За что бог наказывает шизофренией
Кто для Бога человек с больной психикой?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Доброго времени суток! Не понимаю вот чего: человек жил, верил в Бога, происходит болезнь/авария/травма, память стирается, и вот все, во что он верил и тд, он просто не помнит. Не говорит ли это о том, что нашу веру определяет наше сознание? Такой человек для Бога кто? А те, кто больны шизофренией и т.д.? Сумбурный вопрос, но надеюсь вы поймёте, о чем я.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI Здоровье личности и народа, п. 5)
Уважаемая Татьяна, спасибо вам за вопрос. Проблема, о которой вы говорите, очень важна для современного человека, который пытается осознанно прийти к Богу, поскольку она может являться точкой входа в разговор о христианской антропологии (антропология — учение о человеке).
Вначале я привёл выдержку из документа, принятого Русской Православной церковью на Архиерейском соборе 2000 года. Подготовка текста велась с января 1997 года, это действительно соборное решение, а не мнение одного священника или епископа.
Человек — это единство тела, души, ума и воли. «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23). Полноценное взаимодействие с миром и Богом возможно только при наличии всех составных элементов, но это не значит, что больной человек навсегда лишён возможности Богообщения.
Начнём с того, что вспомним умерших младенцев. Если считать, что наследниками Царства Небесного могут быть только сознательно верующие люди, то нам придётся признать, что все дети, умершие в раннем возрасте, или вовсе не родившиеся, лишены Богообщения по смерти. Но Церковь учит иному. Вот что по этому поводу пишет святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати [крещения] …последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Слово 40, на святое Крещение. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1–2. — Санкт-Петербург: П.П. Сойкин, 1912. / Т. 1. – 680 с.).
По аналогии решается и вопрос о людях, утративших рассудок. Они не несут полной ответственности за свои поступки. В Евангелии есть рассказ о человеке, который для всех окружающих был безумным. Он жил в пещерах, в которых иудеи хоронили умерших, не носил одежды и даже разрывал цепи, которыми его сковывали, чтобы он никому не навредил (Ср. Лк.8:26-39). Этот человек оказался одержим бесами, и Господь его исцелил. Характерно, что вначале Христос общается с демонами, которые жили в человеке, и только после его освобождения с ним самим, поскольку никакое общение невозможно с человеком, потерявшим рассудок.
Разум действительно необходим нам, чтобы общаться с Богом, а наше сознание определяет нашу веру.
За что бог наказывает шизофренией
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь Издательство Московской Патриархии АЛЕКСИЯ II О душевных болезнях. М., Издательство Московской Патриархии. Составление — «Центр Благо»
ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ: НАКАЗАНИЕ ИЛИ КРЕСТ?
Из бесед с митрополитом Антонием Сурожским
Вопрос: Шизофрения не явно ли это духовная болезнь? Не «порабощение ли победное» человека духовными темными силами? Может ли эта болезнь быть следствием духовных преступлений предков? Встречались ли вам случаи исцеления шизофреников? Какие меры для компенсации болезни в качестве реабилитационных Вы посоветовали бы как священник и врач?
Ответ: Первое, что я хочу сказать с совершенной уверенностью: что никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности, ни своей, ни своих предков, если не говорить о том, что всё неладное, совершаемое на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, или рак, или та или другая болезнь непременно связаны с греховностью нельзя. Бывает, и не так редко, (что Господь даёт человеку болезнь как путь ко Спасению.
Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об исцелении человека. Он помолился несколько дней, а потом пришёл и сказал: знаете что: Господь мне открыл, что Он мог бы его исцелить, но Он мне открыл также, что болезнь ему дана во спасение и его, и других людей вокруг него… И в житиях святых мы находим целый ряд случаев, когда и святые, и просто верующие болели долгое время не потому, что это были грешники, но потому что это было для них путём спасения. Не только личного но и спасения людей вокруг себя.
Вспоминается случай, когда один крестьянин, в XIX веке это было, лежал тридцать восемь лет парализованный у себя в хате в деревне. И он был вдохновением и путем ко спасению целого ряда людей. Потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел страдание, с каким светлым, ликующим выражением лица встречал всякого человека, который к нему приходил, было вдохновением для всех, кто только мог прикоснуться к нему.
Это одно. Второе: есть место, которое может нас озадачить, но которое нельзя отметать в писаниях святого Иоанна Кронштадтского, где, упоминая о душевных болезнях, он говорит, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира. И Господь допускает, чтобы между ними и миром опускается пелена психической болезни, чтобы отделить эти души от того, что могло бы разорить их цельность. И за этой пеленой душа зреет и меняется, и человек растет. Это место мне запомнилось особенно, потому что я это видел на самом деле.
Много лет тому назад, когда я ещё был врачом во Франции, мне поставили вопрос об одном художнике. Был в нашей среде выдающийся иконописец, который начал сходить с ума. Его мать и сестра поступили так, как многие поступают: они не хотели его расстраивать. И когда он говорил, что чувствует запах серы, они делали вид, что они принюхиваются, и говорили: «Да-да, на самом деле…» в то время как ничего этого, конечно, не воспринимали, потому что ничего этого не было!
Когда болезнь стала прогрессировать, ко мне, как к врачу, обратились с вопросом. Как я сказал раньше, я тогда был врачом, и меня спрашивали как такового. Мне сказали: «Мы его кропили святой водой, он исповедовался, мы служили молебны, мы совершали помазание над ним, мы его причащали и исцеления не случилось. Он всё равно продолжает болеть… Что делать?» Я тогда ответил: «Просто послать его в больницу, чтобы он получил электротерапию». Я помню, с каким возмущением мне было отвечено тогда: «Ты что, неверующий?! Что ты, думаешь, что силой молитвы нельзя сделать то, что может сделать электрический шок?! А что если это дьявол в нём действует?!» Тогда я ответил чистосердечно и вызывающе. Я сказал: «Знаете что, если это в нём дьявол действует, то электрический шок дьяволу никакого вреда не принесет а человека может спасти…» Это было встречено с большим негодованием, но больного все-таки пришлось отдать в больницу. В этой больнице я тогда работал и поэтому видел его каждый Божий день. Пролежал он в больнице около года. Он кощунствовал, он бился, он был совершенно невменяем. Нельзя было войти с ним ни в какой контакт, никому… А потом вдруг он пришёл в себя.
Когда он вышел из больницы исцеленным, благодаря медицинской помощи, оказалось, что случилось с ним то, о чем говорил Иоанн Кронштадтский.
Ещё неопытный, хотя очень одаренный, ещё не вполне созревший иконописец вышел из больницы зрелым иконописцем, которым он не был раньше. Это ответ на Ваш вопрос, может ли медицина что-нибудь сделать в отношении шизофрении. Если бы речь шла о грехе, о возмездии со стороны Бога то никакие электрические шоки не могли бы ему помочь. Нет! Это была болезнь физическая. И поэтому мы не можем утверждать, что всякая болезнь происходит вследствие греха.
За что бог наказывает шизофренией
Душевное заболевание (как и любое заболевание) это признак греха. Обладатель того или иного заболевания в прошлой жизни находился в аду, но даже отбыв там наказание до сих пор испытывает на себе тяжесть совершенного греха.
В Гаруде Пуране, в главе 5, в стихе 10 говорится, что «Отравитель рождается душевнобольным; поджигатель становится лысым; кто продает мясо – рождается неудачником; кто ест мясо других – рождается больным.
Дополню свой ответ тем, что возможно душевнобольные в предыдущей жизни были в аду Сарамеядана.
В Шримад Бхагаватам // в песне 5 // главе 26 // в стихе 27 говорится
Есть люди, которые промышляют воровством и разбоем, подсыпая своим жертвам яд или поджигая их дома. Так же и некоторые члены царских семей или государственные чиновники грабят торговое сословие с помощью непомерных налогов или как-то иначе. Такие демоны после смерти попадают в ад Сарамеядана. Там обитает семьсот двадцать кровожадных псов, чьи зубы подобны молнии. По команде слуг Ямараджи эта лютая свора набрасывается на грешников и жадно пожирает их.
|
|
|
|
|
|
|
|