За что арестовали маяковского
«Он хотел заняться любовью». Тюрьма, женщины и гибель Маяковского
Почему детей Маяковского разделял океан? За что он сидел в тюрьме? И кто из его многочисленных женщин был с поэтом в последние минуты?
«Пошли швырять в московские тюрьмы». Молодость за решеткой
Обо всём этом поэт впоследствии написал:
«Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы».
Судя по автобиографии, Маяковский реально был связан с подготовкой побега: «Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы». Тем не менее, через 11 месяцев его отпустили за недостатком улик.
Позднее революционер Исидор Морчадзе вспоминал довольно смелое поведение юноши на дознании:
«Во время составления протокола, когда Владимиру Маяковскому пристав задал вопрос, кто он такой и почему пришёл сюда, Маяковский ответил каламбуром: «Я, Владимир Маяковский, пришёл сюда по рисовальной части, отчего я, пристав Мещанской части, нахожу, что Вл. Маяковский виноват отчасти, а посему надо разорвать его на части»».
«Прежде чем идти к невесте, побывай в Резинотресте!» Гений рекламы
Также Маяковский известен рекламной деятельностью. Особенно прославились плакаты, где его стихи работали в унисон с новаторской по тем временам изобразительной манерой петербургского художника Александра Родченко.
При этом сам Родченко подводил под эту деятельность именно идеологическую базу:
«Я голодал. Но я презирал буржуазию. Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали.
И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам. Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов.
Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией».
А вот Маяковский отзывался об этом деле более прагматично: «Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Думайте о рекламе. Здесь мы ещё щенки. Надо поучиться. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!».
«Барышня и хулиган». От мата до киноаппарата
Бывали в творчестве Маяковского не только двусмысленные, но и вполне себе откровенно-нецензурные стихи:
«Все люди бл. ди,
Весь мир бардак!
Один мой дядя
И тот муд. к».
«Надо мной луна,
Подо мной жена,
Одеяло прилипло к ж. пе,
А мы всё куём и куём детей,
Назло буржуазной Европе».
Ну а полёт мысли одарённейшего поэта оставался грандиозным при любой лексике:
«Не голова у тебя, а седалище.
В твоих жилах моча, а не кровь.
Посадить бы тебя во влагалище
И начать переделывать вновь!»
Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган»
«Он хотел заняться любовью». Любовь и женщины Маяковского
Существует версия, что информацию распространил Максим Горький, влюбленный в барышню. Дошло до того, что спустя годы Маяковский собирался устроить драку с Горьким, но конфликт уладила Лиля Брик. По другой версии, клевету распространил Корней Чуковский.
Элли Джонс. Фото из личного архива
«Он хотел заняться любовью. Я знала, что поцелуями это не ограничится, потому что перед ним невозможно было устоять! Даже в первый вечер он не отпустил меня домой. Ты была совсем маленькой. Ты заснула. Он положил тебя на свою кровать. Он сказал, удивленно посмотрев: «Она дышит!» Ты спала, а мы разговаривали. Потом мы оба легли на кровать, обнялись – и заплакали».
Татьяна Яковлева. Кадр из д/ф «Владимир Маяковский. Третий лишний»
Маяковский даже предлагал Татьяне жениться, посвятив ей сихотворение, прямо названное «Письмо Татьяне Яковлевой». Оно заканчивалось строками:
Одной из главных версий, почему брак всё-таки не состоялся, называют нежелание Яковлевой возвращаться в Россию, на чём Маяковский горячо настаивал. По другой версии, женщину обидел роман поэта с актрисой МХАТа Вероникой Полонской (с которой, по некоторым версиям, Маяковского опять же свела Лиля Брик).
Также в жизни поэта были две женщины, с которыми у него не было романа в привычном понимании слова. В 1921 году художница Елизавета Лавинская родила сына, названного Глебом-Никитой. Много лет спустя стало известно, что отцом мальчика является не её муж, скульптор и живописец Антон Лавинский, а именно Владимир Маяковский. Рассказывается, что сначала супруг художницы воспринял произошедшее негативно, но позже успокоился, так как в их окружении была широко распространена идея свободной любви.
Елизавета Лавинская. Кадр из д/ф «Владимир Маяковский. Третий лишний»
Тем не менее, периодические контакты, рабочие и любовные, продолжались у них до конца жизни Маяковского. Свою последнюю встречу с поэтом Брюханенко описывает так:
«Редакция поручила мне съездить к Маяковскому, чтобы тут же, при мне, он сделал исправления и подписал рукопись к печати. Я приехала к нему в Гендриков переулок.
«Поздно. Умер…» Как погиб Маяковский
«Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей…
Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали. «
Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи…» Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»»
Проводя обыск, в квартире поэта нашли предсмертное письмо, подготовленное два дня назад и содержавшее его последнее стихотворение:
«Как говорят-
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид».
Новое в блогах
За что арестовывали Владимира МАяковского
Владимира Маяковского, ещё когда он был совсем юным, несколько раз арестовывали: молодой человек распространял в Москве марксистскую литературу и общался с разными радикально настроенными гражданами. Впрочем, в заключении начинающий писатель не унывал – писал сестре Людмиле о том, чтобы она принесла ему целую кипу книг, по которым Маяковский собирался учиться.
Москва, вторая половина января 1909 г.
Арестовали меня в тот день, как я вышел из дому в 11 часов утра, на улице. Арестовали бог знает с чего, совершенно неожиданно схватили на улице, обыскали и отправили в участок. Сижу опять в Сущевке, в камере нас 3 человека (всего политических 9). Кормят или, вернее, кормимся очень хорошо. Немедленно начну готовиться по предметам и, если позволят, то усиленно рисовать.
А пока прошу у тебя следующее: принеси мне подушку, одеяло, полотенце, что есть из белья, простыню, наволочку, зубной порошок, щеточку, зеркальце, гребень, платков носовых и черную рубаху; затем следующие книги (поройся у меня, найди, которые есть, а которых нет, спроси у Сережи, Владимира, Хози или у других товарищей). Алгебру и геометрию Давидова, Цезаря, грамматику латинскую Никифорова, немецкую грамматику Кейзера, немецкий словарь, маленькую книжицу на немецком языке Ибсена (она лежит у меня на полке), физику Краевича, историю русской литературы Саводника и программу для готовящихся на аттестат зрелости. Из книг для чтения следующие: психологию Челпанова, логику Минто, историю новейшей русской литературы (чья — не помню, она лежит у меня на столе), «Введение в философию» Кюльпе, «Диалектические этюды» Унтермана и «Сущность головной работы человека» Дицгена. Все эти книги ты найдешь у меня в комнате.
Затем спроси, не найдется ли у Владимира или Сергея 1-го тома «Капитала» Маркса, «Введение в философию» Челпанова и сочинения Толстого или Достоевского. Все эти книги притащи сама или попроси кого-нибудь принести мне в Сущевку, приноси не все сразу, конечно, а понемногу. Затем спроси у Сергея адрес Виктора Михайловича, которому я рисовал плакат, сходи туда, спроси денег (проси 8 рублей), а если понадобится что-нибудь дорисовать, то сделай это, пожалуйста.
Ну, пока до свидания. Целую всех вас крепко, поцелуй за меня маму и Олю, за меня не беспокойтесь, т. к. по новому делу привлечь меня не могут, ибо невинен и чист аз есмь аки архангел. Поклон товарищам, пусть не забывают.
P. S. Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств», Мутера «Историю живописи в 19 столетии», если есть, то принеси от кого-нибудь другого, а если нет, то в крайнем случае те, которые лежат у меня в сундучке, только оберни в бумагу.
Сейчас говорил со смотрителем. Разрешил принести краски и рисовать, только чтобы все принадлежности были небольших размеров, а то неудобно. Да принеси еще и две кисточки. Ну, примусь за занятия, обстановка подходящая. Я сижу сейчас с студентом-технологом 4-го курса, знающим немецкий язык и немного рисующим.
Книги приноси обязательно понемногу, иначе не пропустят. Приноси по 4−7.
«Голос пролетариата» — биография Владимира Маяковского
Сегодня — 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Его стихи изучают в школе, но подробности личной жизни почему-то оставляют за кадром. Пятый канал вспомнил все самое интересное.
Один из крупнейших поэтов XX века появился на свет 19 июля в грузинском селе Багдати. В семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского и его жены Александры Алексеевны Павленко было пятеро детей. Кроме маленького Володи еще дочери Людмила и Ольга. Также у Маяковского-младшего были двое братьев. Константин умер в трехлетнем возрасте, а Александр во младенчестве.
Владимир Маяковский с семьей. Фото: wikimedia.org
Смерть буквально сопровождала Маяковского все его детство. Когда ему было 12, от заражения крови умер отец — он уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги. Маяковским овладела страшная фобия. Всю жизнь он терпеть не мог булавок и заколок, — да и вообще боялся заразиться какой-либо болезнью. Из-за этого он постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобном случае мыл руки. Через полгода после смерти отца мать увозит Маяковского и его сестер в Москву. Володя поступает в пятый класс гимназии на Поварской улице. Однако, уже к концу года его исключают за неуплату — семья жила бедно.
Маяковский в юности. Фото: sites.google.com
Предоставленный «вольной жизни» Маяковский не стал тихо сидеть во дворе, а начал свои первые революционные шаги. В нелегальном журнале «Порыв», издававшиеся Третьей гимназией, он опубликовал свое первое «полустихотворение». Как он позже признавался, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В том же 1908-м Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, увлекся марксистской литературой и вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Стал пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, за что в 1908-1909 трижды был арестован — по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Первый раз юного бунтаря освободили как несовершеннолетнего с передачей под надзор родителей. Привлечь его по второму и третьему делу просто не получилось — не хватило улик.
К слову, в тюрьме юный Маяковский постоянно устраивал скандалы, из-за чего его переводили в разные учреждения. В «Бутырке» он провел 11 месяцев в одиночной камере под номером 103. В тюрьме Маяковский писал стихи, но был ими недоволен.
Регистрационная карта Московского охранного отделения, составленная на Маяковского после ареста в 1908 году. Фото: tassphoto.com
Фото: tassphoto.com, 1918 год
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, после чего успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — это было единственное место, куда молодого человека приняли без свидетельства о благонадежности. Там он познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея». Вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. В этом кружке в 1912 году Маяковский публикует стихотворение «Ночь», которое вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу».
30 ноября того же года Маяковский впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».
Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 год. Фото: tassphoto.com
В 1913 году выходит первый сборник — «Я». Написан от руки, внутри — всего четыре стихотворения. И рисунки Василия Чекрыгина и Льва Жегина. Сборник был размножен литографическим способом на 300 копий. Три года спустя он вошел в качестве первого разделе в книгу стихов Маяковского «Простое как мычание». С этого времени поэт начал активно печататься. А также обратился к драматургии. Написал и поставил программную трагедию «Владимир Маяковский», где и исполнил главную роль.
В феврале 1914-го Маяковского вместе с товарищем Бурлюком исключают из училища за публичные выступления. В 1915-м Маяковский работает над поэмой «Облако в штанах». А после начала Первой мировой — публикует стихотворение «Война объявлена». А после «Вам!» — как ответ на то, что его не взяли в добровольцы, заклеймив «неблагонадежным».
«Лиличка» и другие женщины
Параллельно Маяковский гастролирует. В июле 1915-го происходит роковая встреча — Маяковский знакомится с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками на даче ее родителей в Малаховке под Москвой. Пара не имела никакого отношения к искусству, однако с Лилей Маяковский связал свою жизнь на 15 лет. В конце июля в петербургскую квартиру на Жуковского к Брикам поэта привела сестра Лили Эльза Триоле, у который был поверхностный роман с Маяковским. Тот был крайне популярен у женщин, чем и пользовался. К слову, тогда он только приехал из Финляндии, где оставил очередную «даму сердца». В гостях Маяковский читает «Облако в штанах». Окрыленный произведенным фурором, он посвящает поэму хозяйке — «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее он сам назвал «радостнейшей датой».
Осип Брик, Лилия Брик, Владимир Маяковский. Фото: eg.ru
Осип Брик закрыл глаза на страстный роман Лили и Владимира. Маяковский, вопреки всем условностям общества, поселился в их квартире. В то же время Лиля, хоть и принимала ухаживания Маяковского и стремилась быть его музой, открыто надсмехалась над ним. Не раз говорила, что между Владимиром и извозчиком нет никакой разницы. Они оба чем-то управляют. Только один — лошадью, а другой — словом.
Влечение Маяковского к замужней и при этом открытой для новых связей женщине было неестественным и болезненным. И сам Маяковский это понимал. Он пытался разорвать эти отношения. Заводил романы на стороне. Так, в результате отношений поэта с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт даже родилась дочь — Патрисия Томпсон (урожденная Елена Маяковская). Доктор философии, автор более чем 15 книг (в том числе и об отце) умерла в 2016 году.
Что же касается чувств самой Лили — в зрелые годы, отвечая на вопросы о любви, Брик сообщала:
— Я всегда любила одного. Одного Осю… одного Володю… одного Примакова… одного Ваську…
Умерла женщина в 86 лет. Как и Маяковский, жизнь она закончила самоубийством, будучи прикованной к кровати из-за перелома шейки бедра.
Презентация книги Патрисии Томпсон «Маяковский на Манхеттене. История любви» в Институте мировой литературы им. Горького, 2003 год. Фото: tassphoto.com
Узами брака поэт себя так и не связал ни с одной из любовниц. Впрочем, часто это было сделать попросту невозможно — Маяковский вторгался в уже существующие союзы. Так он закрутил роман с замужней Елизаветой (Лилей) Лавинской в 1920 году. После у женщины родился сын. Когда мальчик подрос все стали замечать его поразительное сходство с поэтом, особенно, когда он читал грудным голосом стихи. Ребенка звали Никита Антонович Лавинский. За такое подозрительное сходство ребенка недолюбливал и родной отец, скульптор и живописец, мастер русского авангарда Антон Лавинский. К слову, именно он сделал «футуристический гроб» Маяковскому, в котором его похоронили. Они дружили с Маяковским. А мальчик, как и «официальный отец», стал скульптором.
Никита Лавинский за работой. Фото: eg.ru
В бытность совместного сожительства с Бриками Маяковский превратил их квартиру в богемный салон, в котором часто бывали не только его друзья-футуристы, но и Максим Горький, киновед Виктор Шкловский, лингвист Роман Якобсон и другие литераторы, филологи и художники. Бурный роман с Лилей Брик нашел свое отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» и «Человек» (1916 год) и в стихотворениях «Ко всему», «Лиличка! Вместо письма». И после все свои произведения, за исключением поэмы «Владимир Ильич Ленин», Маяковский посвящал Лиле Брик. А в 1928-м при публикации первого собрания сочинений заодно посвятил ей и все произведения, созданные еще до их знакомства. Брик действительно была музой поэта. Ее можно видеть на его плакатах и в фильмах, которые Маяковский снимал по собственным сценариям. Так в 1918-м они вместе снялись в ленте «Закованная фильмом». Фильм сохранился лишь фрагментарно.
Репродукция с фотографии «Лиля Брик и Владимир Маяковский в фильме «Закованная фильмом»» (1918 г.). Фото: tassphoto.com
В этом же году Маяковских снялся в трех фильмах по собственным сценариям.
А 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте следующего года Маяковский переехал в Москву, где три года сотрудничал с Российским телеграфным агентством (РОСТА). Оформлял для них как художник и поэт агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). И снова она — девушка с плаката — Лиля Брик.
Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За это его критиковали Пастернак, Катаев и Светлов.
Ну и излюбленный прием Маяковского — «лесенка», ставшая его визитной карточкой. Из-за нее коллеги поэта обвиняли его в жульничестве. Ведь газеты тогда платили гонорары именно за количество строк…
С 1919-го года Маяковский публикует одно произведение за другим. А годы гражданской войны поэт и вовсе считал лучшим временем в жизни. В 20-х годах он много путешествует за границу, где успешно выступает. Речь идет не только о Латвии, Франции и Германии, но и о самом длительном его путешествии — в 1925-м он побывал в Америке. Посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США со стихами и докладами.
В 1928 году Маяковский пишет автобиографию под названием «Я сам». В декабре того же года — очередное путешествие за границу по маршруту Берлин — Париж.
Маяковский на выставке рисунков сатиры. Фото: tassphoto.com
1930 год. Последний год жизни поэта был самым тяжелым. Произведения, написанные в конце 20-х, носят трагический оттенок. Критики называют его «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.
В 1930 году Маяковский организовал выставку, посвященную 20-летию его творчества. И столкнулся с рядом преград. Экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил, хотя Маяковский очень на это рассчитывал. Одна за другой проваливаются и подвергаются критике его сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», поставленные Мейерхольдом. Сам Маяковский много болеет. В феврале Брики уехали в Европу.
В начале апреля 1930-го из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах муссируются разговоры о том, что Маяковский исписался. За два дня до самоубийства поэту отказали в визе для заграничной поездки. 12 апреля Маяковский встречается с читателями в Политехническом институте, но вместо рукоплесканий из зала, полного комсомольцами, доносятся нелестные выкрики с мест.
Маяковский на выставке «20 лет работы». Фото: tassphoto.com
Маяковский застрелился, направив дуло пистолета в сердце, 14 апреля 1930 года. Последней спутницей поэта была актриса Московского академического театра Вероника Полонская, также замужняя женщина. На момент самоубийства пара встречалась второй год.
В 1990 году в интервью журналу «Советский экран» 82-летняя Поклонская рассказала, как развивались события в то утро — она собиралась на репетицию к Немировичу-Данченко.
Вероника Полонская. Фото: izbrannoe.com
— Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали. » Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету скорой помощи… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»
В предсмертном письме, заготовленном двумя днями ранее, Маяковский называл Лилю Брик и Полонскую членами своей семьи. Просил все стихи и архивы передать Брикам. Последние успели прибыть на похороны, срочно прервав европейское турне. Полонской на прощании не было, мать и сестры поэта считали женщину виновницей его гибели. В Доме писателей три дня непрерывно прощались с Маяковским. После его смерти в 50—60-е года машина советской власти пыталась предать имя Брик забвению. Ее не упомянали в биографиях, как и то, что глашатай революции добровольно покинул этот мир. Однако, роковой роман все же вошел в историю.