Forbes contributor что это
Как в руководстве компаний появилась новая высокооплачиваемая позиция
CDO — носитель гена здравого смысла
Сегодня цифровой трансформацией занимаются компании всех отраслей экономики России. Вслед за пионерами — потребительским сектором и розницей — волна изменений захлестнула финансовые компании. А сегодня в игру вступили уже и промышленность, и транспортно-логистический сектор. Это подтверждает опыт наших клиентов — в 2018 году мы искали CDO для порядка 20 фармацевтических, финансовых компаний и компаний потребительского сектора, в основном международных. В 2020-2021 годах было еще около 15 подобных запросов на поиск, причем речь уже шла скорее о замене или усилении существующих CDO, в том числе в промышленном секторе.
CDO — кто он? Стратег? Инноватор? Предприниматель? Топ-менеджер, отвечающий за организационное развитие? Главный по технологиям? Может быть, это временная позиция в структуре топ-менеджмента, промежуточный шаг в формировании нового профиля СЕО (руководителя компании)? Нередко мы видим, что, вступая на путь трансформации, СЕО и стейкхолдеры не имеют четкой цели и плана, не знают, что именно должно быть преобразовано и к каким результатам нужно прийти. Будет ли результатом трансформации создание новых каналов коммуникации с клиентами и новых продуктов, или речь пойдет о запуске новых проектов и коллабораций за периметром традиционного корпоративного бизнеса? Ответы на эти вопросы должен дать CDO, который становится носителем гена здравого смысла, помогая отсечь ненужное и сконцентрироваться на главном.
По классификации, предложенной Московской школой управления «Сколково», бизнес может выбрать три стратегических подхода к цифровизации: «полностью цифровой», «цифровая обертка» и «цифровая приправа». В рамках «полностью цифрового» подхода CDO — это ключевой стратег корпорации. В зоне его ответственности — обеспечение конкурентоспособности в борьбе за рынок с natural born digital игроками. В случае «цифровой обертки» CDO оказывается прежде всего топ-менеджером, ответственным за организационное развитие. Его приоритетом становится создание в компании культуры инноваций, развитие человеческого капитала и необходимые для этого структурные перестройки. В стратегии «цифровой приправы» задача CDO — это развитие передовых технологий в различных направлениях. Здесь CDO — «мета-менеджер», сочетающий опыт работы в различных областях.
Как выбрать CDO
Должность CDO в разных компаниях может быть более технологической, связанной больше с миром IT, или более маркетинговой, необходимой для развития экосистем, маркетплейсов и e-commerce. И в том и в другом случае в профессиональных компетенциях CDO наиболее важны стратегичность, системность, открытость новому (open-mindedness) и креативное мышление.
Поскольку речь идет о реализации масштабных преобразований, то идеальный CDO — это идеальный коммуникатор, умеющий налаживать отношения на всех уровнях бизнеса, включая акционеров, способный отстоять свое мнение и заручиться поддержкой как у команды и сотрудников, так и «наверху».
Нередко в задачу нового CDO акционеры и CEО пытаются вложить все нерешенные вопросы разом — и тогда поиск становится бессмысленным: в разное время на роль «волшебников» бизнес уже пытался искать финансовых директоров и директоров по стратегии.
Основных критериев для выбора CDO должно быть три:
1) трансформационный потенциал кандидата — оценка его способности руководить масштабными переменами в цифровом контексте;
2) умение согласовывать свои решения с целями и задачами бизнеса;
3) совпадение в видении бизнеса кандидатом с акционерами и СЕО нанимающей его компании.Последнее особенно важно, если в качестве кандидата рассматриваются предприниматели.
Где искать
Если мы не говорим о найме выпускников соответствующих бизнес-программ, то в первую очередь в компаниях, которые изначально отстраивали свои процессы в цифровой-среде (и это не только e-commerce). CDO могут вырасти и внутри бизнеса — с уровня руководителей бизнес-единиц, которые сильны в стратегии или в маркетинге и коммуникациях.
Компании, преуспевшие в цифровой трансформации, часто становятся «донорами» профессионалов для других, в том числе и для законодателей цифровых стандартов. Взять, например, переход директора по сопровождению цифровых и информационных проектов из X5 Group в Ozon.
О трансформационном потенциале кандидата можно судить по реализованным проектам — посмотреть, как кандидат преодолевал сопротивление изменениям, как принимал решения в быстроменяющейся ситуации.
Еще один способ избежать бесплодных поисков «волшебника» — думать о создании тандема, пары руководителей, взаимно дополняющих друг друга опытом и компетенциями. Это может быть пара CEO и CDO, а может быть пара CDO и CTO (Chief Technology Officer), в которой распределены задачи маркетинга и технологий.
Сколько платить
Временно или навсегда
В ранних прогнозах эксперты предсказывали закат CDO: по мере того как цифровой контекст станет нормой для всего бизнеса, из этой должности уйдет революционность, а вопросы стратегии вернутся в ведение СЕО. Будущее уже сейчас предлагает новую версию компетенций СЕО — в версии 4.0 такие компетенции, как цифровая восприимчивость, инновационность, ориентация на клиента, драйв уже являются требованиями по умолчанию. Пока же мы видим, что спрос на CDO остается высоким. Бизнес начинает ставить перед ними более четкие задачи и формулировать более четкие KPI, а значит, требования, круг ответственности и вознаграждения CDO станут более предсказуемыми.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Беспроигрышная лотерея: зачем аналитики раз за разом делают неверные прогнозы
В конце сентября 2021 года инвестор и автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки сделал прогноз о приближающемся уже через месяц глобальном обвале фондового рынка. По мнению автора, кризис должен был коснуться не только акций, но и золота и даже криптовалют.
Пост в социальной сети Twitter, где Кийосаки поделился своим прогнозом, очень быстро стал вирусным и был процитирован тысячами пользователей соцсети. Некоторые из них восприняли предостережение серьезно и стали продавать имеющиеся у них рисковые активы. Другие же отнеслись к нему скептически. В частности, один из читателей отметил на графике динамику американского рынка акций даты предыдущих прогнозов Кийосаки, из которых стало видно, что нынешний прогноз стал уже восьмым по счету за последние 10 лет и после каждого из них рынок не только не обваливался, а наоборот, продолжал активное движение вверх. В этот раз произошло ровно так же. Индекс широкого рынка акций S&P 500 в октябре вырос на рекордные 6,9%, что стало лучшим результатом в 2021 году.
Впрочем, Кийосаки не одинок в своих неправильных прогнозах. Несколькими месяцами ранее, в июне, еще один известный человек из мира финансов тоже сделал ставку на понижение. Это был Майкл Бьюрри — инвестор и управляющий фондом, который одним из первых предсказал ипотечный кризис в США в 2007 году. Именно он стал прототипом главного героя в широко известном голливудском фильме «Игра на понижение».
Можно только посочувствовать тем инвесторам, чьими деньгами был оплачен этот неверный прогноз Бьюрри. Хотя я практически уверен, что каждый из них глубоко в душе согласен с действиями управляющего. Происходящее сейчас на фондовом рынке в целом и с отдельными, наиболее популярными у инвесторов акциями в частности не поддается разумным оценкам. С точки зрения здравого смысла и учебников по теории рынка ценных бумаг мы находимся сегодня в той точке, когда по многим показателям обходим Тюльпанную лихорадку — первый задокументированный пузырь на рынке, случившийся в 1636–1637 годах в Нидерландах. И если людей того периода еще можно как-то оправдать отсутствием у них элементарного представления о финансовой грамотности и принципах работы рынка, то для нынешних инвесторов этот аргумент вряд ли уместен.
Капитализация компании Tesla уже превышает капитализацию 16 крупнейших автопроизводителей мира, вместе взятых, в том числе компаний Toyota, BMW, Ford и многих других. При этом выручка Tesla не достигает и 5% выручки компаний-конкурентов. Поэтому вполне оправданным будет предположение, что акции Tesla переоценены и должны падать в цене. Но в реальности этот разрыв в стоимости между автопроизводителями со временем только увеличивается.
Аналитики уже нашли этому феномену объяснение. Они пишут, что Tesla — уникальная, единственная в своем роде компания и сравнивать ее с классическими автопроизводителями некорректно. Бьюрри, похоже, был с ними не согласен.
Может быть, если аналитикам пока не удается верно предсказывать грядущий обвал на фондовом рынке, то они хотя бы более успешны в своих предсказаниях относительно продолжения нынешнего ралли? Но и тут не все так гладко. Среди ведущих мировых инвестиционных банков с самым оптимистичным прогнозом роста американского рынка в 2021 году выступил JPMorgan Chase. Его аналитики в начале года предсказывали, что значение индекса S&P 500 в 2021 году достигнет 4400 пунктов, но уже летом этого года они пересмотрели свой прогноз до уровня 4600 пунктов. Как вы можете догадаться, эти значения были достигнуты индексом в октябре.
Очевидно, что в нынешней ситуации делать какие-либо прогнозы на будущее стало неблагодарным занятием. Теперь только со временем станет понятно, является ли происходящее сейчас на фондовых рынках новой экономической реальностью или локальным массовым помутнением разума.
Уверен, что это прекрасно понимают и Кийосаки с Бьюрри. Но тем не менее делают свои не сбывающиеся из раза в раз прогнозы. И это, кстати, вовсе не глупость. Совсем даже наоборот. Мы с вами устроены таким образом, что достаточно быстро забываем несбывшиеся прогнозы. Точнее, не столько забываем, сколько находим оправдания тому, почему они не сбылись. Как, например, в истории с компанией Tesla и уникальностью ее рыночного позиционирования. Но в один прекрасный момент в будущем весь фондовый рынок целиком или одна отдельная, но широко известная акция действительно упадет в цене. И тогда тот, кто правильно предсказал это событие, станет героем мирового масштаба, желанным гостем у ведущих СМИ, автором книг-бестселлеров, в общем монетизирует свой единственно верный прогноз с огромным успехом.
Поэтому написание масштабных и разрушительных прогнозов — это как беспроигрышная лотерея. Их автор, ошибившись, не сильно рискует, но при этом получает шанс взять джек-пот, если когда-нибудь окажется прав. Самая верная стратегия в таком случае — вытягивать как можно больше лотерейных билетов или, как в нашем случае, почаще предсказывать апокалипсис. Примерно этим, судя по всему, и занимается Кийосаки, а также некоторые другие известные в финансовом мире люди.
Нам же имеет смысл отдавать себе отчет в том, что на самом деле никто из них не имеет ни малейшего представления о том, что нас ждет в будущем. И уж тем более не стоит следовать этим прогнозам, рискуя своими деньгами, ведь последствия могут быть разрушительными. Как, например, для тех, кто прислушался к Майклу Бьюрри и поставил на понижение цены акций Tesla в июне этого года.
Пользуясь случаем, кстати, я тоже вытяну свой лотерейный билет. Предположу, что уже в ближайшие два месяца инвесторы все же примут всерьез риски стремительно растущей инфляции, а монетарным властям ведущих мировых экономик не удастся удержать ее в заданных рамках. Осложнит ситуацию и нарастающий энергетический кризис в Европе. Существенный рост цен на все энергоносители и холодная зима сильно ударят по экономикам сразу нескольких стран и негативно повлияют на финансовые показатели крупнейших компаний континента. Все эти факторы, вместе взятые, приведут к обвалу основных фондовых индексов.
Если этот прогноз окажется верным, то встречайте меня на главных телеканалах страны и полосах газет. А если нет, то вы о нем очень быстро забудете, правда же?
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
«Не люблю, когда обманывают»: бизнесмен Андрей Ковалев о борьбе с инфоцыганами
Ошибка роста
В 2020 году я продал несколько своих объектов, честно скажу, испугался и совершил ошибку. Ведь впервые в кризис недвижимость подорожала, такого никогда раньше не было, в 2008-м квартиры и дома стояли мертвым грузом и многие девелоперы разорились. Сейчас я мог бы продать эти объекты на 3–4 млрд рублей дороже.
Общий тренд даже без коронавируса — удаленка и онлайн и для офисов, и для магазинов. Добавляется коронавирус, и еще больше магазинов уходят в онлайн, а офисы — на удаленку. Люди боятся приходить в торговые центры, потому что это общение. А налоги на 2022 год выросли, кадастровая стоимость земли повысилась. То есть кризис: арендаторы съезжают, ставки падают, а тут еще тебя нагружают дополнительными налогами.
В Москве сейчас только один бизнес рентабельный — строительство жилья. У торговых центров окупаемость будет в лучшем случае 30 лет, у офисов — лет 40, просто нет смысла этим заниматься. Еще и стройматериалы подорожали. А жилье за счет роста в два раза — это хороший рентабельный бизнес, несмотря на то, что правительство Москвы в три раза увеличило плату за смену ВРИ (вид разрешенного использования земли. — Forbes), снизив маржу для девелоперов. Но для этого нужны, во-первых, очень крутые компетенции, а во-вторых, очень серьезные связи, которых у меня нет. Когда строишь же, надо понимать, как это все делать, какие квартиры продаются, какие нет, в какие ведомства ходить оформлять. Это практика, которая нарабатывается не годами, а десятилетиями.
Сейчас я выбрал новое направление — подмосковные загородные курорты с парками развлечений, и еще присматриваю санаторий в Белокурихе, на Горном Алтае. Еще я освободил часть средств для инвестиций. Вот в Fix Price вложил где-то около 1,2 млрд рублей, недавно получил дивиденды. Я вижу, что компания круто развивается, но там нет «моторчика». Сергей Ломакин (основатель сети Fix Price. — Forbes), к сожалению, даже мне отказался дать интервью. Там нужен такой публичный человек, фронтмен, как я, который каждый день придумывает какие-то вещи, развивается, о нем везде пишут.
1990-е без крыши
Свой первый миллион я заработал практически собственными руками — делал мебель. Самый распространенный вариант заказа был, когда богатый человек покупал втридорога венгерский инкрустированный гарнитур, но там только одна тумбочка под телевизор, а у него дома три телевизора, и еще створка шкафа нужна, и вот я делал ему один в один такие тумбочки и дверцу. Меня очень ценили, передавали из рук в руки.
Когда разрешили открывать кооперативы, это 1987-й, у меня уже был небольшой капитал, и я создал один из первых кооперативов. Через полгода у меня работало уже 500 человек, делали мебель. Я придумал угловые кухонные диванчики, они были очень модные, и их не хватало, люди стояли ночами в очередях за мебелью. Но все кооператоры делали эти диванчики собранными, а я придумал, еще не зная, что такое IKEA, поставлять их в разобранном виде: три упаковки, болты и инструкция по сборке. И завалил весь Советский Союз своими диванчиками. Через два года на меня работало уже почти 2000 человек, 12 цехов в Московской области. И вот тогда я начал зарабатывать первые большие деньги.
Ни с какими криминальными группировками я связан не был. Конечно, были «стрелки», разборки, этого не мог миновать ни один предприниматель в то время, но связан с ними я не был, я по идеологии другой человек. И крыши у меня никогда не было, меня охраняли ребята из IX отдела КГБ (девятое управление КГБ СССР — структурное подразделение, ответственное за охрану руководителей Коммунистической партии и Правительства СССР. — Forbes), подрабатывали, потому что у моей начальницы отдела снабжения муж там работал.
«Усадьба Гребнево — моя любовь и боль»
Я всю жизнь был художником, занимался реставрацией и изготовлением мебели. И если сейчас не заняться восстановлением Гребнево, все уйдет. Огромное количество старинных усадеб полностью разрушены, остальные разрушаются. Наши олигархи, вместо того чтобы купить по десять таких усадеб, как Гребнево, и восстановить, покупают себе виллы в Каннах, Ницце и Майами. А для меня это веление души. Если ты патриот своей страны, если ты любишь историю, если ты для будущих поколений хочешь что-то сохранить, ты покупаешь усадьбу Гребнево. Это то, что останется после меня.
Гребнево — это моя любовь и моя боль. Здесь огромное количество проблем, которые надо решить, но я без нее уже не могу жить. Я хочу восстановить усадьбу Гребнево во всем блеске, дополнить ее самыми разными парками развлечений и музеями — старинных доспехов, живописи, старинных автомобилей, карет. Я хочу, чтоб здесь каждый год было 10 млн человек, и вход во все музеи будет абсолютно бесплатным.
Я купил усадьбу Гребнево на аукционе за 80 млн рублей. Это 50 гектаров, два острова и территория самой усадьбы, со всеми строениями. Были те, кто писал, что «Ковалев сейчас все снесет и построит здесь небоскребы», но это глупость. Эту землю нельзя разбить на участки, построить коттеджи или дома, это охранная зона памятника федерального значения. В реставрацию самой усадьбы надо вложить около 3 млрд рублей, и еще примерно 10–15 млрд [рублей] потребуется на создание парков. По закону я должен успеть все сделать за семь лет, но хочу уложиться в четыре года. Этот проект я делаю сам, без участия Министерства культуры, но все разрешения и согласования должен получать в Росохранкультуре. Окупаться проект никак не будет, это невозможно, когда все бесплатно для посетителей, но я купил 250 гектаров вокруг усадьбы, и там, возможно, мы что-то коммерческое придумаем, но лет через десять, не раньше.
Я купил еще землю рядом с усадьбой Болдино, это 60 км по Ленинградскому шоссе, и сейчас скупаю там землю вокруг. Еще в Сергиевом Посаде, в Домодедовском районе, в Одинцовском, вокруг всей Москвы примерно 250 гектаров: озеро, домики для проживания.
Инфоцыгане
Я не кайфую от того, что мочу инфоцыган, я спасаю Россию. Потому что молодежь — это наше будущее, но, к сожалению, очень много наивных, добрых, доверчивых людей. А эти шакалы просто пожирают наше будущее, чего я не хочу допустить. Это же не только инфоцыгане, но и пирамиды и MLM-конторы (MLM от англ. multilevel marketing — сетевой маркетинг, концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов. — Forbes). Тот же «Финико», я писал о них года два, говорил не нести туда деньги, это пирамида, и она лопнет (в 2020 году против организаторов «Финико» возбудили уголовное дело, в 2021 году компания попала в «черный» список ЦБ, собрав от вкладчиков около 7 млрд рублей. — Forbes)!
Дмитрия Портнягина (автор YouTube-канала «Трансформатор» и основатель одноименного клуба предпринимателей, один из самых известных бизнес-блогеров в России. — Forbes) я бы увез в лес и начал встречу с ним с трех пощечин. Во-первых, он назвал меня петухом. В 1990-е любого человека, который назвал кого-то петухом, сразу бы отвезли в лес. Три пощечины — за петуха; за то, что назвал моего отца, боевого полковника Советской Армии, мошенником, и за то, что моего сына, который меня в шахматы обыгрывает и прочитал огромное количество книг, в семь лет решает сложнейшие формулы и уравнения, назвал глупым уродом. Поэтому три пощечины, а потом начнем диалог.
Я вот хотел бы задать ему вопрос. Если ты покупаешь Lamborghini или Ferrari, ты должен заплатить личные налоги, это же на собственные деньги покупается. Дом на Рублевке, апартаменты в Москва-Сити — покажи налоги на все это. Вообще надо принять закон, что если ты не можешь доказать, на какие деньги ты это все купил, значит, все поступает в доход государства. У государства еще руки не дошли до них, но когда-нибудь это все запретят, потому что это угроза государственной безопасности.
Меня самого часто обвиняют в том, что я хочу пропиариться за счет инфоцыган, что я сейчас всех замочу и открою свои курсы, но это глупость, я никогда не открою. Еще говорят, что я читаю лекции и заманиваю людей на свой фуд-корт «Подсолнухи», чтобы они там тратили деньги. Но зачем тогда я иногда сижу там до 3:00–4:00, если фуд-корт работает только до 22:00? Потому что мне интересно с этими людьми, им нужен мой совет. Они приехали со всей страны и хотят спросить совета у реального предпринимателя. К сожалению, все наши миллиардеры, за редким исключением, очень закрытые люди, с ними нельзя вот так пообщаться, приехать к ним, и люди пользуются этой возможностью.
Предприниматель должен пахать
Первое, что должно быть у успешного предпринимателя, — это аналитический ум, надо все время думать, мыслить. Не просто гулять по улицам, а анализировать. Почему в этом ресторане очередь? Почему в одной кофейне полно народу, а в другой нет?
Принято считать, что предпринимателями может быть 8–10%. Надо понять, есть ли у тебя талант предпринимателя. Не может любой человек стать Никколо Паганини (итальянский скрипач-виртуоз, композитор. — Forbes). Вот я понял, что не могу, хотя тоже занимался игрой на скрипке.
И вот чтобы понять, надо пробовать. Открывать свой первый бизнес на маленькие деньги, не рисковать сразу большими деньгами, не брать кредитов, не брать в долг у друзей. Есть у тебя 100 000–200 000 рублей, открой дело на 50 000. Второе — надо любить свой бизнес. Например, ты любишь готовить, но не умеешь. Поработай поваром прежде, чем открывать свой ресторан или какую-то шаурмячную. Поработай в этой шаурме, построгай мясо, посмотри: какое мясо, что берут, какие помидоры надо класть, какие соусы спрашивают, а потом открывай свое.
Третье — надо пахать. Когда эти инфоцыгане рассказывают, что если купить их лекцию, у тебя будет Ferrari и Lamborgini, что бизнес — это легко. Неправда, это очень тяжело, особенно в нашей стране. Просто заранее приготовьтесь к тому, что будут проблемы, падения. Но предпринимателю неинтересно, когда у него все легко и просто. Я люблю проблемы и их преодоление, я получаю от этого удовольствие. У предпринимателей нет выходных, отпусков, бизнес — это вся твоя жизнь. Если ты к этому не готов, иди работай менеджером. В 9:00 пришел, пиджак повесил, в 18:00 надел, и все, спокойно ушел. Что там происходит, кто виноват, это не твои проблемы. Если хочешь быть предпринимателем, надо быть к этому готовым.
Конечно, какая-то доля удачи нужна, и мне очень обидно, что молодежь уезжает из России, потому что уезжают умные, многие не видят сейчас выхода из этого кризиса для своего бизнеса. Надо просто создать условия, чтобы молодежь здесь могла остаться. Я бы сейчас вообще на три года весь малый и средний бизнес, не важно с каким оборотом, освободил от всех налогов. За счет нефтяных денег у государства лежит колоссальная подушка безопасности, сотни миллиардов долларов, этого бы хватило для того, чтобы поднять желание людей зарабатывать, потому что еще надо уговорить людей зарабатывать.
Деньги, может, и не главное в жизни, но очень важное. Они позволяют тебе жить так, как ты хочешь, позволяют делать добрые дела. Усадьбу Гребнево я без денег бы не смог восстановить, я не смог бы там собрать коллекцию доспехов или картин. И поэтому деньги важны, но я деньги не обменяю на любовь или дружбу.
Как я попала в Forbes Councils
Как все мы знаем, Forbes — это американский финансово-экономический журнал, одно из самых авторитетных и известных бизнес-изданий в мире. Основан в 1917 году, базируется в Нью-Йорке на Пятой авеню. Больше всего Forbes известен своими списками миллиардеров, но сегодня речь не о них, а о том, как простые смертные (даже из Сибири, как я) могут начать публиковать свои статьи в online версии Forbes.
Зачем это нужно?
В основном, для репутации. Лучше всего Forbes заточен под персональный PR — то есть автор статей (контрибьютор) продвигает в первую очередь себя, как профессионала в своей области. Но практически каждый представляет при этом и компанию, в которой является собственником, соучредителем, гендиректором или занимает одну из верхних руководящих позиций. И, конечно, каждая компания, ориентированная на мировой и/или американский рынок, мечтает быть в Forbes. Наша Sunshine Group не исключение.
Есть выбор из десяти Советов:
Что получают контрибьюторы:
Что нужно сделать?
На собеседовании меня спрашивали, чем именно я занимаюсь как директор по маркетингу, действительно ли у нас такой-то годовой оборот, есть ли у меня награды, о которых я забыла упомянуть в соцсетях, и проч. Заканчивая разговор, представитель Forbes сказал, что удаляется на 15-минутное совещание с комиссией по поводу моей кандидатуры и сообщит их коллективное решение по имейлу.
Я, разумеется, ждала отказа (тем более, никаких наград у меня нет, если не считать школьных)). Но через 15 минут мне сообщили, что Forbes в восторге от нашего знакомства и рад видеть меня в своем комьюнити — и прислали горы инструкций, как обживаться на их сайте, правила написания статей, бэйджи, баннеры и проч.
Вот вам и Омск.
Первая статья еще в работе (сразу скажу, что это будет коллективное творчество, а не только моё), так что страницы контрибьютора у меня еще нет. Я пока не знаю, как будет проходить работа с персональным редактором — знаю только, что на подготовку одной статьи уходит месяц-полтора.
UPD от 25.01.2021: на сегодняшний день опубликовано пять наших статей в Forbes. На самом деле все оказалось проще и быстрее, чем пишут в инструкциях. Первая статья вообще проскочила без единой правки (только вычитка), вторая и третья подверглись некоторой цензуре: не разрешается упоминать никаких брендов, даже чужих + ооочень жесткий подход к любым упоминаниям ковида, пандемии и проч. Даже сами эти слова местами под запретом.
Но вообще проходит не больше пары недель с момента подачи статьи на рассмотрение до ее публикации. Мой редактор Кимберли Валлентайн предельно мила и деликатна, даже когда говорит, что такую-то фразу пришлось убрать. В начале и конце писем с фидбэком непременно пишет комплименты статье.
Редакция постоянно приглашает на форум и в экспертную панель оставить свое мнение по текущим вопросам. Экспертная панель — это простой способ быть опубликованным без написания статьи. Если твой ответ на вопрос редакции покажется ей ценным, твою цитату с фото и проч. публикуют вместе с мнениями других экспертов в тематической статье-сборнике.