Fob china что это значит
FOB Инкотермс 2020 условия поставки «Свободно на борту»
Что такое условия поставки FOB (расшифровка, перевод)?
Правило поставки FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и FOB Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. Правило FOB является наиболее часто используемым торговым термином, который применяется со времен парусных судов. Поэтому он был включен в первую версию Incoterms в 1936 году и практически не менялся в последующих версиях.
Обязанности по условиям поставки FOB (ФОБ)
Условия поставки FOB Инкотермс 2020 возлагают на продавца обязанности по размещению товара на борту судна предоставленного покупателем и по выполнению экспортных таможенных процедур с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления для вывоза товара. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Покупатель обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения. При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по погрузке товара на борт судна целесообразно использовать правило FAS Инкотермс 2020.
Правило FOB больше не определяется как размещение товара прошедшего «через поручни судна», подразумевается, что товар размещается «на борту судна», т.е. фактически находится полностью на палубе или в трюме.
Базис поставки FOB актуален при транспортировке тяжелой техники, для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара морскому перевозчику на терминале (или в помещении продавца после погрузки товара в контейнер), а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA Инкотермс 2020.
Распределение рисков и ответственности по условиям FOB
Риск утраты или повреждения товара переходит по условию FOB от продавца к покупателю, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все риски и расходы. Основная ответственность продавца заключается в транспортировке груза в указанный порт отгрузки и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.
Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности
Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.
Базисные условия поставки FOB Инкотермс 2020 не указывают цену за товар и способ оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.
Пример базиса FAS в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2020.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2020.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок FOB и FAS
Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.
По базису поставки FAS Инкотермс 2020: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и разгружается на причал в порту вдоль борта судна зафрахтованного покупателем, без погрузки на судно.
Основные отличия условий поставки FOB от других терминов представлены в таблице Инкотермс 2020.
Преимущества и недостатки применения правила FOB
Очевидное преимущество для продавца применения правила FOB является то, что, поскольку продавец обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан именно продавец.
Преимущество для покупателя использования торгового термина FOB заключается в том, что он контролирует товары и расходы на заказанном им судне, т.к. он оплачивает фрахт.
Условия поставки FOB Инкотермс 2020 должны использоваться только для морских или внутренних водных перевозок, когда стороны намерены доставить товары, разместив товары на борту судна (упоминание о поручне судна исключено). Таким образом, правило FOB не подходит, когда товары передаются морскому перевозчику до того, как они окажутся на борту судна, например, когда товары передаются перевозчику на контейнерном терминале. Согласно правилам Инкотермс 2020 базис FOB не подходит для контейнерных перевозок, поскольку груз передается морскому перевозчику не на борту, а в месте, находящемся на некотором расстоянии от порта, например, на контейнерной площадке или даже в помещении продавца, где товар упаковывается (загружается) в контейнер, предоставленный перевозчиком покупателя. В этом случае сторонам следует рассмотреть возможность использования правила FCA Инкотермс 2020.
При применении банковского аккредитива многие банки настаивают использовать условия поставки FOB вместо FCA Инкотермс 2020, даже если товары находятся в морских контейнерах или перевозятся по воздуху, потому что: «Мы всегда делали это таким образом» или «Это наша стандартная форма транзакции»!
FOB или EXW: какой базис цены выбрать при поставках из Китая?
Итак, вы определились с ассортиментом товара, который будете поставлять из Китая, и начали собирать предложения от поставщиков. Обычно коммерческое предложение (quotation) выставляется поставщиком в долларах, с указанием базисного условия поставки по Инкотермс. Наиболее часто при поставках из Китая используют условия FOB и EXW.
Что такое базисные условия поставки
Для начала немного теории: базисные условия поставки Инкотермс — это международный свод условий поставки, зашифрованных 3-буквенной аббревиатурой. Каждое базовое условие поставки определяет, какие именно расходы несет поставщик, а какие – покупатель. Иными словами, условие Инкотермс позволяет покупателю понять, что именно включено в цену товара.
Наиболее распространенными являются следующие условия:
Интересующиеся более полным списком базовых условий поставки и подробной расшифровкой расходов по каждому, могут «загуглить» наиболее свежую редакцию Инкотермс 2010 и ознакомиться с ними детально.
Различия между условиями EXW и FOB
Итак, теоретически, условие поставки EXW предполагает, что вы (ваш перевозчик) забираете товар напрямую с фабрики и максимум, что сделает производитель — это погрузит товар в машину или контейнер. Возможно даже выставит счет вашему перевозчику за услуги грузчиков.
Условие FOB, в свою очередь, предполагает, что поставщик оплачивает:
Особенности согласования FOB с китайскими поставщиками
На первый взгляд кажется, что все просто и FOB-цену можно рассчитать самостоятельно путем прибавления ставки от вашей транспортной компании на вышеперечисленные услуги к EXW-цене и озвучить желаемые условия поставщику в Китае. Однако, есть тонкости и нюансы, как почти и во всем, что касается бизнеса с Китаем.
Во-первых, иногда создается ощущение, что китайцы Инкотермс не читали совсем, а условие FOB ставят перед ценой, потому что где-то увидели, что другие его ставят. Поэтому уже на стадии отгрузки товара можно столкнуться с тем, что поставщик просто откажется оплачивать расходы по подаче контейнера, доставке до порта и портовые расходы, объясняя это тем, что он их в цену не закладывал. Никакие ссылки на Инкотермс вам в такой ситуации не помогут, поскольку вы, в лучшем случае, уже оплатили аванс, а в худшем полностью рассчитались за товар.
Совет один – до подписания контракта и перевода аванса ВСЕГДА обговаривайте какие именно расходы входят в цену и не стесняйтесь прописывать это в контракте.
Во-вторых, всегда обращайте внимание на название порта, который стоит после FOB. В Китае достаточно хорошо развит речной и каботажный морской транспорт, поэтому поставщик с большей долей вероятности укажет находящийся неподалеку маленький порт. Стоимость доставки до такого порта гораздо ниже, чем у крупных морских портов, из которых дают ставки фрахта все контейнерные линии.
В этом случае поставщик сэкономит, не нарушая букву договора, а вы будете оплачивать доп. расходы в виде оплаты за фидерную перевозку (доставку морским или речным транспортом до крупного морского порта) и дополнительных портовых сборов в порту отправления.
Возврат НДС и выбор условия поставки
Ну и наконец, главный лайфхак на тему выбора базисных условий поставки, о котором вам не скажет ни один поставщик или агент!
С точки зрения китайцев, основная разница между EXW и FOB не в распределении расходов между продавцом и покупателем, а в том, кто именно делает экспортное таможенное оформление, а следовательно, имеет право на возврат НДС.
Сразу оговорюсь, что здесь все очень сильно зависит от товара, который вы покупаете. На какой-то товар ставки возврата высокие и сделать его очень просто. В этом случае возврат НДС покроет все расходы фабрики по организации отправки, да еще и позволит немного снизить цену. У такой фабрики условия FOB выгоднее, чем условия EXW.
В иных случаях, возврат НДС невелик и сложен. Следовательно, фабрике будет проще этим не заниматься и организовать поставку товара на условиях EXW с фирмы, работающей без НДС на местном аналоге УСН. Если вы запросите FOB-цену у подобного поставщика, то может оказаться, что она будет неадекватно высока.
Также, существует вариант возврата экспортного НДС через торговую компанию-агента, но это не всегда выгодно и удобно. Использовать этот способ я рекомендую только в связке с услугами по торговому финансированию, чтобы подстраховать себя от недобросовестного агента.
Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркну – при проведении переговоров с китайским поставщиком обращайте внимание не только на цену, но и на условия поставки, задавайте все вышеперечисленные вопросы, рассматривайте варианты с возвратом НДС и без него, и фиксируйте финальные договоренности в письменном виде.
Узнать о других деталях переговоров и получить консультацию экспертов Atrium Logistics Вы можете через любую удобную Вам форму обратной связи
Условия поставки FOB Инкотермс 2010
Что означает поставка FOB, как расшифровывается?
Новые условия поставки FOB Инкотермс 2020 вступили в силу с 1 января 2020 года.
Распределение рисков и ответственности по условию FOB
Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.
Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)
Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Покупатель обязан оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения. При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по погрузке товара на борт судна целесообразно использовать правило FAS Инкотермс 2010.
Условия поставки FOB актуальны для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA Инкотермс 2010.
Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности
Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.
Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Пример термина FOB в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок FOB и CIF
Актуальность использования базиса FOB
На сегодняшний день условия поставки FOB Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2020. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки FOB Инкотермс 2020, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки FOB Инкотермс 2010.
Статьи
Условия FOB и EXW, и как их могут трактовать поставщики из Китая.
Не всегда базис поставки, указанный в контракте, совпадает с фактическим распределением расходов по перевозке грузов между поставщиком и покупателем. Остановимся на наиболее популярными при импорте FOB и EXW.
Условия поставки EXW
Базис поставки EXW в дословном переводе означает «с завода», то есть стоимость произведенного на заводе товара включает в себя упаковку, маркировку и погрузку на транспорт, предоставляемый покупателем. Затраты, связанные с таможенным оформлением в стране отправления, доставка и перевалка в морском порту при перевозке груза морем в данное условие поставки не включатся. Однако, довольно часто поставщики из Китая самостоятельно занимаются таможенным оформлением груза, продаваемого на условиях EXW, безусловно, для покупателя это определенный плюс в сделке, поскольку отсутствет необходимость обращаться к брокерам в Китае.
Условия поставки FOB и их трактовка
Совсем иная ситуация возникает с условием поставки FOB. В теории при продаже товаров на условиях FOB поставщик не только осуществляет упаковку, маркировку и погрузку товара на транспортное средство, но и оплачивает доставку до порта, портовые сборы, все таможенные формальности, включая вероятную инспекцию товара таможней Китая. В случае поставки груза FCL (full container load)- целиковым контейнером вероятность возникновения разногласий с поставщиком небольшая, но если вы выкупаете только часть контейнера LCL (less then container load), то здесь возможны варианты.
Наиболее часто встречающийся – в контейнер не набирается груза на полную загрузку, например в 20-футовый контейнер входит 32 куба воздуха, 28 кубов мелких коробок, но 15 кубов крупно габаритного оборудования. Однако поставщик при котировании стоимости товара учитывал полную загрузку, скажем, 28 кубов, и исходя из нее в стоимость товара вложил все затраты по терминальной обработке груза в порту, а по факту вышло меньше, соответственно планируемые им затраты увеличились. В таком случае поставщик может потребовать произвести доплату за портовые сборы пропорционально объему всего груза.
Еще один возможный вариант увеличения расходов – это подвоз сборного (LCL) груза до склада консолидации, вернее его стоимость и срок доставки. В некоторых случаях лучше еще на этапе ведения переговоров сообщить поставщику адрес, чтобы он мог предварительно отработать стоимость подвоза груза.
FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010
Расшифровка и классификация
виды перевозок — внутренние водные и международные морские
FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»
В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.
Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.
Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.
Обязанности экспортера
Обязанности покупателя
Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта. Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.
Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).
Проблемы при использовании базисного термина FOB
Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.
В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.
Когда уместно использовать торговый термин FOB?
Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.
Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.