Fm logistic чем занимается
«В текущих реалиях повсеместное использование экотранспорта невозможно»: как французская FM Logistic работает в России
В ближайшие девять лет FM Logistic планирует удвоить выручку до 3 млрд евро. На пресс-конференции в Москве топ-менеджеры 3PL-оператора представили свою глобальную стратегию развития и роль России в ее реализации.
Семейная компания FM Logistic отчиталась по итогам финансового года, что было интересно, но куда значимее по информационному поводу оказались детали стратегии Powering 2030, планов оператора на ближайшие девять лет. Судя по заявлениям руководителя головного офиса в Фальсбуре (Франция) Жана-Кристофа Маше, за эти годы группа FM Logistic планирует «удвоить выручку до 3 млрд евро за счет дальнейшего внедрения омниканальных решений и создания устойчивых цепочек поставок». При этом подразделения по всему миру еще активнее будут развивать городскую логистику и усиливать транспортное направление. Логистический оператор нацелен на увеличение прибыли до вычета налогов (EBIT) до 4 % по сравнению с 2,8 % в 2020/21 году.
Представители российского отделения FM Logistic подвели итоги работы в 2020–2021 финансовом году. За этот период оборот компании увеличился на 3 % в годовом исчислении и достиг 22 млрд руб. При этом за год складской сегмент на 4 % сократил свою долю в общем обороте, международные перевозки — на 14 %. Зато рост на 18 и 14 % показали копакинг и перевозки внутри России соответственно. Новые контракты принесли FM Logistic 3,05 млрд руб.: 1,125 млрд руб. — складские услуги и внутренние перевозки, 465 млн руб. — международная логистика, 337,5 млн руб. — копакинг.
О работе компании рассказали генеральный директор FM Logistic в России Олег Альхамов, директор по развитию бизнеса Алексей Мисаилов, директор по транспорту Алексей Бормин и директор по персоналу и коммуникациям Мария Шиповалова.
Что касается парка компании, то на внутрироссийских перевозках задействовано 900 автомобилей, которые ежемесячно осуществляют свыше 60 тыс. операций, обслуживая 770 организаций. Объем международных перевозок достиг порядка 600 операций в месяц.
В прошлом году линия Москва – Санкт-Петербург приросла автопоездами с тягачами Renault T. Ставка по упомянутому и другим маршрутам сделана на четырехосные полуприцепы. За счет этого можно за один рейс без нарушения дорожных нормативов по развесовке перевозить не 32, а 40 палетных упаковок. Это позволяет быть конкурентными за счет меньших затрат.
А вот по поводу экологического транспорта с «зеленой» составляющей развитие идет по вялой динамике. Фактором сдерживания является слабая инфраструктура — нет нужного количества заправок. К примеру, по новому автобану из Москвы в Питер для заправки компримированным топливом нужно съезжать на старую трассу, что неудобно. На местных линиях тоже не все ладно, правда процесс пошел, и уже несколько малотоннажных газомоторных машин работают в Химках на обслуживании маршрутов между платформой FM Logistic и магазинами клиентов. Переход на электромобили пока только рассматривается в партнерстве с клиентами. «В наших текущих реалиях повсеместное использование экологического транспорта невозможно, но точечные проекты совместно с клиентами пытаемся продвигать», — заявил директор по транспорту Алексей Бормин. Это мнение поддержал и гендиректор FM Logistic в России Олег Альхамов. По его словам, грузовики на электротяге закупить можно, но где их потом в условиях России зарядить по маршруту? При определенных условиях и содействии партнеров и государства российское представительство готово подключиться к таким проектам. Но на данный момент в стране нет даже одобрения типа электротягового коммерческого транспорта для промышленной эксплуатации.
Торжественный старт строительства складского комплекса класса А+ в Подмосковье.
Следуя планам по удвоению выручки к 2030 году, российское представительство делает ставку на развитие сегмента электронной торговли, цепочек поставок, контейнерных перевозок из КНР в Россию и страны Европы, а также «зеленую» логистику. Кроме того, в FM Logistic уделяют пристальное внимание развитию цифровых сервисов: автоматизации погрузки, электронному документо-обороту. В отличие от телефонного звонка с устным указанием задачи, при такой системе разнарядок водитель будет иметь на руках документальное подтверждение на те или иные действия. А это уже второй очень значимый фактор привлекательности непосредственно для человека за рулем, который зачастую в спорных делах с менеджерами остается «стрелочником».
Эти и другие решения позволяют компании держаться в транспортной логистике в топ-5 по перевозкам автомобильным транспортом и в десятке лучших по количеству таможенных оформлений грузов. В FM Logistic отмечают, что стратегия Powering 2030 уже показала первые успехи: в марте-сентябре 2021 года выручка оператора увеличилась на 11 % в годовом исчислении.
FM Logistic. От семейного бизнеса к управлению глобальными цепями поставок
22 сентября в Париже прошла первая международная пресс-конференция компании FM Logistic – одного из ведущих логистических операторов мира и, безусловно, самого крупного 3PL-провайдера Франции. Маленькая французская фирма, созданная в 1967 г. тремя членами семей Фор и Маше – Жаном-Мари Маше, Клодом и Эдмоном Форами (Jean-Marie Machet, Claude Faure и Edmond Faure), сегодня превратилась в мощную группу компаний, организующих глобальную цепь поставок по всему миру и оказывающих целый ряд совершенно уникальных услуг по логистическому аутсорсингу.
По мнению руководства FM, в основе выдающихся достижений компании – устремленность к успеху, удачно выбранная долгосрочная стратегия и, конечно, постоянная готовность удовлетворить запросы всех участников, связанных единым логистическим процессом: клиентов, сотрудников, акционеров, партнеров и окружения компании. Ведь прежде всего в основе философии, деятельности и культуры компании – человек с его потребностями.
Основным видом деятельности компании, получившей название Faure & Machet, стали транспортные перевозки. Однако фирма достаточно динамично развивалась в смежных направлениях и уже через 15 лет (1982 г.) стала оказывать услуги в области складирования, создав первую логистическую платформу в Брюмате (Brumath) для фирмы Masterfoods. С 1987 г. компания расширяет спектр деятельности и начинает предлагать услуги по упаковке товаров. Успехи в этой сфере оказались настолько значительными, что в дальнейшем усилия F&M были направлены прежде всего на то, чтобы выйти в первые ряды известных и признанных международных логистических компаний. Основными вехами в жизни компании стали:
• 1994 г. – выход на европейский уровень, начало работы в России и в Польше;
Члены Административного совета FM Logistics: Клод Фор |
• 1996 г. – начало работы в Чехии и в Украине;
• 1999 г. – начало работы в Словакии;
• 2002 г. – FM Logistic утверждается как независимая компания;
• 2003 г. – начало деятельности в Румынии;
• 2004 г. – развитие глобальной сети поставок. Начало работы в Бельгии, Португалии, Китае;
• 2005 г. – приобретение филиалов компании Premium Logistics позволяет начать деятельность в Польше, а также получить склады в Испании, Италии, Венгрии.
За последние десять лет достижения FM Logistic были отмечены следующими наградами:
• первая премия лучшего логистического провайдера (Франция). Первая премия за проект складского комплекса;
• 1997 г. – платформа Брюмат (Франция) удостоена премии качества в категории «Крупные предприятия» (все виды деятельности);
Жаки Жервис |
• 1998 г. – фирма вошла в список 500 лучших предприятий Франции по классификации журнала Usine Nouvelle;
• 2000 г. – 1-й логистический провайдер Польши 1er (Премия Ассоциации логистов Польши);
• 2002 г. – премия «Лучший складской оператор России» по итогам рейтинга журнала «Логинфо»;
• 2003 г. – получение сертификата ISO 9001 V2000 во Франции («Складирование и упаковка»). Получение сертификатов в Польше и Чехии;
• 2004 г. – компьютерная программа e-SCM, разработанная FM2i, удостоена премии за инновационные решения в логистике. Премия рейтинга «Лучший логистический провайдер России» журнала «Логинфо»;
• 2005 г. – премия «Лучший работодатель Польши». Награда за инновационное логистическое решение в категории «Услуги логистики и транспорта» за решение промышленного «пулинга» – сборной доставки грузов клиентов.
С учетом сотрудников, имеющих акции, фирма является на 100% семейной, что позволило ей стать членом Ассоциации семейных компаний
ASMEP (Association des Entreprises Patrimoniales). Три года назад основатели FM Logistic в интересах роста компании и обеспечения наследования передали управление компанией Административному совету, куда вошли:
Жан-Кристоф Маше |
• Жаки Жервис (Jacky Gervis), сопрезидент;
• Жан-Кристоф Маше (Jean-Christophe Machet), сопрезидент.
• Эрве Дюжардэн (Herve Dujardin), коммерческий директор группы;
• Мари-Лор Шрейбер (Marie-Laure Schreiber), директор по внешним связям группы и корпоративной культуры группы;
• Оливье Фор (Olivier Faure), директор по техническим и информационным системам и закупкам;
• Жиль Фор (Gilles Faure), исполнительный директор по странам Азии;
• Клод Фор (Claude Faure), председатель Управляющего Совета;
Все члены Административного совета – это предприниматели, объединенные желанием приумножить и утвердить ценности FM Logistic.
20 лет назад компания FM Logistic приняла решение интегрировать в свою структуру инженерную службу для проектирования, строительства и технического обслуживания складских комплексов, что в дальнейшем позволило вести строительство складов с учетом уже имеющейся практики выполнения транспортно-складских операций. Инженерная служба неустанно работает над совершенствованием конструкции и элементов сооружений и средств обеспечения безопасности содержания и доставки продукции, хранящейся на складах. Строительство во всех странах ведется по единому стандарту, что обеспечивает одинаковый уровень качества услуг. Рабочая группа, объединяющая операционные службы, службы методов и процессов, инженерные подразделения, дает рекомендации по адаптации сооружений к индивидуальным запросам клиентов через оптимизацию и обеспечение безопасности продукции. Использование опыта экспертов предприятия позволяет провести поиск решений лучшего соотношения эффективности и цены услуг.
С 1990 г. значительные средства компания инвестирует в развитие информационных систем, которые являются необходимым условием реализации всех операций. Разработанная специалистами компании программа e-SCM консолидирует сведения об операциях в каждом из звеньев логистической цепи и обеспечивает клиентов FM Logistic информацией о каждом их этапе в режиме реального времени.
К настоящему времени FM Logistic достигла международного уровня и имеет подразделения во многих европейских странах. На сегодняшний день, после приобретения иностранных филиалов фирмы Premium Logistics, компания насчитывает около 8500 сотрудников и более 50 складских комплексов в разных частях света:
• 29 складских комплексов в Западной Европе, из них 13 во Франции, 1 в Бельгии, 2 в Португалии, 9 в Испании, 4 в Италии;
• 14 складских комплексов в Восточной Европе, из них 8 в Польше, 1 в Чехии, 1 в Словакии, 2 в Венгрии, 2 в Румынии;
• 3 складских комплекса в Восточной Европе, из них 2 в России, 1 в Украине, а также 7 региональных складов в России.
Позиционирование на рынке: в сердце цепи поставок
FM Logistic, работая в области управления цепями поставок, оперирует товарным потоком от самого начала логистической цепи – заводов-производителей до поставок продукции в магазины торговых сетей. Конечная цель компании – максимально удовлетворить потребности своих клиентов (и клиентов своих клиентов!) благодаря опыту работы с крупнейшими мировыми производителями различных видов продукции и торговыми сетями.
Уже сегодня в сферу обслуживания FM Logistic входят такие компании, как Bе’nе’dicta, Cadbury, Danone, Eckes Granini, Hаagen Dazs, Kraft Foods, Lorenz Snack World, Masterfoods, McCain, Nestlе’, Saupiquet, Unilever, Wrigley (продукты питания); Auchan, Carrefour, Cora, Dе’cathlon, Ikе’a, Leclerc (торговые сети); avec Brother, Hewlett Packard, LG Goldstar, Thomson (бытовая техника, высокие технологии), Beiersdorf Nivea, Colgate Palmolive, Henkel, Kimberly Clack, L’Orе’al, Procter & Gamble (парфюмерия, средства косметики и гигиены); Groupe Seb, Moulinex, Adidas (товары массового потребления), Michelin, Volvo, Bosch (автомобильная промышленность). Для этих и многих других фирм FM Logistic организует и контролирует цепи поставок, создавая тем самым добавочную стоимость оказываемых услуг. Кредо компании – «Доставить нужный продукт в нужное место и в нужное время при лучшем соотношении цены и качества услуг» – очень точно отражает основной принцип логистики. Однако достичь этого стало возможным лишь в результате упорной работы по расширению спектра услуг.
FM осуществляет три основных вида деятельности, но главным, конечно, является складирование.
Услуги по складированию охватывают все виды продукции (продукты питания, электроника, опасные грузы и т. д.) и занимают 54% общего оборота компании. Для этого на терминалах FM созданы все необходимые условия. Часть помещений отапливается, в других температура регулируется или поддерживается низкой. Помещения для хранения опасных грузов оборудованы спринклерными системами пожаротушения, стены там противопожарные или взрывозащищенные, меры безопасности – в зависимости от типа продукции. Все терминалы оснащены железнодорожными ветками.
Основными операциями в этой сфере услуг являются:
• разгрузка-погрузка – подготовка заказов с использованием технологий штрихового кодирования и маркировки, кросс-докинг (готовые заказы и глобальные поставки); ручное (по коробам, по штукам) и автоматизированное комплектование заказов (вращающиеся шкафы для складирования запчастей); контроль грузов на входе и выходе;
• управление потоками – электронный обмен данными, программы управления и оптимизации операций (Oxygene, Opale NG); оптимизация размещения грузов; отслеживание грузов в пути, работа с возвращенными товарами.
Второе место в обороте компании занимают международные и национальные перевозки (30% общего оборота), ведь FM Logistic начинала свою деятельность именно с транспортных услуг. В настоящее время для этих целей задействовано 820 ед. транспорта (грузовики, фургоны, спецтранспорт для доставки замороженной, скоропортящейся продукции, опасных грузов и т. д.) и 470 водителей (275 на местных перевозках и 195 на международных).
Основными отличительными особенностями деятельности компании в этой сфере являются:
•организация и координация перевозок как собственным транспортом, так и привлеченным; своевременное информирование клиента о ходе перевозки;
• перевозки продукции разными видами транспорта с заводов на склады, в том числе региональные, национальные и международные – доставка сборных грузов в небольших объемах;
После экскурсии по терминалу. Алла Лаоз, руководитель отдела внешних связей «ФМ Ложистик», отвечает на вопросы журналистов |
• использование разнообразных подходов к управлению – обработка информации по различным параметрам, отслеживание перемещения заказов (сканирование накладных); планирование прибытия транспорта с использованием программы Pl@net, отслеживание поставок, ведение статистической отчетности).
Несколько меньшую долю занимают упаковка и расфасовка – 16% оборота. Эти виды деятельности включают в себя следующие инновационные услуги:
• промышленная сборка: предпродажная комплектация (информатика, телефония), отверточная сборка (для компаний Hewlett Packard, Thomson); индивидуальная упаковка и комплектация продукции в зависимости от специфики рынков разных стран, их функциональных особенностей;
• расфасовка продуктов питания – создание единиц продукции на базе продукции, поставляемой валом или в объемной таре; апробирование на рынке новых видов расфасовки; запуск новой продукции;
• услуги по так называемому копакингу (co-packing – упаковка продукции на чужих производственных мощностях) – создание наборов продукции (упаковка в пленку, в футляры), наклейка этикеток; упаковка в коробки, дисплеи, формирование стендов.
В докладе, представленном на пресс-конференции, Клод Фор с удовлетворением констатировал положительные результаты деятельности компании в 2005 г. Несмотря на сложное положение в экономике европейских стран, сложившееся в последние годы, финансовые показатели FM Logistic постоянно прогрессируют. Правда, представленные ниже цифры (на 31 марта 2005 г.) необычны, так как учитывают результаты работы компании лишь за шесть предыдущих месяцев. Тем не менее, как следует из них, FM Logistic демонстрирует уверенный внутренний рост (11,72%) и повышение прибыли до 4,23% от оборота. Финансовые коэффициенты остались стабильными. Объем заимствованных средств вырос, так как долгосрочные вложения были учтены. Был снижен и рост затрат, что при значительном увеличении оборота дало положительный рост предварительных результатов. Прогнозы по результатам работы в 2006 г. также положительны. Внутренний рост должен составить около 10%. Внешний рост компании наблюдается во всех географических зонах, а уже в 2006 г. должны быть введены в эксплуатацию четыре новых складских комплекса во Франции и четыре – за ее пределами. Расходы на запуск работ будут тщательно контролироваться во избежание негативного влияния на результаты деятельности группы.
Публикацию подготовил В. Антонов
Группа FM Logistic подвела итоги деятельности за 2020/21 финансовый год
Логистический оператор FM Logistic отчитался о результатах работы в России и в мире по итогам финансового года, который закончился 31 марта 2021-го
Оборот за 2020/21 год составил 1,38 млрд евро, что на 3,6% меньше, чем за прошлый отчетный период. На это снижение повлиял экономический спад, вызванный COVID-19 весной 2020 года, а также изменение валютных курсов в размере 73 млн евро. Данные факторы были частично нивелированы значительным восстановлением деловой активности во второй половине финансового года. Оборот вырос на 1,5% без учета разницы курсов валют.
Прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) составила 38,8 млн евро, что на 8,7% меньше, чем в прошлом году. Снижение в основном связано с расходами на адаптацию компании к COVID-19 (8,1 млн евро), а также с курсовой разницей в размере 3 млн евро. Таким образом, прибыль EBIT без учета форекс-фактора составила 41,8 млн евро, снизившись на 1,6%.
«В условиях нестабильной экономической ситуации FM Logistic зарекомендовала себя чрезвычайно устойчивой компанией. Доказательством этого является то, что в период с апреля 2020-го по март 2021 года мы подписали новые контракты на сумму 207 млн евро, половина из которых — с компаниями из сегмента электронной коммерции. Усилия наших сотрудников помогли миллионам потребителей получить нужную им продукцию. Мы продолжим укреплять наши позиции в сфере логистики потребительских товаров и розничной торговли, чтобы помочь нашим клиентам реализовать устойчивые стратегии омниканальности», — говорит генеральный директор группы FM Logistic Жан-Кристоф Маше.
Растущий спрос на решения для интернет-торговли и омниканальной системы продаж
Временное закрытие строительных магазинов в 2020 году повысило спрос на омниканальную логистику и логистику электронной коммерции. FM Logistic теперь предоставляет омниканальные решения для 57% клиентов.
Другой движущий механизм — растущая потребность в решениях для городской логистики, таких как микросклады, дарксторы и формат click & collect. В этой области компания продлила контракты с ведущими розничными сетями Carrefour, Intermarché и Sephora.
Новые большие контракты заключены с международным брендом косметики и средств по уходу за кожей, крупным производителем игрушек, а также несколькими ведущими компаниями электронной коммерции, преимущественно во Франции, Испании и Индии. Продлены ключевые контракты с Mondelеz и Nestlе.
Региональные особенности
Оборот, как и в последние годы, был разделен между Францией (40%) и другими странами (60%).
• Во Франции оборот снизился на 1,9%, до 548 млн евро. Уменьшение объемов продаж в сферах, на которые негативно повлиял COVID-19, было компенсировано более высоким спросом в областях электронной коммерции и розничной торговли продуктами питания.
• Оборот и прибыль увеличились как в Испании, так и в Италии за счет электронной коммерции. Самый быстрый рост был зафиксирован в Испании (+22%), причиной стало продолжающееся развитие подразделения городской логистики Citylogin.
• В Восточной Европе FM Logistic продолжала развивать транспортные услуги. В России оборот подразделения транспорта увеличился на 20%. Филиал в Украине зафиксировал возвращение к показателям прибыли прошлого года, чему способствовало удвоение объемов электронной торговли.
• В Румынии компания продлила пятилетний контракт с одним из крупнейших международных брендов по производству продуктов питания.
• В Центральной Европе FM Logistic заключила 25 новых контрактов, продлила 29 и начала строительство логистической платформы в польских Вискитках, в 10 км от транспортного узла «Солидарность».
• В Азии FM Logistic заключила контракты с крупными компаниями в сфере электронной коммерции, в том числе с Pepperfry, лидером на индийском рынке мебели и товаров для дома, а также с VinShop, одной из крупнейших закупочных организаций Вьетнама (и дочерней компанией One Mount Group).
Работа над устойчивыми цепочками поставок
В 2020/21 финансовом году FM Logistic продолжила создавать более устойчивые цепочки поставок.
В связи с этим компания провела несколько мероприятий, среди которых:
• обучающие кампании по охране труда и технике безопасности более чем в 10 странах;
• предоставление 50 клиентам возможности отслеживания онлайн индикаторов устойчивого развития, в том числе так называемых выбросов парниковых газов третьей категории;
• переход на возобновляемые источники энергии для осуществления складских операций FM Logistic в Центральной Европе;
• проекты по производству водорода путем электролиза воды на двух пилотных логистических объектах в испанском Ильескасе и французском Эскренне (H2Login и H2Hub);
• развитие услуг для ритейлеров и производителей, продающих товары без упаковки, например, в рамках проекта Les marques toutes nues в супермаркетах Franprix в Париже.
Выбросы углекислого газа от складских операций FM Logistic в мире продолжали уменьшаться. Общее снижение в абсолютном выражении с 2018 по 2020 год составило 17%.
Цели на следующий финансовый год
Исходя из текущего отставания в обороте и ожиданий спроса в области омниканальной городской логистики, FM Logistic рассчитывает достичь органического роста оборота в высоком однозначном процентном диапазоне в 2021/22 финансовом году. Это основано на предположении, что ограничения по COVID-19 будут постепенно ослабляться и что обменный курс российского рубля будет в среднем 90 рублей за евро.
Оборот в России в сегменте грузоперевозок вырос на 20%
Компания FM Logistic, которая располагает 816 800 м2 складских площадей, уже является лидером в области складского хранения в России, а теперь активно развивает и транспортную деятельность. Оборот в этом секторе за прошедший финансовый год увеличился на 20%, и его доля в общем финансовом результате достигла 45%.
FM Logistic в России отмечает активное развитие направления e-commerce. Оборот созданного в 2018 году специального подразделения по работе в сегменте электронной коммерции за время своего существования вырос на 300%. Это стало возможным благодаря увеличению клиентской базы (особенно в прошлом финансовом году), внедрению дополнительных сервисов (кол-центра, агрегации служб доставки и др.), а также за счет расширения географии отправок.
В прошлом году компания улучшила систему отслеживания грузов, увеличила частоту грузоперевозок. Также было открыто несколько кросс-доков — теперь их 26 в России. В результате сократились сроки доставки в 20 пунктов назначения в Южном, Центральном, Приволжском и Уральском регионах и на 34% увеличились объемы LTL-перевозок.
В качестве эксперимента между Москвой и Санкт-Петербургом теперь курсируют грузовики-длинномеры. Такие автомобили вмещают 41 поддон вместо 33, как у стандартных полуприцепов, а FM Logistic обеспечивает их 100%-ную загрузку на рейсах в обе стороны.
Компания оказывает услуги грузовых железнодорожных перевозок по России, а также между Вьетнамом и Западной Европой. По таким перевозкам оборот за год вырос на 25%. В сфере электронной коммерции FM Logistic увеличила свою клиентскую базу вдвое.
«Помимо качественной подготовки заказов мы предлагаем объединение объемов от различных клиентов для обеспечения выгодных условий доставки, взаимодействие с торговыми площадками и сопутствующие услуги, такие как управление кол-центром», — резюмирует управляющий директор по Восточной Европе и кросс-функциональным проектам FM Logistic Кристоф Менивар.
Кроме того, опыт работы на месторождении крупной нефтяной компании позволил FM Logistic получить контракт на хранение с высокой добавленной стоимостью в Ногинске. Наконец, расширено сотрудничество с торговой сетью METRO в Ростове-на-Дону. На этой площадке с сентября 2020 года введена в эксплуатацию холодильная камера, которая позволяет обрабатывать fresh- и ultra-fresh-продукцию.
Справка о компании
Услуги логистического оператора включают складирование, омниканальный фулфилмент, копакинг, таможенное оформление, внутренние и международные перевозки, а также управление всей цепочкой поставок. FM Logistic работает более чем в 14 странах Европы, Азии и Латинской Америки. В 2020/21 финансовом году оборот компании составил 1,38 млрд евро, а штат сотрудников — 27 200 человек.