Fpm что это в авиации

V1 (TAKEOFF DECISION SPEED)

V1 (СКОРОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость, при которой допускается отказ двигателя и при этом взлет может быть безопасно продолжен или самолет может быть приведен до полной остановки.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

V2 (TAKEOFF SAFETY SPEED),

V2 (БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость полета после взлета во время маневра набора высоты с одним отказавшим двигателем, гарантирующая адекватный градиент мощности и запас устойчивости.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВАКУУМ, отрицательное давление или давление ниже атмосферного, измеренное в дюймах или милиметрах ртутного столба.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ИСПАРЕНИЕ, процесс превращения жидкости в пар.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ ОТВЕРСТИЕ, малое мерное отверстие или ограничитель в компоненте для допускания выравнивания давления в компоненте с окружающим давлением.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВОЗДУХОЗАБОРНИК СОВКОВОГО ТИПА, вход/выход воздуха в нижней части обшивки крыла для вентиляции топливного бака и подачи избыточного давления воздуха внутрь топливного бака.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕНТУРИ (ТРУБКА), часть пневматического патрубка с пониженным потоком для измерения воздушного потока. (Принцип: при увеличении скорости воздуха давление уменьшается).

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ, вертикальная ось, проходящая через верхнюю часть самолета к нижней части. Движение самолета влево и вправо управляется с помощью руля направления.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕРТИКАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ, функции, которые обеспечивают руководство сигналов для управления самолетом во время набора высоты или снижения.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, скорость изменения высоты.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР, вертикальная поверхность на хвосте для стабилизации/управления вокруг вертикальной оси.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КУРС, профиль при наборе высоты или снижении.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VERY HIGH FREQUENCY

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА, диапозон частоты между 30 и 300 МГц.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VHF OMNI-DIRECTIONAL RANGE

ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ РАДИОМАЯК ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, навигационная система, которая сообщает направление самолета от наземной станции V0R и его отклонение от заданного курса к/от станции.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VMO, максимальная воздушная скорость для данной конструкции, при которой самолет может управляться.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВЯЗКОСТЬ, в жидкостях-оказание сопротивления взаимному перемещению соседних слоев.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

НЕПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ, в компьютере память, которая содержится, теряется, когда отключается электрическая мощность.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ВОЛЬТ, единица измерения электродвижущей силы.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VNAV, см.-VERTICAL NAVIGATION.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VORTAC, A combined VOR and TACAN station.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VORTAC, комбинированная станция VOR и TACAN.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VORTEX CONTROL DEVICE

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАВИХРЕНИЕМ, малая аэродинамическая поверхность на гондоле для улучшения воздушного потока между гондолой и передней кромкой крыла.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VR (СКОРОСТЬ ОТРЫВА НОСОВОЙ СТОЙКИ ШАССИ), скорость, при которой начинается отрвыв носового колеса для того, чтобы достичь скорость V2 на 35 футах высоты над поверхностью ВПП.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

ГЕНЕРАТОР ЗАВИХРЕНИЯ, малые металлические аэродинамические поверхности, расположенные на крыльях и фюзеляже для препятствования разделения потока, проходящего через поверхность, созданием местной турбулизации (завихрения).

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

VREV, расчетная скорость на 50 футах высоты при нормальных условиях приземления. Эта скорость обычно равна 1,3 скорости сваливания в конфигурации для приземления.

Источник

Скорость

Содержание

Воздушная скорость

Скорость ЛА относительно воздуха. Различают два вида воздушной скорости:

истинная воздушная скорость (TAS)

Действительная скорость, с которой ЛА движется относительно окружающего воздуха за счёт силы тяги двигателя(ей). Вектор скорости в общем случае не совпадает с продольной осью ЛА. На его отклонение влияют угол атаки и скольжение ЛА;

скорость по прибору (IAS)

Скорость, которую показывает прибор, измеряющий воздушную скорость. На любой высоте эта величина однозначно характеризует несущие свойства планера в данный момент. Значение приборной скорости используется при пилотировании ЛА;

Путевая скорость (GS)

Скорость ЛА относительно земли. Зависит от воздушной скорости, скорости и направления ветра. Значение рассчитывается или измеряется при помощи технических средств самолётовождения. Используется при решении навигационных задач.

Крейсерская скорость

Число М (число Маха)

Число́ Ма́ха — в механике сплошных сред — отношение локальной скорости потока к местной скорости звука. Зачастую используется упрощённое определение числа Маха как отношения скорости тела, движущегося в газовой среде, к скорости звука в данной среде. Такое определение не вполне корректно, так как скорости потоков в окрестностях движущегося тела зависят от его формы.

Чаще всего такое определение используется в оценочных характеристиках ЛА: их скорость задаётся безразмерным числом в формате «M n «, где «n «-десятичное число. Например, «скорость M 2 » — обозначает что скорость летательного аппарата в 2 раза превышает скорость звука. Пересчёт такой скорости в линейную скорость затруднён, так как скорость звука в воздухе зависит от его плотности (и, соответственно, высоты полёта) и температуры. Вместе с тем шкала скоростей Маха широко применяется в авиации, так как аэродинамические свойства и условия обтекания летательных аппаратов при близких значениях числа Маха также близки.

VMO/MMO

Максимальная эксплуатационная (допустимая) скорость. Скорость, которую нельзя превышать ни при каких условиях. Для выражения служит приборная воздушная скорость в узлах или число М.

Минимальная приборная скорость (с внесенными аэродинамической и инструментальной поправками), при которой самолет управляем в заданных условиях.

Скорость сваливания в посадочной конфигурации.(минимальная скорость в посадочной конфигурации)

V1 зависит от многих факторов, таких, как: метеоусловия (ветер, температура), состояние покрытия ВПП, взлетный вес самолёта и другие. В случае, если отказ произошёл на скорости, большей V1, единственным решением будет продолжить взлёт и, затем произвести посадку. Большинство типов самолётов ГА сконструированы так, что, даже если на взлёте откажет один из двигателей, остальных двигателей хватит, чтобы, разогнав машину до безопасной скорости, подняться на минимальную высоту, с которой можно зайти на глиссаду и посадить самолёт.

Расчетная маневренная скорость. Максимальная скорость, при которой можно производить полное отклонение управляющих поверхностей, не перенагружая конструкцию самолёта.

Скорость начала подъёма передней опоры шасси.

Безопасная скорость для взлёта.

Расчетная скорость посадки.

Заданная скорость пересечения входной кромки ВПП.

Максимально допустимая скорость с выпущенными закрылками.

Максимально допустимая скорость с выпущенными шасси.

Максимальная скорость выпуска/уборки шасси.

Непревышаемая скорость. Скорость отмеченная красной чертой на индикаторе воздушной скорости.

Скорость оптимального набора высоты. Скорость, при которой самолет наберёт максимальную высоту за кратчайшее время.

Скорость оптимального угла набора высоты. Скорость, при которой самолёт наберёт максимальную высоту при минимальном горизонтальном перемещении.

Вертикальная скорость

Изменение высоты полёта за единицу времени. Равна вертикальной составляющей скорости ЛА.

Скорость ветра

Скорость горизонтального перемещения воздуха относительно земной поверхности. Скорость ветра обычно определяется в метрах в секунду, узлах и километрах в час.

Единицы измерения

В авиации чаще всего применяются:

Источник

Приборная, истинная, путевая скорости на доступном языке

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Возможно вы удивитесь, но в авиации все совсем не так как в автомобилестроении. У вас в машине один спидометр который показывает скорость вашего движения. Все просто, чем быстрее вращается колесо, тем выше скорость, у нее всегда одно значение скорость относительно земли.

Но вот какая история, у самолета все иначе, скоростей здесь гораздо больше.

Приборная скорость (Indicated Airspeed)

То что показывает «спидометр» пилота называется приборная скорость или приборная воздушная скорость.

Дело в том, что для измерения скорости движения самолета используется Приемник воздушного давления, то есть скорость измеряется относительно потока воздуха в котором движется самолет с допущением. что за бортом так называемые «нормальные условия» (давление 760 мм ст, температура +15 и влажность 0%). Но они ведь не всегда такие, правда?

Истинная скорость (True Airspeed)

Идем дальше и обнаруживаем истинную воздушную скорость. Это скорость с учетом поправок. Учитывается инструментальная поправка (ведь прибор сам по себе может давать погрешность) аэродинамическая, волновая (возникновение скачков уплотнения на сверхзвуковых и близких к ним скоростях) и методическая.

На высоте уровня моря обе скорости совпадают, а вот с увеличением высоты полета истинная скорость начинает расти и на высоте 12 км истинная может быть в 2 раза выше приборной скорости.

Есть несколько типов указателей скорости (авиационный спидометр): показывающей приборную скорость, показывающий истинную скорость, показывающий приборную скорость и число М и т. д.. В общем, исходя из типа самолета приборы могут быть разными.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Указатель скорости самолета DC-10

Эквивалентная скорость (Equivalent Airspeed)

Скорость применяемая для расчетов инженерами, она учитывает сжимаемость воздуха. Прибора показывающего ее нет.

Скорости выше «воздушные». А вот и:

Путевая скорость (Ground Speed)

Это скорость самолета относительно земли, а не воздуха. В современном мире она измеряется с помощью GPS. Суть в том, что, например, при встречном ветре скорость самолета относительно земли будет меньше, чем при попутном, а относительно воздуха не изменится. Поэтому зная скорость относительно воздуха и скорость ветра можно вычислить свою путевую скорость.

Вертикальная скорость

Это скорость набора высоты или снижения.

Число Маха

Фактически скорость относительно скорости звука

В принципе для пилота самой важной является приборная скорость, она влияет на динамику полета, число М важно для понимания не превысил ли пилот допустимое значения. Истинная и путевая скорости важнее для навигации, эквивалентная для расчетов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Скорости летящего самолета

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Приборная скорость отображается в левой колонке на главном пилотажном дисплее (PFD), здесь же индицируются взлётные скорости V1, Vr и V2. На навигационном дисплее отображаются скорости TAS (истинная скорость) и GS. Давайте разберём каждую скорость по отдельности.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Каким же образом определяется приборная скорость? На самолетах установлены приемники воздушного давления (ПВД) они же трубки Пито (Pitot tubes). Исходя из динамического давления, замеренного с их помощью, и рассчитывается приборная скорость.

Важный момент, в формуле расчёта приборной скорости используется константа, стандартное давление на уровне моря. А вы же помните, что с увеличением высоты, давление изменяется? Соответственно, приборная скорость совпадает со скоростью относительно земли только у поверхности.

Ещё один интересный факт: какой образ вам приходит в голову, когда вы слышите о пионерах авиации? Кожаная коричневая куртка, шлем с очками и длинный белый шелковый развивающийся шарф. Согласно некоторым легендам, шарф и был первым примитивным индикатором приборной скорости!

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Теперь рассмотрим верхний левый угол навигационного дисплея. Здесь отображается наша скорость относительно земли GS (Ground Speed). Это та самая скорость, которую докладывают пассажирам во время полёта. Она определяется, в первую очередь, по данным от спутниковых систем, таких, как GPS. Также её используют для контроля при рулении, так как при малых скоростях на трубки Пито не создаётся достаточный динамический напор для определения IAS.

Чуть правее TAS (True Air Speed) — истинная воздушная скорость, скорость относительно окружающей самолет воздушной среды. Все фотографии сделаны примерно в один момент времени. Как видите, скорости значительно различаются между собой.

Приборная скорость IAS составляет чуть менее 340 узлов. Истинная скорость относительно воздуха TAS — 405 узлов. Скорость относительно поверхности GS — 389. Теперь-то, я думаю, вы понимаете, почему они отличаются.

Также хочу ещё отметить число Маха. Немного упрощая, это скорость тела относительно скорости звука в данной среде. Она отображается под колонкой приборной скорости и составляет в нашей ситуации 0,637.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Теперь обсудим взлётные скорости. Три основных взлётных скорости V1, Vr и V2, обозначения стандартны для всех самолетов, которые имеют больше одного двигателя, начиная с малютки Beechcraft 76 и заканчивая гигантом Airbus A380, они всегда располагаются именно в такой последовательности. Давайте представим, что наш A320 стоит на полосе, чеклист выполнен, разрешение диспетчера получено, мы полностью готовы к взлёту.

Вы перемещаете рычаги управления двигателями на 40%, убеждаетесь в стабилизации оборотов и устанавливаете взлетный режим. Первой будет достигнута скорость V1 (148 узлов в наших условиях). Это скорость принятия решения, проще говоря, после достижения V1, взлёт уже не может быть прерван, в том числе, в случае серьезного отказа. Даже если у вас отказал двигатель, а V1 уже достигнута, вы должны продолжать взлёт. До V1 в этой ситуации вы инициируете процедуру прерванного взлёта, включаете реверс, срабатывает автоматическое торможение, выпускаются спойлеры, и вы успеваете остановиться до конца полосы.

Но у нас всё хорошо, двигатели работают штатно и, после V1, пилотирующий пилот убирает руку с рычагов управления двигателями. Приближается скорость Vr (rotate speed, 149 узлов). На этой скорости пилотирующий пилот тянет штурвал (в нашем случае sidestick) на себя и поднимает носовую стойку шасси в воздух.

Итак, вы узнали, что же такое взлетные скорости и с чем их едят, а теперь давайте узнаем, как их готовить, и от чего же они всё-таки зависят. Сейчас мы уже подняли наш прекрасный A320 в воздух, но давайте отмотаем время немного вспять.

Настаёт момент истинны. Вносим нашу взлетную массу и центровку. Решаем, можем ли мы вообще взлететь с этой полосы, или придётся оставить пару сотен бутылок из дьюти фри и четырёх самых тучных пассажиров на земле 🙂

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Окей, мы обсудили расчёт скоростей с использованием электронного лётного портфеля, но если вы перед рейсом слишком много кидались злыми птичками или, что совсем для пилота зазорно, в танки играли и разрядили свой чудо-девайс? А если вы представитель школы обскурантизма и отрицаете прогресс? Вам предстоит увлекательнейший квест в мир документов с пугающими названиями и содержащимися в них таблицами и графиками.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Для начала проверяем, взлетим ли мы с выбранной полосы: открываем график, в котором по осям разложены необходимые переменные. Ведём пальчиком до пересечения, и, если искомое значение внутри графика, попытка обещает быть удачной.

Далее берём следующий документ и начинаем вычислять V1 Vr и V2. Исходя из веса и выборной конфигурации, получаем значения скоростей. Перемещаясь от таблички к табличке, вносим коррективы, в зависимости от ячейки прибавляем или отнимаем несколько узлов.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Но что-то мы опять замечтались. А тем временем мы оторвались от земли, удерживаем скорость V2+10 узлов и даже успели убрать шасси, чтобы они не мёрзли. На верху ведь холодно, помните? Набирать высоту мы будем без применения процедур по уменьшению шума, пусть все знают, что мы взлетели! Снова старушки на верхних этажах начнут энергично креститься, а дети радостно указывать пальцем в небо на наш блестящий в лучах солнца лайнер.

Top of climb, достигнут заданный эшелон полёта, самолет выравнивается, идём с крейсерской скоростью. Самое время пополнить запас калорий!

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Настало время переходить в фазу подхода (approach phase). При помощи магии аэрбаса (который сам посчитал все скорости) замедляемся до Green dot speed (скорость чистого крыла). Лететь на этой скорости для нас максимально экономично, но вы же помните, что всё хорошее имеет свойство.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

1000 футов, проверяем соблюдение критериев стабилизированного захода, и, если все в норме, продолжаем снижение. Перед касанием самолет продемонстрирует своё отношение к вам, провозгласив «Retard! Retard! Retard!»» (если вы не сильны в англоязычных обзывательствах, можете воспользоваться интернет-словарём urbandictionary). Устанавливаем малый газ (Idle) и через мгновение мягко касаемся полосы.

Источник

Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииFpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиацииАнатолий Липин
Доцент кафедры Аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета ГА

Эксперт » A viation EX plorer»

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

С целью подготовки данных по аэродромам на сайте ФГУП “ЦАИ” (www.caica.ru, раздел “Новости”) за подписью директора опубликовано обращение к старшим авиационным начальникам, старшим штурманам аэродромов/аэропортов по вопросу представления АНИ в ЦАИ (письмо №18.3-3145 от 12.12.2011 г.). При этом в п. 3 сказано: “Образцы аэродромных схем и их текстовых описаний можно посмотреть на сайте”.

Представляю свои комментарии по ошибкам к некоторым образцам схем, представленных на сайте (см. Приложение к статье).

1. Образец схемы захода на посадку по ОСП

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

В Руководстве по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий (Приказ Минтраса России №ДВ-96 от 08.08.94 г.) и в Doc 8168 отсутствует информация о публикации геодезических координат на схемах неточного захода на посадку. Координаты публикуются только на схемах зональной навигации на отдельных листах.

Публикация координат на схеме захода по ОСП в аэропорту Бесовец привела к тому, что штурман их использовал, пытаясь выполнить несанкционированный заход на посадку по СНС с использованием KLN-90B. Результат известен.

Рассмотрим предлагаемый образец вертикального профиля на схеме захода на посадку по ОСП, рис. 2.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Отметим следующие недостатки предлагаемого образца схемы.

Относительно публикации УНГ следующий комментарий. В схемах неточного захода на посадку отсутствует вертикальное наведение по глиссаде, и в этой связи публикуется градиент снижения. Однако, с внедрением Overly GPS Approach в схемах неточного захода на посадку и концепции производства полетов в режиме постоянного снижения на конечном участке заход на посадку CDFA (Continuous Descent Final Approach), разработанной FAA U.S. в циркуляре AC No: 120-108, на схемах публикуется не УНГ, а угол траектории снижения. При применении CDFA на схеме дается примечание, что применяется процедура CDFA и используется не MDA/H, а DA(H).

Относительно визуального представления начала процедуры прерванного захода на посадку, необходимо отметить, что минимум захода на посадку по ОСП согласно опубликованному значению ОСА/Н 236(106) м MDA/H будет 240(110) м. При значении Н над ДПРМ (80) м процедура прерванного захода на посадку начнется до БПРМ. А на вертикальном профиле захода на посадку по ОСП процедура прерванного захода на посадку начинается над БПРМ. Целесообразно представить образец вертикального профиля следующего вида (рис. 3):

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

На рис. 2. стоит отметить неточность в таблице Путевая скорость – Вертикальная скорость снижения. Время дано с ошибками. На представленном графике вертикального профиля расстояние от порога ВПП до ДПРМ около 4.2 км. При значении MDH 110 м указанная таблица будет иметь следующий вид:

Путевая скорость

км/ч

ДПРМ-MAPt

мин:сек

Вертик. скорость снижения

2. Образец схемы захода на посадку по VORDME

Относительно этого образца следующий комментарий (см. рис. 4). Необходимо указывать только градиент снижения, т.к. отсутствует электронная глиссада. Контроль положения на снижении осуществляется сравнением удаления – высота. Кроме этого, необходимо указывать удаление по DME до FAF.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Отметим еще неточность на рис. 4. На вертикальном профиле расстояние от VORDME более 10 км, а в таблице Путевая скорость – Вертикальная скорость снижения указано FAF – MAPt расстояние 9400 м. Кроме того, если VORDME является точкой начала процедуры прерванного захода на посадку, то время полета от FAF до VORDME является навигационным мусором, т.к. оно не используется пилотом.

3. Схема захода на посадку по ILS

Комментарий к вертикальному профилю схемы захода по ILS, рис. 5

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Опубликованные значения ОСА/Н говорят о том, что значения DH будут меньше Н над БПРС (80), следовательно, процедура прерванного захода на посадку будет выполняться после БПРС (почему устоявшееся обозначение БПРМ поменялось на БПРС?). В этой связи непонятно, какую функцию выполняет время полета от ДПРМ-MAPt и отображение графической информации прерванного захода на посадку до пролета БПРС. Кроме того, маловероятно, что пилот при пролете ДПРМ запустит секундомер и по истечении времени выполнит процедуру прерванного захода на посадку. Процедура прерванного захода на посадку осуществляется по достижению DH/A.

Необходимо отметить, что в Руководстве по аэронавигационным картам, Doc 8697 присутствует таблица Путевая скорость – Вертикальная скорость снижения, см. рис. 6.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Отметим, что время в таблице относится к профилю снижения, когда глиссада не работает (GP INOP). А так как в России ОСА/Н не определяется при неработающей глиссаде, то время в таблице Путевая скорость – Вертикальная скорость снижения является также навигационным мусором. В этой связи вид таблицы должен быть следующий:

Путевая скорость

км/ч

Вертик. скорость снижения

4. Замена МБВ на МБП

Комментарий к изменению названия МБВ на БВП.

“5. С вводом в действие Федеральных авиационных правил полётов в воздушном пространстве Российской Федерации, утверждённых приказами МО РФ №136, Минтранса РФ №42 и Росавиакосмоса №51 от 17.05.2001 г., термин «МБВ» (минимальная безопасная высота) утратил силу. Введено в действие понятие «безопасная высота полёта». На проектах аэродромных схем, где необходимо применение понятия «безопасная высота полёта в районе аэродрома» использовать сокращение «БВП», под которым понимать его определение в соответствии п. 15 указанных ФАП, а расчёт выполнять в соответствии с п. 2 Приложения 1 к Правилам.”

В соответствии с этим пунктом на схемах дана следующая информация (см. рис. 7).

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Указано, что БВП определена в радиусе 46 км относительно КТА (РНС).

Три комментария относительно нововведения.

1. В тексте п. 5 дана ссылка на п. 15 Федеральных авиационных правил полётов в воздушном пространстве Российской Федерации, в котором дано:

“15. Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, за исключением круга полетов, определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) была не менее 300 м. …”

Относительно замены МБВ на БВП обратимся к Doc 8168 и Приложению 4.

Minimum sector altitude. The lowest altitude which may be used which will provide a minimum clearance of 300 m (1 000 ft) above all objects located in an area contained within a sector of a circle of 46 km (25 NM) radius centred on a radio aid to navigation.

Минимальная абсолютная высота в секторе. Наименьшая абсолютная высота, которая может быть использована и которая будет обеспечивать минимальный запас высоты 300 м (1000 фут) над всеми объектами, находящимися в секторе круга радиусом 46 км (25 м. миль), в центре которого расположено радионавигационное средство.

Выдержка из Приложения 4:

“11.10.5 Минимальная абсолютная высота в секторе или абсолютная высота прибытия в район аэродрома. На карте указывается минимальная абсолютная высота в секторе или абсолютная высота прибытия в район аэродрома, определенная полномочным органом, с четким указанием сектора, к которому она относится”.

Таким образом, если переименовывать МБВ, то целесообразно поменять на MNM SECT НGT (Minimum sector height), как это дано в АИП на международных аэродромах, а после перехода на QNH поменять на MSA. И это будет в русле Международных стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.

2. В образце необходимо представить значение MNM SECT НGT с указанием секторов и указанием относительно какого навигационного средства в схемах захода по ILS и ОСП определяется это значение.

3. В образце карты SID, рис. 8

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

почему-то указано МБВ, а не БВП.

Примечание. При работе над комментариями были приняты во внимание мнения некоторых создателей АНИ в аэропортах.

Заключение

Следует отметить, что предложенные форматы АНИ для аэродромных схем качественно не проработаны. Переход на новый формат представления АНИ для немеждународных аэродромов для включения в АИП является настоятельной необходимостью. Однако, судя по представленным на сайте образцам, получается шаг вперед, два шага назад в реализации Международных стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.

Приложение

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации
nik 10/01/2012 [18:22:25]#1
Терпения автору за рутинную и длительную работу в вопросах аэронавигационного обеспечения!
Хотелось обратить внимание и на нестыковки в выполнении горизонтальной площадки при неточных заходах на посадку(площадки рисуем а выполнять не надо- АИП п.1.7), и непонятки с Нэш. ниж. без. и Н эш. пер. р-на и т.д.

Высота полёта по кругу, всё-таки, расчитывается не по стандартной атмосфере а по экстримально низкой температуре (за весь период наблюдений). Таким образом, летом и зимой мы летаем на разных истинных высотах. Зимой мы летаем ниже, летом выше, выдерживая одинаковые барометрические высоты. Неточный заход никогда не будет точным.

1. В статье речь идет о промежуточном участке захода на посадку, а не о высоте полета по кругу. Согласно Doc 8168 нет понятия “высота полета по кругу”. Зимой пилот должен учитывать температурную поправку высотомера.

(Doc 8168-OPS/611)
ПРАВИЛА АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ПРОИЗВОДСТВО ПОЛЁТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
(PANS-OPS Doc 8168-OPS/611)

Том 1
Часть III,
Глава 3. п.3.6
На схемах неточного захода на посадку предусмотрено, что точка ухода на второй круг (МАРt) находится на продолженной оси ВПП в месте достижения высоты принятия решения, которая не ниже минимальной высоты
снижения (MDA/H). В этом месте должен начинаться немедленный набор
высоты и горизонтальный участок между высотой принятия решения и
МАРt не предусмотрен.

О каком времени идет речь?

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

navigator7111 15/01/2012 [14:24:22]#9
2 nik
Спасибо за весьма любопытную ссылку из АИП РФ. Тем более, какие могут быть таблицы расчетного времени полета от ДПРМ до MAPt?
Хотя, остаются вопросы:
— данная точка не всегда будет на продолжении оси ВПП. так как есть схемы где линия конечного этапа захода на посадку не совпадает с продолжением оси ВПП
— такое отличие от правил ИКАО явно состряпано не от того что мы такие передовые и уже перешли на Constant Descend, а только из-за того что главные операторы российских аэропортов не в состоянии организовать расчет точек MAP.
Считаю что эту фразу «. горизонтальный полет не предусмотрен. » надо целиком внести в ФАП-128, для гармонизации нормативной базы ГА РФ.

Fpm что это в авиации. Смотреть фото Fpm что это в авиации. Смотреть картинку Fpm что это в авиации. Картинка про Fpm что это в авиации. Фото Fpm что это в авиации

Dawdler 15/01/2012 [20:18:19]#10
Для nik 14/01/2012 [18:18:34] и navigator7111 15/01/2012 [14:24:22]

АИП GEN 1.7
Том 1, Часть III, Глава 3. п. 3.6.
На схемах неточного захода на посадку предусмотрено, что точка ухода на второй круг (МАРt) нахо-дится на продолженной оси ВПП в месте достижения высоты принятия решения, которая не ниже ми-нимальной высоты снижения (MDA/H). В этом месте должен начинаться немедленный набор высоты и горизонтальный участок между высотой принятия решения и МАРt не предусмотрен.
Минимальная безопасная высота снижения на участке ухода на второй круг рассчитывается в соот-ветствии с рекомендациями документов ICAO.

Вот текст на англ. языке:
Non-precision approach procedures provide for the missed approach point (MAPt) to be on the extended runway centre line at position of reaching DA/DH, which is not below MDA/H. At this position immediate climb shall be initiated and a horizontal segment between DA/DH and MAPt is not provided.
Minimum safe descent altitude on missed approach segment is calculated according to the recommenda-tions of ICAO documents.

Иностранному пилоту не понять, как может DA/DH быть не ниже MDA/H. Как говориться: “Это разные оперы”. DA/DH применяется для точного захода на посадку, а MDA/H для неточного.

Вот что дано в Приказе ФАС России от 06.07.98 г. № 210 «О проведении опытной эксплуатации выполнения неточных заходов на посаду с использованием минимальной высоты снижения»

При достижении Нмс (МВС):
— если установлен необходимый визуальный контакт с ВПП и положение ВС в пространстве обеспечивает безопасность посадки, продолжается снижение с целью посадки;
— если визуальный контакт с наземными ориентирами не установлен или установлен визуальный контакт с землей, однако недостаточный для принятия решения о посадке, ВС переводится в горизонтальный полет:
а) либо до установления необходимого контакта с ВПП и в случае, когда положение ВС в простран-стве обеспечивает безопасную посадку, производится снижение с целью выполнения посадки;
б) либо до установленной на схеме захода точки ухода на второй круг с выполнением ухода на второй круг, если необходимый контакт с ВПП не достигается или выполнение посадки небезопасно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *