Fim авиация что это
Fim авиация что это
Полезное
Смотреть что такое «FIM» в других словарях:
fim — fim·ble; fim·bria; fim·bri·al; fim·bri·at·ed; fim·bri·a·tion; fim·bril·late; fim·bri·sty·lis; fim·bri·ate; fim·bril·lose; xe·ra·fim; … English syllables
FIM — FIM: Международная мотоциклетная федерация (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme) Аббревиатура, используемая министерством обороны США в качестве индекса для ПЗРК, например FIM 92 Stinger или FIM 43 Redeye Финляндская марка… … Википедия
fim — s. m. 1. Termo, cabo, remate, conclusão. 2. Extremidade. 3. Morte. 4. Resultado. 5. Escopo, desígnio, alvo. 6. [Lógica] Causa. 7. ao fim e ao cabo: afinal, no fim de contas. 9. no fim de contas: por último, finalmente … Dicionário da Língua Portuguesa
FIM — can refer to: *Facing Identification Mark *Fault Isolation Manual *Federated Identity Management *Fédération Internationale de Motocyclisme (International Motorcycling Federation) *Fédération Internationale des Musiciens *Fellowship International … Wikipedia
FIM — [Abk. für engl. field ion microscopy = Feldionenmikroskopie]: ein Verfahren der Oberflächenanalyse von Festkörpern unter Ausnutzung der Feldionisation (↑ FI vgl. Elektronenmikroskopie). * * * FIM = internationaler Währungscode für: ↑Finnmark … Universal-Lexikon
fim — sb., et, fim, ene (et lille organisk legeme) … Dansk ordbog
FIM — – ФИМ. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
FIM — Abreviatura de factor inhibidor de los macrófagos. Diccionario Mosby Medicina, Enfermería y Ciencias de la Salud, Ediciones Hancourt, S.A. 1999 … Diccionario médico
FIM — sigla 1. Federazione Internazionale Metalmeccanici 2. Federazione Italiana Motonautica 3. Federazione Italiana Motociclistica … Dizionario italiano
FIM — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Sigles d’une seule lettre Sigles de deux lettres > Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres … Wikipédia en Français
FIM — Die Abkürzung FIM steht für Fédération Internationale de Motocyclisme, Weltverband für Motorradsport Féderation Internationale des Musiciens, Internationale Musikerföderation Feldionenmikroskop, Analysegerät der Materialwissenschaften Finnische… … Deutsch Wikipedia
FrequentFlyers.ru
Ликбез
Передай другому: как авиакомпании меняются пассажирами
19/05/2015
В авиации относительно часто случаются ситуации, когда авиакомпания, продавшая билет пассажиру, по каким-то причинам не может выполнять рейс. Самое простое — это отмена рейса: продано слишком мало билетов, неисправен самолет, и так далее.
Чуть сложнее отмена сразу нескольких рейсов: например, «Россия» вывела из эксплуатации свои Boeing-767 и теперь ей не на чем летать из Москвы в Благовещенск, а из Санкт-Петербурга в Симферополь. А бывает, что авиакомпания и вовсе прекращает свое существование.
Для пассажира такие неожиданности всегда оборачиваются лишним стрессом, однако переживать не стоит. Уж если даже вкладчикам лопнувших банков государство гарантирует сохранность вкладов, то и в пункт назначения вы попадете. Вопрос заключается только в том, каким способом.
Про самую распространенную ситуацию — отмену одного рейса — мы уже подробно рассказывали. https://www.frequentflyers.ru/2014/03/25/cancelled_flight/. Если вкратце, то вас, скорее всего, отправят следующим рейсом либо альтернативным маршрутом — своими же рейсами с пересадкой либо рейсами других авиакомпаний. Как правило, это авиакомпании того же альянса или те, с которыми заключены соглашения о код-шеринге или интерлайн: в этом случае проще произвести взаиморасчеты.
При пересадке на рейс другой авиакомпании пассажирам раньше выдавали FIM: Flight Interruption Manifest — специальный талон, заменяющий бумажный билет. Он содержал данные о первоначальном рейсе и данные о новом, то есть, фактически, представлял собой новый билет, с которым можно было пойти и зарегистрироваться на рейс на стойке регистрации, как будто вы купили билет у авиакомпании, которой фактически летите.
Сейчас FIM используются все реже, в основном в небольших региональных аэропортах при полетах небольших региональных авиакомпаний — между крупными авиаперевозчиками документооборот налажен в электронном виде и при пересадке вам выпишут обычный электронный билет, с которым можно даже успеть зарегистрироваться на сайте.
Если же авиакомпания вообще перестает летать по маршруту, отменяя все рейсы, то просто так в аэропорту вас на новый рейс не пересадят. Например, в последней истории с выводом «Россией» «Боингов-767» и отменой всех рейсов в Благовещенск «Аэрофлот» обратился с просьбой перевезти пассажиров к «Трансаэро», которое с радостью согласилось увеличить пассажиропоток: 10,5 тысяч пассажиров на дороге не валяются. Однако им, получив уведомления об отмене рейсов, придется перебронировать свои билеты у агентов; купившим билеты на сайтах для этого даже не потребуется никуда идти; процедура, естественно, бесплатна, и все взаиморасчеты авиакомпании производят сами между собой. Это наиболее цивилизованный и удобный способ, хотя всегда можно вернуть деньги и купить новые билеты самостоятельно.
Хуже всего, когда авиакомпания отменяет рейсы из-за собственного банкротства. Конечно, если вы находитесь за границей, то велика вероятность того, что посольство России в стране пребывания придет вам на помощь и рано или поздно вы улетите домой. При нахождении в России обратный билет вам тоже обеспечит Росавиация за счет федерального бюджета. В 2010 году, кстати, был подготовлен законопроект «О гарантиях исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», согласно которому авиакомпании должны были перечислять часть средств от продажи каждого билета в специальный резервный фонд, однако он так и не был принят.
В других случаях, то есть, когда перевозчик обанкротился до того, как вы выехали из дома в аэропорт, можно попытаться вернуть стоимость билетов через суд, подав иск к агенту (т.е. компании, в которой вы покупали билет), однако взыскиваться средства будут в конечном итоге с авиаперевозчика, то есть решение суда-то будет в вашу пользу, но деньги вы получите приблизительно никогда.
«Ручные» комплексы ПВО. Часть 5. ПЗРК FIM-92 Stinger
К одним из самых известных во всем мире переносным зенитным ракетным комплексам наряду с ПЗРК «Игла» и «Стрела», безусловно, относится американский ПЗРК FIM-92 Stinger. «Стингер» (от английского Stinger – «жало») имеет в американский армии общевойсковой индекс FIM-92 и, как и его «коллеги» из других стран, предназначен для поражения низколетящих воздушных целей: беспилотников, вертолетов и самолетов. Помимо этого, Stinger обеспечивает стрелку-оператору ограниченные возможности по обстрелу небронированных наземных или надводных целей. Принятый на вооружение американской армии в 1981 году комплекс по-прежнему остается на вооружении.
Созданный в США комплекс с 1981 года не только находится на вооружении американской армии, но и активно поставляется на экспорт. Помимо США его производством занималась компания European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) в Германии и Roketsan в Турции. За все время производства было выпущено более 70 тысяч ракет к данным комплексам всех типов. ПЗРК является одним из самых распространенных в мире, находится на вооружении 30 государств.
ПЗРК «Стингер» предназначен для поражения самолетов, включая сверхзвуковые, и вертолетов как на встречных, так и на догонных курсах. В том числе целей, совершающих полеты на малых и предельно малых высотах. Разработкой комплекса занимались специалисты компании «General Dynamics». Разработке ПЗРК «Stinger» предшествовали работы по программе ASDP (Advanced Seeker Development Program), которые начались еще в середине 1960-х годов, незадолго до начала серийного выпуска первого американского ПЗРК «Red Eye». Целью данных работ была теоретическая проработка и экспериментальное подтверждение осуществимости концепции переносного комплекса «Red Eye 2» с зенитной ракетой, на которой планировалось использовать всеракурсную инфракрасную головку самонаведения.
Успешное выполнение данной программы позволило Минобороны США в 1972 году приступить к финансированию разработки перспективного ПЗРК, который сразу же получил наименование «Stinger». Разработка комплекса, несмотря на возникшие в процессе работ трудности, была завершена к 1977 году. В том же году компания «General Dynamics» приступила к выпуску первой партии готовых образцов. Их испытания проводились в США в течение 1979-1980 годов и закончились успешно.
Результаты испытаний нового ПЗРК с зенитной управляемой ракетой FIM-92A, которая была оснащена инфракрасной (ИК) ГСН (диапазон волн 4,1-4,4 мкм), подтвердила способности комплекса по поражению воздушных целей на встречных курсах. Продемонстрированные результаты позволили Минобороны США принять решение о серийном выпуске комплексов и принятии их на вооружение. С 1981 года они массово начали поступать на вооружение сухопутных войск США в Европе. При этом объем выпуска ПЗРК в этой модификации был значительно сокращен в связи с достигнутыми успехами в создании новой ГСН POST, разработка которой велась с 1977 года и к началу 1980-х годов находилась уже на завершающем этапе.
Двухдиапазонная ГСН POST, которая использовалась в ракете FIM-92B, работает не только в ИК, но и в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне длин волн. В отличие от ГСН ракеты FIM-92A, где информация о положении воздушной цели относительно ее оптической оси извлекалась из сигнала, модулированного вращающимся растром, в новой ракете использовался безрастровый координатор цели. Его детекторы УФ и ИК излучений, функционирующие в одном контуре с двумя цифровыми микропроцессорами, позволяли осуществлять розеткообразное сканирование. Это обеспечивало ГСН ракеты возможность селекции воздушной цели в условиях фоновых помех, а также защищенность от средств противодействия ИК диапазона.
Производство данных ракет началось в 1983 году, но в связи с тем, что уже в 1985 году компания «General Dynamics» приступила к работам по созданию новой зенитной ракеты FIM-92C, темпы выпуска ЗУР FIM-92B также были снижены по сравнению с предусмотренными ранее. В новой ракете, разработка которой была полностью закончена в 1987 году, использовалась новая ГСН POST-RPM, оснащенная перепрограммируемым микропроцессором, который обеспечивал возможность адаптации характеристик системы наведения ракеты к помеховой и целевой обстановке за счет выбора подходящих программ. Сменные блоки памяти, в которых хранились типовые программы, размещались в корпусе пускового механизма ПЗРК «Stinger-RPM». До 1991 года было выпущено около 20 тысяч ракет FIM-92C, все они поставлялись только в армию США. Дальнейшие работы по усовершенствованию ракет, оснащенных ГСН POST-RPM, велись в части оснащения ракеты FIM-92C литиевой батареей, кольцевым лазерным гироскопом, улучшенным датчиком угловой скорости по крену.
ПЗРК «Stinger» всех без исключения модификаций состоит из следующих основных компонентов:
— зенитной управляемой ракеты в транспортно-пусковом контейнере;
— пускового механизма;
— оптического прицела для визуального обнаружения и сопровождения воздушной цели, а также приближенного определения дальности до цели;
— блока электроснабжения и охлаждения с электрической батареей, а также емкостью с жидким аргоном;
— аппаратуры опознавания «свой-чужой» AN/PPX-1 (электронный блок, который носится на поясном ремне стрелка-оператора комплекса).
Ракета ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка». В носовой части ракеты расположены четыре аэродинамических поверхности, две из которых являются рулями, а еще две остаются неподвижными относительно корпуса ракеты. Для управления с помощью одной пары аэродинамических рулей ракета вращается вокруг своей продольной оси, а сигналы управления, которые поступают на рули, согласуются с ее движением относительно этой оси. ЗУР приобретает начальное вращение за счет наклонного расположения сопел стартового ускорителя относительно ее корпуса. Для поддержания вращения ракеты в полете плоскости хвостового стабилизатора, которые, как и рули, раскрываются при выходе ЗУР из ТПК, установлены под некоторым углом к ее корпусу. Управление с помощью одной пары рулей позволило конструкторам достичь значительного снижения массы, а также стоимости аппаратуры управления полетом.
Зенитная ракета помещается в герметичный цилиндрический ТПК из стеклопластика, который заполняется инертным газом. Оба конца данного контейнера закрываются разрушающимися в момент пуска крышками. Передняя из них выполнена из материала, который пропускает ИК и УФ излучение, что позволяет головке самонаведения производить захват цели без нарушения уплотнения и герметичности ТПК. Достаточно высокая надежность аппаратуры ЗУР и герметичность ТПК обеспечивают хранение зенитных ракет в войсках без проведения технического обслуживания в течение 10 лет.
Пусковой механизм, при помощи которого осуществляется подготовка ЗУР к запуску и осуществляется пуск, присоединяется к ТПК при помощи специальных замков. Электрическая батарея блока энергосбережения и охлаждения (данный блок устанавливается в корпус пускового механизма при подготовке к ведению огня) подключается к бортовой сети ракеты через штепсельный разъем, а емкость с жидким аргоном через штуцер соединяют с магистралью системы охлаждения. На нижней поверхности пускового механизма ПЗРК расположен штепсельный разъем, предназначенный для подключения электронного блока аппаратуры опознавания «свой-чужой», а на рукоятке находится спусковой крючок с двумя рабочими и одним нейтральным положениями. После нажатия на спусковой крючок и перевода его в первое рабочее положение, происходит активизация блока энергоснабжения и охлаждения, после чего электроэнергия от батареи (напряжение 20 вольт, продолжительность работы составляет не менее 45 секунд) и жидкий аргон поступают на борт ЗУР, обеспечивая охлаждение детекторов ГСН, раскрутку гироскопа и выполнение других операций, которые непосредственно связаны с подготовкой ракеты к пуску. При дальнейшем давлении стрелка-оператора на спусковой крючок и занятии им второго рабочего положения активизируется бортовая электрическая батарея, которая в состоянии питать электронную аппаратуру ЗУР в течение 19 секунд и срабатывает воспламенитель стартового двигателя зенитной ракеты.
Расчет ПЗРК «Стингер» состоит из двух человек – стрелка-оператора и командира, в распоряжении которых имеются 6 ракет ЗУР в ТПК, электронный блок оповещения и отображения воздушной обстановки, а также автомобиль повышенной проходимости. Расчеты ПЗРК имелись в штатах зенитных дивизионов американских дивизий (в бронетанковой – по 75, в легкой пехотной – по 90, в воздушно-штурмовой – 72), а также в дивизионах ЗРК «Patriot» и «Improved Hawk».
Появление в Афганистане американских ПЗРК «Стингер» в конце 1986 – начале 1987 года стало по-настоящему серьезной проблемой для советской авиации. Только за девять месяцев 1987 года американцы передали афганским моджахедам около 900 комплексов данного типа. Решить проблему широкого применения противником ПЗРК пытались разными способами, не только установкой на вертолеты и самолеты систем отстрела ложных тепловых целей. Была изменена и тактика применения авиации как транспортных вертолетов и самолетов, так и ударных машин. Полеты транспортной авиации стали выполняться на больших высотах, где их не могли достать ракеты ПЗРК. Посадка и взлет самолетов происходили по спирали с резким набором или наоборот резкой потерей высоты. Вертолеты во время полетов наоборот начали прижиматься к земле, используя для полетов сверхмалые высоты, пытаясь укрыться в складках местности. Несмотря на все меры, массовое появление у моджахедов современных ПЗРК снизило эффективность действий советской авиации на конечном этапе Афганской войны.
Стоит отметить, что у ПЗРК «Стингер» существуют и альтернативные варианты боевого применения. С его помощью можно обстреливать также небронированные наземные и надводные цели. По своим критериям данный комплекс соответствует определению ракет «поверхность-поверхность». Ограниченное применение ПЗРК «Stinger» для этих целей было наглядно продемонстрировано во время совместных испытаний, которые проводились Корпусом морской пехоты США и американской армией летом 2003 года в Техасе на полигоне Макгрегор базы Форт-Блисс. Во время испытаний ракетами «Стингер» были подбиты: средний армейский грузовик типа пикап M880, грузовик с фургоном, плавающий гусеничный бронетранспортер типа Amtrack, быстроходная моторная лодка. На основании данных испытаний рассматривалась возможность вооружения ПЗРК «Stinger» нарядов американских военнослужащих на блок-постах для защиты от шахид-мобилей вместо ПТРК «Javelin», которые стоили на порядок дороже «Стингеров», однако до воплощения этой идеи в жизнь дело так и не дошло.
Необходимо отметить, что разработанный в 1970-е годы комплекс по-прежнему актуален. Это единственный ПЗРК, находящийся на вооружении американских военных. При этом сейчас он выходит из практически 15-летнего забвения. 17 января 2018 года интернет-портал defensenews.com сообщил о том, что американская армия возобновила программы обучения стрелков-операторов ПЗРК FIM-92 Stinger, которые практически не велись все последние годы. «Возвращение ПЗРК Stinger связано с самоидентифицированным разрывом, созданным и признанным американской армией. Мы возвращаемся к основам и возвращаем в боевые подразделения ракетные системы ПВО ближнего радиуса действия», – рассказал журналистам подполковник Аарон Фелтер, являющийся руководителем учебных программ Объединенного управления противовоздушной обороны (Air Defense Integrated Office).
Согласно новой программе обучения операторов, ПЗРК в первую очередь будет использоваться для борьбы с многочисленными беспилотными летательными аппаратами, а также ударными вертолетами. По словам американского генерала Рэндалла Макинтайра, «в продолжающемся российско-украинском конфликте произошли трансформации российской армии, БПЛА все активнее применяются в военных целях, поэтому нам необходимо иметь инструменты для защиты европейских стран». По сути, американские военные включили свою старую «пластинку», что, однако, никак не отменяет того факта, что любые ПЗРК еще очень рано списывать со счетов, особенно при наблюдаемом росте использования всевозможных беспилотников в военных конфликтах различной степени интенсивности по всему миру.
Переносной зенитный ракетный комплекс «Стингер»
FIM-92 «Стингер» (англ. FIM-92 Stinger — Жало) – это переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) американского производства. Основное его предназначение – поражение низколетящих воздушных объектов: вертолетов, самолетов и БПЛА.
Разработку ПЗРК «Стингер» вела компания «Дженерал Дайнемикс». Он создавался в качестве замены для ПЗРК FIM-43 Redeye. Первую партию из 260 ед. зенитно-ракетных комплексов ввели в опытную эксплуатацию в середине 1979 года. После этого компании-производителю заказали еще одну партию в 2250 ед. для американской армии.
«Стингеры» приняли на вооружение в 1981 году, они стали самыми распространенными в мире ПЗРК, которыми укомплектованы армии более двадцати государств.
Всего было создано три модификации «Стингера»: базовая («Stinger»), «Stinger»-RMP (Reprogrammable Microprocessor) и «Stinger»-POST (Passive Optical Seeking Technology). У них одинаковый состав средств, высота поражения цели и дальность стрельбы. Различие между ними в головках самонаведения (ГСН), которые используются на зенитных ракетах FIM-92 (модификации А, В, С). В настоящий момент компания «Raytheon» производит модификации: FIM-92D, FIM-92E Block I и II. У этих модернизированных вариантов лучшая чувствительность ГСН, а также защищенность от помех.
ГСН POST, которую применяют на ЗУР FIM-92B, работает в двух диапазонах длины волны– ультрафиолетовом (УК) и инфракрасном(ИК). Если в ракете FIM-92A ИК ГСН получает данные о положении цели относительно ее оптической оси из сигнала, который модулирует вращающийся растр, то ГСН POST использует безрастровый координатор цели. Детекторы УФ и ИК излучений работают в контуре с двумя микропроцессорами. Они могут проводить розеткообразное сканирование, которое обеспечивает высокую возможность выбора цели в условиях сильных фоновых помех, а также защищено от средств противодействия, работающих в ИК диапазоне.
Производство ЗУР FIM-92B с ГСH POST запустили в 1983 году. Однако в 1985 году фирма General Dynamics начала разработку ЗУР FIM-92C, поэтому темпы выпуска несколько снизились. Разработка новой ракеты была завершена в 1987 году. В ней используется ГСH POST-RMP, процессор которого можно перепрограммировать, что обеспечивает адаптацию системы наведения к целевым и помеховым условиям при помощи соответствующей программы. Корпус пускового механизма ПЗРК «Stinger»-RMP содержит сменные блоки памяти с типовыми программами. Последние доработки ПЗРК предусматривали оснащение ракеты FIM-92C литиевой батареей, кольцевым лазерным гироскопом, а также модернизированным датчиком угловой скорости по крену.
Можно выделить следующие основные элементы ПЗРК Stinger:
Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с ЗУР, а также оптический прицел позволяющий проводить визуальное обнаружение и сопровождение цели и определять приближенную дальность до нее. Пусковой механизм и блок охлаждения и электроснабжения с емкостью жидкого аргона и электрической батарей. Также установлена аппаратура «свой-чужой» AN/PPX-1 с электронным носителем, который закрепляется на поясе стрелка.
На ракетах FIM-92E Block I устанавливаются двухдиапазонные помехозащищенные розеточные головки самонаведения (ГСН), которые работают в УФ и ИК диапазонах. Кроме того осколочно-фугасные боевые части, вес которых составляет три килограмма. Их дальность полета составляет 8 километров, а скорость М=2.2 В ракеты FIM-92E Block II устанавливается всеракурсная тепловизионная ГСН, в фокальной плоскости которой расположена оптическая система матрицы ИК-детекторов.
При производстве ракет использовалась аэродинамическая схема «утка». Носовая часть содержит четыре аэродинамических поверхности: две играют роль рулей, а две другие сохраняют неподвижность относительно ракетного корпуса. При маневрировании при помощи одной пары рулей ракета вращается вокруг продольной оси, при этом сигналы управления, которые на них поступают, согласованы с движением ракеты вокруг этой оси. Начальное вращение ракете обеспечивают наклонные сопла стартового ускорителя относительно корпуса. Вращение в полете поддерживается благодаря раскрытию плоскостей хвостового стабилизатора при выходе из ТПК, которые также расположены под углом к корпусу. Использование пары рулей при управлении существенно снизило массу и стоимость приборов управления полетом.
Ракета приводится в движение твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем Atlantic Research Mk27, обеспечивающим разгон до скорости M=2.2 и поддерживающим ее в течение всего полета к цели. Этот двигатель начинает работать после того, как стартовый ускоритель отделился, а ракета отошла на безопасное расстояние от стрелка – примерно 8 метров.
Вес боевого снаряжения ЗУР составляет три килограмма – это осколочно-фугасная часть, взрыватель ударного действия, а также предохранительно-исполнительный механизм, который обеспечивает снятие предохраняющих ступеней и дает команду на самоликвидацию ракеты в случае, если она не попала в цель.
Для размещения ЗУР используется герметичный цилиндрический ТПК из ТПК, который заполнен инертным газом. У контейнера две крышки, которые разрушаются при пуске. Материал передней пропускает ИК и УФ излучения, что дает возможность захвата цели без необходимости нарушать уплотнение. Контейнер достаточно надежен и герметичен, чтобы обеспечить хранение ракет без необходимости технического обслуживания в течение десяти лет.
Для присоединения пускового механизма, подготавливающего ракету к запуску и запускающего ее, используются специальные замки. При подготовке к пуску в корпус пускового механизма устанавливают блок охлаждения и электроснабжения с электрической батареей, который подключается к бортовой системе ракеты при помощи штепсельного разъема. Емкость с жидким аргоном соединяется с магистралью системы охлаждения посредством штуцера. В нижней части пускового механизма есть штепсельный разъем, который используется для подключения электронного датчика системы «свой-чужой». На рукоятке находится спусковой крючок, у которого есть одно нейтральное и два рабочих положения. При переводе крючка в первое рабочее положение активизируются блоки охлаждения и энергоснабжения. На борт ракеты начинают поступать электроэнергия и жидкий аргон, которые охлаждают детекторы ГСН, раскручивают гироскоп и выполняют другие операции для подготовки ЗРК к запуску. При переводе крючка во второе рабочее положение начинается активизация бортовой электрической батареи, которая обеспечивает питание электронной аппаратуры ракеты в течение 19 секунд. Следующий шаг – начало работы воспламенителя стартового двигателя ракеты.
В процессе боя информация о целях передается внешней системой обнаружения и целеуказания или номером расчета, который наблюдает за воздушным пространством. После того как цель обнаружена, оператор-стрелок кладет ПЗРК на плечо, начиная наведение на выбранную цель. После захвата цели ГСН ракеты, срабатывает звуковой сигнал, а оптический прицел начинает вибрировать при помощи устройства, прилегающего к щеке оператора. После этого по нажатию кнопки включается гироскоп. Кроме того перед пуском стрелку необходимо ввести необходимые углы упреждения.
При нажатии на спусковую скобу активизируется бортовая батарея, которая выходит на нормальный режим после срабатывания патрона со сжатым газом, отбрасывающего отрывной штекер, отключая тем самым питание, передаваемое блоком охлаждения и электроснабжения. Затем включается пиропатрон, запускающий стартовый двигатель.
ПЗРК «Стингер обладает следующими тактико-техническими характеристиками.
Зона поражения составляет 500-4750 метров по дальности, и 3500 метров по высоте. Комплект в боевом положении весит 15.7 килограмм, а стартовая масса ракеты – 10.1 килограмм. Длина ракеты составляет 1500 мм, диаметр ее корпуса 70 мм и размах стабилизаторов 91 мм. Ракета летит со скоростью 640 м/c.
Как правило, расчеты ПЗРК во время боевых действий выполняют задачи самостоятельно или в составе подразделения. Огнем расчета управляет его командир. Возможен автономный выбор цели, а также с использованием команд, которые передает командир. Огневой расчет производит визуальное обнаружение воздушной цели, определяет принадлежит ли она противнику. После этого, если цель достигает расчетной дальности и дана команда на уничтожение, расчет запускает ракету.
В действующих инструкциях по ведение боя присутствуют приемы ведения огня для расчетов ПЗРК. К примеру, для уничтожения одиночных поршневых самолетов и вертолетов применяют метод под названием «пуск-наблюдение-пуск», для одиночного реактивного самолета «два пуска-наблюдение-пуск». В этом случае по цели одновременно стреляют и стрелок, и командир расчета. При большом количестве воздушных целей, огневой расчет выбирает самые опасные цели, причем стрелок и командир обстреливают разные цели при помощи метода «пуск-новая цель-пуск». Происходит следующее распределение функций членов расчета – командир обстреливает ведомую или летящую слева от себя цель, а стрелок атакует ведущий или правый крайний объект. Огонь ведут до полного расхода боекомплекта.
Координацию огня между разными расчетами проводят с использованием предварительно обговоренных действий по выбору установленных секторов обстрела и выбору цели.
Стоит отметить, что огонь в ночное время демаскирует огневые позиции, поэтому в этих условиях рекомендуется вести стрельбу в движении или во время коротких остановок, меняя позицию после каждого пуска.
Первое боевое крещение ПЗРК «Стингер» прошло во время Британо-Аргентинского конфликта в 1982 году, причиной которого стали Фолклендские острова.
При помощи ПЗРК обеспечивалось прикрытие для британского десанта, который высадился на берег, от ударов штурмовиков аргентинской армии. По словам английских военных, они сбили один самолет, а еще нескольким сорвали атаки. В то же время произошла интересная вещь, когда ракета, которую выпустили по турбовинтовому штурмовику «Пукара», поразила вместо него один из выпущенных штурмовиком снарядов.
Но настоящую «славу» этот ПЗРК получил после того, как его стали применять афганские моджахеды для атак на правительственную и советскую авиацию.
С начала 80-х годов моджахеды использовали американские системы «Ред Ай», советские «Стрела-2», а также британские ракеты «Блоупайп».
В любом случае, успешные пуски происходили достаточно регулярно. Однако вероятность попадания были почти на 30% ниже, чем у советской «Стрелы».
Дальность обеих ракет не превышала трех километров для огня по реактивным самолетам, двум для Ми-24 и Ми-8. А по поршневым Ми-4 они и вовсе не попадали из-за слабой ИК-сигнатуры. Теоретически, у британского ПЗРК «Блоупайп» были гораздо большие возможности.
Ситуация кардинально изменилась, когда на территорию Афганистана попали новейшие американские ракеты «Стингер».
В течение первых двух недель боевых действий с использованием ПЗРК «Стингер» в 1987 году было уничтожено три Су-25. Два летчика погибли. В конце 1987 года потери составили восемь самолетов.
При стрельбе по Су-25 хорошо зарекомендовал себя метод «смещения», но он был малоэффективен против Ми-24. Однажды в советский вертолет попал сразу два «стингера», причем в один и то же двигатель, но поврежденной машине удалось вернуться на базу. Для защиты вертолетов использовались экранированные выхлопные устройства, которые снижали контрастность ИК-излучения примерно в два раза. Также был установлен новый генератор подачи импульсных ИК-сигналов под названием Л-166В-11Е. Он уводил ракеты в сторону, а также провоцировал ложный захват цели ГСН ПЗРК.
Но у «Стингеров» были и слабые стороны, которые сначала отнесли к плюсам. У пусковой установки был радиодальномер, который обнаруживался летчиками Су-25, что позволяло использовать ловушки превентивно, увеличивая их эффективность.
Душманы могли использовать «всеракурсность» комплекса только в зимний период, так как у разогретых передних кромок крыльев штурмовиков не хватало контрастности для пуска ракеты в полусферу спереди.
Стоит отметить, что самыми «несбиваемыми» самолетами стали Ил-28 – безнадежно устаревшие бомбардировщики афганских ВВС. Во многом это произошло из-за установленной на корме огневой точки из спаренных 23-мм пушек, которая могла подавить огневые позиции расчетов ПЗРК.
Официальные российские СМИ поддерживают мнение, что впоследствии афганские ПЗРК использовались чеченскими боевиками для огня по российской авиации в ходе «контртеррористической операции». Однако это не могло соответствовать действительности по некоторым причинам.
Во-первых, одноразовые батареи питания хранятся два года, после чего их необходимо менять, а саму ракету можно хранить в герметичной упаковке десять лет, после чего ей необходимо техническое обслуживание. Афганские моджахеды не могли самостоятельно заменить батареи и обеспечить квалифицированное обслуживание.
Большую часть «Стингеров» перекупил в начале 90-х годов Иран, который смог ввести часть из них обратно в строй. По словам иранских властей, в настоящий момент у «Корпуса стражей исламской революции» есть около пятидесяти комплексов «Стингер».
После того как на территории Афганистана начались операции международных сил, не было зафиксировано ни одного случая использования ПЗРК «Стингер».
В конце 80-х годов «Стингеры» использовали солдаты Иностранного Французского легиона. С их помощью они вели огонь по ливийским боевым машинам. Но достоверных подробностей в «открытых источниках» нет.