Farfetch что это такое
Как устроен Farfetch и чем он нам нравится
Запускаем серию партнерских материалов с платформой лучших независимых магазинов планеты Farfetch. В первом выпуске — о том, что такое Farfetch и почему он нам нравится.
Что нужно знать о Farfetch
Основатель Farfetch Жозе Невеш пришел в интернет-торговлю из традиционной. Он владел собственной обувной маркой B Store с магазинчиком в Лондоне. Эта симпатичная лавочка — из тех, где нам нравится бывать в парижском Маре, нью-йоркском Сохо или на московских Патриарших. Невеш понял, что бороться с онлайн-торговлей не под силу даже гигантам вроде универмагов, чего уж говорить о маленьких атмосферных магазинах по всему свету.
Запущенный в 2008 году Farfetch позволяет совершать покупки в любом бутике или концепт-сторе мире, от Сан-Паулу до Токио, одним кликом, а бутики получили выход к глобальному клиенту. Словом, это интернет-витрина трехсот чудесных магазинов, о которых пишут в журналах вроде Monocle и Wallpaper.
Синергия офлайн- и онлайн-шопинга — главное отличие Farfetch от конкурентов вроде ретейлера Net-a-Porter или Yoox. При этом Невеш понимает ценность традиционного шопинга и важность физических ощущений от одежды. В этом году Farfetch обзавелся первым офлайн-пространством, купив заслуженный британский мультибрендовый бутик Browns. А еще Невеш создал отдельное подразделение Farfetch Black & White, которое помогает любому клиенту организовать онлайн-торговлю с нуля.
Farfetch развивается семимильными шагами, превращаясь в мегакорпорацию. Компания получила инвестиции от двух важных игроков, которые обещают магазину большое будущее. Первый — Condé Nast. Ему принадлежат Vogue и Tatler и другие важные толстые издания. Сейчас Condé Nast активно развивает интернет-направление: перезапускает издания и готовит к открытию собственный интернет-магазин style.com. Второй инвестор — DST Global V, фонд российского бизнесмена Юрия Мильнера. Он известен тем, что скупает акции перспективных технологических компаний: Facebook, «ВКонтакте», Airbnb, Twitter, Snapchat, Spotify, китайских Alibaba Group и многих других.
10 причин, почему нам нравится Farfetch
На Farfetch есть раздел Lifestyle с товарами и мелочами для дома: посуда, ароматические свечи, книги, журналы, подушки, зонты, косметика и парфюмерия, детские игрушки и другие приятные мелочи, которые можно заказывать без примерки.
Farfetch — редкий онлайн-магазин, который продает винтаж (мужской и женский). Здесь можно найти пестрые бомберы Jean Paul Gaultier и Versace 90-х годов, тренчи и пальто Yves Saint Laurent и Christain Dior, галстуки и платки Hermès, костюмы Christian Lacroix, сумки и украшения Chanel и многое другое.
Farfetch и обувная марка MySwear запустили этой осенью конструктор обуви. Он позволяет кастомизировать любую из шестнадцати мужских и женских моделей обуви: выбрать цвет, текстуру, шнурки, фурнитуру. О стается лишь дождаться аналогичного сервиса по сборке идеальной сумки.
У Farfetch есть собственное медиа — раздел Editorial. Сейчас в разделе — съемки, статьи про моду и удобные подборки с готовыми образами. Вещи из материалов можно сразу заказать.
Farfetch делает ставку на новые технологии и показывает, что такое digical (digital и physical) сегодня. Digical — это, если вкратце, когда вы ищете и заказываете вещь в интернете, а получаете и примеряете ее в старом добром магазине, где вкусно пахнет и продавщицы улыбаются. Так, в этом году Farfetch запустил услугу Click & Collect. Она позволяет покупки из разных магазинов забрать в любом ближайшем к вам бутике, а не на почте.
Farfetch запустил кампанию Unfollow, в которой разные смелые люди из мира моды объясняют, как важно быть самим собой. Своим видением красоты делятся китайский блогер и стилист Лиф Гринер, американская модель-альбинос Шон Росс, Николь Ричи, дизайнер Вера Вэнг и даже саунд-директор Мишель Гобер, чьи микстейпы играют на показах Карла Лагерфельда и в Colette. Все они призывают развивать личное чутье, а не следовать за тем, что диктует поп-культура.
Farfetch сотрудничает с DHL, поэтому проблем с доставкой в Россию нет. Вещи доставят через 2–4 дня. Можно оформить бесплатный возврат вещей в течение 14 дней. Оформляя покупку, не забудьте поставить галочку в пункте Book a free returns pick-up.
Модный миллиард: как создатель Farfetch объединил в Сети люксовые бутики
Дизайнер интерьеров Шанталь Джонсон много лет проработала в модной индустрии, прежде чем решилась открыть бутик. Ее магазин 20twelve, торгующий одеждой, аксессуарами и товарами для интерьера категории люкс, распахнул двери на Броад Авеню в Мемфисе, штат Теннесси, в августе 2014 года. Поначалу он продавал товары местным клиентам и лишь изредка доставлял заказы в другие части США — благодаря страничке в Facebook. Но Джонсон хотелось получить больший охват, и весной 2015-го 20twelve подключился к интернет-платформе Farfetch. Теперь она отправляет товары по всему миру — от Парижа и Нью-Йорка до Москвы и Астаны. «Это было лучшее решение: за год наши продажи выросли на 20%», — признается Джонсон РБК.
Из IT в haute couture
Невеш пришел в моду из IT, но внешне больше похож на лондонского денди, чем на программиста. Лондон он называет лучшим местом для IT-стартапов. На вопрос, почему не Кремниевую долину, смеется: «Вы когда-нибудь были в Сан-Франциско? Если поедете, то поймете, что мода там мало кого интересует». По словам Невеша, именно в Лондоне он в свое время нашел некую «модную ДНК», которая в сочетании с графическим и цифровым дизайном и большим числом финансистов и инженеров составила «уникальный микс», благодаря которому работает стартап на стыке моды и технологий.
С самого детства Невеш был близок к обеим индустриям. Он родился и провел детство в самом центре «модного» кластера в португальском Порту, где находились фабрики по производству одежды для крупных лейблов. В восемь лет родители подарили ему на Рождество компьютер с большим по тем временам объемом памяти в 48 Кб, но без единой игры, так что Жозе пришлось научиться программировать. Уже в 19, изучая экономику в университете Порту, он основал компанию Grey Matter, которая разрабатывала и внедряла ERP-системы для фирм из индустрии моды. «Так я смог приблизиться к этой индустрии, где работали многие мои родственники и друзья, и это подстегнуло мой интерес к моде», — рассказывает Невеш в интервью РБК. Именно эта компания стала фундаментом для Farfetch: в нынешнем бизнесе работают почти 70% ее сотрудников, в том числе и главный технический директор Farfetch Сиприано Соуза, рассказывает бизнесмен.
В 1996 году Невеш решил попробовать себя в качестве дизайнера и, не бросая технологический бизнес, запустил в Лондоне обувной бренд Swear и магазин обуви SIX London, а в 2001-м — еще и обувной бутик B Store, который спустя несколько лет получил престижную награду British Fashion Award как лучший ретейлер года.
$41 тыс. — стоимость самого большого единоразового заказа на Farfetch
400 бутиков в 37 странах сотрудничают с компанией
$305 млн — общая сумма инвестиций, привлеченных Farfetch
$500 млн — продажи компании за 2015 год
$600 — средний чек на Farfetch
Источник: данные компании
Большая часть дорогой одежды, обуви и аксессуаров на тот момент продавалась либо в фирменных магазинах брендов, либо в бутиках, которые «вручную» закупали эксклюзивные вещи. Мощная технологическая платформа помогла бы этим бутикам преодолеть сложности с выходом в интернет, решил Невеш. «В 2008 году я просто начал ходить от одного бутика к другому, разговаривать с их CEO и коммерческими директорами и потихоньку готовил их к мысли о продаже люкса в интернете», — вспоминает он. Farfetch стал предлагать владельцам магазинов во Франции, Италии и Великобритании красиво сфотографировать их ассортимент и выставить его на продажу онлайн, тем самым открывая для новой аудитории по всему миру. За это Farfetch берет с магазинов комиссию (20–25%, по данным журнала Drapers, в Farfetch отказались комментировать эти цифры). «[Оказалось, что] эта модель довольно удобна для брендов и бутиков, потому что мы брали на себя все: хорошие фотографии вещей, описания, обслуживание и поддержку клиентов, процессинг платежей. Все, что им надо было делать, — обладать фантастическим вкусом и иметь фантастический продукт», — рассказывает Невеш.
Несмотря на обширные связи в модной индустрии, уговорить производителей и владельцев магазинов поначалу было сложно. «Я помню, как встречался с одним брендом в Париже и мне сразу сказали, что ничего не продают онлайн. Я спросил: хотите увидеть в интернете свою последнюю коллекцию, которая вышла буквально на прошлой неделе? Открыл японский сайт, а там уже выложены новейшие вещи из их парижского бутика. Они были в шоке, сразу решили, что им точно нужны электронные продажи», — вспоминает Невеш. В противном случае те же вещи попадают в онлайн через перекупщиков, которые скупают их в бутиках и с наценкой перепродают, говорит он.
По словам Невеша, он с самого начала верил, что Farfetch может стать огромным бизнесом: «Когда создаешь площадку, чтобы соединить офлайновые бутики и бренды с потребителем, речь идет о мультимиллиардной платформе». В разработку Farfetch он вложил все свои деньги (точную сумму Невеш не разглашает). «Я знал, что, если заставлю это заработать, масштаб будет гигантским. А если нет, останусь банкротом», — говорит он.
Невеш вспоминает, что с Мильнером он познакомился на переговорах об инвестициях. Но теперь бизнесмены беседуют не только о моде и деньгах. «В последний раз за ужином мы два часа говорили про инопланетян, — рассказывает Невеш. — Он вложился в проект про инопланетян и объяснял, что инопланетяне не могут иметь более десяти ног и более четырех глаз, потому что на это уходило бы слишком много энергии без всякой пользы. Он ученый и только потом инвестор — это отличная комбинация для бизнесмена».
Вызов гигантам
Black & White
В сентябре 2015 года Farfetch объявила, что начинает предоставлять свои технологии крупным брендам для создания собственных монобрендовых онлайн-магазинов. Новое структурное подразделение компании получило название Black & White. В марте 2016-го был запущен первый такой проект Farfetch — онлайн-магазин Manolo Blahnik.
Монобрендовые магазины призваны дополнять мультибрендовый сайт Farfetch, убежден основатель компании Жозе Невеш. «Потребители покупают и в монобрендовых магазинах, и в мультибрендовых, поэтому нужно иметь оба, как и в реальном мире. Если вы знаете, что вы хотите туфли Manolo Blahnik, вы, скорее всего, пойдете конкретно на их сайт. Но если вы хотите пару шпилек цвета фуксии и не знаете, от какого бренда, то вы пойдете на мультибрендовый сайт и выберете первые 20 брендов, которые вам нравятся», — говорит Невеш.
Поначалу такие уникальные бутики Невеш находил и подписывал самостоятельно, но со временем эти функции перешли к отдельной команде. «Если раньше я спрыгивал с самолета и шел разговаривать с 80-летним владельцем итальянского бутика, [а потом] сидел с программистами и мы обдумывали, как мы технически сделали бы платформу и какой будет дизайн, то сейчас у меня более лидерская и стратегическая роль», — говорит он. Каковы критерии отбора бутиков? Хороший вкус и качество продукта, говорит Невеш.
Регулировать спрос и предложение Farfetch позволяет IT-платформа, в которой все данные синхронизируются в реальном времени. «Если вы нашли идеальные туфли 37-го размера на Капри — значит, они там и есть. Если вдруг они не там, то система найдет их для вас где-то еще и доставит, а вы даже не заметите, поскольку цена и время доставки будут те же», — говорит Невеш.
Люкс выходит из магазинов
Хотя онлайн-торговля существует уже третий десяток лет, покупка вещей класса люкс у многих продолжает ассоциироваться с изысканными бутиками, шампанским и особой атмосферой. Еще недавно крупнейшие люксовые марки крайне неохотно переходили в онлайн: на конец 2014 года, по данным консалтинговой компании Bain & Company, официально не продавались в интернете 35% брендов высшего ценового сегмента, например Chanel, Céline и Hermès. Но в последние полтора года о возможном выходе в Сеть заговорили даже самые консервативные из них. Так, Chanel в марте объявила, что запустит полноценные онлайн-продажи в конце 2016 года. О том же заговорили в Prada, Hugo Boss и LVMH. Один из первопроходцев в онлайн-торговле среди крупных брендов — Burberry, которая самостоятельно управляет своей электронной коммерцией. У этой марки на онлайн приходится, по данным Bloomberg, 10% всех продаж.
30% в год — средняя скорость роста продаж люксовых товаров онлайн с 2012 по 2015 год
7% от общей стоимости продаж люксовых вещей в мире приходится на онлайн, остальное реализуется через традиционные магазины
Настанет ли день, когда все предметы роскоши будут продаваться через Сеть? Ответ Невеша — нет. Через десять лет на онлайн будет приходиться 35% продаж люксовых товаров, считает он. 65% же останется в традиционных магазинах. «Поэтому Farfetch очень важно поддерживать физические отношения с бутиками и создавать розничные технологии, которые еще больше объединяют офлайновый и цифровой опыт. Я думаю, за этим настоящее будущее», — говорит Невеш.
В Россию с роскошью
В декабре 2015-го компания открыла представительство в Москве, чтобы отсюда развивать бизнес в России, странах СНГ и Балтии. Российских магазинов на Farfetch пока нет: продукты некоторых российских дизайнеров попадают на площадку через американские и европейские бутики, говорит Невеш. РБК нашел на Farfetch, например, одежду от российского дизайнера Вики Газинской, украшения Alinka от живущей в Сиднее петербурженки Алины Барлоу, бренд David Koma от выросшего в Санкт-Петербурге уроженца Грузии Давида Комы, аксессуары Fleet Ilya от московского дизайнера Ильи Флита. Тем не менее появление на сайте российских магазинов — лишь вопрос времени и логистики, уверен основатель Farfetch.
Зато российские покупатели на Farfetch, по словам Невеша, активны. Российский бизнес, говорит он, растет трехзначными темпами, несмотря на экономический кризис, и Россия уже в десятке крупнейших для компании рынков. По его данным, в России на интернет приходится только 2% от всех продаж предметов роскоши. В мире это 7%, а значит, есть простор для действий.
Активны не только российские покупатели Farfetch, но и российские конкуренты. По данным агентства Fashion Consulting Group, из 13 брендов одежды, пришедших в Россию в 2015 году, восемь принадлежат к премиальному сегменту, и никто из них пока не собирается уходить с российского рынка. В последнее время многие усиливают присутствие в интернете: например, в онлайн-магазине ЦУМа сейчас представлено около 600 брендов, а в следующем сезоне планируется сделать ассортимент универмага и онлайн-магазина единым, а также продавать в интернете вещи из монобрендовых бутиков и петербургского ДЛТ, сообщил РБК вице-президент Mercury и генеральный менеджер ЦУМа Александр Павлов. В 2015 году, по его словам, на онлайн у ЦУМа пришлось 7% от общих продаж — в 2,5 раза больше, чем в 2014-м.
Осенью 2015 года свой первый онлайн-бутик открыл и другой крупный российский люксовый ретейлер — Bosco di Ciliegi. Сейчас в нем представлены все бренды, которые продаются в офлайновых магазинах Bosco в ГУМе, «Петровском пассаже», «Смоленском пассаже» и «Весне», рассказал гендиректор интернет-бутика Bosco Игорь Казаков. Обсуждать долю онлайн-продаж Bosco пока рано. «Но тот рост продаж в интернете, который мы наблюдаем в последнее время, говорит о том, что в скором времени эта доля может стать достаточно существенной», — говорит Казаков.
Одновременно с развитием онлайн-каналов продаж российские ретейлеры стремятся развеять представление о том, что покупать люксовые товары на Западе дешевле, чем в России. Так, ЦУМ с февраля 2016 года объявил акцию «Миланские цены», заявив о снижении цен на товары в России до точной стоимости в Милане и Париже. В итоге продажи по сравнению с 2015 годом только улучшились, отмечает Александр Павлов: «За счет того, что мы своевременно отреагировали на новые реалии рынка, а также не сократили, а, наоборот, в 2 раза увеличили закупку товара на этот год, с начала сезона 2016 года в рублях рост составил 40–45% по сравнению с тем же периодом 2015-го». Кроме того, с недавних пор россияне платят 30-процентную пошлину на трансграничные посылки стоимостью свыше €1 тыс. Это дает преимущество российским онлайн-торговцам, которые к тому же дают возможность примерки и оплаты наличными, говорит Юлиана Гордон. По ее словам, в России наличными все еще оплачивают до 80% онлайн-покупок, причем даже в люксе.
Невеш признает: конкуренция между разными моделями онлайн-ретейла будет ужесточаться. Но он уверен, что Farfetch есть куда расти: скопировать широкий ассортимент, доступный благодаря модели маркетплейса, и IT-инфраструктуру конкурентам будет тяжело. «Мода — это не тот рынок, где победитель забирает себе все. Это не iOS против Android, где есть две крупнейшие системы, а все остальные — либо мелкие, либо не существуют, — считает он. — Комбинация феноменальной логистики и IT-инфраструктуры с уровнем отбора ассортимента и обслуживания клиента — сочетание, которое реально хорошо работает».
О FARFETCH
FARFETCH Limited — это глобальная платформа для модной индустрии. Наша цель — объединить на одной площадке дизайнеров, бутики и покупателей. Жозе Невеш основал компанию в 2007 году и запустил онлайн-платформу для бутиков годом позже. Сегодня наш маркетплейс предоставляет покупателям из 190 стран и регионов доступ к более чем 1300 брендам, бутикам и универмагам по всему миру. FARFETCH — это уникальные возможности для шопинга и самая большая подборка ведущих брендов на одной платформе.
В число бизнес-подразделений FARFETCH входит компания FARFETCH Platform Solutions, которая разрабатывает решения в области электронной коммерции и технологии для корпоративных клиентов, бутики Browns и Stadium Goods и платформа для создания и развития модных брендов New Guards. Кроме того, FARFETCH инвестирует в инновационные продукты, среди которых технология дополненной реальности Store of the Future, а также работает над новыми технологиями, бизнес-решениями и сервисами для индустрии моды.
Среди преимуществ FARFETCH: полностью локализованный сайт и приложения для iOS и Android, русскоязычная служба клиентской поддержки, бесплатная доставка при покупке от 22 000 рублей (370 евро/430 долларов) в Россию, Украину и Казахстан, а также бесплатный возврат. На сайте FARFETCH можно найти материалы о новых трендах, подборки от ведущих блогеров, интервью с представителями фэшн-индустрии — все, что нужно, чтобы оставаться в курсе главных модных событий.
Больше узнать о FARFETCH можно на корпоративном сайте компании (на английском языке).