Fishbone diagram что это
Диаграмма Исикавы
Пространства имён
Действия на странице
Диаграмма Исикавы/Ишикавы (Ishikawa diagram), Диаграмма рыбьей кости (fishbone diagram), Диаграмма причинно-следственных связей (cause-and-effect diagram), Причинно-следственный анализ — структурированный метод идентификации возможных причин нежелательного события или проблемы. Данный метод позволяет скомпоновать возможные причинные факторы в обобщенные категории так, чтобы можно было исследовать все возможные гипотезы. Однако применение этого метода не позволяет идентифицировать фактические причины. Причины могут быть определены только на основе эмпирических данных или эмпирическим путем. Информацию представляют в виде диаграммы «рыбьего скелета»
Содержание
Область применения
Причинно-следственный анализ обеспечивает структурированное графическое представление перечня причин одного следствия. В зависимости от объекта исследований следствие может быть положительным (цель) или отрицательным (проблема).
Метод используют для исследования всех возможных сценариев и причин, предложенных группой экспертов. Метод позволяет достичь согласованного мнения относительно наиболее вероятных причин, которые могут быть далее проверены опытным путем или на основе имеющихся данных. Наиболее целесообразно применять данный метод в самом начале анализа, что позволяет расширить диапазон представлений о возможных причинах, а затем сформулировать гипотезы, которые далее следует рассмотреть в соответствии с установленной процедурой.
Построение причинно-следственной диаграммы позволяет:
Преимуществами построения причинно-следственной диаграммы являются:
Причинно-следственный анализ может быть использован как метод выполнения анализа первопричины.
Входные данные
Входными данными причинно-следственного анализа являются результаты экспертизы, опыт участников рабочей группы, ранее разработанные модели, использованные в предыдущих исследованиях.
Процесс выполнения метода
Основными этапами причинно-следственного анализа являются:
Результаты обычно представляют в виде диаграммы «рыбьего скелета» (диаграммы Исикавы) или в виде дерева. Диаграмма «рыбьего скелета» структурирована путем разделения причин на основные (главные) категории (представленные ребрами «рыбьего скелета») и более мелкими ответвлениями, конкретизирующими причины этих категорий.
Выходные данные
Выходными данными причинно-следственного анализа являются диаграммы в виде «рыбьего скелета» или древовидной схемы, которые показывают возможные причины исследуемого события. Полученные данные необходимо проверить теоретически и экспериментально, прежде чем будут предложены дальнейшие рекомендации.
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Нажмите для увеличения
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Нажмите для увеличения
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Диаграмма Исикавы – полезный инструмент в жизни и работе
Практически в любой сфере жизни человек время от времени сталкивается с тем, что на его пути возникают определённые препятствия и проблемы. Но вот истинную причину появления той или иной проблемы определить удаётся далеко не всегда, а сама она может быть лишь видимым следствием того, что скрыто от нашего внимания где-то внутри нас самих или той деятельности, которой мы занимаемся. И чтобы понять основные причины возникновения проблем и устранить их очень удобно прибегнуть к использованию разработанного специально для этого приёма – диаграммы Каору Исикавы – профессора Токийского университета и крупнейшего специалиста по управлению качеством. Эта диаграмма также известна под названиями «Диаграмма анализа корневых причин», «Причинно-следственная диаграмма» и «Диаграмма рыбьей кости». Представленный урок посвящён описанию этого метода как полезного инструмента в любой работе и повседневной жизни.
Для чего нужна диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы является одним из основных инструментов, которые используются для измерения, оценки, контроля и усовершенствования качества производственных процессов и вместе с диаграммой рассеяния, стратификацией, контрольным листом, гистограммой, диаграммой Парето и контрольной картой входит в список «семи инструментов контроля качества».
Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации, а также предупредить возникновение нежелательных факторов и причин. Как и остальные инструменты качества, диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов. В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на её качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению. Однако если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций в жизни и работе может любой человек.
Этапы работы с диаграммой Исикавы
Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:
Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.
Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.
Особенности построения диаграммы Исикавы
Первое: перед тем как приступать к построению графика, необходимо чётко определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы. Если, например, участников обсуждения вопроса несколько, то все они должны прийти к одному мнению, и только после этого начинать строить диаграмму.
Второе: рассматриваемую проблему для удобства восприятия лучше всего расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от неё уже горизонтально проводить «хребет рыбы».
Третье: основные влияющие на проблему причины представляют собой «большие кости рыбьего скелета». Их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками.
Четвёртое: затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям».
Пятое: наносятся «мелкие кости», примыкающие к «средним» — это третьестепенные причины, которые воздействуют на второстепенные. Если какие-либо из причин не выявлены, то «кость» остаётся пустой, т.е. причина не фиксируется, однако место для неё следует оставить.
Шестое: при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы.
Седьмое: причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему.
Восьмое: желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы: названия причин и факторов, даты, дни недели, имена участников процесса, наименования изделий (если это вопрос производства) и т.д. и т.п.
Девятое: важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании целостной структуры проблемы и переходе к конкретным действиям.
Десятое: при выявлении каждой новой причины или фактора следует задаваться себе вопрос «почему», т.к. благодаря этому можно найти корневую причину, оказывающую воздействие на проблему в целом.
Следуя этим принципам, вы сможете рассмотреть проблему наиболее объективно и постепенно раскрыть всю цепь причинно-следственных связей и найти те факторы, которые нужно будет скорректировать, чтобы добиться решения проблемы и получить требуемый результат.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выявить очевидные достоинства диаграммы Исикавы. Ими, в свою очередь, являются, во-первых, возможность раскрыть свой (и других участников) творческий потенциал, который позволит найти неординарные способы решения поставленной задачи. И, во-вторых, возможность найти взаимосвязь между всеми причинами и факторами, влияющими на проблему, и произвести оценку их влияния на неё.
Однако у метода Исикавы есть и свои недостатки, которые также необходимо учитывать в своей работе. Первым недостатком является то, что не существует каких-либо правил проверки диаграммы в обратном направлении от первопричины к результатам, т.е. логическую цепочку причин и факторов, ведущих к первопричине, рассмотреть не представляется возможным. Второй же недостаток заключается в том, что составленная, в конечном счёте, диаграмма может выразиться в очень сложной схеме и не иметь чёткой структуры, что значительно затрудняет объективный анализ и исключает возможность сделать максимально правильные выводы.
Поэтому, подходя к вопросу поиска причин возникающих проблем и их решений, важно использовать не одну только диаграмму Исикавы, а дополнять её ещё и другими инструментами, среди которых можно выделить составление списков и приоритизацию, принцип Вильфредо Парето, пирамиду эффективности Абрахама Маслоу, контрольные листы и карты, а также другие эффективные методы проверки, анализа и повышения эффективности действий. Но всё это касается наиболее сложных проблем и вопросов, к решению которых нужно подходить наиболее комплексно.
Если же проблема подразумевает более простой способ поиска её решения, то диаграммы Исикавы будет вполне достаточно, ведь она позволяет в предельно понятной и доступной форме структурировать все возможные причины возникновения этой проблемы, выявить наиболее значимые из них, найти первопричину, а затем скорректировать или устранить её. Для многих людей причинно-следственная диаграмма Исикавы является «золотым ключиком» к преодолению огромного количества возникающих на пути к достижению успеха препятствий.
Уважаемые подписчики и читатели, мы всегда рады вашим оценкам и комментариям! Предлагаем вам принять участие в небольшом опросе:
Cause and Effect Diagram (Диаграмма причины и следствия) | Fishbone Diagram (Диаграмма причинно-следственных связей) (Ishikawa)
Определение и организация причин события или проблемы. Объяснение Cause and Effect Diagram (Диаграмма причины и следствия) (Диаграмма причинно-следственных связей) Kaoru Ishikawa. (1943)
Что такое Cause and Effect Diagram (Диаграмма причины и следствия)? Описание
Cause and Effect Diagram (Диаграмма причины и следствия) (Fishbone Diagram (Диаграмма причинно-следственных связей)), разработанная японским ученым в области статистики контроля качества Kaoru Ishikawa предсталяет собой графическую методику, которую можно использовать в группах для определения и организации причин события, проблемы или результата. Она графически иллюстрирует иерархическое отношение между причинами согласно их уровню важности, детализации или результату. Также известна как: Диаграмма Ishikawa.
Происхождение Fishbone Diagram (Диаграммы причинно-следственных связей). История
Fishbone Diagram (Диаграмма причинно-следственных связей) было изобретена профессором Kaoru Ishikawa Токийского университета, атворитетным японским специалистом в области управления качеством. Он впервые использовал данную концепцию в в 1943г., для того чтобы помочь объяснить группе инженеров компании Kawasaki Steel Works, какое отношение сложная совокупность факторов могла иметь к пониманию проблемы.
Применение Cause and Effect Diagram (Диаграмма причины и следствия) | Fishbone Diagram (Диаграммы причинно-следственных связей). Формы применения
- Концентрирование на сложной проблеме в группе. Сравните: Решение проблем 8D Определение всех причин последствий, проблем или состояний. Анализ и определение взаимоотношений между факторами, влияющими на определенный процесс или результат. Коррективные меры.
Стадии в создании диаграммы Ishikawa. Процесс
Объясните цель совещания. После этого определите, разъясните и придите к соглашению по проблеме или последствию.
Расположите доску или лекционные плакаты так, чтобы каждый мог их увидеть. Нарисуйте таблицу, содержащую проблему или последствие с правой стороны диаграммы с горизонтальной линией по середине.
Проводите сеанс Мозговой штурм. В качестве первого чернового варианта, для основных ответвлений вы можете использовать следующие категории:
- Сфера услуг: 8 P: Люди, Продукт/сервисные услуги, Цена, Продвижение, Правила, Процессы, Процедуры, Место/завод/технология. Производство: 6М: Людские ресурсы, Методы, Измерения, Машинное оборудование, Материалы, Природа (окружающая среда). Используйте вышеуказанные категории всовокупности со такими вопросами, как например: Какие вопросы, связанные с людьми влияют на/вызывают проблему?
Определите Главные причины, вызывающие последствие. Это можно сделать с помощью анализа Парето (правило 80/20 ) или Root Cause Analysis (Анализ основной причины).
Эти главные причины будут названиями ответвлений вашей диаграммы.
Для каждой крупной ветви, определите другие конкретные факторы, которые могут быть причинами последствий Спросите: Почему это происходит? Определите более детальные уровни причин и сгруппируйте их под родственными причинами или категориями. Проанализируйте диаграмму. Действуйте по диаграмме. Ликвидируйте причины проблемы. Общими систематическими подходами для этого являются Deming Cycle (Цикл Деминга) или RACI.
fishbone diagram
Смотреть что такое «fishbone diagram» в других словарях:
fishbone diagram — noun Ishikawa diagram … Wiktionary
fishbone diagram — a graph used in quality control to identify possible problem causes … Dictionary of ichthyology
diagram — di‧a‧gram [ˈdaɪəgræm] noun [countable] a drawing or plan that shows where something is, what it looks like, or how it works: • See the attached diagram for details on current market projections. • a diagram of the electrical system ˈblock… … Financial and business terms
Fishbone-Diagramm — Das Ursache Wirkungs Diagramm (auch Ursache Wirkung Diagramm oder nach dem Erfinder Ishikawa Diagramm) ist eine von Kaoru Ishikawa entwickelte Diagrammform, die Kausalitätsbeziehungen darstellt. Inhaltsverzeichnis 1 Überblick 2 Synonyme 3… … Deutsch Wikipedia
Ishikawa diagram — The Ishikawa diagram (or fishbone diagram or also cause and effect diagram ) are diagrams, that shows the causes of a certain event. A common use of the Ishikawa diagram is in product design, to identify desirable factors leading to an overall… … Wikipedia
cause and effect diagram — ➔ diagram * * * cause and effect diagram UK US noun [C] (also fishbone diagram, also Ishikawa diagram) ► PRODUCTION a diagram that is used when designing or changing the design of products to examine the causes of something, often something that… … Financial and business terms
Burger diagram — A typical format for a Burger Diagram representation. In terms of knowledge representation, a Burger Diagram / Hamburger Diagram is a teaching and learning tool designed to facilitate the selection and organisation of several factors into a… … Wikipedia
Ishikawa diagram — noun /ˌɪ.ʃɪˈkɑ.wɑ ˈdaɪ.ə.ɡɹæm,ˌɪ.ʃiˈkɑ.wɑ ˈdaɪ.ə.ɡɹæm/ A diagram used in quality management to display a detailed list of causes and effects of a problem and thus to decipher the root cause of a problem. The procedure for constructing an Ishikawa … Wiktionary
Cause Mapping — is a problem solving method that draws out, visually, the multiple chains of interconnecting causes that lead to an incident. The method, which breaks problems down specific cause and effect relationships, can be applied to a variety of problems… … Wikipedia