За что бог наказал людей
Наказание
Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч.3,12
Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому – огонь и червь. Сир.7,18–19
То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Евр. 10,29
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Евр. 12,6
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Евр.12,7
..кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Мк.3,29
..чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается. Прем.11,17
И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие своё, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрёт. Иез.18,23–24
Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие своё, которое сделал. Иез.18,26
И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. Иез.18,27
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Евр.12,9
То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 2Пет.2,9–10
..ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я. Иов.31,23
Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. Прит.15,10
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придётся тебе ещё больше наказывать его. Прит.19,19
Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несём наказание за беззакония их. Плач.5.7
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Евр.12,11
Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление. Втор. 24,16
И всё, что приключается нам, бывает за злые дела наши и за великие грехи наши. 2Езд.8,83
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Наказания в Царстве Божьем
Давайте внимательно прочитаем следующие стихи из Библии.
(Евр.12:1-11)
Это единственное место Нового Завета, которое говорит о том, что Бог бьет нас.
Таким образом, можно учить все, что угодно!
Но мы не можем строить учение в Церкви на основе выводов и мнений. Нам нужны прямые места Писания, которые говорят сами за себя.
———————————-
Наказания в Ветхом Завете.
————————————
В ветхозаветнее время Государство и Церковь – одно лицо. Поэтому наказания в Ветхом Завете – это и Государственный Уголовный Кодекс и Конституция и Церковный Устав в одном документе.
Значит, часть наказаний, производимых в то время, были не религиозного характера, а социального, государственного. И относятся они не к категории наказаний с Неба, а к категории наказаний от соседа.
Например, наказание за кражу. Если это религиозное наказание, то церковь сегодня должна отлавливать воров и помещать в церковные тюрьмы. Нет, это наказание государственное, и существует оно для нормализации общественной жизни, как инструмент воздействия на несознательных граждан.
Наказания, которые производили люди над людьми, были общественного характера (за кражу, убийство, прелюбодеяние, неуважение к старшим).
Наказания, которые производил непосредственно Господь, были, как правило, наказанием для народа, а не для одного человека.
Например, история Давида.
(2Цар.24:10-13)
И вздрогнуло сердце Давида после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою,
И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
Все три варианта касались народа. «Бегать от неприятеля» означает проигрывать на войне. Бог наказывал весь народ за грех Давида, а не одного Давида.
Во 2-м Царств, главы 11 и 12 описана история, происшедшая между Давидом, Урией и Вирсавией. 2Цар. 12:9-12
Это было наказание для одного Давида или это принесло проблемы для всего Израиля? Конечно, для всего Израиля. Это была настоящая гражданская война.
Почему грех Давида вызывал проблемы для всего народа?
Потому что он был царем! Его грехи «аукались» на всей стране. Неужели не было других ситуаций, подобных этой истории, но случившихся в жизни простых людей? Уверен, что были, и немало. Но ни одна из них не записана в Писании. И мы не знаем, как Бог поступал в подобных случаях с простыми людьми. Если кто-то скажет, что точно так же, то ему советую прочитать внимательно послание Иакова, глава 3, стих 1. Там Иаков пишет, что учителя будут подвергнуты более придирчивому суду, нежели ученики. Значит, и к царям в Старом Завете требования были выше и ответственность больше, следовательно и уровень наказания не был равен уровню наказания обычного израильтянина.
Я не пытаюсь дать объяснение всему происходившему во времена Старого Завета. Я лишь хочу показать, что нельзя бездумно переносить любые истории из Ветхого Завета в Новый. Старый Завет – это образы для нас (1 Кор. 10:6,11), а не прямые указания. И если бы истории с царем Давидом были бы правилом для нашей повседневной жизни, то сколько же раз в году, мне интересно, приходил бы мор на всю поместную церковь? Ведь на протяжении этого года не один ее член согрешил, и не один раз.
Но люди берут жизнь Давида и учат, что за каждое твое неправильное действие Бог наказывает тебя болезнями и проблемами, совсем не беря во внимание, что Давид был наказан как царь, а не как обычный израильтянин. И наказан был весь народ, а не он один.
— Но я думаю, что это означает, что сегодня Бог наказывает меня одного.
Но это опять: «я думаю». Так не написано. Мы просто так думаем, потому что это легко вписывается в наши представления.
Прежде всего, давайте посмотрим, кого и за что могут наказать в Новом Завете.
Мы дети. Могут ли наказать детей в Царстве Божьем? Да (читаем Евр. 12). А за что дети могут быть наказаны?
3а грех!? Большинство скажет, что конечно же за грех. А как же иначе?
Но давайте прочитаем послание к Римлянам, глава 5
Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.
Через Него нам открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим.
Когда мы еще были слабыми, Христос в предопределенное время умер за нечестивых.
Но Бог проявил свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками
Иисус умер за нас. Он принял на Себя нашу вину и был наказан за наши грехи и непослушание. Так что же, когда мы были детьми дьявола, то Иисус был наказан за наши грехи. А теперь, когда стали детьми Божьими, жертва Иисуса что, уже не работает? И мы теперь сами должны платить по счетам?
Так учит религия самоправедности.
Библия говорит, что делами невозможно оправдаться перед Богом. Но для самоправедности это утверждение смерти подобно. Ведь вся их жизнь в том, чтобы хвалиться перед другими своей праведностью, своей правильностью, идеальностью и безошибочностью. Но, раз уж нельзя им хвалиться, что делами достигли они спасения, то оставляют себе они отдушину – сами платят за свои грехи. И потом хвалятся хотя бы этим: «О-о-о! Как я был неправ! И Бог наказал меня! Это было так больно! Я болел 3 месяца! Но Бог, по милости Своей, исцелил меня! Я с честью выдержал наказание!» И ждут, что окружающие с восхищением посмотрят на них. Мол, вот духовный человек.
Павел говорит, что если за наши грехи заплатил Христос, когда мы были врагами, то тем более платит сегодня, когда мы примиренные, друзья и дети Божьи.
А Бог – не правительство нашей страны, дважды одну плату не взимает.
Иисус уже болел на кресте за мои грехи, кровь пролил, как уплату за мои грехи. Он уже был наказан.
(1Иоан.2:1,2)
Дети мои, я пишу вам, чтобы вы не согрешали. Но если кто из вас и согрешит, то помните, что у нас есть Ходатай Праведник Иисус Христос, который выступает перед Отцом в нашу защиту.
Даже если я согрешу, то Библия напоминает мне не о наказании, которое я должен понести за свой грех, а о моем адвокате, Иисусе Христе, который постоянно выступает перед Богом в мою защиту, напоминая Богу, что за мой грех уже уплачено, наказание уже приведено в исполнение.
(1Пет. З:18)
потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных
Бог не может наказать меня за грех, иначе Иисус лжец и апостолы лжецы. Бог в Библии, в вопросе греха, предлагает мне прощение греха, помощь в борьбе с грехом и силу для победы над ним, но не наказание. Потому что Бог не требует, чтобы за один грех наказывали дважды, а за мой грех уже наказали моего Спасителя.
Но если Бог не наказывает нас за грех, то за что, и чем?
Давайте посмотрим Писание.
Евреям 12
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Павел ссылается здесь на место Писания в Старом Завете (Прит.3:12)
ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
Еще одно место Старого завета о наказании: (Ос.6:4-6)
Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет.
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении.
За что Бог поражал их?
» благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Поэтому Я поражал »
За то, что их благочестие, т.е. жизнь с Богом не была такой, как нужно! Речь не о грехах только, но прежде всего о том, что жизнь их (мышление, взгляды, ценности, стиль жизни, характер) не соответствовала Божьему замыслу.
» бил их словами уст Моих «
Чем Бог их бил? Словами уст!
Разве это наказание, спросит кто-то? Болезнь, нищета – вот наказание. Слова – это для неженок, а мы настоящие духовные мужики, нас словами не проймешь. Ну и плохо, когда человек настолько тупой, что слова не хватает. Как в поговорке «пока оглобля по лбу не даст, не перестанет на баб заглядывать».
Так вот, идея о том, что Бог наказывает нас болезнями, основывается прежде всего на мысли, что наказание должно быть больным физически, потому что моральная боль слабо чувствуется.
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает (дисциплинирует); бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Отцы наказывают детей? Да.
Тогда вот Вам пример: «Отцу 80, сыну 60. Сын сделал что-то не так, отец берет ремень и. давай по попе колошматить ремешком». Так? Смешно? Опять перегибаю палку?
На этом простом примере пытаюсь показать, что многое в вопросе наказания зависит еще и от возраста. Мы наказываем за что, когда и как? Мы не наказываем детей за ошибки. Только глупый может бить сына за падение с велосипеда, разлитый чай или разбитую вазу.
Детей можно наказывать только за непослушание и сознательные неправильные действия в отношении других людей.
Конечно, но было это государственное наказание, а не религиозное.
И, самое главное, в Старом Завете Иисус не умер еще за людей, и каждый сам платил за свои грехи. В этом и состоит главное отличие Старого Завета от Нового.
В Новом Завете мы имеем Спасителя.
Так чем же мы можем наказать ребенка?
Ремень, как метод воспитания, действует только несколько лет. И цель наказания ремнем – приучить к тому, чтобы ребенок слышал слова обличения и исправления.
Когда ребенку 4 года, и он нуждается в наказании за непослушание, мы берем ремень или розгу, а после опять с любовью и нежностью учим о том, как надо себя вести. Когда ему 14, и он вытворяет то, что нельзя, ремень не поможет. «Слабый» ремень только пощекочет зад, «сильный» вселит страх, закомплексует, озлобит, но не воспитает. Здесь нужна сила словесного убеждения и наказания. И наказания в таком уже возрасте скорее должны относиться к разделу ограничений в развлечениях, чем ограничений в обеспечении. Даже непослушный сын должен быть одет, обут, накормлен и знать, что его любят, что он остается сыном, не смотря ни на что. Именно такой образ Бога нарисовал нам Иисус в притче о блудном сыне.
Учение о том, что Бог наказывает болезнями, предполагает, что все христиане только и ищут возможности грешить. Поэтому и держит их Бог в ежовых рукавицах.
Мы спасены, наши грехи прощены. Мы ценим это. Мы не бесчувственные животные, не несмышленые дети. Мы полюбили Бога в ответ на Его любовь и милость к нам. Поэтому мы хотим жить чисто и свято. Нас не надо лишний раз убеждать, что грех – это плохо. Мы прекрасно это понимаем.
А если кто-то настолько туп, что до него подобные элементарные вещи не доходят, что ж? Для таких остается совет апостола Иакова: «иных спасайте страхом». Но мы не иные. Нам не нужен страх. Мы понимаем с полуслова.
Поэтому, когда мы согрешаем, мы больше нуждаемся в ободрении верить в силу Божьей жизни в нас, в нашу способность, благодаря Иисусу, победить этот грех. Если в чем-то мы не правы и не понимаем этого, то нас надо учить, а не уничтожать. А если понимаем, но не делаем, то нам достаточно Слова, сказанного с укоризной, чтобы осознать неправоту и начать исправляться.
— А мне недостаточно! Вот тебя и будут бить физически, а нам хватит побиения словесного.
Пример из Нового Завета:
(Иоан.21:15-17)
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр ОПЕЧАЛИЛСЯ, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Чем Бог наказал Петра за отречение от Иисуса? Мор, голод, рак мозоля левого уха?
— Ну-у, так то апостол Петр. И всего лишь отрекся. а вот когда я поссорился с женой или не пошел на ночную молитву. Вот великое преступление, за него Господь и «натоптышем» под левый глаз наказать может.
(Евр.4:12)
Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
Что судит? Слово!
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3:16)
Писание дал нам Господь!
И дал Он Писание, Слово Свое, чтобы через Его Слово мы были научены, обличены, исправлены и научены.
За наши грехи заплатил Иисус.
Поэтому нас за них не наказывают ни болезнями, ни смертью.
Бог дисциплинирует, воспитывает,обучает нас жить правильно, чисто, свято.
Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»
1. «Человек сам себя наказывает»
Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).
2. «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться»
Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5).
3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»
Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 )? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в III веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» ( Притч.23:13 ). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17 ). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:18 ).
4. «Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает»
Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).
Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.
2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) ( Иак.1:17 )» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» ( Иез.22:31 ) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св. прав. Иоанн Кронштадский) (11).
5. «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того, чтобы запугать человека, для его исправления»
Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» — справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.
6. «Бог любит всех одинаково»
Ответ: Библия показывает обратное: «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» ( Пс.33:16-17 ). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18:17 ). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» ( Пс.3:9 ). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел ( Мал.1:2-3 ). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». ( Рим.9:13 ).
Заключение
Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» ( 1Кор.13:8.6 ). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь – величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).
В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: «Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников…». И в разделе «Правда Божия» он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (Подробнее: Правда Божия; Святые о наказании Божием (подборка цитат)).
Конечно, очень удобно верить в выдуманного Б(б)ога, который не накажет за беззакония и не любящих его насильно затащит в Рай. Только это не Тот Бог, Который являлся на Синае Моисею, не Тот, Который не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, Не Тот Бог, Который в конце времен сядет на белом престоле, чтобы воздать каждому по делам его.
Литература:
примечание редактора “Азбуки веры”