Exit polls что это

Экзит-полл

Экси́т-по́лл (англ. exit pollвыходной опрос) — опрос граждан, производимый социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования, с целью предсказать его результаты.

Выходящих из избирательных участков опрашивают (на условиях анонимности), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что большинство отвечают правдиво, данные таких опросов используют для проверки (корреляции) с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные эксит-полла широко освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования.

Получение всемирной информации по итогам опросов разных слоев населения в разных странах, а также предварительное голосование, возможны с использованием интернет технологии World Exit Poll. При помощи этой онлайн-технологии многие люди, не выходя из дома, анонимно могут голосовать и создавать рейтинг для любой политической или социальной деятельности.

Эксит-полл выполняет информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов) функции.

Впервые этот метод появился в США. Журналист Уоррен Митофски придумал опросы избирателей на выходе во время выборов губернатора Кентукки.

Смотреть что такое «Экзит-полл» в других словарях:

Эксит-полл — (экзит полл) (англ. Exit poll опрос на выходе) используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования[1][2][3].… … Википедия

Президентские выборы на Украине (2010) — ← 2004 2015 → Президентские выборы на Украине (2010) 17 января и 7 февраля 2010 года … Википедия

Выборы в Московскую городскую думу (2009) — ← 2005 2014 → Выборы в Московскую городскую думу Выборы в Московскую городскую думу V созыва 11 октября 2009 года … Википедия

Выборы в Государственную думу (2011) — ← 2007 2016 → Парламентские выборы в России Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VI созыва … Википедия

Президентские выборы в Белоруссии (2010) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Президентские выборы в Беларуси (2010) — Приглашение на выборы Президентские выборы в Республике Беларусь 2010 года очередные выборы президента Р … Википедия

Президентские выборы в Армении (2008) — Президентские выборы в Армении состоялись 19 февраля 2008 года. Третьим Президентом Армении стал Серж Саркисян. Содержание 1 Регистрация кандидатов 2 Кандидаты … Википедия

Референдум о независимости Приднестровья 2006 года — Приднестровская Молдавская Республика Эта статья является частью серии статей: Политика Приднестровской Молдавской Республики … Википедия

Референдум о независимости ПМР 2006 года — Плакат, сообщающий о референдуме 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике прошёл референдум о независимости. Жителям ПМР предстояло ответить на два вопроса: Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской … Википедия

Источник

Exit Poll: описание процедуры, особенности и интересные факты

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

Опросники, проводящие Exit Poll, – обычно частные компании, работающие в газетах или вещательных корпорациях. Они проводят экзит-поллы, чтобы получить свежие данные о том, как прошли выборы, так как получение окончательного результата может занять несколько часов или даже дней.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

История

Существуют разные версии относительно того, кто придумал процедуру Exit Poll. Марсель ван Дам – голландский социолог и бывший политик – утверждает, что именно он является изобретателем такого рода опросов, будучи первым, кто начал их проводить во время парламентских выборов в Нидерландах 15 февраля 1967 года. В других источниках говорится, что первым в этом деле был Уоррен Митофски – американский опросник. По заказу CBS News он якобы разработал первый Exit Poll о губернаторских выборах в Кентукки в ноябре того же года (1967). Несмотря на это упоминание о первых выездных опросах относится к 1940-м годам, когда такая процедура проводилась в Денвере, штат Колорадо.

Exit Poll: выборы, опросы и сбор данных

Выездные опросы, как их еще называют, также используются для сбора демографических данных об избирателях и выяснения причин их голосования. Поскольку фактические голоса подаются анонимно, опрос является единственным способом сбора этой информации.

Выездные опросы исторически и во всем мире использовались в качестве проверки и приблизительного показателя степени фальсификации выборов. Самые яркие примеры использования экзит-поллов для этих целей – референдум в Венесуэле и президентские выборы на Украине 2004 года.

Они также используются для определения того, была ли политическая кампания успешной и эффективной или же нет.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

Распределение голосов может различаться в зависимости от избирательных участков, а также варьируется в разное время суток. В результате один опрос может дать неполную или даже искаженную картину национального голосования. Но иногда опросники попадают прямо в точку: к примеру, Exit Poll выборов в Италии этого года очень точно предугадал победу националистов.

Однако в наше время эти опросы используются прежде всего для расчета колебания избирателей и явки. Специалисты возвращаются на одни и те же избирательные участки одновременно на каждые выборы, и, сравнивая результаты с предыдущими exit-опросами, они могут рассчитать, как распределение голосов изменилось в этом избирательном округе. Затем этот же принцип применяется к другим подобным избирательным округам, позволяя оценить, как изменились тенденции в голосовании граждан.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

Ошибки

Как и любые опросы общественного мнения, экзит-полы могут часто ошибаться. Известный пример ошибки Exit Poll произошел в 1992 году на всеобщих выборах в Великобритании, когда опрос показал массовое недовольство британцев своим правительством. Фактическое же голосование показало, что правительство Консервативной партии при Джоне Майне по-прежнему занимало твердые позиции. Исследования этой неудачи выявили ряд причин, в том числе дифференциальные коэффициенты отклика – так называемый фактор стеснительных тори, когда некоторые избиратели попросту стеснялись признаваться в том, что поддерживают консерваторов.

Поскольку экзит-поллы требуют информации о предыдущем раскладе голосов избирателей для сравнения колебания в их предпочтениях, они не являются надежными для определения единогласных голосов, таких как референдум о независимости Шотландии или референдум о членстве в ЕС в Великобритании. Кроме того, экзит-поллы не могут охватить людей, голосовавших по почте или с помощью другой формы заочного голосования. Следовательно, они могут быть слепы в отношении специфических колебаний, которые происходят только за счет заочных избирателей. Например, в майском раунде президентских выборов в Австрии в 2016 году экзит-поллы правильно указали на лидерство Норберта Хофера среди тех, кто голосовал на избирательных участках. Однако почтовые голоса (которые составляли около 12% от общего количества) говорили пусть и слегка, но все-таки в пользу его соперника Александра Ван дер Беллена, который в итоге и победил.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

В различных государствах

В Соединенных Штатах Национальный избирательный пул (NEP), состоящий из ABC, AP, CBS, CNN, FOX News и NBC, проводит совместный опрос по результатам выборов. В 2004 года этот экзит-опрос был проведен социологическим центром NEP Edison Media Research.

В Египте Центр исследований общественного мнения (Baseera) провел в 2014 году два экзит-пола. Были проведены выездной опрос конституционного референдума и выездные опросы избирателей на президентских выборах. Они считаются первыми выходными опросами за всю историю не только в Египте, но и на Ближнем Востоке вообще.

Запрет экзит-поллов в день выборов

В Болгарии, где объявление результатов Exit Poll в день выборов считается незаконным, многие информационные агентства регулярно публикуют «рейтинги» различных, казалось бы, не связанных между собой объектов прямо в дни выборов. Примерами таких рейтингов-эвфемизмов на выборах 2013 года являются составленные «прогнозы погоды», поддельная «туристическая информация», рейтинг популярности несуществующих компьютерных игр, юмористически названная «литература» и даже список самых популярных борделей. Во всех случаях в списках были зашифрованы рейтинги популярности ведущих политиков, каждый из которых был обозначен неким объектом (книгой, игрой, борделем и т. д.). Таким образом ушлые болгарские социологи избегали уголовного преследования за публикацию результатов опросов в день выборов.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

В ходе всеобщих выборов в Индии в 2014 году возник политический скандал после того, как Избирательная комиссия Индии запретила медиа-организациям показывать результаты Exit Poll до окончательного подсчета голосов. За этим последовал сильный протест со стороны средств массовой информации, в результате которого Избирательная комиссия отозвала свое заявление и подтвердила, что экзит-поллы могут быть показаны в 18:30 12 мая после последнего голосования. Публикация результатов опросов в Италии (Exit Poll Italia) в этом году показала, что, во-первых, публикация результатов подобных опросов в день выборов не сильно влияет на их результат и, во-вторых, современные экзит-поллы не так уж часто ошибаются.

Заключение

В современной социологии и политологии выездные опросы считаются одним и самых эффективных и объективных инструментов прогнозирования политических тенденций. И если первые данные Exit Poll зачастую не слишком точны, то последующие опросы зачастую демонстрируют удивительную четкость и объективность отображаемых результатов.

Источник

Участие в опросе EXIT POLL как часть политической культуры граждан

В сравнении со всеми другими предвыборными опросами общественного мнения, опросы exit poll дают самую точную информацию о рейтингах кандидатов или партий, которые участвуют в выборах.

Exit polls что это. Смотреть фото Exit polls что это. Смотреть картинку Exit polls что это. Картинка про Exit polls что это. Фото Exit polls что это

Все чаще и чаще опросы общественного мнения становятся частью нашей повседневной жизни. Как правило, с помощью опросов те организации, которые являются их заказчиками, стараются изучать какие проблемы и что именно волнует население, как люди относятся к тем или иным вопросам, их предпочтения, настроения с целью принятия определенных решений. Это уже стало достаточно привычным делом. Сейчас, наверное, не только в областных центрах, но и в малых городах и районных центрах можно легко найти человека, который хоть раз в жизни принимал участие в социологическом опросе.

Кроме ставших для нас привычными социологических опросов, есть один вид опроса, который проводится только в определенный период – во время выборов, а именно в день голосования, называется он – exit poll (экзит полл).

Особенность этого метода в том, что он обладает одним существенным качеством метода – точность результатов. Exit poll дает прогнозные оценки с точностью в 2-3 %, в исследовании американской политической практики были случаи, когда точность доходила до 0,5 %. В сравнении со всеми другими предвыборными опросами общественного мнения, опросы exit poll дают самую точную информацию о рейтингах кандидатов или партий, которые участвуют в выборах. И информация об этих рейтингах становится доступной намного раньше, чем осуществляется реальный подсчет голосов избирателей и объявляются официальные результаты выборов. В этом и заключается основное назначение exit poll.

Исходя из предположения, что у большинства избирателей нет причин говорить неправду, данные таких опросов используют для проверки с официально публикуемыми данными голосования. Данные exit poll широко освещаются СМИ.

Заказчиками exit poll чаще всего являются те структуры и организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в максимально быстрой и точной информации о ходе выборов. В США это в первую очередь СМИ, которые заинтересованы первыми сообщить о возможных итогах голосования. Это также могут быть общественные и другие политические организации, в том числе и политические партии также пользуются результатами exit poll, в частности, чтобы оценить свои преимущества, недостатки проведенной до выборов работы, перспективы.

Четкий отлаженный алгоритм при проведении exit poll требует предварительной серьезной подготовки. Например, в США особенности процесса голосования определяют и особенности проведения экзитпола, который является масштабной операцией. Исследовательская компания начинает формирование выборки избирательных участков больше, чем за год до дня выборов. В дни выборов опрашиваются порядка 85000 избирателей, выходящих с почти 1000 избирательных участков. Кроме этого, проводят телефонный опрос около 16 000 избирателей, проголосовавших заранее. Чтобы получить и обработать результаты экзитпола, в День выборов задействованы около 3000 человек: интервьюеры на выходах из избирательных участков, операторы для подсчета голосов, супервайзеры, контролирующие работу интервьюеров на точках, а также два больших колл-центра.

В Казахстане уже есть и опыт, и свои сложившиеся традиции проведения опроса в день голосования, соответствующие международным требованиям. Так exit poll был проведен на всех выборах Президента РК и выборах в Мажилис Парламента, начиная с 2004 года. Как правило, exit poll был организован параллельно двумя-тремя профессиональными исследовательскими компаниями. Всего на восьми выборах exit poll были задействованы одиннадцать компаний.

Компании, проводившие exit poll, являются профессиональными исследовательскими организациями, имеющими достаточный опыт проведения исследований, в том числе: АСиП, КИСЭиП, ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», Научно-исследовательская Ассоциация «Институт демократии», Исследовательский институт «Қоғамдық пікір» (Общественное мнение), Научно-исследовательский центр «Молодежь».

В чем особенность методики exit-poll, который позволяет получить достаточно точные результаты? Есть целый ряд организационных требований, соблюдение которых позволяет получить надежные результаты.

Первое: в день голосования на выходах из избирательных участков производится опрос избирателей, которые уже проголосовали.

Почему, результаты exit poll наиболее точны? Потому, что во время этого опроса выясняются не представления избирателей о том, за кого они проголосуют где-то в будущем, а их конкретные действия, которые были проделаны минуту назад. Как показывает практика, процент отказов в опросах такого типа даже ниже, чем при обычных предвыборных опросах. Это связано с тем, что в выборах принимают участие люди несколько более активные, чем в целом все население.

Второе: размер выборки, т.е. какое количество граждан нужно опросить. Размер выборки определяется размером генеральной совокупности, например, всей страны или города. Результаты опроса могут быть перенесены на всех избирателей только с учетом определенной статистической ошибки, которая зависит от объема выборки.

Третье: определить точки опроса – количество избирательных участков и распределить эти избирательные участки по регионам, типам городских населенных пунктов и сельским поселениям пропорционально численности населения, проживающего там.

Четвертое: кого именно нужно опросить. Состав опрашиваемых респондентов по социально-демографическим признакам представляет собой мини-модель исследуемого населения избирательного возраста (электората). Респонденты отбираются случайным образом.

Во время опроса интервьюер после первого опрошенного респондента обязан отсчитать определенное количество человек, вышедших из дверей избирательного участка, так называемый «шаг», например, если он 10, то он должен опросить одиннадцатого. Если тот не дает согласия на опрос, то опрашивается следующий. И так далее до тех пор, пока интервьюер не закончит весь цикл интервью, т. е. опросит необходимое число респондентов за указанное время.

Пятое: для опроса значительного количества респондентов требуется достаточное количество хорошо обученных интервьюеров.

Шестое: своевременная передача результата опроса. После окончание опроса в один временной интервал интервьюер подсчитывает результаты опроса и сразу же передает их в оперативный центр сбора данных.

Впервые слышат о таком методе опроса треть респондентов (33,2%). Именно эта часть респондентов затруднилась с ответом на вопрос «Как Вам кажется, в какой мере можно доверять результатам экзитполла?». О своем доверии к результатам exit poll заявили более половины опрошенных (54,9%). И лишь один из 10 опрошенных усомнился в том, что результатам exit poll можно доверять.

10 января в Казахстане состоятся очередные выборы в Мажилис Парламента. А это значит, что избиратели, проголосовав на своих участках, могут стать участниками exit poll. В том числе и того, который пройдет по заказу нашего информационного портала. Его будет проводить – Исследовательский институт «Қоғамдық пікір» (Общественное мнение). Это не первый опыт нашего сотрудничества по проведению exit poll. Данный институт, начиная с июня мониторил электоральные предпочтения казахстанцев и публиковал данные своих замеров.

Будем надеяться, что социологи проведут exit poll с соблюдением всех профессиональных требований, а избиратели проявят интерес к данному методу, с помощью которого мы сможем первыми узнать предварительные результаты голосования на предстоящих парламентских выборах.

*Опрос проводился на собственные средства Института в ноябре 2020 года в виде интервью (face-to-face), 2000 респондентов, по репрезентативной выборке, погрешность составила +/- 2,19%.

Источник

Участие в опросе EXIT POLL как часть политической культуры граждан

Все чаще и чаще опросы общественного мнения становятся частью нашей повседневной жизни. Как правило, с помощью опросов те организации, которые являются их заказчиками, стараются изучать какие проблемы и что именно волнует население, как люди относятся к тем или иным вопросам, их предпочтения, настроения с целью принятия определенных решений. Это уже стало достаточно привычным делом. Сейчас, наверное, не только в областных центрах, но и в малых городах и районных центрах можно легко найти человека, который хоть раз в жизни принимал участие в социологическом опросе.

Кроме ставших для нас привычными социологических опросов, есть один вид опроса, который проводится только в определенный период – во время выборов, а именно в день голосования, называется он – exit poll (экзит полл).

Exit poll (с англ. означает опрос на выходе) — это используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, который проводят на выходе из избирательных участков после голосования. Впервые такой опрос избирателей был проведен почти 50 лет назад в США.

Особенность этого метода в том, что он обладает одним существенным качеством метода – точность результатов. Exit poll дает прогнозные оценки с точностью в 2-3 %, в исследовании американской политической практики были случаи, когда точность доходила до 0,5 %. В сравнении со всеми другими предвыборными опросами общественного мнения, опросы exit poll дают самую точную информацию о рейтингах кандидатов или партий, которые участвуют в выборах. И информация об этих рейтингах становится доступной намного раньше, чем осуществляется реальный подсчет голосов избирателей и объявляются официальные результаты выборов. В этом и заключается основное назначение exit poll.

Исходя из предположения, что у большинства избирателей нет причин говорить неправду, данные таких опросов используют для проверки с официально публикуемыми данными голосования. Данные exit poll широко освещаются СМИ.

Заказчиками exit poll чаще всего являются те структуры и организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в максимально быстрой и точной информации о ходе выборов. В США это в первую очередь СМИ, которые заинтересованы первыми сообщить о возможных итогах голосования. Это также могут быть общественные и другие политические организации, в том числе и политические партии также пользуются результатами exit poll, в частности, чтобы оценить свои преимущества, недостатки проведенной до выборов работы, перспективы.

Четкий отлаженный алгоритм при проведении exit poll требует предварительной серьезной подготовки. Например, в США особенности процесса голосования определяют и особенности проведения экзитпола, который является масштабной операцией. Исследовательская компания начинает формирование выборки избирательных участков больше, чем за год до дня выборов. В дни выборов опрашиваются порядка 85000 избирателей, выходящих с почти 1000 избирательных участков. Кроме этого, проводят телефонный опрос около 16 000 избирателей, проголосовавших заранее. Чтобы получить и обработать результаты экзитпола, в День выборов задействованы около 3000 человек: интервьюеры на выходах из избирательных участков, операторы для подсчета голосов, супервайзеры, контролирующие работу интервьюеров на точках, а также два больших колл-центра.

В Казахстане уже есть и опыт, и свои сложившиеся традиции проведения опроса в день голосования, соответствующие международным требованиям. Так exit poll был проведен на всех выборах Президента РК и выборах в Мажилис Парламента, начиная с 2004 года. Как правило, exit poll был организован параллельно двумя-тремя профессиональными исследовательскими компаниями. Всего на восьми выборах exit poll были задействованы одиннадцать компаний.

Компании, проводившие exit poll, являются профессиональными исследовательскими организациями, имеющими достаточный опыт проведения исследований, в том числе: АСиП, КИСЭиП, ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия», Научно-исследовательская Ассоциация «Институт демократии», Исследовательский институт «Қоғамдық пікір» (Общественное мнение), Научно-исследовательский центр «Молодежь».

Результаты exit poll всегда освещались в СМИ вечером после окончания голосования. Опрос проводился на избирательных участках в количестве: от 180 до 500 избирательных участках. Одной компанией в ходе exit poll были опрошены в среднем от 13 тыс. до 100 тыс. человек. Опрос проводился во всех областях и г. Астана, г. Алматы в период с 7.00 до 20.00.

Заказчиками exit poll выступали телеканал КТК, Информационный портал zakon.kz, ОО «Клуб главных редакторов Казахстана», Гражданский альянс РК, Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства при МГУ им. Ломоносова.

В чем особенность методики exit-poll, который позволяет получить достаточно точные результаты? Есть целый ряд организационных требований, соблюдение которых позволяет получить надежные результаты.

Первое: в день голосования на выходах из избирательных участков производится опрос избирателей, которые уже проголосовали.

Почему, результаты exit poll наиболее точны? Потому, что во время этого опроса выясняются не представления избирателей о том, за кого они проголосуют где-то в будущем, а их конкретные действия, которые были проделаны минуту назад. Как показывает практика, процент отказов в опросах такого типа даже ниже, чем при обычных предвыборных опросах. Это связано с тем, что в выборах принимают участие люди несколько более активные, чем в целом все население.

Второе: размер выборки, т.е. какое количество граждан нужно опросить. Размер выборки определяется размером генеральной совокупности, например, всей страны или города. Результаты опроса могут быть перенесены на всех избирателей только с учетом определенной статистической ошибки, которая зависит от объема выборки.

Третье: определить точки опроса – количество избирательных участков и распределить эти избирательные участки по регионам, типам городских населенных пунктов и сельским поселениям пропорционально численности населения, проживающего там.

Четвертое: кого именно нужно опросить. Состав опрашиваемых респондентов по социально-демографическим признакам представляет собой мини-модель исследуемого населения избирательного возраста (электората). Респонденты отбираются случайным образом.

Во время опроса интервьюер после первого опрошенного респондента обязан отсчитать определенное количество человек, вышедших из дверей избирательного участка, так называемый «шаг», например, если он 10, то он должен опросить одиннадцатого. Если тот не дает согласия на опрос, то опрашивается следующий. И так далее до тех пор, пока интервьюер не закончит весь цикл интервью, т. е. опросит необходимое число респондентов за указанное время.

Пятое: для опроса значительного количества респондентов требуется достаточное количество хорошо обученных интервьюеров.

Шестое: своевременная передача результата опроса. После окончание опроса в один временной интервал интервьюер подсчитывает результаты опроса и сразу же передает их в оперативный центр сбора данных.

И наконец, требуется соблюдение всех правил проведения exit poll. Так согласно действующего законодательства exit poll вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в Центральную избирательную комиссию, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса и имеющих опыт работы в этой сфере, о регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, о применяемых методах анализа.

Впервые слышат о таком методе опроса треть респондентов (33,2%). Именно эта часть респондентов затруднилась с ответом на вопрос «Как Вам кажется, в какой мере можно доверять результатам экзитполла?». О своем доверии к результатам exit poll заявили более половины опрошенных (54,9%). И лишь один из 10 опрошенных усомнился в том, что результатам exit poll можно доверять.

10 января в Казахстане состоятся очередные выборы в Мажилис Парламента. А это значит, что избиратели, проголосовав на своих участках, могут стать участниками exit poll. В том числе и того, который пройдет по заказу нашего информационного портала. Его будет проводить – Исследовательский институт «Қоғамдық пікір» (Общественное мнение). Это не первый опыт нашего сотрудничества по проведению exit poll. Данный институт, начиная с июня мониторил электоральные предпочтения казахстанцев и публиковал данные своих замеров.

Будем надеяться, что социологи проведут exit poll с соблюдением всех профессиональных требований, а избиратели проявят интерес к данному методу, с помощью которого мы сможем первыми узнать предварительные результаты голосования на предстоящих парламентских выборах.

*Опрос проводился на собственные средства Института в ноябре 2020 года в виде интервью (face-to-face), 2000 респондентов, по репрезентативной выборке, погрешность составила +/- 2,19%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *