Езиды и армяне в чем отличие
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Езиды среди нас: о жизни в кастах, смешанных браках и поклонении павлину
Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашего рассказчика. Записала Юлия Островская.
Кто такие езиды
Езидизм: Бог, солнце, павлин и отсутствие дьявола
В 2009 году Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.
В виде павлина изображается Малак Тавус – верховный в иерархии семи езидских ангелов. Он – посланник между землёй и Богом. Павлин – самое чистое и красивое существо на земле, его мясо не портится даже на солнце. В доме каждого езида обязательно есть изображения павлина. Однако в езидизме нет икон – мы не молимся изображениям.
Езид не должен убивать, красть, делать подлости, надевать синюю одежду, так как это божественный цвет, и заключать браки с иноверцами – это основные заповеди езидизма.
Мы очень уважаем крест. Конечно, это не христианский крест, для езидов это символ четырёх сторон света. Это нужно уважать, потому что Бог разбросал людей по свету, чтобы земля была везде заселена. В стенах древнего Лалеша – единственной святыни езидов, расположенной в Ираке – стоит крест, который мы чтим. К слову, возраст креста до сих пор не определен.
Жизнь в кастах
Среди езидов есть три касты – пиры, шейхи и мриды. Пиры и шейхи – это высшие касты, их составляют религиозные служители. «Пиры» в переводе на русский – «наставники». Мриды – это мирская каста, основа народа. То есть, примерно как у христиан: есть народ и есть священнослужители.
Мир-шейх – это глава езидов. Его семья живёт в Лалеше и возглавляет наш народ. В Тверской области живут только пиры и мриды. Никакого различия между людьми разных каст нет, однако во главе стола всегда садятся шейхи и пиры. Есть пиры, которые обладают священными знаниями древних молитв, без их участия невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон. Эти знания передаются из поколения в поколение.
Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Человек не может вступить в другую касту. Равно как и невозможно принять езидизм – езидом можно только родиться. Поэтому мы никогда не насаждали свою веру другим людям. Когда исламисты заставляли езидов в Ираке принять ислам, езиды все до одного отказались и были убиты.
Это выживший народ, который столько веков сохраняет и не теряет свою веру, в изгнаниях, наверное, имеет какую-то высшую божественную силу. Иначе как?
Письменность и язык
В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме. Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет.
Во всем мире езиды говорят на одном языке – езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке – самом правильном.
Кстати, в древности езиды были голубоглазыми и светловолосыми. И рождаются такими до сих пор, в основном, среди мридов, – генетическая память сильна.
О смешанных браках и обрезании
Обрезание – это древнейший обряд у езидов, сейчас в России его практически никто не делает – упустили. А в Ираке обрезание строго обязательно для всех мальчиков.
Езидский Новый год и Пасха
Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.
Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.
Конечно, мы отмечаем и христианские праздники, потому что живём в России, иначе никак.
Езидская свадьба: попасть яблоком в голову невесты, дерево счастья и национальные танцы
Свадьбе предшествуют смотрины и сватовство: невесту ищут через знакомых, родственников и даже через Интернет – время-то не стоит на месте (смеётся). Езидов мало, поэтому часто невесту выбирают из других городов и даже стран. Образование женщины получают по возможности, но часто выходят замуж до учёбы. Браки заключаются по взаимному согласию пары. Сначала пара регистрирует брак в ЗАГСе, затем венчается.
Браки заключаются по любви и если парень и девушка не хотят быть вместе, родители их не заставляют. Бывают случаи, когда родители настаивают на выборе спутника жизни, но они крайне редки. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми.
Возможны и разводы, но обязательно по веской причине. И женщина, и мужчина могут подать на развод. Женщина может ещё раз выйти замуж, если кто-нибудь возьмет.
Езидские свадьбы в основном многочисленные и проводятся с обязательными национальными обрядами, песнями и танцами. Например, бросание яблок в невесту: жених поднимается на возвышенное место и оттуда бросает яблоки, чтобы попасть невесте по голове. Яблоко – это символ плодородия и девственности. А меткость жениха – символ мужественности. Ни одного несчастного случая на свадьбах не было – свидетели прикрывают голову невесты подносами.
Когда невеста заходит в дом, свекровь ставит на порог тарелку, которую девушка должна разбить одним ударом ноги – к счастью. Затем на плечи молодым ставят хлеб, чтобы жизнь была богатой и изобильной.
На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.
Свадьба езидов в Тверской области:
Положение женщины в обществе
Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме – однозначно мужчина. Благополучие семьи – это его обязанность. Езидские женщины часто работают – здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.
Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь – по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.
Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно – так же как русские парни и девушки.
О похоронах
Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед – у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток – так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его.
О еде
Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил – раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.
В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.
Имена и фамилии езидов
Исконные окончания езидских фамилий на –и. То есть моя фамилия звучала бы как «Джнди». Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на –ян или –ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Задо, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.
Об отношении к русским и мечте
Я родился в Ереване, в Россию переехал в 22 года. С детства я уважаю русский народ. Помню, когда маленьким сидел за столом со своими дедами и прадедами, второй тост всегда был за великий русский народ. Я не понимал, почему великий – со временем начал понимать. Это уважение и благодарность народу-освободителю мы впитали с материнским молоком. Грибоедов, Суворов – это герои, которых нужно почитать – они сыграли большую роль в жизни езидского и армянского народов. Советский народ единственный смог остановить фашизм.
Я почти всю свою жизнь отдал России, здесь живу, работаю, пытаюсь что-то сделать на благо родины. Никаких конфликтов между езидами и людьми других национальностей здесь нет, да и не будет. Мы очень дружелюбный народ.
Самое важное – это стабильность в государстве, чтобы все народы жили мирно и дружно. Каждый человек рождается на семи путях, а куда уходит его последний путь, там и есть его родина. Для меня моя родина – это Россия.
Толерантность по-армянски: как езиды Армении подвергаются насилию и дискриминации
Модель национальной политики Армении может считаться ярким примером анти-толерантности. На протяжении последних 30 лет националистическая политика, которую проповедуют в Ереване, привела к массовому оттоку других меньшинств из страны. На сегодня это одна из немногих моноэтнических стран на планете, где более 97 процентов населения составляют армяне.
Как передает Day.Az со ссылкой на ПолитВести, еще в опубликованном несколько лет назад в докладе Консультативного комитета по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы отмечается, что большинство населения и власти Армении разделяют точку зрения о моноэтничности этой страны, обстановка в которой мало благоприятствует развитию культур и языков национальных меньшинств.
Точную численность езидов в Армении установить трудно, так как из-за политики ксенофобии многие езиды осознавая свое происхождение и сохраняя внутри семей езидскую идентичность, при переписях и опросах называют себя «армянами», носят армянские фамилии и стараются в отношениях с армянами лишний раз не напоминать о своей национальности.
Живущие в Армении курды-йезиды сталкиваются также с проблемами религиозного характера. Дело в том, что после обретения независимости в стране проводится целенаправленная кампания насаждения христианства. В результате сегодня в Армении каждый третий курд-йезид является христианином. Министерство образования Армении провело большую работу по христианизации йезидов. На протяжении почти 20 лет в школах Армении преподается история армянской церкви.
Эти занятия обязателены для всех, независимо от вероисповедания, являясь таким образом инструментом приобщения детей к христианству григорианского толка. Ряд экспертов считают, что занятия по указанному предмету нарушают права, так как в школах с нехристианскими детьми, которые не читают армянские молитвы, выгоняют с уроков. Эти занятия контролируются армянскими священнослужителями.
Следует отметить, что из-за социально-экономических проблем некоторые йезиды идут на то, чтобы принять христианство, дабы получить продовольственную или другую помощь. Например, в селе Амре, расположенном к северу от Еревана, значительная часть населения обратилось в протестантство только для того, чтобы получить помощь от западных миссионеров.
Также имеются проблемы с посещением школ со стороны детей в селах, где компактно проживают езиды. Из-за экономических проблем значительная часть детей не посещает школы. В этих регионах чувствуется нехватка учителей. Процент посещения детей езидов, особенно девочек продолжает оставаться низким, также из-за ранних браков. Однако власти не заинтересованы вести какие-либо просветительские работы среди местных жителей.
Езиды часто подвергаются к насилию со стороны армян. СМИ пишут, что армяне убивают езидов, так как не считают их народом. Такими действиями армяне сохраняют в страхе не ассимилированных езидов.
Тотальный национализм в армянском обществе можно увидеть и на примере армянских форумов, где одна из популярных тем, бывает о том, что «может ли девушка-армянка выйти замуж за езида», что вызвает большое возмущение у езидов в Армении.
Из-за- такого отношения некоторые езидские лидеры призывают своих соплеменников объединиться, чтобы выстоять во враждебной среде, создать автономию или даже свое государство «Езидистан».
Ксенефобия в армянском обществе демонстрируется не только в отношении езидов. Политика вражды привело к тому, что за последние лет 20 страну покинуло значительное количество и русских. Однако в случае с езидами политика ксенофобии встречает резкий ответ. Хотя долгие десятилетия армянского националистического гнета и издевательств не прошли для этого народа бесследно, и существование езидского этноса в Армении в будущем находится бод большим вопросом.
Как живут езиды в Армении
Езиды – это один из древних народов мира. Они считают себя прямыми потомками вавилонян. На протяжении тысячелетий представителям этого народа удалось сохранить свою самобытность – религию, язык, культуру. Езиды – единственный народ, который не менял своей религии и остался верен язычеству. Историческая родина езидов – Месопотамия, а главная святыня – храм Лалеш при мавзолее Хаади в Северном Ираке. Езиды называют свою веру Шарфадин.
Общество езидов – достаточно закрытое, они никого не отпускают и не впускают к себе. Стать езидом невозможно, им можно только родиться. На Кавказ езиды пришли из Северного Ирака еще в период Средневековья. В Армению езиды начали приходить еще с конца XIX века, после гонения турок Западной Армении (Анатолии), которая сейчас находится на территории современной Турции. Тогда в Османской Турции были убиты свыше миллиона армян и около полумиллиона езидов. Потомки спасшихся и депортированных езидов основались в Араратской, Армавирской и Арагацотнской областях. Село Рья-Таза населено в основном езидами. Это самое холодное место Арагацотнской области, снег здесь тает только в мае. Но для езидов это комфортные условия. Они исторически жили высоко в горах, так что к холоду им не привыкать.
Дом Нвера Шавешяна построил его дед почти сто лет назад. Стоит крепко. За это время практически не изменился и быт этой семьи. Езиды до сих пор живут по старинным обычаям. Печку топят брикетами из сушеного навоза.
Хлев, где мирно сосуществуют козы, овцы, коровы и куры, оборудуют за стеной кухни, чтобы животным было теплее. Семья живет в основном натуральным хозяйством, меню состоит только из тех овощей, которые выращивают в поле. А вызревает в суровом климате немногое: картофель, капуста, лук, зерно.
«Пшеницу мы моем, сушим и перемалываем каменными жерновами, которые мне достались от свекрови. Зимой готовим наш езидский обед – густой суп из мяса ягненка, молотой пшеницы и зажарки с луком. Знаете, я вышла замуж в 16 лет, несмышленной была, вести хозяйство меня научила свекровь», – рассказывает жительница села Рья-Таза Лариса Усубян.
Обряд похищения невесты
У езидов принято рано выходить замуж. В 18 лет девушка уже считается старой девой. Будущий супруг Ларисы нравился ей, но она мечтала о пышной свадьбе. Однажды ночью Нвер вместе с друзьями похитил Ларису через вентиляционное отверстие на крыше.
Ночью с друзьями проникли в дом невесты и выкрали спящую девушку. Так что свадьбы не было. Но Лариса не в обиде, они с мужем живут счастливо. Невест похищают и сегодня, но делается это по обоюдному согласию, в основном, в том случае, если стороны не готовы к пышной свадьбе из-за траура в семье или по другой причине.
Зато дочерям и невесткам семья Шавешянов организовала пышные свадьбы по всем канонам. Самый любопытный обряд – когда жених кидает яблоком в невесту. Смысл этого обряда в том, чтобы жена помнила о грехе Евы и не пыталась его повторить.
У езидов три касты – шехи, пиры – духовные лица, священнослужители и мирды – миряне. Обряд венчания совершают шехи и пиры, и чем больше духовных лиц будет приглашено на свадьбу, тем престижнее. Брак между кастами запрещен. Выбирать спутника жизни для своего ребенка должны родители. Езиды считают, что жизненный опыт и желание обеспечить своего ребенка достойной, обеспеченной жизнью редко бывают ошибочными. Об этом свидетельствует и тот факт, что разводов среди езидов почти не бывает.
Приданое невесты родственники жениха должны забрать в день свадьбы, поэтому отец жениха приезжает на большой машине, ведь ему нужно увезти мебель, бытовую технику и одежду невесты. Главное место в приданом занимает расшитая бисером подушка невесты. На подушке красуется Малак-Тавус – верховный ангел езидов. Жениху предлагают выкупить подушку невесты, после чего она всю жизнь украшает главную святыню в доме – Стер. Это стопка одеял и матрацев, набитых шерстью белых овец.
«Мы поклоняемся стеру, целуем край одеяла три раза. Эта постель только для гостей, а гость для нас – святой. Кроме того, здесь отдыхают ангелы. У нас много ангелов, одни хранят домочадцев, другие – хлев. Ночью перед сном открываем край стера, чтобы ангелы могли свободно передвигаться. И мы обязательно просим прощение у них каждый раз, когда расстилаем постель», – рассказывает директор средней школы Рья-Таза Назик Какоян.
Религия езидов
Езиды – верующий народ. Они язычники, но их вера мало изучена. Езиды – солнцепоклонники и в тоже время верят в Бога и его семерых помощников-ангелов. Главный из них архангел Павлин – Малак Тавус. В селе Акналич стоит большой езидский храм – Куба Мере Диване.
«Мы – солнцепоклонники, это ветвь язычества, раньше все народы были язычниками, но потом поменяли свою веру, а мы остались верны древним учениям. Езиды пришли на Кавказ из Северного Ирака в период Средневековья. Главной святыней для нас служит храм при мавзолее Хаади в Лалеше, он стоит в Ираке. Для каждого езида честь посетить святой Лалеш», – говорит езидский шех Роман Ибрагимян.
Сами езиды называют свою религию Шарфади. О ней почти ничего не известно, потому что учение передается в основном устно среди езидов. В 2017 году езидский меценат Мирза Слоян в память о святилище в Ираке построил в Армении самый большой в мире езидский храм. Огромные глыбы белого мрамора и гранита привозили из Ирана.
«Дядя часто рассказывал мне, как наблюдал за своими армянскими друзьями, у которых была возможность молиться в церкви. И он мечтал построить храм для езидов. Он два года строил нашу церковь. И вот в 2017 году завершил строительство и вскоре после этого скончался. Его тело покоится на территории комплекса», – говорит племянник мецената Мирзы Слояна Мраз Слоян.
Каждый малый купол храма символизирует ангела, а большой – архангела. А по краям – тонкие позолоченные изображения Солнца. Солнце символизирует свет и надежду на мирную жизнь. История езидов – это постоянные битвы за свою историческую землю, которую они, увы, потеряли. Во дворе храма стоят памятники езидским героям, которые вместе с армянами вели освободительную борьбу сто лет назад. Среди них известный полководец Джаангир-ага. Он участвовал в сражениях при Карсе и Игдире. Вместе с армянским народом езиды боролись за освобождение своих земель. Джаангир-ага был грозой турок, участвовал в сражениях при Баш-Апаране и Сардарапате. Спас сотни детей от гибели, привез их в Гюмри. Со своим отрядом в полторы тысячи всадников Джаангир-ага отрезал туркам путь к Еревану. Так что он всеобщий герой.
Изучение родного языка и культуры своего народа
Езиды трепетно относятся к родному языку. В семье говорят на езидском, дети знают его с рождения. Армянский начинают изучать, готовясь к школе. У езидов в старину не было фамилий, детей называли по имени отца. Но когда началась масштабная перепись населения, езиды в знак любви к Армении записали фамилии на армянский лад, прикрепив в конце частичку – ян. Армяне тепло относятся к езидам, помогают им сохранять свою культуру.
В Армении с первого по 9-ый классы езиды изучают свой родной язык и литературу. Таких школ в стране больше тридцати. Издаются учебники и художественная литература на езидском языке.
Современная жизнь езидов
У езидов всегда были большие семьи: 10-15 детей. А прокормить их было нелегко, поэтому женщины умеют готовить буквально из любого растения.
«У моей бабушки было десять детей, у мамы – тоже, а я родила только пятерых. Конечно, современная жизнь накладывает отпечаток на нашу жизнь. Сейчас стало намного комфортнее. На дальних пастбищах у фермеров хорошие условия: стоят домики, есть генераторы, не то что раньше жили в палатках. Но мы стараемся сохранять наши традиции», – рассказывает жительница села Ферик Лида Мамоян.
Жизнь езидов, которые живут в равнинной местности, несколько отличается от суровых условий горных районов. Лида Мамоян вместе с сельчанами с наступлением весны ходит в поле собирать дикие травы и растения. В Армавирской области принято готовить суп из авелука – конского щавеля. Зеленые листья заплетают в косы и высушивают на зиму.
«Авелук полезен для тех, у кого проблемы с желудком. Он согревает в холодную зиму и придает сил. Авелук нужно один раз отварить, воду слить и только потом варить до готовности, так уйдет горечь. А потом просто добавляем молотую пшеницу и зажарку из лука», – говорит Лида Мамоян.
По традиции у езидов только женщины занимались домашним хозяйством. И даже сложился стереотип, что их до сих пор не пускают работать. Но это не так. Девушки сейчас решают сами, кем им быть. 14-летняя Анжела Шароян из села Ферик решила получить высшее образование, а еще попробовать свои силы на сцене. Родители поддержали ее. Сейчас Анжела играет в первом в мире езидском театре. В постановке задействованы только езиды. У многих нет актерского образования.
Автор театрального проекта «Рядом с езидами» Грета Алексанян в поисках актеров для постановки ездила по селам, рассказывала о своей идее, приглашала в театр. И езиды поверили ей, и поддержали.
«Когда я изучила их быт, религию, традиции, то поняла, что необходимо создать театр и с подмостков донести культуру езидов на их родном языке. Мы назвали театр именем известного мима, езида по национальности, Арсена Поладова», – говорит автор проекта «Рядом с езидами» Грета Алексанян.
Езидский театр делает только первые шаги, у них нет помещения. Культурный центр в Эчмиадзине пошел навстречу творческому коллективу и предоставил им небольшую сцену.
«Есть один общий язык, язык чувств, восприятия. Для того, чтобы смотреть эту постановку, необязательно знать езидский, я был потрясен, все понял без слов. Война – это зло, но тут есть интересное решение, даже в горе рождается любовь, которая дарит надежду», – говорит директор Дома «Мачаненц» Григор Мачаненц.
Следующая постановка будет основана на богатых традициях езидов, Грета уже приступила к написанию сценария. В первую очередь расскажет о праздновании Нового года – Чармаша Сарсале – одного из четырех главных езидских праздников. Хозяйки испекут клоч – сладкий хлеб, похожий на гату. В отличие от армян, которые тоже пекут гату, езиды оформляют края теста сладкой лепешки в виде лучей солнца. Будучи язычниками, они обязательно кладут бусинку в тесто. Кому она попадется, тому и улыбнется солнце – удача. В этом году езидский Новый год выпал на 17 марта.