Flexible office что это

Гни свою линию Зачем компаниям пересаживать сотрудников в гибкие офисы

Flexible office что это. Смотреть фото Flexible office что это. Смотреть картинку Flexible office что это. Картинка про Flexible office что это. Фото Flexible office что это

Фото: Corbis / East News

С развитием современных технологий и увеличением числа людей, работающих по плавающему графику, за рубежом родилась концепция гибких офисов. В последние годы она развивается и у нас, правда, пока в основном в западных компаниях. «Дом» попытался разобраться — зачем работодатели «сгибают» пространства и как чувствуют себя сотрудники, находящиеся в таких офисах.

В соответствии с самой сутью идеи гибких офисов, которая предполагает высокую мобильность, точного определения таких пространств не существует. Главное, что их создают с учетом специфических потребностей организации и ее сотрудников, их основная задача — оптимизация использования помещений, а важная характеристика — присутствие «общих» рабочих мест, не закрепленных за определенными людьми. При этом количество подобных совместных столов в разных компаниях варьируется от нескольких штук до полного отсутствия личных мест даже для высшего руководства.

Конечно, концепция незакрепленных мест появилась из-за желания сэкономить: есть сотрудники, которые часто бывают на встречах и переговорах, работают «в полях», в командировках — в результате их личные столы долгое время пустуют. Кроме того, работники уходят в отпуска и на больничные, берут отгулы. По статистике, в стандартных офисах занято только около 70 процентов рабочих мест. Так зачем переплачивать?

По словам Валерия Прокофьева, директора департамента fit-out компании RD Construction, например, в Москве стоимость одного рабочего места в проектах класса А в центральных локациях (в нее входят аренда, отделка, мебель и другие затраты) составляет примерно 550 тысяч рублей в год. Это 325 рублей за каждое место в час.

Flexible office что это. Смотреть фото Flexible office что это. Смотреть картинку Flexible office что это. Картинка про Flexible office что это. Фото Flexible office что это

Фото: Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Интересная цифра — компания Phillips, применяющая гибкие системы в своих офисах во всех странах, в год экономит около 28 миллионов евро.

О гибкости подробнее

«Гибкие офисы могут трансформироваться под разные нужды. Постоянные рабочие места создаются только для работников, которые находятся в офисе всегда, остальные пользуются “гостевыми”», — говорит Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор».

Причем трансформироваться в гибких офисах способно практические все: в них может меняться количество рабочих мест, их расположение, функциональное назначение выделенных зон. Поэтому часто такие офисы оборудованы мобильными перегородками и фальшполом, который позволяет легко и быстро перемещать компьютерные коммуникации — слаботочные кабельные сети.

По словам Павла Якимчука, руководителя направления внутренней отделки помещений CBRE, именно поэтому гибкие офисы также называют «activity based office» (офисы, подстраивающиеся под ту деятельность, которой в настоящий момент заняты сотрудники).

Как правило, основную площадь в гибких офисах занимает открытое пространство формата open space, количество закрытых помещений стараются свести к минимуму. «Кабинеты создают для топ-менеджеров и для департаментов, работа которых связана с конфиденциальной информацией (например, HR- и юридический отделы)», — поясняет Алексей Ефимов, региональный директор, руководитель департамента офисных площадей компании JLL.

Чаще всего гибкие офисы делятся на две основные зоны: рабочее пространство и вспомогательное, рассказывает Павел Якимчук. К рабочему пространству относятся такие зоны, как open space, личные кабинеты, помещения, выделенные под конкретные подразделения (например, бухгалтерия). При этом вспомогательные пространства играют важную роль для создания комфортных рабочих условий, что является одной из основных задач таких офисов. Во-первых, к ним относятся стандартные офисные переговорные комнаты, места для отдыха (например, кофе-пойнты, кухни), во-вторых, помещения, характерные именно для гибких систем: «телефонные будки» (phone booth), рассчитанные на одного человека и предназначенные для телефонных переговоров; «фокус-румы» (focus room) — комнаты для сосредоточенной работы, в которых сотрудник может уединиться.

Flexible office что это. Смотреть фото Flexible office что это. Смотреть картинку Flexible office что это. Картинка про Flexible office что это. Фото Flexible office что это

Фото: Corbis / East News

Кроме того, по словам Романа Щербака, директора департамента офисной недвижимости компании Praedium, бывают в гибких офисах и совсем непривычные для нашей страны зоны — например, для сна или игр.

«Для линейных сотрудников рабочие места располагаются в общей зоне. В соответствии с последними трендами, важным аспектом становится качественное естественное освещение, поэтому столы располагают преимущественно вдоль окон, а не в глубине офиса», — дополняет Алексей Ефимов.

Экономия

При условии, что в обычных офисах занято около 70 процентов рабочих мест, сэкономить на снимаемом помещении можно до 30 процентов. Но фактически получается меньше. «Нужно понимать, что гибкий офис предполагает немалую долю дополнительных зон, которых нет в стандартном офисе и которые увеличивают общую площадь», — объясняет Павел Якимчук.

По словам Марии Онучиной, директора департамента управления объектами NAI Becar, в действительности обычно получается достигнуть экономии в 15-20 процентов.

Валерий Прокофьев приводит в пример московский офис Phillips, строительством которого занималась компания RD Construction, и который, кстати, был одним из первых гибких проектов в России (открыт в 2011 году): «В офисе выдержано соотношение — восемь мест на 10 сотрудников. У каждого работника здесь есть индивидуальный бокс, где можно закрыть на ключ личные вещи или документы. При этом рабочую станцию с компьютером можно занимать любую, каждый день разную. В результате выходит экономия около 20 процентов».

«Сегодня у нас практически все западные или прогрессивные отечественные компании в той или иной степени используют эту концепцию. Исключение составляют, пожалуй, только юридические и производственные организации, в которых велика доля строго индивидуальной работы или в небольших фиксированных группах», — говорит Павел Якимчук. В пример он приводит Yandex, Mail.ru, Booking.com, Publicis, BBDO, «Инстинкт».

Flexible office что это. Смотреть фото Flexible office что это. Смотреть картинку Flexible office что это. Картинка про Flexible office что это. Фото Flexible office что это

Фото: living4media / Fotodom

Мария Онучина дополняет список: Saatchi&Saatchi, креативное агентство Red keds, рекламное агентство «Родная речь», рекламное агентство Leo Barnet, студия Артемия Лебедева, рекламное агентство Husky Promotions, брендинговое агентство Getbrand, Defa Group, «Кислород», Park Production, Avito, Yota, Abbyy, Vkontakte.

Можно отметить, что чаще всего гибкие офисы используют компании, занимающиеся творческой, креативной деятельностью, например — маркетинговые агентства и СМИ, поскольку именно их сотрудники довольно много времени проводят вне офиса.

Как работается гибко

Существует два варианта пользования общими рабочими местами: с применением специальных электронных систем бронирования или бронирования с помощью сотрудников ресепшен, или вообще без системы («занимай свободный стол»). Придя на рабочее место, сотрудник перемещает к нему тумбу со своими личными вещами. «При этом, чаще бронирование не приветствуется, так как оно стимулирует сотрудников пытаться выбрать себе “лучший стол”», — говорит Павел Якимчук.

Екатерина Печенихина, менеджер по управлению брендом работодателя, PwC в России, рассказывает о том, как устроена гибкая система в московском офисе ее компании: «Формат рабочих мест сотрудников PwC отличается в зависимости от типа их работы и задач. Гибкие рабочие места предназначены для тех, кто много времени проводит вне офиса, у остальных места закрепленные. Бронирование рабочих мест у нас происходит через систему терминалов, которые расположены на каждом этаже офисного здания. Сотрудник приходит утром на работу, вводит свой логин и заходит в систему, которая показывает свободные и занятые места, позволяя выбрать и зарезервировать стол».

Также делится опытом своей организации Александр Сидоров, менеджер по взаимодействию с государственными и общественными структурами Philips: «Бронировать место у нас не нужно — благодаря «политике чистого стола» каждое утро рабочее место готово к тому, что его займет новый сотрудник. На столе есть все необходимое: монитор, клавиатура, мышь, зарядка для ноутбука, канцелярские принадлежности и IP-телефон. Для хранения общих документов предусмотрены отдельные стеллажи, а личные вещи, включая ноутбук, сотрудники, завершив работу, должны убрать в персональный шкафчик. Рабочих мест у нас примерно на 10-15 процентов меньше, чем людей, но при этом недостатка в них не чувствуется».

Flexible office что это. Смотреть фото Flexible office что это. Смотреть картинку Flexible office что это. Картинка про Flexible office что это. Фото Flexible office что это

Фото: living4media / Fotodom

Екатерина Печенихина выделяет немало плюсов гибкого офиса, в котором трудится: «Во-первых, в таких условиях легко подстраиваться под проектный формат работы, характерный для PwC. Во-вторых, гибкий офис помогает поддерживать «политику чистых столов». В-третьих, гибкие рабочие места позволяют сотрудникам менять обстановку в зависимости от настроения и заданий на день: например, сегодня ты сидишь у окна, а завтра поближе к принтеру. К тому же гибкий офис не позволяет «прирасти» к определенному месту, он стимулирует движение. И, наконец, оптимизируется офисное пространство».

К минусам системы эксперт причисляет только психологический дискомфорт и шум в зоне open space: «Когда ты все время перемещаешься, нет возможности полностью подстроить рабочее место под себя: принести фотографии родных, поставить цветок или сделать перестановку. Но с проблемой шума мы справляемся «тихими» комнатами, где можно сесть на пару часов и сосредоточиться на задании, требующем особого фокуса. И безусловно, мы стараемся не мешать друг другу в open space».

Психолог, коуч Ольга Баранова считает, что неудобство из-за отсутствия фиксированного рабочего места можно решить «воссозданием» таких условий за счет личных предметов – ноутбука, кружки, ежедневника, ручки — они служат хорошими «якорями» для настройки на работу. А для нейтрализации шума специалист советует использовать плеер, тем более, что соответствующая музыка иногда позволяет достигать лучших результатов: «Например, для аналитической работы больше подходит спокойная музыка. А для рутинной — наоборот, более энергичная — на уровне подсознания она заставляет человека выполнять привычные действия с большей скоростью».

Источник

Эпоха гибких офисов: что будет дальше?

В 2020 году на фоне коронакризиса и сопутствующих ему ограничений проявились преимущества гибких пространств перед классическими офисами. Поговорим о том, какие именно изменения произошли на рынке, почему многие компании продолжат выбирать коворкинги и что ждет сегмент в перспективе трех — пяти лет.

Влияние 2020-го

Анализируя текущее состояние рынка гибких пространств и влияние на сегмент событий 2020 года, мы видим ключевые особенности развития.

Пользователи офисных помещений по-настоящему оценили адаптивность в переговорах с собственниками по пересогласованию условий относительно занимаемых площадей и арендной платы, а также возможности изменения пространства для создания безопасной среды. Более гибкие условия выгодно отличают аренду коворкингов и подобных форматов от аренды классического офиса и привлекают внимание потенциальных резидентов в ситуации неопределенности.

Этот фактор также способствовал росту интереса к flex-пространствам. Мы наблюдали две волны перехода сотрудников на дистанционный режим, и к концу года стало понятно, что большинство работодателей оценили возможность такого формата работы. По прогнозам Knight Frank, как минимум 15–20% сотрудников будут работать дистанционно на постоянной или периодической основе после окончания пандемии. Такие изменения могут подтолкнуть компании начать поиск нового современного пространства с возможностью оперативного изменения количества занимаемых рабочих мест.

Компании отметили для себя необходимость оптимизировать занимаемые офисные площади уже сейчас и в отдельных случаях сдавать излишки квадратных метров в субаренду, в том числе в управление профессиональным операторам коворкингов.

Достаточно часто стали появляться новости о размещении компании в том или ином гибком пространстве, которое было подготовлено для нее flex-оператором по модели BTS, то есть индивидуально, под ее запросы и нужды.

В чем же гибкость?

Во-первых, flex-пространства предоставляют гибкость договора по сроку аренды. В случае аренды классического офиса договор подразумевает долгосрочные отношения на три — пять лет. С оператором гибких офисов можно заключать договор на меньший срок.

Во-вторых, речь идет об отсутствии инвестиций в ремонт и закупку мебели. При переезде в классический офис компании необходимы материальные ресурсы и время для подготовки переезда, ремонта и оснащения офиса мебелью и техникой. В случае выбора гибкого пространств арендатор въезжает в полностью подготовленное и оснащенное собственником помещение.

В-третьих, есть возможности для общения между компаниями и расширения контактов. Коворкинги и гибкие офисы предусматривают размещение нескольких компаний/бизнесов/команд в одном помещении, что в отличие от классического офисного пространства способствует расширению бизнес-связей и полезных знакомств.

В-четвертых, гибкость условий в отношении того, сколько рабочих станций арендует компания. В случае необходимости резиденты могут беспрепятственно увеличивать/сокращать штат. В кризисный и посткризисный периоды это становится особенно актуально для пользователей офисных помещений.

Как понять, что вам нужен гибкий офис

Гибкие офисы — продукт для современных компаний, в меньшей степени консервативных. Давайте рассмотрим пять кейсов, когда арендатору больше подойдет коворкинг.

Прогноз по развитию коворкингов в ближайшие пять лет

Вплоть до 2020 года мы наблюдали быстрые темпы развития рынка коворкингов, в том числе за счет невысокой базы предыдущих лет. Так, среднегодовой темп роста рынка в столице последние пять лет составлял порядка 35–40%. Сейчас темпы роста не ожидаются такими высокими, и в ближайшие несколько лет показатель будет на уровне 15–20%. В зоне риска на фоне неопределенности 2020 года оказались несетевые операторы, которые сейчас занимают порядка 24% общего объема московского рынка гибких пространств и в случае продолжающихся ограничений и финансовых проблем могут покинуть рынок, уступив место крупным сетевым игрокам.

По данным Knight Frank, в настоящее время рынок гибких пространств в Москве составляет 1,3% от общего предложения качественных офисных помещений. Несмотря на активное развитие новых форматов коворкингов и закрытие крупных сделок, которое мы наблюдали даже в непростой период пандемии, потенциально доля гибких пространств в Москве составит до 3% в течение следующих двух лет.

Отдельно стоит сказать о появлении новых форматов на рынке. Все большее количество flex-игроков предпочитают выбирать гибкие офисы в формате built-to-suit, где предполагается подготовка площадки под конкретную компанию. О создании таких площадок активно заявляют операторы CEO Spaces, Space 1. В будущем с учетом высоких темпов трансформации рынка операторы могут предложить новые стратегии и форматы предложения в зависимости от изменения требований со стороны бизнеса.

Источник

Гибкие офисы: взгляд изнутри

Лента новостей

Все новости »

Кто сегодня является основным потребителем flex-офисов, какие их плюсы арендаторы считают ключевыми и находят ли в гибких пространствах не только преимущества, но и недостатки?

Председатель совета директоров ПАО «Калибр» Михаил Коган уже рассказывал BFM.ru: изначально предполагалось, что на базе второго коворкинга «Калибр», который должен открыться в декабре, сформируется комьюнити из представителей креативных индустрий, но спрос на гибкие пространства со стороны корпоративных клиентов оказался столь высоким, что уже сейчас именно они забронировали под аренду 50% нового коворкинга.

Кому это надо?

В описании арендаторов, которым интересны гибкие офисные пространства, профессионалы сегмента в целом сходятся — разнятся только детали. Действительно, наибольший интерес наблюдается сейчас со стороны крупных арендаторов, считает исполнительный директор сети сервисных офисов Space 1 Павел Федоров: «Для одних это временное решение и возможность протестировать новые форматы работы офиса на фоне пандемии, для других — взвешенное долгосрочное решение и возможность без капитальных затрат получить современное офисное пространство с набором необходимых услуг».

По мнению партнера, руководителя департамента офисной недвижимости компании Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, flex-формат подойдет компаниям, которые ищут современный и технологичный офис, но не хотят нести капитальные затраты и заключать договор аренды на длительный срок. Это также касается участников рынка, которые не обладают экспертизой по отделке офисных помещений и не планируют закладывать на это отдельный ресурс. «Мы ожидаем увеличение спроса на flex-пространства и проекты под конкретного клиента (built-to-suit). Сегодня сотрудники хотят посещать офис не для того, чтобы воспользоваться компьютером, — это можно сделать и дома, а прежде всего, чтобы обсудить коллаборации, совместные проекты, встретиться с клиентом», — считает Наталья Никитина.

Управляющий директор сети смарт-офисов SOK Михаил Бродников добавляет чуть больше конкретики: «Чаще всего SOK выбирают технологичные компании: IT-менеджеры и agile-команды составляют примерно 70% наших клиентов».

А вот как описывает расклад сил среди арендаторов основатель и генеральный директор сети корпоративных смарт-офисов CEO Spaces Гурген Шекоян: «В прошлом году мы хотели провести большую работу и выявить спрос — из каких отраслей он идет. Но он так быстро меняется, что в этом оказалось мало смысла. Безусловно, IT-сектор более чувствителен к переменам, и они первые начали думать о гибких офисных решениях, но за ними очень быстро подтянулись и другие отрасли: это и банковская сфера, и девелопмент, и просто «стандартный» бизнес. Сейчас, например, с нами общается крупная юридическая компания, хотя, казалось бы, юристы максимально консервативны».

Несмотря на то что движение в сторону гибких офисов началось не вчера, коронакризис, конечно, внес определенные коррективы. «Из крупных компаний от классических, кабинетных офисов в пользу гибких пространств отказываются те, кто пострадал из-за пандемии сильнее всего: компании, связанные с туризмом, с непродуктовым ретейлом, с fashion-индустрией, с нефтегазодобычей и сервисом в этой отрасли», — подчеркивает директор по продажам сети сервисных офисов Space 1 Мария Кабанова. Понятно, что в ситуации неопределенности все хотят найти решения с минимумом затрат и гибкостью по сроку аренды — а этим требованиям сегодня в полной мере соответствуют только сервисные офисы.

Гибкий выбор — от случайного до целенаправленного

Среди нынешних арендаторов гибких офисов немало компаний — игроков рынка недвижимости, и их взгляд изнутри, наверное, наиболее любопытен, поскольку совмещает обычный подход арендатора с оценкой профессионала. Что именно заставило девелоперов, риелторов, консультантов отказаться от прежнего классического адреса — не суть важно. Куда важнее то, почему они сделали выбор в пользу flex-формата и какие преимущества гибкого офиса считают ключевыми.

В этом смысле опыт компании Sminex, которая сегодня имеет прописку в «CEO Spaces Кадашевская» на Кадашевской набережной, наверное, выбивается из общего ряда: как признается директор HR-департамента Sminex Иван Бельских, именно гибкий офис компания не искала, но рассматривала такой вариант, поскольку имела позитивный опыт размещения небольших проектных команд в коворкинге.

Иван Бельских директор HR-департамента компании Sminex «Для нас гибкость офиса прежде всего определяется возможностью увеличения или сокращения количества рабочих мест в зависимости от текущих потребностей бизнеса. Здесь мы получили такую возможность. Преимущества гибкого офиса по сравнению с классической арендой в первую очередь в отношении оператора к клиенту. Это взаимовыгодное партнерство: оператор гибкого офиса заинтересован в успехе своего клиента в отличие от среднестатистического московского арендодателя».

А вот компания Cushman & Wakefield, чей громкий переезд в гибкий офис сети Space 1 на Тверском бульваре недавно бурно обсуждал рынок, напротив, целенаправленно искала именно новый формат. И точно знала почему, рассказывает управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield Сергей Рябокобылко.

Сергей Рябокобылко управляющий партнер, генеральный директор компании Cushman & Wakefield «Мы в течение 13 лет размещались в офисе формата open space в рамках договора «классической» аренды в БЦ Ducat Place III. Однако новое время и текущие обстоятельства требуют гибкости как в плане условий договора, так и в плане функционала помещения. Поэтому мы искали формат гибкого офиса, который отвечал бы нашим потребностям с точки зрения безопасности, комфорта, а также функциональности и уникального стиля. Наш новый офис — современное пространство, удобное для коллаборации отделов и управления кросс-функциональными командами. Считаю очень правильным, что мы примеряем на себе формат гибкого пространства: оно позволяет поддерживать гибридную работу, при которой сотрудники, работающие из дома и из офиса, могут эффективно взаимодействовать. Мы сами постоянно меняемся и помогаем меняться нашим клиентам. Основные преимущества гибкого офиса на Тверском бульваре — это локация в центральном деловом районе, развитая инфраструктура, эргономичность, технологичность и уникальная атмосфера. Примеры других преимуществ — современный дизайн, функциональные помещения, а также технологии, которые используются для входа в офис, для печати документов, общения с владельцем, бронирования рабочих мест и переговорных комнат. Концепт полностью вписывается в изменение наших бизнес-процессов. Такой офис соответствует требованиям лидирующего консультанта на рынке коммерческой недвижимости и ожиданиям наших партнеров и клиентов».

Кстати, особым и очень важным фактором Сергей Рябокобылко называет аутсорсинг административно-хозяйственных услуг. «Уверен, внедрение гостиничного сервиса в офисные площади — это новый тренд, который определит будущее офисного сегмента», — считает эксперт.

Еще одна компания, недавно отпраздновавшая «гибкое» новоселье, — Kalinka Group. «Для нас новый формат сервисного офиса Space 1 в районе Арбата — это как отель «пять звезд», где все включено», — отмечает председатель совета директоров компании Екатерина Румянцева.

Екатерина Румянцева председатель совета директоров Kalinka Group «Оператор нового офиса заботится о нас не хуже консьерж-сервиса: ежедневная уборка, ремонт, техническая поддержка, меблировка рабочих зон, кухонного пространства и общих зон, благодаря чему мы можем еще больше сконцентрироваться на выполнении ежедневных задач, посвятить время стратегическому развитию компании и коммуникациям как с нашими клиентами, так и внутри коллектива. Ставка аренды включает все налоги и коммунальные платежи, а также охрану и даже чай/кофе, что снимает головную боль с компании-арендатора. При этом каждое из пространств — как манекен, который можно декорировать в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями».

По оценкам эксперта, с закрытием границ и переходом на удаленную работу особо бурное развитие получили коворкинги: сразу несколько крупных проектов вышли на столичный рынок во втором-третьем кварталах 2020 года, и еще больше появится до конца года. «Ряд крупных корпораций, кстати, планирует распространить удаленную работу на часть своих сотрудников и после снятия всех карантинных мер: доля таких сотрудников в крупных компаниях может находиться в диапазоне от 20% до 40%», — считает Екатерина Румянцева, отмечая, что сама Kalinka Group пока каких-либо недостатков в своем новом офисе (читай: в своем новом офисном формате) не заметила.

А вдруг просто не успела — ведь переезд состоялся только во второй половине октября? Не может же быть, чтобы целый сегмент, внутри которого расположилось сразу несколько форматов, — и на всех ни одного недостатка…

Гибкость, которая не по карману. Или не по размеру

Не может. Недостатки или нет, но особенности у flex-сегмента есть. Причем говорят о них в основном не арендаторы (к примеру, как считает Иван Бельских, «разве что возникают эксплуатационные вопросы, как и в обычном офисе, которые мы оперативно решаем с оператором»), а профессионалы, предлагающие рынку гибкие офисные модели. Первая особенность, которую отмечает Михаил Бродников: «Количество мест, которые мы в такой модели можем предложить рынку, пока ограничено. Но мы активно работаем над устранением этого недостатка».

Еще одна тема, над которой наверняка задумывался всякий, кто так или иначе соприкасался с flex-форматами, — а всем ли они подходят. Гурген Шекоян постарался дать исчерпывающий ответ.

Гурген Шекоян основатель и генеральный директор сети корпоративных смарт-офисов CEO Spaces «В любом рынке есть качественные, классные продукты, которые все хотят. Взять хотя бы автомобильный: многие, например, хотят Gelandewagen AMG, который стоит 20 млн рублей. В этом и проблема — он очень дорогой. Поэтому, когда люди говорят, что коворкинг дорогой, нужно понимать: это упакованный продукт, в который вложили много денег для того, чтобы конечный потребитель мог платить просто аренду. Чем больше компания, тем меньше ей хочется заниматься чем-то еще помимо своего основного вида деятельности. Но когда в компании работает от 10 до 50 человек, тут как раз возникает вопрос: вроде хочется заниматься бизнесом, и надо кастомизировать все. Люди сравнивают обычный офис с коворкингом, говорят, что это очень дорого, и выбирают прямое стандартное решение — арендовать офис и самим заниматься эксплуатацией. Поэтому, говоря о том, какие минусы есть в нашем сегменте, я бы отметил, что мы не подходим переходному формату компаний со штатом от 10 до 50 сотрудников. Мы по сравнению со стандартным офисом дороже».

А есть еще варианты, при которых классический офис все-таки выгоднее гибкого? Есть, признает Павел Федоров, но всего один: «Обычный офис может оказаться выгоднее сервисного, пожалуй, только в том случае, если компания может планировать дольше, чем на четыре-пять лет, и обладает свободными средствами на отделку и мебель». Хотя надо понимать, что в этом случае заниматься всем этим ей придется самостоятельно, напоминает эксперт.

Зонирование освоили, пора начинать думать о психологии

Какие предложения готовы сделать профессионалы гибкого сегмента своим арендаторам — понятно. Какие требования арендаторы готовы предъявлять к коворкингам и сервисным офисам — тоже понятно. А вот чего они все вместе хотят от архитекторов, работающих над созданием flex-форматов? Об этом BFM.ru побеседовал с партнером архитектурной студии IND architects Андреем Сидоровым, имеющим немалый опыт работы с гибкими пространствами.

— Можно ли выделить главные требования, которые сегодня предъявляют ваши «гибкие» заказчики?

— Главное требование к архитекторам — чтобы планировочные решения можно было максимально быстро менять под потребности арендатора, я имею в виду зонирование и количество людей. Это требования и к инженерным решениям, и к перегородкам, и к мебели. Именно на этом построена концепция гибких офисов. Задача архитекторов — предусмотреть все варианты использования помещений: кому-то нужен open space, кому-то больше переговорных и отдельных кабинетов, кому-то — лаунж-зоны с возможностью там работать. И на этапе проектирования архитектор не знает, что захочет арендатор.

— И каждый раз приходится все придумывать заново? Или уже появились какие-то наработки?

— Архитекторы используют различные решения зонирования. Если для классических офисов мы используем бенч-системы для столов, когда на четыре-пять столов одна цельная ножка, то для гибких офисов предпочтительнее нарезки по два-три стола, что позволит за счет перестановки мебели менять планировочную структуру. Тотальные open space не подходят для гибких офисов, там используют более нарезанные пространства на 20-30 посадочных мест. Иногда арендаторы задумываются о сдаче части помещений в субаренду, так что архитектор предусматривает дополнительные изолированные входы. Преимущество гибкого офиса в том, что компания-арендатор не тратит деньги на ремонт — он уже сделан — и новую мебель — она входит в стоимость аренды.

— С вашей точки зрения, есть ли какие-то требования, которые заказчики предъявляют крайне редко, а стоило бы?

— Заказчики не часто просят архитекторов предусмотреть в офисах зоны отдыха для сотрудников, биофильный дизайн, не думают о психологии пространства. Архитекторы закладывают это в проекты и убеждают заказчика в необходимости, так как благодаря грамотным решениям сотрудникам станет комфортнее работать в офисах. Например, в проекте Space 1 на Тверском бульваре мы удачно обыграли установленную здесь чашу бассейна — несколько лет назад в историческом здании, когда-то принадлежавшем фавориту Екатерины II Ивану Римскому-Корсакову, хотели открыть спа-центр. Мы не снесли чашу, а оборудовали в ней переговорные и спуск превратили в рабочую зону в виде амфитеатра.

Сегодня в гибких офисах все чаще оборудуют современные зоны отдыха: игровые комнаты с настольными играми и видеоприставками, залы для занятий спортом или медитации, собственные бары, небольшие оранжереи с растениями. Андрей Сидоров уверен, что в дальнейшем это станет обязательным атрибутом гибких офисов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *