За что боролись просветители

Всемирная история

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований

Какие ценности лежали в основе культуры эпохи Просвещения? Какие идеи просветителей найдут отражение в событиях Войны за независимость американских колоний и Великой французской революции?

§ 20. Великие просветители Европы

Какие научные идеи XVII в. способствовали развитию новых взглядов на мир и общество?

Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.

Перестроить мир по законам разума! Первой в эпоху Просвещения вступила Англия — в конце XVII в., в середине XVIII в. новые идеи охватили Францию, где они достигли наибольшего развития. Представителями культуры Просвещения являются Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро во Франции, Т. Пейн, Б. Франклин и Т. Джефферсон в США, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев в России и ещё многие и многие деятели культуры и науки в других странах. Что же объединяло этих людей?

Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества.

Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.

Кто были эти люди? Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие — к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве.

Прогрессивно настроенным писателям, художникам, философам был присущ дух сомнения в справедливости существующих порядков. Деятели Просвещения критиковали всё, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники.

Мыслителей XVIII в. отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека.

Право на жизнь, свободу и собственность. Выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632—1704) являлся последователем Бэкона, считая, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум.

Главная заслуга Джона Локка заключалась в создании учения о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Учёный был уверен, что от природы все люди равны.

Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии.

Он придавал большое значение образованию и воспитанию, развивающим человеческий разум, что дало бы возможность всем людям заниматься активной хозяйственной и политической деятельностью.

Против абсолютизма — за разделение властей. Имя французского просветителя, правоведа и философа Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескьё (1689—1755) получило широкую известность. Выходец из знатной и богатой дворянской семьи, Монтескьё получил прекрасное образование. В течение 10 лет он был президентом парламента в Бордо, а затем три года посвятил путешествиям. Монтескьё посетил многие европейские страны, но особенный интерес проявил к Великобритании, её политическому устройству. Вернувшись на родину, мыслитель посвятил себя наукам и литературным занятиям.

За что боролись просветители. Смотреть фото За что боролись просветители. Смотреть картинку За что боролись просветители. Картинка про За что боролись просветители. Фото За что боролись просветители

Монтескьё

Его политические взгляды изложены в книге «О духе законов», в которой Монтескьё выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах, горячим поборником свободы. Однако свобода не означает для человека возможность делать всё, что он пожелает. Мыслитель писал: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом.

Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать другие граждане». Особое внимание уделял Монтескьё вопросам защиты личности от произвола власти. Ои указывал, что свобода личности возможна только в таком обществе, где нет злоупотребления властью.

Развивая учение Локка о разделении властей, Монтескьё указал, что три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены состоятельные слои населения; исполнительная — монарху, назначающему правительство, а судебная власть — независимым судьям. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.

Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей конституций США, Франции в XVIII в.

«Я ненавижу всякую тиранию». О Вольтере (1694—1778), великом французском мыслителе, говорили, что он «был больше, чем человек. Он был веком». Чем вызвана такая высокая оценка его деятельности? Вольтер — один из 137 псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, романиста, драматурга, поэта и публициста. Его произведения — яростный вызов деспотизму и сословным порядкам. Мыслитель в течение жизни переселялся из одной страны Европы в другую и много сделал для того, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело сторонников.

За что боролись просветители. Смотреть фото За что боролись просветители. Смотреть картинку За что боролись просветители. Картинка про За что боролись просветители. Фото За что боролись просветители

Вольтер

Наиболее справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Как же, с его точки зрения, можно построить справедливое общество?

Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали. Мыслитель отрицал всякую пользу церковных обрядов и молений. Церковь он считал главным врагом Просвещения и своё отношение к ней выразил призывом: «Разрушьте старое здание обмана!», «Раздавите гадину!». При этом он верил в Бога, но представлял его как «философа на троне неба», «бесконечно искусного работника», законодателя правил природы и морали.

Вольтер признавал и необходимость религии для народа. «Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Мыслитель был врагом атеизма и называл его «самым большим заблуждением разума». Вольтер положил начало новому явлению — «вольтерьянству», т. е. свободомыслию и вольнодумству.

Сила Вольтера как философа была в критике отжившего свой век старого порядка, в его сатирических произведениях, высмеивающих знать, заправляющую государственными делами в своих корыстных интересах.

Идеи мыслителя широко распространялись не только во Франции, но и в других странах, на них воспитывались будущие участники Французской революции.

В годы Французской революции прах Вольтера был перенесён в усыпальницу великих людей Франции — Пантеон.

«Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным», — гласит надпись над его надгробием.

«. Не допускайте ни богачей, ни нищих». Целый этап просветительского движения во Франции связан с именем Жан Жака Руссо (1712—1778), оказавшего огромное влияние на формирование взглядов передовой французской молодёжи. Он родился в Швейцарии, в Женеве, в семье часовщика и рано лишился матери. В 13 лет отец отдал его в ученики к мастеру, и 3 года подросток вынужден был терпеть голод и побои. Затем началась длительная полоса скитаний. Чтобы выжить, приходилось браться за самую разную работу. Тяжёлую жизнь простого народа, существовавшее в обществе имущественное неравенство Руссо знал не понаслышке.

Какие же взгляды Руссо сделали популярным его учение? Мыслитель доказывал, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта, а все бедствия человечеству принесло появление частной собственности, приведшей к росту неравенства, к угнетению бедных богатыми, слабых сильными.

Руссо н e призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить её размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить.

«Если вы, — писал он, — хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Уравнение крайностей богатства и бедности — только это может спасти общество от потрясений.

Руссо являлся сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, ибо источник верховной власти — весь народ. Идеал мыслителя — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя всё необходимое, где каждый гражданин участвует в принятии законов. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы. Если же она этого не делает, то теряет право на существование.

За что боролись просветители. Смотреть фото За что боролись просветители. Смотреть картинку За что боролись просветители. Картинка про За что боролись просветители. Фото За что боролись просветители

Жан Жак Руссо

Руссо критиковал существующую систему воспитания за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Требование республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789—1799 гг.

Новые экономические теории. В эпоху Просвещения появились и новые экономические теории. Большую популярность среди современников завоевало учение шотландского учёного Адама Смита (1723—1790).

А. Смит верил в то, что стремление людей улучшать своё материальное положение способно привести общество к благосостоянию. «. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, — отмечал он, — нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путём или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны».

Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны, считал Адам Смит. Он выступал за свободу торговли землёй, подчёркивая, что земля должна переходить в руки собственников, способных использовать её экономично, утверждал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд.

Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения, но прежде всего она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным её содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».

Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло.

1. Назовите главные идеи эпохи Просвещения. Какие из них, по вашему мнению, воплощены в жизнь в наше время? 2. Заполните таблицу «Основные идеи просветителей». Графы таблицы: «Просветители», «Страна», «Основные идеи». 3. Какие права человека просветители называли естественными? 4. Сравните теории Дж. Локка и Ш. Монтескьё о разделении властей. Используя знания, полученные на уроках обществознания, объясните, каков смысл этого понятия в современном обществе. 5. В чём заключается значение идей просветителей для XVIII в. и для нашего времени?

1. Почему Дж. Локк и Ш. Монтескьё утверждали необходимость разделения властей в государстве? 2. Как вы понимаете высказывание: Вольтер «был больше, чем человек. Он был веком»? Подумайте, что из учения Вольтера актуально и сегодня. Обсудите ваше мнение с одноклассниками. 3. Изложите основные положения учения Ж.-Ж. Руссо о причинах общественного неравенства. С какими из его положений вы можете согласиться? Какие из них актуальны и сегодня? 4. Изложите взгляды А. Смита на хозяйственное развитие. С какими положениями его учения вы согласны, какие вызывают у вас сомнение и почему? 5. Обсудите с одноклассниками, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV-XVI вв. и просветителей XVIII в.

Манифест эпохи Просвещения

В 1751 г. во Франции произошло большое событие — вышли первые тома знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Инициатива издания принадлежала философам Дени Дидро (1713—1784) и Жану Д’Аламберу (1717—1783), поставившим цель собрать и систематизировать разнообразные знания «ради просвещения и благосостояния будущих поколений». Когда в 1772 г. издание книг завершилось, оказалось, что «Энциклопедия. » состоит из 35 богато иллюстрированных томов, а в работе над ней участвовали более 200 авторов, среди которых Вольтер, Руссо и другие выдающиеся писатели. Считается, что в целом в Европе было продано около 25 000 экземпляров «Энциклопедии. ».

За что боролись просветители. Смотреть фото За что боролись просветители. Смотреть картинку За что боролись просветители. Картинка про За что боролись просветители. Фото За что боролись просветители

Дени Дидро

В чём же значение «Энциклопедии. »? Почему по настоянию иезуитов два тома её были осуждены королевским указом и дальнейшее издание книг было надолго запрещено? Генеральный королевский прокурор предъявил обвинение: «Эта книга, которая должна была быть книгой всех знаний, стала собранием всех заблуждений; труд, который нам не переставали хвалить, как памятник, делающий честь гению науки, стал её бесчестьем. Не должно ли правосудие, наконец, взять в свои руки меч и поразить всех безбожных писателей, которых осуждает религия и стыдится отечество? »

О чём писали авторы «Энциклопедии. »? Это издание подвело итоги научной революции XVII—XVIII вв. Вместе с тем составители включили в «Энциклопедию. » статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

В «Энциклопедии. » Дидро и Д’Аламбер объявили непримиримую борьбу католической церкви. В статье об иезуитах было написано: «. в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом, добродетель с пороком, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством, дух постоялого двора с духом заговора и интриги. У этих людей трудно отыскать только смирение». Не лучше характеризовался и королевский двор, а в статье «Крестьянин» указывалось на бедственное положение французских крестьян, лишённых земли и задавленных налогами.

В середине 60-х гг., когда работа над «Энциклопедией. » почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Её купила Екатерина II, поставив при этом условие, что Дидро останется хранителем библиотеки и личным библиотекарем государыни. Мыслитель стал личным советником императрицы в вопросах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. Дидро прибыл в Петербург, где был принят с почестями. В трактатах, написанных им для Екатерины II, он пытался разъяснить зло абсолютистской власти и крепостничества. Однако эти идеи не были восприняты императрицей. В 1774 г. Дидро умер, и его библиотека была перевезена в Петербург.

Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»

Крестьянин. Если они унижены, угнетены, постоянно обременены тяжёлыми повинностями, то они будут бояться заниматься профессией. бесплодной. Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он считает нужным, является условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении столь же бесплодны, как жестоки и смешны. Слепыми и глупыми распоряжениями вы готовите голод.

Произвольное налогообложение совершенно явно препятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю. Следовательно, оно подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх, оно душит всякие зародыши процветания.

Барщина. Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года. принимал петиции от своих подданных. Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвящён Богу. Посуди сам, твоё Императорское Величество, можем ли мы платить налоги. »

Какие черты традиционного общества подвергнуты критике в приведённых статьях из «Энциклопедии. »?

Зарождение общественного мнения

Эпоха Просвещения вводит понятие «общественная польза», служащее оценкой всех обсуждаемых реформ. В обществе возрастает недовольство властью. Если в XVII в. идеи, выдвигаемые философами, обсуждались в узком кругу посвящённых (в Европе их насчитывалось несколько сотен человек), то в XVIII в. информация распространяется достаточно быстро через газеты, путешествия и личную переписку. Во Франции королевская власть усиливает цензуру, но отвергнутые ею произведения печатаются за границей, чаще всего в Англии и Голландии.

Произведения Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо и других просветителей не только читаются, но и активно обсуждаются в клубах, кафе и салонах. В парижском кафе «Прокоп» зародился проект издания «Энциклопедии. ». На еженедельные собрания клубов в Лондоне и Париже приходят писатели, юристы, военные, они обсуждают проблемы дипломатии, экономики, права.

После смерти Людовика XIV большую роль играют светские салоны, тон в которых задают дамы из аристократических кругов. Салоны посещаются не только аристократами, но и учёными, философами, артистами, художниками, всемирно известными людьми. В салонах беседуют об искусстве, науке, политике, обсуждают передовые идеи.

Благодаря новым формам общения между людьми формируется и выражается общественное мнение. Общественное мнение, осуждающее абсолютную монархию, сыграло значительную роль в развитии революции во Франции.

Источник

За что боролись просветители

«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант.

«Республика философов»

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

И XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, воли совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.

XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической науки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723–1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.

Новый взгляд на человека и общество

Уже в XVII в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное) состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государства Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога а от населяющего страну народа.

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Французские просветители развили эти идеи. Основной принцип сосуществования людей был сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, доимая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие идеи общего блага окно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.

Те принципы, на которых существует общество, те законы, которые им управляют, сформулировал Шарль–Луи, барон де Монтескьё (1689—1755) в своём основном труде «О духе законов». Основная идея Монтескьё заключалась в том, что для разных обществ хороши разные законы. Он показывал, что нужно учитывать и размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Тогда выяснится, что для одной страны будит хороша республика, при которой управляет весь народ или часть его, для другой – монархия, «при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов», для третьей — деспотия, когда никаких законов нет, а один человек решает всё. Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.

Большую популярность в XVIII в. приобрела теория другого французского просветителя Жан–Жака Руссо (1712—1778). В своём главном произведении «Об общественном договоре» он утверждал, что основная власть в обществе, право принимая законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть никому нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Однако прогресс разума возможен лишь тогда, когда он свободен. Одной из важнейших черт эпохи Просвещения стала секуляризация (обмирщение) сознания. Дидро писал: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.

Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм, мракобесие, нередко насаждаемые церковью, именно против них и боролись философы. Французский философ, писатель, поэт и драматург Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778), бросил знаменитый клич: «Раздавите гадину!». Этими словами он даже подписывал многие из своих писем, призывая дать бой церкви преследованиям за веру. Всю свою жизнь Вольтер боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Итальянские просветители были озабочены необходимость преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывая к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена на десятки языков, а высказанные в ней идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.

При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за полвека вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество штат из Монтескьё.

В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.

С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза в 1713 г. аббат Шарль де Сен Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войне между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой — решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. После переворота XVI—XVII вв. в астрономии людям стало казаться, что привычный для них мир расширился в пространстве; в XVIII в. произошло его «расширение» и во времени. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

Это конспект по теме «Эпоха Просвещения». В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *