Еврейский футбол что это
Евреи глазами именитых друзей и недругов
ПРОДАМ МАРКИ: КОЛЛЕКЦИЯ ПОЧТОВЫХ МАРОК РАЗНЫХ СТРАН
Или играли ли евреи в футбол? Еще как играли, и играют!
В моей памяти сохранились футбольные встречи еврейских команд довоенных лет: “Маккаби”, “Хакоах” – Вильнюса, Пинска, Варшавы, Белостока, Риги, Будапешта, Вены…
Я, уважаемый читатель, не оговорился, вспоминая о существовании именно национальных еврейских футбольных команд.
Правда, помню, тогда увлеченность футболом комментировалось следующим образом : «Было у отца три сына, один умный, один средний, а третий – футболист». Действительно, самый главный и наиболее популярный из видов спорта на планете навряд-ли ассоциируется с евреями или еврейской культурой. Скорее, стереотип «правильного» еврея связан с таким интеллектуальным видом спорта, как шахматы
Тем не менее, даже человеку, далекому от футбола, наверное, тяжело сегодня оставаться в стороне от главного спортивного праздника года, что уж говорить про людей, одержимых футболом, каковых среди наших читателей, довольно много…
Итак, чемпионат мира по футболу 2010 вошел в завершающую фазу: выявились уже финалисты чемпионата мира 2010.
Наши читатели-болельщики не без горечи и тревоги, в который уже раз задают вопрос: а где же хваленая команда Израиля? Есть ли сегодня среди участников чемпионата мира евреи-футболисты?
Некоторые СМИ Израиля, пытаясь подсластить пилюлю, подчеркивают, что в некоторых командах чемпионата играют футболисты – легионеры израильских клубов. Вот такие пируэты-утешения они приводя в ответ на законные вопросы. Извините, не убедительно!
Футбол в Израиле
Сегодня футбол в Израиле – спорт № 1, но…
Одним из лучших футболистов Израиля считается Иосеф Шай Бенаюн.
Где же на карте современного футбола располагается Еврейское Государство?
К сожалению, место Израиля в мировом футболе все еще очень скромно.
Новое поколение – конца 1990 – начало 2000 тоже было очень перспективное. К нему надо отнести одного из заметнейших игроков испанской лиги, плеймейкер испанской «Селты» Хаима Ревиво, и все еще играющего, нынешнего лидера сборной, воспитанника молодежной школы «Аякса» Йосси Бенаюна.
Но и это поколение не добилось значительных успехов. Больше всего сборную Израиля подводили плохая физическая подготовка и отсутствие настоящего боевого духа. Слишком часто израильтянам банально «не хватало дыхалки» на последние 15 минут игры. Слишком много решающих мячей было пропущено именно на последних минутах.
Надо сказать, что в этой области у Израиля наметились заметные положительные сдвиги. Вспоминаю, на предпоследней отборочной кампании на Мундиаль сборная показала себя волевой и грамотной командой. Израиль не проиграл ни разу за весь отборочный цикл (ни будущим финалистам Мундиаля французам, ни мощным швейцарцам, ни упорным ирландцам), уступив место на Мундиале Швейцарии лишь по разности мячей. И на последнем Мундиале команда выступила, сравнительно, неплохо.
Хочу надеяться, что и израильских футболистов мы скоро сможем лицезреть на крупнейших мировых футбольных форумах.
…Большинство достижений евреев в спорте, и по сей день принадлежат евреям диаспоры. На долю Израиля выпадает лишь мизер. Этот относится и к футболу, хотя, как я уже отметил, он в стране – спорт № 1.
Команда “Хакоах” – продукт сионистской доктрины о “мускулистом еврее“.
Судя по тем свидетельствам, которыми располагаю, на протяжении короткого периода времени футболисты-евреи составляли одну из лучших команд на планете. Имею в виду команду “Хакоах” (Сила). Я уже как-то в своих публикациях упоминал об этой уникальной еврейской футбольной команде. Но, сегодня, в разгар финальной части чемпионата мира по футболу считаю уместным напомнить, что и “мы были когда-то рысаками…”.
По приезду в США, мне посчастливилось познакомиться с одним человеком, который еще до войны играл в этой команде. Я тогда у него наспех кое-что узнал и даже видел фотографии этой команды. Сегодня в Нью-Йорке живет игрок послевоенного “Хакоаха”- известная личность в мире строительного бизнеса, специализирующийся по изготовлению крыш для высотных зданий. Вот он мне довольно подробно поведал об этой футбольной команде – еврейского чуда.
Сегодня идея профессионального еврейского футбольного клуба представляется странной только потому, что лишь немногие еврейские футбольные клубы пережили Гитлера. Но в 1920-е годы они существовали по всей Европе — в Будапеште, Берлине, Праге, Инсбруке, Линце.
Еврейские команды исповедовали не венгерский, австрийский или немецкий национализм, а сионизм. Задолго до того как Адольф Эйхман заставил евреев нашивать на одежду шестиконечные желтые звезды, некоторые из этих команд одевали своих игроков в сине-белую форму (цвета Израиля) со звездой Давида на футболках. Их названия на иврите — «Хагибор» («Герой»), «Бар Кохба» (вождь восстания иудеев против римлян во II веке н.э.), «Хакоах» («Сила») — носили недвусмысленный националистический оттенок.
Эти клубы являлись продуктами политической доктрины. Представители еврейской элиты были убеждены в том, что спорт вообще и футбол в частности защитят их от проявлений антисемитизма. Полемист Макс Нордау, один из отцов-основателей сионизма, разработал политическую доктрину «Muskeljuden-tum» («мускульный иудаизм»). Он утверждал, что жертвы антисемитизма страдают от болезни, называемой им «Judendot» («еврейское горе»). По его мнению, жизнь в грязных гетто делала евреев слабыми и нервными. «На узких улицах гетто, — писал Нордау, — мы разучились ходить бодрой походкой; в погруженных во мрак домах, куда не проникают солнечные лучи, мы привыкли нервно моргать; из-за постоянного страха преследований мы стали говорить тревожным шепотом». Для того чтобы противостоять антисемитизму и искоренить «Judendot », евреям нужно было просто возродить физическую культуру. Им нужно было стать сильными. Нордау прописывал «мускульный иудаизм» в качестве лекарства от «еврейского горя». Он писал: «Мы хотим сделать слабое тело еврея здоровым, могучим и подвижным». В своих статьях и лекциях он призывал вкладывать средства в гимнастические залы и спортивные площадки, ибо спорт «укрепляет тело и дух».
«Мускульный иудаизм» отнюдь не был плодом досужей фантазии. Лидеры еврейских общин Центральной Европы услышали призывы Нордау. Из 52 олимпийских медалей, полученных Австрией в период между 1896 и 1936 годами, евреи завоевали 18 — и эта пропорция в 11 раз превышает их долю в населении страны. Наряду с успехами в индивидуальных видах спорта, особенно в фехтовании и плавании, евреи добились большого прогресса и в футболе. В 1910—1920-х годах евреи составляли значительную часть национальных футбольных сборных Венгрии, Австрии, Латвии и других стран.
… В 1909 году в Вене, на основе принципов Макса Нордау, одним из сподвижников Теодора Герцеля – Давидом Вольфсоном, был создан атлетический клуб «Хакоах». В переводе с иврита это название означает «сила», и тем самым подчеркивалась цель клуба: демонстрация силы. Предполагалось, что клуб сломает привычные стереотипы, но в одном важном аспекте он остался верен им. Раньше любого другого футбольного клуба в мире «Хакоах» вступил в рыночные отношения. Он платил своим игрокам, и платил хорошо — примерно в три раза больше средней зарплаты рабочего. Это высокое вознаграждение в сочетании с идеологической миссией позволило «Хакоах» привлечь в свой состав звезд австро-венгерского футбола. В то время как в клуб принимались только игроки-евреи, тренировали их представители других национальностей, включая англичан, которые привнесли в стратегию игры новейшие разработки.
Концепция «Хакоах» таила в себе определенную опасность. У венских антисемитов, в принципе, не было поводов оскорблять евреев или устраивать с ними потасовки. «Хакоах» давал им прекрасный предлог. Болельщики команд-соперников обычно кричали с трибун его игрокам: «Drecskjude» («грязные евреи») и «Judensau» («еврейские свиньи»). Для защиты игроков «Хакоах» пользовался услугами телохранителей из борцовских и боксерских секций, которые также входили в состав клуба. Самым знаменитыми из них были герои моей книги, чемпионы Олимпийских игр борцы Мики Гершель и Кароли Карпати..
На базе группы этих борцов-олимпийцев возникло постоянное формирование — нечто вроде службы безопасности общины, сотрудники которой стояли возле синагог, бросая красноречивые взгляды на потенциальных погромщиков.
Газетные статьи того периода вовсе не создают впечатления, что еврейская команда обладала какими-то особыми талантами. Но в них, тем не менее, встречаются упоминания об энтузиазме ее болельщиков и твердости духа ее игроков. Эти качества особенно ярко проявились в самый великий момент истории «Хакоах». До конца сезона 1924/25 года оставалось три игры, и во время очередного матча игрок команды-соперника столкнулся с вратарем «Хакоах», уроженцем Венгрии Александром Фабианом, когда тот уже схватил мяч. Фабиан упал на руку и так сильно повредил ее, что не мог далее выполнять функции голкипера. Правила того времени исключали возможность замены, при каких бы то ни было обстоятельствах. Поэтому Фабиан — с забинтованной рукой на перевязи — поменялся местами с правым крайним нападающим. Спустя семь минут футболисты «Хакоах» предприняли контратаку. Эрно Шварц отдал пас Фабиану, и тот за девять минут до конца матча забил победный гол, который в итоге принес клубу титул чемпиона.
В определенном смысле «Хакоах» достиг того, к чему стремились его основатели. Представители еврейской элиты, прежде считавшие футбол уделом неотесанных рабочих парней, стали финансировать клуб в надежде на то, что уважение, которое он завоюет среди неевреев, распространится и на них. Ассимилированные евреи, не желавшие до этого признавать или афишировать свою национальную принадлежность, начали заполнять стадион «Хакоах» на 18000 мест во втором районе Вены. Они рассказывали друг другу историю о том, как один нееврей, желавший, чтобы «Хакоах» победил команду — конкурента клуба, за который он болел, кричал: «Вперед, господа евреи!» Американский дипломат Эдмунд Шлехтер, живший в юности в Вене, писал в своих мемуарах: «Каждая победа „Хакоах” становилась еще одним доказательством завершения эры неполноценности евреев в сфере физической деятельности».
Руководство «Хакоах» уже тогда применяло методы менеджмента, не устаревшие и по сей день. В межсезонье игроки клуба путешествовали по миру — подобно тому, как сегодня «Манчестер Юнайтед» укрепляет свой бренд, совершая коммерческие туры по Дальнему Востоку и Америке. Однако «Хакоах» не продавал футболки, а пропагандировал идеи сионизма. Готовясь к визитам, клуб высылал вперед агентов, которые рекламировали «мускульный иудаизм» и распространяли билеты в компаниях, где служили евреи. Они привлекали толпы любопытных, желавших посмотреть на это чудо. Например, в Нью-Йорке «Хакоах» собрал на стадионе «Поло Граунд» 46000 болельщиков. Литовские евреи ехали всю ночь на велосипедах, чтобы увидеть клуб. Такие поездки способствовали повышению уровня мастерства игроков «Хакоах». В матче с лондонской командой «Вест Хэм Юнайтед» они выиграли со счетом 5:1. Правда, некоторые вполне резонно указывают на то обстоятельство, что лондонцы, не принимая всерьез гастролирующих евреев, выставили против них в основном второй состав. Тем не менее, это большое достижение: до «Хакоах» ни одной команде с континента не удавалось победить английский клуб на английской земле — родине футбола.
Успех «Хакоах» имел самые неожиданные последствия. В 1925 году клуб посетил Нью-Йорк, где, на первый взгляд, отсутствовал свойственный Европе антисемитизм. Это произвело столь сильное впечатление на футболистов-евреев, что они начали эмигрировать за океан в массовом порядке. Лишившись в течение года девяти лучших игроков, менеджеры «Хакоах» всеми силами пытались возродить клуб, но их старания были напрасны. Остаток своей короткой жизни он, отчаянно сражаясь, постепенно опускался на дно высшего дивизиона австрийского футбола, пока в конце концов не вылетел из него. А позже его игрокам пришлось бороться за свою жизнь. В 1938 году, после присоединения Австрии к гитлеровской Германии, «Хакоах» закрыли, результаты всех его матчей аннулировали, а его стадион передали нацистской команде.
Футбол в диаспоре
В Лондоне, в районе Стэмфорд, прилегающем к стадиону «Тоттенхэм», живут евреи-хасиды. Это иудеи-ортодоксы, не желающие ассимилироваться. Они дают хороший повод противникам «Тоттенхэма» для злословия в их адрес. Болельщики почти всех клубов третируют его за соседство с евреями, но наиболее непримиримые из них — поклонники «Челси», команды с противоположного конца города. Хотя в рядах последних ничуть не меньше евреев, чем среди болельщиков «Тоттенхэма», они распевают песни такого содержания: «Гитлер снова собирается травить их газом, мы не можем остановить их, жидов из „Тоттенхэма”» или «Отравите газом еврея, еврея, еврея, посадите его в печь, поджарьте его».
Поначалу болельщики «Тоттенхэма» либо игнорировали подобные выпады, либо отвечали на них своими собственными. И то и другое помогало мало. Тогда они решили прибегнуть к классическому трюку и объявили оскорбительное прозвище почетным званием. Ключевой момент этой трансформации наступил во время выездной игры против «Манчестер Сити» в начале 1980-х. Противники «Тоттенхэма» пели различные оскорбительные песенки, касаясь отсутствия крайней плоти у евреев (не привожу дословно – не цензурное).
Игроки «Тоттенхэма», вместо того чтобы молча проглотить обиду, призвали своих сторонников-евреев демонстративно похвалиться этим “недостатком”. Этот ответ был настолько неожиданным и остроумным, что их оппонентам пришлось прикусить языки.
Наиболее активные болельщики «Тоттенхэма» назвали себя «Армией жидов» и приняли в качестве символа израильский флаг. В результате еврейская идентичность «Тоттенхэма» быстро распространилась и на обычных поклонников, став элементом культуры клуба.
Мало кто знает, но «красно-белые» из Амстердама, голландский футбольный клуб «Аякс» появился именно благодаря еврейской общине этого города. Да-да, тот самый «Аякс», который называют главной кузницей футбольных кадров Европы.
Поклонники «Аякса» из Амстердама украшали трибуны израильскими флагами.. В отличие от «Тоттенхэма», чьи официальные представители не способствуют пропаганде его еврейской идентичности, руководители «Аякса» сделали иудаизм частью морального кодекса своего клуба.
Роль Сори долгое время был абсолютным лидером команды. Карьера его складывалась непросто. Объявленный новой звездой в аргентинской молодежке, он нашел себя в испанской «Барселоне».
Бразилия, считавщаяся до последних игр этого чемпионата, главной футбольной страной в мире и, обладающая мощной 150-тысячной еврейской общиной, не могла не породить футбольных талантов. Но даже в Бразилии Кака – случай особый. 28-летний Рикардо Изаксон – так его зовут на самом деле, был признан лучшим футболистом Европы и ему вручили “Золотой мяч”.
За сборную Франции середины 80-ых играл защитник Роже Аяша ( марокканский еврей, выросший в Марселе ), вратарь Жоэля Батса.
И, все-таки, отмечу, что еврейскому футболу везло несколько меньше других видов спорта. Почему? Мне кажется, что это, прежде всего, связано с имиджем футбола как «спорта миллионов». Футбол всегда воспринимался и воспринимается в «хороших еврейских» европейских семьях как спорт дворовый, плебейский, грубый на грани мордобоя и анти-интеллектуальный. Ревущие многотысячные стадионы и хулиганские массовые потасовки характерны для футбола больше, чем для любого другого вида спорта. Евреи, которые декларативно или подспудно всегда воспринимали себя аристократией человечества, народом Избранным, должны были, казалось бы, просто по определению, чураться этого вида досуга.
Конечно, говорить о каких либо радужных перспективах израильского футбола или свершившихся достижениях еврейского футбола в диаспоре еще рано. В списке 100 великих футболистов века, составленного Международной Футбольной Ассоциацией ( ФИФА ) нет ни одного еврея, а Израиль занимает в мировом рейтинге только 49-ое место. Просто хочется думать и верить, что и в этой области евреям есть что сказать и показать человечеству.
…Когда мой знакомый еврей-ортодокс слышит об очередном провале израильского или еврейского спорта, он обычно приговаривает : «Ну и правильно, теперь у них больше времени будет для изучения Торы». Наверное, он по-своему прав. И все же, разве победы еврейских парней в спортивных битвах не способствует поднятию нашего духа и еврейской национальной гордости? Ох, как важно это сегодня!
Лента новостей
Израиль не попал в список стран, куда российские туристы хотели бы снова приехать
Устрашающих размеров депутат раскритиковал журналиста, заявившего, что Сталин «зассал»
Ушла из дома в красной пижаме и не вернулась
Россияне нелегально бегут в Европу через Белоруссию «за лучшей жизнью»
В России увязали атаку на базу в Сирии с американцами и бомбящими Дамаск израильтянами
Данные МВД о «нееврейской алие» возмутили «Сохнут» и НДИ
В России рассекретят имена самых известных «Штирлицев», коллег Петра I по разведке
Французский перевернутый яблочный пирог
Араб с ножом «просочился» из Газы, пришлось стрелять
Моя самая красивая Новогодняя ночь: 4 праздничных образа от визажиста Екатерины Глазыриной
Новый спор между Россией и Израилем: православным мешает иерусалимское «метро»
Важно знать, как правильно получить деньги по полису «Сиуди»
По делу об убийстве Хашогги к смертной казни приговорили пятерых человек
После публикации данных по репатриантам Смотрич призвал пересмотреть Основной закон
Швейцарцы вывели все суда после введения США санкций против «Северного потока-2»
Ошибка МВД? Только 4% репатриантов из России — евреи
Вы получили СМС от Минфина? Будьте бдительны, вас пытаются обмануть
Путин проехал по Крымскому мосту на «рельсовом автобусе». ВИДЕО
Акция «Новый год!» Праздничное предложение от HOT
Израиль пустит в Иерусалим христиан Газы «без учета возраста»
Малышева появилась в своей программе в платье с портретом израильтянина Гандельмана
Аэропорт им. Бен-Гуриона оставят без электричества: что будет с рейсами?
У помощника патриарха Кирилла нашли элитную недвижимость в Испании
Израиль, Кипр и Греция подпишут контракт, который разозлит Турцию и расстроит Россию
Силовики потренировались на школьниках разгонять митинг — начальство удивилось
Уточненные данные о погибших и пострадавших в автокатастрофе на шоссе №40
Погода в Израиле: теплее, чем обычно. Ненастье начнется в ночь на среду
Партнеры
Смотрите также
Спорт
Поля обетованные: самые знаменитые еврейские футболисты
Самый знаменитый из них – конечно, Дэвид. Дэвид Бекхэм. Именно про него как нельзя лучше подходит немного модифицированная фраза: знаменитый английский футболист родился в бедной еврейской семье.
Бексу в юные годы пришлось тяжело. Его часто дразнили, видя на груди мальчика Звезду Давида.
Бекхэм практически никогда не упоминает о своем еврействе. Но помнит об этом. На плече он вытатуировал фразу из Галахи:» «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне».
Супруга Дэвида, Виктория, в знак любви к мужу, на шестилетие свадьбы сделала на своем плече тату с той же надписью.
Про Йохана Кройфа, легендарного летучего голландца, человека, изменившего футбол как игрок и как тренер, можно сказать, что он на четверть наш: мама Кройфа была наполовину еврейкой.
Кройф изумил мир как футболист. В 1974 году, в Германии, капитан «оранжевой» сборной стал символом тотального футбола.
В тренерах Кройф еще раз изменил мировой футбол. Он выстроил то, что сегодня называют барселонским чудом
Аргентинца Пабло Аймар с детства прочили в преемники самому Диего Марадоны. Но Аймар не сдюжил, хотя в мировом футболе оставил след как яркий, техничный темноволосый игрок со светлой еврейской головой.
Кака. У одного из сильнейших плеймейкеров в истории мирового футбола самая настоящая еврейская фамилия: Изаксон. Отец Кака, еврей по рождению, в свое время принял решение перейти в христианство. Сам же Кака регулярно посещает как церковь, так и синагогу. Он считается одним из виднейших членов еврейской общины Сан-Паулу, постоянно жертвует средства на благотворительность.
Вальтер Самуэль. Еще один бывший игрок сборной Аргентины. Он рожден для того, чтобы изменить представление об евреях, не умеющих давать сдачи. Самуэль – один из самых жестких защитников в мировом футболе. Лучше попасть под танк, чем под подкат Самуэля – так говорят о нем в футбольном мире.
Голкипер английского «Челси» Марк Швейцер – народный еврей Австралии. В 2005 году он отразил пенальти в решающем матче за право играть на чемпионате мира и стал национальным героем
на зеленом континенте.
Борис Разинский. Знаменитый советский вратарь. Чемпион Олимпиады 1956 года. Прославился тем, что часто играл форвардом, причем забивал не с меньшей регулярностью, чем тащил самые мертвые мячи. Разинский считался самым «прыгучим» голкипером СССР. О его характере ходят легенды. На одной из мировых Маккабиад, проводимых в Израиле, будучи тренером сборной России, увел команду с поля в знак протеста против грубой игры соперников.
Михаил Гершкович. Играл за московские клубы «Торпедо»,»Динамо» и «Локомотив». Входил в состав сборной СССР. Дважды попадал в список тридцати трех лучших футболистов страны. После окончания футбольной карьеры работал тренером, в том числе и в сборной России.
Послевоенный «Зенит» славился еврейской связкой: Борис Левин-Коган и Лазарь Кравец. В футбольном сообществе Левина-Когана звали дважды евреем Советского Союза.
Роман Шнайдерман – символ днепропетровского «Днепра»: он сыграл за клуб 360 матчей. За полузащитником Шнайдерманом, словно лошади в мыле, гонялись все селекционеры СССР. Но у него была одна футбольная любовь, на всю жизнь, «Днепр».
Шнайдерман был мозговым центром команды в шестидесятых, семидесятых годах прошлого века.
Немного о еврейском спорте: Евреи и футбол или футбол и евреи
Еврофильм – сайт многоплановый. Здесь и книги, и фольклор, и музыка, и история, и кино, и анекдоты, и сказки, и фотографии, и рисунки. В общем, долго перечислять. Но есть одна сфера человеческой деятельности, которая на сайте еще не освещалась. Итак, немного о спорте. О еврейском спорте.
Раввин с учениками слушают по радио спортивные новости.
Диктор сообщает, что сборная Израиля по футболу проиграла очередную игру.
— Ой, как хорошо, как хорошо – все повторяет раввин.
— Извините, ребе, что же здесь хорошего? Наши футболисты снова проиграли! – возмущаются ученики.
— Зато у них будет больше времени на изучение торы – отвечает ребе и открывает книгу.
В современном Израиле спорт развивается очень динамично. Особое внимание уделяется легкой атлетике, баскетболу, гандболу, большому теннису, фигурному катанию (это в стране, где никогда не бывает натурального льда!), парусному спорту, дзюдо, боксу. Израиль – это единственная страна в мире, где организуются «местные Олимпийские Игры» — Маккабиада, причем начала проводиться она с 1932 года, задолго до образования еврейского государства. Также в истории израильского спорта есть и трагические страницы – прежде всего, это Мюнхен-72.
Особое влияние на развитие мирового спорта оказали выдающиеся личности еврейского происхождения: баскетбола — советский тренер Александр Гомельский, тенниса – американец Пит Сампрас, хоккея – канадец Уэйн Грецки, тяжелой атлетики – Леонид Жаботинский, фигурного катания – дуэт Линичук-Карпоносов, бокса – братья Кличко. Галь Фридман пока является единственным израильтянином – чемпионом Олимпийских игр (парусный спорт). И этот список можно продолжать очень долго.
Но, безусловно, особняком стоит его величество футбол. Можно без преувеличения сказать, что современный Израиль болен футболом, а к его становлению и развитию причастно очень много выходцев из бывшего Советского Союза. В стране прекрасная футбольная инфраструктура, с недавних пор футбольная сборная Израиля играет официальные игры под эгидой УЕФА, таким образом, соревнуясь с лучшими командами Европы и мира.
Итак, постепенно, мы подошли к главной теме. Евреи и футбол. Или футбол и евреи. Или и то, и другое.
Наверное, самым широко известным зарубежным футболистом еврейского происхождения можно считать Дэвида Бекхема. А вот самым талантливым и мастеровитым – Йохана Кройффа, знаменитую футбольную звезду в составе амстердамского «Аякса», клуба, который располагается и играет в старом историческом еврейском районе Амстердама. Также футбольным болельщикам известны имена вратаря сборной Франции Жоэля Батса, игрока сборной Аргентины и чемпиона мира 1978 года Poберто Хаусманна, его соотечественников защитников Хуана Пабло Сорина (его дедушка был одесситом), который вошел в символическую сборную Чемпионата мира 2006 года и Вальтера Самуэля, много лет играющего за ведущие клубы в Европе. Как не упомянуть одного из лучших, в свое время, футболистов мира – бразильца Кака (настоящее имя Рикардо Изаксон) – представителя крупной бразильской диаспоры? По моим поверхностным подсчетам, в ведущих футбольных первенствах Европы сейчас играет около 30 футболистов еврейского происхождения и около 20-ти собственно израильтян (в частности, еще в прошлом году в украинской Премьер-лиге за луцкую «Волынь» выступал израильтянин Гал Шиш). Из последних недавно в футбольной Европе достаточно успешно выступали Эли Охана, Таль Банин, Эяль Беркович, Ронни Розенталь и Бонни Гинсбург. Среди футбольных топ-тренеров следует упомянуть и выделить швейцарца Якоба Куна, аргентинца Хосе Пекермана и израильтянина Авраама Гранта.
Естественно, и в советском (в том числе, и украинском) футболе спортсмены еврейского происхождения оставили ощутимый след. Вот лишь небольшой перечень имен, при упоминании которых сердце настоящего футбольного болельщика начинает биться чаще: Борис Разинский, Михаил Гершкович, Абрам Лерман, Владимир Гребер, Леонид Шмуц, Иосиф Лифшиц, Эдуард Дубинский, Виктор Каневский, Арсен Найденов, Семен Альтман, Ефим Школьников, Владимир Цинклер, Давид Черкасский, Виталий Фейдман, Валентин Левченко, Леонид Колтун, Адамас Голодец, Нодар Хизанишвили, Роман Шнейдерман, Геннадий Хасин, Виктор Каплун, Максим Левицкий и другие… В богатую историю лучшего украинского клуба киевского «Динамо» также навсегда вписаны имена многолетних администраторов команды Рафаила Фельдштейна и Григория Спектора, а также руководителей, братьев Григория и Игоря Суркисов. Винничане же до сих пор с ностальгией вспоминают «золотые» времена, когда над местной футбольной командой напрямую шефствовал мэр города Дмитрий Дворкис, а сама команда играла в высшей лиге и еврокубках.
Многих людей из вышеприведенного списка мне посчастливилось знать лично.
В богатой же истории винницкого футбола среди вышеупомянутых свой яркий след оставили Абрам Лерман, Иосиф Лифшиц и Валентин Левченко. И все же, здесь особняком стоит личность Ефима Григорьевича Школьникова. Тренера, с которым связаны значительные успехи и достижения винницкой футбольной команды в относительно недавнем прошлом. Скоро, 31 января Ефиму Григорьевичу исполнилось бы 77 лет. Подробней можно прочитать здесь: http://www.profootball.ua/2013/01/31/v_pamyat_o_efime.html
Хотелось бы еще раз вспомнить этого прекрасного тренера и человека. Мы живы до тех пор, пока о нас помнят…
В. Цыткин
Винницкий «Локомотив», 1963 г. — крайний слева Иосиф Давыдович Лифшиц — главный тренер