За что бог наказывает шизофренией

Кто для Бога человек с больной психикой?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Доброго времени суток! Не понимаю вот чего: человек жил, верил в Бога, происходит болезнь/авария/травма, память стирается, и вот все, во что он верил и тд, он просто не помнит. Не говорит ли это о том, что нашу веру определяет наше сознание? Такой человек для Бога кто? А те, кто больны шизофренией и т.д.? Сумбурный вопрос, но надеюсь вы поймёте, о чем я.

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

Отвечает иерей Сергий Савенков:

«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI Здоровье личности и народа, п. 5)

Уважаемая Татьяна, спасибо вам за вопрос. Проблема, о которой вы говорите, очень важна для современного человека, который пытается осознанно прийти к Богу, поскольку она может являться точкой входа в разговор о христианской антропологии (антропология — учение о человеке).

Вначале я привёл выдержку из документа, принятого Русской Православной церковью на Архиерейском соборе 2000 года. Подготовка текста велась с января 1997 года, это действительно соборное решение, а не мнение одного священника или епископа.

Человек — это единство тела, души, ума и воли. «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23). Полноценное взаимодействие с миром и Богом возможно только при наличии всех составных элементов, но это не значит, что больной человек навсегда лишён возможности Богообщения.

Начнём с того, что вспомним умерших младенцев. Если считать, что наследниками Царства Небесного могут быть только сознательно верующие люди, то нам придётся признать, что все дети, умершие в раннем возрасте, или вовсе не родившиеся, лишены Богообщения по смерти. Но Церковь учит иному. Вот что по этому поводу пишет святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати [крещения] …последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Слово 40, на святое Крещение. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1–2. — Санкт-Петербург: П.П. Сойкин, 1912. / Т. 1. – 680 с.).

По аналогии решается и вопрос о людях, утративших рассудок. Они не несут полной ответственности за свои поступки. В Евангелии есть рассказ о человеке, который для всех окружающих был безумным. Он жил в пещерах, в которых иудеи хоронили умерших, не носил одежды и даже разрывал цепи, которыми его сковывали, чтобы он никому не навредил (Ср. Лк.8:26-39). Этот человек оказался одержим бесами, и Господь его исцелил. Характерно, что вначале Христос общается с демонами, которые жили в человеке, и только после его освобождения с ним самим, поскольку никакое общение невозможно с человеком, потерявшим рассудок.

Разум действительно необходим нам, чтобы общаться с Богом, а наше сознание определяет нашу веру.

Источник

За что бог наказывает шизофренией

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь Издательство Московской Патриархии АЛЕКСИЯ II О душевных болезнях. М., Издательство Московской Патриархии. Составление — «Центр Благо»

ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ: НАКАЗАНИЕ ИЛИ КРЕСТ?

Из бесед с митрополитом Антонием Сурожским

Вопрос: Шизофрения — не явно ли это духовная болезнь? Не «порабощение ли победное» человека духовными темными силами? Может ли эта болезнь быть следствием духовных преступлений предков? Встречались ли вам случаи исцеления шизофреников? Какие меры для компенсации болезни в качестве реабилитационных Вы посоветовали бы как священник и врач?

Ответ: Первое, что я хочу сказать с совершенной уверенностью: что никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности, ни своей, ни своих предков, если не говорить о том, что всё неладное, совершаемое на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, или рак, или та или другая болезнь непременно связаны с греховностью — нельзя. Бывает, и не так редко, (что Господь даёт человеку болезнь как путь ко Спасению.

Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об исцелении человека. Он помолился несколько дней, а потом пришёл и сказал: знаете что: Господь мне открыл, что Он мог бы его исцелить, но Он мне открыл также, что болезнь ему дана во спасение и его, и других людей вокруг него… И в житиях святых мы находим целый ряд случаев, когда и святые, и просто верующие болели долгое время — не потому, что это были грешники, но потому что это было для них путём спасения. Не только личного — но и спасения людей вокруг себя.

Вспоминается случай, когда один крестьянин, в XIX веке это было, лежал тридцать восемь лет парализованный у себя в хате в деревне. И он был вдохновением и путем ко спасению целого ряда людей. Потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел страдание, с каким светлым, ликующим выражением лица встречал всякого человека, который к нему приходил, было вдохновением для всех, кто только мог прикоснуться к нему.

Это одно. Второе: есть место, которое может нас озадачить, но которое нельзя отметать в писаниях святого Иоанна Кронштадтского, где, упоминая о душевных болезнях, он говорит, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира. И Господь допускает, чтобы между ними и миром опускается пелена психической болезни, чтобы отделить эти души от того, что могло бы разорить их цельность. И за этой пеленой душа зреет и меняется, и человек растет. Это место мне запомнилось особенно, потому что я это видел на самом деле.

Много лет тому назад, когда я ещё был врачом во Франции, мне поставили вопрос об одном художнике. Был в нашей среде выдающийся иконописец, который начал сходить с ума. Его мать и сестра поступили так, как многие поступают: они не хотели его расстраивать. И когда он говорил, что чувствует запах серы, они делали вид, что они принюхиваются, и говорили: «Да-да, на самом деле…» — в то время как ничего этого, конечно, не воспринимали, потому что ничего этого не было!

Когда болезнь стала прогрессировать, ко мне, как к врачу, обратились с вопросом. Как я сказал раньше, я тогда был врачом, и меня спрашивали как такового. Мне сказали: «Мы его кропили святой водой, он исповедовался, мы служили молебны, мы совершали помазание над ним, мы его причащали — и исцеления не случилось. Он всё равно продолжает болеть… Что делать?» Я тогда ответил: «Просто послать его в больницу, чтобы он получил электротерапию». Я помню, с каким возмущением мне было отвечено тогда: «Ты что, неверующий?! Что ты, думаешь, что силой молитвы нельзя сделать то, что может сделать электрический шок?! А что если это дьявол в нём действует?!» Тогда я ответил чистосердечно и вызывающе. Я сказал: «Знаете что, если это в нём дьявол действует, то электрический шок дьяволу никакого вреда не принесет — а человека может спасти…» Это было встречено с большим негодованием, но больного все-таки пришлось отдать в больницу. В этой больнице я тогда работал и поэтому видел его каждый Божий день. Пролежал он в больнице около года. Он кощунствовал, он бился, он был совершенно невменяем. Нельзя было войти с ним ни в какой контакт, никому… А потом вдруг он пришёл в себя.

Когда он вышел из больницы исцеленным, благодаря медицинской помощи, оказалось, что случилось с ним то, о чем говорил Иоанн Кронштадтский.

Ещё неопытный, хотя очень одаренный, ещё не вполне созревший иконописец вышел из больницы зрелым иконописцем, которым он не был раньше. Это ответ на Ваш вопрос, может ли медицина что-нибудь сделать в отношении шизофрении. Если бы речь шла о грехе, о возмездии со стороны Бога — то никакие электрические шоки не могли бы ему помочь. Нет! Это была болезнь физическая. И поэтому мы не можем утверждать, что всякая болезнь происходит вследствие греха.

Источник

За что бог наказывает шизофренией

Душевное заболевание (как и любое заболевание) это признак греха. Обладатель того или иного заболевания в прошлой жизни находился в аду, но даже отбыв там наказание до сих пор испытывает на себе тяжесть совершенного греха.

В Гаруде Пуране, в главе 5, в стихе 10 говорится, что «Отравитель рождается душевнобольным; поджигатель становится лысым; кто продает мясо – рождается неудачником; кто ест мясо других – рождается больным.

Дополню свой ответ тем, что возможно душевнобольные в предыдущей жизни были в аду Сарамеядана.

В Шримад Бхагаватам // в песне 5 // главе 26 // в стихе 27 говорится

Есть люди, которые промышляют воровством и разбоем, подсыпая своим жертвам яд или поджигая их дома. Так же и некоторые члены царских семей или государственные чиновники грабят торговое сословие с помощью непомерных налогов или как-то иначе. Такие демоны после смерти попадают в ад Сарамеядана. Там обитает семьсот двадцать кровожадных псов, чьи зубы подобны молнии. По команде слуг Ямараджи эта лютая свора набрасывается на грешников и жадно пожирает их.

Татьяна Т.
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

Тема: #91770
Сообщение: #3533489
01.03.11 21:23

Ответ автору темы | Заречнев Юрий Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

PS Cогласна с Константином, Ваши недуги не только духовного характера, но и физического, тут, наверно, без врачебной помощи никак. Очень Вам сочувствую, сама подвержена депрессиям, и представляю себе, что это такое, хотя никогда не обращалась к врачам. Ваш недуг очень серьезный, и представляю себе, как мучаются люди с подобными болезнями. Хотя с Божией помощью даже от рака иногда излечиваются. Одна моя знакомая рассказывала, что ей поставили страшный диагноз, она лежала в больнице и умирала, но при этом очень хотела жить и неустанно молила Пресвятую Богородицу, по ночам читала акафист Всецарице, 80 ночей подряд читала, все в палате спят, а она зажгет ночник и читает. И страшная болезнь отступила.

Вот советы из православного календаря. Постарайтесь читать каждый день.

Молитвы, читаемые для избавления от уныния

Молитва из творений святителя Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждого скорбящего, опечаленного, отчаявающегося, обуреваемого духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницею Твоею, прославлен благостию Твоею. Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорби на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Молитва об избавлении от уныния святого праведного Иоанна Кронштадтского

И своими словами молитесь как можете, постоянно мысленно молите Бога избавить Вас от болезни.
Постарайтесь как можно чаще бывать у святых мест, поездите в паломнические поездки. Если Вы живете в Москве, то обязательно побывайте у св.Матронушки в Свято-Покровском монастыре и на Даниловском кладбище. Она помогает при разных скорбях и недугах.

Помоги Вам Господь!

Андрей Добронравов
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

Рубанович Артур Михайлович
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин
(новоначальный)
нет доступа
на форум

Тема: #91770
Сообщение: #3533478
01.03.11 21:06

Ответ автору темы | Заречнев Юрий Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

====Добрый день. Скажите, пожалуйста, является ли шизофрения болезнью от бесов, или болезнью по-грехам. Или болезнью рода? Дело в том, что православный психиатр Д.А.Авдеев (и ряд других психотерапевтов Шепелев и др.) утверждает, что шизофрения есть болезнь от грехов человека. ====

1. Это болезнь органическая. Паталогия вашего мозга.
2. Авдеев непонятно кто. Врач лечит тело. Священник душу. А Авдеев? Какое место он лечит?

Татьяна Т.
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
Лушкин Сергей А.
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

Тема: #91770
Сообщение: #3533453
01.03.11 20:37

Ответ автору темы | Заречнев Юрий Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нет такого понятия православный психиатр. Психиатрия и православие это две несовместимости, об этом ясно и чётко говорит на основании учения Св.Отцов профессор Осипов.

Заречнев Юрий Владимирович
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
р.Б. Константин Хмельницкий
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

Посмотрите же, что хочет от нас Господь:

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
(Иак.1:12)

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
(1Кор.10:13)

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
Сухов Владимир
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
р.Б. Константин Хмельницкий
За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией
православный христианин

Горные лыжи


Парапланеризм


За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

Прочее


Альпинизм


За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

Горные лыжи


Путешествия

Источник

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофрениейpriest_ruabko

протоиерей Игорь Рябко

Практическое Богословие
Размышления над формулой спасения
данной Христом старцу Силуану.

Предисловие
На что сегодня рассеивается наш ум? Куда мы тратим свое время? От того что будет происходить на критском соборе нашей душе будет не холодно, и не жарко. Холодно в Тартаре, и жарко в Озере огненном ей будет от иных вещей. От того что во время нашей земной жизни мы не успели заскочить на подножку лестницы ведущей на Небо.
Каждое время отличается своими особенностями духовного делания, каждое время особое. Особенность нашего времени в том, что мы превратились в духовных паралитиков (расслабленных). Понятие подвига исчезло из практики современного духовно делания. На каждой исповеди мы как правило повторяем одно и то же, каждый день похож на другой как две капли воды. Меняется только отражение в зеркале, но не моя душа. Какой была, такой и осталась. Так пройдет жизнь. Как спасаться сегодня? Что делать, когда чувствуешь что ты ни на что не способен? Сердце каменное и в душе пустота. Ни слез, ни умиления, и трудов, ни подвига. Живем «как все». Как все люди и, как все животные. Работаем, питаемся, спим, размножаемся, болеем, стареем, умираем. Очень редко улыбаемся, больше унываем. Дальше что?

Универсальная формула
Слова Христа, к кому бы они не были обращены, всегда носят универсальных характер. Слово Божие обладает особым свойством быть объясненным и понятым бесчисленное количество раз. Слова Христа обращенные к старцу Силуану «держи ум в аду и не отчаивайся» также имеют универсальное значение. Многие Святые Отцы видят в них помощь Божию людям нашего времени. Новизна и не обычность их формулировки создают сложность в их понимании, но это не должно быть препятствием для человека ищущего ответ на главный вопрос своей жизни «Как же мне спастись»?

Место ада для нашего ума:
МИР К КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ.
Все скорбное что случается в нашей жизни это наш личный ад. Болезни, война, потеря близких, нехватка денег, усталость от жизни, переживания, волнения, страх, боль, несправедливость, нанесенные обиды, и прочь – спасительные жернова для нашей души. Это средства которые обрабатывают алмаз души что бы сделать из него бриллиант. Это наш индивидуальный ад, в котором ежедневно находится наш ум. Чем глубже человек, тем глубже в нем понимание вселенской трагедии нашего мира, тем больше скорби в душе. В земном, историческом мире никогда не будет торжества правды и любви. Это место мучений. В нем мучаются все: животные, люди, птицы, деревья, все что живет – живет мучительно, и так же мучительно умирает. Попытка разбавить страдания радостью веселья похожа на пир во время чумы. На утро настаёт похмелье, а в дверь уже стучиться новая боль. Надежа в том, что этот ад жизни – есть помощь Бога нам. Это плавильня печь, в которой должны сгореть бактерии грехов нашей души.

САМООТСУЖДЕНИЕ
Корень всех наших проблем – гордость. «Человек – это звучит гордо»- писал в своей пьес М Горький. «Человек –это гордая глина» – учит нас старец Иосиф Исихаст и продолжает « Одна глина превозносится над другой; один кусок глины завидует, обманывает, презирает другого. Другой кусок глины пресмыкается или ворует у другого». Глина считает что она центр мира. Глина под нашими ногами это то, что осталось от нас самих. Это наше будущее. Когда то эта глина изыскано пахла, наряжалась, пленяла, очаровывала, завоёвывала, наслаждалась – теперь это просто грязь под нашими ногами. Человек забыл кто он без Бога. Он Адам (ивр. ‏אָדָם‎‏‎‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‎‏‎‎, земля и אדום, красный). Поэтому апостол Павел пишет «почитайте один другого высшим себя» (Фил 2;3) Авва Антоний говорит «ставь себя ниже животных». Пимен Великий признается ученикам «поверьте, где Сатана, там и я буду». Александрийский башмачник, который был свяче Антония Великого говорил «Все спасутся только я погибну». Есть базовый закон аскетики который звучит следующим образом «количество благодати прямо пропорционально количеству смирения». Отцы часто говорят об осуждении себя на вечные муки как об опыте духовного делания. Этот опыт приводит человека к совершенному раскаянию и глубочайшему смирению.

Источник

Смертные грехи или душевные болезни? Какие психические расстройства описаны в Библии под видом пороков.

В существование безгрешных людей и инопланетян верится примерно одинаково. Вряд ли найдутся такие, кто не съедал лишнего, если вилка касалась любимого блюда (чревоугодие), или кто не ощущал бессилия и желания круглые сутки залипать на сериалах (уныние). В порочной жизни нет ничего плохого — но лишь до тех пор, пока она не доставляет неудобств нам и окружающим.

Когда-то грех и болезнь были единым целым

В Античности, когда медицина только вставала на хлипкие ножки, а о психиатрии еще не было и речи, никто не проводил границ между аморальным поведением и душевной болезнью. Любую неадекватность считали следствием влияния сверхъестественных сил на разум и душу.

Такое положение дел раздражало медиков следующих эпох, которые в большинстве своем были материалистами, а не мистиками. Однако терпение лопнуло лишь под конец XIX века. К слову, тогда психиатрия уже закрепилась как отдельное направление в медицине.

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

В то время стал популярен нозологический подход, внедренный немецким врачом Эмилем Крепелином. Теперь доктор, прежде чем списать неадекватность пациента на его скверный моральный облик и одержимость демонами, должен был серьезно задуматься и ответить на несколько вопросов: что с этим человеком не так? чем именно он отличается от здорового? каковы возможные биологические и физиологические причины недуга? есть ли способ его вылечить?

Этот подход не только закреплял рациональный взгляд на состояние пациентов, но и помогал точнее классифицировать психические заболевания и совершенствовать таким образом диагностику.

Сейчас психиатрический диагноз в большинстве стран мира, в том числе в России, ставят, опираясь на Международный классификатор болезней (МКБ), а в США — на Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). В период их создания и наполнения оба перечня не раз страдали от моралистов, коим были неугодны некоторые явления, обнажившиеся в обществе. Например, в первых двух DSM (с 1952 по 1974 год) гомосексуализм считался психическим отклонением. Впрочем, и сегодня медицинские нормативные документы неидеальны: критерии некоторых недугов кажутся слишком размытыми. Потому часть особенно занудных грешников, сопоставив с этими описаниями свое поведение, может заподозрить у себя болезнь.

Откуда взялись смертные грехи

Семь смертных грехов часто путают с заповедями: не убивай, не кради, не сотвори себе кумира и т. д. Но это немного другая история. Заповеди можно найти в Библии в виде списка. Согласно легенде, он был высечен на скрижалях, которые Бог собственноручно подарил Моисею на горе Синай.

Грехи же рассыпаны по Библии в виде отдельных упоминаний и намеков. Впервые их каталогизировал монах Евагрий Понтийский в своем рассуждении «о восьми помыслах», где описал человеческие страсти и слабости на греческом языке. Его ученики перевели труд на латынь. А позже, где-то между 590 и 604 годами, этот перечень переработал Григорий Великий — последний римский папа античного мира. Так появился актуальный сегодня список семи смертных грехов, куда вошли: гордыня, жадность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и уныние.

К каждому из этих пороков в пару можно подобрать психическое расстройство, описанное в классификаторах последнего поколения МКБ-10 и DSM-5.

1. Гордыня (тщеславие)

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь“… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! будь милостив ко мне грешнику!“ Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».

(Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 18. Стихи 10–14)

Если бы справочник DSM-5 существовал во времена написания этих библейских строк, в характеристику фарисея можно было бы добавить диагноз «нарциссическое расстройство личности». Ведь у него явно прослеживаются ключевые признаки этого недуга: грандиозное самомнение, уверенность в своей исключительности и высокомерное отношение к окружающим.

Вот как описывает истинного нарцисса известный американский психиатр и психотерапевт Аарон Бек в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности»:

«Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии.

Ухудшение самочувствия было связано с усилением дискомфорта от выполнения рутинной работы и с мыслями о том, что такая работа не соответствовала его квалификации. По его мнению, он заслуживал лучшего. Дэвид полагал, что, поскольку он „особенный“, никто не имеет никакого права критиковать его, хотя он имеет полное право критиковать других. Он не видел никакой проблемы в том, чтобы использовать окружающих, если они достаточно „глупы“, чтобы позволить ему это делать».

Сходство между Дэвидом и фарисеем очевидно. Правда, мы можем лишь догадываться, страдал ли последний от своей самовлюбленности, но окончание евангельской цитаты: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет», — явно намекает на неминуемую Божью кару.

Есть у этого заболевания и другие черты, которые, однако, проявляются не всегда и не у всех нарциссов: стремление эксплуатировать людей, полное отсутствие эмпатии и способности сопереживать, потребность в восторженном отношении к себе со стороны окружающих, завистливость.

В России нарциссизм не ставят. В МКБ-10 он включен в диагноз под кодом F60.8 «Другие специфические расстройства личности».

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

2. Жадность (алчность)

«И увидел я еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. „Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?“ И это — суета и недоброе дело!»

(Ветхий Завет. Екклесиаст. Глава 4. Стихи 7–8)

Одержимость богатством, отнимающая время и способность радоваться жизни, которая выражена в этой цитате, — характерный признак ананкастного расстройства личности. В МКБ-10 оно имеет код F60.5.

Слово «ананкастный» происходит от греческого корня, означающего «принуждение». То есть это расстройство можно описать как «страдание от самопринуждения к чему-либо».

Люди с таким диагнозом мучатся не только от навязчивого желания заработать все деньги мира. Их также тревожат постоянные сомнения в своих действиях и поступках, они утомляют себя (и иногда окружающих) бесконечными перепроверками. Им свойственны страсть к порядку, железобетонная упертость в достижении цели, дотошное внимание к деталям и блокирующий работу перфекционизм.

В DSM-5 все эти признаки будут характерны для диагноза «Обсессивно-компульсивное расстройство личности» (ОКРЛ). Кстати, симптом, относящийся к жадности, там носит политкорректное и изящное название «скупой стиль расходов».

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог».

(Новый Завет. Послание к Евреям. Глава 13. Стих 4)

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него».

(Ветхий Завет. Левит. Глава 18. Стихи 22–23)

В Библии грех блуда описывается с качественно разных сторон: как супружеская неверность или частая смена половых партнеров, а также как нетрадиционные сексуальные предпочтения. Ну а с точки зрения современной психиатрии никакое греховное пристрастие не считается патологией, пока человек не страдает от него, как, например, в этом клиническом случае:

Такая зависимость в МКБ-10 отмечена под кодом F52.7 «Чрезмерное сексуальное влечение».

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; „ешь и пей“, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь».

(Ветхий Завет. Книга притчей Соломоновых. Глава 23. Стихи 6–8)

С грехом зависти соотносится уже упоминавшийся нарциссизм.

На первый взгляд кажется парадоксальным, что человек, уверенный в своем превосходстве, склонен кому-то завидовать. Однако в этой дихотомии и кроется суть психического недуга. Мозг пациента ломается и недоумевает: «Как же так? Я превосходный, а лучшие блага получает кто-то другой!»

Есть еще один диагноз, для которого характерна патологическая завистливость, — истерическое расстройство личности. Оно описано и в МКБ-10, и в DSM-5. Люди с этим недугом очень похожи на нарциссов — особенно своим стремлением унижать окружающих и командовать ими. Но проявления истерической зависти, как правило, всегда открытые, шумные и назойливые, к изощренным методам они прибегают редко.

5. Чревоугодие (обжорство)

«И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».

(Ветхий Завет. Второзаконие. Глава 32. Стих 15)

Всякое чревоугодие грешно по Библии, но заболеванием считается лишь психогенное переедание, то есть связанное с другими психическими нарушениями: депрессией, стрессом после утраты близких или тяжелой операции и т. д.

Характерный случай болезненного обжорства зафиксирован и описан психиатрами Йельского университета:

«Пациентка N отметила, что стала часто переедать после того, как госпитализировали ее тяжелобольную мать. После смерти матери случаи переедания участились.

Типичный приступ обжорства N выглядит так: сначала за ужином со своей семьей она съедает нормальную порцию пищи (150–200 г мяса и овощной гарнир с хлебом). Во время уборки со стола доедает остатки, что эквивалентно еще одной полноценной порции. Дальше до самой ночи непрерывно ест разные продукты, хаотично чередуя то соленые, то сладкие закуски».

В МКБ-10 такое обжорство относится к «Расстройствам пищевого поведения» (F50) и стоит в одном ряду с известными всем анорексией и булимией. Они, кстати, встречаются реже, чем психогенное переедание, от которого страдает около 3 % взрослого населения.

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».

(Новый Завет. Первое послание Иоанна. Глава 3. Стих 15)

В описании этого греха Библия довольно категорична и приравнивает его к способности совершить убийство. Впрочем, и патологией может быть только крайность.

У нездорового гнева три жирных маркера: такой человек приходит в ярость по незначительному поводу, теряет контроль над действиями в момент приступа и не заботится о последствиях. В медицине есть понятие «психотический эпизод», или «психоз», который как раз может проявляться в неконтролируемой ярости и быть спутником разных заболеваний.

Например, при биполярном аффективном расстройстве (состояние, когда человек то испытывает приподнятое настроение и перевозбуждение, то впадает в депрессию) случается так называемая «гневливая мания». Страшные вспышки ярости бывают и при шизофрении.

Но чаще всего необузданный гнев демонстрируют люди, страдающие эмоционально неустойчивым расстройством личности (F60.3 по МКБ-10). Пациентам с таким диагнозом вообще свойственны резкие перепады настроения, импульсивность и проблемы с самоконтролем.

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека… удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила».

(Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 30. Стихи 22–25)

Этот грех любой безошибочно сопоставит с самым распространенным психическим недугом современности — депрессией. По свежим данным Всемирной организации здравоохранения, от него страдает больше 300 млн человек.

За что бог наказывает шизофренией. Смотреть фото За что бог наказывает шизофренией. Смотреть картинку За что бог наказывает шизофренией. Картинка про За что бог наказывает шизофренией. Фото За что бог наказывает шизофренией

В цитате из Библии упомянуты как минимум два признака, по которым заболевание можно отличить от приступа плохого настроения. Во-первых — мнительность. Люди в депрессии залипают на негативных мыслях: обесценивают свои заслуги, убеждают себя в собственной никчемности, в бесперспективности будущего, в негативном отношении к себе со стороны окружающих. Во-вторых — желание умереть, которое порой воплощается в реальность. Яркий пример — клинический случай, описанный Американской психиатрической ассоциацией:

В МКБ-10 подробное описание критериев депрессии разной степени тяжести находится под кодами F32 «Депрессивный эпизод» и F33 «Рекуррентное депрессивное расстройство», а в DSM-5 его можно найти в разделе «Большое депрессивное расстройство». Обычно диагноз ставят, если признаки заболевания не оставляют человека больше двух недель.

Триш продемонстрировала все девять ключевых симптомов, описанных в американском классификаторе: подавленное настроение, потеря веса, отсутствие радости, бессонница, тревога, перманентная усталость, сильное чувство вины, снижение внимания и мысли о самоубийстве, — потому ее случай можно назвать эталонным, но не типичным. Чаще всего люди жалуются на меньшее количество симптомов, однако это не означает, что им не нужна помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *