат. К ним относятся, в частности:

Шабат – древний еврейский праздник, главный символ иудаизма, означающий создание еврейской нации. Соблюдение субботы позволило им выдержать трехвековое рабство, претерпеть мучения и гонения, и сохранить свое единство. В Израиле эта традиции особенно сильна и чтима, ее строго соблюдает большинство жителей.

Источник

Что такое Шаббат и как его соблюдать

­Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт

Откуда появился Шаббат

Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древне­еврей­скому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекра­щать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвя­тив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, получен­ных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соот­вет­ственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библей­ской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Еврейская суббота что значит. Смотреть фото Еврейская суббота что значит. Смотреть картинку Еврейская суббота что значит. Картинка про Еврейская суббота что значит. Фото Еврейская суббота что значитСедьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library

Как соблюдали Шаббат в древности

В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.

Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — напи­сано в Тал­муде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с лю­бовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близ­кими — прояв­ление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или рим­ского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.

Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превра­тили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).

Еврейская суббота что значит. Смотреть фото Еврейская суббота что значит. Смотреть картинку Еврейская суббота что значит. Картинка про Еврейская суббота что значит. Фото Еврейская суббота что значитИуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons

Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное реше­ние: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформули­ровано правило пикуах нефеш, или «спа­сение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные зако­ны, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отме­няться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти кон­крет­ного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нару­шить субботний покой. Прежде всего это касается военных дей­ствий или ока­зания медицин­ской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мучени­чества за веру «освящением Божьего имени».

Что можно, а что нельзя делать в Шаббат

1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Тре­пание. 15. Кра­ше­­ние. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Пере­­мещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъедине­ние двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязыва­ние узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распа­рывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обра­ботка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Раз­работка его. 36. Туше­ние огня. 37. Зажи­гание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосеф­та. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).

Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове­ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри­мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри­чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст­вую­щие духу субботы», напри­мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче­ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре­шения проблем, возникающих при соблюде­нии субботы. Например, «суб­ботний лифт»: в самом по себе использова­нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха­низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще­ству­ют холодиль­ники с кнопкой «субботнего режима», отклю­чающей все лам­почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.

В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «рефор­мированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практи­ческой сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые огра­ничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).

Как встречают Шаббат

Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открыва­ется именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.

Вечер пятницы

«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за дру­гой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту опра­ву. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молит­вен­ный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светят­ся, как скрижали Завета над священным ковчегом».

Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.

Утро субботы

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль­ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи­санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ­ников Иерусалимского храма — благо­словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.

Вечер субботы

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнитель­ную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расста­вания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.

Субботний и юбилейный годы

Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.

Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год свяще­нен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому пред­писанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компа­ниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.

Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвра­титесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвра­щались своему искон­ному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современ­ном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяй­стве «право земли на отдых» для соблюдаю­щих предписания Торы иудеев остается актуальным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *