Floortime терапия что это
Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС
Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Развитие личности ребенка – на первом месте
Виды игр в рамках Флортайм
Флортайм использует следующие виды игр:
Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки малыша или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор), тем более, если ребенок любит такую активность.
Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.
Например, несколько примеров для любителей конструктора:
Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.
В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:
Развитие крупной и мелкой моторики:
Секреты успеха
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Результаты Флортайм
Два основных фактора эффективности методики:
FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — что это такое?
Переоценить роль своевременной и профессиональной помощи в развитии речи невозможно. А в случае, если у ребенка имеются трудности в психическом или речевом развитии, поведенческие проблемы, школьные затруднения, помощь грамотных специалистов просто необходима.
В специализированном центре «Логолендия» работают квалифицированные специалисты, понимающие, как важно вовремя и грамотно помочь каждому ребенку, поэтому постоянно работают над повышением своей квалификации, усовершенствованием своих профессиональных навыков и умений, учатся у лучших наставников.
Коррекционный психолог Мария Попова и нейропсихолог Ирина Тучина стали одними из первых, кто прошел обучение подходу DIR Floortime и имеют соответствующие сертификаты. Все занятия проходят в соответствии с ключевыми принципами DIR Floortime.
FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) — ЧТО ЭТО ТАКОЕ? НОВОМОДНОЕ СЛОВО ИЛИ ДЕЙСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ТЕРАПИИ?
Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное во взаимодействии на уровне собеседника») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира.
Методика Floortime® — это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR®. И преимущество этого метода состоит в том, что ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ПОДХОД, основанный на современных знаниях о том, как происходит развитие человека.
Цель концепции DIR® (прим. переводчика – Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений) — создание ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ помощи, учитывающей уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности восприятия, моторики, эмоциональной сферы и когнитивных функций, его сильные и слабые стороны, особенности семьи и взаимоотношений в ней.
В такую программу, к примеру, будут входить и занятия со специалистами (логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт, инструктор по адаптивной физкультуре и др.), и специально организованная деятельность (по обучению определённым навыкам), и собственно, непосредственно занятия по Floortime®.
Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные задачи:
1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.
2. Ввести ребенка в наш мир. При чем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с нами.
Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится
Основные правила игры по принципам FLOORTIME.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно.
Записаться на занятие к специалистам можно по телефону 8 (495) 135 3788!
Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС
Ирина Иванова
Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС
Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС.
«Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС«.
Развитие личности ребенка – на первом месте
• Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.
• Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.
• Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.
• Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
• Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
• Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.
Виды игр в рамках Флортай
Флортайм использует следующие виды игр:
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики
Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:
•ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;
•ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;
•ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;
•СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода.Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;
•ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);
•РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
•ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
•СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор, тем более, если ребенок любит такую активность.
Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.
Например,несколько примеров для любителей конструктора:
• Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».
• Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».
• Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.
• Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.
В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм,требующим взаимодействия со взрослым:
•Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;
• Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;
•Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;
• Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);
• Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.
Развитие крупной и мелкой моторики:
• Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;
• Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;
• Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!
• Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;
• Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);
• Строим из Лего и других конструкторов
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Результаты Флортайм
Два основных фактора эффективности методики:
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности родителя
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
• Эмоциональный контакт с малышом
• Взаимодействия в диалоге
• Удовольствие от общения
• Гармонизация сенсорной сферы
• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
• Понимание и управление личными эмоциями
• Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
• Умение идти на компромисс
• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
• Развитие самосознания и самооценки
• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С. Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
Флортайм реализуется в работе с:
1. Детьми с аутизмом
2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.
3. Детьми с трудностями адаптации и социализации
4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).
Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:
1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.
2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.
3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.
Преимущества подхода Флортайм:
1. Возможность раннего начала терапии.
2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома.
3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у детей. Основная причина этого феномена – влияние неблагоприятных.
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.
Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции.
Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста. Почему сказкотерапия? С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок.
Использование сухого бассейна для детей с РАС Механизм действия сухого бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной.
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.
Самообразование «Использование метода проектов в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Одной из главных задач современной системы образования,.
Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие речевому развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря, развитие образного строя и навыков связной речи через.
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Мария Ермакова
Консультация для педагогов «Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Настоящая игра — это то, что идёт изнутри ребенка, а не то, что мы пытаемся ему навязать.
Многие психологические и педагогические исследования говорят о том, что в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка,мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:
— чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Уважаемые коллеги! Давайте еще раз вспомним о признаках РАСи предлагаю вашему вниманию памятку «Возможные признаки аутических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
— ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки.
Действия ребенка с РАС, играя с выбранными предметами могут быть многократно повторяющими!
— ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, игрушечные звери, куклы. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно;
— в игре чаще всего нет сюжета;
— если сюжет все-таки есть, он бывает очень «свернутым», нет подробностей, деталей;
— самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление.
У него есть свои игры и правила, и они зачастую не понятны нам.
Попробуйте для начала сами понять его правила игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо т. е. мы наблюдаем. Если ребёнок пускает вас в свой мир и ему приятно с вами взаимодействовать, то попытайтесь повторить, то, что он делает. Это поможет вам наладить визуальный и эмоциональный контакт. Он сделает вывод, что вы хотите понять его мир, его правила. Потом попытайтесь внести в его игру что-то новое, но не нарушая его пространство. Например, он выстраивает игрушки в линию, вы на первом этапе копируете его действия. Вы не забираете его игрушки, а берёте такие же и строите всё как у него. Подчеркните этот момент эмоционально (ура, здорово, ты молодец, и я молодец, у нас так всё красиво).
Привести пример для слушателей о детях аутистах, посещающих занятия, которые приносят любимые предметы на «сегодняшний» день.
Понятно, что включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту.
Поэтому, Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из методов игровой терапии с детьми с РАС, где на первом месте стоит конечно же развитие личности ребенка через игру.
Метод Floortime» (буквально – «время–в игре проведенное на полу») — вид терапии, основанный на игре, разработанной профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.
Метод Флоортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Все совместные игры с детьми проводятся на полу. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Я наблюдаю Влад расставляет животных или кубики в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, чередования, интервал расстояния между предметами. Влад выстраивает игрушки в ровную линию,я добавляю к его ряду еще один предмет или предлагаю неожиданный вариант: улыбаясь, ставлю игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у нас зарождается взаимодействие. Когда ребенок увидит, что я не хочу его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, стану ли я продолжать его игру.
Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится, но играя по своим правилам т. е. развивая в ребенке другие навыки, усложняя задания.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime
-Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это его самостимуляции (карточки, шнурочки, кубики).
-Будьте артистичными в подстройке к ребенку: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Детям должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
-Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.Обратите внимание: что ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения. Все мы уже знаем, что дети с РАС из длинной фразы выберут главные слова в предложении, касаемых действий.
-Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Играя с Богданом в животных, строили вальеры для лошадки из мягких модулей развивающегося разноцветного коврика. Необычные способы-(переверните посуду и постройте башню, сложите из пазл узор на ковре).
-Переносите игру в новое место, даже если комната одна (например под стол, в разные углы).
-Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой из кукольного театра, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка. Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.
МетодФлортайм использует следующие виды игр:
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики.
Вот некоторые конкретные примеры игр по программе Флоортайм:
-ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провезти машинку по этой трассе. Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая ребенка в догонялки;
-ИГРА В МЯЧ: совместно с ребенком играем в мячик. Помогайте катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу, Толкайте мячик одновременно – с разной скоростью, отбиванием о пол с хлопками на внимание. Сбивание кеглей по очереди.
-СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков. Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет ребенку усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Стройте дома, дорожки из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят сказки «Теремок» и «Три поросенка» «Заюшкина избушка».
Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре. Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга (высокий, низкий).
Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
-ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных (лиса, медведь, заяц).
-РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники). Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
-ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
-СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши,прищепки.
-РАЗНОЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА: На белом ватмане с помощью пальчиковых красок сделайте следы ножек с разным направлением и прыжками наступайте на следы, как нарисовано на дорожке (тот же самый –вариант для ручек).
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание.
Два основных фактора эффективности методики:
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности взрослого.
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
— Эмоциональный контакт с ребенком
-Взаимодействия в диалоге
— Удовольствие от общения
— Гармонизация сенсорной сферы
— Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
-Понимание и управление личными эмоциями
— Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
— Умение идти на компромисс
— Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
— Развитие самосознания и самооценки
— Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
Преимущества подхода Флоортайм:
-возможность раннего начала коррекционных занятий с помощью игры.
-возможность обучения родителей основным идеям и ключевым моментам игровых занятий для осуществления их дома.
-объединение коррекционной среды с естественной и безопасной, где ребенок почувствует себя свободно и непринужденно.
Метод Floortime – это процесс, а любой процесс длится во времени. Именно в процессе игры есть возможность получить положительный результат в общем развитии ребенка.
Подводя итог отмечу, что коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игры.
А в игре легче научиться понимать, принимать и признавать детей с особенностями.