Еврейский праздник пасхи посвящен чему
Еврейская Пасха 2021: когда отмечается Песах и что строго нельзя делать
Еврейская Пасха, или Песах, в 2021 году отмечается с вечера субботы, 27 марта, до вечера воскресенья, 4 апреля.
Этот весенний праздник, установленный в память об исходе евреев из Египта, ежегодно приходится на разные даты, поскольку привязан к еврейскому лунно-солнечному календарю. Что у него общего с христианской Пасхой и в чем суть традиций Песаха, рассказывает OBOZREVATEL.
Слово «Песах» произошло от еврейского «пасах», что в переводе означает «прошел мимо, миновал». Так, праздник посвящен ветхозаветным событиям, известным как исход из Египта, а именно десятой египетской казни.
Накануне Бог велел евреям зарезать ягнят и зажарить мясо, а кровью жертвенных животных обозначить свои дома. Ночью 14 нисана ангел смерти «прошел мимо» («пасах») них, в других же жилищах погибли все первенцы.
Ужаснувшись произошедшему (погиб даже его собственный сын), фараон решил отпустить евреев, и около 600 тысяч израильтян смогли покинуть Египет. Однако позже фараон передумал и отправился в погоню. Но Красное море расступились перед евреями, а перед египетским войском сомкнулось обратно, поглотив преследователей.
Что общего у Пасхи и Песаха
Христианская Пасха отмечается в честь воскресения Иисуса Христа, в то время как Песах посвящен событиям, описанным в Ветхом завете. Однако их связывает то, что именно 14 нисана состоялась Тайная вечеря – последняя перед распятием встреча Спасителя с его учениками.
Кроме того, в Евангелии содержится прямой отсыл к Ветхому завету: во время Тайной вечери Иисус отождествил Себя с пасхальным агнцем, которого иудеи принесли в жертву перед исходом из Египта.
Песах отмечается в течение недели. Его полагается праздновать в радостной атмосфере. Особая роль в праздновании отводится традиционному праздничному ужину – седеру, во время которого читают молитвы и благословения.
Затем следуют пять «будней праздника», а в последний, выходной день Песаха, в синагогах проходит церемония «разделения морских вод» в память о том, как во время исхода из Египта перед евреями расступилось Красное море.
После захода солнца 14 нисана евреи собирается на семейный ужин – седер. На него также приглашают нуждающихся и тех, кто по определенным причинам не может отметить Песах со своими родными.
Перед седером принято зажигать свечи. К столу подают еду в специальной тарелке. Традиционные праздничные блюда:
маца – пресный «хлеб бедности», который ели евреи в Египте,
марор – горькая зелень, символ горечи рабства,
бейца – вареные яйца, символ жизни,
харосет – тертые яблоки, смешанные с финиками и орехами, символ глины, из которой евреи делали кирпичи в рабстве,
зроа – жареный кусок баранины, который не едят, – символ жертвоприношения в Египте,
вино (для детей – виноградный сок) – каждому участнику полагается выпить по четыре бокала, а пятый оставляют нетронутым для пророка Элияха,
подсоленная вода – символ слез рабства.
Кроме того, на седере присутствуют и другие еврейские праздничные блюда, например, фаршированная рыба, тушеный батат, салаты, курица в медовом соусе.
Есть хамец – любые блюда из муки, которые были приготовлены путем брожения или закваски: например, хлеб, пиво и другие спиртные напитки на основе солода.
Хамец нельзя не только есть в течение всех дней Песаха, но держать его в доме. По этой причине к празднику евреи делают тщательную уборку, ликвидируя запрещенные продукты. Запрет на хамец Тора объясняет тем, что во время освобождения из рабства израильтяне не могли ждать, пока взойдет тесто, поэтому в пустыне вынуждены были есть пресную мацу.
Работать в первый и последний день Песаха. В остальные дни праздничной недели трудиться позволено.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, когда отмечается Пасха у православных в Украине в 2021 году и в следующие годы до 2030-го. В нашей стране праздник является государственным, в честь него украинцы ежегодно получают дополнительный выходной день.
Какую Пасху отмечал Христос?
Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.
Что такое ветхозаветная Пасха?
Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.
А что это за история про евреев и Египет?
Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.
Что такое опресноки?
Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).
Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.
Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.
Почему у этого праздника такое название — Пасха?
Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).
Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?
Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).
Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.
В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).
Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.
После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.
После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.
Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?
Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.
Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).
А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?
Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.
Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.
В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.
Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.
Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.
В чем же особенность именно Тайной Вечери?
«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).
Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.
Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».
При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.
Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?
Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.
Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.
Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.
Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?
В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).
События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).
Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.
Что за праздник Песах и когда будет Пасха у евреев в 2021 году
Хотя название Песах и созвучно с Пасхой у православных, но эти два праздника, еврейский и христианский, очень различаются по своей сути. Они посвящены абсолютно разным событиям в истории, отличаются подготовкой к ним, традициями празднования, приготовляемыми блюдами.
Иудейская Пасха – более старый праздник, берущий корни с тех времен, когда еще и в помине не было Христа, а евреи жили по канонам Ветхого Завета. Они долго пребывали в египетском рабстве и ожидали прихода Мессии.
Так предсказывало им Писание, что явится Освободитель, станет их Царем и сделает свободным, независимым народом. И они будут главенствовать над всеми, ведь еврейский народ призван стать избранниками Божьими.
Что за праздник на самом деле, что он означает и как называется
Песах в переводе с иудейского – «прошел мимо», или «обошел стороной». Много веков назад еврейский народ стонал под игом египетского правителя и взывал ко Господу о помиловании их, и освобождении от рабства. Милосердный Бог насылал всяческие напасти на Египет, давая понять их правителю, что настало время отпустить евреев восвояси с миром.
Тот не соглашался – ведь это была дармовая рабочая сила. Одна за одной сыпались божьи наказания на страну, и вот десятая сделала свое дело. В тот день Господь наслал последнюю казнь на упрямого правителя и его народ, погубив всех новорожденных младенцев-египтян. Чтобы не погибли еврейские дети, он им дал весть, что нужно зарезать жертвенного ягненка, и его кровью пометить дворы евреев.
И наказание прошло мимо их дворов. Отсюда и пошло название Песах – беда «прошла мимо». Испуганный правитель Египта в страхе отпустил иудеев, и Моисей через пустыню повел их к свободе. 40 лет продолжался их нелегкий путь, и в конце концов они получили желанную свободу и независимость, обретя свою землю.
Когда выходит и заходит Песах в 2021 году у иудеев
Праздник обычно начинается в месяц Нисан с вечера 15-го числа, и длительность его 7 дней в Израиле, и 8 – в других странах. В 2021 году начало Песах – 27 марта, окончание, соответственно, 2 и 3 апреля.
Почему именно 7 дней длится еврейская Пасха? Именно этот промежуток времени понадобился египетскому войску, которое послал вдогонку правитель, опомнившись и пожалев, что отпустил их народ восвояси. Но Господь разверз воды Красного моря, к которому они как раз приблизились, и иудеи смогли быстро пройти сквозь него. Египетское войско же потонуло в морских пучинах.
В следующие годы даты праздника будут такими:
Традиции и обычаи праздника Пасхи у евреев
Во время Песах отмечается несколько важных событий – избавление еврейских младенцев от казни, исход из Египта, возрождение природы, воздаяние должного пресному хлебу маце, спасшей их от голода в пустыне. Это все, соответственно, накладывает печать на традиции празднования и подаваемые блюда.
С наступлением первого дня Пейсах евреям строго запрещено работать. Они сначала посещают богослужения в синагогах, затем собираются дома всем семейством за праздничном столом.
Нерабочими днями являются первый и последний. 5 остальных – просто праздничные будни. Евреи отдыхают, веселятся, ходят по гостям, отправляются в путешествия, уделяют внимание близким.
Последний день Песах (седьмой) посвящен переходу Красного моря по его дну. В синагогах проводится специальная служба, символизирующая разделение морских вод. У диаспоры завершающий день – восьмой, у них праздничными являются не один, а первые два дня, и последний.
Традиционные блюда (что можно и нельзя есть)
Пасхальная праздничная трапеза называется Седер, и представляет собой ужин с традиционными продуктами, несущими особый смысл, молитвами и благодарениями Богу. На нее приглашаются только родственники, или люди, которые по каким-то причинам остались на этот день в одиночестве.
Традиционно на стол ставятся:
В этот день, как и в весь праздник категорически запрещено есть квасной хлеб и любые блюда, изготовленные методом брожения. Существует такая традиция – накануне Песах все иудеи обходят свои владения в поисках квасного хлеба, пытаясь найти даже самые малые его крошки, чтобы все это уничтожить.
Начинается все с молитвы Кидуш – благословения на празднование. За ней следует Урхац – омовение рук. После этого подается карпас из овощей, символизирующий тяжелый рабский труд евреев в египетском рабстве. Его обмакивают в соленой воде, означающей пролитые там слезы.
Затем следует Яхац (разломанная не несколько кусков маца), после читается Магид – легенда Агаде, в которой рассказывает о египетском исходе.
Затем употребляется вторая часть мацы, которую съедают в позе расслабления, наслаждения свободой, и в конце завершающая молитва.
За праздничным ужином необходимо каждому выпить 4 бокала кошерного вина (дети пьют виноградный сок) и прочитать соответствующие молитвы. На стол ставят еще один бокал с вином, он предназначен пророку Илие. Считается, что он в это время приходит на землю, чтобы всем возвестить о начале праздника.
Кошерная пища или напитки готовятся по правилам Кашрут. Евреи тщательно следят за питанием и поведением своих собратьев, считают, что нельзя употребить что попало еду, и готовить тоже нужно по канонам Талмуда. Кошерные законы действуют только на земле Израиля и содержат достаточно много указаний к качеству и выращиванию продуктов, употребляемым в пищу.
Также на стол во второй части ужина могут подаваться фаршированная рыба, куриный суп с кусочками мацы. В конце трапезы съедают афикоман – это тоже маца, которую предварительно спрятали родители, чтобы дети ее нашли.
Символы
Все выставленные на стол обязательные продукты имеют свой сакральный смысл, и являются символами Песах. За тем, чтобы стол был накрыт правильно, следят старшие из семьи или общины, и нарушать правила категорически нельзя.
Символы еврейской пасхи:
Как празднуют Песах в России, Израиле и других странах
Песах в Израиле – важнейший праздник, отмечаемый абсолютно всеми. Он символизирует свободу, независимость, которую получили евреи, выбравшись из Египта, и тяжкого, зачастую непосильного труда.
Запрещено есть всевозможные пирожные, дрожжевой хлеб, макароны, торты и солодовые блюда. Категорически не разрешается употреблять, и даже держать в доме крепкие алкогольные напитки и пиво. Выпекается по особу рецепту маца с соблюдением строгой технологии.
От момента соединения муки с водой до начала выпекания мацы время не должно превысить 18 минут! Это помогает избежать процесса брожения, категорически запрещенного во время приготовления всех блюд на Песах.
На столы в праздник в обязательном порядке ставят самую лучшую, красивую и дорогую посуду, зачастую из серебра. Обязательная тарелка – кеар, на которую выставляют в строго определённом порядке традиционные блюда и продукты.
За ужином обязательно нужно:
В России и других странах евреи стараются не отставать от своих израильских собратьев, и строго придерживаться установленных веками традиций. Разница только в том, что празднует диаспора на один день дольше – 8 вместо 7. Из Москвы раввины разъезжаются на праздник по глубинке, чтобы помочь русским евреям по всем правилам провести Песах.
Как зажигают свечи на еврейский праздник
В зависимости от дня недели это происходит так: в будний день сначала читают молитву, затем уже зажигают свечи. Если Песах выпал на субботу – свечи зажигают еще до наступления седера, а затем уже читают благословения Шегехеяну.
Произносит его хозяйка, мысленно стараясь распространить благословение на остальные заповеди, которые относят к пасхальной ночи. Также и хозяин, произнося молитвы после Кидуша, распространяет в мыслях их на остальные заповеди.
Как поздравить еврея с Пасхой
Чтобы порадовать знакомого еврея с праздником, нужно выучить всего несколько слов из тех, которые традиционно произносят в дни Песах. Они не сложные для запоминания, но обязательны для каждого иудея в эти дни.
Если еврейские слова покажутся сложными, можно просто пожелать от души счастливого праздника, любви, благополучия, достатка, мира и процветания. Чтобы не гас в душе огонек надежды, а вера в лучшее всегда была путеводной звездой по жизни. И главное – сделать это от души и чистого сердца. Тогда пожелания точно сбудутся и подарят поздравляемому радость и веселие.
Что можно и нельзя делать на иудейский Песах
Нельзя в праздник стирать, стричься, бриться, работать в саду, разводить огонь. Все эти работы должны быть сделаны до наступления вечера Песах и седера. Нужно всего себя предать молитве и благодарениям богу.
В дни праздника нельзя говорить о своих проблемах, вести какие-либо деловые переговоры, загадывать желания. Также в первые два дня запрещено вкушать пищу из пшеницы нового урожая. В древние времена было несколько по-другому. В первый же день Песах в Иерусалимский храм вносили сноп пшеницы, и благословляли его на употребление. Но когда храм был разрушен, это событие сдвинули на 1 день.
Соблюдая все эти правила, евреи как бы очищают себя, следуя обычаям предков, и получают благословение на достаток, процветание и здоровье. Поэтому все они четко следуют наставлениям и канонам своей веры, не отступая от них ни при каких обстоятельствах.