За что берлиозу отрезали голову
skeptimist
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Соотноси всё с вечностью
Предупреждение Порошенке и отрезанная голова Берлиоза
В истории сохранилось довольно много символических совпадений, которые уже как бы давали сигнал, что именно может с тем или иным историческим деятелем произойти.
Вот и с Порошенко уж слишком часто случаются какие-то события, которые носят своего рода предупредительный характер. Как у Януковича с закрывающимися перед ним дверями или упавшим на голову венком.
И совсем не нужен для подобного толкования Воланд, как это было с предсказанием смерти Берлиоза:
«— Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
«Какая-то нелепая постановка вопроса…» — помыслил Берлиоз и возразил:
— Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич…
— Кирпич ни с того ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.
— Может быть, вы знаете, какой именно? — с совершенно естественной иронией осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор, — и скажете мне?
— Охотно, — отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть — несчастье… вечер — семь…» — и громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!
Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного неизвестного, а Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:
— А кто именно? Враги? Интервенты?
— Нет, — ответил собеседник, — русская женщина, комсомолка.
— Гм… — промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, — ну, это, извините, маловероятно.
— Прошу и меня извинить, — ответил иностранец, — но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?
— Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.
— Нет, этого быть никак не может, — твердо возразил иностранец.
— Это почему?
— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится. «
Вы спросите, к чему это?
Пожалуйста. Пресс-служба Петра Порошенко допустила ляп, опубликовав фотографию с церемонии по случаю Дня флага Украины, где сабля солдата почетного караула будто бы рубит голову руководителя страны.
На этот факт в своем блоге обратил внимание политолог Владимир Корнилов.
«Еще одно символичное фото с Порошенко и его караулом. Интересно, пресс-служба президентская, вывешивая сегодня сие творение, ничего странного на рошеновской шее не обнаружила?» — комментирует эксперт.
Ара Мусаян. Почему Берлиозу в романе Булгакова отрезают голову…
Генезис литературного образа
(с любезного разрешения автора. © Ara Moussaïan)
Как известно, «Фантастическая симфония» состоит из 5 частей (засвидетельствованное влияние пятичастной же 6-ой Бетховена).
Это первое зрелое произведение 26-летнего Берлиоза (1830-1832). Композитор назвал ее «Эпизод из жизни артиста. Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, переживавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.
«Фантастическая симфония» – первая программная симфония в истории романтической музыки. Б. сам написал текст программы, представляющий подробное изложение сюжета.»
И вот что мы читаем в описаниях 4-ой и 5-ой частей, взятые из программы, сопровождающей, согласно пожеланию композитора, публичные исполнения его детища:
Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны. Странные шумы, завывания, взрывы смеха, отдаленные крики, которым, кажется, отвечают другие крики. Любимая появляется снова; но она утратила свой характер благородства и робости; это не что иное, как непристойный танец, тривиальный и гротескный, это она пришла на шабаш. радостный вой при ее приходе. она вмешивается в дьявольскую оргию. Похоронный звон, шутовская пародия на Dies irae; хоровод шабаша. Хоровод шабаша и Dies irae вместе».
Вот что пишет в заключении анонимный автор предыдущей выдержки из интернета: «Название V части – « Сон в ночь шабаша» – пародирует название известной комедии Шекспира. Силы зла показаны здесь в том демоническом аспекте, который стал типичным для романтиков. Финал напоминает грандиозную театральную сцену, вроде веберовской сцены в «Волчьем ущелье» с ее оркестровыми открытиями.
Отдаленное звучание колоколов возвещает появление еще одной пародийно трактуемой темы – это средневековый напев Dies irae (тубы и фаготы), открывающий «черную мессу». Тема строгого хорала в ней повторяется в уменьшении с иной ритмической акцентировкой и далее еще более ускоряется.
По следам Берлиоза: скамейка Воланда и рельсы на Бронной
Вопросы-то, в общем, ерундовые. Однако же именно ими непременно задается поклонник «Мастера и Маргариты», впервые оказавшись на Патриарших прудах:
а) на какой из скамеек беседовали Берлиоз и Бездомный, когда к ним подсел таинственный иностранец;
и б) в каком именно месте Берлиозу отрезало голову трамваем.
Давайте попробуем в этом разобраться, а то, бывает, даже гиды булгаковских музеев указывают экскурсантам неверные места. А для начала мы попытаемся восстановить маршрут, которым литераторы попали на Патриаршие. Вид с противоположного берега на аллею, где появился Воланд
Итак, после рабочего дня председатель МАССОЛИТА отправился домой передохнуть перед вечерним заседанием, а заодно прихватил с собой Бездомного, чтобы, завернув по пути на Патриаршие, прочитать ему лекцию по научному атеизму. Если бы Берлиоз следовал булгаковскому совету не разговаривать с неизвестными, после беседы с поэтом он вышел бы по Бронной на Садовую, повернул направо и через пару минут оказался дома. Глядишь, так без неожиданностей и попал бы на заседание (впрочем, кажется, у Воланда на этот случай был заготовлен кирпич на Бронной?).
Лирическое отступление про полуночное заседание МАССОЛИТА
Современного читателя может удивить, что заседание, на которое так и не попал Берлиоз, было назначено на десять вечера. Казалось бы, в это время совслужащему как раз пора отправляться в кровать, чтобы выспаться перед напряженным рабочим днем. Кому же в здравом уме придет в голову блажь назначить заседание на столь поздний час?
Однако в тридцатые годы такая ситуация была довольно обыденной и причиной тому был вполне конкретный человек, желания и привычки которого определяли жизнь каждого гражданина Советского Союза.
Этому человеку отчего-то не спалось по ночам. Он привык работать до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь – собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.
Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам – вздремнуть перед второй, ночной частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым, как мы видим, относился и выдуманный Булгаковым МАССОЛИТ.
Итак, Берлиоз с Бездомным попали на Патриаршие со стороны МАССОЛИТА. Прототипом дома Грибоедова, где размещалось это почтенное учреждение, является дом Герцена на Тверском бульваре: там во времена Булгакова помещались РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (их же московская ассоциация), ставшие, соответственно, коллективным прототипом МАССОЛИТА. Подойти оттуда к Партиаршим можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную – что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда. Там-то, значит, и стояла пестро раскрашенная будочка «Пиво-воды», не содержащая, однако, ни пива, ни вод. Так выглядели раскрашенные будочки с минеральной водой (эта, правда, стояла не на Патриарших, а на площади Большого театра)
Напившись вместо прохладного нарзана теплой абрикосовой, литераторы направились в тенистую аллею, где и устроились на одной из первых скамеек спиной к Бронной и лицом к пруду. Скамейка Воланда. На ней снова сидят два литератора
Вот здесь нам придется на время отложить «Мастера и Маргариту», поскольку из текста романа никак не удастся понять, которая скамейка оказалась занята редактором и поэтом. А откроем мы книгу Л. Паршина «Чертовщина в американском посольстве, или тринадцать загадок Михаила Булгакова» (несмотря на попсовое название, книга хорошая) и прочитаем там, что заветная скамейка расположена напротив подъезда дома № 32 по Малой Бронной – в этом подъезде жили булгаковские друзья. Михаил Афанасьевич вообще очень любил привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым якорькам из настоящего мира. Позади скамейки подъезд дома № 32
(иллюстрация Виктора Ефименко)
Хорошо, скамейку мы нашли, теперь пришла очередь второго знакового места: где же председателю МАССОЛИТА отрезало голову?
Казалось бы, в романе это написано довольно ясно, однако же есть один нюанс: топография прудов в «Мастере и Маргарите» слегка отличается от сегодняшней. Но обо всем по порядку.
Собираясь сообщить куда следует о подозрительном иностранце, Берлиоз побежал тому выходу с Патриарших, который находится на углу Бронной и Ермолаевского. И роковой трамвай поворачивает по придуманной Булгаковым «новопроложенной» линии (рельсов в этом месте, скорее всего, никогда не было и в помине) именно с Ермолаевского на Бронную. Поэтому многие читатели считают этот перекресток местом гибели Берлиоза. Однако в «Мастере и Маргарите» сказано, что перед тем, как отрезать редактору голову, трамвай уже успел повернуть на Бронную, выйти на прямую и увеличить скорость. Значит, Берлиоз вышел на Бронную не на перекрестке, а раньше, не дойдя до угла с Ермолаевским несколько десятков метров. Где же он мог это сделать – ведь в этом месте сквера больше выходов к Бронной нет?
Если вы захотите повторить путь Берлиоза, встаньте с найденной нами скамейки и идите в сторону Ермолаевского. Остановитесь на углу пруда – в том месте, где к вашей аллее слева под прямым углом подходит вторая такая же. Так вот, в топографии романа эта перпендикулярная аллея не оканчивалась, упершись в вашу, а продолжалась справа и выходила на Бронную. Поверните в этом направлении и вы, пройдите через газон, перелезьте невысокую ограду сквера (если у вас стройная фигура, сможете протиснуться в щель между решеткой и фонарем) – и вуаля! – вы на месте. Трамвай сейчас, как уже было сказано, тут не ходит, так что вы не рискуете в повторении пути Берлиоза дойти до его логического завершения. Патриаршие пруды для читателей «Мастера и Маргариты»
(кликабельно, как и остальное)
Кстати, именно в этом месте булгаковед Борис Мягков в 1987 году, разыскивая остатки трамвайных путей, вроде бы нашел следы разрыва в ограде на месте пропавшего выхода на Бронную и следы турникета, об который Аннушка разбила бутыль с маслом. Я пишу «вроде бы», потому что исследователь проводил свои изыскания с помощью биолокации (это что-то вроде лозоходства), так что доверять полученному результату можно лишь с известными оговорками. Что ж, поклонникам романа приходится довольствоваться и этим. Тем более, что с помощью своей биолокации Мягков нашел-таки на Патриарших рельсы, которые исследователям не удавалось обнаружить ни на одном транспортном плане города. Место гибели Берлиоза (вид с противоположного тротуара). Слева от фонарного столба был выход из сквера на Бронную
Впрочем, многие читатели и безо всяких биолокаций верят, что трамвайные пути на Бронной были. А настоящей вере, как известно, никакие доказательства не нужны. «Одно колесо пудов десять весит!»
А в заключение скажем пару слов, с которых, вообще говоря, стоило начать этот рассказ: зачем тратить столько сил на такую ерунду, как вычисление нужной лавочки и нужного перекрестка?
Ну ведь самом деле, какая к черту разница, тут Берлиозу отрезало голову или на полсотни метров дальше? Неужели для понимания смысла романа так уж важно знать, на какой именно скамейке сидел Воланд?
Так-то оно, конечно, так, если воспринимать «Мастера и Маргариту» исключительно рассудком. А если роман найдет тропинку и к сердцу, то придя на Патриаршие и сев на ту самую скамейку, где велся спор о Христе, волей-неволей почувствуешь причастность к описанным событиям, а это в свою очередь порождает желание еще глубже погрузиться в роман и задуматься о том, что же пытался сказать миру Булгаков. И каждый услышит что-то свое.
Эпизод с отрезанной головой Берлиоза
Телезрители сообщают о том, что канал «Россия-1» показал сериал «Мастер и Маргарита» не полностью — так, в соцсетях написали, что из фильма пропала сцена с убийством Берлиоза. Таким образом, первая серия была урезана примерно на минуту. Отрезанную голову Берлиоза зрители не увидели.
Алена Вершинина ― Владимир Владимирович, что вы будете делать в связи со всем этим?
Владимир Бортко ― Ну что я буду делать? Я просто возмущен. Во-первых, это люди, с которыми мы делали это. Это раз. Это «Россия-1», если б другой канал, это понятно, но это сделал канал — я делал это вместе с ними. Этим фильмом они остались довольны и хвалили меня. Зачем это вырезать? Что там страшного такого? Во-вторых, это, извините, просто нарушение Конституции, у нас нет цензуры. А что это такое? Это чистой воды цензура. Кроме того, это нарушение договора, который я подписывал с каналом. Подавать в суд? Я имею полное право, более того — я выиграю, наверно, процесс. Но я этого делать не буду. Я просто возмущен. Есть же пределы цинизму, я даже не знаю чему. Кто это сделал, зачем и почему? Я наверно позвоню и спрошу, у своих друзей, что ж вы делаете. Зачем вы это делаете? Почему? Я не знаю.
А.Вершинина ― Скажите, а в этом договоре — там есть, может быть, какая-то оговорка насчет монтажа.
В.Бортко ― Нет, там есть очень четкая статья: никто не может тронуть мой монтаж. Просто статья в договоре. Это прямое нарушение нашего договора.
А.Вершинина ― То есть даже если нужно, например, вырезать одну какую-то минуту под рекламу, какие-то новости?
В.Бортко ― Нет, ни в коем случае сокращать ничего нельзя. У меня есть четкий пункт в договоре, там это специально оговорено. Никто не может трогать монтаж, который я делал. Полный беспредел. Полнейший, я считаю. Причем удивительно, кто это может сделать без согласия руководителя канала. Кто это делает — не знаю. Какой креакл это все придумал сделать… Хотя я имею права подать в суд, 100%. Буду ли я делать это — не знаю.
А.Вершинина ― Пока не решили?
В.Бортко ― Я не решил пока. Подавать в суд на людей. с которыми я дружил более 15 лет?
А.Вершинина ― Были у вас похожие случаи раньше?
В.Бортко ― Да, «Бандитский Петербург». Не просто там запикано что-то. А просто отрезаны куски. Я делал первые две серии «Бандитского Петербурга». То же самое там. То есть это уже система.
Эпизод гибели Берлиоза под трамваем был отнесен к сцене насилия и вырезан из «Мастера и Маргариты» в связи с тем, что сериал транслируется на телеканале «Россия-1» в дневное время. Об этом сообщили радиостанции «Эхо Москвы» в пресс-службе ВГТРК. «Сериал идет в дневное время, соответственно никаких сцен насилия быть не может», — подчеркнули в ВГТРК.
Зачем Воланду голова Берлиоза?
Когда и почему на страницах романа появляется голова Берлиоза?
Во время бала Сатаны появляется голова Берлиоза, к которой обращается Воланд. Так как Берлиоз не верил в Бога и дьявола, он не получил возможности жить, умерев, как это было дано Мастеру и Маргарите.
Зачем нужна голова Берлиоза на балу?
Воланд дает Берлиозу возможность «сместить» точку зрения, приобрести знание, в котором наличие точки зрения теряет значение — «не нужно никаких точек зрения!». Существующая, поскольку голова еще на месте, «точка зрения» Берлиоза претерпевает первичную деформацию абсурдом.
Что произошло с отрезанной головой Берлиоза?
Вслед за тем появляется во время празднества у Сатаны, где Воланд пьёт вино из его головы, превратившейся в чашу из-за неверия Берлиоза в бессмертие.
Воланд поймал Берлиоза, он вынудил Михаила Александровича поверить в самую последнюю минуточку, уже буквально за несколько секунд до того, как пристроил его под трамвай, но если бы Берлиоз не изменил себе, если бы не кивнул в ответ на просьбу Воланда поверить в дьявола, если б сумел не верить именно в этот момент, то …
В чем смысл фамилии Берлиоза?
Однако в имени Берлиоза Булгаковым скрыта и доля сатиры – его имя переводится, как «подобный Богу».
Как и за что страшно наказан Берлиоз?
Он председатель Массолита. Но он так организовал эту ассоциацию, что ни одного настоящего литературного таланта там нет, члены её равнодушны к своему труду и заботятся лишь о личном благосостоянии. Именно за это и был наказан Берлиоз.
Почему Берлиоз был наказан?
Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя. … При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие. Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз? … Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.
Что случилось с мастером в романе Мастер и Маргарита?
Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. … Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.
Как Берлиоз лишился головы?
Но довольно странный. «Берлиоз не вскрикнул, но вокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица. Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла.
Что стало с Берлиозом?
И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы. … Берлиоз не вскрикнул, но вокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица.
Чем опасен Берлиоз Мастер и Маргарита?
Страшен не сам Берлиоз, а его судьба — автор показательно убивает его в начале романа, чтобы продемонстрировать способности Воланда. Он может не только доставать любые сигареты из кармана, но и запросто манипулировать судьбой, убивая людей — это явно говорит о его дьявольской сущности. Наталья К.
Как погибает Барон Майгель за что?
Барон Майгель — персонаж произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Появляется в 23 главе произведения. Новоявленный «Иуда». На великом балу у сатаны был застрелен демоном по имени Азазелло и послужил той жертвой, кровь которой оказалась в «литургической» чаше Воланда.
Зачем Булгаков обратился к образу Воланда?
Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление. Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди.
Кто был убит в романе Мастер и Маргарита?
А теперь посмотрим, как в романе «Мастер и Маргарита» организует убийство Иуды из Кириафа Понтий Пилат. Вначале он долго расспрашивает о нем начальника своей тайной службы Афрания. Но вот наконец и последний вопрос — о роде занятий Иуды.