За что бог дает испытания человеку
В испытаниях кроется Божье благословение
Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием.
Скорбь – вещь неприятная. Но за всем этим – болью, печалью, испытанием – кроется Божье благословение, перерождение, совершенствование человека или его семьи. Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием. Сначала у них все благополучно. Но вдруг Господь забирает у них ребенка. Начинаются слезы, горести. Затем на них снисходит Божественная благодать, и люди успокаиваются. Они приходят в церковь, начинают исповедоваться, сближаются со священниками. Благодаря своему ребенку они попадают в церковь. Боль заставляет их в поисках утешения молиться об упокоении, бывать на богослужениях.
Боль смягчает сердце, делая его восприимчивым к слову Божьему, даже если раньше оно, будучи черствым, не принимало это слово. Например, в расцвете юности человек думает лишь о себе, а не о ком-то другом. У него есть дипломы, слава, здоровье, красота – все. Но когда болезнь приковывает его к постели, он начинает мыслить иначе. Земные блага тщетны и бессмысленны, как и все в этом мире. Я могу умереть. И какой во всем этом смысл? И тут к нему, скажем, приходит некий человек и говорит: “Прочти эту книгу, посмотри, о чем там говорится”. Так он впервые слышит слово Божье. Когда он получает эту книгу, боль уже подготовила его сердце, сделала его восприимчивым. Значит, когда он откроет Евангелие и прочтет его, душа человека начнет перерождаться. И когда болезнь отступает, человек, едва поднявшись с постели, начинает пристально анализировать свою жизнь. И более не живет, как раньше, в гордости и фантазиях.
Болезнь и скорбь – первоочередные лекарства, дарованные нам промыслом Божьим, через которые Бог старается приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель.
Иов был лучшим человеком на земле, однако Бог пожелал сделать его еще лучше. И лишь пройдя через испытания, Иов прославился. Будучи добрым и благочестивым, он не был знаменит. И лишь с того момента, когда он в трудах и борьбе прошел через испытания, он был увенчан и обогатился. Тогда и было положено начало его славы, продолжающейся и по сей день. Его ярчайший пример способен укрепить каждого человека, проходящего через испытания. Если он был испытан, будучи святым, то гораздо более серьезным испытаниям подвергаемся мы, грешники. И в результате Бог сделал Иова святым, даровал ему долгую жизнь и благословил его двукратно и трехкратно за все то, чего он лишился. Так он стал прекрасным примером на все времена для страждущего человека. Следует лишь сравнить себя с ним, опереться на него и успокоиться, говоря: “Как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1:21). Человек склоняет голову и говорит: “Бог дал, Бог взял. И, забрав мое дитя, разве не Бог дал его? И взял. Где мое дитя? На небесах. Что с ним? Он пребывает там в покое”.
В каждом испытании таится Божественная воля и польза, которую, конечно, человек не может заметить сразу. Однако с течением времени она обнаружится. Известно множество таких примеров.
“Как же мне не плакать, отче? – она подумала, что перед ней кладбищенский священник. – Я похоронила своих детей, двух своих ангелов. Положила их в могилу, и мы с мужем теперь совершенно одни. Никакой радости не осталось для нас”.
И монах ответил ей: “Твои дети на небесах с ангелами. Они пребывают в счастье и Божественной радости, а ты, дитя мое, плачешь? И еще называешься христианкой”.
“Значит, дети мои живы? Они ангелы?”
“Конечно же, они ангелы”.
Этот монах был святым нашей Церкви. Впоследствии Андроник и Афанасия ушли в монастырь и стали святыми.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Православная Жизнь
Чтобы мы, наконец, поверили в Него.
Единицу измерения веры еще не придумали, но ее величина определяет степень и качество близости человека к Богу. Убежденных атеистов меньше, чем мы думаем. На вопрос о признании существования Бога большинство ваших личных респондентов ответят утвердительно, пусть даже они не будут христианами и вообще активно практикующими представителями какой-либо религии. Совсем другое дело – каков будет Бог в их представлении и насколько они активны в познании Его, что определяет ясность и глубину веры.
Согласиться с тем, что Бог есть не трудно. Сложнее принять Его законы на уровне собственных убеждений. Для этого нужно разбирать христианское учение, регулярно анализировать сказанное Спасителем, вести на этот счет внутренний диалог с Богом, а затем действенно принимать. Господь говорит, что мы сможем двигать горы, если у нас будет вера в Него хоть с горчичное зерно. Но мы их не двигаем. Мало того, малодушие становится вторым «я», стоит столкнуться с проблемой посерьезнее, в которой всегда испытывается наша вера.
Итак, вера основана на доверии. Мы верим в существование Бога как Высшей Силы, верим Священному Писанию, в котором нам открывается Бог. В таком случае мы должны доверять Богу всецело, внимательно прислушиваясь к Его голосу, звучащему между строк книги истории нашей жизни. Ведь без воли Господа с нашей головы не упадет и волос, значит, мы в безопасности, пока доверяем Богу и стремимся совершать действия в соответствии с Его волей. Если этого не происходит, то есть мы не употребляем усилия для исполнения заповедей, тратим малую часть времени на размышления, самоанализ и исправление жизни в сторону Небесного Царства, очевидно, что уверенность в Боге в нашем сердце будет колебаться и угасать.
Поэтому человеку зачастую выпадают испытания – шоковые для него ситуации, через которые происходит его внутреннее перерождение. Иногда нам сложно бывает только силой самоубеждения держать высокую планку духовной жизни. И тогда, чтобы поддержать пламя веры в нашем сердце, Господь посылает нам стрессовое событие или даже цепочку событий. Бог будит нас от духовной спячки, призывает осознать временность земной жизни, ветхость материальных ценностей и отлепиться, наконец, от мира, колосса на глиняных ногах. Так произошло и с апостолами во время укрощения Христом бури.
Как говорит Евангелие, чудо с насыщением тысяч людей не укрепило учеников Спасителя в вере. Похоже, для них это происшествие было некоторым дивом, хоть и необычным, но не столь глубоко пережитым. Каменные сердца (Мк. 6:52) апостолов не проснулись от спячки, пока не испытали ужаса перед лицом возможной гибели. О чем они думали там, в лодке, в момент шторма? Были парализованы страхом? Кто-то из них молился? Неизвестно. Но вскоре с берега по воде к ним подошел Спаситель (которого они сначала приняли за приведение), прекратил шторм и Сам сел в лодку. Только на краю неминуемой гибели Христос сумел достучаться до сердец апостолов.
Люди порой спрашивают, почему в мире так много зла, скорбей и страданий. Ответ прост: все от того, что люди решительно нарушают гармонию мира. Бог желает каждому человеку счастья вечной жизни, а человек, как безумец, не хочет слышать добрых увещеваний через слова проповеди, звучащие из интернета, со страниц книг, из уст христиан. Душа человеческая для Бога дороже всего мира, и именно поэтому иногда Он стучится в наши сердца несколько громче, посылая нам те или иные испытания.
Не счесть случаев, когда религиозно индифферентные люди через болезни, трудные ситуации приходили к Богу. Постепенно Господь помогал им преодолеть и проблемы со здоровьем (порой необъяснимым для современной медицины образом), посылал благополучие и семейное счастье, детей и работу, деньги и имущество. В конце концов, из эпопеи испытаний выходил уже совсем другой человек. Его вера в начале скорбного пути и после разрешения ситуации – два разных мира. Безбожник превращался в христианина, теплохладный – в горячего, праведник – в святого, благодарного за те страдания, которые пришлось преодолеть и обрести самое дорогое в мире сокровище – Бога.
За что мне столько испытаний?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопрос читателя:
Доброго дня, отче. Помогите пожалуйста мне разобраться и понять.
Я верующий человек, но наверно плохой христианин. Мне стало сложно ходить в церковь, молиться. Когда начинаешь молиться, все равно мысли где-то в проблемах, я не слышу молитв, значит, и Господь их не слышит. Мне кажется, что Господь отвернулся от меня. Все испытания в жизни даются нам в назидание или в награду. Видимо, за что-то Господь прогневался на меня.
Несколько лет назад, в моей жизни все стало рушиться и год от года все стало от плохого к худшему. Первым ударом стали огромные проблемы в финансовой сфере. Но я не привык жаловаться, поэтому взялся за вторую работу, почти не имея никаких выходных. Доходов хватало, чтобы исправно платить по всем обязательствам. Старался помогать друзьям, близким, когда они нуждались.
Внезапная болезнь мамы выбила из колеи. Мама боролась и прошла путь лечения и восстановления. Все шло к выздоровлению, но внезапно, спустя полтора года с момента операции мамы не стало. Причины не не могут сказать до сих пор, для нас это был шок. Прошло уже 2,5 года, но мы до сих пор не можем поверить в это.
Сейчас ситуация стала еще хуже, заработки на работе упали сильно и мне просто не хватает дохода на покрытие обязательств.
Хотел махнуть на все рукой и уехать хоть на север на вахту, но у меня остался престарелый одинокий отец. Да и друзьям тоже нужно помочь найти работу хорошую.
Все эти годы я старался не подвергаться унынию, но и мои силы уже на исходе. Отчаяние, бессмыслие. Я стал реже ходить в храм, так как не могу быть мыслями с Господом. Я не могу понять, почему так все? Прошу молитв. Спаси Господи.
Отвечает иерей Евгений Чебыкин:
Здравствуйте, Евгений. Благодарю Вас за Ваш вопрос!
Господь близко и в любой момент Он готов протянуть нам руку помощи, если только мы найдем в себе мудрость и силы воззвать к нему из глубины души, как это сделали в свое время пребывавший «во череве китове» пророк Иона («И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион.2:1-11)) или апостол Петр, который дерзнул пойти ко Господу по водам, но в результате своего сомнения начал тонуть («Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф.14:28-33″).
Тут можно приводить много примеров: и праведного Иова, и праотца Иосифа, и пророка Илии и многих других святых, которые в свое время испытывали состояние богооставленности но впоследствии, благодаря стойкости своей веры, получали от Бога поддержку и помощь. В этот нелегкий для Вас период рекомендую Вам чаще читать Священное Писание, изобилующее описаниями подобных ситуаций.
У нас есть много-много материалов о том, как и зачем молиться об усопших, начиная от самого первого вопроса — Зачем мы молимся за мертвых? Что это дает?
Я подобрал для Вас ссылки, посмотрите, пожалуйста, тексты:
Как бы плохо нам ни было, мы должны твердо помнить о том, что:
1) черная полоса непременно закончится и наступит время утешения. Помните, как говорит об этом пророк Исаия в 40-й главе своей книги: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:1-8)?
Как видим, к спасению Божию нужно готовиться так же усердно, как и к Его наказанию, иначе может статься так, что Господь явит нам Свою милость, а мы окажемся к этому совершенно не готовы;
Зачем Бог попускает совершаться ужасным страданиям людей?
Зачем (почему) Бог это попускает, особенно — что касается безвинных детей и младенцев?
Проблема несправедливого страдания не нова. Над её разрешением бились философы разных эпох. С этой проблемой сталкивается каждый человек, переживший горе потери близкого человека. Вот именно на это личное горе и стоит обратить внимание. Как бы ни увлекательна была философская проблема «теодицеи» (оправдания Бога), когда душа рвётся на части и жизнь теряет всякий смысл, стройные логические аргументы даже для сугубо рационального человека не лучшее лекарство.
Положение верующего в этой ситуации доходчиво описал западный богослов: «Вы никогда не знаете, насколько сильно вы верите во что бы то ни было, пока истинность вашей веры не станет вопросом жизни или смерти. Легко утверждать, что данная веревка достаточно крепкая, если вы собираетесь обвязать ею коробку. Но, предположим, на этой же веревке вам предстоит повиснуть над пропастью. Вот тут-то вы и поймете, насколько вы уверены в крепости вашей веревки». Слишком часто крепости нашей верёвки – веры во Христа – оказывается недостаточно для того, чтобы понять и принять попущенное нам испытание.
Это касается любой беды. Но особенно нам больно, когда дорогой нам человек погибает без видимой нам причины, т.е. безвинно. Одно дело, когда родители скорбят о смерти сына-террориста, и совсем другое, когда отец или мать узнают о смерти своей маленькой дочки от рук маньяка-насильника. Ненависть к убийце, жажда мести доставляют некое душевное удовлетворения, но не помогают ответить на главный вопрос: «За что?».
Первое, что нам необходимо сделать в поисках ответа, это честно признаться себе – мы больше скорбим о себе, а не о погибшем, особенно когда речь идёт о погибшем невинно. Это нам больно, это наш мир опустел, и наша жизнь потеряла краски. И даже если мы тревожимся о посмертной участи погибшего, то эта тревога не является главной составляющей нашего горя. Незаслуженность этой личной боли делает её поистине невыносимой. В нашем сознании очень крепко «сидит» ветхозаветный принцип талиона – «око за око, зуб за зуб», на котором основана вся правовая система. И если я никого не убивал, то по какому праву убивают моего ребёнка?
Один из ярких примеров осознанного бунта – судьба Ивана Карамазова, одного из главных героев последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы». Никто из его близких не погиб невинно. Вырос он в православной стране, возле стен известного монастыря. Вырос лишенным родительской любви и, став взрослым, очень озаботился проблемой невинного страдания детей. В то время человечество ещё не познало «чуда» ювенальной юстиции, и дети даже в православном государстве были людьми второго сорта. Родитель был полностью властен в судьбе своего ребёнка, и в случае его насильственной смерти подлежал уголовному наказанию, как за гибель скота!
Два противоположных примера проживания трагических жизненных обстоятельства мы находим в лице ветхозаветных праведников Авраама и Иова.
История Авраама великого ветхозаветного патриарха, родоначальника богоизбранного народа начинается с его личной встречи с Богом, в результате которой он начинает Богу доверять во всём, даже в том, что полностью противоречит всякой логике, рассудку и любым преставлениям о справедливости. Сначала Авраам, следуя призыву Бога, оставляет место своего комфортного обитания и отправляется в полную неизвестность с одной лишь надеждой на то, что там Бог не только устроит его жизнь, но и подарит ему, престарелому мужу престарелой жены, наследника, от которого произойдёт многочисленный народ. В скором времени после рождения у столетнего Авраама сына Исаака, Бог повелевает именно этот плод обетования принести в жертву.
Здесь мы можем сказать, что Аврааму было легче, чем нам в подобной ситуации. Его – великого праведника – Бог почтил непосредственным общением с Собой. Не даёт нам Писание и никакой информации о внутренней борьбе Авраама перед закланием Исаака. Мы видим человека, безраздельно доверяющего Богу, но не понимаем, как он к этому пришёл. Обрести такое понимание нам поможет библейский рассказ о другом ветхозаветном праведнике – Иове.
Этот ответ вызывает восхищение, но не помогает нам решить проблему боли от несправедливой утраты, ведь нас в горе переполняет, как минимум, уныние, а то и откровенный ропот на Бога. Ответ мы находим в основной части Книги Иова. Дальнейшее поведение Иова после поражения его проказой может со стороны показаться откровенным бунтом против Бога. Он проклинает день своего рождения, не признаёт за собой никакой вины, за которую его можно было бы так наказать. И самое главное – он требует суда с Богом, требует встречи с Ним лицом к лицу. И Бог открывает ему Себя, не отвечая при этом ни на один из поставленных Иовом вопросов о справедливости его страданий.
Но Иову уже и не нужны эти логические ответы! Он встретился с Богом лицом к лицу и больше ему ничего не надо – ни объяснения причин страданий, ни каких-либо за них компенсаций: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:5,6).
В истории Иова и заключается ответ на поставленный вопрос. Нет на него логического ответа. Тайну страдания применительно к делу спасения каждого человека знает только Бог. Только Он видит сердце того, кто погибает без видимой вины, равно как и сердце того, кто остаётся жить, мучаясь болью утраты. Богу можно только довериться во всём, как это сделал Авраам. Но путь к истинному доверию лежит только через личную встречу с Богом в своём сердце. За эту встречу надо дерзновенно бороться на пределе своих сил. Человек, боясь потерять свой жизненный комфорт, часто уклоняется от этой встречи, памятуя, что «страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31). И только когда вся земная жизнь рушится, неимоверная боль помогает человеку вступить в борьбу. Не с Богом, а за Него, за живое общение с Ним.
Мог бы Бог выбрать другой, не столь экстремальный способ нашего духовного лечения? Мог бы. Богу подвластно всё, но не всегда Он хочет проявлять Свою безграничную власть. Бог захотел и создал человека по своему образу, наделив его богоподобной свободой, свободой служить Богу и уподобляться Ему во всём и свободой творить зло, уподобляясь дьяволу. Нельзя принудительно сделать человека добрым, поскольку тогда он перестанет быть человеком. Нельзя уничтожить только плохих людей в надежде, что хорошие после этого заживут хорошо. Способность творить зло заключена в каждом человеке, даже в невинном новорожденном младенце. И только Бог знает, как она в дальнейшем проявится.
Поэтому уничтожить зло, порождающее страдание, означает стереть человечество с лица земли либо превратить его в стадо совершенно послушных, а потому безгрешных животных. Не Бог источник зла. Человек вслед за Адамом сам распоряжается своей богоподобной свободой во вред всей вселенной. И все люди связаны друг с другом, как в деле спасения, так и в гибельном падении. Великий праведник помогает своей молитвой множеству людей сделать выбор в пользу Бога, а отъявленный злодей своим примером тянет их вслед за собой в ад, который они, опять же, выбирают вполне добровольно.
Непосредственная встреча с Христом снимает все логические вопросы о несправедливом страдании, потому что Он Сам испытал на себе таковые, причём в степени, неизмеримо большей, чем страдания любого внешне невинного человека, поскольку даже новорожденный младенец не лишён общей повреждённости человеческой природы «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екл.7:20).
Правда ли, что Бог не дает испытаний не по силам?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести
(1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытаниями, посылаемыми Богом, вы не подвергались опасности впасть в грех и отпасть от веры, потому что Бог не попускает нам искушений
сверх сил.
Но когда вы сами навлекаете на себя своим поведением искушения, тогда не можете быть уверены в победе над ними.
Св. апостол Иаков призывает благодушно переносить искушения: испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
(Иак.1:3-4). Иногда человеку кажется, что испытания превышают меру его сил. Преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13–32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих» (
Размышление смиренного сердца
).
Бог даст вам больше, чем вам будет по силам – это я вам гарантирую
Есть одно высказывание, набившее оскомину, которое я стала по-настоящему ненавидеть.
Всю свою жизнь я слышала его всякий раз, пересекая чёрную полосу. Под чёрной полосой я имею в виду тернистый, крайне тяжёлый отрезок жизненного пути, под конец которого я истекаю кровью практически до самой смерти. Такие «полосы», наверняка, случались и в вашей жизни.
«Бог никогда не допустит, чтобы с вами происходило то, что вы не в состоянии вынести», — вот фраза, про которую я говорю.
Милое, согревающее душу ощущение, согласитесь? Теми, кто так говорит, движет желание помочь и чувство сопереживания.
НО… это же неправда!
Знаю, что это звучит жёстко, но обещаю вам, что мой рассудок не покинул меня внезапно, и я не превратилась в озлобленную на Бога и мир женщину. На самом деле, как только я осознала, что Бог может допустить и обязательно допустит в нашей жизни куда больше того, что мы сможем пережить, мне стало проще.
После этого всё вдруг встало на свои места.
Как часто я едва пробиралась сквозь испытания, которые казались мне сильнее меня. С самого детства мне довелось пережить достаточно испытаний, вынудивших меня довольно быстро «повзрослеть». Но должна признать: я знаю наверняка, что и на вашу долю хватило своих сложностей, просто потому что такова жизнь. Однако последнее испытание практически вывернуло меня наружу; после него я, словно умалишённая, искала ответов на вопросы о том, почему всё это со мной происходит и как я могу после такого элементарно выжить.
Я потеряла папу, умершего от рака в прошлом месяце: если вы следите за моим блогом, то это уже не новость. Но то, что происходило, было просто ужасно.
Каждый день мы смотрели в лицо его приближающейся смерти подобно тому, как проходили бы каждый круг ада: медленно и мучительно, – просто не нахожу другого сравнения для того, чтобы передать свои ощущения. Застывшие в памяти образы… звуки… бессонные ночи… крики к Богу, пока мы смотрели на происходившее с отцом, будучи не в силах ему помочь… мучительные втирания морфия ему в щёки в молитве о том, чтобы организм принял лекарство, но всё безуспешно. Жуткая, невыносимая боль всякий раз, когда мы поднимали его и клали обратно… просто из-за того, что он не находил себе места и каждые несколько минут просился «домой». И на фоне всего этого, я пыталась напоминать себе о том, что миллионы людей проходят через то же самое, более того, уже прошли через то же самое. Только всё это невыносимо. Если вы не согласны, то просто потому, что этого пока с вами не происходило.
Это испытание настолько меня поглотило, что язык не поворачивается говорить о нём в прошедшем времени: до сих пор возникают моменты, когда оно мной овладевает.
По ночам меня мучали кошмары, когда я снова и снова переживала эти беспощадные воспоминания; порой я вижу его лицо у прохожих на улицах, проходящих мимо и переживающих, что я, вероятно, схожу с ума. Я плачу над грустными песнями в машине и мучаю себя стопками фотографий и пожелтевших фотоальбомов. Мне не просто его не хватает. Даже несмотря на твёрдое свидетельство Евангелия и вопреки отсутствию всяких сомнений в том, что он именно там, где Господь подготовил для него место, иногда всё произошедшее становится для меня просто невыносимо: оно забирает у меня кислород и может унести с собой и мою радость.
Был один день, когда я открыла Писание. Мне была нужна помощь.
Я хотела понять, где именно написана та фраза, которую неустанно повторяли мне люди в церкви, на работе и по телефону. Почему Господь «так сильно мне доверяет»? Почему Он решил, что такие испытания будут мне под силу?
Вот тогда-то я и поняла: я не могу найти эту цитату просто потому, что её там нет.
В Писании нет ничего о том, что Господь не допустит в вашей жизни больше того, что вы сможете пережить. Да в Первом послании Коринфянам 10:13, и правда, говорится о том, что Он не попустит нам быть искушаемыми сверх меры, но при искушении покажет выход. Однако в том, что касается боли, испытаний, проблем и обременений, ни разу здесь не сказано о том, что с нами не произойдёт больше того, что мы сможем вынести. Вместо этого, в Писании есть дорогие сердцу слова:
«Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Возьмите иго моё на себя и научитесь от Меня… ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Ев. от Матфея 11:28—30).
Эти слова навсегда остались в моём сердце, как вы можете себе представить. Христос обращается к тем из нас, бремя которых для них самих непосильно. И в одном этом стихе Он просто показывает причину, по которой нам даётся сверх наших сил: чтобы мы могли прийти к Нему. Чтобы мы могли довериться Ему настолько, чтобы передать Ему свои тяжёлые, невыносимые бремена и позволить нести наш груз.
Возможно, сейчас у вас на сердце тяжкий груз подобно тому, который лежал у меня до того, как я прочитала, перечитала этот отрывок из Писания снова и снова. Подумать только: ведь до произошедшего со мной он никогда мне в глаза не бросался.
Возможно, вы не видите просвета из-за всепоглощающей грусти или непрекращающихся долгов. Может быть, вас съедает изнутри злость по отношению к кому-либо из церкви, на вас давит груз ответственности за воспитание детей или же вы раздавлены пониманием о невозможности иметь детей вовсе. Возможно, вы смертельно больны и при этом воспитываете несовершеннолетних детей. Скорее всего, и вам нужен ваш Искупитель, который встретит вас на этом пути и возьмет на себя этот тяжёлый крест, который вы едва несёте. Кроме того, Он сам говорит нам о том, что эта ноша более пригодна для него, чем для нас, так почему не отдать Ему этот крест?
Я поняла – медленно, но верно, – зачем Он мне нужен.
Думаю, собственная гордость всегда внушала мне мысль о том, что я могу всё делать по-своему. «Я сильная», – так я говорила. «Меня не сломаешь. Я могу помогать окружающим в их бедах и нести все свои тяжести сама». Как же я ошибалась!
Я не очень понимала, что означало выражение «нуждаться в Нём», до тех пор, пока у меня не осталось иного выбора. Я не знала, что это означает, до тех пор, пока не пришлось буквально руками удерживать себя, чтобы сердце не выскочило из груди и меня не разорвало на части от сотрясавшего горя, до тех пор, пока я не начала задыхаться от слёз и криков в Небеса. До тех пор, пока я не осталась совершенно одна и от окружающей тишины не начало звенеть в ушах. Именно в такие моменты я научилась тому, что Он – не просто прихоть рассудка, не просто удобный символ любви или причина для свершения благих дел.
Нет! Он – воздух, которым мы дышим.
И только Он один может сделать жизнь выносимой, когда она совершенно не такая.
Испытания. Способность успешно проходить жизненные испытания
Испытания. Способность успешно проходить жизненные испытания как качество личности – способность достойно и благородно выдержать все испытания судьбы, проходя их, развиться духовно и сильно вырасти в личностном плане.
Однажды один мудрый человек рассказывал группе людей о Боге и жизненных испытаниях. Свой рассказ он завершил словами: — В конце концов, всё будет хорошо. — А если всё же хорошо не будет, — спросил его кто-то. — А если пока не хорошо — значит, ты просто ещё не дошёл до конца, — улыбнулся мудрец.
Конфуций сказал: – Проникнуть в сердце человека труднее, чем пробраться в горное ущелье. Легче познать Небо, чем сердце человека. Небо установило весну и осень, лето и зиму, день и ночь. У человека же лицо непроницаемо, чувства глубоко скрыты. Бывает, что человек с виду добр, а по натуре жаден; по виду способный, а на деле никчемный; по виду деловит, а в душе празден; внешне мягок, а внутри груб. Вот почему получается так, что человек то стремится к добродетели, как умирающий от жажды – к воде, то бежит от нее, как от лесного пожара.
Вот почему мудрый правитель посылает человека в далекий путь, чтобы испытать его преданность, и посылает его близко, чтобы испытать его почтительность; дает трудное поручение, чтобы испытать его способности; задает ему неожиданные вопросы, чтобы испытать его сообразительность; приказывает действовать быстро, чтобы испытать его доверие; доверяет ему богатство, чтобы испытать его совестливость; извещает его об опасности, чтобы испытать его хладнокровие; поит его допьяна, чтобы испытать его наклонности; сажает его вместе с женщинами, чтобы увидеть, похотлив ли он. Таковы девять испытаний, по которым можно судить о людях.
Человек закаляется испытаниями. Он них его душа только крепнет. Без испытаний нет роста. Как происходит личностный рост? К человеку приходит определённое знание. Силы мироздания говорят: — Ну, теперь посмотрим, как ты усвоил это знание. Дадим тебе испытание. Создадим для тебя практическую ситуацию, в которой теперь это знание нужно применить. Если ты не усвоил, мы тебе опять эту ситуацию пошлём. Не пройдёшь испытание, останешься на второй год.
Бог не даёт испытаний больше, чем человек может выдержать. То есть, Бог посылает испытания по уровню развития личности, по её силам. Каждому приходит столько испытаний, сколько он может вынести. Истинная сущность человека открывается в испытаниях.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни, времена испытаний.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках. Сила и дух человека проявляется в прохождении испытаний.
Без трудностей и испытаний человеку трудно было бы личностно расти, развиваться и совершенствоваться. Испытание – это шанс стать благороднее, опытнее, благостнее и счастливее. В книге «Князь. Зеркало Велеса» Александр Прозоров пишет: «Первый бой — он в жизни каждого мужа самый главный. Пока со смертью глазами не встретился, никак не поймешь, человек ты али скот двуногий. На ногах стоять станешь али на коленях ползать и со страху выть. Остальное не так важно. Был бы человек. Коли в тебе душа, как дуб, крепка, любое испытание тебя токмо прочнее сделает, тверже булата, ако дуб мореный. А коли душа, что ольха — она и от простого дождика трухой обратится».
Тому, кто промок под дождём, роса не страшна. Мать Тереза учила: «Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались!»
Низменную душу испытания опускают ещё ниже – в позор, бесчестие и бесславие, а высокую душу делают ещё возвышенней. Чем тяжелее испытание, тем больше потом награда. Белая полоса в жизни приходит обычно после успешного прохождения испытаний.
Психолог Брайан Трейси говорит: «Помните, вся жизнь — это испытание, это тест. Чтобы достичь большого успеха, Вы должны пройти «тест на настойчивость». Но этот тест часто застаёт Вас врасплох и оказывается чем-то вроде инспекторской проверки в школе, которую ничто не предвещает. Сложная ситуация может возникнуть в любое время, причём обычно совершенно негаданно и там, где на неё совсем не рассчитываешь. Вы проходите тест на настойчивость всякий раз, когда сталкиваетесь с непредвиденной трудностью, разочарованием, задержкой, неудачей или житейским кризисом. Именно в такой ситуации Вы демонстрируете самому себе и всем, кто Вас окружает, из какого материала Вы в действительности изготовлены».
Однажды молодая девушка, придя к отцу, стала жаловаться: — Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я всё время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать? Отец улыбнулся и, вместо ответа, поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зёрна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он свою дочь. — Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она. — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи… Посмотри — твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твёрдым… Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут… — А кофе? — спросила дочь. — О! Это самое интересное! Зёрна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её, превратив кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств, — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из испытаний, выпавших на их долю.
Испытание – есть экзамен на настоящего человека. Испытания прививают человеку терпение и смирение. Одна из важнейших задач жизни – достойно выдержать все испытания.
Абд ал-Кадир Гилани писал: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно — проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание — это лев, а львы не питаются падалью».
Раз уже вспомнили о львах, вспоминается анекдот.
Поймали как-то людоеды немца, поляка и русского. После чего заявляют своим пленникам: Мы отпустим того, кто пройдёт все наши испытания, которые заключаются в следующем: Необходимо выпить бутылку водки и пройти по шаткому мостику, затем зайти в пещеру ко льву и пожать ему лапу, после чего нужно переспать с захваченной им женщиной. Кому удастся выполнить все задания, дадим мешок золота и даруем свободу.
Первым пошёл немец. Кое-как выпил бутылку водки, шатаясь, дошёл до мостика, только вступил на мостик, сразу упал. Вторым пошёл поляк. Выпил бутылку водки кое-как прошел по мостику, только зашёл в пещеру ко льву, лев сразу его съел.
Третьим пошёл русский. Залпом выпил бутылку водки, ну что с бодуна не сделаешь, прошёл мост, зашёл в пещеру ко льву оттуда раздаются крики, визги, мяуканье. Выходит русский весь исцарапанный, уставший и, вытирая со лба пот, говорит: — Ну, кому тут теперь руку пожать надо.
Величайшее испытание для личности – выстоять не столько в полосе несчастий и невзгод, сколько остаться настоящим человеком в радости и счастье. Хочешь испытать человека – дай ему власть.
Любовь даруется человеку для того, чтобы он мог достойно выдержать все испытания. Без любви человек не может выдержать жизненные испытания.
Анекдот об испытаниях.
В монастыре проводится посвящение в буддийские монахи, ну испытания разные, и до последнего этапа дошли три молодых человека. Последнее испытание: Каждому на естество привязывается колокольчик, и по одному запускают в комнату. А в комнате — девушки практически обнаженные танцуют, стриптиз, то, сё.
Первого запустили — колокольчик сразу — дзыннь. Настоятель ему: — Ты еще не умеешь себя контролировать. Иди, прими холодный душ и прочитай две тысячи молитв. Запускают второго. Он держится две минуты, потом раздается тихий звон колокольчика. Настоятель отправляет его принимать холодный душ и читать тысячу молитв.
Подошла очередь третьего. Зашел он туда, девушки танцуют вокруг него, практически все с себя поснимали, а ему хоть бы хны. Ну, настоятель обрадовался: — Молодец, ты достиг высшей степени самоконтроля! Теперь ты можешь пойти принять душ со своими товарищами, молитв читать не надо. И тут раздался тихий звон колокольчика…