Fashion ритейл что это такое
Что такое фешн (fashion)? Мода, фешн-ритейл и фешн-макияж
Молодые люди часто интересуются, что такое fashion. Итак, фэшн – молодежное заимствование английского слова fashion. Слово переводится как «мода». В русском языке слово является частью составных фраз, обозначающих работу модельера, показ мод, создание стильных образов.
Особенности моды
В 21-ом веке требования в моде становятся особенными. Наработанные правила перестают действовать. Тренды постоянно меняются, поэтому важно быть готовым к быстрым изменениям, остро реагировать на новое.
Мода в 21-ом веке
Модная индустрия строится на модификациях, готовности пробовать себя в разных ролях и проявлять открытость к новому. Например, в женском гардеробе появляются мужские вещи, причем платья и юбки перестают быть популярными. Часто стильные образы предполагают выбор футболок, бомберов, свитшотов, брючных костюмов.
Фэшн-психология – наука 21-го века.
В действительности психология до сих пор не способна разгадывать личность по тому, в чем одет человек
Психология также не раскрывает секреты создания образов. Наука призвана изучать особенности восприятия одежды и ее понимания. Мода и стиль являются важной частью повседневной жизни, причем они вызывают социальные перемены, влияют на настроение в обществе, определяют возможности развития каждого человека.
Последние исследования доказывают: официальная элегантная одежда положительно влияет на абстрактное мышление, способствует улучшению финансового положения.
По этой причине те, кто хотят добиться успеха в определенной отрасли, должны тщательно продумывать образы и правильно выбирать вещи для гардероба.
Наука также подтверждает: бренды предлагают инклюзивные вещи, улучшая жизнь общества
Например, люди с ограниченными физическими возможностями часто выбирают спортивные вещи для удобства, но сталкиваются с отсутствием понимания из-за гардероба, физических особенностей. 21 век – время перемен, поэтому бренды должны предлагать стильную одежду для людей.
Также нужно знать, что «фэшн из май профэшн» значит безвкусие или смешной образ, непонятный стиль. Появление таких фраз подтверждает серьезное влияние моды на жизнь каждого человека.
Особенности развития фэшн-ритейла
Фэшн ритейл связан с эффективной продажей стильной современной одежды. Это помогает людям создавать стильные образы с учетом особенностей образа жизни, личных предпочтений. Продавец-стилист оказывает следующие услуги:
Продавец-стилист проявляет индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая основы создания стиля, визуальной коррекции фигуры, работы с цветом одежды.
Создание стиля
Особенности фэшн макияжа
Учитывая, что стиль fashion – это модный образ, представительницы прекрасного пола также заинтересованы в создании макияжа. Учитывают следующие отличия макияжа:
Каждая женщина должна «фешить», чтобы соответствовать стандартам красоты и реализовывать основные тренды моды или все-таки идти наперекор подобным нормам, проявляя индивидуальность. Женщины, как и мужчины, самостоятельно выбирают подходящий вариант.
Фешн макияж
Особенности фэшн фотографии
Фотография и мода тесно взаимосвязаны, на этом должна основываться любая съемка. В последние несколько лет фэшн съемка приобрела особенности, отличающие ее от других жанров фотоискусства:
Каждый фотограф по-своему работает с моделью, но он должен помнить значение фэшн, чтобы подчеркивать стильный образ, передавать характер и настроение, делать акцент на актуальных трендах выбранной эпохи.
Фешн фотография
В наши дни существуют беспроигрышные тренды в съемке, которые могут означать определенное настроение, передавать характер модели:
Зная, что в 21-ом веке фешен означает, можно продумать особенности создания стильного образа, подчеркивания внутреннего мира модели. С помощью моды и макияжа, фотоискусства часто удается акцентировать внимание на социальных проблемах в обществе, чтобы в дальнейшем с ними удавалось успешно бороться.
Fashion ритейл что это такое
Что такое Fashion Retail (фэшн-ритейл, фешн-ритейл)?
Спасибо, Ваш голос учтён
Что такое Fashion Retail (фэшн-ритейл, фешн-ритейл)?
Что такое Fashion Retail (фэшн-ритейл, фешн-ритейл)?
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое Fashion Retail (фэшн-ритейл, фешн-ритейл)?
Fashion Retail(фэшн-ритейл, фешн-ритейл) – это розничная торговля модной одеждой, характеризующаяся своевременным удовлетворением спроса на высококачественные товары.
Fashion Retail отличается рядом особенностей, например, прогнозирование проводится на динамической основе с анализом последних рыночных тенденций и продаж. Это позволяет компаниям быстро реагировать на изменения и рассматривать свой бизнес как динамический процесс. Практика долгосрочного планирования не рекомендуется для компаний розничной торговли модной одеждой.
При отсутствии динамического прогнозирования статичность может привести Fashion Retail к следующим проблемам:
• Высокие затраты на товарно-материальные запасы и моральный износ.
• Частые дефициты и несбалансированные запасы.
• Низкий уровень обслуживания клиентов.
• Потеря продаж и неудовлетворительные результаты.
Успех розничных компаний, продающих модные товары, напрямую зависит от грамотно построенной логистики. Задержка появления новой коллекции в магазинах даже на неделю может привести к серьёзным потерям прибыли. Проблемы безопасности товаров, условия их транспортировки и многие другие факторы также имеют особое значение для отрасли.
Для достижения успеха в Fashion Retail применяются следующие способы:
1. Создание лучшего потребительского опыта. Создание в физических магазинах уникальной обстановки способно доставить незабываемые впечатления покупателям, но необходимо следить за тем, чтобы интерьеры магазинов улучшали качество общего пути клиента к покупке, а не просто были отвлекающими факторами при посредственной торговле.
2. Унифицирование пути к покупке. В условиях растущей конкуренции необходимо обеспечить максимально плавный и беспроблемный процесс продвижения клиента к покупке, чтобы достичь хороших результатов продаж.
3. Предоставление скидок. Привлекательные скидки должны постоянно предлагаться покупателям, чтобы добиться их лояльности.
4. Демонстрация модных моделей. Показ мод, который раньше был инсайдерским мероприятием для отраслевой прессы, в настоящее время становится каналом коммуникации для широкой публики, что способствует значительному росту продаж в магазинах.
5. Создание сообществ. Эффективные сообщества брендов помогают налаживать более тесные отношения между потребителями и брендами, тем самым формируя долгосрочную лояльность. Крупные магазины создали полную омниканальную экосистему клиентов, которые на разных уровнях могут взаимодействовать между собой, делиться советами и получать преимущества в зависимости от своего членства в сообществе.
Таким образом, в условиях рынка с высокой конкуренцией в Fashion Retail для увеличения продаж важно не только продавать новейшую продукцию лучших брендов, но и применять ряд стратегий для пробуждения интереса покупателя.
Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсов
Компания UPGRADE и Fashion Tech Day уже четвертый год подряд проводят исследования по fashion рознице. Какие бизнес-модели позволяют зарабатывать в этом году и как планировать развитие бизнеса в будущем можно прочитать в отчете «Fashion 2020: рынок на пороге глобальных перемен».
Запись на конференции UPGRADE 2021 можно посмотреть здесь .
Российский fashion рынок, не восстановившийся после кризиса 2014 года, снова испытывает большое давление из-за пандемии. По итогам этого года он сократится с 25 до 40%. Многие модные компании сообщают о снижении прибыли примерно на 90%.
Сценарии развития fashion-ритейла
Ануш Гаспарян, соучредитель и коммерческий директор FCG озвучила два сценария развития рынка. По оптимистичному («ранее восстановление»), он в 2021 году снизится от 0 до 5% по сравнению с 2019 годом. Такой прогноз вероятен при быстрой остановке пандемии. В этом случае восстановление рынка произойдет к концу 2022 года–началу 2023 года.
По пессимистичному сценарию (в «ожидании восстановления») рынок продолжит сокращаться. Снижение объемов продаж составит 10-15% по сравнению с 2019 годом. Восстановление произойдет к концу 2023–началу 2024 года.
Виктория Абдрашитова, директор по развитию компании Lamoda прогнозирует, что бренды восстановят свои обороты только к концу 2021 года. «За один год мы прошли пяти-шестилетний цикл развития. Покупки перестали быть прерогативой поколения миллениалов или Z. Наконец-то старшее поколение тоже стало пользоваться этим каналом», – отмечает топ-менеджер.
По данным FCG, доля fashion в онлайне занимает четверть рынка. Люди покупают одежду, обувь, аксессуары, парфюмерию, косметику и даже ювелирные изделия с большим удовольствием. При этом доля fashion внутри онлайна до пандемии была небольшой – 12% и по итогам этого года вырастет до 23%. Доля маркетплейсов и мультибрендовых магазинов в онлайн-продажах составляет 75%. В топ-3 онлайн-платформ по обороту, продающих fashion, входят Wildberries, Lamoda Bonprix.
Пандемия обеспечила в этом году приток до 15 млн новых покупателей в онлайн-магазины, подсчитали в Data Insight. Речь идет о клиентах, которые раньше никогда не делали покупки в интернете или делали давно.
В перспективе пяти лет прогнозируется, что доля онлайн-торговли превысит 50% от общего оборота розницы и станет основным каналом продаж. «Общий тренд развития розничного бизнеса достаточно очевиден – это мультиканальные продажи, которые предлагают расширение спектра услуг за счет соединения удобств традиционных и виртуальных продаж», – говорит Ануш Гаспарян.
Марина Мищенко, e-commerce директор Vassa&Co подчеркивает, что брендам необходимо выходить на все онлайн-платформы: пробовать, анализировать продажи и выбирать потом те площадки, где находится аудитория компании. Сегодня бесконечная витрина никому не интересна, важно то, как маркетплейсы и онлайн-платформы работают с аудиторией, отмечает эксперт.
Угроза со стороны маркетплейсов
Маркетплейсы, захватив значительную долю онлайн-рынка, и ставшие для многих брендов в период режима самоизоляции единственным каналом продаж, несут и угрозу для них. Развивая собственные частные марки, они могут начать политику замещения сторонних брендов на свои. «В этом случае многим брендам в будущем придется с маркетплейсов уйти, чтобы сделать доступ к данным продаж своих товаров усеченным. Но умные бренды уже сегодня свои коллекции разносят по разным каналам: на маркетплейсы они отправляют одни товары, а в свои собственные онлайн-магазины – другие», – подчеркивает Ануш Гаспарян.
С экспертом согласна и Юлия Пантюшкина, глава подразделения e-commerce компании Pierre Fabre Group (имеют 6 брендов). «Бренд должен быть представлен во всех каналах, диверсифицировать коллекцию, разводить ассортимент по разным онлайн-площадкам. Но сегодня, к сожалению, это мало кто делает», – отмечает Юлия Пантюшкина.
1. Важно быть там, где твой клиент. Социальные медиа, live streams, собственный интернет-магазин должны быть поддержкой для покупателя. Он может прийти за советом на сайт бренда, а затем купить в другом канале. Важно делать бренд-зоны на маркетплейсах и коммуницировать там с клиентом.
2. Сосредоточиться на инновациях. Выживут технологичные бренды. Например, Lamoda ввела в прошлом году для покупателей виртуальную примерочную обуви, которая в этом году пользуется огромной популярностью. В мобильном приложении для примерки доступно более 400 тыс. пар кроссовок. В среднем 100 тыс. человек в месяц примеряют обувь. Весной спрос на этот сервис вырос в три раза. Компания планирует масштабировать этот опыт на другие сегменты и уже смотрит на рынок красоты. В условиях, когда в офлайновых магазинах нельзя пользоваться тестерами, этот сервис особенно актуальный.
3. Сервис, персонализация и комфорт. Клиенту важна скорость и удобство доставки, процесс легкого возврата, персонализация предложений.
10 трендов на fashion-рынке:
1. Жизнь с вирусом продолжится. Вакцина не станет панацеей и моментальным переключателем с ON на OFF. «Соседство» с вирусом сквозь весь 2021 неизбежно.
3. Цифровой спринт. Диджитализация ускорились, и в 2021 темпы сбавлять нельзя. Выходим на новый виток «омниканальность с человеческим лицом». Если раньше цифровые решения внедряли в магазинах (панели, витрины и тд), то теперь надо развлекать покупателей в онлайне.
4. Запрос на осознанность потребления. Печати «Экофрендли» на этикетке становится недостаточно. Компании становятся прозрачными благодаря соцсетям. Слово должно подтверждаться делом, и покупатели готовы за это платить. Например, этичное отношение к сотрудникам в компании – тоже часть репутации бренда. Покупатели сопереживают таким же, как они людям.
5. Туризм под запретом, поэтому переключаем внимание на соседей по району, городу, региону, собственной стране. Неприятные ограничения в зарубежном туризме стали благом для локального ритейла.
6. Лучше меньше, но лучше. Предложение должно учитывать запрос от покупателей: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «мода проходит, стиль остается», «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Интернет – это единая площадка для выбора, потребители сравнивают юзабилити, цены, доставку, даже визуализация сайта имеет значение.
7. Консолидация рынка. Лидеры укрупняются, поэтому продолжится расслоение рынка на лидеров и аутсайдеров. Очень наглядно в люксе. Рынок вымывает слабых. Выживут технологичные компании. Из 100 компаний-лидеров 75% прибыли имеют три компании.
8. Партнерство. Деловые отношения строятся по принципу партнерства. В неопределённой ситуации все стороны должны не «прогибать», а находить возможности для компромиссов. Все друг друга поддерживают, конкуренция стала совершенно другой, рынок объединяется.
9. Оборот ничто, прибыль все. Неизбежность внедрения цифровых технологий будет толкать компании на пересмотр «веса» каналов виртуальных и физических продаж, через показатели EBITDA и ROI на кв.м. Все сокращают издержки.
10. Новая трудовая этика – это команда соратников. Основа бизнеса – люди. Сегодня и люди, и бизнес оказались в ситуации неопределенности. Кризис показал, что только команда единомышленников может выжить, сохранить бизнес и вывести его на другой уровень. Ценностью становится мышление вне клише, инициатива и гибкость. Для этого в коллективах нужна открытая среда.
Запись на конференции UPGRADE 2021 можно посмотреть здесь.
Фэшн-ритейл смутного времени
В фэшн бизнесе растет усталость отечественных игроков от бесконечных инвестиций в торговые сети, переставшие давать надлежащую отдачу. Секвестирование теперь не менее популярно, чем инвестирование. Глобальные ритейлеры в основном осторожничают в заполнении освобождающихся ниш, избегая значительного расширения. В одной и той же смутной ситуации участники усложнившейся игры по-разному оценивают текущий момент и перспективы, большие минусы и маленькие плюсы кризисного времени.
Фэшн трещит по швам с небольшими исключениями. Почти все жалуются, что новогоднего всплеска продаж либо не произошло, либо он был не резкий и мало отличался от неприбыльных будней. Некоторые игроки храбрятся в СМИ, но если разобраться с их цифрами, то, как правило, выясняется: вложения не соответствуют отдаче, графики возврата капитала, мягко говоря, не сбываются, все надежды отнесены на вполне туманное будущее.
Главная фишка сезона 2017: рынок, наконец, адаптировался к временам тощих коров, в том смысле, что и сам отощал, на нем бушует позиционная война скидок и распродаж.
Падение продолжается
Если верить масштабному исследованию РБК, российский рынок одежды и обуви составляет 2 трлн рублей. В 2015 году продажи одежды упали на 10%, обуви – на 13%. По 2016 году сводных данных пока нет, но есть экспертные оценки. Так, коммерческий директор Fashion Consuting Group Ануш Гаспарян указывает на этот раз на 2-процентное сокращение фэшн-рынка. В 2016 году более 70 % россиян сократили расходы на одежду и обувь, а 12 % полностью перестали их покупать. Рынок стал сильно перенасыщенным относительно платежеспособного спроса, при этом средний ценовой сегмент, по данным РБК, сжался до 25 %, а бюджетный вырос до 65%. В бюджетном сегменте надеются поддержать обороты за счет перетока покупателей из среднего.
Люкс, по одним сведениям, сохранил позиции, по другим – тоже просел (например, по одежде десяти ведущих брендов этого класса, среди которых Louis Vuitton, Hermes, Gucci, Prada, Cartier). Аналитик консалтинговой «Академии розничных технологий» Кирилл Волков сообщает, что есть компании, у которых люкс провалился аж на 30%. Покупать продукцию качественных дорогих брендов основные потребители «роскоши» не перестали, но упал имевшийся дополнительный спрос со стороны среднего класса, сжавшегося как количественно, так и по доходам. Именно поэтому у более «бюджетного» люкса – Prada, Louis Vuitton, Gucci – позиции хуже, чем у дорогих-дорогих Dior, Loro Piana, Chanel. Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group отмечает, что трафик посетителей премиальных торговых центров сократился на 15–20%.
Европейские и российские ТЦ, по мнению гендиректора Melon Fashion Group (сети Zarina, beefree, Love Republic) Михаила Уржумцева, теперь схожи в репрезентации марок, серьезные международные бренды уже присутствуют. При этом наш рынок очень фрагментирован. Самые крупные игроки, а это, по его мнению, иностранная Zara и российский Ostin, занимают на нем не более 5%. Любопытно, что в одежде массовый потребитель легче жертвует фасоном и брендом в пользу цены, чем приобретая обувь, – по ней комфортность модели остается на первом месте.
Общее падение продаж, конечно, замедляется, но ведь оно отсчитывается со все более низкой базы. Естественно, что резко снизился импорт модной одежды из Европы. Как сообщил президент Европейского совета экспортеров модной одежды и текстиля (EFTEC) Райнхард Депфер, экспорт одежды из ЕС в РФ упал почти на треть. Рекордсмен снижения – женское нижнее белье – минус 43%. Заметно, но в меньшей степени упал и импорт из Китая. Несмотря на ввозной «секвестр», по данным Fashion Consulting Group, импортная продукция занимает 80% от всего оборота одежды, обуви и аксессуаров.
Упавший импорт не привел к сколько-нибудь заметному замещению отечественными товарами, потреблять просто стали меньше. Кое-что в сложившихся обстоятельствах государство делает, но не последовательно, очень выборочно. Приведу мнение Андрея Павлова, президента крупной обувной компании Zenden: «Стали наводить порядок на таможнях, ведь контрабанда доходит до 80%. Стремные бизнесмены прогорят и уйдут, освободится место на рынке, а конкуренция оздоровится. Однако для действительного развития рынка необходимо прежде всего гармонизировать систему налогов и сборов».
Как полагает президент сети Henderson Рубен Арутюнян, освободившиеся с уходом некоторых игроков торговые площадки – одно из главных преимуществ для выстоявших в кризис. Это дает возможность запускать более метражные магазины с большим ассортиментом, не мельчить форматы.
«Одно время, мы решили вообще ничего не планировать, все равно не сбывается, – рассказывает Михаил Уржумцев. – Два года назад казалось: прошел месяц, и слава богу. Год назад стало возможно спланировать квартал, теперь и полугодие можно корректно рассчитать».
Большинство отечественных компаний к настоящему времени уже значительно оптимизировались, закрыв неэффективные магазины и сильно снизив инвестиции в открытие новых, сократив офисы. И все же ряд сетей не уменьшили число торговых точек – вопреки падающим оборотам и трафикам, снижению среднего чека. Среди них называют O’stin, «Спортмастер», Sela, сеть салонов «Кенгуру». Как правило, это удается за счет значительного снижения арендных ставок, особенно по солидным площадям.
При падающем «реале» идет активнейшее освоение онлайн-продаж. Вице-президент Sela Эдуард Остроброд отмечает, что самый большой оборот в онлайне его компания осуществляет через интернет-гигантов, но работает и с небольшими фирмами, которые выставляют товар на своем сайте как на витрине, получая комиссию в 15%. Эдуард Остроброд сообщил, что компании пришлось сократить треть офисного персонала. Такие большие сокращения отчасти нивелировались внедрением интернет-торговли. К примеру, в Finn Flare стали практиковать отказ от небольших магазинов в пользу 600-800-метровых.
Андрей Павлов подчёркивает, что средний бизнес намеренно дробится в мелкий, дабы получить льготы. Компанию искусственно разделяют на массу юрлиц, их легко открывают и закрывают, «чувствуя при том себя преступниками». А кто-то законопослушно страдает. По его убеждению, необходимо убрать упрощенку, патенты, то есть установить те же, что и для всех, условия и льготы для самозанятых, ИП. Пока у них и серых предпринимателей есть чемоданы налички, всё будет продолжаться – фальсификат внутри страны и контрабанда извне. Получается нездоровая конкуренция с теми, кто не ищет уловок. Именно так ушли с рынка Кира Пластинина и «Центробувь». Компания «ЦентрО» (оператор обувной сети Centro, входящей в ГК «Центробувь»), признана арбитражным судом Москвы банкротом. Из отчета временного управляющего следует, что сумма требований к «ЦентрО» составила 19,3 млрд руб.
«Множатся бухгалтерии, офисный персонал, падают налоги в бюджет, – продолжает Андрей Павлов. – В итоге крупный бизнес в отрасли часто на грани выживания, нужно срочно наводить порядок. Западные-то компании уцелеют, у них свои конкурентные преимущества – собственное производство или облегченные прямые закупки, финансовые резервы, множество подстраховывающих друг друга рынков в разных странах. Вот они и займут освободившиеся ниши. Легальные фабрики не попадают в льготный налоговый режим – и это на фоне массы левого товара, который не заявляется ни производителями, ни импортерами, ни торговцами! Поменяйте налоговую систему, и в легкой промышленности начнется бум».
Еще одна проблема – старение населения сужает рынок труда, при этом все больше людей берут в армию, полицию, чиновничество. «В ритейле ощущается дикий дефицит молодых кадров и отсутствие их подготовки, – сокрушается Андрей Павлов. – Я строю фабрику в Евпатории, на ней сразу открываю ПТУ, а это непрофильные расходы. Дальше сокращать издержки легальных производителей и ритейлеров невозможно, есть лимит оптимизации».
Что касается распространенного в отрасли франчайзинга, то, по мнению президента Zenden, франчайзи зачастую – очень своеобразный предприниматель, пользующийся льготами на малый бизнес, экономящий на зарплатах. Но если работать на равных при справедливых налогах многие из них вылетят из игры, и сети сократятся.
Онлайн растет
Как утверждает Максим Фалдин, совладелец онлайн-супермаркета WikiMart, основатель и генеральный директор интернет-бутика Little Gentrys, E-commerce – это единственное, что устойчиво растет в нынешние времена. Стрит-ритейл в больших городах вообще умирает, все перемещаются в ТЦ, но в регионах этот формат еще распространен.
Большинство одежных компаний основной объем своих интернет-продаж совершают через собственные сайты. Пока оборот фирменных онлайновых магазинов в среднем равен обороту двух-трех розничных монобрендовых точек, но имеет восходящую тенденцию при нисходящей у «реальных» точек. Помимо собственных интернет-магазинов компании активно используют маркетплейсы в виде разветвлённых порталов крупных интернет-компаний, таких как Lamoda, Wildberries, Ozon. Всё больше российских брендов выходят на китайский AliExpress. По словам директора по развитию бизнеса AliExpress в РФ и СНГ Марка Завадского, запущен отдельный раздел на AliExpress, где представлены модные товары от имени российских ритейлеров.
Флориан Янсен, управляющий директор компании Lamoda рассказал, что его компания основана шесть лет назад как платформа по продажам для брендов, больших и малых, из весьма разных стран. «Мы ничего не производим, только продвигаем. Зарубежным игрокам обеспечиваем легкий и недорогой вход на российский рынок, – говорит Флориан Янсен. – Продолжают приходить зарубежные бренды среднего масштаба, а некоторые из них пропадают с российского рынка, поскольку умирают на родине. Сейчас на платформе представлена примерно тысяча брендов, и всего лишь сотня из них дает 80% продаж. Но и небольшим фирмам легче действовать через нас, еще больше мы полезны для производителей без сбытовых подразделений».
Lamoda идет в регионы – ведь там закрывается много небольших местных магазинов, сдерживает только логистика. «Но они закрываются не потому, что мы идем туда, наоборот мы идем туда, где они закрываются, – заключает г-н Янсен. – Регионы более рискованны с коммерческой точки зрения, но и более перспективны, пока доля Lamoda на региональных рынках низкая, а конкуренция там нарастает».
В то же время есть крупные компании, где онлайновая торговля невысока, а упор по-прежнему делается на привлекательность магазинов. Ведь в природе нет потребителей, покупающих только онлайн или офлайн, все они гибридны. «У нас он-лайн продажи меньше 5%, и бума в них мы не наблюдаем», – подчеркивает Михаил Уржумцев. Но «торговые привычки» так или иначе приходится менять всем игрокам в соответствии с планами выживания. Что касается Melon Fashion Group, то там решили стимулировать спрос, предложив товары в рассрочку.
Плюсы и минусы конкуренции
Транснациональные гиганты могут себе позволить работать без прибыли и осторожно расширяют географию присутствия. В качестве примеров можно упомянуть шведскую H&M и японскую Uniqlo. Другие глобальные сети, такие как Stradivarius, Marks & Spencer, Zara, Mango, сократили число магазинов, но весьма незначительно, поддерживая оборот за счет минимального повышения цен, а порой сохраняя их уровень. Торговая маржа у всех сжалась, снизив былую привлекательность РФ. Приход мировых брендов в 2016 году в РФ продолжился с меньшей интенсивностью, среди пришельцев – On&On, Tsumori Chisato, Brums, Original Marines, Rocco P., Intersport Run&Fit и др.
«Но так ли хорошо, что приходят иностранные игроки, которых и так переизбыток? – задается вопросом президент обувной компании Zenden Андрей Павлов. – Не следует ли их сдерживать? Ведь сокращаются возможности отечественных ритейлеров и в еще большей степени производителей, а также федерального и местных бюджетов. Конкуренция не на равных – у западников имя и накопленный финансовый жирок. Мы прикупили себе два бренда: Mascotte и Thomas Munz. Поэтому у нас большой рост товарооборота, достигли 15 млрд рублей в год. В текущем году можем добраться до 25 млрд. Неприлично высокие выручки, многие завидуют. Есть своя торговая недвижимость, это дает устойчивость. Обувную фабрику в Крыму строим».
Гендиректор интернет-магазина детской одежды Little Gentrys Максим Фалдин и Флориан Янсен возражают: конкуренция не бывает избыточной, нельзя рынок закрывать – страдает качество, растут цены. Михаил Уржумцев отметил, что конкуренция в РФ не корректная: «Кто-то ввозит импорт нелегально. Задача государства – создать одинаково прозрачные условия – тогда станет ясно, кто действительно эффективен. К примеру, экономика Inditex Group восхищает всех. Но они встают в ТЦ уже не на общих рыночных условиях, поскольку генерируют трафик. А ведь от локации в огромной степени зависит отдача от точки».
Так или иначе, без государства, по мнению Андрея Павлова, невозможно решить 90% проблем рынка фэшн, поскольку «предприниматели не могут самостоятельно сговориться между собой». «Вот, есть у меня кинотеатр, открываемся в 10.00, как все, а ведь зрителей почти нет. То же самое с магазинами. Ну, кто пойдет покупать себе обувь в 10 утра? Но боимся дать слабину перед конкурентами. В результате пропадает труд продавцов, усугубляются пробки, издержки. Нужен закон, позволяющий торговать нон-фудом только с 11 или 12 часов. Например, в Южной Корее вся торговля сдвинута в сторону ночи».
«Раньше отдача от регионов была сильнее, – утверждает Михаил Уржумцев. – Главное там попасть в хорошие руки, то есть, в хороший ТЦ». Аналитики РБК представили рейтинг самых привлекательных регионов для одежных и обувных ритейлеров. На самом верху – Ямало-Ненецкая, Чукотская, Сахалинская, Магаданская области, как ни странно, Дагестан. Москва, что тоже, на мой взгляд, не бесспорно, считается перспективной для обувщиков, в столице, якобы, все еще не хватает сетевых магазинов.
Как бы там ни было, затянувшийся кризис обещает еще более затяжную стагнацию – на многие годы вперед. Судя по всему, в условиях скудного времени и смутных перспектив на лояльность потребителей, прежде всего, влияют скидки и распродажи, широта ассортимента, локация магазина и уровень консультантов-продавцов. Ну и силу и узнаваемость брендов никто не отменял.