Fix price что означает
В чем подвох? Объясняем, почему в Fix Price такие низкие цены и что там лучше не покупать
Вы знаете, что мы обожаем Fix Price. Ходим туда минимум раз в месяц и ищем настоящие шедевры. Но многие гадают, за счет чего в этих магазинах удается удержать такую жесткую ценовую политику. Давайте разбираться.
1. Низкое качество
Вряд ли кто-то из вас будет спорить, что Fix Price славится чем угодно, кроме качества. Да, здесь можно купить футболку, шарф и детскую игрушку. Но игрушка быстро развалится, шарф скатается, а швы на футболке разойдутся после пары стирок.
2. Почти полное отсутствие рекламы
Эти ребята все хорошо про себя знают. Они не устраивают розыгрышей, не покупают рекламу на радио и не вешают баннеры. Они берут низкой ценой и магазинами на каждом углу.
3. Низкая стоимость аренды
Эти магазины располагаются почти во всех спальных районах и платят очень небольшие деньги за аренду. Они могут расположиться в подвале, в жилом доме или на окраине города. При всем этом поток покупателей у них всё равно огромный. Так зачем переплачивать?
4. Низкая зарплата и огромные штрафы
Вы замечали, что в таком магазине всегда очень мало сотрудников? Плюс ко всему работать в таком магазине может быть настоящей пыткой и продержаться дольше пары месяцев почти невозможно. Низкие зарплаты, штрафы за опоздание, частые переработки.
Вот, например, отзыв бывшего сотрудника:
Самая ужасная работа, которая у меня была. Сначала была кассиром, и приходилось самой выкупать часть товара, если у клиента не было денег и он не писал заявление на возврат, потому что по непонятной мне причине отменить заказ нельзя. Этот «купленный хлам» до сих пор дома валяется где-то. Повысили до администратора через 4 месяца. Это еще хуже. Попросила вернуть меня обратно в кассиры, но отказали. Не выдержала, ушла, не жалею.
5. Не всегда реально низкие цены
Да, в магазине фиксированных цен и правда можно найти очень выгодные товары. Но так случается не всегда. Вот, например, большая рамка для фото здесь стоит всего 199 рублей, намного дешевле чем в других магазинах. А вот мусорные пакеты стоят дороже. Иногда вся хитрость в объеме. Да, цена ниже, но и вес тоже.
Что ни в коем случае не надо покупать в Fix Price
Шампунь и гель для душа
Их либо специально разводят водой, либо такая консистенция подразумевается изначально. Они совершенно не пенятся, пахнут химией и плохо выполняют свою главную задачу.
Часы
Покупатели жалуются, что после пары дней часы из Fix Price начинают отставать или спешить. Стоит ли за это вообще платить?
Посуда с рисунком
Он в 99,9% случаев совершенно некачественный и быстро портится. Кстати, лучше не рисковать и не загружать их в посудомойку.
Держатель для телефона
Эта вещь противопоказана особенно тем, кто потратил на телефон больше 50 000 рублей. Это приспособление может отвалиться на первой же кочке, поэтому купите что-то понадежнее.
IPO Fix Price: дискаунтер надеется повторить успех Ozon
10 марта сеть магазинов фиксированных цен Fix Price планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже, а глобальные депозитарные расписки компании начнут торговаться на Московской бирже.
О компании
Fix Price (LSE, MCX: FIXP) — крупный дискаунтер, работающий в формате магазинов фиксированных цен. Компания основана в 2007 году. Сеть активно растет, у нее около 4 тысяч магазинов, находящихся в 75 регионах России и странах СНГ. Большая часть магазинов собственные, но есть и те, что работают по франшизе.
На Московской бирже будут торговаться глобальные депозитарные расписки на акции головной структуры холдинга — компании Fix Price Group, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах.
Количество магазинов сети по странам на 31 декабря 2020 года
Собственные | Франшиза | |
---|---|---|
Россия | 3507 | 384 |
Беларусь | 143 | 9 |
Казахстан | 77 | 12 |
Узбекистан | 15 | 0 |
Латвия | 0 | 14 |
Грузия | 0 | 4 |
Киргизия | 0 | 2 |
Всего | 3742 | 425 |
Количество магазинов сети по годам
Собственные | Франшиза | |
---|---|---|
2012 | 502 | 98 |
2013 | 929 | 215 |
2014 | 1333 | 339 |
2015 | 1681 | 397 |
2016 | 1967 | 324 |
2017 | 2141 | 336 |
2018 | 2642 | 299 |
2019 | 3072 | 440 |
2020 | 3742 | 425 |
Лидер рынка магазинов фиксированных цен
Fix Price позиционирует себя не просто как дискаунтера, а именно как представителя отдельной рыночной ниши — магазинов фиксированных цен. В проспекте эмиссии компания приводит данные отраслевого исследования Oliver Wyman, согласно которому она занимает 93% данной рыночной ниши в России.
Ценовых категорий у ретейлера немного, но ассортимент обширен: 1800 товарных позиций в 20 категориях товаров — от одежды и товаров для дома до продуктов питания и напитков. При этом примерно в равной пропорции продаются брендированные, небрендированные товары и товары собственных торговых марок.
Компания каждую неделю добавляет 40—60 новых позиций в зависимости от сезона и тенденций в ретейле, в целом обновляется около 60% ассортимента до 6 раз в год.
У Fix Price довольно обширная программа лояльности: 12 млн зарегистрированных пользователей, которые дают более трети выручки.
Для того чтобы сохранять низкие цены и при этом работать в плюс, Fix Price активно работает с себестоимостью: все магазины стандартизированы, договорные отношения налажены напрямую с поставщиками, компания участвует в разработке товаров, сокращая себестоимость, например, за счет упаковки. Также у Fix Price централизованная логистическая инфраструктура — восемь распределительных центров.
Продажи по категориям товаров по итогам 2020 года
Еда и напитки | 25% |
Товары для дома | 20% |
Косметика и средства гигиены | 16% |
Бытовая химия | 7% |
Книги и канцтовары | 6% |
Одежда | 6% |
Игрушки | 5% |
Товары для вечеринок | 5% |
Аксессуары | 3% |
Другое | 6% |
Финансовые показатели
У Fix Price впечатляющие финансовые показатели: выручка и прибыль растут отличными темпами, низкий уровень долга, средний рост сопоставимых продаж (LFL) за 16 кварталов на конец 2020 года — аж 19%.
Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам в миллиардах рублей
Выручка | Чистая прибыль | Чистый долг | |
---|---|---|---|
2018 | 108,7 | 9,1 | −5,4 |
2019 | 142,9 | 13,2 | 6,0 |
2020 | 190,1 | 17,6 | 23,0 |
Отрицательные значения чистого долга означают, что денег и их эквивалентов больше, чем обязательств. Источник: проспект эмиссии, стр. 93, 96
Акционерный капитал
У Fix Price, скажем так, любопытный состав акционеров: кроме легко ожидаемых основателей и топ-менеджеров, здесь присутствует Marathon Group, инвестиционная компания — крупный акционер «Магнита», и инвестиционный банк Goldman Sachs.
Структура акционерного капитала до IPO
Акционер | Бенефициары | Доля |
---|---|---|
Luncor Overseas | Сооснователь Артем Хачатрян | 41,55% |
SBP Foundation | Сооснователь Сергей Ломакин | 26,51% |
LF Group DMCC | Сооснователь Сергей Ломакин | 15,05% |
Eristelon Holdings | Сооснователи Артем Хачатрян и Сергей Ломакин | 0,2% |
Samonico Holdings | Marathon Group | 9,94% |
GLQ International Holdings | Goldman Sachs | 4,0% |
Дмитрий Кирсанов | CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов | 1,52% |
Топ-менеджеры | Топ-менеджеры, не включая Дмитрия Кирсанова | 0,82% |
Другие акционеры | Другие акционеры, включая бывших сотрудников | 0,41% |
Действия в преддверии IPO
К сожалению, компания не объявляет, какие доли останутся у акционеров после IPO, ограничиваясь общей фразой про то, что основатели компании продолжат владеть значительной долей.
Также хочется обратить внимание на то, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления Fix Price планирует после IPO включить в состав совета директоров трех известных в бизнес-среде независимых директоров: основателя «М-видео» и бывшего члена совета директоров X5 Retail Group Александра Тынкована, бывшего финансового директора KPMG в России и СНГ, а также действующего члена совета директоров «Магнита», «Группы ПИК» и банка «Ак Барс» Грегора Мовата и работавшую в Goldman Sachs, Morgan Stanley и UBS Елену Титову, которая также выступает действующим членом совета директоров банков «Открытие», «Траст» и компании Qiwi.
Как победить выгорание
Почему акции могут вырасти после IPO
Бурно растущий бизнес в растущем сегменте. Показатели Fix Price действительно растут очень хорошими темпами. Вполне вероятно, что рост бизнеса продолжится.
В отраслевом исследовании Oliver Wyman приводится вывод, что сегмент магазинов фиксированных цен в России занимает слишком малую долю в общем рынке ретейла по сравнению с развитыми странами, поэтому ему есть куда расти — как по размеру доли рынка, так и по количеству магазинов.
Пандемия коронавируса и последовавший за нею кризис не лучшим образом сказались на благосостоянии россиян: Росстат подсчитал, что за 2020 год реальные располагаемые доходы населения упали на 3,5%. А инфляция при этом достигла пятилетнего максимума, по итогам 2020 года достигнув 4,9%, что даже превышает ключевую ставку ЦБ РФ. Такие печальные тенденции способствуют росту популярности дискаунтеров и, в частности, магазинов фиксированных цен.
Прибыльный и слабо закредитованный бизнес. По нынешним временам это практически редкость, но Fix Price не только показывает прекрасный рост выручки, но при этом прибылен и слабо закредитован, в отличие от того же Ozon.
Успешное IPO Ozon. Несмотря на убыточность и закредитованность, IPO Ozon прошло очень успешно и цена его ценных бумаг значительно выросла с тех пор. Это может подстегнуть инвесторов, особенно рассчитывающих на короткую и среднюю перспективу, активно покупать ГДР Fix Price в надежде на аналогичную историю роста.
Дивиденды и дивидендная политика. Кроме всего прочего, Fix Price умудряется еще и платить дивиденды, а также наращивать их вслед за ростом чистой прибыли. Компания планирует продолжать выплачивать дивиденды и после IPO, при этом в соответствии с лучшими практиками она предполагает платить их дважды в год из расчета минимум 50% чистой прибыли по МСФО при значении мультипликатора net debt / EBITDA меньше 1.
Солидные акционеры и совет директоров. Не так много российских компаний могут похвастаться участием в их капитале самого Goldman Sachs. Это что-то да значит. А новые лица в совете директоров — действительно люди с многолетним опытом на руководящих должностях и в советах директоров крупных успешных компаний, которые могут помочь Fix Price достигнуть новых успехов в бизнесе.
Обзор Fix Price: результаты первого полугодия 2021 года
Fix Price Group Ltd. (MCX: FIXP) — международная сеть дискаунтеров фиксированных цен, зарегистрированная на Кипре, но ведущая бизнес в странах бывшего СССР как в форме собственных магазинов, так и в форме франчайзинга. На российском рынке ретейла фиксированных цен компания занимает положение, близкое к монополии.
Курс о больших делах
О компании
Особенность динамики ГДР холдинга — несмотря на фурор вокруг листинга, ГДР стали падать уже на второй день их оборота на бирже, и падение продолжилось. Его прекращение совпало с публикацией компанией результатов за первое полугодие 2021 года — хоть и, по некоторым параметрам, более слабых, чем в 2020 году. Эта публикация дала уверенность, что магазины дешевых товаров не утратят свою возросшую популярность из-за отсутствия реальных перспектив победить коронавирус и экономический кризис.
История компании. Компания была основана в 2007 году в Химках под названием ООО «Бэст Прайс» предпринимателями Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном, у которых уже был опыт в отрасли ретейла: до этого они продали сеть дискаунтеров «Копейка». Топ-менеджер компании Дмитрий Кирсанов также ранее работал в «Копейке».
Концепция была создана на основе успешно существовавших в североамериканских странах дискаунтеров, в которых все товары продаются по одной цене — чаще за один американский или канадский доллар. Продажи по низким ценам стали возможными, в том числе, за счет снижения до рекордных минимумов закупочных цен, например у китайских поставщиков. Это всегда давало высокую маржу, равно как и нескоропортящиеся продукты, из которых состоит продовольственный ассортимент ретейлера, поскольку такие продукты поставщики зачастую готовы отпускать по сниженным ценам. В результате ориентация на экономного покупателя дала о себе знать в 2014 году, когда страна оказалась под санкциями: за год прибыль выросла более чем на 50%.
В 2016 году сеть перешла к формату «три цены». Это, по всей видимости, было вызвано неуклонным снижением курса рубля. В дальнейшем количество ценовых категорий возрастало, при этом доля российских продовольственных товаров увеличивалась на фоне режима санкций и контрсанкций и падения курса рубля.
Предусмотрительно в 2011 году компания включилась в производство собственных брендов. Практически все время существования компании наблюдался рост числа магазинов в регионах — с 2010 года Fix Price стал продавать франшизу, при этом открывая как собственные, так и франчайзинговые магазины в ближнем зарубежье.
Намерение провести первичное размещение ценных бумаг появилось у группы компаний в 2018 году. IPO планировалось на 2019 год, и причины, почему оно состоялось только в 2021 году, неясны, поскольку финансовые показатели в 2019 и 2020 году были положительные.
Акционеры и ключевые фигуры. Основные акционеры компании — это ее основатели: Артем Хачатрян, который владеет через компанию Luncor Overseas S.A., и Сергей Ломакин, который владеет через компании LF Group DMCC и SBP Foundation. Де-факто они и есть мажоритарные акционеры группы компаний.
Ключевая фигура в руководстве холдинга — генеральный директор Дмитрий Кирсанов. Хачатрян и Ломакин реже фигурируют на публике. У Хачатряна и Ломакина Fix Price не единственный бизнес.
Структура группы компаний Fix Price Group Ltd.
Страна регистрации | Профиль деятельности | |
---|---|---|
Kolmaz Holdings Ltd. | Кипр | Холдинговая компания |
ООО «Бэст Прайс» | Россия | Розничные и оптовые операции |
ООО «Бэст Прайс Экспорт» | Россия | Оптовые операции |
ТОО «Бэст Прайс Казахстан» | Казахстан | Розничные операции |
ООО «Фикс Прайс Запад» | Беларусь | Розничные операции |
ООО FIXPRICEASIA | Узбекистан | Розничные операции |
Структура акционеров группы компаний Fix Price Group Ltd.
Сергей Ломакин | 35,4% |
Артем Хачатрян | 35,7% |
Топ-менеджеры | 1,9% |
Free-float | 27% |
География распространения сети. Основной регион покрытия — Россия. Однако есть снижение, хоть и небольшое, ее доли в покрытии за последние годы.
Наибольший прирост с 30 июня 2020 по 30 июня 2021 года показали Казахстан и Латвия, за первое полугодие 2021 года — Узбекистан и Казахстан. Это можно связать с тяжелейшим ударом, который коронавирус нанес и продолжает наносить покупательной способности населения этих стран.
Уже в середине 2020 года Всемирный банк прогнозировал, что экономика страны сократится впервые с конца девяностых, за чем последует умеренное, если не сказать слабое, восстановление. Пандемия вызвала в Казахстане самый глубокий кризис с момента распада СССР, покупательная способность снизилась, и возник повышенный спрос на дешевые товары.
Еще более жесткий кризис произошел и происходит в Узбекистане, где из-за ограничений наблюдается отток трудовых мигрантов из России, а также внутренняя безработица. В Латвии кризис покупательной способности имел место еще до пандемии, но во время пандемии началось подорожание продуктов. Все эти факторы увеличивают спрос на дешевые товары в этих странах.
Казахстан показал огромный прирост, причины достаточно ясные. Отрицательный прирост в Беларуси связан, по всей видимости, с государственной политикой в области коронавируса, когда долгое время власти вообще его отрицали в силу собственных настроений, не имевших ничего общего с реальной ситуацией в стране, при этом значительная часть населения этой пропаганде верила, несмотря на общую дестабилизацию политической обстановки. Сильный прирост в Латвии можно обосновать тем, что в Евросоюзе опасения по поводу краха экономик на фоне пандемии достаточно сильные.
Общее количество магазинов Fix Price по странам
2020 | Доля в 2020 | 1п2020 | Доля в 1п2020 | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение за год | Изменение за 6 месяцев | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 3891 | 93,38% | 3589 | 95,12% | 4204 | 91,69% | 17,14% | 8,04% |
Беларусь | 152 | 3,65% | 116 | 3,07% | 180 | 3,93% | 55,17% | 18,42% |
Казахстан | 89 | 2,14% | 52 | 1,38% | 138 | 3,01% | 165,38% | 55,06% |
Узбекистан | 15 | 0,36% | 0 | 0,00% | 38 | 0,83% | — | 153,33% |
Латвия | 14 | 0,34% | 10 | 0,27% | 19 | 0,41% | 90,00% | 35,71% |
Грузия | 4 | 0,10% | 4 | 0,11% | 4 | 0,09% | 0,00% | 0,00% |
Киргизия | 2 | 0,05% | 2 | 0,05% | 2 | 0,04% | 0,00% | 0,00% |
Всего | 4167 | 100% | 3773 | 100% | 4585 | 100% | 21,52% | 10,03% |
Количество собственных магазинов Fix Price по странам
2020 | Доля в 2020 | 1п2020 | Доля в 1п2020 | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение за год | Изменение за 6 месяцев | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 3507 | 93,72% | 3251 | 96,67% | 3775 | 92,10% | 16,12% | 7,64% |
Беларусь | 143 | 3,82% | 67 | 1,99% | 171 | 4,17% | 155,22% | 19,58% |
Казахстан | 77 | 2,06% | 45 | 1,34% | 115 | 2,81% | 155,56% | 49,35% |
Узбекистан | 15 | 0,40% | 0 | 0,00% | 38 | 0,93% | — | 153,33% |
Всего | 3742 | 100% | 3363 | 100% | 4099 | 100% | 21,89% | 9,54% |
Количество франчайзинговых магазинов Fix Price по странам
2020 | Доля в 2020 | 1п2020 | Доля в 1п2020 | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение за год | Изменение за 6 месяцев | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Казахстан | 12 | 2,82% | 7 | 1,71% | 23 | 4,73% | 228,57% | 91,67% |
Латвия | 14 | 3,29% | 10 | 2,44% | 19 | 3,91% | 90,00% | 35,71% |
Россия | 384 | 90,35% | 338 | 82,44% | 429 | 88,27% | 26,92% | 11,72% |
Беларусь | 9 | 2,12% | 49 | 11,95% | 9 | 1,85% | −81,63% | 0,00% |
Грузия | 4 | 0,94% | 4 | 0,98% | 4 | 0,82% | 0,00% | 0,00% |
Киргизия | 2 | 0,47% | 2 | 0,49% | 2 | 0,41% | 0,00% | 0,00% |
Всего | 425 | 100% | 410 | 100% | 486 | 100% | 18,54% | 14,35% |
На чем зарабатывает
Продукция. Всего в ассортименте на текущий момент 5855 товаров, 80% единиц ассортимента стоит меньше 100 рублей. Большая часть непродуктовых товаров — китайского производства, за счет их низкой закупочной стоимости достигается высокая маржинальность бизнеса. Продовольственные товары составляют чуть менее трети ассортимента, все они нескоропортящиеся, за счет чего также достигается высокая маржинальность.
Структура выручки. Доля розничных и оптовых продаж держится у ретейлера на стабильном уровне. Прирост выручки от розничных продаж был значительно выше, чем от оптовых, как в 2020 году, так и в первом полугодии 2021 года.
Оптовые продажи по пунктам самовывоза в России осуществляются по всем субъектам федерации, кроме Чукотского АО.
Структура выручки группы компаний, млн рублей
2019 | Доля в 2019 | 2020 | Доля в 2020 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|
Розничные продажи | 123,194 | 86,22% | 166,025 | 87,35% | 34,77% |
Оптовые продажи | 19,686 | 13,78% | 25,034 | 13,17% | 27,17% |
Итого | 142,88 | 100% | 190,059 | 100% | 33,02% |
Структура выручки группы компаний за полугодия, млн рублей
1п2019 | Доля в 1п2019 | 1п2020 | Доля в 1п2020 | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение 1п2021—1п2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Розничные продажи | 55 482 | 86,57% | 71 506 | 86,29% | 93 026 | 87,66% | 30,10% |
Оптовые продажи | 8606 | 13,43% | 11 363 | 13,71% | 13 090 | 12,34% | 15,20% |
Итого | 64 088 | 100% | 82 869 | 100% | 106 116 | 100% | 28,05% |
Финансовые показатели. За счет снижения покупательной способности населения, вызванной пандемией и экономическим кризисом, в 2020 году операционные показатели компании были стабильными и наблюдался рекордный прирост среднего чека. Снижение трафика можно связать с общим снижением посещаемости магазинов в режиме карантина. Продажи онлайн в сети Fix Price не развиты, что можно считать слабой стороной группы компаний.
Вместе с тем в 2020 году рост финансовых показателей несколько застопорился — это можно связать с увеличением транспортных расходов и себестоимости поставок из Китая, находившегося в режиме локдауна.
В первом полугодии 2021 года наблюдалось небольшое снижение роста показателей — возможно, покупатели перешли в более дорогие магазины на волне оптимизма по поводу перспектив снижения пандемического кризиса.
Наблюдается значительный рост количества магазинов, открытых по франшизе, — как раз во время экспансии в страны СНГ. Только за первое полугодие их количество выросло на 18,54%. Охват вырос и в самой России: магазины Fix Price присутствуют почти во всех регионах, кроме Чукотки и Магаданской области, за первое полугодие их количество увеличилось на 47.
Торговая площадь магазинов за первое полугодие 2021 года также выросла, при этом рост площади франчайзинговых магазинов превышает рост площади собственных магазинов.
Операционные показатели группы компаний
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|
Выручка | 18,60% | 15,40% | 15,80% |
Средний чек | 7,10% | 7,30% | 17,80% |
Трафик | 10,70% | 7,60% | −1,70% |
Динамика финансовых показателей группы компаний, млн рублей
2018 | 2019 | Изменение | 2020 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|
EBITDA | 14 194 | 27 150 | 91,28% | 36 788 | 35,50% |
Валовая прибыль | 33 886 | 45 961 | 35,63% | 61 515 | 33,84% |
Чистая прибыль | 9128 | 13 173 | 44,31% | 17 575 | 33,42% |
Выручка | 108 724 | 142 880 | 31,42% | 190 059 | 33,02% |
Валовая маржа | 31,20% | 32,20% | 3,21% | 32,40% | 0,62% |
Операционные показатели в полугодиях
1п2019 | 1п2020 | 1п2021 | |
---|---|---|---|
Операционная выручка | 18,6% | 13,3% | 11,9% |
Трафик | 10,3% | −4,5% | 9% |
Средний чек | 7,5% | 18,7% | 2,6% |
Динамика изменения численности магазинов за последнее время
2020 | Доля в 2020 | 1п2020 | Доля в 1п2020 | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение за год | Изменение за 6 месяцев | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Магазины под управлением компании | 3742 | 89,80% | 3363 | 89,13% | 4099 | 89,40% | 21,89% | 9,54% |
Франчайзинговые магазины | 425 | 10,20% | 410 | 10,87% | 486 | 10,60% | 18,54% | 14,35% |
Всего | 4167 | 100% | 3773 | 100% | 4585 | 100% | 21,52% | 10,03% |
Динамика изменения площади магазинов, м²
1п2020 | Доля в 1п2020 | 2020 | Доля в 2020 | Изменение за 6 месяцев | 1п2021 | Доля в 1п2021 | Изменение за год | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Магазины под управлением компании | 712 317 | 88,85% | 797 352 | 89,64% | 10,05% | 877 518 | 89,19% | 23,19% |
Франчайзинговые магазины | 89 393 | 11,15% | 92 174 | 10,36% | 15,43% | 106 401 | 10,81% | 19,03% |
Всего | 801 710 | 100% | 889 526 | 100% | 10,61% | 983 919 | 100% | 22,73% |
Планы
Группа компаний продолжает адаптироваться к пандемической ситуации, которая пока не собирается прекращаться. В планах, в первую очередь, расширение продуктового ассортимента на фоне продолжающегося снижения покупательной способности населения.
Учитывая этот план, можно прогнозировать, что Fix Price уделит больше внимания продуктам при сокращении доли непродуктовых товаров. Учитывая неопределенность перспективы победы медицины над коронавирусом и, соответственно, неопределенность по поводу экономического кризиса, можно считать это положительным моментом. Возможно, подобная стратегия приведет к увеличению посещаемости магазинов, поскольку во время кризиса востребованы именно дешевые товары и в первую очередь продукты.
Группа компаний огласила планы довести количество магазинов в стране до 15 тысяч, при этом не объявляя срок, за который этот показатель будет достигнут. Для сравнения: в США насчитывается около 35 тысяч магазинов фиксированных цен. Правда, следует делать поправку, что там и населения больше, чем в России, — соответственно, и более емкий потребительский рынок.
Риски
Fix Price — практически монополист на российском рынке магазинов фиксированных цен, но нельзя полностью исключать конкуренцию. Она в этом случае исходит от другого сегмента — жестких дискаунтеров, количество которых в России увеличивается. Эти магазины, больше напоминающие складские помещения, экономящие на всем, предлагают еще более низкие цены, чем Fix Price.
Естественно, в условиях тотальной экономии жесткие дискаунтеры будут процветать. Если уже к сентябрю 2020 года в России работало 139 600 жестких дискаунтеров, то в связи с неопределенностью и пандемией их количество будет только увеличиваться.
При этом у жестких дискаунтеров операционные затраты значительно ниже, чем у магазинов фиксированных цен: если первые напоминают скорее ангар с товарами, разложенными в контейнерах, с ценниками формата А4, то вторые все же являются полноценными магазинами. Причем на рынок жесткого дисконта выходят и гиганты российского ретейла, такие как X5 Retail Group, запустившая сеть магазинов «Чижик».
Риск, характерный абсолютно для всех дискаунтеров, да и для российского ретейла в целом, — ограничение притока мигрантов в связи с коронавирусом. Еще накануне первичного размещения акций компания была вынуждена констатировать, что предпочитает сотрудничать с иностранными рабочими, так как на дешевой рабочей силе можно экономить.
К политическим рискам относится возможное дальнейшее ухудшение отношений России с западными странами. Fix Price — офшорная компания, на которой санкции скажутся немедленно. Ухудшение отношений чревато не только общим затруднением бизнеса компании, но и сокращением количества открываемых по франшизе магазинов в Латвии и Грузии — странах, имеющих тесные связи с США и Западной Европой.
Итоги
Вызывает беспокойство то, что акции компании начали падение на бирже сразу после первичного размещения и лишь относительно недавно показали признаки восстановления. По всей вероятности, дело в оценке компании по верхней границе: уж слишком дорогими оказались акции по сравнению с ее мультипликаторами.
Второй фактор — основная структура спроса на акции компании. Большую его часть обеспечили инвесторы из США и Британии, где наблюдались в первом полугодии упаднические настроения на фондовом рынке несмотря на неплохие макроэкономические показатели.
Ко всему прочему в обществе в начале года присутствовал некоторый оптимизм по поводу результатов борьбы с коронавирусом, вследствие чего инвесторы могли переключиться с акций «магазинов для бедных» на акции компаний, ориентированных на экономический рост. Однако сейчас этот оптимизм сменился пессимизмом: наблюдается четвертая волна коронавируса.
В связи с постоянным появлением новых штаммов коронавируса сроки прекращения экономического кризиса и восстановления покупательной способности населения неясны, поэтому дискаунтеры будут пользоваться повышенной популярностью.
Можно прогнозировать, что во втором полугодии 2021 года финансовые показатели у сети магазинов Fix Price окажутся лучше, чем в первом полугодии, когда у населения появилась некоторая надежда на снижение кризисных явлений. Однако инвесторам, даже несмотря на технические признаки восстановления динамики акций компании, следует обращать внимание на конкурентную среду: рост открытия новых хард-дискаунтеров можно считать главным фактором риска для группы компаний.
В ситуации с перспективами продолжения роста акций сети магазинов Fix Price уместна крылатая фраза «чем хуже, тем лучше», которую в разное время употребляли Бланки, Достоевский, Чернышевский, Ленин, Троцкий, Мао, да и вообще все кому не лень.