За что беларусбанк списывает с карты деньги
«Ночью списывали одинаковые суммы. Банк не посчитал операции подозрительными». Как клиенты возвращают списанные средства
Притворяться работниками банка или покупателями с барахолки мошенникам все сложнее, поэтому каждый день в ход идут все более продвинутые способы увести чужие деньги. В редакцию обратились клиенты разных банков с похожими историями: деньги у них списали несколькими платежами игровые сайты. Люди утверждают, что никому своих данных не давали, а банк отвечает, что «сами виноваты: засветили карточку». Другие клиенты при этом рассказывают, что банк вернул им украденные мошенниками деньги. Что делать и как разобраться, кто виноват, рассказывают специалисты провайдера электронных платежей Assist Belarus.
«Ночью списывали одинаковые суммы через каждые пять минут. Банк не посчитал их подозрительными»
— Мой брат — человек не самый технически продвинутый, он даже телефоном редко пользуется. Только видео на YouTube и смотрит, — рассказывает Екатерина. — 5 мая он собрался купить дочке подарок на день рождения, взял телефон в руки и увидел последнюю SMS: «На вашем счету осталось 90 рублей».
Оказалось, что несколько дней назад ему на телефон ночью приходили SMS о списании денег на игровом сайте steamgames.com, которые он не заметил. Данные карты он никому не давал, мошенники ему не звонили и не писали, телефон защищен от посторонних, а карта имеет ПИН-код. Фишинг тоже исключен: он не умеет делать покупки через интернет. Оплата по его карте привязана только к двум проверенным сайтам, я это делала сама по его просьбе.
В первом случае к аккаунту Wargaming привязаны несколько карт, поэтому, будь там утечка данных, деньги списали бы со всех. Во втором случае я давно помогла ему оформить ежемесячные пожертвования детям — 30 рублей в месяц. Так что дело явно не в них.
— Нам даже сказали, что вероятность вернуть деньги есть, служба безопасности должна разобраться. Через несколько дней попросили написать объяснительные по каждой операции: мол, за границей не были, платеж не совершали и все такое. Теперь ждем 90 дней, пока они разберутся.
Но меня очень возмутила эта ситуация: ночью у клиента проходят однотипные оплаты: через каждые пять минут в течение получаса снимают одинаковые суммы в валюте. Клиент их не видит, а банк не считает это чем-то подозрительным и не блокирует.
Брат работает строителем и постоянно в разъездах по Беларуси, поэтому он считал, что безопаснее хранить деньги на карте, ведь наличку могут украсть или можно потерять ее где-то. А теперь он даже карточку перевыпускать опасается. Говорит, если у кого-то получилось украсть деньги таким образом один раз, получится и еще.
Мы обратились с вопросом «В каком случае банк считает операцию подозрительной и блокирует деньги?» в банк клиента, но оперативный ответ получить не смогли. Как только узнаем подробности, сразу дополним информацию.
«Банк не смог доказать мою вину, поэтому вернул деньги»
Впрочем, не все подобные истории заканчиваются капитуляцией клиента перед банком. Иногда людям возвращают украденные мошенниками деньги.
— У меня с карты какой-то игровой сайт списал чуть меньше сотни рублей. Судя по распечатке со счета, деньги уходили небольшими суммами в российских рублях. Обнаружилось это не сразу: SMS-оповещения у меня не было, поэтому заметила это, только когда не хватило денег на кассе в магазине, — рассказывает Алина. — Консультант в банке попытался убедить меня, что я где-то засветила свою карту, но это исключено: на тот момент я оплачивала только авиабилеты на официальном сайте Wizz Air и покупку продуктов в магазине. Коллега на работе рассказала, что точно так же у нее списали деньги, она написала заявление, и в итоге банк их вернул. Она же уговорила меня написать такое заявление. В банке сказали: если расследование выявит, что это было по моей вине, мне еще придется оплатить это расследование!
Девушка была абсолютно уверена, что данные карты не знает никто, кроме нее. Поэтому от заявления она не отказалась, несмотря на то что сумма для нее была некритичная.
— Насколько я понимаю, по итогам расследования банк не смог доказать мою вину, поэтому вернул деньги, — говорит Алина. — Мне даже выдали бесплатную новую карточку, так как старая была заблокирована. Честно говоря, я думала, что ничего не вернут, скажут: сама виновата, давай еще и расследование оплати.
Но одно дело, что ты повелся и передал данные карты мошенникам по Viber, и другое — когда их у тебя списали вообще неизвестно каким способом. Людям, которые уверены, что никому данные не передавали, я бы посоветовала не бояться и идти с заявлением банк. А то получается, что банк только пользуется вашими деньгами, а их защиту от мошенников не гарантирует.
«По правилам „нулевой ответственности“ банк обязан вернуть вам деньги, а потом провести расследование»
В 2015 году в Беларуси ввели «нулевую ответственность» держателей банковских карточек. Она предполагает, что, если мошенники украли средства с вашей карточки, банк полностью вернет эту сумму. Но это если вы не нарушили правила пользования карточкой. Например, если в договоре с банком указано не предавать ПИН-код посторонним, а оплата была подтверждена им, банк снимает с себя ответственность. Это значит, что вы сами не смогли сохранить их в тайне. Если же вы никому свои данные не давали, банк проводит расследование, чтобы понять, как и куда ушли деньги.
— В данных ситуациях банк действует по заявительному принципу. Заметили, что у вас произошла пропажа средств? Идете в банк и пишете заявление для расследования. Согласно правилам «нулевой ответственности», банк обязан в определенные сроки вернуть деньги на ваш счет, а потом провести расследование, — поясняет эксперт провайдера электронных платежей и директор компании Assist Belarus Вячеслав Сенин. — В ходе расследования может выясниться, что клиент по неосторожности передал карточку третьим лицам, например супруге или своему ребенку, и тем самым нарушил одно из правил безопасности. Если это будет доказано, то банк вправе вернуть деньги и даже может обратиться в органы о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. В реальной практике случаются совершенно бытовые ситуации, которые могут привести держателя к еще бо́льшим неприятностям после проведения расследования.
Из пикантных историй можно привести такой пример. Бывали случаи, когда супруга что-то приобретала втайне от мужа — держателя карточки (или собственные дети втайне от родителей), а истинный владелец карточки, будучи в полной уверенности, что никому данных не давал, написал заявление о пропаже средств. И по окончании расследования выяснялось, что «сам виноват». Конечно, в таких случаях банк ответит, что ответственность полностью на держателе. И на практике чаще всего так и происходит.
Для того чтобы деньги вернули, вам нужно написать заявление в банк в течение 30 календарных дней (если были обстоятельства, которые не позволили соблюсти этот срок, его можно продлить до 90 дней). На рассмотрение этого заявления банкам отводится 45 дней (если оплата была на территории Беларуси) или 90 дней (если все случилось за пределами страны).
— Время расследования у каждого банка плюс-минус одинаковое, если случай единичный. Если таких случаев несколько, банк может не ограничиваться своими средствами и возможностями, а обращаться в правоохранительные органы за помощью в расследовании ситуации. Да и у милиции в таких случаях могут возникнуть вопросы к службе безопасности банка, — комментирует эксперт. — Для того чтобы банк был готов нести полную ответственность за своих клиентов, есть смысл не ждать рассмотрения вашего случая, а направить дубликат заявления еще и в Нацбанк и милицию.
Для этого просто укажите всех адресатов в шапке заявления. В заявлении опишите всю ситуацию в свободной форме, попросите провести расследование и вернуть вам средства по принципу «нулевой ответственности».
Утечка данных из приложений или через обслуживающий банк очень даже возможны, говорит эксперт. Кибермошенники развиваются так же, как и любые системы безопасности. Первые будут искать любые слабые места, чтобы пробить защиту, а вторые — все способы предвидеть и не допустить это.
— Если ваша карта привязана к любым приложениям, например по оплате прослушивания музыки или поездок в такси, это должна быть отдельная карточка, так как именно такие карты всегда интересны мошенникам, — объясняет Вячеслав Сенин. — Финансовые приложения так же, как и любая онлайн-оплата, требует инвестиций для защиты от взломов.
Это довольно дорогостоящее направление, а не всякий бизнес готов инвестировать в максимальную защиту. Не всегда стартапы или новички-провайдеры думают об этом на старте. Каждый хочет получить максимум выгоды в короткие сроки, и в такой ситуации о репутации и перспективах на будущее он может не думать. А зря, потому что кибермошенники могут «зайти» в любой момент.
Эксперты также вспомнили случай с утечкой данных у российского «Сбербанка». Тогда специалисты сошлись во мнении, что всему виной человеческий фактор: данные слил кто-то из сотрудников безопасности банка.
— Конечно, любой банк постарается не комментировать, что взял на работу в службу безопасности ненадежного человека. Ситуация со «Сбербанком» стала известна клиентам только потому, что имела другой масштаб, а конкурентная среда слишком активна. У нас рынок меньше, а значит, и ситуации с гласностью могут быть другими. Если у вас все-таки произошла подобная ситуация и вы лишились денег, нужно обязательно писать заявление в органы и разбираться по каждой конкретной ситуации. Предполагать и ждать, что кто-то сделает это за вас, стратегически безрезультатно, — подытожили в Assist Belarus.
Только цифры
За 2020 год в Минске возбудили 7517 уголовных дел по статье 212 Уголовного кодекса («Хищение путем использования компьютерной техники, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации»). Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее.
«Для сравнения: за весь 2018 год в столице зарегистрировано всего 1374 подобных преступления, а за 2019-й — 2763», — сообщает Следственный комитет.
Беларусбанк. Вопросы, ответы, обсуждение.
9 лет на сайте
пользователь #699626
12 лет на сайте
пользователь #198892
Оставлю тут вопрос.
Зимой прошлого года, банкомат беларусбанка «зажевал» пластиковую карту. В нескольких от него находился одноименный банк. Обратившись туда за помощью, работница ответила что не имеет к этому никакого отношения, и сама вызволять оттуда карточку не будет, на просьбу вызвать мастера, ответила отказом. Пришлось ехать в главный центр, блокировать карточку, ибо с ее вызволением никто не посодействовал. Так вот, что нужно было сделать в первую очередь в такой ситуации?
9 лет на сайте
пользователь #699626
Первоначально владельцу пластиковой карты необходимо заблокировать карточку, позвонив в круглосуточную службу сервиса клиентов БПЦ (ОАО «Банковский процессинговый центр») по тел. 8 (017) 299-25-26. Также заблокировать карточку можно с помощью мобильного телефона (если владелец карточки является пользователем услуг SMS-банкинг, М-банкинг, Интернет-банкинг).
Затем необходимо обращаться в филиал, центр банковских услуг банка, в котором открыт карт-счет и была выдана карточка, с документом, удостоверяющим личность.
Задержанная карточка будет направлена учреждением банка, обслуживающим данное устройство, в учреждение банка, в котором она была выпущена.
Вместе с тем, для более оперативного получения карточки владелец пластиковой карты может сразу, в тот же день, обратиться в операторскую службу, телефон которой размещен на банкомате, по вопросу получения своей карточки в учреждении банка, которому принадлежит данный банкомат. При получении карточки необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность.
12 лет на сайте
пользователь #188579
11 лет на сайте
пользователь #349082
9 лет на сайте
пользователь #699626
При формировании он-лайн заявки на подключение услуги Интернет-банкинг осуществляется доставка карты кодов Вам «на дом» сотрудниками РУП «Белпочта» в течение 10 рабочих дней. Вручается она по предъявлению документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения, военного билета военнослужащего срочной службы и др. В случае отсутствия Вас по указанному адресу, заказная корреспонденция хранится в отделении РУП «Белпочта» 7 дней, после чего карта направляется в банк, где уничтожается.
Если Вы не получили карту кодов в указанные сроки, следует обратиться в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию Интернет-банкинг, предъявив документ, удостоверяющий личность, составить соответствующее заявление и получить новую карту кодов.
Вместе с тем, для оперативного получения карты кодов можно обратиться для подключения услуги Интернет-банкинг в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию услуги, где карта выдается в тот же день (в день обращения), предъявив документ, удостоверяющий личность.
При погашении кредитов ОАО «АСБ Беларусбанк» карточками других банков-резидентов (не только ОАО «Белагропромбанк») в инфокиосках нашего банка взимается комиссионное вознаграждение в соответствии со Сборником вознаграждений за банковские операции, выполняемые ОАО «АСБ Беларусбанк». Изменения были внесены в Сборник 11.10.2012.
ОАО «Белагропромбанк» является банком-партнером ОАО «АСБ Беларусбанк», заключившим договор на снятие денежных средств с карт ОАО «Белагропромбанк» в банкоматах нашего банка (и наоборот), без взимания комиссии.
Беларусбанк. Вопросы, ответы, обсуждение.
9 лет на сайте
пользователь #699626
12 лет на сайте
пользователь #198892
Оставлю тут вопрос.
Зимой прошлого года, банкомат беларусбанка «зажевал» пластиковую карту. В нескольких от него находился одноименный банк. Обратившись туда за помощью, работница ответила что не имеет к этому никакого отношения, и сама вызволять оттуда карточку не будет, на просьбу вызвать мастера, ответила отказом. Пришлось ехать в главный центр, блокировать карточку, ибо с ее вызволением никто не посодействовал. Так вот, что нужно было сделать в первую очередь в такой ситуации?
9 лет на сайте
пользователь #699626
Первоначально владельцу пластиковой карты необходимо заблокировать карточку, позвонив в круглосуточную службу сервиса клиентов БПЦ (ОАО «Банковский процессинговый центр») по тел. 8 (017) 299-25-26. Также заблокировать карточку можно с помощью мобильного телефона (если владелец карточки является пользователем услуг SMS-банкинг, М-банкинг, Интернет-банкинг).
Затем необходимо обращаться в филиал, центр банковских услуг банка, в котором открыт карт-счет и была выдана карточка, с документом, удостоверяющим личность.
Задержанная карточка будет направлена учреждением банка, обслуживающим данное устройство, в учреждение банка, в котором она была выпущена.
Вместе с тем, для более оперативного получения карточки владелец пластиковой карты может сразу, в тот же день, обратиться в операторскую службу, телефон которой размещен на банкомате, по вопросу получения своей карточки в учреждении банка, которому принадлежит данный банкомат. При получении карточки необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность.
12 лет на сайте
пользователь #188579
11 лет на сайте
пользователь #349082
9 лет на сайте
пользователь #699626
При формировании он-лайн заявки на подключение услуги Интернет-банкинг осуществляется доставка карты кодов Вам «на дом» сотрудниками РУП «Белпочта» в течение 10 рабочих дней. Вручается она по предъявлению документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения, военного билета военнослужащего срочной службы и др. В случае отсутствия Вас по указанному адресу, заказная корреспонденция хранится в отделении РУП «Белпочта» 7 дней, после чего карта направляется в банк, где уничтожается.
Если Вы не получили карту кодов в указанные сроки, следует обратиться в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию Интернет-банкинг, предъявив документ, удостоверяющий личность, составить соответствующее заявление и получить новую карту кодов.
Вместе с тем, для оперативного получения карты кодов можно обратиться для подключения услуги Интернет-банкинг в любое учреждение банка, осуществляющее регистрацию услуги, где карта выдается в тот же день (в день обращения), предъявив документ, удостоверяющий личность.
При погашении кредитов ОАО «АСБ Беларусбанк» карточками других банков-резидентов (не только ОАО «Белагропромбанк») в инфокиосках нашего банка взимается комиссионное вознаграждение в соответствии со Сборником вознаграждений за банковские операции, выполняемые ОАО «АСБ Беларусбанк». Изменения были внесены в Сборник 11.10.2012.
ОАО «Белагропромбанк» является банком-партнером ОАО «АСБ Беларусбанк», заключившим договор на снятие денежных средств с карт ОАО «Белагропромбанк» в банкоматах нашего банка (и наоборот), без взимания комиссии.
Cервис по-белорусски. Минчанин снимал наличность с карточки «Беларусбанка» в банкомате «Белинвестбанка» — деньги списались и пропали
Неприятный инцидент произошел с нашим читателем Юрием в середине сентября. Он попытался снять деньги со своей сберегательной карты (выдана «Беларусбанком») в банкомате на улице Маяковского. В результате минчанин остался без «налички» и на протяжении нескольких недель пытается доказать ведущим белорусским банкам, что «не сам дурак».
— Деньги я снимал в банкомате «Белинвестбанка» — 2 250 000 рублей, — рассказывает Юрий. — Аппарат, немного подумав, выплюнул карточку, деньги не выдал, написал: „Ваш банк не отвечает, операция отклонена“. И выдал чек. Тут же мне пришел SMS-отчет о том, что у меня сняты со счета наличными 2 250 000 рублей — как раз через этот банкомат. Я предпринял еще одну попытку снять сумму. Банкомат опять денег не выдал, но и не снял.
Достаточно распространенная ситуация — подобные ошибки в банковских системах случаются регулярно. Но как быстро людям возвращают деньги? На следующий день Юрий позвонил в клиентскую службу «Беларусбанка» по телефону 147 и рассказал о своей проблеме. Спецы ответили: видят, что есть спорная ситуация, информация принята к сведению. Сказали ждать.
«Ждал 20 дней и не выдержал, — продолжает читатель. — Звоню по тому же телефону, спрашиваю: где деньги? Мне говорят: ждите, разбираемся. Позвонил в службу инкассации „Белинвестбанка“ по телефону 239-50-33. Назвал оператору дату, время, сумму, номер карты. Он признал: „Было такое, будем смотреть видеозапись и разбираться“. Оказывается, „Беларусбанк“ никаких запросов на видео не подавал, кассу банкомата не сверяли (ведь суммы налички больше на 2 250 000, чем списано по безналу). Они вообще впервые об этом слышат!
У Юрия несколько вопросов, которые он хотел бы адресовать ведущим белорусским банкам.
— Прошел почти месяц. А если бы на моем месте был пенсионер, имеющий пенсию в 2 млн, а ваш глубокоуважаемый банк «списал» бы ее полностью? Как бы этот пенсионер жил весь этот месяц? И как вы прокомментируете потуги Нацбанка перевести граждан на использование банковских карт?
— У меня сберегательная карта, номинированная в белорусских рублях. Выходит, банк списал и пользовался неправомерно моими денежными средствами (скажем так, взял у меня кредит), не заплатил мне за эту сумму проценты по договору за количество дней. Кроме того, уменьшил основную сумму на карте, а значит, уменьшил выплату процентов. Хотелось бы, чтобы все пересчеты были проведены.
Клиенты «Беларусбанка» возмущаются платным переводом денег с карты на карту внутри этого же банка
Большинство банков не снимают комиссию за переводы с одной своей карты на другую. Но так делают не все. Например, за перевод с карты на карту одного и того же банка некоторые снимают по 1,5% от платежа. Некоторые клиенты возмущены этим и спрашивают, почему они должны платить за перевод на карту своего же банка.
В редакцию обратилась Евгения, котора недавно сменила работу и завела зарплатную карточку «Беларусбанка». Говорит, выбирать не пришлось: это было условие нанимателя. «И тут я поняла, что должна платить комиссию при переводе денег с карты на карту своего же банка. Ехала в такси, там произошел какой-то сбой, и оплата стала возможна только наличными. Наличных у меня с собой не было, поэтому таксист попросил ему на его карту „Беларусбанка“ перевести 50 рублей. Я перевела и заплатила за это 50 рублей и 75 копеек сверху, — возмущается девушка. — А недавно переводила деньги своему парикмахеру — 250 рублей, и комиссия составила около 4 рублей. Сколько было у меня карточек, такое жлобство вижу впервые! Ощущение, что банк, в который ты приносишь свои деньги, хочет подзаработать на каждом твоем вынужденном телодвижении. Чтобы просто отключить СМС-оповещение за 2 рубля (которые и так входили в мой пакет услуг), пришлось топать в банк и писать заявление на бумажке, потому что в банкинге это невозможно сделать».
Есть похожие жалобы и на форуме Onliner.
«Интересная политика у вас. Чтобы с карты „Беларусбанка“ перевести деньги на другую карту „Беларусбанка“, нужно заплатить 1,5%. За перевод 30 000 получается 450 рублей комиссии. Но вот в другие банки — переводи не хочу, и бесплатно. Почему тогда между своими клиентами такой процент?» — задается вопросом читатель под ником TriveR.
«Почему при перечислении с одного счета „Беларусбанка“ на другой счет „Беларусбанка“ (приобретение жилья) взяли комиссию? При этом некомпетентный сотрудник до этого сказал, что комиссии не будет. А в момент перечисления оказалось, что, поскольку счет, с которого переводятся деньги, открыт без привязанной карточки, то будет комиссия. И это в рамках одного банка!» — пишет Sabrinochca.
Хотя большинство банков действительно не снимают комиссию за переводы с одной своей карты на другую, клиенты «Беларусбанка» не единственные такие. «Белагропромбанк» берет за переводы на карты своего банка 1,5% (минимум 0,49 рубля), а «Паритетбанк» — 1,25% (но не меньше 1 рубля). Тарифы на переводы в «Беларусбанке» такие:
Дополнено. «Паритетбанк» пояснил, что если использовать сервисы банка и мобильный банк, то переводы между карточками «Паритетбанка» у всех клиентов бесплатные. Комиссия возможна при использовании клиентами сервисов P2P-переводов в интернете.
Банк: «Принимаются во внимание трудозатраты, конъюнктура рынка и стоимость услуг сторонних организаций»
Мы спросили у «Беларусбанка», почему он выставляет плату за перевод с одной своей карты на другую. «Размер вознаграждений формируется с учетом окупаемости затрат, связанных с выполнением банковских операций, действующей конъюнктуры рынка, прибыли, необходимой для воспроизводства и внедрения перспективных банковских технологий, обеспечивающих надлежащее качество предоставляемых банком услуг, — объясняет пресс-служба. — При определении размеров вознаграждений, применяемых банком по операциям с карточками и определенных Сборником вознаграждений за операции, выполняемые банком, принимаются во внимание трудозатраты, связанные с выполнением банковских операций, конъюнктура рынка, а также стоимость услуг сторонних организаций, задействованных при выполнении операций. Это в том числе касается расходов банка по расчетам с процессинговым центром банка, платежными системами и др.». В банке также отметили, что перевести деньги без комиссии с одной карты банка на другую могут члены клубов «Леди» и «Шчодры». Но не на любую карту, а только на три любимых номера карточки других клубов, в том числе на карту рассрочки «Магнит» и на карточку «Белкарт» «Карта учащегося».