За что базаров презирает аристократов

Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)

За что базаров презирает аристократов. Смотреть фото За что базаров презирает аристократов. Смотреть картинку За что базаров презирает аристократов. Картинка про За что базаров презирает аристократов. Фото За что базаров презирает аристократов

За что базаров презирает аристократов. Смотреть фото За что базаров презирает аристократов. Смотреть картинку За что базаров презирает аристократов. Картинка про За что базаров презирает аристократов. Фото За что базаров презирает аристократов

Кирсанов Павел Петрович и Базаров Евгений, герои романа «Отцы и дети», постоянно вступают в конфликт на почве разных взглядов на общество, политику и мир в целом.

Павел Петрович Кирсанов

Отношение к дворянству и аристократии

Евгений Базаров считает аристократию и дворянство пережитком прошлого. Сам Евгений происходит из простого народа, любит крестьян и ненавидит «угнетателей» простого народа, коими являются дворяне.

В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.

Павел Петрович Кирсанов относится к представителям дворянства, к тому же он аристократ. Вступая в спор с Базаровым он пытается доказать, что этот слой общества ‒ лучшие люди, именно за ними будущее России. Они несут в себе патриархальные, заложенные веками нравственные ценности.

Отношение к природе и искусству

Нигилисты отрицали красоту и другие проявления чувственности, поэтому не понимали красоты природы и смысла искусства. Базаров, как материалист, верил только в науку, считая хорошего ученого в двадцать раз дороже всякого поэта.

Павлу Петровичу было дико такое мировоззрение Базарова, потому что аристократия понимала, принимала и любила все прекрасное, в число которого входит природа и искусство.

Отношение к нигилизму

Базаров пропагандирует нигилизм. Он считает, что это учение имеет твердую основу и жить нужно умом, а не чувствами, менять жизнь к лучшему. Он был сторонником предреволюционных идей.

Нигилизм Кирсанова раздражал, поскольку он считал его бессмысленным явлением, которое разрушает душу. Он выступал против общественного переустройства, потому что людям итак хорошо живется.

Источник

Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)

Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)

Кирсанов Павел Петрович и Базаров Евгений, герои романа «Отцы и дети», постоянно вступают в конфликт на почве разных взглядов на общество, политику и мир в целом.

Павел Петрович Кирсанов

Отношение к дворянству и аристократии

Евгений Базаров считает аристократию и дворянство пережитком прошлого. Сам Евгений происходит из простого народа, любит крестьян и ненавидит «угнетателей» простого народа, коими являются дворяне.

В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.

Павел Петрович Кирсанов относится к представителям дворянства, к тому же он аристократ. Вступая в спор с Базаровым он пытается доказать, что этот слой общества ‒ лучшие люди, именно за ними будущее России. Они несут в себе патриархальные, заложенные веками нравственные ценности.

Отношение к природе и искусству

Нигилисты отрицали красоту и другие проявления чувственности, поэтому не понимали красоты природы и смысла искусства. Базаров, как материалист, верил только в науку, считая хорошего ученого в двадцать раз дороже всякого поэта.

Павлу Петровичу было дико такое мировоззрение Базарова, потому что аристократия понимала, принимала и любила все прекрасное, в число которого входит природа и искусство.

Отношение к нигилизму

Базаров пропагандирует нигилизм. Он считает, что это учение имеет твердую основу и жить нужно умом, а не чувствами, менять жизнь к лучшему. Он был сторонником предреволюционных идей.

Нигилизм Кирсанова раздражал, поскольку он считал его бессмысленным явлением, которое разрушает душу. Он выступал против общественного переустройства, потому что людям итак хорошо живется.

Источник

Сравнительная характеристика базарова и кирсанова сочинение и таблица

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

БазаровКирсанов
Отношение к дворянству, аристократии и принципам«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее«Сперва нужно место расчистить»«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»Отношение к народу«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Популярные сочинения

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

БазаровКирсанов
ВзглядыСчитает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормыОтрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
Цитаты«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству — лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга — это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Нравственные ценности

БазаровКирсанов
Отношение к любви«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Отношение к искусству«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»
Отношение к природе«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Начало противостояния

Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова — выводы

Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались — это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду”. Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ “нового человека”, представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. “Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса”, — писал он. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и нигилистов-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества. По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — конституционная монархия, а путь к идеалу — либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными “циниками, нахалами и плебеями”, они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темный и невежественный, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционный. Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность. Отсюда вывод, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна. Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович — сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его — это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: “Мой дед землю пахал”. Родители Базарова очень религиозные, интересы их ограниченные. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров — человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы — аристократы. Тургенев писал: “Они лучшие из дворян — именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”. Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в “родовое гнездо” Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются “ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины”. Их конечная цель — это “принесение возможно большей пользы человечеству”. Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.

Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт “отцов” с “детьми” — Залог тех непрерывных изменений, В которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений.

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Отношение к аристократии

Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

За что базаров презирает аристократов. Смотреть фото За что базаров презирает аристократов. Смотреть картинку За что базаров презирает аристократов. Картинка про За что базаров презирает аристократов. Фото За что базаров презирает аристократов

Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства — монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

Нигилисты — кто они?

На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

Аристократ и нигилист — два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

Анализ спора Базарова и Павла Петровича

Внешний конфликт между аристократом и демократом уловить нетрудно: он завязывается с первой встречи, с нежелания Павла Петровича подать руку Базарову, с нежелания Базарова остаться в присутствии Павла Петровича и т. д. Сцены спора этих героев безусловно являются одной из идейных кульминаций романа и требуют внимательного разбора.

Исследование причин и смысла столкновения Базарова с Кирсановым-старшим можно начать с предварительной работы по более глубокому изучению каждого из персонажей. Такая сопоставительная работа показывает, что Базаров и Павел Петрович полные антиподы. Один — изящный аристократ, породистый и красивый вопреки возрасту. Другой — плебей, явно щеголяющий своей демократической непрезентабельностью. Один избалованный светом барин, другой — самоломанный разночинец, лекарский сын, всю жизнь сам пробивавший себе дорогу. Конкретных представителей лагеря Павла Петровича Тургенев назвал в письме Случевскому: «Столыпин, Есаков, Россет… лучшие из дворян…» За спиной Базарова — «все истинные отрицатели… Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев и др.», и Чернышевский, и Писарев, и весь демократический революционный лагерь русской интеллигенции.

Естественно, что и взгляды на жизнь двух героев должны оказаться противоположными. Это обнаруживается не только в моменты прямого столкновения, но и в высказываниях героев друг о друге.

Можно составить сравнительную таблицу суждений Базарова и его противника, используя цитаты и уточняя формулировки. Важно при этом осмыслить суть спора. Базаров оценивает современное состояние государства и общества негативно. Он готовится к разрушению этого устройства, пока что отрицая всё существующее. Кирсанов выступает в роли защитника устоев. Проигрыш его в этой роли очевиден (комментированное чтение реплик диалога и разбор авторских ремарок вполне выявляет это). Можно оценить силы спорщиков, отталкиваясь от слов Фенечки, сказанных Базарову: «Я и не знаю, о чём у вас спор идёт, а вижу, что вы его и так вертите, и так…» Но постараемся вникнуть в спор глубже:

♦ Знает ли Павел Петрович Кирсанов те явления, которые берётся защищать?

♦ Поддерживает ли он современное состояние общества своим участием в его жизни?

♦ Доволен ли он на самом деле тем, как устроена жизнь, в том числе и его собственная?

Анализ текста заставит нас ответить на все эти вопросы отрицательно. Павел Петрович давно отдалился от реальной жизни, он не знает как следует ни одного из государственных установлений и втайне презирает тех, кто успешно продвигается в обществе (например, Колязина). Он брезгует крестьянами и вообще практической жизнью. Наконец, он глубоко несчастен. Отстаивая «принсипы», Кирсанов заступается за то, чего не любит и не уважает сам (современное общество). Таким образом, представитель «отцов» обречён на поражение в споре Базарова и Павла Петровича. Но можно ли назвать победителем представителя «детей»?

♦ Знает ли Базаров те общественные установления, которые отрицает?

♦ В чём состоит положительная часть программы Базарова?

♦ Соответствует ли жизненная практика героя его убеждениям?

Легко убедиться, что и тут не всё так просто. Базаров, конечно, лучше знает реальную жизнь, чем Павел Петрович Кирсанов, но всё же он только студент и его опыт во многом такой же умозрительный, как у его оппонента (не случайно он и подается как опыт некой партии: мы увидели, мы догадались, мы сила и т. д.). Базаров отрицает, а это всегда легче, чем предложить что-то. Наконец, отрицая, Базаров тем не менее существует в нынешнем государстве, пользуется его установлениями (учится в университете, занимается наукой, едет на бал), не проявляя вражды к нему на деле. Жизненная практика и этого героя не совпадает с его взглядами.

Определим главный вопрос, который является центром враждебных высказываний, всё время затмевается частностями, но забыться не может и возникает снова.

«Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза. »

«Что же вы делаете. Не так же ли вы болтаете, как и все. Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?» (Павел Петрович)

Кто принёс, приносит пользу России, кто действительно нужен ей: Кирсановы или Базаровы? Вот о чём идёт спор Базарова и Павла Петровича, вот откуда такое ожесточение. Но кто в этом споре прав? Между тем, кто всё ещё ничего не сделал, и тем, кто пока ещё ничего не делает, разница как будто не слишком велика. Перевес Базарова кажущийся. На его стороне будущее, возможность, которой у Кирсанова уже нет. В эпоху Добролюбова казалось, что на стороне Базарова и правота. Но с позиции сегодняшнего дня видно, что сила Базарова — это не сила действия, а сила обещания. Таким образом, в споре о судьбе России оба героя теоретики, обе партии равны.

Может быть, правоту одной из сторон раскроют высказывания оппонентов о глобальных величинах, таких, как народ, природа, искусство, любовь? Вот тут и открывается нечто неожиданное. В отношении к вечным ценностям обнаруживается не столько различие, сколько сходство их позиций. Народ Базаров и Павел Петрович оценивают примерно одинаково, и, как выясняется, оба стоят довольно далеко от крестьянина: хотя демократ и умеет расположить к себе дворовых в Марьине, для мужиков он всё же остаётся «чем-то вроде шута горохового». Ни Базаров, ни Павел Петрович в романе не обнаруживают любви к природе. Суждения Кирсанова о Шиллере и Гёте соответствуют базаровской фразе о Пушкине. Безразличие того и другого к искусству и красоте природы вполне выявляется благодаря сопоставлению с Николаем Петровичем и Аркадием. Что же касается любви, то и в этом отношении Базаров и Павел Петрович схожи. Фраза нигилиста: «Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну не надо, отвернись: земля не клином сошлась» — вполне характеризует и поведение светского льва Кирсанова в те годы, когда, «привыкший к победам», он скоро достигал своей цели. Герои даны на разных этапах своего жизненного поприща, но дальнейшая судьба Базарова подтверждает его внутреннее сходство с идейным противником.

Таким образом, анализ позволяет убедиться, что источником конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем является не только их явная противоположность, но и тайное сходство. Взаимная неприязнь усиливается тем, что каждый из них сильная личность, стремящаяся влиять на людей, подчинять их себе. Очевидно, что Аркадий в юности именно дядю считал образцом. Теперь, под влиянием Базарова, он должен отказать Павлу Петровичу даже в уважении. Обида на племянника делает по-настоящему сильным раздражение Кирсанова против всего молодого поколения и естественно обостряет ненависть к «сопернику», кумиру молодых — Базарову.

Соперничество (опять-таки тайное) героев повторится во второй половине романа. Предметом их борьбы будет теперь Фенечка. При этом внутреннее сходство героев раскроется ещё полнее: оба они окажутся несостоятельны. Испуганная одним и оскорблённая другим, Фенечка остаётся чуждой им обоим. Уходит из-под влияния Базарова Аркадий. Одиночество сгущается вокруг каждого из противников. Как ни странно, в финале романа, окончательно разойдясь, эти два человека по внутреннему опыту станут ближе всего друг к другу. Тургенев выявляет единство противоположностей и тем самым раскрывает беспочвенность шумного спора двух партий, представленных демократом и аристократом.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *