Ежик в тумане что это
А вы знаете смысл мультфильма «Ёжик в тумане»? (6 фото)
Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.
Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров – реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.
Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа – один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.
Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные – суть – символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле – человек.
Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя – такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.
Лошадь – и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.
Скажем, сова – символ мудрости – ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба – существо безмолвное – приобретает способность говорить. Огонь – соединение тепла и света – трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.
Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая – намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе – в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.
Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира – подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров – хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа – Ёжика, огромному – Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения – вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака – существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).
Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»
Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти – потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти – потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу – месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель – уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.
Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника – Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! – скажете вы – а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти – так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.
В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.
Ежик сказал Медвежонку:
Почему исчез узелок с вареньем и кто такой филин: разбор мультфильма «Ежик в тумане»
Страна: СССР
Жанр: философская притча, мультфильм
Год производства: 1975
Режиссер: Юрий Норштейн
Шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. Существует несколько трактовок смысла мультфильма “Ежик в тумане”.
В мультфильме, по сути, отсутствует сюжет. Каждая сцена метафорична, а каждый кадр наполнен особой эстетикой. Поэтому можно только подступиться к этой картине, и посмотреть на нее как на некое философское высказывание о подсознании и о смерти.
История создания мультфильма
Мультфильм “Ежик в тумане” покорил не только советского, но и мирового зрителя, приобрел культовый статус.
В основу идеи мультфильма легла одноименная повесть Сергея Козлова, который лично занялся ее адаптацией. Для создания оригинальных спецэффектов режиссер мультфильма пригласил Александра Жуковского.
Весь фильм был нарисован женой Юрия Норштейна, художником Франческой Ярбусовой. Музыку к фильму по наброскам Норштейна написал композитор Михаил Меерович.
Сюжет
Сюжет 10-минутного мультфильма “Ежик в тумане” достаточно простой. Главный герой, Ежик, взяв банку с вареньем, отправляется к своему другу Медвежонку — считать звезды. По пути он попадает в Туман, в котором встречает Филина, Белую Лошадь и еще нескольких зверей.
Он потерял узелок с вареньем, но на выручку пришел Пес, который принес его Ежику обратно. Потом Ежик обнаружил большое дерево, под которым он услышал голос Медвежонка.
Идя на голос друга, Ежик попал в реку и его понесло течением до тех пор, пока Некто не помог ему выбраться на берег. Ежик успешно дошел до Медвежонка, но мысленно он постоянно возвращался к Белой Лошади.
Символы
Туман
Туман, в котором бродит Ежик, символизирует время. Туман скрывает от нас то, что находится позади, и то, что ждет нас впереди, то есть прошлое и будущее.
На какое-то мгновение Ежик оставил узелок с вареньем и отошел от нее в туман, а потом не смог ее найти. Котомка символизирует потерю, а смысл ее странного исчезновения заключается в простой фразе: “Потерянного не воротишь”. Иногда потерянная вещь может остаться в прошлом – там, где сами мы ее не найдем.
Также мы не знаем, с чем столкнемся в будущем: от нас это скрыто туманом времени. Мы не представляем, скольких мы можем встретить друзей и врагов в этой самой мгле.
Филин
Филина отвлекает собственное эхо, и Ежик прячется в тумане, не подозревая, насколько он был близок к концу.
Ежик, упав в реку, был очень уставшим и напуганным. И он сказал: “Пускай река сама несет меня”. После чего его понесло вниз по течению. Это символизирует такой момент в жизни человека, когда он не может или не хочет противиться обстоятельствам, и говорит: “Эх, будь, что будет”.
Голос
Вскоре Ежик понял, что он замерз, и, вероятно, скоро утонет. В этот момент он услышал голос, который предложил спасти его. Ежик так и не узнал, кем был его спаситель… Трактовка здесь простая: в нашей жизни помощь часто приходит оттуда, откуда мы ее не ждем.
Белая лошадь и улитка
Белая Лошадь и Улитка символизируют людей, которые встречаются нам иногда в тумане нашей жизни. О ком-то мы вскоре забываем, а о ком-то продолжаем вспоминать еще очень долго, хотя и видели-то человека мельком, как Ежик — Лошадь.
Летучая мышь
Летучая мышь символизирует проблемы, которых мы боимся, и которые мешают нам просто наслаждаться жизнью.
В самый страшный момент своего пути Ежик встретился с Псом, и буквально оцепенел от страха. Но дружелюбный Пес просто вернул ему узелок с вареньем, который он ранее потерял и без посторонней помощи не нашел бы. Так и мы часто ожидаем от людей плохого, а они, наоборот, помогают нам, поддерживают нас.
Медвежонок
В финале Ежик встречается с Медвежонком. Объяснение концовки достаточно простое: эта сцена символизирует воссоединение с теми, кого мы любим, и кто делает нашу жизнь лучше.
Отсылки к классике
Во многих рецензиях и разборах замечают сходство мультфильма “Ежик в тумане” и “Божественной комедии” Данте, в которой главный герой путешествовал сквозь Ад и Чистилище в Рай.
Объяснение такое: и Ёжик, и герой Данте заблудились в сумрачном лесу, в котором встретили зверей, которые олицетворяли человеческие страсти. То есть смысл мультфильма, как и “Божественной комедии”, заключается в путешествии бессмертной души от тьмы к свету.
Смысл мультфильма
Идея мультфильма “Ежик в тумане” – в поиске смысла жизни. Ежик символизирует классического обывателя. Он проходит испытания, сомневается, боится. В конце концов, благодаря стечению обстоятельств, ему (как и многим из нас) удается взять свою жизнь в свои руки и достичь поставленной цели.
Альтернативные трактовки
У мультфильма “Ежик в тумане” есть и скрытый смысл.
“Ежик в тумане” — одна из сказок в сборнике Сергея Козлова. По ряду причин есть основания полагать, что истории там располагаются не в хронологическом порядке.
Если взять это за точку отсчета и предположить, что последний в сборнике рассказ “Правда, мы будем всегда?” не является последним по времени, то он становится ключом к наиболее мрачной разгадке мультфильма. Согласно одной из трактовок, Ежик переправляется из нашего мира в загробный.
Дело в том, что в вышеупомянутой истории Ежик говорит с умирающим медвежонком, которому пробило голову упавшее дерево. Они разговаривают о смерти и о перерождении.
Медвежонок просит поливать место, где Ёжик его похоронит, чтобы он вырос вновь. То есть, если Ёжик отправился к нему, выходит, что он тоже умер. Отсюда символика смерти из различных религий по мере его пути сквозь туман.
Это место в тумане – чистилище, попав в которое Ёжик не вполне осознает, что с ним случилось. И что случилось с его другом, тоже. Дерево символично, потому что оно стало причиной смерти Медвежонка и прохождение через него – осознание акта перехода в иной мир, который уже совершил Медвежонок (то есть он как бы идет его путем).
Именно с осознанием своей смерти он теряет узелок – свою решимость, с которой он отправился к покойному другу. Ему страшно от неизвестности, которая теперь, с утратой уверенности в своей цели, давит со всех сторон.
Собака – символ преданности. Преданность другу возвращает ему уверенность в том, что его путь верный. И в этот самый момент он слышит голос Медвежонка.
Падение в реку – последняя стадия его отбытия в загробный мир. Поначалу Ёжик пытался из нее выбраться или хотя бы понять куда она его несет, но когда все его попытки повлиять на течение провалились, он просто расслабился и позволил потоку унести его.
Это символизирует то, что он отпустил свою прошлую жизнь и теперь готов к переходу. Как только он вверяет себя потоку, появляется рыба и предлагает отвезти Ёжика на берег (вероятно, это отсылка к Харону из древнегреческой мифологии).
На берегу его ждет Медвежонок и говорит: “как хорошо, что мы снова вместе”. А вместе они считают звезды, то есть оценивают плоды своих прижизненных трудов, так как ранее в одном из рассказов они протирали звезды от пыли, чтобы те светили ярче. Теперь же они могут ими лишь любоваться.
Действие мультфильма разворачивается глубокой осенью – в темное время года, когда все живое умирает. Та же участь ожидает и главного героя.
Тревожное настроение мультфильма “Ежик в тумане” создается благодаря гнетущей музыке и серому туману. Перед тем, как уйти по ту сторону, Ежик должен узнать некую истину, которую олицетворяет Белая Лошадь.
Собака, нашедшая пропавший узелок, во многих мифологиях мира является проводником в мир мертвых. Река, в которую упал герой – тоже важный мифологический образ, символизирующий переход на иную сторону бытия.
Цитаты из мультфильма
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звёздное небо.
Оно висело над крышей — прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика
Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу. » и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
Лучший мультфильм в истории: 9 фактов о «Ёжике в тумане».
Ровно 16 лет назад, 25 мая 2003 года, на открывшемся в тот день в Токио «Мультипликационном фестивале Лапута» 140 мультипликаторов и критиков из разных стран мира выбрали лучший мультфильм всех времен и народов. Им стал «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Чем же покорил членов жюри советский мультик и почему он стал культовым как у себя на родине, так и за рубежом?
1. Мэтр японской анимации Хаяо Миядзаки всегда упоминал «Ёжика в тумане» в числе своих наилюбимейших мультфильмов. И вообще, работа Норштейна почему— то особенно полюбилась именно японским зрителям. Многие критики сходятся во мнении, что и «Ёжик», и работы Миядзаки близки по духу. Сам же Норштейн, объясняя на худсовете в студии смысл и содержание своего мультипликационного шедевра, процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу. »
2. Автор литературного первоисточника — писатель Сергей Козлов. Его сказка «Ёжик в тумане» вошла в список двадцати лучших в мире. Козлов написал еще несколько произведений про ёжика и медвежонка, по которым также сняты мультфильмы. Также именно он написал стихи для мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».
3. Юрий Норштейн всегда относился к этой своей работе без особого трепета. Он говорил про «Ёжика» следующее: «Там нет никакой интриги в действии, нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в „Ёжике в тумане“ произошёл счастливый случай совпадения всех элементов». Автору задавали так много вопросов именно про этот мультфильм, что он частенько вспоминал слова оператора Александра Жуковского: «Лучше портвейн в стакане, чем ёжик в тумане».
4. В 1975 году, когда рисовали «Ёжика», в арсенале мультипликаторов не было спецэффектов. Пленка, свет, карандаши, краски и бумага — вот и все, чем они располагали. Тем не менее, фон в «Ёжике» снят в революционной для того времени технике. Вода в кадре настоящая, но заштрихована художником. По ней плывут нарисованные листья. А изобразить правдоподобный туман помогла самая обыкновенная калька. «Однажды я читал лекцию в Америке перед сотней мультипликаторов, художников, специалистов по компьютерной графике, — вспоминал позднее Норштейн. — Мне задавали вопросы и неизбежно добрались до тумана. Я положил фигурку Ежика на белый фон, а на него — тончайшую кальку. Она почти прозрачная, и, когда лежит прямо на картинке, ее не заметно. Приподнимаешь — и фигурку видно хуже. Проекция шла на экран. Как только на глазах этих людей ёжик расплылся в тумане, они были в шоке. Я несколько раз опускал и поднимал кальку на бис. »
5. Существует легенда, будто бы ёжик срисован с профиля писательницы Людмилы Петрушевской. Если присмотреться, то что-то общее действительно есть, но сам Норштейн неоднократно этот слух разоблачал. По его словам, ёжик рисовался очень трудно, было более сотни эскизов, и нужный образ возник неожиданно, после криков и сердечных капель, когда у художницы Франчески Ярбусовой, супруги режиссера, вдруг совершенно случайно получился нужный вариант.
6. «Сказка сказок», другая работа режиссера, ему куда ближе и дороже, нежели «Ёжик в тумане». Кстати, на том самом фестивале в Токио «Сказка сказок» оказалась в списке лучших на втором месте. А в 1984 году в Голливуде по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства, лучшим признали именно этот мультфильм Норштейна.
7. Как ни странно, «Ёжик в тумане» с трудом пробился в прокат. В мультфильм никто не верил, но его все же выпустили на малый экран кинотеатра «Россия» в 1975 году, и он более года собирал полные залы, параллельно получая всесоюзные и международные награды.
8. В 2012 году права на использование образов ёжика и других героев мультфильма приобрел один из российских банков. Впоследствии были выпущены коллекционные монеты с персонажами сказки из серебра 925 пробы.
9. Голос ёжика принадлежит актрисе Марии Виноградовой. Она же озвучивала дядю Федора в «Простоквашино». В общей сложности над культовым мультфильмом работало не более 10 человек.
«Ежик в Тумане». Как создавали «лучший мультфильм всех времен и народов»
Данте и китайские марионетки на «службе» у Ёжика
Защищая мультфильм на худсовете, Норштейн должен был сразу рассказать, какой он хочет показать сказку Сергея Козлова. В качестве словесной иллюстрации режиссер выбрал цитату Данте:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»
Именно таким – сумрачным и загадочным, «Ёжик в тумане» и предстал перед зрителями. Если спросить вас, о чем этот мультик, вы, наверняка, не сразу найдете ответ. И это не случайно. Как говорил Норштейн, в фильме «нет никакой интриги в действии», точно так же, как «нет никакой динамики действия». Так в чем же успех? По всей видимости, мы имеем дело со «счастливым случаем совпадения всех элементов», отмечал режиссер. Впрочем, кое-какой сюжет все же имеется…
Вечером Ёжик шёл в гости к Медвежонку, чтобы пить чай и считать звёзды. По пути он увидел белую лошадь в тумане и подумал: «Если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?» Ёжик спустился с горки и попал в туман, где заблудился. Услышав вдали чей-то голос, Ёжик стал метаться из стороны в сторону, пока не упал в реку. Река его понесла по течению, потом «Кто-то беззвучный» помог Ёжику выбраться на берег, где его и нашёл Медвежонок. Пока Медвежонок говорил, говорил, Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе». И ещё он думал о лошади: «Как она там, в тумане?»
Кстати, создание того самого тумана – это целая история. В основе таинства лежит силуэтно-теневой принцип, использовавшийся в древнекитайском марионеточном театре. На прозрачную пленку наносилась пыль, а под ней – на слой ниже, помещался персонаж. Чтобы «окунуть» персонажа в туман, стекло с ним просто отодвигали от туманного яруса. Ничего сложно, а эффект получился удивительный.
Еще одна тайна, раскрытая мастерами мультипликации, это съемки листа в «Ёжике…» Покадрово колдовали над самым настоящим листом дерева. Его держали на проволоке, поворачивая под нужным ракурсом – вот лист упал с дерева, после закружился и приземлился на землю. Зафиксированные этапы «жизни» распечатывали на фотоплёнке, но не просто так, а сложением позитива и негатива.
Финальным штрихом истории Сергея Козлова стала музыка. Сочиняли и записывали ее два месяца – под каждый кадр! А итогом стали шесть минут звука.
Вы, наверняка, не знали, что…
В сцене с деревом можно разглядеть собор. Конечно, если очень внимательно приглядеться.
Ёжик падает в реку Лету – в греческой мифологии это река забвения в подземном царстве мёртвых. Чтобы образ стал еще понятней, напомним об известном выражении в русском языке – «кануть в Лету», то есть исчезнуть из памяти.
Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий. Первые призы случились уже в 1976 году на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
В октябре 2009 года пародия на «Ёжика в тумане» была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us» американского мультсериала «Гриффины».
В январе 2009 года в Киеве, на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка, был установлен памятник Ёжику. Фигура Ёжика выполнена из дерева, колючками послужили шурупы. Он изображён сидящим с узелком на высоком пне.
Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, признавая Норштейна выдающимся художником. Создатель «Уоллеса и Громита» Ник Парк тоже называет «Ёжика…» в числе своих любимых мультипликационных фильмов.
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.