Fashion tech что это
Fashion Tech и «технический ниндзя»: как инновации меняют моду
Мир движется к упрощению. Меняются технологии, образование, тенденции в коммуникациях, интерьере и даже еде. С ростом популярности ответственного потребления трансформируется и модная индустрия, предлагая разнообразные минималистичные стили — от бельевого до спортивного. Вместе с тем растет технологичность одежды: люди по всему миру все чаще занимаются активными хобби наподобие альпинизма или пешего туризма, а такие активности требуют от вещей высокой функциональности. Эксперты SmithFit рассказали о развитии Fashion Tech и его будущем.
Как появилась «умная» одежда
С развитием технологий появилось направление Fashion Tech — это альянс модной индустрии и инноваций. В этот сегмент входят как сугубо материальные атрибуты производства (необычные ткани, высокотехнологичные элементы, стилизация), так и технологии по сбору и обработке данных для дистрибуции одежды. Направление фэшн-тех также включает в себя «умное» производство и всевозможные инновации на показах: технологии дополненной реальности, голограммы — впервые ее использовал на своем показе Александр Маккуин в 2006-м, это было изображение Кейт Мосс.
Вещи, обеспечивающие воздухонепроницаемость, влагостойкость и удобство за счет специальных материалов, относятся к понятию techwear, или теквир. В русском название интерпретируют как «технический ниндзя». Основные цвета одежды в этом стиле — темные: черный, глубокий синий, темно-зеленый. За счет цветовой гаммы и эргономичности кроя образы его адептов напоминают вид японского ниндзя.
Этот стиль появился во второй половине XX века, когда научно-технический прогресс потребовал более современного обмундирования для космонавтов, военных и ученых. Теквир-одежда ориентирована на частое использование гаджетов. Среди главных теквир-тканей можно выделить микрофибру, флис, рипстоп, мембранные ткани, сетчатые и особо прочные материалы — например, Dyneema, использующийся в создании бронежилетов.
Технически возможно появление теквира стало во многом благодаря изобретенной в 1969 году ткани Gore-Tex: она обладает водонепроницаемостью и паровыводимостью, выводя не саму воду, а молекулы воды. Именно из этой ткани делают «технологичную» верхнюю одежду и даже водонепроницаемую обувь. Gore-Tex также используют в обмундировании армии США и в производстве одежды для скалолазания.
Зарождение стиля теквир связывают с течением health gothic. Несмотря на характерный черный монохром, присущий и классической готике, «здоровой» готике свойственна футуристичность дизайна, спортивные образы и функциональность одежды: обилие карманов, сменных блоков, наличие ремней и карабинов. Теквир же можно охарактеризовать как сочетание практичности, устойчивости к погодным условиям и «киберпанковости». Среди теквир-брендов — adidas Y-3, Norwegian Rain, C.P. Company, Riotdivision.
Тренд на такие вещи во многом обусловлен развитием нового поколения машин — они способны создавать узоры разной степени сложности и дают меньше производственных отходов. Оборудование, обеспечивающее технологию создания одежды без швов, производит Framis Italia. Впрочем, есть и другие способы: американский бренд Ministry of Supply, например, еще пять лет назад запустил в продажу кофту без единого шва, напечатанную на 3D-принтере. Социологи отмечают растущую популярность моделирующего бесшовного белья — все чаще его носят как вариант «на каждый день».
Несмотря на то, что изначально теквир появился как возможность защититься от суровых погодных условий, стиль перекочевал в постоянный гардероб городского жителя — многие с удовольствием носят пуховики и флисовые рубашки, а звезд одевают как ниндзя для съемках в клипах.
Базовый слой должен облегать тело и сохранять его сухость. С этими задачами прекрасно справляются бесшовная одежда и термобелье. Они незаметны под блузками и водолазками, и за ними очень просто ухаживать — вещи быстро высыхают, а стирать их можно каждый день. Кроме того, бесшовная одежда не сковывает движения и сидит четко по фигуре, а также не оставляет следов на теле. В среднем стоимость ставших уже культовыми костюмов варьируется от 4 до 6 тыс. руб. Можно дополнительно покупать к ним верх или низ, чтобы наряжаться по настроению в любимые цвета.
Из-за того, что технология производства бесшовной одежды проста в исполнении, экологична и финансово доступна, большинство брендов, как люксовых, так и масс-маркет, используют ее не первый сезон. А объективные преимущества таких вещей и высокий спрос на них свидетельствуют о том, что бесшовная одежда и в дальнейшем будет занимать значительную долю фэшн-индустрии. Она подходит всем женщинам, в том числе беременным, и ее очень просто сочетать с вещами в футуристичном стиле.
Примеры новых технологий в моде
Дизайнеры Skiin создали белье, фиксирующее температуру тела, сердцебиение, давление и даже вес человека.
«Умная» одежда: носки, которые можно найти с помощью IPhone, шапка со встроенными наушниками.
Ученые произвели самовосстанавливающиеся ткани: под воздействием ультрафиолета эластичные волокна чинятся самостоятельно в местах повреждений.
Благодаря технологии Kombucha производители могут создать одежду из… ферментированного чая. Это позволяет соблюсти принцип экологичного производства.
Почему теквир всегда будет актуален
Тренд на теквир набирает обороты — его уже взяли на вооружение дизайнеры, блогеры и молодое поколение. А креативные агентства снимают рекламу в стилистике киберпанк. Это неудивительно: современному человеку с его потребностями и графиком нужна удобная одежда из «дышащих» тканей, при этом выглядеть она должна эстетично. Благодаря развитию технологий та же бесшовная одежда может включать в себя кружева, жаккард и другие декоративные элементы.
Мода на здоровый образ жизни вряд ли когда-нибудь сойдет на нет, а значит, технологичная одежда всегда будет пользоваться спросом, особенно среди любителей экстремальных и зимних видов спорта. Кроме того, теквир предлагает и одежду, защищающую от огня. Именно то, что нужно дачникам, туристам и тем, кто выбирается на пикники.
Высокотехнологичная одежда требует должного продвижения, поэтому внушительную долю продаж ее создателям приносят яркие рекламные кампании — на них реагирует поколение Z, которым, помимо объективных преимуществ продукта, важен визуал, легенда бренда и понятный call to action.
Эксперты фэшн-рынка утверждают, что все новомодные элементы одежды должны пройти проверку временем, но с огромной долей вероятности приживутся в наших реалиях.
Модное будущее: «умная» одежда и виртуальные примерочные
Технологии в моде – это одежда в дополненной реальности и голограммы моделей, ходящие по потолку
В 2015 году в мир высокой моды ворвалась технология 3D-печати. Карл Лагерфельд частично использовал ее при создании твидовых жакетов для коллекции Chanel. Единично технологию испытала на себе актриса Дита Фон Тиз, появившись в напечатанном платье в 2013 году на вечеринке отеля Ace Hotel. С тех пор 3D-печать стала одним из приоритетных направлений развития модной индустрии, а кроссовки Nike vapor Laser Talon, New Balance и многие другие, произведенные таким способом, полюбились многим спортсменам.
Шок-факт: первую умную одежду представила не Xiaomi. Но сейчас она в топе по этому направлению
Все данные кроссовки отправляют напрямую на смартфон. Девайс требует зарядки, но одного раза за несколько месяцев достаточно при регулярном использовании.
Модный Hi-tech в России: коллабы с AliExpress и гранты от Сколково
Дизайнер из Петербурга Снежана Падерина, получив образование в сфере кибербезопасности и высоких технологий, начала активно использовать 3D-печать в производстве повседневной одежды. Ее коллекции показывали в музее Метрополитен в Нью-Йорке и на показе Гарвардского университета. Совместно с Intel Снежана участвовала в разработке ортопедического корсета GS3, который мог изменять уровень поддержки спины.
Из первых уст: топ-дизайнер о перспективах hi-tech fashion в России
Петербургский дизайнер Ксения Герц рассказывает, что впервые использовала новые технологии во время показа на Mercedes-Benz Fashion Week. « Коллекцию можно было посмотреть через очки дополненной реальности, либо навести смартфон на специальную метку и 3D-модель появлялась на экране. В изделия были вшиты чипы Verisium, благодаря которым поддерживается коммуникация с потребителем. На них записана информация про изделия, которую можно просмотреть с помощью смартфона. Сейчас мы ведём разработку принтов, которые будут оживать с помощью технологии дополненной реальности.
Fashion-tech не требует дополнительного образования. Технологии развиваются слишком быстро, чтобы этому могли полноценно учить. Проще и быстрее разобраться самому. Не обязательно вникать в тонкости, достаточно найти профессионалов для консультации по каждому вопросу. И применить свои знания в области моды.
Технологии в одежде – язык общения с новым поколением потребителей. Когда есть возможность продемонстрировать новую коллекцию без полного её изготовления, в 3D-моделях, заранее прогнозируется спрос. В итоге нет риска выпустить больше, чем нужно.
Многие покупают одежду только для того, чтобы сделать красивые фото и выложить в соцсети. Виртуальный лук дает возможность экономить ресурсы, затраченные на производство одежды и ее утилизацию. Также будет развиваться направление 3D-печати, появятся материалы, похожие на классические ткани, производство одежды станет более доступным и не таким ресурсозатратным.
Виртуальные модели для демонстрации коллекций уже начали появляться. Они всегда хорошо выглядят, у них не болит голова, они не опаздывают на съемки, у них всегда хорошее настроение и они прекрасно демонстрируют одежду реальных дизайнеров.
Из-за коронавируса все недели моды были отменены и дизайнерам пришлось адаптироваться, представляя свои коллекции в онлайне. Сейчас есть вероятность, что многие бренды уже не вернутся в офлайн. Очень удобно смотреть последнюю коллекцию любимого дизайнера и не тратить на это лишнее время для поездки на показ. Смартфоны и планшеты позволяют приблизить и рассмотреть фактуры, изучить пропорции. Результат — человек в любой точке мира может увидеть вещи в подробностях и сделать заказ.
Мир технологий существует для того, чтобы упростить людям жизнь. Это касается и материалов, из которых изготавливается одежда, и функций, которые в нее закладываются, и способов коммуникации производителя и потребителя. За каждым новым решением на рынке технологий стоит запрос потребителя. Если fashion-tech так стремительно развивается, значит этого требуем мы с вами.
Fashion Tech. Рождение новой индустрии или трансформация старой?
Новые технологии в сфере моды и правда удивляют. Умные ткани, меняющие цвет в зависимости от настроения, 3D печать обуви, роботы-швеи и виртуальные примерочные и т.д. Все говорят о том, что это произведёт революцию в мире моды и производства одежды. Однако чего-то не хватает.
Как отмечалось на недавно прошедшей в Москве конференции Fashion Futurum, инвестировать в молодых дизайнеров по-прежнему чрезвычайно рискованно, несмотря на наличие талантов. Единственный определённо положительный пример развития рынка за пределами империй быстрой моды типа Inditex, был приведён корейскими коллегами. Корейцы сначала создают образы в поп-музыке, затем развивают их в телесериалах и потом переносят наиболее удачные из них в мир одежды. Для ограниченного числа дизайнеров это, несомненно, путь. Но он не создаёт индустрию, а технологические новинки производства в данном случае лишь снижают издержки и оптимизируют логистику. При этом мы понимаем, что процесс покупки одежды в ближайшем будущем должен содержать всего несколько кликов после обозначения цели «одеться для» или «одеться примерно как вот тот человек» или «предложите мне что-то новое». Более того, эта одежда должна быть не просто доставлена, но и изготовлена лично для вас в течение нескольких дней. А дизайнер перед тем, как делать коллекцию должен иметь все необходимые данные о потенциальной аудитории с тем, чтобы риск остался только тот, который связан непосредственно с творчеством. И это уже действительно большая новая индустрия со множеством технологических игроков и огромным разнообразием.
Кто главные действующие лица в новой fashion-индустрии?
Для того, чтобы понять, каких элементов новой индустрии не хватает, вспомним о том, что все серьёзные инновации в конечном итоге делаются ради покупателя и создателя-дизайнера. В нынешнем же мире моды проблемы точно такие же, как и в медиаиндустрии. Главная из них — отсутствие прямой связи между многочисленными создателями и многочисленными группами потребителей. В существующей модели соревнуются не столько творческие умы, сколько рекламные бюджеты или физические каналы дистрибуции, которые в основном связаны с бюджетом на недвижимость. По сути fashion-бизнес и медиабизнес стали «финансовыми». С помощью очень больших денег вы целиком заполняете канал коммуникаций с потребителем — и никто из относительно маленьких брендов не имеет практически ни малейшего шанса быть услышанным или увиденным достаточным (для стабильного развития бизнеса) количеством людей, несмотря на отчаянные попытки потребителя найти что-то для себя лично, исходя из своих вкусов и потребностей. Другая проблема — «каталожный» подход больших интернет-магазинов, в которых выбрать то, что нужно, — ещё большая проблема, чем выбор в оффлайн-магазине. У потребителя не так много свободного времени, чтобы выбирать из сотен или тысяч якобы релевантных результатов поиска.
Видимый и невидимый Fashion Tech
Итак мы подошли к тому, чтобы обозначить недостающие элементы новой индустрии моды. С «железными» технологиями всё более-менее понятно, и они несомненно привлекательны. А всё остальное — то, что не видно потребителю, пока отсутствует. Всё это — информационные и коммуникационные технологии, которые должны решить следующие задачи: построение каналов коммуникаций между любыми дизайнерами и любыми аудиториями, защиту прав на интеллектуальную собственность, справедливое распределение доходов между всеми участниками цепочки ценностей, связь собственно с проектированием, производством, логистикой и ритейлом, в каком бы виде он не сохранился. Это подразумевает очень интенсивное использование искусственного интеллекта и машинного обучения, новых технологии сбора данных о товарах и пользователях и получения новых метрик, блокчейн-технологий и т.д.
Почему до сих пор новая индустрия моды не построена?
Несмотря на наличие потрясающих технологических достижений в области дизайна, проектирования и производства, «невидимая» технологическая часть до сих пор находится в зачаточном состоянии.
Причин тому несколько. Частный капитал не очень любит финансировать исследования, которых необходимо много, а государственный — существенно более инертен, но самое главное, его распорядителям кто-то должен сформулировать задачу. Например, новые способы взаимодействия пользователя с цифровым контентом или новые метрики не рождаются «в гаражах». Они могут родиться только в результате серьёзных исследований, данные которых положены в основу стартапов. Но для этого нужен прекрасный союз визионеров из бизнеса и университетов, которые встречаются не так часто Вторая причина — отсутствие кросс-индустриальности в построении новой модели. Кто-то должен собрать за одним столом не только деятелей легкой промышленности, математиков и программистов, но и прогрессивных представителей телекоммуникаций, банковской индустрии, ретейла, каждый из которых, как ни странно, является новым важным участником индустрии моды. Легпром не сможет решить задачи, связанные со сбором и анализом больших данных без телекомов или интернет-компаний.
А без решения этих задач не будет новой легкой промышленности. Только совместными усилиями представителей нескольких индустрий возможно сформулировать те бизнес-модели, которые имеют существенные шансы стать жизнеспособными. И третья, самая главная причина — технологические стартапы, решающие конкретную задачу, будучи не соединёнными с остальными участниками — подчас тоже стартапами — индустриальной цепочки, не имеют практически никаких шансов на успех, несмотря на гениальность. Виртуальные примерочные без встраивания в обновлённый e-commerce бесполезны. Новые метрики без подсоединения к новым digital-агентствам останутся достоянием учёных, поскольку не будут приняты существующими рекламными агентствами, которым не хочется усложнять себе жизнь. Стартапы в области дополненной реальности для моды не будут жизнеспособными без подключения производителей цифрового контента и самих дизайнеров к новым системам защиты прав и автоматического распределения дохода. Поэтому важнейший процесс — построение цельных бизнес-цепочек и осознанное инвестирование в каждый их элемент. Вне всякого сомнения это тоже искусство само по себе, но без него большинство прорывных технологий не найдут должного применения, потребитель продолжит жить в плоском мире «потребительской демократии», а о создании одного из крупнейших сегментов креативной экономики придётся забыть.
Что останется в результате от старой фэшн индустрии? Сказать сложно. Вероятно, ей придётся радикально трансформироваться для того, чтобы догнать новую, которую мы увидим в течение ближайших трех-пяти лет.
«Модная индустрия больше не будет прежней»
Эмма Уотсон ведет отдельный инстаграм, в котором подробно рассказывает о своих экологичных нарядах: платье из органического шелка, белье из волокон дуба. Наталья Водянова — лицо специальной линии H&M, в которой вещи создают в том числе из пластика, собранного на океанском побережье; в одной из таких актриса Руни Мара не постеснялась прийти на пост-оскаровскую вечеринку журнала Vanity Fair. Супруга Колина Ферта, Ливия Ферт, руководит консалтинговым агентством Eco-Age, помогающим брендам осваивать «безвредный» подход к созданию нарядов. На первой странице модного словаря сегодня красуются sustainable и conscious: наконец выпорхнув из анекдотической картины «нечего надеть!», обычно сопровождающейся гардеробом без начала и конца, самые яркие представительницы fashion-сферы и к ней примыкающих призывают следить за составом платьев с тем же тщанием, что пять лет назад — за содержимым тарелок. На передовой этой борьбы с перепроизводством и, как следствие, загрязнением окружающей среды — наша соотечественница Мирослава Дума, чей новый проект Fashion Tech Lab обещает перевернуть представления об одежде, наконец найдя долгожданный компромисс между модным и технологичным. В состав совета директоров FTL вошли такие люди как Диана Фон Фюрстенберг, одна из самых влиятельных женщин в индустрии моды, президент Американского совета дизайнеров моды, та самая Ливия Ферт, основатель компании Eco-Age, инвестор Кармен Баскет, председатель совета директоров Tod’s Диего Делла Валле, молодой президент Rimowa Александр Арно, американский медиамагнат Остин Хёрст, его жена и дизайнер Габриела Хёрст, декан института дизайна Parsons Бурак Какмак и многие другие.
В портфолио Fashion Tech Lab уже несколько перспективных компаний: например, итальянцы Orange Fiber, научившиеся создавать ткань из отходов, образующихся при производстве апельсинового сока, американцы Diamond Foundry, выращивающие настоящие бриллианты размером до 15 карат в лабораторных условиях, засекреченная лаборатория из Сан-Франциско, в которой ужe разрабатываются кожа и мех из стволовых клеток, и россияне Hydrop, уникальные нанотехнологии которых позволяют защищать ткани от жидких загрязнений и придают одежде антибактериальные свойства. Но то ли еще будет — судя по разговору, Дума настроена более чем серьезно.
— Вы так долго пробыли в мире моды, успешно занимались медиа. Почему решили взяться за другой, более глобальный проект?
— Я обдумывала его на протяжении трех лет, особенно активно — в последний год. В какой-то момент обнаружила, что модная индустрия — вторая по загрязнению окружающей среды, и была потрясена этим «открытием». Скажу честно, мне всегда казалось странным происходящее в сфере моды: немало ее представителей ведут себя так, словно спасают жизни, но правда в том, что она вообще ничего не спасает, а я — маленькая деталь гигантской машины пропаганды. Помню, года полтора назад сидела на показе с мыслью, что лучше бы осталась дома с детьми, да и вообще — что не занимаюсь ничем таким, чем они могли бы гордиться. Все это совпало с периодом, когда я активно ездила по различным конференциям, форумам, и во время одной из таких поездок познакомилась с представителями технологической компании, которая занималась разработкой новых материалов неживотного происхождения — и это перевернуло мой мир с ног на голову! Стало очевидно, что в сфере материаловeдения творится настоящая революция — и она выходит за рамки ожидаемых областей вроде армии и космических систем. Когда Леонов в 1965 году совершал первый для человечества выход в открытый космос, академик Королев контролировал его самочувствие с Земли благодаря «умным» тканям и встроенным в скафандр микрокомпьютерам. Температура тела, давление — все можно было отследить. Такие технологии долгое время держались в секрете, о них банально мало кто знал; а мы стали думать о том, как внедрить их в жизнь. Прошлый год оказался очень сложным для всего мира (от выборов в Америке до Брекзита), что в свою очередь повлияло и на индустрию моды. Например, свои позиции стали терять даже крупные бренды вроде Ralph Lauren, медиа страдали из-за сокращения рекламных бюджетов. Что-то явно шло не так.
И я поняла: модная индустрия больше не будет прежней. Мир стоит на пороге четвертой индустриальной революции — и нам повезло, что можем приложить к ней руку. Отсюда и решение сделать нечто такое, что соединит все точки: моду, технологии, горящих идеями людей.
Аналитики предсказывают, что к 2025 году десятая часть человечества будет ходить в вещах, подключенных к интернету, около 700 млн человек. И это не прихоть, а способ борьбы с конкретными проблемами. У нас была встреча с компанией, занимающейся производством одежды с микроскопическими сканерами для больных диабетом: когда уровень сахара в крови повышается, сканеры посылают сигнал гаджету. Представьте, что когда-нибудь подобные технологии будут повсеместно распространены и вещи смогут собирать и передавать людям информацию об их состоянии здоровья. Это было бы прекрасно, к примеру, для ухода за пожилыми или проходящими курс лечения людьми, детьми с особенностями развития.
— Как вы находите компании, которые ведут разработку новых материалов? И как понимаете, что технология перспективная и ее действительно стоит применить?
— Наш главный инновационный эксперт — выпускница Стэнфорда и Массачусетского технологического института, доктор наук Аманда Паркес (Amanda Parkes), кроме того, участница MIT Media Lab, то есть какие-то идеи может привнести и оттуда. Она хорошо знает рынок, понимает, кому можно доверять, а кому — нет. Когда мы объявили набор, кто-то подумал, что это очередной модный стартап. Приходили люди из индустрии моды, особенно те, кто занимается e-commerce. Но мы отбираем только тех, кто работает в сфере нано- и биотехнологий, материаловедения. Мы проводим отбор проектов и технологий по всему миру (от МГТУ им. Н. Э. Баумана и Сколковского института науки и технологий в России до Parsons, MIT, Harvard в США, или Fraunhoffer в Германии), стараемся взаимодействовать с как можно большим количеством различных организаций, институтов, лабораторий и экспертов. Мы сотрудничаем с Британским модным советом и его главой Кэролайн Раш (она одна из наших советников), студентами Central Saint Martins и многими другими. Очень скоро объявим о партнерских проектах с международными школами дизайна. Недавно, например, встречались с представителями H&M: планируем кооперацию в программе H&M Foundation’s Global Change Award и соинвестируем с их фондом в один очень интересный проект.
— Я читал, что ваша лаборатория будет предоставлять на основе новых материалов решения для брендов. То есть любой представитель марки сможет обратиться к вам за разработкой?
— Не совсем так. У нашей организации четыре уровня. Первый — инвестиционный и исследовательский. Второй — инкубатор и условное агентство, поддерживающее технологии и определяющее, какими именно стоит делиться с брендами. Третий — инновационная экспериментальная лаборатория, целью которой является объединение компаний из технологического сектора с поколением дизайнеров из ведущих университетов мира для производства готовых продуктов, где анализируют проблему, а затем ищут способ для ее решения; грубо говоря, эта лаборатория совмещает технологии с модой, ведь существует стереотип, что если вещь технологичная — скорее всего, немодная, так что немаловажную роль играет эстетическая сторона. Мы также заинтересованы в том, чтобы создать продукт, который могло бы себе позволить максимально большое число людей. И который бы при этом помогал справиться с глобальными проблемами — скажем, переработкой отходов или колоссальным потреблением и загрязнением воды. В нашей лаборатории сейчас разрабатывают продукцию с использованием материала, который, благодаря своим свойствам, может выдержaть больше 20 носок без стирки. Другой пример — наноматериал, обладающий антибактериальным эффектом; его можно задействовать и в медицине, и в производстве школьной формы. Четвертый уровень — благотворительный, направленный на поддержку международных организаций по борьбе с загрязнениями окружающей среды и социальных проблем, связанных с индустрией моды (например, поддержка женщин-предпринимателей в странах третьего мира).
— Использовать или не использовать новые технологии — это выбор не только компании, но и потребителя. Как привлечь покупателя? Ведь в идеале стоимость одежды, которой занимается Fashion Tech Lab, не должна отличаться от той, что сделана из привычных материалов?
— Особенность Fashion Tech Lab в том, что FTL функционирует не как классический венчурный фонд, который наполняется деньгами и вслепую для инвесторов инвестирует их в проекты с целью скорейшего закрытия фонда и ожидания выхода из компаний, а в формате инвестиционной компании с возможностью выбора объекта инвестиций. Такая структура более гибкая и позволяет инвестировать в компании на разных стадиях, в разных объемах и привлекать в любой момент внешних дополнительных инвесторов.
— Хотелось бы узнать больше о каких-то личных вещах. Например, ваш распорядок дня. Во сколько просыпаетесь? На скольких встречах бываете за день?
— Вы знаете, у меня трое маленьких детей (третьего ребенка, дочь Диану, Мирослава родила месяц назад — прим. ред.)…
— Вот я и удивляюсь, как вы все успеваете!
— Мне кошмары снятся по ночам. Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook, в своей биографии пишет, что женщины, в отличие от мужчин, почему-то никогда не верят собственному успеху. У всех одна и та же проблема: нужно жонглировать обязанностями — быть и мамой, и женой, и профессионалом на работе. Да, это нелегко, но для моего психотипа было бы сложнее оказаться в ситуации, когда нет работы, идей, возможности их реализовать. Это для меня страшная ситуация! Зато тот ритм, в котором я живу сейчас, — моя зона комфорта. Кто-то оставляет время на встречи с друзьями, на кино, на вино. А я никогда не любила и не умела это делать; всегда считала себя скучным человеком, даже аутсайдером. Но, знаете, в разные жизненные периоды мы по-разному оцениваем одни и те же свои «функции»: в школьные и институтские годы мне казалось, что я какая-то не очень классная, а сейчас — наоборот, кажется, что жизнь такая интересная, нужно все успеть, нo я постоянно себя критикую: надо было больше, быстрее, лучше!
У нас международная команда, разбросанная от Соединенных Штатов до Китая и стран Ближнего Востока, все подстраиваются друг под друга: skype-встреча может быть и в час ночи, и в шесть утра. Но это тот процесс, который делает счастливым, особенно когда видишь большую цель. В этом-то и была проблема: два года назад я поняла, что не вижу никакой великой цели. Что все, что я делаю, — пропагандирую потребление, а оно ни к чему хорошему не приведет. Вот поэтому я и взялась за Fashion Tech Lab.
— Кстати, как после появления Fashion Tech Lab складываются ваши отношения с Buro 24/7? Вы перестали заниматься последним? Или по-прежнему контролируете то, что там происходит?
— Как сооснователь — контролирую. У нас сильная команда, во главе со всеми любимым издателем, который контролирует ежедневный процесс, благодаря которому я смогла совмещать полномочия. Недавно мы закрыли очень интересную сделку, которая, я надеюсь, станет для Buro 24/7 новой ступенью (речь идет об объединении с System Magazine, англоязычным журналом о модной индустрии — прим. ред.). В процессе несколько других крупных проектов, о которых мы будем скоро объявлять. Я отношусь к проекту, который запустила с Фирой Чилиевой шесть лет назад (через год Полина Дерипаска стала партнером, выкупив долю у первоначального инвестора — прим. ред.) как к собственному ребенку. Я до сих пор мажоритарный партнер. Решения глобального характера мы принимаем совместно с моими партнерами. Но от ежедневной редакционной и операционной деятельности я отошла. Помимо Buro, в прошлом году мы запустили The Tot, в этом — FTL. Как говорят в России: чем больше делаешь, тем больше успеваешь.