За что бог наказал евреев
За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием на такой большой срок?
За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А.
Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб
Прежде всего, стоит определить суть понятия «изгнание» — откуда нас изгнали и за что. Наше изгнание, вернее, четвертый и заключительный этап — это изгнание Эдома, или римское изгнание, которое продолжается уже около 2000 лет. На самом деле, изгнание началось гораздо раньше, еще с разрушением Первого Храма в 3338 году. При этом важно отметить, что изгнание — это не рассеяние евреев по всему миру. Ведь вплоть до разрушения Второго Храма евреи жили довольно компактно, на одной территории, и даже в некоторые периоды времени имели государственную независимость. Изгнание, или галут, это духовное понятие, значение которого — отсутствие духовного единства между евреями на основе Торы и, как следствие этого, неизбежный разрыв с Творцом.
Пророки Ирмияу, Захария, Амос, Йехезкель постоянно предупреждали народ о нависшей над ним опасности. Пророчества об изгнании есть и в самой Торе в книгах Ваикра и Дварим:
«И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас» (Ваикра, 18:25,28).
«И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам» (Дварим 11:17).
«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим. И будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню. И станешь притчей и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36,37).
«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли» (Дварим, 28:64).
Царь Давид, который жил задолго до этих событий и вел победоносные войны, пророчит в 79 псалме разрушение Иерусалима и осквернение Храма:
«Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников — полевым зверям. Проливали кровь, как воду, вокруг Иерусалима — и некому их похоронить. Стали мы посмешищем для наших соседей, опозорены и посрамлены среди окружающих нас. До каких пор, Г-сподь, Ты будешь гневаться? Вечно ли будет пылать, как огонь, Твоя ревность?»
Из Торы в разделе Ки Таво (Дварим 28:15—69), а также из Мегилат Эйха видно, что эти пророчества осуществились в мельчайших деталях. Прочитайте эти страшные слова, они найдут отклик в любом сердце.
Говорят наши мудрецы, что причиной разрушения Второго Храма и изгнания стала синат хинам — беспричинная ненависть евреев друг к другу, то есть ненависть, которая не имеет никакого рационального объяснения. Еще сказали мудрецы, что каждое поколение, при котором Храм не был восстановлен, — как будто бы разрушило его. Если посмотреть на поведение евреев и их отношение друг к другу, то вопрос, почему мы до сих пор в изгнании и почему оно не прекращается так долго, к большому сожалению, отпадет сам собой. Существование нашего мира с момента Творения ограничено 6000 лет. К концу этого срока обязательно наступит Избавление, но это не значит, что оно не может прийти и раньше: своими поступками по отношению к окружающим мы можем исправить себя и, следовательно, весь мир, и ускорить, или, не дай Б-г, задержать Избавление.
Новое в блогах
За что был наказан Богом еврейский народ?
За что был наказан Богом еврейский народ?
Как справедливо заметила по поводу этого заявления раввина Берл Лазара редакция Русской линии: «Думается, у каждого нормального жителя Петербурга вызовет недоумение и возмущение желание раввина навязать в святой для горожан день снятия Блокады Ленинграда, когда поминаются все жертвы этой трагедии вне зависимости от их национальной принадлежности, отмечание «дня холокоста». Достаточно вспомнить, какой неприятный осадок вызвало дискриминационное решение германского правительства удовлетворить ходатайство Израиля иприравнять евреев-блокадников к жертвам холокоста, с вытекающими отсюда материальными последствиями».
И действительно, мнение об «исключительности еврейского холокоста», мнение о том, что другие народы мира в принципе не могут иметь ничего подобного, имеет не просто дискриминационный характер, но основано на национальной гордыне, возведенной в самую высокую степень. Кстати сказать, именно такую национальную гордыню, уязвленную итогами 1-й мировой войны, мнение о своей национальной исключительности и неполноценности других наций возбудили в немецком народе фашисты, что и послужило непосредственной причиной холокоста. Разумеется, такое мнение мы принять не можем.
Впрочем, меня, как священника, интересует в этой теме другой вопрос, а именно: какие уроки можно извлечь из этой нашей трагедии и из трагедии холокоста? Что касается наших уроков, то они очевидны, о них постоянно говорят и пишут православные русские патриоты, когда утверждают, что наша трагедия были следствием отступления нашего народа от Царя Небесного и Царя земного. Более того, это учение принято Русской Православной Церковью, которая в этой связи призывают наш народ к покаянию в этом грехе, а в народе действительно происходит такое покаяние. И если говорить конкретно о Ленинградском холокосте, то вот замечательный пример такого призыва Церкви к покаянию и действительный акт народного покаяния, о котором также сообщает РЛ.
«27 января, у Поминального креста в Московском парке Победы Санкт-Петербурга в честь 65-й годовщины полного освобождения Ленинграда от Блокады состоялась панихида по павшим в дни Блокады и годы Великой Отечественной войны. Панихиду отслужил клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерей Алексий Успенский. На Богослужение собралось более двухсот человек. После панихиды иерей Алексий обратился к собравшимся с пастырским словом, в котором расценил Блокаду Ленинграда как следствие Февральской и Октябрьской революций 1917 года, а также как наказание Божие за недостойное поведение жителей Петербурга во время Первой Мировой войны.
«Прорыв блокады Ленинграда, как известно, начался 18 января в Крещенский сочельник, а закончился 27 января, когда Церковь празднует отдание праздника Крещения Господня. Очевидно, что случайно таких совпадений не бывает, и Господь явно хочет сказать нам нечто через такое совпадение. Если вспомнить историю, то мы с вами поймем, что Господь говорит с нами в том числе и через даты церковного календаря, обращая наше внимание на то, что кроме того, что мы должны помнить огромные жертвы Блокады, кроме того, что мы должны гордиться своим городом, который не сдался врагу, покорившему всю Европу, мы должны понимать, за что был наказан наш град такой страшной карой.
Ведь по логике вещей Россия должна была победить в 1917 году, так как в апреле было намечено наступление, в результате которого Германия непременно была бы повержена, но этого не произошло, поскольку в марте отрекся Царь Николай II. А если бы Россия победила, то к 50-му году XX века нас должно было бы быть 700 млн., а к XXI веку нас было бы уже порядка миллиарда. И мы не потеряли бы территории, а приобрели бы новые, мы приобрели бы Босфор и Дарданеллы, проход через Суэцкий канал и т.д. И никакая Америка никогда бы за Россией не угналась. Вот что мы потеряли в результате бунта! И Господь нас наказал Блокадой. Но надо сказать, что враг так и не вошел в город, а это значит, что Господь принял молитвы и покаяние тех людей, которые, возможно, поняли и осознали свою вину, искупить которую довелось очень дорогой ценой».
Как видите, мы не обвиняем одних лишь большевиков или немцев в своих бедствиях, но понимаем, что они в руках Божиих лишь орудие наказания за наши грехи. А что же евреи? Неужели одни немцы являются причиной их холокоста? Ведь еврейскому народу также был дан закон Божий, закон Моисеев, который обещает ему земные блага в случае его верности Богу и угрожает ему страшными наказаниями в противном случае, как говорит Господь:
«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то. будете есть хлеб свой досыта. пошлю мир на землю вашу. и меч не пройдет по земле вашей» (Лев.26,3-4.5.6).
«Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих. то и Я в ярости пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет» (Лев.26,24-25).
Так что евреи могли бы кое в чем поучиться у русских и извлечь определенные уроки из своего холокоста, задавшись вопросом, а за какие же наши грехи Бог, как Он и говорит в законе, наказал нас таким страшным бедствием? И что необходимо делать, чтобы оно не повторилось?
Но надо заметить, что все это Православие определяет и как древнее апологетическое свидетельство иудеям, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия и Сын Божий. Выглядит это свидетельство следующим образом, в виде приблизительно такого диалога православного и иудея:
ПРАВОСЛАВНЫЙ иудею: Дал ли Бог вам, иудеям Свой закон?
ИУДЕЙ: Да, такой закон Бог дал нам через Моисея на горе Синай.
ПРАВОСЛАВНЫЙ: А в чем суть этого закона?
ИУДЕЙ: В том, что если мы будем ходить в заповедях закона, то наследуем земные блага (ср.Лев.26,3-4.5.6), а если будем нарушать эти заповеди, то будем наказаны Богом земными бедствиями (ср.Лев.26,24-25).
ПРАВОСЛАВНЫЙ: А были ли в истории вашего народа такие наказания Божии за ваше непослушание?
ИУДЕЙ: Да были. Так, например, за то, что мы, оставив служение истинному Богу, служили идолам, Он наказал нас пленом Вавилонским.
ПРАВОСЛАВНЫЙ: А какое самое страшное наказание в вашей истории вы понесли за свой грех против Бога? (Диалог, заметим, происходит еще задолго до холокоста, прим.авт.).
ИУДЕЙ: Самое страшное наказание было тогда, когда Тит взял Иерусалим, разрушил его, когда был сожжен храм, истреблена половина нашего народа и уничтожено царство Иудейское.
ПРАВОСЛАВНЫЙ: Но самое страшное наказание Божие, очевидно, предполагает и самое страшное преступление против Бога. Какое же величайшее преступление вы тогда совершили? Ведь идолам вы уже не служили, закон старались исполнять, за что же так страшно наказал вас Бог?
И хочешь, не хочешь, иудею приходится признать, что этим величайшим преступлением было отпадение его народа от Иисуса, Который истинно есть Христос, Сын Божий, и предание Его на распятие. Ибо если бы Он был всего лишь простым человеком, как до сих пор мнят иудеи, то никакого всенародного наказания за его распятие не последовало бы.
Так вот в наше время это древнее апологетическое свидетельство имеет свое логическое продолжение. Если нынешний холокост, как признают сами евреи, является таким чудовищным бедствием, что может был сравнен с тем древним, начала 70-х годов по Р.Х. наказанием Божием иудеям, то за что же конкретно наказан еврейский народ в соответствии с законом Божиим холокостом? Чем и против кого конкретно так страшно согрешили евреи незадолго до этого, в начале ХХ века, например, в феврале и октябре 1917 года, а также в последующие годы? Лично я думаю, что холокост был следствием (цитирую слова И.С.Гольденберга) «особой роли евреев в октябрьской революции и последующем становлении советской власти», т.е. угнетающего русский народ эксплуататорского режима большевиков. Получается, за свою «особую роль» в этом деле евреи были и наказаны особо, можно даже сказать сугубо, дважды: один раз вместе со всеми народами России испытали на себе три революции, две большие войны, репрессии и т.д. А другой раз особо, отдельно в виде холокоста.
Пламя не спалит тебя. Прорoчества о наказании евреев за нарушение ими в Святой Земле Израиля
Причины первого изгнания
Изгнание наступает за идолопоклонство, за разврат, за кровопролитие и за [нарушение закона о] седьмом годе.
Сказал Абайе: «Иерусалим был разрушен из-за нарушения субботы».
ИДОЛОПОКЛОНСТВО
Когда пришла пора евреям перейти Иордан и войти в Эрец-Исраэль, повелел им Г-сподь истребить в этой стране идолопоклонство: уничтожить изображения языческих богов, разбить жертвенники, сжечь «священные» деревья, которым поклонялось местное население.
Вождь народа, ученик Моше-рабейну Йегошуа бин Нин, предложил народам, населявшим Эрец Исраэль, следующие условия: тот, кто желает покинуть страну добровольно, может это сделать беспрепятственно; тот, кто хочет остаться, обязан принять на себя исполнение семи заповедей сыновей Ноаха, данных Всевышним всему человечеству: не убивать; не грабить; не вступать в половые связи с близкими родственниками и замужней женщиной; не заниматься мужеложством и скотоложством; не есть мяса, отрезанного от животного, которое еще дышит; не служить идолам (Во многих случаях служение идолам было связано с принесением человеческих жертв. Ханаанеи (таково и собирательное название всех народов, живших в Эрец-Исраэль до прихода туда евреев) «для укрепления дома» замуровывали в его фундамент собственных первенцев или пленных врагов. Подобное варварство существует в мире и сегодня. Еще совсем недавно, например, в Бразилии «в честь богов» утопили в море восьмерых детей. В Индии поклонялись идолу, в честь которого следовало умерщвлять жертву путем удушения. Один из ревностных служителей этого идола сидел при англичанах в тюрьме — он удушил 900 человек и сожалел, что не довел эту цифру до тысячи. В той же Индии полагалось заживо сжигать жену умершего); не проклинать Имя Б-га; судить тех, кто нарушает все эти законы.
Принявшего эти семь заповедей (на иврите такого человека называли гер тошав) оставляли в стране, и евреи обязаны были ему помогать: «Если обеднеет твой брат и опустится его рука, то поддержи его — пришелец (То есть принявший иудаизм) ли он или поселенец (То есть гер тошав) — и пусть живет (рядом) с тобой» (Вайикра,. 25:35).
Тем же, кто не захочет уйти по своей воле, и не примет на себя исполнение семи заповедей детей Ноаха, и будет продолжать служить идолам, была объявлена война на уничтожение. Как сказано в Торе:
«… не оставляй в живых ни души» (Дварим, 20:16).
«Не заключай ни с ними, ни с их богами союза… Да не будут жить они в твоей стране, чтобы не ввели тебя в грех предо Мною; ибо если будешь служить их богам — это станет для тебя ловушкой» (Шмот, 23:32, 33).
«Ибо даже сыновей и дочерей своих они сжигают в огне — богам своим» (Дварим, 12:31).
«Если же вы не прогоните жителей той страны, то будут те, кого вы оставите… колючками в глазах ваших и занозами в ваших боках, и будут притеснять они вас в той стране, где вы поселитесь. И будет: как Я хотел сделать им
сделаю вам» (Бемидбар, 33:55, 56).
Согрешили наши праотцы, нарушили этот завет — оставили в Эрец Исраэль многих язычников, а потом и сами привыкли к их образу жизни, переняли их обычаи…
Впоследствии, когда Израиль разделился на два государства, Яровам — первый царь десяти колен — стал отвращать народ от веры в единого Б-га: он опасался, что израильтяне станут, как им положено, трижды в году посещать Иерусалимский Храм — это вновь могло привести весь еврейский народ к объединению под властью Давида. Но и цари Иудеи Ахаз и Менаше строили жертвенники Ваалу, развращая народ, многие иерусалимские евреи не соблюдали законы Торы, царские министры брали взятки.
«Твои министры — отступники и пособники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они [по справедливости], и тяжба вдовы не доходит до них» (Йешаягу, 1:23).
«Как развратен стал город верный! Исполнен был правосудия, ночевала в нем справедливость, а теперь [живут в нем] убийцы» (ЙешаяТу,1:2
В молитве «Шма», которую религиозный еврей читает дважды в день. говорится: «Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, [иначе] разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов, И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Г-сподь дает вам…» (Дварим, 11:16,17). Сказано абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате — не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и «исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли». Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.
Любопытно следующее: веавадэтэм (через букву «аин») означает на иврите «станете служить», а «веавадтем» (через букву «алеф») — «исчезнете». Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам — исчезнете…
Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Всевышний смертью, изгнанием; почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: «И выведу войска Мои, Мой народ из Египта…» (Шмот, 7:4), «В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет» (Шмот, 12:41). А уж если написано тебе на роду быть солдатом — служи как положено, чувствуй свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель — если услышишь приказ, не говори: «Я устал, я замерз, я боюсь», отвечай одно: «Будет исполнено!» Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь Свой народ.
Вот что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: «Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи» (Амос, 3:2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех, потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов — народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.
Трижды клялись евреи быть верными Б-гу — и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль. Исполняют евреи свою клятву — посылает им Г-сподь Свое благословение, нарушают — строго карает их: А если. скажут: «За что Г-сподь, Б-г наш сделал нам все это?» — ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не вашей» (Ирмеягу, 5:19).
И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но — не истребляет: «… и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя» — снова вспоминаем мы слова пророка Ирмеягу.
РАЗВРАТ
После перечисления законов о запретных половых связях: мужеложстве, скотоложстве, сожительстве с близкими родственниками, с чужими женами, с собственной женой с момента начала у нее менструации и до очищения женщины в микве — в Торе сказано: «Не оскверняйтесь всем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которые Я изгоняю пред вами. И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас». (Вайикра, 18:24,25,28).
Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), выдающийся комментатор Торы, говорил об Эрец Исраэль, святой земле, предназначенной для святого народа, что она подобна царевичу, не привыкшему к плохой пище: от несвежей еды его начинает тошнить. Эта страна не терпит развратных жителей, поступающих вопреки воле Всевышнего.
Отчего, спрашивается, были уничтожены, стерты с лица земли Сдом и Амора и на месте, где стояли эти города, разлито Мертвое море, лишенное какой бы то ни было биологической жизни? Оттого, что жители этих мест были большими грешниками. Основным их грехом было жестокое обращение с путниками, проходившими через город: запрещалось давать им ночлег, кормить их и поить; горожанин, нарушивший этот запрет, считался преступником. В числе иных пороков, свойственных этому народу, был и самый отвратительный разврат. Известно, однако, что подобные грехи были характерны и для многих других племен. Почему же лишь эти города были сокрушены Б-жьей яростью?
Говорит по этому поводу другой наш великий ученый, Толковавший Тору, Рамбан (раби Моше бен Нахман, 1194—1270): «Знай,. Что наказание постигло Сдом из-за особой роли Эрец-Исраэль (в мире): эта страна не терпит гадких людей, их она и изрыгнула — грешных пред Б-гом и людьми. Всевышнему было угодно, чтобы те места, (где находились эти города), служили напоминанием евреям — будущим жителям Эрец-Исраэль: если они согрешат, то станет земля Израиля такой, как будто засыпало ее серой и солью, будто вся она сожжена подобно Сдому и Аморе… которые поверг Г-сподь в гневе Своем. И в других краях есть народы плохие и грешные, на с ними Б-г не поступил так, как с жителями Сдома». На эту же тему Рамбан говорит и в другом месте: «Были народы не менее развратные, чем ханаанеи, но их земля не изрыгнула, в отличие от тех, кто жил в Эрец-Исраэль».
А рав Саадья-гаон (882—942) в книге «Сефер гаэмунот вегадеот» объясняет, что всякое доброе дело и любой грех меряются в соответствии с временем и местом их совершения: если ли кто свинину в обычный день или в Йом-Кипур, дома ли, в синагоге или у Стены плача.
Все эти высказывания сводятся к одному: каждый поступок, хороший или дурной, совершенный в Эрец-Исраэль, оценивается Всевышним по особо строгим меркам — особенно в том случае, когда речь идет о евреях.
Приходится признать, что общение с ханаанеями не пошло евреям на пользу и в том, что касалось отношений между полами.
«…Страна полна прелюбодеев…» — сокрушался пророк Ирмеягу, обличая грехи своего народа (23:10).
«… Разврат творили среди тебя… Наготу отца у тебя обнажали, нечистую ниду (нида — женщина в период от начала менструации и до погружения в микву — бассейн для ритуального очищения) бесчестили… Иной с женой ближнего своего творил гнусность, иной осквернял развратом свою невестку, а иной сестру свою, дочь отца своего, бесчестил…» (Йехезкель, 22:9—11).
Дорого заплатили евреи за грехи тех, кто решил жить не по законам Торы, а по велению собственных животных инстинктов: изгнанием всего народа из Эрец-Исраэль…
КРОВОПРОЛИТИЕ
Пролитие крови — убийство — особо тяжкий грех, но евреи, увы, переняли и его от своих соседей.
«Так сказал Г-сподь Б-г: город, проливающий кровь в среде своей… в крови твоей, которую ты пролил, провинился ты… Посему отдал Я тебя на поругание народам и на осквернение всем странам!» (Йехезкель, 22:3,4).
Всегда находились такие, кто считал, что достаточна нам, евреям, соблюдать необременительные заповеди, появляться иногда на Б-гослужениях — и за это Всевышний простит нам все остальное. Глубокое заблуждение!» На том свете или на этом, но последует наказание за каждый грех, и предотвратить кару человек моет лишь искренним раскаянием и переходом к праведному образу жизни.
Как! — говорит Всевышний. — Красть, убивать, прелюбодействовать, преступать клятву и служить Баалу… А (потом) приходить, чтобы предстать предо Мною в Храме этом, названном Именем Моим, и говорить: «Мы спасены!», чтобы [опять] совершать все эти мерзости?! (Ирмеягу, 7:9,10).
Кровопролитие было одним из тех тяжких грехов, из-за которых Г-сподь допустил разрушение Храма, и Шхина (Б-жественное присутствие) покинула народ Израиля. В народе, среди которого есть убийцы, нет места для Б-га. Как сказано:
«…ибо кровь оскверняет землю… и не оскверняй землю, на которой вы живете и в которой Я нахожусь, ибо Я, Г-сподь, нахожусь среди сынов Израиля» (Бемидбар, 35:33, 34).
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ СУББОТЫ И ЗАПОВЕДИ О СЕДЬМОМ ГОДЕ
Сказал [Всевышний]: «Сейте шесть лет и отдыхайте год, чтобы показать, что земля — Моя. А вы так не делали. Уходите из нее, и она отдохнет в течение стольких лет, сколько вы должны Мне».
Говорит пророк Ирмеягу: Так сказал мне Г-сподь: пойди и встань в воротах сынов народа (Израиля), через которые входят и выходят цари иудейские, и во всех воротах Иерусалима. И скажешь ты им: слушайте слово Г-спода, цари иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие в эти ворота — так сказал Б-г: берегите души свои и не носите ношу в день субботний, и не вносите [ее] в ворота Иерусалима и не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, и будете освящать день субботний, как заповедал Я отцам вашим… и войдут в ворота этого города цари и князья, сидящие на престоле Давида… и город этот будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудеи, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Биньямина, и из долины, и с гор, и из Негева — приносить всесожжения и (другие) жертвы, и хлебное приношение, и ладан, и благодарственные жертвы в дом. Г-спода. А если, не послушаетесь Меня… то зажгу Я огонь в воротах… и пожрет он дворцы Иерусалима, и не погаснет» (Ирмеягу, 17:19—22, 25—27).
Как выполняли иерусалимцы повеление Всевышнего, видно из слов пророка Йехезкеля, обличавшего царивший в еврейской столице разврат, взяточничество, идолопоклонство, неуважение к родителям, забвение законов субботы: «Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял» (Йехезкель, 22:8).
Тора запрещает обработку земли в год шмита — последний год семилетнего цикла: «И так сказал Г-сподь Моше на горе Синай: «…когда придете в землю, которую я даю вам, будет отдыхать земля в субботний год Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай [лозу] своего виноградника и собирай урожай… А седьмой год субботой покоя да будет для земли, субботой Г-спода: поле свое не засевай и не подрезай лозу свою; что само вырастет на поле твоем, не сжинай (как хозяин] и винограда с предназначенных [для себя] (Все, что выросло на земле в седьмой год, не принадлежит хозяину участка. Он вправе лишь, как и любой прохожий, взять для своей семьи столько плодов, сколько необходимо для трех трапез. Запрещено снимать плоды для продажи или для использования их в каких-либо технических целях) лоз твоих не снимай — годом покоя да будет [этот год] для земли. И да будет [урожай] субботнего года вам в пищу — тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному [работнику] твоему, и поселенцу… И отсчитай себе… семь раз по семь… сорок девять лет… и освятите пятидесятый год… йовель — так будет [называться] у вас этот пятидесятый год; и не сейте, и не жните то, что само вырастет на земле, и не снимайте [урожай] с лоз, предназначенных [вами для себя]» (Вайикра, 25:1—6,8,10,11).
В главе 26-й книги Вайикра говорится о первом изгнании евреев из Эрец-Исраэль. Среди прочего сказано там, что пока евреи будут жить на чужбине земля Израиля отдохнет за все те годы, что не давали ей отдохнуть в Шмита и Йовель.
А теперь обратите внимание на цифры: за 85 лет своего пребывания в Эрец-Исраэль евреи в нарушение закона обрабатывали землю в годы шмита и йовель в течение 436 лет:390 лет грешил Израиль и 40 лет — Иудея (см. Йехезкелъ,4) итого — 430 лет. К ним следует прибавить еще 6 лет, прошедших со времени пророчества Йехезкеля до изгнания, итого
436 лет. За эти 436 лет 70 раз была обработана земля в годы шмита йовель. И ровно 70 лет продолжалось Вавилонское изгнание, как и было обещано Б-гом через Его пророка: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и сдержу для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмеягу,29:10).
Не раз во времена Первого Храма предупреждал Всевышний евреев устами Своих пророков — Гошеа, Йешаягу, Ирмеягу, Йехезкеля и других, предсказывал, что произойдет с народом, если не прекратится в его среде б-гохульство, разврат, взяточничество, осквернение субботы и шмиты, кровопролитие, но не внял народ увещеваниям пророков.
«И посылал им Г-сподь, Б-г отцов их, через посланников Своих [предупреждения] постоянно, потому что жалел Он Свой народ и Свою обитель. Но оскорбляли они посланников Б-га и не обращали внимания на слова Его, и издевались над Его пророками, пока не поднялся гнев Г-спода на народ Свой; так (разгневался Всевышний), что не дал Он (им) прощения. И привел Он на них царя Халдеи, и убивал тот мечом своим их юношей в Храме их, и не пощадил ни юноши, ни девушки, ни пожилого, ни старика» (Диврей гаямим, 36.15—17)
А оставшиеся в живых были изгнаны из Святой Земли в точном соответствии с пророчествами.
ПРИЧИНА ВТОРОГО ИЗГНАНИЯ
Во времена Второго Храма не было среди евреев ни идолопоклонства, ни разврата, не грешили они кровопролитием, не были повинны в нарушении субботы и законов шмиты — другой болезнью заразились евреи: беспричинной враждой друг к другу. Распри в народе достигли особого накала перед штурмом римлянами Иерусалима. Одни считали, что следует бороться против захватчиков до последней капли крови — — и будь что будет, другие утверждали, что сопротивление бесполезно и может привести к уничтожению большей части народа и изгнанию уцелевших. Сторонники войны считали приверженцев противоположной точки зрения предателями и изменниками; злокачественная опухоль вражды пустила свои метастазы в еврейском народе.
Талмуд говорит: «Но Второй Храм — когда учили Тору, и выполняли заповеди, и делали добро друг другу — за что был разрушен? За напрасную вражду. Это говорит о том, что напрасная вражда весит больше, чем три греха вместе: идолопоклонство, разврат и кровопролитие» (Йома, 96).
Именно этот грех привел к разрушению Второго Храма, истреблению римскими захватчиками как сторонников вооруженного сопротивления, так и их противников и к почти двухтысячелетнему изгнанию остатков еврейского народа из Эрец-Исраэль.
В каждом слове Торы, в каждой ее букве заключен смысл, и сравнительный анализ текста помогает нам лучше понять суть сказанного.
Возникает вопрос: почему предсказание об изгнании евреев из Эрец-Исраэль содержится двух местах Торы — в 26-й главе книги Вайикра и в 28-й главе книги Дварим? Рамбам отвечает на этот вопрос так: речь идет о двух изгнания. Вайикра предсказывает изгнание евреев вавилонянами, а Дварим — римлянами.
Интересно, что число слов, повествующих о первом изгнании в книге Вайикра, — 390 (начиная со слов веим ло тишмеу ли и до веэт хукотай гала нафшам — Вайикра, 26:14—43). 390 лет, как мы помним, грешил Израиль, за что и был наказан. В Торе упоминается о служении идолам: «…и разрушу солнечные кумирни ваши…» (Вайикра, 26:30). Во времена Второго Храма, как нам известно, идолопоклонства среди евреев не было.
А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который [поселится] среди вас, будет возвышаться над тобою [все] выше и выше, а ты станешь опускаться [все] ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам исполнилось и это.
«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [этот] народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец-Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам. Здесь же творится о народе «…наглом, который не уважит старика и юношу не пощадит. И съест он приплод скота твоего и плоды земли твоей, пока не разорит тебя и не оставит тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода овец твоих, — пока не погубит тебя [окончательно]. И вытеснит он тебя из всех городов твоих по всей твоей стране, которую даст тебе Г-сподь, Б-г твой…» (Дварим, 28:50—52).
«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим» (Дварим, 28:36). Прежде всего в этом пророчестве бросаются в глаза не понятные слова: «…которого поставишь над собой». Евреям не надо было никого над co6oй «ставить»: все цари Иудеи происходили из рода, Давида, помазанного на царство пророком Шмуэлем по приказу Б-га, и потомству его Всевышний дал власть над народом Израиля навечно. Смысл этого выражения станет ясен, если мы вспомним, что Агриппа, правитель Иудеи во времена Второго Храма, не был потомком Давида, происходил из прозелитов и не был достоин быть царем. Евреи «поставили»» его над собой в нарушение закона Торы.
Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!
«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли», и предсказывает Тора (Дварим, 28—64). До самого последнего времени это пророчество исполнялось лишь частично: в основной своей массе евреи жили в странах Африки, Азии и Европы. И лишь в XX веке, спасаясь от фашизма, евреи проникли в самые отдаленные уголки планеты: в Австралию, Новую Зеландию, Океанию…
Исследователи, занимающиеся «критикой» Библии (то есть Танаха), пытались доказать, что Тора написана уже после изгнания евреев из Эрец-Исраэль, что уже совершившиеся исторические факты выдаются в ней за предвидение будущего пророками древности. Приверженцам этой теории достаточно было бы взять в руки Септуагинту — перевод Торы на греческий язык, выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами во время правления греков, задолго до прихода римлян в Эрец-Исраэль, — чтобы убедиться в ошибочности своей концепции. Находки последних десятилетий: свитка Торы из Масады, кумранские рукописи — неопровержимые доказательства древности и истинности Письменного Закона.
УРОКИ ИСТОРИИ
Исторический опыт нашего народа свидетельствует о том, что в те периоды, когда евреи жили по законам Торы, они с честью выходили из любых испытаний, поскольку с ними была милость Всевышнего. Достаточно вспомнить годы правления Давида, в течение которых Израиль вел победоносные войны, и последовавшие за этим сорок лет мира и процветания при царе Шломо.
После смерти Шломо власть перешла к его сыну Рехаваму, и тот «…оставил Тору Г-сподню и весь Израиль — с ним [вместе]» (Диврей гаямим II, 12:1). Вторгся тогда в страну египетский царь Шишак с огромным войском и осадил Иерусалим.
«А Шмая, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме [спасаясь] от Шишака, и сказал им: «Так сказал Г-сподь: вы оставили Меня, за это и Я оставил вас, [отдав] в руки Шишака». И смирились князья Израиля и царь, и сказали: «Праведен Г-сподь!» И когда увидел Г-сподь, что они покорились, было слово Г-спода к Шмае: «Они смирились, [поэтому] не истреблю их…» (Диврей гаямим II, 12:5—7).
В периоды правления царей Йегошафата, Хизкиягу, Йотама, Уэиягу народ возвращался к своему Б-гу, и это были годы мира и процветания.
Когда же к власти приходили цари-идолопоклонники, начинались войны и голод. Ярким примером тому является история десяти северных колен Израиля: династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн.
Иудейский царь Ахаз насаждал в еврейском народе идолопоклонство, запретил изучение Закона. Великому Йешаягу, спасавшемуся от властей, приходилось обучать детей Торе тайно. И что же? История правления Ахаза — история неудачных войн, которые он вел. Лишь в одной из них было убито сто двадцать тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.
Но вот умер царь, и другой его сын, Хизкиягу, наследовал отцу. Новый правитель немедленно ввел всеобщее обучение Торе в разрушенной стране. Результат возвращения раскаявшегося народа к своему Б-гу не замедлил сказаться — вспомните хотя бы историю Санхерива, вторгшегося в Эрец-Исраэль и потерявшего в итоге всю свою многотысячную армию. После освобождения от ассирийских захватчиков вновь наступили для еврейского народа годы покоя и процветания.
Каждому из людей воздается за его поступки, как правило, лишь после того, как душа его покидает этот мир. Именно этим объясняется, например, тот факт, что злодеи зачастую благоденствуют при жизни, а хорошие люди подчас страдают. И все же детям Израиля, живущим в Эрец-Исраэль, Всевышний дал обещание воздать добром на этом свете за соблюдение ими заповедей Торы, и расплата за нарушение Его воли не заставляла себя ждать. Рамбан говорит, что и благословения, и проклятия еврейскому народу, живущему на своей земле, — из области скрытых чудес, ибо в законах природы нет прямой зависимости между следованием заповедям Торы, и, скажем, пролившимся в срок дождем, благодаря которому человеку удается снять с поля богатый урожай. Следовали евреи Торе — исполнялось пророчество «и увидят все народы мира, что Имя Г-спода изречено над тобой, и устрашатся тебя» (Дварим, 28:10), сходили с ее путей — сбывалось предсказанное: будут [проклятия] на тебе, как знак и как чудо, и на потомстве твоем [будут они] вовек (Дварим, 28:46).
Особое, пристрастное отношение Всевышнего к избранному Им народу, с которым Он заключил Свой союз, явилось причиной и невиданных милостей, которыми Он осыпал нас в награду за послушание, и особо суровых кар, которые Он обрушивал на наши головы в наказание за грехи.