Flat в эквалайзере что это
«Rock», «Classic»… FLAT! Введение в трудности правильного воспроизведения музыки
Многие видели такие пресеты на «эквалайзерах»¹ непрофессиональной аппаратуры. Моим любимым с детства был «Rock»² — там всегда басов больше, а верхи ласкают слух. Ну, нравится и ладно, казалось бы. Многие его любят. Но почему? Как позже выяснилось (выяснилось для меня, а не вообще), это из-за того, что человеческое ухо по-разному чувствительно к спектру на разных уровнях звукового давления (именно давления, а не «громкости»). Есть т.н. кривые равной громкости, которые изображают эту чувствительность (их же называют ещё кривыми Флетчера-Мэнсона).
Хоть эти «кривые» и имеют неточности, но общая картина такова. Что отсюда видно? Например, что при малых уровнях средние частоты мы слышим куда лучше низких и высоких. Поэтому «голый» необработанный звук слушать нет никакого кайфа. Всё усугубляется неидеальностями акустики и помещения. Большинство просто врубает «Rock» и блаженствует. Здесь есть существенная проблема: обычно такие «эквалайзеры» работают с одинаковой интенсивностью на любой громкости. В итоге помимо итак далеко неидеального выравнивания кривой мы имеем ещё и жуткое усугубление этих неидеальностей на более высокой громкости и недостаточную корректировку на более низкой. А это ведёт к утомляемости слуха и перегрузке техники на высоких уровнях. С вытягиванием ВЧ субъективно улучшается детальность звука. Но тут важно понимать, что многие детали есть и ниже ВЧ (скажем, от 3 до 6 КГц). Типичные «эквалайзеры» что только ни делают с этим диапазоном на разных уровнях громкости. Это тоже в копилку факторов перегрузки слуха и техники.
Разумеется, проблема стара как мир и давно известна. Поэтому в аппаратуре классом повыше всякого ширпотреба предусматривается такая функция, как «Loudness» (на отечественной технике подписывалась как ТК — тон-компенсация; в английском же, скорее всего, является производным от Equal Loudness — равная громкость). Приписывать её ко всем этим «эквалайзерам», с их «Rock», «Classic» и т.д., не стоит. Именно эта штука настроена таким образом, чтобы выравнивать изображенные на рисунке кривые. Грубо говоря, чем тише, тем сильнее тон-компенсация усиливает НЧ/ВЧ и наоборот. Поэтому при рассмотрении техники не стоит считать проблемой, что «басы на высокой громкости отключаются». Такое впечатление создается из-за плохой настройки, часто из-за несогласованности по уровням. Последнее означает, что Loudness усилителя будет давать не те результаты, если на входе усилителя слишком большой или слишком малый уровень. Поэтому тон-компенсация должна всегда работать в одном блоке с регулятором уровня, с учетом громкости на последнем этапе и с номинальным уровнем на входе.
Про тряпку… Дело в том, что у моих колонок фазоинверторы (дырки которые) находятся сзади. Поэтому очень важно было не располагать колонки близко к углу и вообще к стенам. От одной колонки шёл весь гул, от другой его просто не было. Ну, я и заткнул фазоинвертор гудящей колонки тряпкой 🙂 Гул пропал. Вообще. Только не теряйте голову — это побуждение к обдуманному действию, а не к возведению тряпки в фазоинверторе в ранг панацеи.
Желаю всем линейной АЧХ (ну или с небольшой коррекцией «под себя») с равномерным распределением громкости при любом уровне сигнала. Потому что именно тогда музыка будет звучать как задумывалось и радовать на любом уровне громкости.
1. «Equalize» можно перевести как «выравнивать». Поэтому те фильтры, что подписаны «Rock», «Classic» и т.д., трудно назвать эквалайзерами, т.к. они мало подходят для задач выравнивания АЧХ. Потому и приведены в скобках.
2. Речь конечно же о названии пресета на «эквалайзерах», а не о музыкальном жанре.
Rock, Pop, Classic, Flat.
Чаще всего в быту встречается графический эквалайзер — банк последовательно включенных фильтров. Назначение эквалайзера от числа фильтров в нём не зависит. Даже если это простой регулятор тембра из двух ручек, он по-прежнему должен использоваться для выравнивания амплитудно-частотной характеристики.
Однако в бытовой технике уже не первый десяток лет навязывают совершенно иное применение эквалайзера — делать так, чтобы один жанр звучал как другой. вроде бы. Вы это неоднократно видели: Rock, Pop, Classic, Jazz и т.п. Выбрать из списка, конечно же, проще, чем настраивать всё ручками. Тем не менее, я так и не смог понять, как этим правильно пользоваться. Слушая рок, я должен выбрать «Rock»? Но тогда и без того громыхающая музыка становится совсем дубовой, средние частоты тонут в обилии высоких с низкими. Или, может, слушая джаз, я должен выбрать «Rock» потому что по спектру это как бы противоположность и таким образом я скорректирую звучание джаза? Но ведь джаз звучит как джаз не по ошибке — так задумано, и следовательно, в исправлении не нуждается. И вообще, что мне делать с дабстепом, трип-хопом и прочим эмбиентом?
Хорошо. Допустим, эти предустановки нужны ради индивидуальных пристрастий к басам и верхам. Но почему тогда этот регулятор называется «EQ»? Что он эквализирует, что выравнивает? Ближайшее, что я откопал, это предустановки яркости, контрастности и цветовой температуры в своём мониторе. Там есть варианты для фильмов, игр, офисной работы и нейтральный. Казалось бы, та же проблема, но нет — эти режимы действительно сделаны под то, чем названы. Игровой неплох для шутеров или гонок, а офисный меньше напрягает глаза в ворде.
Именовать режимы «эквалайзера» следовало бы иначе. Например, вместо EQ: pop вполне сошло бы Tone: soft. Но увы.
Как правильно настроить эквалайзер для лучшего звука в машине, ПК и на телефоне
Правильно подобранные параметры эквалайзера подарят реалистичный и насыщенный звук при прослушивании музыки любого жанра. Настройки эквалайзера для идеального звука заключаются в выборе готового пресета и его дальнейшей ручной корректировке. Вроде ничего сложного, но подобрать оптимальные значения для человека без музыкального образования и слуха сложно, процесс длится часами. Важно учитывать музыкальный жанр, под который подстраиваетесь, особенности воспроизведения конкретного устройства, восприятия человека и окружающую обстановку.
Что такое эквалайзер и как им пользоваться
Эквалайзер (реже – темброблок, применимо для устройства) – приложение или прибор для избирательной корректировки амплитуды сигнала в зависимости от его частотных характеристик. Если проще, принцип работы эквалайзеров заключается в тонком управлении частотами аудиосигнала путём усиления или ослабления в определённых диапазонах. Различают усиливающие, ослабляющие и комбинированные (к ним относятся все современные решения) программы и плагины для работы с частотными характеристиками звуковых сигналов.
Аппаратные эквалайзеры применяются преимущественно на этапе звукозаписи профессиональными звукозаписывающими студиями. Оборудование придаёт звучанию характера, выделяют голос вокалиста или звучание конкретного инструмента в нужные моменты. Программные решения используются любителями и меломанами уже на этапе сведения трека и придания композициям специфичного звучания, во время прослушивания музыки.
При правильной конфигурации программа улучшит акустику в звуковом пространстве, где находится слушатель. Простейший пример эксплуатации эквалайзера: выбор шаблона, подходящего под прослушиваемый музыкальный стиль, и ручная корректировка – усиление (ослабление) звука в определённых частотных диапазонах. Именно диапазонах, а не конкретных частотах. Графический эквалайзер (graphic equalizer), например, регулирует не отдельную частоту (30, 125, 500 Гц), а диапазон вокруг указанной частоты, например, 30±10 Гц. Для высоких частот (ВЧ) он расширяется до сотен и даже тысяч герц в зависимости от количества полос.
Здесь придётся больше полагаться на слух и интуицию. Ради экспериментов ползунки лучше не трогать, преднастройки создавались профессионалами, и добиться лучшего звучания получится вряд ли. Скорее всего, наоборот, естественность композиции будет потеряна, кроме случаев внесения коррективов (опустить или поднять ползунок на пару позиций) под свой вкус и акустику.
Что такое полосы эквалайзера и для чего они нужны
Полосы присущи графическому эквалайзеру – это вариант визуализации разделения слышимой человеческим ухом частоты (16-20 Гц…16-20 кГц) на диапазоны. Каждая полоса соответствует определённому частотному диапазону акустических колебаний: 30, 250, 500 и 1, 4, 8, 16 кГц. Частотам до 2,4 кГц отводится большее внимание, ведь человеческое ухо к ним чувствительнее, к низким менее восприимчиво, высокие играют ещё меньшую роль. С возрастом чувствительность органов слуха снижается, и частотный диапазон с обеих сторон сужается.
При настройке учитывайте это. Для улучшения звучания больше сосредотачивайтесь на НЧ звуке.
От количества полос (иногда графические эквалайзеры выполняют в виде «крутилок») частотных диапазонов зависит точность и тонкость настройки звука. По идее, применение 16-полосного эквалайзера целесообразнее 6-полосного при условии умелого использования, но первый сложен в настройке. Придётся дольше подбирать оптимальные для своего слуха значения.
Что делает эквалайзер?
Эквалайзер повышает или понижает амплитуду (громкость) акустических колебаний в отдельных диапазонах частот. Усиление звука ниже 70 Гц насыщает звук, в диапазоне 175-250 Гц – вызывает гул, уровень которого зависит от степени усиления.
На 80-250 Гц – звучит человеческий голос, женский обладает повышенной частотой – 160-250 Гц, мужской – пониженной – 80-150 Гц. Учитывайте это, если нужно подчеркнуть голос вокалиста или сделать разборчивой речь при некачественной записи либо на дешёвом устройстве воспроизведения. Для улучшения звучания низких частот (до 300 Гц) и используется сабвуфер.
Разновидности эквалайзеров
Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические. Реализуются аппаратным либо программным путём. Оснащены слайдерами для усиления и ослабления громкости в каждом частотном диапазоне. Положение регуляторов отображает амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) устройства или приложения в графическом виде. В зависимости от сферы эксплуатации представлены разным числом полос: для меломанов 6-18, для профессиональных сфер – 25-31 полосу на канал. Самая низкая и высокая частоты представлены потолочными фильтрами.
Параметрический эквалайзер даёт ещё больше функций. Регулирует три параметра: рабочая частота, коэффициент усиления или ослабления, добротность независимо друг от друга. Диапазоны изменения параметров достигают 1000 крат (для добротности в некоторых профессиональных устройствах).
В цифровых устройствах обработка производится математическими методами, аналоговые вносят в звучание больше изменений, но звук становится живым, реалистичным.
Видео настройки эквалайзера для идеального звука
Предлагаем наглядно познакомиться с настройкой эквалайзера на Android смартфоне благодаря видеоролику, но это только пример. Многое зависит от композиции, качества динамиков или наушников, настройки звука на телефоне, где трек воспроизводится, особенностей восприятия и предпочтений меломана. Реально обойтись без второго устройства и анализатора спектра. Из-за индивидуальной спектральной чувствительности слухового аппарата человека настраивать эквалайзер следует на слух.
Варианты настройки для разных видов устройств
Корректирующая эквализация уникальна для каждого устройства воспроизведения звука и человека. Копировать чужие настройки можно, но их придётся адаптировать под себя.
Оптимальная настройка эквалайзера в машине для лучшего звука
С точки зрения акустики, салон автомобиля – плохое место для прослушивания качественной музыки. И проблема заключается не только в стоимости используемого оборудования.
Звук, исходящий из колонок в салоне авто, зависит от десятков факторов, в том числе материала обивки сидений и салона, частично поглощающего и отражающего акустические волны. В итоге бас глушат низкочастотные посторонние шумы, ВЧ и НЧ получают пиковые значения по причине вибрации твёрдых материалов в авто (пластик, металл). Посредством эквалайзера необходимо «срезать» эти пики на ВЧ и НЧ, компенсировать недостаток средних – сделать слышимым широкий частотный диапазон.
Регулировка на автомагнитолах различных производителей автомобилей (Киа, БМВ, Рено) схожа: выполняется «крутилками» или кнопками вверх-вниз и заключается в устранении пиков и компенсации срезов в нужных диапазонах. Небольшое количество полос упрощает настройку и ускоряет её. К автомагнитолам под управлением Андроид подключаются телефоны для воспроизведения музыки из их памяти. Как настроить эквалайзер на Android – парой разделов ниже.
Не ожидайте чуда от недорогой магнитолы, часами пытаясь добиться кристально чистого звучания. От посторонних шумов подобное решение не защитит. Даже распространённые магнитолы Pioneer оснащаются преимущественно 5-полосным EQ.
Настройка эквалайзера для беспроводных наушников
Конфигурирование эквалайзера на беспроводных наушниках с интерфейсом Блютуз заключается в выстраивании диаграммы, отзеркаливающей амплитудо-частотную характеристику устройства. Находится в технической документации, на официальном сайте производителя оборудования, на специализированном форуме.
Идеальным считается звучание при ровной горизонтальной АЧХ, но её сложно добиться. После отражения доведите параметры до идеала, поочерёдно перетаскивая каждый бегунок на позицию вниз или вверх, пока звучание не удовлетворит. Параметры сохраняются в отдельный шаблон, большинство приложений это умеют.
Достаточно приближенного, а не идеального, отражения АЧХ с её последующей корректировкой.
Из следующей АЧХ видно передний фронт басов на низких частотах, проседание диаграммы на средних, завышение на ВЧ и стремительное падение, начиная с 10 кГц, всё значительнее с повышением частоты.
Близкой к идеалу будет следующая схема (на примере плеера АИМП): снижение басов, усиление СЧ, срез пиков на ВЧ и резкое повышение амплитуды после 11 кГц.
эквалайзер плеера АИМП
Как правильно настроить эквалайзер на телефоне (Android и iOS)
На устаревших моделях смартфонов эквалайзер может отсутствовать. Находится в настройках звучания или проигрывателе Google Music. Большинство продвинутых плееров оснащаются собственными инструментами с пресетами для улучшения качества звучания.
настройка эквалайзера в телефоне
В большинстве моделей есть дополнительные звуковые эффекты, отключите их и проверьте звук. В Play Market масса программных эквалайзеров: EQ Music Player, Equalizer FULL, Equalizer FX, например, умеет придавать звуку виртуального объёмного звучания и сохранять профили с настройками.
Эквалайзер Айфонов предлагает привычные преднастройки без ручного изменения значения ползунков. Проблема решается за счёт сторонних приложений, например, Studio Music Player, Soundly.
Настройка на телевизоре
Корректировка звучания на телевизоре мало отличается от настройки эквалайзера на мобильном устройстве или ПК. Место расположения EQ и его функциональность зависят от модели и прошивки телевизора. На старых устройствах отсутствует, вместо него предлагаются режимы звука вроде: кино, музыка, спорт, голосовой фильтр и иные технологии обработки аудиосигнала. Процесс заключается в выборе готового шаблона и его ручной доработке при необходимости. Последнее доступно не всегда.
Настройка эквалайзера на телевизоре
Для управления басами регулируйте диапазон до 125 Гц, а человеческим голосом – 150-250 Гц, для придания речи реалистичности, резкости – 620-1000 Гц, разборчивой речь делается в диапазоне – 1,2…4 кГц, 5…8 кГц – отвечает за настройки вокала, придание звуку объёма. В звучание музыкальных инструментов эти частоты привносят иные эффекты. Экспериментируйте и подбирайте.
Настройка эквалайзера на компьютере и ноутбуке под Windows 7, 8 и 10
Компьютеры и ноутбуки воспроизводят звук через разнообразные колонки, динамики и наушники с отличающимся звучанием. Часто настраивать эквалайзер придётся отдельно для встроенных динамиков, колонок, акустики и наушников. Для каждого устройства целесообразно сохранить пресет.
Настройка в Windows
В Windows 10 присутствует встроенный эквалайзер, но он спрятан от начинающего пользователя. По этой причине люди прибегают к настройкам звучания в драйверах аудиокарты, проигрывателях и устанавливают посторонние приложения.
Настройка в плеере AIMP
Рассмотрим на примере классического музыкального плеера AIMP v4.6.
Шкала справа предназначена для изменения уровня усиления на всём спектре.
Готовый пресет сохраняется кликом по треугольнику возле кнопки «Преднастройки». Здесь включается функция автоматической подстройки звучания к жанру проигрываемой композиции, но автоматика периодически сбоит.
Настройка драйвера Realtek HD Audio
Большинство компьютеров оснащается звуковым адаптером Realtek HD. Его драйвер поставляется с диспетчером для управления звучанием. Если такого нет, загрузите и установите свежий драйвер с официального сайта компании.
Появится 10-полосный эквалайзер со знакомыми вертикальными ползунками.
Драйвер хранит профили, адаптированные для прослушивания музыки в распространённых обстановках: жилая комната, гостиная, каменные стены, обитое войлоком помещение. Диспетчер поддерживает до 4 шаблонов с настройками звучания, переключаются кликом по кнопкам A, B, C и D.
Функция подавления вокала работает слабо и не оказывает заметное влияет на звучание композиции. Станет полезной при прослушивании лекций и семинаров в низком качестве. Продвинутое подавление голоса ищите в AIMP во вкладке «Звуковые эффекты».
Помните, что эффекты от эквалайзеров (встроенный в Windows, Realtek и проигрывателе) накладываются друг на друга. Два из них лучше отключить. В данном случае это 18-полосный эквалайзер AIMP.
Ручные настройки и пресеты для эквалайзера под разное звучание
Как драйверы звуковых плат, так и проигрыватели хранят готовые преднастройки, адаптированные под прослушивание музыки определённых жанров. Рекомендуется использовать их, предварительно адаптируя под себя (различная спектральная чувствительность органов слуха, устройства воспроизведения, предпочтения меломана и т.д.). Выше рассказано, как работать с шаблонами, редактировать под себя и сохранять.
Для подкручивания басов можно усилить частоты до 250 Гц вручную либо выбрать соответствующую настройку «Full Bass» или «Бас» в AIMP и драйвере Realtek HD. В иных проигрывателях пункт носит схожее название. Также попробуйте «Full Bass & Treble».
Объёмный звук
В диспетчере Realtek HD предусмотрена опция виртуального объёмного звука во вкладке «Конфигурация динамиков».
Аналогичная опция встроена в Виндовс – Windows Sonic. Для активации вызовите контекстное меню иконки динамика в трее, подведите курсор к пункту «Пространственный звук (Выключить)» и выберите «Windows Sonic для наушников». При поддержке акустики в перечне появится вариант «Dolby Atmos для наушников»
Альтернативный путь решения проблемы.
Иногда для задействования настроек нужно перезагрузить проигрыватель или повторно запустить игру.
Настройка для игр (CS GO, PUBG, Escape from Tarkov)
В играх, особенно в шутерах вроде КС ГО, важно слышать шаги; переговоры, музыкальная составляющая и выстрелы должны слегка отодвигаться на задний план. Для этого необходимо усилить амплитуду (громкость) звука шагов. Применим для этого тонкомпенсацию. Она выравнивает громкость звуков, которые отличаются от принятого уровня. Звук шагов обладает низкой амплитудой, а выстрелов – высокой, громкость звучания для первых повысится, выстрелы станут чуть тише. Делается это во вкладке «Улучшения» в свойствах динамиков или во вкладке «Звуковой эффект» в диспетчере Realtek HD.
В драйвере для звуковой карты настройки применяются автоматически.
Для PUBG сбросьте конфигурацию эквалайзера и вручную выставьте следующие значения.
Частота, Гц | Значение |
31 | -4 |
62 | -3 |
125 | 2 |
250 | 5 |
500 | 6 |
1K | 5 |
2K | 10 |
4K | 10 |
8K | 9 |
16K | 9 |
Сохраните новые параметры в отдельный пресет кнопкой с дискетой.
И это не всё. Возможно, придётся подкорректировать параметры на одну-две позиции с учётом личного восприятия и особенностей устройства воспроизведения звука (наушников).
Escape from Tarkov отличается инновационным звуковым движком и настройки от CS GO, Rainbow Six Siege и иных игр не подходят.
Частота, Гц | Значение |
31 | -8 |
62 | -3 |
125 | -12 |
250 | -6 |
500 | -4 |
1K | 4 |
2K | 6 |
4K | 6 |
8K | 7 |
16K | 7 |
Более точно эквалайзер для наушников настроит утилита Equalizer APO. Дополнительно предназначена для переключения между пресетами. Создайте новую конфигурацию, укажите значения из таблицы и сохраните настройки.
Частота, Гц | Значение |
30 | -17,3 |
62 | -7 |
117 | -24,6 |
207 | -12,6 |
355 | -8 |
540 | 2,6 |
984 | 7,4 |
2K | 13 |
4K | 13,7 |
8K | 14,5 |
16K | 14,5 |
Для экономии времени подгрузите готовые настройки из файла. По ссылке 3 видеоролика со звуками шагов, стрельбы, взрывами и различными шумами для подгонки настроек под себя.
Благодаря эквалайзеру можно добиться приемлемого звучанию музыки на бюджетных колонках и наушниках. И для получения положительного результата придётся потратить час-другой. Умелое усиление и ослабление звука на определённых частотах предоставит преимущества над соперниками в видеоиграх без применения читов. Для меломанов рекомендуется пользоваться проигрывателем AIMP – он имеет 18-полосный эквалайзер, чего достаточно для ценителей хорошего звука.
Радиоинженер (по первому высшему образованию). С раннего детства слушаю разнообразную музыку. Всегда интересовался звуковоспроизводящей аппаратурой, которую обновлял множество раз. Я увлеченный любитель и музыка по жизни всегда со мной. Увлекаюсь HI-Fi уже более 20 лет.