Final fantasy о чем
За что мы любим Final Fantasy
Final Fantasy — один из самых известных, успешных и долгоиграющих циклов японских ролевых игр: в следующем году ему исполнится тридцать лет. У многих он ассоциируется с пылкими подростками в безумных нарядах, спасающими мир, однако Final Fantasy — не типичная анимешная штамповка, а серия, заслуживающая любви и похвал. Чем именно? Давайте разберемся.
За то, что все они разные
Если что и объединяет почти все выпуски Final Fantasy, так это отказ от слепого следования одним и тем же канонам. Это не серии Dragon Quest и не Assassin’s Creed, части которых похожи одна на другую. Final Fantasy не страшится экспериментов и потому не перестает удивлять раз за разом, год за годом (правда, в этом отношении она в последнее время взяла небольшой перерыв, но мы надеемся, что все вернется на круги своя)
Взять, например, окружение. Из фэнтезийной пятой части мы переносимся в шестую с ее стимпанковским духом, затем — в почти киберпанковскую седьмую. После «современной» восьмой Final Fantasy идет фэнтезийная девятая, а за ней следует десятая, вдохновленная эстетикой Юго-Восточной Азии.
Разными частями занимаются и разные люди. Так, команды, трудившиеся над номерными выпусками серии с девятого по двенадцатый, почти не пересекались, и, если вам не нравилась какая-то из них, можно было хранить спокойствие, зная, что за ней последует нечто совершенно иное.
И это если ограничиваться только номерными выпусками, чего делать ни в коем случае не стоит. Хоть мы и ждем релиза Final Fantasy XV, на самом деле одних только вышедших на Западе игр со словосочетанием «Final Fantasy» в заголовке уже больше четырех десятков. В их числе и классические «ролевки», и тактические, и экшеновые, и онлайновые. Тут и файтинги, и tower defense, и стратегия, и шутер, и ритмические игры. И, хоть в их названии зачастую нет заветной цифры, они тоже заслуживают внимания: среди ответвлений хорошие или по меньшей мере неплохие игры встречаются не реже, чем среди номерных выпусков.
Взять, например, подсерию Final Fantasy Crystal Chronicles. Первая часть этого ролевого экшена требовала хитроумного соединения GameCube и четырех GBA и благодаря этому обеспечивала уникальный опыт совместной игры, который в 2003 году вполне мог заменить ММО лишенным доступа к сети игрокам.
Ring of Fates для Nintendo DS больше напоминала головоломку-платформер и вдобавок к кооперативу на четверых имела полноценную сюжетную линию для одиночного прохождения, с очень милой и трогательной историей. А вышедший почти одновременно с Final Fantasy XIII (и оттого оставшийся незамеченным) однопользовательский приключенческий экшен The Crystal Bearers погружал в большой и красочный мир и позволял находить десятки способов взаимодействия с окружением при помощи телекинеза: от передвижения и сражений до рыбалки и пляжных забав.
► Final Fantasy Crystal Chronicles. | ► Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers. |
А по мотивам номерных частей вышло множество отличных игр для ценителей: и музыкальная Theatrhythm, и файтинг Dissidia, и сборник мини-игр Final Fantasy Fables: Chocobo Tales, пересказывающий известные басни и сказки, но с представителями бестиария Final Fantasy в главных ролях.
«Настоящие» ли это части Final Fantasy? Бесспорно. По словам создателя серии Хиронобу Сакагути, суть Final Fantasy — в экспериментах, и, пока в игре есть диалоговые окошки с текстом, она имеет полное право носить это название.
За восхитительную музыку
Какой бы ни была та или иная часть Final Fantasy, в одном можно не сомневаться почти всегда: ее саундтрек будет отличным. Нобуо Уэмацу по праву называется одним из лучших игровых композиторов благодаря работе над ранними выпусками серии, но уже с начала 2000-х ему помогали или заменяли его другие талантливые музыканты.
Классические инструменты Хитоси Сакимото, тяжелая гитара Такэхару Исимото, эмбиент Масаси Хамаудзу и безумная эклектика Масаёси Сокэна стали такой же неотъемлемой частью Final Fantasy, как мелодичные синтезаторы Уэмацу.
Даже среди работ мало кому известных Куми Таниоки и Хидэнори Ивасаки найдутся замечательные композиции. Как и в случае с самими играми, саундтреки к Final Fantasy — кладезь шедевров, неограненных бриллиантов и просто замечательных работ, многие из которых по-прежнему неведомы широкой публике.
За ярких персонажей
Скажем прямо: хорошие сюжеты в играх очень редки, и Final Fantasy никак не исправляет эту прискорбную статистику. Однако сколь бы простецкой ни была фабула, обаяние персонажей компенсирует все с лихвой.
Да, далеко не во всех частях встречаются столь яркие герои, но те игры серии, что западают в память, делают это, скорее всего, именно благодаря персонажам.
JRPG в целом свойственно заполнять список играбельных персонажей разнообразными архетипами — с целью угодить как можно большему числу игроков. Серия Final Fantasy — не исключение, но, справедливости ради, она почти никогда не скатывается до заезженных анимешных штампов.
Из этого в какой-то мере следует следующий пункт.
За жизненность
Возможно, эта формулировка вам покажется странной. Действительно, в Final Fantasy на каждом шагу невероятные повороты сюжета и неведомые магические сущности, а ее герои — настоящие баловни фортуны. Но при этом серия не стесняется умерять пафос, чередуя драматичные сценки с забавными и даже нелепыми — как в жизни.
Например, в Final Fantasy XII — пожалуй, самой мрачной игре цикла — повествование вращается вокруг аристократов, к которым прибился простолюдин Ваан. В одной из сцен, после обсуждения интриг, которые плетет местный маркиз, герои, не придумав иного способа добиться у него аудиенции, решают навлечь на себя его гнев, распространяя дезинформацию. И Ваан в забавной мини-игре начинает кричать на каждом углу, что он, дескать, капитан Баш фон Ронсенбург из Далмаски, а объявивший его мертвым маркиз — тролль и лжец.
Но лучший пример этого подхода, пожалуй, — сцена со смехом в Final Fantasy X. Прямо перед ней Тидус узнает страшную правду, которая ставит его в тупик и повергает в отчаяние. В свою очередь, Юна, тоже обуреваемая противоречивыми чувствами, не может показать их на людях, поскольку слишком многие возлагают на нее свои надежды. Ради окружающих она должна улыбаться и предлагает то же Тидусу. Их смех подчеркнуто неестественный, натужный, неискренний: он, как улыбка Гарольда, скрывает боль и обреченность. Герои производят впечатление сумасшедших — но это одна из самых пронзительных и драматичных сцен в игре.
Да и сам Тидус как персонаж — пример не только яркого и живого образа, но и деконструкции нарочитой серьезности. Да, Тидус — звезда спорта, где ему нет равных, все девушки от него в восторге, и мир он в итоге спасает, но при этом в незнакомой обстановке часто ведет себя неловко, непоседлив, инфантилен, плаксив и в общем-то глуповат. И игра не стесняется это показывать.
Это не говоря уже о том, как Final Fantasy любит всевозможных безумных монстров. Не всё героям противостоять титанам с драконами — стреляющие ракетами избушки и огромные кактусы с задорными усиками запоминаются надолго. Тут, правда, важно выдержать баланс между серьезным и несерьезным, но почти у всех частей серии это получается.
За что мы их и ценим.
За новые достижения
Конечно, далеко не все выпуски Final Fantasy можно назвать хорошими, и даже не большинство из них. Однако за всю свою историю серия успела многого добиться, и за это достойна почестей.
Вышедшая в 1994 году Final Fantasy VI показала невиданное для ролевок того времени качество постановки, удивила количеством контента и его разнообразием. Когда уже казалось, что дело подошло к финалу, обнаруживалось, что впереди еще половина игры, выстроенная по нетипичному для JRPG принципу открытого мира. До сих пор столь эпическим размахом могут похвастаться немногие представители жанра.
Final Fantasy VII знаменовала собой начало эпохи PlayStation: она почти в одиночку принесла дебюту Sony на консольном рынке невиданную популярность благодаря редкостной зрелищности. Раздувшие игру до объема в три компакт-диска CG-ролики сделались визитной карточкой Square, а жанр JRPG на целое поколение консолей стал одним из самых востребованных как на родине, так и на Западе. Скорее всего, вы знаете о Final Fantasy именно благодаря достижениям седьмой части.
► В 1997-м Final Fantasy VII поражала воображение миллионов игроков. |
Final Fantasy: The Spirits Within хвалить не принято (хотя героиня Life is Strange его обожает): и правда, как сценарист Хиронобу Сакагути не блеснул, и ничего из того, за что Final Fantasy любят, в киноленте не оказалось. Однако еще до выхода она сумела произвести настоящий фурор правдоподобностью своих виртуальных актеров. Голливуд утопал в обсуждениях, нужны ли будут актеры настоящие, если созданные на компьютере модельки кажутся такими живыми. Быть может, если бы созданием фильма руководил другой человек, облик современной киноиндустрии стал бы совсем иным.
Как бы то ни было, именно Final Fantasy оказалась тогда на передовой технического прогресса и достигла невиданных высот — хотя бы по части графики. Впрочем, в том, что касается постановки боевых сцен, другая полнометражная лента от Square, Final Fantasy VII: Advent Children, не уступает самым динамичным экшенам в мире — будь то фильмы, аниме или видеоигры.
► Final Fantasy Tactics можно проходить десятками тысяч способов. |
А затем, воплотив в Final Fantasy X почти идеальную классическую пошаговую ролевую игру, Square Enix сделала в Final Fantasy XII, пожалуй, самый большой шаг вперед в развитии жанра. В ней бои, протекающие отныне в реальном времени, перестали быть отделены от передвижения по локациям, и игра обрела целостность. При возросшей динамичности битвы не утратили глубины благодаря системе гамбитов, позволяющей игроку полностью контролировать все действия персонажей, автоматизировав при этом всю рутину. За почти десять лет, прошедших с релиза Final Fantasy XII, лишь Xenoblade Chronicles отличилась столь же смелыми и выдающимися нововведениями в JRPG-боевке.
Хочется надеяться, что и в дальнейшем Final Fantasy продолжит нас радовать — если не прорывами в жанре, то смелыми находками, запоминающимися героями и ответвлениями, на которые можно потратить сотни часов. Впрочем, каким бы ни было будущее серии, ее уже имеющимся наследием можно наслаждаться на протяжении многих лет.
Ну а у нас на Twitch-канале в ночь с 30-го на 31 марта можно будет посмотреть трансляцию ивента, посвященного Final Fantasy XV, с комментариями «Игромании». Следите за новостями!
Обзор Final Fantasy X: время кардинальных перемен
Если спросить одного, какая известнейшая jRPG, миллионы ответят –
Final Fantasy.
Японскими ролевыми играми в наши дни вряд ли кого удивишь: обширный их список можно перечислять не один час и все равно кто-то обязательно останется неназванным. Жанр столь прижился в народе, что подражать ему стали даже за пределами страны восходящего солнца. Однако есть то, что передать попросту невозможно – это культурный колорит, присущий только этому народу, он в jRPG особенный: с одной стороны, это красивая сказка, с другой, чистой воды философия, а еще это целая культура, пересказанная с размахом, достойным эпоса.
Золотым веком этого жанра по праву можно считать времена NES и PlayStation One. Именно тогда появилось большинство культовых представителей и взяло своё начало большинство серий. И хотя со временем популярность jRPG несколько поутихла, серия Final Fantasy осталась жить, вызывая искренний восторг у своих поклонников. Если вы готовы принять менталитет Японии, то перед вами распахнётся по-настоящему сказочная фантазия с захватывающими сражениями, летающими кораблями, жуткими монстрами и прекрасной магией. Да что-что, а магию в Final Fantasy любят все!
Один из известнейших символов на фоне живописного вида – добрый знак перед долгим путешествием.
За революцию! За светлое будущее!
Причин, по которым Final Fantasy X стала известна широкому кругу геймеров, хватает. Смена поколения консолей – это всегда событие в игровой индустрии, особенно, если речь идет о таких гигантах, как PlayStation One и PlayStation 2. Вот и компания, тогда еще просто Square, не могла упустить такой повод. Хоть последняя игра из серии – Final fantasy IX – разошлась уже не так хорошо, как предшествующие VII и VIII, выход X части установил новый рекорд продаж в серии. Всем хотелось оценить, как преобразилась самая красивая франшиза с помощью новых технологий и возможностей. А посмотреть там было на что!
С приходом новых возможностей PS2 локации стали не только более красивыми, но и смогли перебраться в полноценное 3D
Для начала, 10 часть стала первой игрой в серии, выполненная полностью в трехмерной графике. Если до этого публика могла довольствоваться лишь отрисованными задниками, то с переходом на новое поколение мечты об объемных локациях стали явью. Однако, даже не это было самым впечатляющим. При столь кардинальной смене подхода разработчикам удалось полностью сохранить красоту локаций, по которым героям предстояло пройти. Здесь присутствуют тропические пляжи, которые сменялись цветущими полями, уходящими в пустынные каньоны, заснеженные горные тропы, волшебные леса и сказочные храмы. Вот уж что по-настоящему можно считать прогрессом.
Помимо того, именно с этой части в последующих играх серии появилась озвучка всех основных диалогов между персонажами. Впервые стало возможно узнать о реакции персонажа на что-то не только по его нарочито ярким жестам, но и по тональности голоса. И хотя игру актеров не всегда можно считать мастерской, пожалуй, ей удалось добиться главного – полноценного отображения эмоций, от чего персонажи стали более многогранными, более глубокими, а сама история пропиталась настоящим драматизмом.
История по новым стандартам
Однако ошибочно было бы полагать, что на одних только технических изменениях все и закончится. Для несведущих вообще стоит пояснить, что серия Final Fantasy – одна из самых меняющихся от части к части игровых серий. Практически невозможно отыскать даже две игры, про которые можно сказать, что они сделаны под копирку. То механику боя изменят, то система прокачки станет другой, а то и еще того похлеще удумают, но до этого еще дойдем.
Sin собственной персоной – самая главная угроза для мира Спиры и для героев в частности, исходя из сюжета. Однако в этом мире есть монстры куда пострашнее.
На этот раз история происходит в вымышленном мире Спира, в котором главный герой Тидус, звезда местного вида спорта под названием Блицбол (вид спорта, сочетающий в себе футбол и водное поло), становится свидетелем последних мгновений существования своего родного города, а затем оказывается в неизвестном ему месте. Но самое страшное, что в это время над Спирой нависает колоссальная угроза – Sin, древнее и невероятно могущественное существо угрожает уничтожением всему континенту и только призывательница, прошедшая паломничество и собравшая всех Аэонов, способна это предотвратить.
Вся команда в сборе! Они не только отличаются по характеру, но и по внешнему виду – даже возраст очень сильно влияет на их поведение и взаимоотношения друг с другом.
Но не стоит сразу пугаться тривиальности сюжета. Он тут как раз неплохо закручен, просто раскрывать о нем хоть какие-то подробности, все равно что лишить остросюжетный триллер главной интриге – неправильно это. Потому ограничимся конкретными фактами. Если в предыдущих играх серии акцент делался на масштабных преображениях целей, от личной битвы героя до сражений мирового масштаба, то в Final Fantasy X история стала более личной: теперь очень многое строится на эмоциях персонажей. Они выступают и в роли мотивации, и палитрой, которая разукрашивает события в сопутствующие тона.
Теперь это не только история про спасение мира, но и произведение про простые человеческие эмоции. История, переданная с чувством, с заботой. Выросли дети – выросла и сказка!
Вместе с этим изменился подход, с которым создатели брались за персонажей. В результате характеры стали не только ярче выражены, но и максимально разведены друг от друга по всем возможным признакам. Эгоцентричный блицболист Тидус, которому не дает покоя юношеский максимализм; Скромная и сдержанная призывательница Юна, наделенная при этом по-настоящему несокрушимым духом; Неунывающий, рассудительный Вакка; Очаровательная и загадочная чародейка Лулу; Жизнерадостная воровка Рикку; Молчаливый телохранитель Юны – Кимари; Самый грозный, спокойный и хладнокровный боец – Аурон.
Всех их непросто спутать между собой, а из-за регулярно возникающих в команде конфликтов в связи с разными идеологиями и возрастами, они стали более человечными. Тидус, который всегда рвется охватить необъятное, обычно вынужден отступить перед рассудительным и непреклонным Ауроном, а Вакка не может найти себе места при виде общего неуважения к традициям местной веры. И вот из-за таких моментов и рождается настоящее сопереживание героям. Конечно, кого-то вы полюбите больше, а кого-то в тайне будете ненавидеть, но разве это не то, что делает историю такой прекрасной?
Один за всех и все за одного
Final Fantasy не была бы собой, если б не пыталась привнести изменения даже туда, где и так все хорошо. Вот и 10 (X) не стала исключением. Что если не бои считать основополагающим моментов в jRPG? С монстрами, с драконами, с роботами, с гигантскими осами – не важно, сражения должны быть. И последняя фантазия об этом прекрасно знает, а потому стремиться сделать этот фрагмент игрового процесса наиболее впечатляющим и уникальными. Так сказать, подарить «новый опыт».
Враги теперь требуют к себе определенного подхода, например, бомбочки справа взрываются после 3 ударов по ним. По началу игры с этим придется считаться и выбирать персонажей под сложившуюся обстановку
Кроме стандартных команд, таких как атака или магия, в игре появилась возможность, переворачивающая вес процесс вверх тормашками – теперь не обязательно формировать команду перед каждым последующим сражением, сопартийцев можно заменять прямо во время боя и это сильно сказалось на игровом процессе. Помимо возросшего тактического простора, герои обзавелись особенностями – каждый член команды имеет свои сильные и слабые стороны. Кто-то лучше сражается с вёрткими противниками, кто-то более быстрый, а кто-то способен и молнией с неба поразить, а если вдруг перед вами возник противник, против которого нужен кто-то определенный, что ж – это не столь большая проблема.
Не стоит пугаться этого страшилища – хоть и драться против него не самое простое занятие, к концу игры вы сами научитесь его призывать, что невероятно облегчит вашу жизнь.
Добро пожаловать в Паутину
Но что в Final Fantasy X стало с прокачкой? Ее в этой части изменили до неузнаваемости. Впервые запустив игру, узнают ее немногие, а полюбят… в прочем не будем забегать вперед. Теперь герои на полученные очки опыта зарабатывают не уровни, а AP – валюту, которая требуется для перемещения по сетке сфер. 1 AP – 1 шаг. В свою очередь в каждой такой сфере, если она не пустует, скрыт какой-то из параметров, например, сила, магия или какая-нибудь способность, которую игрок может получить в свое распоряжение.
Сетка сфер собственной персоной. Именно здесь произойдут все основные метаморфозы ваших персонажей. Но даже не думайте пройти ее полностью – это займет очень много времени!
Такой подход при учете значительного числа развилок на сетке сделал прокачку значительно нелинейной. Свернув на очередном повороте, можно из персонажа, полагающегося на скорость, сделать вполне приличного мага. К тому же стоит понимать, что сетка для всех персонажей одна, просто начинают персонажи на ней в разных частях, а потому к завершению игры все герои могут обучиться всем доступным умениями, магии и способностям. Потому незаменимых персонажей в игре нет… практически…
Для тех кому за 30
И, казалось бы, все хорошо, но сколько может продолжаться это удовольствие? Это зависит только от того, насколько основательно вы за игру засядете. Сюжетная компания со всеми диалогами, сражениями и прочим подобным проходится чуть больше, чем за 30 часов спокойного геймплея. Так что если не особо захотите исследовать мир, то и обиженным не останетесь. Но если вдруг, вы решите изучить все секреты Спиры – то готовьтесь – это занятие может затянуться на 100 часов и больше.
Одним из множества побочных квестов является гонка на Чокобо. Все бы ничего, только чтобы взять самый лучший приз, вам придется сломать геймпадов не меньше, чем за прохождение Dark Souls
Занятий за рамками основного сюжета хоть отбавляй: тут вам и возможность найти секретных Аэонов, не только полезных, но и крайне необычных; столкнуться с особо сильными противниками, сражения с которыми просто обязательны для любого поклонника игры, но, чтобы выйти из этих битв победителем, для начала неплохо бы разжиться легендарным вооружением. Множество сторонних квестов на любой вкус не дадут заскучать даже, если вы посчитаете, что видели все. Устали от путешествий? Отправляетесь в Calm Land, где сможете посоревноваться в гонках на огромных цыплятах Чокобо или подзаработать ценные сферы на арене. Если и от этого устанете, то в храме, все там же, есть призывательница, которая испытает ваших Аэонов на прочность. Ну а если и от этого устанете, то отправляйтесь в мрачную локацию Thunder Plains, где вам позволят заработать ценные призы уворачиваясь от бьющих с неба молний.
Еще одним нововведением в боевую механику можно считать специальные команды: в некоторых случаях вы просто поговорите с врагом, получив за это какие-то бонусы, а в некоторых сможете даже поуправлять кораблем, что возымеет свои эффекты.
А потому, если вы вдруг решите, что битва с темными Аеонами ваше призвание и Спиру нужно покорить от начала и до конца, то запаситесь терпением – это затянется очень надолго!
Ложечка дегтя
Однако, не смотря на все выкрутасы и кучу идей, с одной стороны, с другой — игрока ожидает вполне закономерный вопрос, а все ли из них так хороши? Ответить на это однозначно вряд ли получится, но тем не менее, предупредить о таких неоднозначностях святой долг.
Начать хоть с системы прокачки. Она, безусловно, новаторская и интересная, а еще в ней можно залипнуть не хуже, чем в любой другой мини игре, что делает ее к тому же увлекательной. Но вместе с этим столь поэтапное развитие персонажей лишает заветные LVL-UP’ы былой привлекательности. Из-за слишком уж размытых и плавных повышений характеристик трудно определить, что ваш персонаж стал сильнее, а это, кто не знает, одно из приятнейших чувств в jRPG! Помимо этого, иногда случаются конфузы, что вам необходимо улучшить лишь один параметр силы, но нужной сферы нет, не то что рядом в ближайших 15, а то и больше шагах, от чего перед игроком встает справедливый вопрос, гриндить или смириться.
Враги в Final Fantasy X, как всегда, впечатляющие, но не смотря на их грозный вид и размеры, против некоторых не обязательно сражаться честно – эта серия всегда поощряла творческий подход.
Здешними красотами можно дивиться до бесконечности, хотя прошло уже много лет. И пускай в открытый мир тут отпускают лишь ближе к самому концу игры, его притягательность от этого только возрастает.