За что бог так со мной
Бог пошлет вам нужного человека в нужное время. Доверьтесь ему
Вы когда-нибудь чувствовали, что уже ничего и никого не хотите? Смертельно устали от всего и от всех? Когда сама мысль о новых знакомствах и свиданиях вызывает категоричное: «Нет!» С вас хватит. Хватит всех этих токсичных, самовлюблённых и эгоистичных нарциссов, которые входят в вашу жизнь исключительно для того, чтобы разрушить её. Подлых и неверных, лживых и жестоких.
Зачем в который раз надеяться и верить, если в конце концов всё заканчивается одинаково?
Возможно, следует просто сдаться. Уже никого не искать и ничего не ждать. Смириться с тем, что найти настоящую любовь в наше время – просто невозможно…
Если подобные мысли возникают всё чаще и чаще – этот текст для вас. Если уже решили, что никогда не встретите того, кого искали, просто прочитайте эту статью. Потому что именно сейчас, когда так хочется опустить руки, как никогда важно не делать этого.
Каждый раз, когда хотите сдаться, Бог испытывает вашу веру и силу. Он не забыл о вас и не бросил – Он очень внимательно наблюдает за тем, как поступите, какое решение примите, решитесь ли идти вперёд.
На самом деле именно сейчас Бог испытывает, насколько вы храбрые, насколько полны решимости любить и быть любимыми. И самое главное – это экзамен на терпение. Хватит ли вам его, чтобы несмотря на все неудачи и разочарования, верить и ждать? Идти вперёд и не останавливаться?
Возможно, вам сложно поверить в то, что я говорю. Вы слишком долго искали и устали. Вы слишком часто открывали своё сердце не тем людям и потом залечивали раны. Я понимаю. Но, поверьте, у Бога есть план для вас.
Ничто не происходит просто так: у Бога есть план абсолютно для каждого живого существа на этой планете. Конечно, бывают моменты, когда мы не можем понять, почему всё происходит именно так, но, в конце концов, всё становится ясно. Так что всё в вашей жизни происходит по какой-то причине, и только Бог знает её.
Что же делать? Встречаться, не встречаться, верить, не верить.
Ответ один: довериться Богу. Он пошлёт вам правильного человека в правильное время.
Да, не тогда, когда вам больнее всего и так хочется, чтобы кто-то обнял за плечи и успокоил. И не тогда, когда вы с надеждой всматриваетесь в будущее.
А, скорее всего, когда вы меньше всего будете ждать любви.
Почему? Бог знает, какое время для вас – самое лучшее. И спустя годы, оглянувшись, вы осознаете, насколько это было правильно.
Ваша жизнь целиком в руках Божьих. Он видит всё, что с вами происходит. Он понимает всё, что вы чувствуете. Жизнь – прекрасна! И Он вовсе не хочет, чтобы вы печалились и грустили. Бог хочет, чтобы вы были счастливы. Чтобы ваши глаза светились от радости. Так и будет: Он приготовил для вас встречу с тем Единственным, тем Родным… Вашим человеком! Кем-то, кто предначертан вам судьбой.
Речь не о том, что это будет идеальный человек. Таких попросту не существует в природе. Но это будет именно тот человек, который нужен именно вам. И это единственное, что имеет значение. А цвет волос, рост, вес, социальный статус и т.д. Поверьте, это совершенно будет неважно. Главное, что это будет ваш человек.
Одно «но», о котором следует знать: вы встретите этого человека, скорее всего, вовсе не тогда, когда захотите. Он появится в вашей жизни только тогда, когда вы будете готовы к этому. Он появится только тогда, когда вы станете теми, кем должны быть, и он – так же.
Запомните: Бог всегда знает лучше, когда два человека готовы встретиться и полюбить друг друга. Бог всегда знает лучше, когда для этого – самое подходящее время, а когда – слишком рано или уже поздно. Не впадайте в отчаянье и не переживайте: он пошлёт вам правильного человека в правильное время.
Да, вам бы хотелось, чтобы это случилось сегодня, в крайнем случае – завтра. Такова природа человека. Но будет не так, как вы хотите, а так, как должно быть и как для вас лучше. Это может произойти, когда вы окончательно утратите надежду. Или, когда сдадитесь и решите, что никогда не встретите свою любовь.
Это может произойти, когда переживёте очередной болезненный разрыв и вынесете очередной жизненный урок. Это может произойти после того, как в который раз разочаруетесь в тех, кого любили и доверяли. Через всё это вы прошли не просто так. Бог хотел, чтобы вы осознали, чего хотите и кого ищете. Это понимание должно происходить с глубины души и приходит не сразу.
И только когда вы встретите своего Единственного человека, поймёте, почему с другими ничего не получалось. Неожиданно вам всё откроется. Неожиданно сойдутся все пазлы.
Вы поймёте, почему пришлось пройти через все эти трудности и почему пришлось встречаться с теми, кто приносил лишь боль. Вы поймёте, что вам столько раз разбивали сердце для того, чтобы подготовить к самой важной встрече в жизни. Для того, чтобы вы узнали этого человека и не прошли мимо. Чтобы вы узнали его среди миллионов лиц – сердцем.
Как же вы будете счастливы и благодарны! Благодарны за каждую потерю и расставание, которые виделись вам когда-то концом света. Благодарны за все те одинокие вечера, когда казалось, что вы больше никого не встретите. За каждый раз, когда Бог забирал с вашей жизни токсичных и нехороших людей.
Поэтому, пожалуйста, не теряйте веры в Бога. Поверьте, Он всё видит. Он никогда не забывает о нас. Он готовит эту встречу для каждого – с единственным человеком, которого искали всю жизнь.
Всё будет хорошо. Доверьтесь Ему.
Новое видео:
Тема: Бог ненавидит меня?
Опции темы
Бог ненавидит меня?
Мне 23 года. Сейчас я уже больше не вижу смысла своей жизни. Всё чаще хочется умереть. Я ненавижу бога за то, что он дал мне такую жизнь. Он не наделил меня нужными качествами, поэтому я ничего не могу добиться в этой жизни, за то дал мне всевозможные недостатки. Попросту говоря, я неудачник, ничего не получается, совсем ничего. За что бы я не взялся, я только всё порчу. У меня никогда не было девушки и видимо никогда не будет. Бог отбирает у меня всё, чего мне удаётся достигнуть с таким трудом. Я лишний в семье, мама и сестра всегда были подругами, а я никому не нужен, мной никто не занимался. Когда мне было 7 лет бог забрал у меня отца. Всю жизнь меня предают друзья, надо мной все смеются и унижают. И так везде: во дворе, на работе и т.д. Я терпел, думал что бог поможет мне, вознаградит за мои страдания. И однажды встретил замечательную девушку, которую полюбил с первого взгляда. Мы много и хорошо общались. Я думал, что наконец бог наградил меня. Но вскоре она встретила другого человека. Я молил бога помочь мне, молил со слезами на глазах, молил не забирать её у меня. ведь она самое дорогое, что есть у меня в жизни. Но он наплевал на меня. Теперь моя жизнь окончательно превратилась в ад. Я поклялся богу, что никогда не прощу ему этого и что никогда больше не буду носить крестик и молиться (крестик я тут же выбросил). Я ненавижу его всем сердцем. За что он так со мной? Я ведь добрый человек и всегда помогал людям. Где же его справедливость? Почему одним всё, а другим ничего? Мне больше не на что надеяться в этой жизни, если даже бог бросил меня.
Ключевые слова в постах: «в ЭТОЙ жизни..«
А это вааще жизнь у тебя?
Жил ли ты вобще?
..или это все иллюзия жизни и сон, от которого и пришла (в этот же твой сон) разбудить тебя та «ОНА».
И тогда причем здесь Бог? Крайний?
При том что именно бог дал мне такую жизнь. И при этом не дал ничего, чтобы справляться с проблемами.
Читаю строки и слезы горести накатываются в глазах. Когда то, когда мне было 33 года, Бог забрал у меня единственную дочь. Я не клялся Богу, что не прощу Ему этого никогда, но я говорил с Ним дерзко, ибо нрав у меня был дерзким, так в той прошлой жизни я должен был быть таким, чтобы выжить. Я сказал Ему: «Почему ты забрал у меня единственную дочь? Если я так грешен пред Тобою, то почему ты не наказал меня, а забрал у меня дочь?» Он не ответил мне ничего. Но после этого обращения к Богу, я почувствовал какое то спокойствие в душе. Не потому что высказал Богу все что думал, а потому что Бог успокоил душу мою. У меня после этого появился стимул к жизни. Я стал смотреть на жизнь другими глазами, правда, не на все.
Когда в 47 лет принял крещение, то увидел жизнь совершенно другой. Ты дорогой мой человек не считай себя отверженным. Бог не оставляет человека, Он всегда ходит рядом. Ты посмотри на эту жизнь другими глазами. Задай себе вопрос: «А почему все должны потворствовать мне, почему мне должно во всем везти, почему я должен жить лучше чем другие? Есть люди на земле, которые не имеют ни сестры, ни матери, и крыши не имеют над головой. Помни, всегда, что есть люди на земле, чье положние гораздо хуже твоего. Ты имеешь компьютер, а кто то и его не имеет. Ты имеешь дом, крышу над головой, а кто то спит под открытым небом. Ты питаешься горячей пищей, которую готовит тебе мать твоя, а кто то и пищи ежедневной, холодной, сырой не имеет.
Ты пишишь, что встретил замечательную девушку, а она ушла от тебя. Видишь, что прекрасное в тебе? То что ты не сказал «встретил дуру одну и полюбил, а она ушла от меня». Ты даже после ухода ее от тебя, называешь ее замечательной. Разве Бог оставит такого человека? Никогда. Бог относится к нам как к детям относятся родители. Когда мы были детьми, мы не знали, что есть для нас благо, а что зло. Родители наши знали об этом и, потому нам не даали играть со спичками, с ножом, с иголками. Так и Бог относится к нам. Он не дает нам то, что послужит нам во зло. К примеру, хочу я быть богатым, но Бог не дает мне стать богатым. Почему? Потому что богатому легче всего творить зло. Не желает Бог, чтобы я творил зло, ибо относится ко мне как к сыну.
Так и в твоем случае. Ты вероятно желаешь то, что Бог усмотрел в этом зло для тебя, а не благо, потому и не дает. К примеру: Встретил юноша девушку и полюбил ее, но родители отговаривают его. Он не послушав совета родителей женился на ней, а она через некоторое время изменила ему. Парень тот был очень раним и из за измены жены сошел с ума. Бог через родителей его предупреждал, чтобы не брал в жены ту девушку, ибо знал чем все это закончится, а парень не послушал совета родителей.
Не ругай Отца своего Небесного, и не ненавидь Его, а напротив, люби, люби всем сердцем. Твое сердце мягкое, не твердое и это прекрасно. Бог дарует тебе такую любовь, с которой ты будешь жить вечно.
Желающий познать Бога должен познать себя. Не познав себя, не познаешь и Бога.
С бесами поведешься, бесом может и не станешь, но походка изменится.
Почему Бог удаляется от нас?
Сегодня мы поговорим о проблеме, которая затрагивает всех христиан. Иногда вы можете увидеть эту проблему в себе – и, впав в недоумение, не найдете никакого объяснения ей.
В таких случаях мы часто прибегаем к противоестественным мыслям и действиям и ссоримся с людьми и даже с Богом.
Как известно, Бог-Человеколюбец создал людей равными. Другими словами, перед Богом люди равны, между ними нет разницы в их ценности, то есть нет сверхценных и лишенных ценности людей. Люди – разные сосуды не по своей природе, а по степени вместимости и благодати. Один имеет одну благодать, другой – другую. Это богатство благодати есть дар Божий. Если бы Бог создал людей одинаковыми, то мы все были бы как пешки в шахматах. Не было бы различий, через которые проявляется мудрость Божия. Как Бог создал людей равными, с равными правами перед Богом (Бог дал одни и те же заповеди, которые все люди должны соблюдать), так Он дает (всем) и Свою предваряющую благодать.
Прежде всего нужно сказать, что есть два способа дарования Богом Своей благодати. При первом это делается полностью даром. Божья благодать приходит, обогащает и извещает человека, что Бог существует и что Он может жить в человеке. Второй дар приходит через борьбу и труд человека. Когда нисходит первая благодать, она не может оставаться постоянно в человеке. Почему? Потому что человек неспособен сохранить ее. Отцы называют этот дар “несправедливым”. Бог одарил нас нашей человеческой природой безо всяких усилий с нашей стороны, но Он дал нам и свободу воли, чтобы мы могли внести свой вклад в эту борьбу, содействовать Богу и участвовать в Его благодеяниях. Бог делает это для того, чтобы мы наслаждались в большей степени Его благами и чтобы получение Божьего дара было не пассивным, а активным. Такова Его великая мудрость. Человек не может получать даром благодать – полностью даром, – безо всякого усилия с его стороны, и считать, что эта благодать постоянна. В конце концов он будет огорчен, ибо не сможет ее воспринять и сохранить. Бог будет выужден взять ее обратно. Отцы называют этот уход Божьей благодати “богооставленностью”. Есть два способа увидеть ее в себе.
Первый вид богооставленности является следствием наших собственных падений и небрежности. Св. Диадох Фотикийский говорит, что она приходит из-за грехов человека, а не причинена Богом. Бог отвергает человека, отмеченного грехом, и не может жить вместе с ним. Как только Он ощутит эту греховность, благодать удаляется от человека.
Почему Бог отнимает благодать у человека? Для того, чтобы пробудить его, чтобы он задумался и увидел, что не может жить собственными силами, ибо если он останется хотя бы на малое время сам, то дойдет до отчаяния и сумасшествия. Таким образом через уход благодати человека ведут к покаянию. В его душе наступает страшная засуха и ему некуда обратиться. Он обращается к благам мира, но ничто его не удовлетворяет – и рано или поздно познает Бога.
Но существует еще один вид удаления благодати, когда сам Бог скрывается. Он не отвергает человека, но скрывается от него. Сегодня мы поговорим об этом виде удаления благодати, чтобы понять, что нужно делать, когда благодать удаляется от нас.
Пусть никто не говорит, что нет благодати. Человек, впервые познавший Бога, видит это богатство благодати, которое вошло в его душу. Эта первая благодать – дар Божьего благоволения, а не награда за наши усилия. Это великий дар и человек должен его удержать, если хочет, чтобы было продолжение. Это значит, что он должен быть в со-трудничестве с Богом. В тот момент, когда он перестанет быть со-работником Бога, он мгновенно его потеряет. Поэтому многие христиане, которые вначале познают Бога, воодушевляются, приступают к какому-нибудь духовному делу, начинают славословить, молиться, читать, поклоняться, заниматься благотворительностью. Это результат их впечатленности посещением Бога, Который нисходит даром. Бог делает это, чтобы мы почувствовали сладость Его присутствия, чтобы, когда наступит момент лишиться этого, человек вспомнил бы о сладости Бога и стал способным трудиться, чтобы приобрести ее снова.
Отцы обычно дают пример матери и грудного ребенка. Когда ребенок играет с грудью матери и не хочет есть, мать начинает беспокоиться, потому что ребенок должен есть, чтобы жить. Тогда она скрывает грудь и оставляет его на некоторое время голодным. Ребенок начинает плакать и мать снова дает ему грудь, чтобы он начал кормиться и расти. Бог делает это, когда по какой-либо причине человек попирает Божьи заповеди и отдаляется от Бога.
Так же, как наше бытие даровано Богом, так и этот талант, т.е. благодать, нисходит даром от Бога. Мы, однако, должны ее умножить. Недостаточно одной конфетки, которую Бог нам дает по пути, нужно найти источник сладости. Недавно я слышал, что открыто какое-то растение, которое в 300 раз слаще, чем сахар, но не имеет калорий. Бог всегда находит альтернативные решения там, где создается пресыщение. Так и с Божией благодатью. Когда что-то заставляет нас пресытиться, Бог являет что-то другое, которое и безопаснее, и слаще. Это, однако, бывает только тогда, когда человек этого хочет.
Через какое-то время, которое зависит от Бога, а не от нас, богатство, которое нам дается в виде подготовительной благодати, уходит от нас. Причина и цель этого ухода трудно объяснимы для обычного здравого смысла. Нужно, чтобы человек исследовал духовную жизнь, вошел в реальность духовной жизни, чтобы понять, почему Бог оставил его.
Старец Софроний (Сахаров) открывает нам причину этого, говоря “о тех, которые прошли подготовительную стадию, воодушевились тем, что пережили, и одновременно ощутили это как благословение”. Опираясь на свой опыт, он говорит о воспитании, которое Бог применяет к невоспитанному и несовершенному человеку. Он называет это воспитание богооставленностью. Благодать удаляется от человека и он тотчас понимает, каким незаслуженным было чувство, которое он до сих пор испытывал. После удаления благодати человек на какой-то период времени может даже дойти до неверия. До маловерия – непременно. Он чувствует, что земля уходит из-под его ног и начинает жить собственной жизнью, как говорит св. Максим Исповедник, жизнью своей собственной природы. Не видя нигде того света, который ранее ощущал, он сразу же начинает смотреть на результаты и не ищет причин удаления благодати. Он начинает видеть причины там, где эти причины отсутствуют. Каковы последствия этого? Он чувствует в себе боль, скорбь, внутреннюю пустоту. Когда он живет с другими людьми, он считает их причиной этой пустоты. Он их обвиняет:
– Я не реагировал бы так, если бы ты не поступил несправедливо со мной!
Так создается противоборство. Человек считает, что причина в другом, потому что не знает истинной причины. Иногда уровень внутреннего невежества у людей таков, что они упрекают Бога. Сколько раз мы говорим в своей жизни:
– Почему все это случается со мною? Что я такого сделал, что Бог удалился и покинул меня?
– Где же я ошибаюсь? Какова причина того, что Бог оставил меня?
Вместо этого он начинает считать, что Бог несправедлив, не любит его, что Бог не таков, каким открывается в Евангелии и Писаниях. Парадокс в том, что человек избегает, скрывает или не знает истинной причины случившегося и перекладывает ее на другого человека, на обстоятельства или даже на Бога.
Старец Софроний продолжает: ”В начале своей жизни [с Богом] многие приняли изобильную благодать – до такой степени, что доходили даже до совершенной благодати”.
У человека появляется ощущение, что он совершенен. Вспоминаю время, когда я познал сознательно Бога. С малых лет я посещал церковь, но сознательно познал Бога в возрасте 16 лет. Следующие восемь лет были годами великой благодати. Я дошел до такого радостного чувства, что говорил себе: “здесь – рай!”, не зная, что меня, бедного, ждет в будущем. Пока я служил в армии, я чувствовал себя на небесах. И хотя в казарме было столько искушений, я не поддавался им. Но как только я демобилизовался и поступил в монастырь, то почувствовал, что что-то уходит от меня. Я дошел до такого состояния, что говорил себе:
– Не стоит верить. Где Бог, о котором говорим, что Он любовь, радость, мир и внутреннее ликование?
Я, конечно, жаловался брату, с которым мы вместе жили. Говорил:
– Георгий, почему сейчас я чувствую себя так? Какова причина этого?
Он не знал, что сказать. В шутку я говорил:
– Лучше бы Бог сделал меня смоковницей, а не человеком!
Понимаете, до чего доходит богооставленность? Когда я поступал в монастырь, то говорил себе:
– Как я сейчас войду в этот ад?
Открывая двери монастыря, я спрашивал себя: как я буду жить здесь столько времени? Я был со своим духовным наставником, и он в конечном счете укрепил меня – я увидел свое будущее в совсем ином свете. Но эти четыре года – с 24 до 28 лет – были для меня очень болезненными. Два очень тяжелых и два менее тяжелых года. Эти четыре года были единственными годами моей жизни, о которых я считал, что теряю их. Но в действительности это было не так. Эти годы подготовили меня к будущему. Когда я стал духовником, начал служить и попадал в разные ситуации, испытания стали приходить извне, а не изнутри.
Итак, богооставленностть скрывает что-то важное в своей глубине. Мы не можем сказать, что в ее основе – наши видимые грехи. Есть и тайные грехи. И о них говорит старец Софроний:
”Когда мы достигаем вершины благодати, дарованной благодати, мы в какой-то момент начинаем чувствовать, что благодать уменьшается, уменьшается, уменьшается и в конце концов понимаем, что у нас ничего нет. Только когда немного помолимся, причастимся, мы чувствуем в себе что-то. Но затем начинаются трудности.
Вначале человеку было дано веселиться в сладости Божьего присутствия и видеть райский сад, быть причастником Божьего бытия, неописуемого человеческими словами, и одновременно участником небесного и нетленного утешения. Затем сила этой жизни и любовь, вдохновленная Божьей жизнью, уходят от него. Остается только воспоминание о прошлом и чувство опустошения, пустоты, смерти и потери благодати. Вспоминаем, как мы жили и что потеряли, и видим в себе пустоту, видим в себе путь к смерти. Верующий теряет первую и великую благодать, данную ему даром, потому что его природа все еще не со-образна открытому ему духовному созерцанию.
Главнейшей причиной утраты благодати человеком является то, что его природа без-образна по отношению к Божьему благообразию. Они не отвечают друг другу, а ведь человек должен сделаться подобным Богу, чтобы Бог мог войти в человека. Лишение благодати и наступление периода искушений совершается по Божьей воле; оно находятся в согласии с Божьим домостроительством. Почему? Ради того, чтобы человеческая природа преобразилась и стала со-образной воле его возрожденного ипостасного начала”.
Старец Софроний говорит здесь об очень глубокой идее. Она трудна для понимания, но мы постараемся ее понять.
Нам нужно преобразиться и вернуться в изначальное состояние, данное Богом человеку. В начале не было лучшего творения, чем человек. В своем падении он потерял ту древнюю красоту, о которой говорят отцы. Но когда нисходит первая благодать, эта красота всплывает из его глубин. Она не задерживается долго на поверхности и поэтому человек должен сделать ее постоянным состоянием; должно наступить преображение. Сам человек не может сделать этого и поэтому Бог является ему совсем даром, давая ему понять, что он призван жить более возвышенной жизнью, чем жизнь в страстях и падении. Это делается для того, чтобы мы восстали против старого человека, чтобы возродился новый человек, обновленный во Христе; для того, чтобы и Бог мог его видеть, возлюбить и пребывать постоянно с ним.
То, что не совершается сразу, Бог дает на какое-то время даром, приглашая нас потрудиться вместе с Ним. Если же человек проявляет небрежность, Бог скрывается от него. Если человек осознает, что это удаление есть причина внутренней пустоты, которую он чувствует в себе, то он должен начать взывать, где бы ни находился: “Боже, не оставляй меня, грешного! Не оставляй меня, Господи Боже мой!”, как говорится в Шестопсалмии. “Не удаляйся от меня! Не уходи от меня, а приди на помощь, помоги мне! Не оставляй меня!” Это надо говорить часто. Каждый час и каждый миг, когда мы чувствуем эту богооставленность, мы должны обращаться к Богу: “Господи, в гневе Своем не обличай меня! Не оставляй меня! Приди и вселись в меня!” Нет иного пути. Мы должны молиться так на пути приобретения благодати, говоря в то же время Богу: “Прости мне мои грехи и причисли меня к Своему стаду, где находятся Твои святые и праведники”.
Человек должен преобразиться, совершить это со-изображение нашей природы, чтобы достигнуть цели, для которой сотворен. Это и есть ипостасное начало. Другими словами, человек вступает на путь обожения, на путь совершенства, чтобы стать богом – вот это и есть цель его изначального сотворения Богом. Ипостасное начало – начало пути к Богу. В раю человек не был совершенным, он был потенциально совершенным. Он не был падшим, но и не был совершенным. Однако перед ним был удобный и открытый путь: трудиться вместе с Богом и достичь совершенства. Богоуподобление – ничто иное, как эта древняя красота. Это – ипостасное начало, способность человека трудиться вместе с Богом и достичь богоподобия, преобразовать себя так, чтобы стать достойным чадом своего Отца.
Старец Софроний продолжает:
”Он должен понести это воспитание как законное воспитание (наказание) Богом и в то же время как воспитание, которое дается подлинным сыновьям, Его детям”.
Что говорится в Писании? Если отец жалеет розги, то он не любит своего сына. Если хочет, чтобы сын уподобился ему, то не должен лишать его воспитания, как, к сожалению, сейчас делают многие родители и учителя. Они не интересуются, преуспеет ли их ребенок в жизни, лишь бы он не беспокоился ни о чем. В другом месте Писания говорится, что тот, который не наказывает своих детей, ненавидит своего сына и не любит его.
Можете себе это представить? В современном мире, в современную эпоху это немыслимо. Если учитель решит наказать построже ребенка, все сразу зашумят: “Как можно говорить строгие слова ребенку?” Даже если родитель скажет что-то строгое ребенку, закон беззаконных государственников станет на сторону ребенка. Государство присвоило себе право вмешиваться даже в воспитание детей родителями.
Конечно, это так не только потому, что дети неразумны и не знают, как себя вести, но и потому, что есть много родителей, которые переходят границы разумного в наказаниях. Под наказанием я не подразумеваю истязание, унижение личного достоинства, а воспитание человека в духе свободы, в результате которого он сможет преуспеть в жизни. В тот момент, когда мы увидим, что ребенок не воспринимает наказания, нужно его оставить, как Бог оставляет нас. В тот момент, когда человек перестает воспринимать Божье воспитание, Бог оставляет его – не временно, а постоянно. Или хотя бы до тех пор, пока человек не одумается.
Воспитание дается детям, чтобы передать тайну закона усыновления. Таким образом человек научается понимать, что значит быть сыном Божиим. Иначе как бы он это понял?
”Пока благодать Святого Духа не соединится с человеческой природой, человек неспособен постичь всю истину и вынести богатство Божьей любви”. Иногда это кажется нам мучительным. Это как у человека с больным зрением: блеск солнечного света причиняет ему боль и он избегает его, в то время как чистый глаз радуется ему. Но больной глаз он не радует. Что делать? Надо осмелиться пойти по пути Креста, по пути боли и воспитания, иначе наши глаза останутся слепыми, иначе мы всегда будем в темноте и у нас не будет надежды получить Божию благодать. Вот почему сегодняшние люди не выносят наказаний. На кого-то возлагают епитимью и он говорит:
– Какая тяжелая епитимья!
Тяжелая епитимья – 15 поклонов? 33 поклона? А какой же она должна быть? Не употреблять постного масла в среду? Тогда какая епитимья действительно тяжела?
В прошлом действительно были тяжелые епитимьи. Вспоминаю преподобного Давида. Навпактский епископ посылал его ходить пешком от Навпакта до Арты. Это расстояние автомобиль проезжает за несколько часов. Тогда автомобилей не было и все ходили пешком. Была большая бедность. Преподобный Давид не имел ботинок. Однажды, когда он шел в Арту, чтобы выполнить какое-то поручение митрополии, один христианин пожалел его и купил ему ботинки. Преподобный Давид взял ботинки, не имея благословения своего старца, и вернулся радостный, что ему сделали подарок. Старец, однако, был строгий. К кому? К своему сыну. Не к рабам. С рабами мы строгие, нас не интересует, будет ли им больно. Но нас интересует воспитание нашего сына. Поэтому старец сказал ему:
– Ты взял ботинки без благословения? Сейчас ты возьмешь ботинки и отнесешь их обратно босой. Вернешь их и придешь обратно!
Епитимья… И он с радостью сделал это, а не с негодованием! Летел как на крыльях. Поэтому и стал преподобным. Святые не случайные люди. Они не совершали поступков, которые мы совершаем, когда с усилиями хотим стать хорошими людьми. Мы должны принести себя в жертву Богу, принести в жертву ветхого человека, чтобы Божия благодать могла войти в нас и обновить нас.
Может ли Бог одарить нам богатством Своей любви, можем ли мы вынести это небесное богатство, если мы немощны?
Старец Софроний говорит, что это богатство непременно должно вырасти и созреть, когда мы подвергаемся Божьему воспитанию и учимся Его совершенной воле.
Кроме недоступной нам причины богооставленности, которая содержится в Божьем промысле, относится к премудрому Божьему замыслу и которую мы не можем исследовать, а просто должны проявить послушание, существуют и другие причины, как упоминалось. Будьте внимательны к этим причинам.
Они в самом человеке. Согласно старцу Софронию, наиболее существенная и главная причина богооставленности – гордость как очевидная и ошибочная склонность к самообожествлению. У нас есть чувство, что мы над всеми и можем достичь всего, даже и собственного спасения. Я спасусь. Мне не нужен никто – ни ближний, ни Спаситель Бог. Таким образом дьявол ворует у нас чувство, что мы нуждаемся в Боге, чтобы спастись и обожиться. Вот что говорит старец Софроний:
”Властный Дух Божий настолько утончен, чувствителен и благороден, что не переносит ни гордости и тщеславия, ни самовольного обращения ума человека к самому себе”.
…Ни даже внутреннего поворота нашего духа к тому, чтобы угодить себе. Иными словами, когда человек говорит себе:
– Я, знаешь ли, хороший человек! Я добрый человек!
Как много христиан говорят себе:
– Я не сделал ничего плохого, я хороший человек!
И особенно, когда мы смотримся в зеркало, то, если Бог дал нам красоту, говорим:
– Вот какой я красивый! Значит, я и в душе такой!
Лицемерим перед другими – и притом будучи христианами, а не так, как нехристиане, у которых есть основания ощущать себя так, ибо у них нет ничего. А у нас нет такого права, ибо предполагается, что мы уповаем на нашего Спасителя, Который хочет войти в нас и жить вместе с нами постоянно, не отсутствуя ни одной минуты. Да, но когда? Когда мы не вынуждаем благородного Духа Божия оставить нас. Следовательно, Божья мудрость допускает это удаление и мы не можем исследовать ее; но существуют и причины в нас самих, которые мы должны изучить для того, чтобы, избежав их, стремиться к возврату благодати Божьей.
Это нелегко. Самое трудное для человека – оставить самого себя. Без самооставленности обязательно придет богооставленность. В тот самый час, когда человек предаст себя полностью в руки Божьи и будет настоятелен в этом, Бог обогатит его изобилием Своей любви. Тогда человек поймет, какую славу он скрывал в себе еще с момента своего сотворения; поймет блеск человеческой природы и бытия – но только тогда, когда Бог войдет в него. А если Бог не войдет в человека, всем будет казаться, что этот человек очень ценен, но это будет только внешним призраком, иллюзией.
С другой стороны, Бог удаляется от человека, чтобы наказать его за грехи или духовную леность. Все мы понимаем это. В тот самый момент, когда мы грешим, Бог уходит от нас, не желает иметь связи с нами, ибо мы содействуем диаволу.
Старец Софроний излагает систематически учение о богооставленности и утверждает его богословски, основываясь на жизни Господа Иисуса Христа. Поскольку богооставленность была частью пути, по которому прошел Господь, чтобы исцелить человека, то и для каждого из нас естественно пережить ее.
Думаю, стало ясно, что в человеке может существовать только одно: либо богатство Божье, к которому человек должен подготовиться, либо нищета диавола, которая кажется богатством, но на самом деле создает громадную пустоту в уме и сердце человека. Одновременно эта же пустота запутывает и всю жизнь человечества. Мы свободные люди, православные христиане, и пусть каждый из нас выберет дорогу, по которой хочет идти. Если пойдем по пути Господа, придется пройти через то, о чем мы говорили. Если же хотим идти по легкому пути диавола, придется вынести внутреннюю пустоту, которая невыносима и не похожа на внешние испытания по своей боли и трудности. Для человека, у которого здоровая внутренняя жизнь, внешние искушения и испытания – это ступени, по которым он восходит наверх. Внутренние трудности, порожденные небрежностью человека, создают в нем громадную боль, пустоту, отчаяние и в конце концов ведут его к смерти – не к телесной смерти, через которую мы все пройдем, а к смерти души, к самому болезненному, что может совершиться с человеком, если он будет невнимательным. В таком случае он будет существовать вечно в этом тоннеле смерти, где он не будет видеть света Христова, который утешает, освящает, поддерживает и увековечивает человеческую природу. Ту самую природу, за которую распялся и отдал Себя Христос – чтобы мы могли жить не просто здесь и сейчас, а вечно.
Архимандрит Максим (Карицис)
игумен монастыря Св. Дионисия Олимпийского