Fbo озон что это
Поставка на OZON. Пошаговая инструкция. Урок 11. Новые тарифы FBO (при работе со склада Ozon) от 01.02.2021
Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов
ВАЖНО. Сайт WBCON.RU не является официальным партнером Маркетплейсов и его Поддержкой. Информация на сайте собрана из открытых источников и носит информационный характер. Информация на странице может быть не актуальна. За актуализацией обращайтесь в Поддержку Маркетплейса и/или в ЛК Поставщика
Отменяется минимальный размер комиссии за товары, в большинстве категорий комиссия стала ниже:
Оплата доставки разделилась на 3 этапа/пункта: сборка заказа + плата за магистраль + последняя миля. Далее разберемся более подробно:
Как посчитать объемный вес? — Чтобы посчитать объемный вес, разделите объем товара в литрах на 5 и сравните с массой товара в кг. Выберите большее значение. Это и будет объемный вес.
Пример 1
Объем товара — 11,5 л. Вес товара — 3,1 кг.
Расчет стоимости по объему: 11,5 л / 5 = 2,3 кг
Сравниваем 2,3кг и 3,1 кг. Выбираем большее значение. В данном случае это будет значение, которое мы берем по весу товара. Объемный вес равен 3,1 кг.
Пример 2
Объем товара — 21 л. Вес товара — 3,8 кг.
Расчет стоимости по объему: 21 л / 5 = 4,2 кг
Сравниваем 3,8кг и 4,2кг. Выбираем большее значение. В данном случае это будет значение, которое мы берем по объему товара. Объемный вес равен 4,2 кг.
Тарифы на магистраль до 30.06.2021:
Рисунок 3. Тарифы на магистраль FBO до 30.06.2021
Тарифы на магистраль с 01.07.2021:
КСТАТИ, У НАС ЕСТЬ КАЛЬКУЛЯТОР ОЗОН (OZON), ГДЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВСЁ ПОСЧИТАТЬ
FBO Ozon: что это такое, требование к упаковке, в чем отличие ФБО от ФБС
FBO и FBS Ozon (ФБО, ФБС Озон) – что это такое, для чего нужно? На стадии регистрации в сервисе все кажется понятным и простым, однако на практике существует масса нюансов, с которыми придется столкнуться потенциальным партнерам. Схемы отличаются по нескольким признакам, хотя на начальных стадиях у них есть много общего.
С подробной инструкцией по работе с маркетплейсом можно ознакомиться здесь.
Каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе выбрать удобную для себя систему и осуществлять доставку товаров потребителям. Перед тем как остановиться на том или ином варианте, стоит сопоставить все плюсы и минусы, определиться с объемами, категориями продукции, целевой аудиторией. Рассмотрим подробнее, как работают ФБС и ФБО.
Что такое FBS
При использовании этой схемы поставщик самостоятельно собирает заказы от покупателей, упаковывает их и затем действует одним из двух удобных способов:
Затем маркетплейс самостоятельно обеспечит доставку покупателю, который заказал все на сайте.
В личном кабинете должна быть представлена актуальная информация, регулярно обновляемая поставщиком. Это делается вручную или массово.
Расшифровка понятия FBO Ozon
Простыми словами, это схема продажи со склада Озон, а не от поставщика. Продавец отгружает товары, а работники компании самостоятельно укомплектовывают заказы и осуществляют доставку по адресу покупателя. В данном случае можно выделить такие положительные стороны, как экономия на аренде, логистике, заработной плате рабочему коллективу, который должен собирать и закрывать заявки потребителей.
Главный недостаток заключается в порядке доставки продукции. Для осуществления поставок нужно создать соответствующую заявку на свободную дату и время, приготовить сопроводительную документацию. Складские помещения отличаются большой загруженностью, поэтому многие партнеры долго находятся в очереди. Однако плюсы перекрывают все отрицательные качества, потому что таким образом действительно удается прилично сэкономить.
Не стоит переживать, если нет возможности отвезти грузы на склады маркетплейса. Платная услуга кросс-докинга решает эту проблему.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Схема работы FBO
В первую очередь подключается система электронного документооборота. Это нужно для отправления заявки на сотрудничество и последующих запросов на поставки, получения отчетности по совершенным сделкам купли-продажи. Эта процедура занимает не более пары дней. Придется предоставить ИНН, наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также понадобится отправка приглашения контрагенту Ozon по строго установленному образцу.
Продукция доставляется своими силами. Если такого желания и возможности нет, ничего страшного, можно воспользоваться услугой кросс-докинга. Она осуществляется на платной основе, но клиент вправе выбрать любой склад, который его устроит больше всего. Например, если продавец территориально находится в Саратове и продает оборудование для подводного плавания, рационально размещать его, например, в Ростове.
Упаковывать вещи придется самостоятельно. Они складываются на паллеты. Стоит указать реквизиты транспортного средства, информацию о водителе, количество грузовых мест, дату и время доставки, заполнить документ по форме УПД-2.
Вся продукция будет находиться в складских помещениях, пока ее не закажут. Затем работники склада все самостоятельно соберут, упакуют и отправят по адресу, указанному покупателем, или в пункт выдачи.
Схема работы FBS
Поставщик сам хранит товары, следит за их сохранностью и состоянием. Помещений для складирования может быть несколько, все они регистрируются в личном кабинете с настройкой приоритетных направлений.
Затем маркетплейс должен сигнализировать о приходе очередного заказа. Вещи придется собрать и упаковать своими силами. После чего стоит выбрать подходящий вариант доставки. Для этого подойдет любая удобная служба, в том числе Ozon Логистика.
При выборе последнего способа курьер будет самостоятельно развозить возвращенные товары. При альтернативных методах возврат осуществляется Почтой России или по-другому, это зависит от индивидуальных настроек, указанных при регистрации.
Что выбрать: FBO или FBS Озон
На какой системе оставить свой выбор, зависит от индивидуальных предпочтений, логистических особенностей и свободного времени. Возможно, у вас уже есть свой собственный интернет-магазин, преданный коллектив операторов и других работников, склад и транспортные компании, с которыми идет тесное сотрудничество, можно попробовать ФБС.
При желании развивать свой бизнес и расширять ассортиментный ряд придется столкнуться с рутиной в работе на маркетплейсе. Однако в любом случае каждый поставщик может через личный кабинет отслеживать перемещения товаров или пользоваться специальными аналитическими сервисами. Например, есть ПО, которое позволяет контролировать остатки, уведомлять о необходимости пополнения складских помещений, отображать темп реализации и динамику доходности.
Если освободить свое время от ненужной рутины, можно внимательно наблюдать за развитием категорий, ростом или падением спроса, отдавать как можно больше сил на увеличение выручки и расширение бизнеса.
Существуют и смешанные схемы. Часть продукции может храниться на собственном складе поставщика, остальные передаются в складские помещения Озон. Система выбирается пользователем в личном кабинете. Какие именно вещи отправлять, а какие оставлять, решать продавцу. Однако важно помнить о том, что в этом случае придется столкнуться с особенностями, минусами и плюсами обоих видов. Это значит, что в голове придется держать больше информации и разбираться с множеством нюансов.
Торговля со склада Ozon
Для того чтобы торговать по схеме ФБО, то есть непосредственно со складских помещений маркетплейса, следует соблюсти ряд условий. Первоочередно продавец регистрируется в качестве юрлица или ИП, если не сделал этого ранее. Затем создается личный кабинет, куда вносится необходимая информация. Данные о товарах указываются на сайте, если модератор «дал добро» и не вернул все на исправление.
Подготовка к продаже и непосредственно реализация проходят поэтапно. Если не соблюсти хотя бы один пункт, существует вероятность больших финансовых затрат и потери клиентской базы.
Что вам понадобится
Для начала необходимо:
Когда удобнее продавать со склада Озон
Это оптимальное решение, если юридические лица и индивидуальные предприниматели:
Комиссия Озон FBO
Работа с маркетплейсом не бесплатна, потребуется перечисление определенных сумм, а именно:
Подготовка к поставке
Существуют важнейшие рекомендации, которым необходимо следовать всем добросовестным поставщикам, желающим заработать на маркетплейсе:
Этикетка
В первую очередь на ней должно быть указано наименование, кто произвел продукт, из чего он состоит, штрих-код.
Требование к упаковке FBO Ozon (Озон), если вы продаёте со своего склада
Есть минимум и максимум, который может быть отправлен в упаковочном материале, 200 г и 25 кг соответственно. Получается, что если продукт весит меньше, то его нельзя реализовать через маркетплейс. То же самое касается верхней границы лимита. Есть ограничения и по габаритам.
Общие рекомендации по упаковыванию реализуемых вещей:
Как начать продавать на Ozon
Обе схемы имеют некоторые общие черты. От поставщика потребуется:
Если товарная линейка небольшая, можно добавить ее на сайт вручную. При большом количестве позиций для удобства рекомендуется сначала сформировать файл Excel или воспользоваться существующими шаблонами.
Иногда случается так, что после модерации отдельные продукты не допускаются к реализации. В личном кабинете отобразится вся информация о причинах произошедшего. Исправив конкретные ошибки, можно снова направить перечень товарных позиций на повторную проверку и одобрение.
Ozon разрешает продавать в рамках модели FBO не все товары
Далеко не вся продукция может быть реализована таким образом. Существую некоторые ограничения по объему и массе. Они отличаются для разных складов маркетплейса. Кроме того, есть определенные условия, касающиеся срока годности. С момента выпуска должно пройти не больше строго установленного временного интервала в зависимости от сохранности той или иной вещи. Непригодные к использованию объекты приняты не будут.
Существует перечень типов продуктов, которые запрещено реализовывать через ФБО Озон. Их может поставлять исключительно продавец. Сюда относят:
Также есть продукция, которая может продаваться только со складских помещений партнеров. Это опасные грузы и предметы, которые легко воспламеняются, стройматериалы, крупногабаритные изделия и др.
Продажа со склада Ozon FBO осуществляется автоматически при регистрировании новоприбывшего селлера. Для того чтобы правильно все оформить, необходимо воспользоваться системой электронного документооборота.
Товарные ценности могут быть представлены в различных зонах хранения. От того, где именно они разместятся, зависит, увидит ли их потенциальный покупатель из конкретного региона проживания.
Продавец вправе самостоятельно выполнить доставку продукции на склад либо отправить в ближайший пункт приема, откуда работники Озон все заберут и доставят в складские помещения. Эта услуга платная, она носит название кросс-докинга.
Иногда устанавливаются требования к упаковочному материалу. Если вдруг продукт упакован неправильно, стоит дополнительно позаботиться о рекомендуемом типе упаковки.
В личном кабинете продавцов есть информация о том, сколько они могут поставить и разместить на Ozon. Установленные лимиты превышать запрещено.
Кроме того, существуют ограничения по времени хранения. Залежавшиеся вещи нужно будет забрать по истечении 2 месяцев, если их никто не закажет.
Заключение
Для того чтобы зарабатывать на маркетплейсе, необходимо разобраться, в чем отличие FBO, FBS Ozon. Поставщик должен обязательно являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с нормативными правовыми актами. Самозанятые граждане, к сожалению, в эти категории не входят. Есть определенные особенности, о которых стоит помнить:
В работе с маркетплейсом есть некоторые подводные камни. Однако при этом подобное сотрудничество имеет массу положительных сторон, главные из которых – большой поток потребителей и лояльные клиенты, значительная экономия, независимо от того, что приходится уплачивать комиссию и дополнительные суммы за иные услуги. Поставщики получают возможность предлагать продукцию людям, которые готовы покупать, потому что пришли именно за этим. Взвесив все «за» и «против», можно принять окончательное решение, работать ли с поставками, отгрузками FBO Ozon (ФБО Озон) или остановить свой выбор на другом маркетплейсе.
FBO (Ozon). Что это такое и как торговать на маркетплейсе по этой модели сотрудничества
FBO (Ozon) – Fulfillment by Ozon (фулфилмент силами «Озона»)
Эта форма сотрудничества подразумевает продажу со склада Ozon. Вы привозите товар на склад маркетплейса, и, по мере поступления заказов, он отгружается оттуда конечным покупателям.
Маркетплейс берет на себя, кроме стандартного размещения товаров на витрине, приема заказов и оплаты, всю логистику. Ozon принимает товары на склад, хранит их, собирает заказы и отправляет покупателям.
Задача продавца: сделать заявку на поставку, упаковать товары, распечатать документы, поставить товары на склад маркетплейса в коробке или на паллете в зависимости от объема и в определенные сроки. В каких случаях этот вариант идеален?
Селлеру особенно подойдет продажа со склада Ozon по модели FBO, если у него нет собственного помещения для хранения товаров и ему неудобно обрабатывать и комплектовать заказы.
Можно работать по двум схемам сразу: часть товаров продавать со склада Ozon (FBO), а часть — со своего склада (FBS), об этой модели мы расскажем вам позже. В таком случае, единицы одного и того же товара на складе Ozon и складе партнера будут иметь разные идентификаторы и продаваться независимо, как разные товары.
Ozon разрешает продавать в рамках модели FBO не все товары
Существуют ограничения по габаритам и весу товаров (они разные для разных складов маркетплейса). Посмотреть подробнее их можно здесь.
Есть также требования к сроку годности товаров. С момента выпуска продукции должно пройти не больше определенного времени, в зависимости от длительности срока. Сдать товары с истекающим сроком годности на склад Ozon не получится.
Четыре категории товаров вообще нельзя продавать на Ozon по модели FBO. Их обязательно надо доставлять только силами продавца: это новогодние елки и живые цветы, а также неодимовые магниты и пиротехнику.
Также существуют товары, которые партнер может продавать только со своего склада. В основном это легковоспламеняющиеся и опасные грузы, крупногабарит и строительные материалы. С полным списком можно ознакомиться здесь.
Как-то отдельно подключать FBO не нужно, это происходит автоматически при регистрации селлера.
Для оформления заявки нужно подключить электронный документооборот.
Товары Ozon могут размещаться на разных складах. От склада, где размещается товар, зависит, покупателям из каких регионов будут видны товары продавца на сайте.
Видеоинструкция о том, как поставлять товары на склады Ozon.
Продавец может самостоятельно привезти товар на склад, а может сдать товар в ближайший пункт приема, откуда на склады развезут поставку сотрудники Ozon. Эта услуга называется кросс-докинг, и она платная.
Для некоторых товаров есть отдельные требования к допустимым видам упаковки. Если у товара другая упаковка, нужно будет запаковать его дополнительно в правильную.
Ozon производит отдельные расчеты, сколько товаров тот или иной продавец может разместить на складе Ozon и сколько товаров может поставить. Эти сведения можно увидеть в личном кабинете Настройки → Склады и регионы. Сверх указанного лимита на склад товары отгрузить нельзя.
Товары на складе можно хранить определенное количество времени. Если их не продали за два месяца, их придется забрать.
Самой большой головной болью, по мнению всех селлеров, при работе по системе FBO является посещение склада и работа с ним. Об этом мы рассказывали здесь.
Бизнес с нуля на Ozon — схема FBO
Затраты поставщиков на логистику со своего склада не меньше, а порой больше, чем при оформлении фулфилмента на Ozon. По опыту работы с Wildberries продавцы опасаются поставлять товар на склад маркетплейса, боясь его не вернуть.
Но Озон не запрещает поставлять на свой склад и 5 единиц продукции. Посмотрим, как начать бизнес на маркетплейсе с минимальными вложениями.
Товары, которые нельзя продавать по FBO
Если вы реализуете товар, попадающий в группу ниже, то можно не тратить время на статью и позаботиться о своем складе:
Как выбрать товар для продажи на Ozon
Для старта новичкам мы рекомендуем рассматривать не самые конкурентные ниши, но востребованные товары со стабильным спросом. Даже если он не пойдет на Ozon, его можно будет продать на другой площадке или в социальных сетях.
Категория “Дом и сад” — самая популярная после “Электроники”, куда зайти чуть сложнее. Заходим на Moneyplace, выбираем средний чек от 600 до 1200 (чтобы снизить риски, но не терять прибыль) и сортировку по продажам.
Видим, что хорошо продается, какие остатки у партнерах на складах, какая конкуренция, нет ли демпинга.
Например, хорошие показатели сейчас у стеклоочистителя, коробок для переезда, ершиков для унитаза, напольных сушилок, многолетний термопривод, уголь древесный, садового покрытия.
Дело за малым — найти поставщика и закупить первую небольшую партию 3-5 товаров. Если не уверены в своих выводах, обратитесь в чат на Moneyplace за платной услугой расчета прибыльности товара. Когда продукция уже на руках, отправляемся на сайт Ozon.
Регистрация аккаунта и загрузка товаров
На странице регистрации партнера нужно ввести адрес электронной почты, ФИО, наименование компании, заполнить информацию о компании.
Для ООО: устав компании с отметками налогового органа о регистрации, решение или приказ о назначении генерального директора. Не забудьте приложить уведомление о переходе на УСН. О регистрации ИП, ООО, о выборе правовой формы и типа налогообложения писали чуть ранее в блоге.
Второй шаг — принять оферту. Третий — подключить ЭДО. Заходим на сайт Контур.Диадок, подключаемся и отправляем приглашение контрагенту Ozon (ООО “Интернет решения”).
Заходим в личный кабинет и добавляем карточки товаров, которые будем продавать. Если аналогичный товар уже есть в системе, вам даже не придется ничего заполнять, останется установить цену и ставку НДС.
Для каждого товара нужно добавить артикул, штрихкод, название, фото, описание, категорию, вес и габариты товара в упаковке.
Первая поставка на склад Ozon
Прежде чем делать первую поставку, рассчитайте прогнозируемый объем продаж по товару. Как это сделать? Заходим на Moneyplace, ищем свой тип товара в поиске, смотрим продавцов после топ-10 или топ-20, если в категории сильная конкуренция.
Нет смысла отгружать сразу большую партию, даже если вы уверены в своем товаре. Ведь в этом случае лучше будет его равномерно распределить по нескольким удаленным складам после первого теста.
Товар можно привезти самостоятельно или оформить кросс-докинг — в этом случае поставку отвезут на склад, который вы укажите.
Рекомендуем первую поставку отгрузить именно на центральный склад. Конечно, если у вас не специализированный товар, который нужен в определенном регионе.
Что делаем дальше? Отслеживаем темп продаж, делаем допоставки, фиксируем обратную связь.
Скорее всего, один из товаров “пойдет” лучше других, не забывайте пополнять остатки. Получив первые выплаты, потратьте их на закупку еще одного товара, чтобы постепенно расширять матрицу и растить свой бизнес. Шаг за шагом с поддержкой Moneyplace у вас все получится! О каких этапах выхода на маркетплейс рассказать подробнее?
🔍Обзор бизнеса OZON от А до Я
Начинаем обзор бизнеса Ozon, почти всеми сервисами которого мы сами активно пользуемся. Как таковых бизнес-сегментов нет, поэтому будем просто по-порядку описывать то, из чего состоит Озон.
🛒 Торговая площадка OZON
Это известный интернет-магазин, которым активно пользуются более 13 млн. россиян. Важно, понимать, что платформа разделена на две части: маркетплейс и бизнес прямых продаж. В первом случаесторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону копеечку (расскажем далее).
Во втором случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца (хотя можно и сам Озон рассматривать как посредника). То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую. Чтобы ехать дальше, нужно разобраться с парой показателей.
Общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). Не включает скидки, возвраты и отмены. Сюда также не входят денежные потоки от Ozon.travel. И еще раз: GMV не то же самое, что и выручка: выручка в 2р меньше и растет медленней, чем GMV.
Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у бизнеса прямых продаж (БПП — сами придумали, запомните, дальше будем использовать сокращение). Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV.
2019г — 14,4%
2020г — 47,8%
1кв 2021г — 58,4%.
Соответственно,доля БПП обратна доле маркетплейса в общем GMV. Как вы видите, наблюдается тенденция масштабирования именно маркетплейса, в то время как БПП уходит на второй план. Однако вряд ли компания перестанет продавать товары напрямую. Здесь интересен тот факт, чтовыручки от БПП и от маркетплейса сильно различаются.
Результаты за 2020г:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 78%;
Маркетплейс:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 16%❗️
Почему такая разница? Потому что в случае БПП компания кладет себе в карман разницу между своими затратами и ценой продажи (чистая выручка), а в случае маркетплейса сторонний продавец платит Озону лишь комиссию.
Конечно, у маркетплейса есть ряд преимуществ, которые упираются в то, что у Озона становится меньше головной боли в виде самостоятельных маркетинга, расширения линейки товаров (SKU) и т.д. Все эти заботы перекладываются на стороннего продавца, который не всегда может доставить товары сам и вынужден пользоваться инфраструктурой Озон. В связи с этим переходим к логистическим моделям.
🚂 Логистические модели Озон
Компания предлагает3 разновидности взаимодействий с продавцом, в зависимости от его способностей и желаний по доставке товаров.
Модель FBO
(Fulfillment by Operator/Ozon — кому как нравится) — в задачу продавца входит доставка товаров на склад Ozon, в упакованном виде или нет, с заполненными документами. То есть эта модель подходит для тех, у кого нет возможности, например, отвезти товары в другой город или заниматься развозом по пунктам выдачи.
Модель FBS
(Fulfillment by Seller) — здесь продавец хранит товары на собственном складе, а когда приходит заказ, самостоятельно их собирает, упаковывает и маркирует по требованиям Ozon. Затем необходимо доставить товар в сортировочный центр или в пункт выдачи заказа. Подходит, если продавец работает с несколькими платформами и отгружать все только Озону не хочется.
Озон вообще никак не участвует в доставке, продавец сам и хранит, и упаковывает, и доставляет товары. Подходит крупным магазинам с собственной инфраструктурой доставки, которые могут экономить на масштабе и не платить Озону за доставку и другие сопутствующие услуги.
Вероятно, дальше Озон будет стимулировать развитие этой модели, так как компания хочет диверсифицировать логистическое направление и не зависеть только от своих возможностей.
В рамках всех 3 моделейсхема оплаты следующая: покупатель оплачивает товар на Озон — Озон оставляет себе комиссию и другие платежи — переводит оставшуюся сумму продавцу. Комиссия на товар есть всегда, а вот другие платежи зависят от модели и могут включать в себя сборы за хранение, доставку и др. Озон платит продавцам 2 раза в месяц, однако буквально неделю назад появилась функция ежедневных выплат.
📌 Комиссионная от сторонних продавцов за размещение на маркетплейсе (записывается в выручку от услуг, в млрд. руб., в % от общей):
2018 — 0,045 (0,1%);
2019 — 2,1 (3,5%);
2020 — 16,5 (15,8%);
1кв 2021 — 7,0 (20,9%)
🚂 Логистическая инфраструктура
Вся инфраструктура Озона выполняет две функции: консолидацию товаров и их доставку как для БПП (бизнес прямых продаж), так и для сторонних продавцов. Далее подробней о каждой из них:
📦 Консолидация
Включает приемку, хранение и упаковку заказанных товаров в посылки на складах Озон. Они расположены по всей России,имеют площадь 227 тыс. м2. Крупнейшие находятся в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Важно отметить, что абсолютно все офисы и склады Озон арендует, а складское оборудование, компьютеры и т.д. имеет в собственности.
🛫 Доставка
После того, как пришел заказ на товар, онпередается в сортировочный центр. С него заказ должен быть доставлен оператору «последней мили». Последняя миля — это условное название для доставки до заказчика. Намного проще привезти крупную партию товара в какой-то пункт, чем потом по одному их развозить конкретным потребителям.
Вэтом и заключается проблема логистического бизнеса: отправить фуру в другой город — одно дело, а вот доставить ее грузы «до двери» — требует куда больше усилий. Соответственно, Озон умеет это делать, а поэтому у него большое преимущество перед собственными службами доставок продавцов, поскольку имеется серьезная экономия на масштабе.
У компании есть следующие способы реализации последней мили (для потребителей это просто способы доставки): курьерская доставка, ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматы OZON.Box, Почта России и другие способы. Благодаря широкой инфраструктуре большинство товаров Озон может доставить уже на следующий день. В Москве компания также реализовала сервис экспресс-доставки (за час).
Как пишет компания в отчете, плата за доставку вышеназванными способами не взимается, если цена заказа >2500, либо если у вас премиальный аккаунт. Однако у нас, например нет такого аккаунта, цена менее 2500, но доставка в ПВЗ все равно бесплатная, так что этого момента мы не поняли.
📌 Выручка от доставки (вероятно, как от потребителей, так и от сторонних продавцов, в млн. руб., в % к общей):
2018 — 1,6 (4,3%)
2019 — 1,8 (2,9%)
2020 — 1,8 (1,7%)
1кв 2021г — 0,5 (1,4%)
📌 Общее количество заказов (в млн.):
2018 — 15,3
2019 — 31,8
2020 — 73,9
1кв 2021г — 34,1
🔊 Ассортимент и маркетинг
В настоящее время Озон смог добиться 11 млн. SKU (торговых наименований) на своей платформе. Для сравнения, у Детского Мира число SKU (вместе с маркетплейсом) составляет всего 321 тыс. (меньше в 34 раза), а у X5 Retail Group 112 тыс. По Wildberries не нашли (подскажите в комменты, если в курсе). В общем-то понятно, что Озон здесь абсолютный лидер.
Озон, конечно же, занимается рекламой своей платформы. Обычно реклама демонстрирует какой-то товар с позиции наличия на маркетплейсе. В этом случае рекламную акцию полностью или частично оплачивает продавец соответствующего товара.
♨️ Реклама на Озон
В марте 2019г платформа запустила рекламные услуги для продавцов. Суть заключается в том, что Озон показывает пользователям рекламные баннеры, либо выдает какой-то товар в приоритетном порядке при соответствующем поисковом запросе.
Если Озон продает товар какого-либо бренда напрямую, то есть через свой БПП, то данный бренд платит Озон еще и за рекламу (типа размещение на маркетплейсе — это уже своего рода реклама).
📌 Рекламная выручка (в млн. руб.):
2018 — 0,3 (0,7%)
2019 — 1,4 (2,4%)
2020 — 4,0 (3,8%)
1кв 2021 — 1,4 (4,1%).
💰 Финансовые услуги от Озон
Озон старается удержать как можно больше клиентов на своей платформе, стимулировать спрос через рассрочку, а также финансово поддерживать продавцов. Но обо всем по-порядку.
B2C (business to consumer):
💳OZON.Card — дебетовая карта от Озона, которую можно выпустить виртуальной или в пластике. Она дает 5% кэшбек на покупки всегда + иногда повышенный кэшбек на отдельные товары + повышенный кэшбек у партнеров (включая Ozon.Travel, хотя это не партнер, а сам OZON) + 1% кэшбек на все покупки. А обслуживание бесплатно.
На самом деле, прикольная вещица, сами пользуемся ей для покупок на Озон. Вообще у нас Сбер, но его дурацкая программа Спасибо иногда «слетает», и приходится 3 месяца сидеть без повышенных бонусов. Вот в этом случаена помощь пришла OZON.Card, так как 1% гарантирован всегда. Знаем, что есть предложения получше, но в целом нас устраивает.
🤝OZON.Рассрочка — можно купить любой товар (вроде) в рассрочку на 6 месяцев. Сильно не вдавались в подробности, так как не пользуемся, но вроде, там нужно оформлять кредитный договор, но сама рассрочка никаких доп платежей не требует.
B2C (business to business):
🏛 Кредитные линии от партнеров Озон. Видимо, от МТС-банка (ха-ха, у Системы очередная синергия). Короче суть в том, что можно взять кредит на развитие. Партнеры Озон имеют доступ к отчетности и другим данным продавцов, поэтому, изучив эти данные, партнеры могут предложить продавцу индивидуальные условия кредита.
📚 Литрес
Озон владеет 42,27% акций продавца онлайн-книг (цифровых) Литрес. Не знаем, как там сейчас с платформой, но как по нам, у нее мало, так как почти все книги можно найти в интернете бесплатно (мы сами покупаем только физические книги). Тем не менее у Литреса дела идут неплохо.
📌 Выручка (в млрд. руб.):
2018 — 2,6
2019 — 3,8
2020 — 5,1
Маржа ЧП в 2020г составила 5,5%. Литрес продает книги за скачивание с платформы, а также через платные подписки Mybook и «Звуки слов». Также там можно издать собственную книгу.
🛬 OZON.Travel
Это платформа для покупки билетов на авиа и ж/д транспорт и для бронирования отелей. Платформа работает как для B2C, так и для B2B. Причем направление B2B очень интересно, поскольку OZON.Travel позволяет бронировать все для командировок сотрудников, а также предоставляет полную отчетность.
Если вы еще не покупали билеты на лето, искренне советуем обратить внимание на связку OZON.Card + OZON.Travel, поскольку можно получить кэшбек за билет от 3 до 4,5% (но бонусами, которые можно потратить только на Озон). Это не реклама!
📱 Мобильное приложение
Озонфиксирует рост совершения покупок через свое мобильное приложение. Это и понятно, поскольку оно удобное и красивое. Но за картинкой кроются куда более важные вещи. Во-первых, через него анализируются потребительские привычки и модели поведения. Во-вторых, Озон использует эти данные для себя и продавцов. Так что каждое ваше действие не остается незамеченным.
📌 Количество активных покупателей на Озон (через приложение/сайт, в млн. чел.):
2018 — 4,8
2019 — 7,9
2020 — 13,8
1кв 2021г — 16,0
🛍 OZON.Seller
Приложение для продавцов, через которое они могут «зайти» на Озон. Помогает анализировать поведение клиентов, вести отчетность, управлять запасами и ассортиментов и т.д.
Ну и если вам все понравилось, подписывайтесь на наш телеграмм Заяц с Мосбиржи (там куча обзоров).