Family office что это
Перспективы family office в России: как управлять семейным бизнесом
Основатель и совладелец Confideri
По данным PwC, 36% частных компаний намерены передать дело членам семьи. Здесь встает вопрос сохранения капитала. На Западе его решают семейные офисы (family office), практика которых постепенно дошла и до России.
Ольга Райкес, финансовый советник и совладелица Confideri, рассказывает, как управлять семейными активами, чем наши семейные офисы отличаются от зарубежных и как они развиваются.
Откуда пошли семейные офисы
Суть семейного офиса — предоставить услуги, связанные с управлением любыми семейными активами. Первые организации такого типа родились в XIX веке, в США. Первопроходцем в использовании услуг семейного офиса был капиталист Джон Морган, основавший в США первую финансовую империю. Он создал «Дом Моргана» в 1838 году.
Еще family offices продвигал мультимиллионер Джон Рокфеллер. В 1882 году он отдал управление семейными активами доверенным лицам. Сегодня той первой организации уже не существует, но остался ее преемник: Rockefeller & Co. Он управляет состоянием, которое оценивается в 4 млрд долларов и принадлежит более чем 200 американских семей.
В зависимости от того, с кем они работают, family office делятся на single (SFO) и multi (MFO).
Single — это организации, которые обслуживают одну семью или клан. Именно такие были у Моргана и Рокфеллера. В этих офисах входной порог составляет 50-100 млн долларов (стоимость личных активов). Multi family office или «мультисемейные» работают сразу с несколькими бизнесменами, стоимость личных активов которых, как правило, до 100 млн долларов.
Содержать свою команду индивидуального семейного офиса дорого, поэтому свои SFO создают так называемые ультрахайнеты (люди с личным состоянием от 50-100 млн долларов), так как в их случае это более, чем рентабельно.
Все, у кого личное состояние ниже этой планки, — хайнеты, как правило, работают с MFO, так как для них это экономически целесообразно. Так нет больших фиксированных расходов на содержание family office, а вознаграждение семейному офису выплачивается за конкретные услуги на контрактной основе — фиксированное за консалтинг и сопровождение структур и процессов, плюс вознаграждение за успех в виде процента от доходности инвестиционного портфеля.
Задача family office — приумножать деньги, чтобы клиент не замечал стоимости услуг.
Появление семейных офисов в России
В России family office начали формироваться только в конце девяностых-начале двухтысячных с появлением частной собственности. В Россию стали приезжать швейцарские банкиры из Credit Suisse, UBS, Julius Baer, которые завезли заморскую традицию частного банковского обслуживания состоятельных клиентов (private banking) на российский рынок.
Крупные российские банки взяли пример со швейцарских и начали создавать подразделения premium и private.
Однако, сервис, который можно дать в рамках нашей банковской системы, очень ограничен: фактически тут есть лишь индивидуальное обслуживание менеджером и хорошая IT-инфраструктура в российском правовом и финансовом поле.
Российские банки не имеют права консультировать по всему спектру вопросов, традиционно составляющих большой пласт работы семейного офиса (юридические, налоговые, наследственные) из-за ограничений, заложенных в банковских лицензиях: банк должен заниматься банковским делом.
После банков юридические фирмы и крупные консалтинговые компании тоже начали создавать отделы по работе с частными клиентами, называя эти отделы семейными офисами. Появились инвестиционные компании и другие игроки на рынке.
Сегодня семейным офисом в России может называть себя любой консультант, так как эта деятельность у нас нигде отдельно не лицензируется и не аккредитуется, нет отдельного направления в образовательной системе в этой сфере.
Выбор модели для России
В США веками существовал опыт передачи состояния от одного поколения другому. В России в девяностых только формировалось первое поколение предпринимателей, им было нечего и некому передавать, поэтому брать западную модель семейных офисов и переносить ее в Россию под копирку не было смысла.
Для России намного интереснее оказалась азиатская модель. Во-первых, потому что менталитет похожий. Во-вторых, в Азии создавать капитал начали чуть раньше и в тот момент пошла передача второму поколению. Все то, что происходило в России, они прожили, условно, вчера, поэтому можно было смотреть на процесс практически в одинаковых условиях и копировать.
Создавая собственный семейный офис для российских предпринимателей в 2010 году, мы начали перенимать азиатский опыт, проходили обучение у ведущих специалистов по темам longevity жизни и continuity в бизнесе у ведущих специалистов в Сингапуре.
Нам повезло: мы не просто могли получить там «корочки», а садиться рядом и смотреть, как они работают в реальной жизни. В Азии все заточено под долгосрочную историю, поэтому, например, мы привезли оттуда инвестиционно-страховой продукт Universal Life (страхование жизни). Если смотреть на их опыт, скоро российский рынок будет готов серьезно воспринимать такие продукты.
Как создать семейный офис
В 2010 эта ниша на российском рынке не была занята сильными локальными игроками, первым челленджем для нас было стать востребованными. Мы подошли к идее фундаментально: пошли учиться на MBA, дипломы готовили на тему создания бизнеса, долго исследовали рынок.
Люди в силу своих установок не привыкли говорить о смерти, наследстве, семьях: у некоторых бизнесменов не одна семья и несколько детей, не все из которых официально признаны. Все это обсуждается в периметре работы family office.
В иностранных банках, в которых бизнесмены хотели открывать счета и хранить часть своих капиталов, стали вводить жесткую комплаенс-проверку источников происхождения средств для своих клиентов, и не все банально понимали, как эти процедуры проходить с соблюдением всех требований. Мы знали и могли им помочь.
Третий челлендж — собрать команду. Работе в семейных офисах не обучают, поэтому мы брали людей, которые закончили экономический или юридический факультет, потому что нужно понимание правового контекста и правовых ограничений — клиента беспокоит безопасность. Первые 2-3 года у нас была текучка кадров, прежде чем мы поняли, кто нам нужен, как снять большую часть коммуникаций, которая была замкнута на руководстве.
Перспективы на российском рынке
В России сложно говорить о полноценном рынке семейных офисов: все цифры, которые приводятся, очень условные — например, про российскую долю активов бизнесменов в 10-20% не за границей. У рынка нет структуры, он состоит из разноплановых игроков.
Играет роль и вопрос конфиденциальности: хорошая организация не раскрывает информации о своих клиентах, поскольку история ее создания в России связана в первую очередь с вопросом защиты капитала. И свести аналитику, которая бы отражала реальную ситуацию дел, очень сложно.
Однако рынок перспективен: мы ощутили, что достигли потолка развития и год назад задумались об укрупнении бизнеса за счет слияния. Коронакризис подтолкнул нас к мысли, что надо меняться, становиться еще более гибкими и интересными.
Еще одно новое направление — семейные офисы для спортсменов.
Эта тенденция в западных странах существует давно и связана с тем, что спортсмены (призеры и победители крупных соревнований, Олимпийских игр) обычно уже в раннем возрасте имеют большие доходы и рано заканчивают карьеру.
При этом не всегда умеют самостоятельно создавать параллельный источник дохода и грамотно управлять своими капиталами, так как у них совершенно другие задачи и важно быть сфокусированными на спорте и соревнованиях.
Кто становится клиентом семейного офиса в России:
Стоит ли выходить на этот рынок
Сегодня в России идет формирование второго поколения предпринимателей. Это повышает спрос на семейные офисы, которые 15-20 лет назад были востребованы меньше. По условным данным, таких организаций насчитывается всего 100. Рынок находится на этапе активного развития, есть шанс занять на нем свое место.
Фото на обложке: Shutterstock/cosmaa
Семейные офисы
Россия и Австралия пытаются привлечь иностранных студентов, а Калифорнийский университет в США отказывается от SAT и ACT. Главные новости зарубежного образования за прошедшую неделю.
Состоятельные люди, владеющие крупным бизнесом, не могут в одиночку заниматься ведением дел и зачастую нуждаются в помощниках, которые возьмут на себя часть финансовых и нематериальных забот. Спрос на услуги таких консультантов и стал причиной появления семейных офисов.
Семейные офисы — это компании, в обязанности которых входит решение целого ряда задач одной семьи: управление инвестициями, юридическое и налоговое сопровождение, планирование и передача семейного бизнеса по наследству, ведение отчетности по деловым партнерам и много других, более личных вопросов.
Помощь UniPage
Агентство UniPage помогает с поступлением за границу, подготовкой к международным экзаменам, получением виз и поиском недвижимости за рубежом.
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Краткие факты о семейных офисах
Что делают семейные офисы
Family Office можно назвать «мозгом» семьи, который координирует работу бизнес-машины изнутри, видит полную финансовую картину, а также работает со сторонними сервисами, компаниями и банками, чтобы сделать жизнь своих клиентов комфортнее. Сотрудники Family Office обслуживают всех членов семьи и заботятся о благополучии каждого, даже самых маленьких. Например, занимаются подбором учебных заведений и преподавателей, чтобы дети получили хорошее образование.
Схема предоставления услуг семейного офиса
Развитие семейных офисов в России
В мире насчитывается более 4000 семейных офисов, но в России данное направление только начинает развиваться, сегодня таких компаний не более 100 в стране. И большая часть из них служат в качестве дополнительного сервиса, который оказывают инвестиционные компании или крупные банки. А это означает, что они в первую очередь продвигают свои услуги и продукты, которые не всегда являются выгодными для клиентов.
Однако постепенно все больше акцент с услуг wealth management смещается в сторону wealth care. Если в первом случае компании уделяют больше внимания работе с финансовыми вопросами — налогообложению, ведению бухгалтерии и управлению собственностью, то в случае с услугами wealth care спектр ответственности семейных офисов становится значительно шире. Его сотрудники решают вопросы, связанные с целеполаганием, дальнейшей перспективой роста и развития каждого члена семьи, бизнеса, благотворительных проектов, филантропии, а также отношений с бизнес-партнерами и внутри семьи.
Последний пункт весьма интересен, поскольку семейный офис также занимается и вопросами подготовки преемников и наследственной передачи капитала. Особенно ценна такая помощь, когда наследники клиента далеки от бизнеса и не собираются связывать с ним свою деятельность и дальнейшую жизнь.
Что же касается перспектив увеличения численности семейных офисов в России, то можно с уверенностью сказать, что спрос на услуги таких компаний растет, поскольку первое поколение миллионеров и миллиардеров уже задумывается о вопросах преемственности, передачи и сохранения капитала для последующих поколений.
Список семейных офисов России
Компания основана в 1913 году, специализируется на оказании услуг в сфере налогообложения, юриспруденции, управления персоналом как публичным, так и частным фирмам, а также отдельным клиентам в России и за рубежом. Сеть PWC насчитывает около 770 офисов в 158 странах, в России компания представлена 12 филиалами в разных городах, в том числе и в Москве.
Услуги PwC Russia:
Контакты:
Компания создана в 2013 году и предлагает состоятельным семьям, финансовым посредникам, а также бизнесменам сервис по сопровождению фамильных состояний, управлению активами и оптимизации налогов. Фирма также занимается созданием и сопровождением семейного бюджета, ведением бухгалтерии и диагностированием целей каждой отдельной семьи. Компания имеет представительство в Швейцарии.
Контакты:
Компания основана в 2015 году и помогает владельцам капиталов и их семьям сформировать видение будущего семьи и активов, подготовить наследников для передачи капитала, определить нематериальную часть преемственности и целей семьи. Компания имеет представительство в Москве.
Контакты:
Основанная в 1994 году, компания NTL Trust Limited предлагает эффективные решения для международного управления активами состоятельным бизнесменам и их семьям, иностранным предпринимателям и профессионалам в сфере финансов. Компания имеет представительства в Гонконге, ОАЭ, Белизе, Латвии, Гренаде, Антигуа, Невисе, Панаме, Турции и Великобритании.
Компания создана в 2013 году, специализируется на управлении активами и инвестициями состоятельных семей в России и за границей, предлагает юридическое и налоговое сопровождение, а также наследственное планирование. Компания имеет представительства в двух странах — России и на Кипре.
Контакты:
Компания Apex Capital Partners с 1991 года предоставляет услуги состоятельным семьям и частным лицам в сфере оформления гражданства, управления недвижимостью, а также налоговому планированию и акклиматизации в новой стране. Фирма имеет представительства в 8 странах — Доминикане, России, Канаде, Сент-Люсии, Сент-Китсе, Черногории, ОАЭ, Кипре.
Контакты:
Компания, с 1991 года оказывающая консультационные услуги в сфере права и налогообложения российским и иностранным клиентам. Большинство клиентов Alrud — крупные и средние предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере финансов, банковского дела и энергетики. Также компания консультирует и состоятельных клиентов по вопросам, связанным со структурированием и сохранением активов семьи, покупкой и продажей недвижимости и урегулированием семейных отношений.
Услуги Alrud:
Контакты:
Семейный офис, основанный в 2005 году, который оказывает юридические, консалтинговые и инвестиционные услуги частным клиентам и их семьям. Компания сотрудничает с финансовыми и налоговыми консультантами, а также юридическими фирмами, что позволяет предлагать новейшую мировую экспертизу клиентам UFG Wealth Management. Компания имеет представительства в трех странах — России, Люксембурге и на Кипре.
Услуги компании:
Контакты:
Семейный офис Orishak Capital помогает предпринимателям и их семьям защитить активы от валютных рисков,разделить корпоративный и личный капитал, организовать наследование и приумножить семейный капитал. Компания имеет представительства в 4-х странах — России, Испании, Сан-Марино и Италии.
Услуги компании:
Контакты:
Компания основана в 2009 году, специализируется на оказании услуг состоятельным клиентам в сфере инвестиционного консалтинга, структурирования активов, трейдинга и корпоративных финансов. Фирма работает как с гражданами России, так и клиентами из СНГ. Компания имеет представительства в России, Швейцарии, Бермудах, Британских Виргинских островах.
Контакты:
Список семейных офисов в России
Каким должен быть семейный офис?
В классическом частном семейном офисе должны работать минимум 4 человека: юрист, инвестиционный менеджер, lifestyle-специалист, а также управляющий. Юрист зачастую берет на себя функции бухгалтера, а специалист по lifestyle занимается организацией расписания и досуга семьи, например, планированием путешествия, дружеской вечеринки и помогает клиенту с выбором места обучения его наследников. Если позволяет возможность, в штат семейного офиса принимают специалиста по благотворительным проектам. Также владельцу Family Office ежегодно придется выделять бюджет для командировок сотрудников, аренду офиса, а также использование лицензионного программного обеспечения. Конечно же, список сотрудников семейного офиса может быть расширен в зависимости от потребностей и финансовых возможностей клиента. Некоторые российские бизнесмены даже позволяют себе держать в штате специалиста по искусству.
Сколько стоят услуги семейного офиса?
Содержание семейного офиса — дело весьма недешевое, поэтому позволить себе такое удовольствие могут только состоятельные бизнесмены, чьи капиталы насчитывают не менее 50 USD млн. Российские семейные офисы работают либо за процент от суммы активов (не менее 1%), либо за фиксированную оплату, которая составляет не менее 1 USD млн. в год. Сюда же входят расходы на аренду помещения, содержания бэк-офиса и оплаты командировок сотрудников. Что же касается уровня заработных плат руководителей таких family office, то она варьируется в пределах 300 USD тыс.– 500 тыс. в год без учета бонусов. Некоторые владельцы семейных офисов мотивируют своих сотрудников тем, что делают их партнерами в своем бизнесе.
Family Office — финансовое консультирование для состоятельных семей
Муки выбора семейного офиса
Хороший сотрудник семейного офиса — «на вес золота», это практически член семьи. Именно так и рассуждают российские владельцы капиталов, когда подыскивают себе нового кандидата в помощники. Вопрос доверия зачастую является ключевым и стоит даже выше профессиональных навыков кандидата. Поэтому чаще всего бизнесмены знакомятся с будущими консультантами на различных мероприятиях или же выбирают помощника по рекомендации своих близких друзей и партнеров по бизнесу. Также нередко консультантами в семейных офисах становятся бывшие сотрудники банков и консалтинговых компаний, которые ранее оказывали услуги клиенту.
Найти семейный офис можно и в сети, но для этого необходимо тщательно ознакомиться с кейсами компании. Однако и здесь имеется загвоздка — далеко не каждая фирма согласна показывать свое портфолио, озвучивать цифры, в том числе и имена своих клиентов, поскольку выполняет ряд конфиденциальных задач. Поэтому единственная возможность убедиться в профессионализме компании или отдельного консультанта — дать небольшое тестовое задание в той области, в которой клиент разбирается лучше всего. Например, можно попросить консультанта составить схему покупки недвижимости в другой стране. Он должен расписать все пункты — от того, как нужно провести сделку, до того, какие налоги на недвижимость действуют в выбранной стране. Этот принцип касается как выбора индивидуального консультанта, так и целого семейного офиса.
Как выбрать семейный офис?
«Зачем платить больше?» или мультисемейные офисы
На смену классическим семейным офисам приходят структуры, обслуживающие сразу несколько семей, и причиной тому является тот факт, что содержание личного семейного офиса не всегда оправдано ввиду дороговизны его обслуживания. Клиентами Multi-Family Office (MFO) становятся бизнесмены, чье состояние превышает 20 USD –30 млн. Те же, чей капитал не дотягивает до отметки 20 USD млн., размещают свои средства в нескольких банках, поскольку услуги мультисемейного офиса им просто не по карману.
Преимущества работы с MFO заключаются в том, что такие компании оказывают тот же спектр услуг, что и классические семейные офисы, но содержание первых обходится клиенту гораздо дешевле. Стоимость услуг Multi-Family Office зависит от сложности и объема выполняемых функций, но в среднем составляет порядка 1-2% от суммы активов клиента. Сотрудники мультисемейного офиса помогут в управлении имуществом и прочими активами, возьмут на себя вопросы, связанные с передачей наследства и подготовкой преемников, общения с банками и другими финансовыми структурами. Интересно, что клиент может обратиться к консультанту даже для покупки билетов на самолет или организации путешествия.
Что же касается перспектив развития рынка MFO в России, то пока он достаточно молод — первые компании появились всего лишь 5 лет назад. Однако благодаря росту числа состоятельных россиян, желающих не только сохранить, но и приумножить свои активы, данная сфера услуг будет активно развиваться, что приведет к увеличению спроса на услуги профессиональных финансовых консультантов, специалистов в сфере недвижимости и консалтинга.
Выбор мультисемейного офиса
Виртуальный семейный офис
Даже весьма обеспеченные семьи с состоянием от 10 USD млн. не всегда могут позволить себе пользоваться услугами многосемейного офиса, поэтому доверяют заботу о своем капитале виртуальным семейным офисам. Это компании, которые работают с клиентами через интернет и другие средства связи, без личного контакта, поскольку представительства виртуальных семейных офисов могут находиться далеко за пределами России.
Преимущества работы с такими фирмами заключаются в том, что клиент не тратит внушительные суммы на содержание офиса и выплату зарплаты штатному персоналу. Услуги необходимых специалистов оплачиваются только по факту, когда они действительно нужны. Кроме того, клиент может практически в один клик сменить одного консультанта на другого. Также при необходимости в команду могут быть добавлены специалисты со специфическими знаниями.
Однако членам семьи придется работать с сотрудниками виртуального офиса в связке, не получится просто переложить всю ответственность за состояние дел на других людей. Клиенту придется координировать работу виртуального семейного офиса самостоятельно или же нанять для этого внешнего эксперта. Еще один не менее важный момент — скорость реагирования на ситуацию виртуальным семейным офисом. Конечно, она будет гораздо медленнее, нежели у традиционных семейных офисов в виду отсутствия личного контакта между клиентом и сотрудниками фирмы.
Виртуальный семейный офис
Вопросы безопасности и приватности
Семейные офисы достаточно консервативны в плане использования цифровых технологий из-за опасений, что внедрение различных новинок для упрощения коммуникации и ведения системы учета повлечет за собой риски, а именно утечку информации. Только каждый второй семейный офис использует преимущества CRM-системы. Мобильным приложениям, BI-платформам и ERP-решениям доверяют всего 14-28% семейных офисов, из-за чего снижается эффективность внутренних процессов. Главными способами связи пока остается электронная почта, телефонная связь и личные встречи. Последние в приоритете. Поэтому российским семейным офисам есть, что улучшить в сфере безопасности данных и освоения новых технологий.
Нюансы работы с семейным офисом
Кому не подходит семейный офис?
Работа с семейным офисом не подойдет тем бизнесменам, которые панически боятся утечки информации и не хотят делиться ключевыми сведениями о состоянии финансовых (и не только) дел с посторонними людьми. Также в случае работы с семейными офисами заказчику придется полагаться на финансовые стратегии и советы, предлагаемые семейным офисом, в противном случае пропадает целесообразность в данной дорогостоящей услуге. Также не смогут работать с семейным офисом и те, кто ожидает от его специалистов обычного консьерж-обслуживания. Данная услуга — скорее «изюминка» компании, которая позволяет выделиться на фоне конкурента. Основной же сферой деятельности семейных офисов является оказание услуг в сфере управления активами, недвижимостью и финансового консультирования.
Кому не подходит семейный офис?
Поделиться в
Помощь UniPage
Агентство UniPage специализируется на иммиграции через образование. Это самый безопасный и проверенный способ переехать за границу.
Дополнительно мы помогаем с подготовкой к международным экзаменам, получением виз, ВНЖ, покупкой недвижимости за рубежом и иммиграцией через инвестиции.
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.