За что боролся махно
«Герой смутной эпохи»: почему Нестор Махно не смог воплотить в жизнь свои анархистские идеи
Нестор Махно родился в селе Гуляйполе Екатеринославской губернии 7 ноября 1888 года. Согласно семейной легенде, когда маленького Нестора крестили, у священника от огня свечи загорелась ряса, что было воспринято как дурное предзнаменование.
В 1911 году Нестора перевели в каторжное отделение Бутырской тюрьмы, где известный анархист Пётр Аршинов обучал его математике, истории, литературе и философии. За участие в тюремных бунтах Махно несколько раз оказывался в карцере и только после Февральской революции 1917 года вышел на свободу.
Анархист и революционер
Задерживаться в Москве Махно не стал. Уже спустя несколько недель он занял должность товарища председателя волостного земства в родном Гуляйполе и руководителя Гуляйпольского крестьянского союза, реорганизованного затем в Совет солдатских и крестьянских депутатов. Помимо работы на официальных постах, занимался Нестор и «общественной деятельностью» — во главе анархистской организации по старой традиции совершал экспроприации.
Политические позиции Махно были весьма радикальными: он требовал изгнать из Временного правительства капиталистов и провести в стране революционные преобразования. В июле он инициировал разгон земства, возглавил его новый состав и стал заодно комиссаром Гуляйпольского района. На фоне Корниловского выступления Махно организовал для защиты революции Чёрную гвардию и провёл в районе изъятие помещичьих земель. 25 сентября 1917 года по решению совета земля была национализирована и поделена между крестьянами.
В конце года политическая карьера Махно снова пошла в гору. В декабре он стал делегатом губернского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и членом судебной коллегии Александровского ревкома. После захвата Екатеринослава частями украинской Центральной рады революционер жёстко осудил произошедшее и новой власти не признал.
В январе 1918 года в связи с намерением перейти к борьбе с противниками революции Махно ушёл в отставку с поста председателя совета и возглавил Гуляйпольский ревком. Однако с приближением германских и австро-венгерских войск, оккупировавших западные губернии России после подписания Брест-Литовского мирного договора, председатель ревкома осознал, что сил для активного сопротивления оккупантам у него недостаточно, и увёл свою гвардию на Тамань.
Вынужденной отлучкой Махно решил воспользоваться для изучения опыта старших товарищей. Лидер гуляйпольских революционеров посетил несколько городов, в которых была установлена советская власть, пообщался с лидерами анархистского движения и был принят высшими руководителями Советской России: Владимиром Лениным, Яковом Свердловым, Львом Троцким и Григорием Зиновьевым.
На фронтах Гражданской войны
«Первые бои Махно провёл против германских оккупантов и сторонников гетмана Скоропадского. В это время гетман как раз пытался восстанавливать помещичью собственность на землю, и Махно использовал это, чтобы привлечь крестьян на свою сторону», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор МПГУ Василий Цветков.
Махно вошёл в состав уже существовавшего ранее повстанческого отряда и после первой же победы над немцами был избран его командиром. Партизаны несколько месяцев громили австрийские военные формирования и отделения гетманской варты (государственной полиции) в Екатеринославской губернии, грабили банки, экспроприировали в помещичьих имениях ценности и провиант. Под командование Махно перешли несколько партизанских отрядов, возглавляемых местными анархистами и членами других левых партий.
В ноябре 1918 года активные попытки создания государства на территории Украины начали предпринимать и Советы, и бывшие сторонники Центральной рады, учредившие Директорию, самым влиятельным представителем которой стал Симон Петлюра. Петлюровцы стремились привлечь Махно на свою сторону, но он отказал им, договорившись о совместных действиях с большевиками. Потеряв в ходе боёв против превосходящих сил Директории в районе Екатеринослава несколько сотен бойцов, махновцы отступили для перегруппировки в Гуляйполе.
«Махно удалось сделать то, что не удавалось на том этапе никому — сплотить множество крестьянских и повстанческих отрядов, во главе которых стояли люди с самыми разными политическими убеждениями», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Колпакиди.
В феврале 1919 года махновское войско, сохранив внутреннюю автономию, образовало 3-ю Заднепровскую бригаду 1-й Заднепровской украинской советской дивизии Украинского фронта.
«Имеются сведения, что в 1919 году Нестор Махно был награждён орденом Красного Знамени. Однако документально на сегодняшний день это не подтверждено. Вопрос до сих пор спорный», — рассказал Цветков.
Весной 1919 года, несмотря на определённые идеологические расхождения с большевиками, на основе махновской бригады была сформирована 7-я Украинская советская дивизия. Комдивом был назначен сам «батька». Под руководством большевиков дивизия несколько недель сражалась с войсками белых, но уже в мае махновцы выступили за создание самостоятельной повстанческой армии. В это время белые прорвали фронт в Донбассе и председатель Реввоенсовета Лев Троцкий обвинил в этом Махно, объявив его вне закона. Махно в ответ направил руководству Советской России телеграмму, в которой заявил о своей преданности революции и об отсутствии возможности сотрудничать с Красной армией из-за нападок со стороны большевиков. Он отвёл свои войска в Херсонскую губернию, где совместно с атаманом Николаем Григорьевым развернул боевые действия против деникинцев.
«После обвала фронта под флаги Махно пошли самые разные отряды, в том числе большевистские. Образовалась пёстрая коалиция из анархистов, большевиков, левых эсеров», — отметил Колпакиди.
Летом 1919 года Махно стал главнокомандующим объединённой Революционно-повстанческой армии Украины, развернувшей партизанское движение в тылу у белых.
«Весьма велика оказалась роль Махно в срыве деникинского похода на Москву. Общеизвестно, что решающее значение в войне сыграли боевые действия под Орлом, когда Красная армия, усиленная латышскими и эстонскими частями, остановила представителей Белого движения. Это так. Но важную роль в этих событиях сыграли резервы. Красные использовали резервы свободно, а вот белым пришлось срочно перебрасывать свои резервы в Приазовье, где Махно в ходе успешного рейда фактически надвое разрубил деникинский тыл», — пояснил Цветков.
В результате белые не смогли вести боевые действия на нескольких направлениях одновременно и фронт сдвинулся на юг.
«Боевые действия в тылу у белых действительно сыграли значительную роль в провале деникинского наступления на Москву. Однако приписывать всю заслугу одному Махно не стоит. Там действовали самые разнообразные партизанские отряды, о большинстве которых сегодня практически ничего не известно», — подчеркнул Колпакиди.
Последние залпы
В октябре 1919 года Нестор Махно заявил о планах по созданию самостоятельной крестьянской республики с центром в Екатеринославе. Он пообещал отказаться от диктатуры пролетариата и нивелировать ведущую роль коммунистической партии, передав власть в руки так называемых вольных советов. Отношения с красными на некоторое время стабилизировались, но после нескольких конфликтов в январе 1920 года Всеукраинский ревком объявил махновцев вне закона.
«Договориться с Махно о совместных действиях против большевиков попытался Пётр Врангель, но «батька» предложения барона отверг, а его посланников казнил», — рассказал Цветков.
Последний союз с большевиками Махно заключил осенью 1920 года, направив отряд численностью 2,5 тыс. бойцов под командованием Семёна Каретника на штурм Перекопа. Роль махновцев на данном этапе войны историки оценивают по-разному. По словам Василия Цветкова, бойцы отряда Каретника оказались на позициях белых ещё до будёновцев. При этом Александр Колпакиди указывает на то, что на фоне армии численностью почти 150 тыс. действия группы махновцев не могли иметь решающего значения.
После завершения боевых действий в Крыму между красными и махновцами произошёл новый конфликт. Отряд Каретника был окружён и вынужден был прорываться к Махно с боями. К «батьке» вернулись только около 250 бойцов. Командование Красной армии потребовало, чтобы махновцы передислоцировались на Кавказ, но получило отказ. После нескольких месяцев стычек с большевиками Махно растерял большую часть своего войска, получил тяжёлые ранения и с несколькими десятками верных людей бежал в Румынию, где был интернирован.
Румынские власти не хотели ни оставлять Махно у себя, ни выдавать его России, поэтому помогли ему бежать в Польшу. Там атамана арестовали из-за подозрений в подготовке восстания на территории Галиции, но вскоре оправдали и отпустили. Из Польши Махно уехал в Германию, где его якобы пытались похитить сотрудники ЧК, а затем во Францию. В 1925 году бывший революционер обосновался под Парижем, работая столяром и изготавливая домашние тапочки. Он активно сотрудничал с французской анархистской прессой.
В 1934 году Нестор Махно скончался от костного туберкулёза и был похоронен в стене колумбария на кладбище Пер-Лашез.
«Идея была обречена»
О том, почему Махно не смог воплотить в жизнь идею своей крестьянской республики, и о реальных политических взглядах «батьки» споры идут по сей день.
«Вольные советы Махно могли существовать только при отсутствии сильной власти. Но это невозможно. Вне зависимости от того, кто бы победил — белые или красные, возникло бы сильное централизованное государство. Доведённая махновцами до абсурда идея местного крестьянского самоуправления была обречена», — считает Василий Цветков.
По мнению Александра Колпакиди, роль Махно в войне и сама его личность очень сильно мифологизированы.
«Наиболее известен миф о махновской вольнице. Но какая вольница, если у Махно контрразведка работала жёстче, чем у белых и красных вместе взятых? Есть также миф, что махновцы были идейными анархистами. Однако это не так. Приезжих городских анархистов Махно держал при себе в качестве ширмы, а реально опирался на крестьянских вожаков, бывших унтеров с фронтов Первой мировой войны, мыслящих категориями землячества. Они пытались установить диктатуру села над городом, но в ХХ веке у подобных идей не было абсолютно никакой перспективы. Это был путь в форменное средневековье, и никто бы не позволил образоваться такой лакуне, живущей за счёт сельского хозяйства, грабежей городов и нападений на поезда. Хотя, конечно, на определённом этапе махновские бойцы, хорошо знавшие местные условия и получавшие коней с фуражом от своих родственников, были весьма успешны», — рассказал Колпакиди.
По словам историка, реальные взгляды Махно сформировались на основе идеи регионального крестьянского сепаратизма.
«Однако советское государство крепло, и двум медведям в берлоге было уже не ужиться. Тем более что Махно не был ни Наполеоном, ни Суворовым. После 1921 года он смирился со своим поражением и вёл относительно незаметную жизнь. Это был герой смутной эпохи, оказавшийся в нужное время в нужном месте», — резюмировал эксперт.
Победы и трагедия батьки. Сто тридцать лет Нестору Махно
7 ноября (26 октября) 1888 года, 130 лет назад, родился Нестор Иванович Махно – одна из самых неоднозначных и противоречивых фигур в период Гражданской войны. Для кого-то безжалостный бандит, для кого-то – бесстрашный крестьянский вождь, Нестор Махно в наиболее полной мере олицетворял собой ту страшную эпоху.
Сегодня Гуляйполе – небольшой город в Запорожской области Украины, а в то время, о котором пойдет речь ниже, это было еще село, хоть и большое. Основанное в 1770-е годы для защиты от нападений Крымского ханства, Гуляйполе быстро развивалось. Населяли Гуляйполе разные люди – малороссы, поляки, евреи, греки. Отец будущего вождя анархистов Иван Родионович Махно был родом из закрепощенных казаков, трудился пастухом у разных хозяев. У Ивана Махно и его супруги Евдокии Матвеевны, урожденной Передерий, было шестеро детей – дочь Елена и сыновья Поликарп, Савелий, Емельян, Григорий и Нестор. Семья жила очень бедно, а на следующий год после рождения Нестора, в 1889 году, Иван Махно скончался.
Детские и отроческие годы Нестора Махно прошли в глубокой бедности, если не сказать нищете. Поскольку же выпали они на период расцвета в России революционных настроений, то на естественное недовольство своим социальным положением и сложившимся порядком вещей легла и революционная пропаганда.
В Гуляйполе, как и во многих других населенных пунктах Малороссии, появился свой кружок анархистов. Возглавили его два человека – Вольдемар Антони, чех по происхождению, и Александр Семенюта. Оба они были чуть старше Нестора – Антони родился в 1886 году, а Семенюта – в 1883 году. Житейский опыт у обоих «отцов-основателей» гуляйпольского анархизма был тогда покруче, чем у юного Махно. Антони успел поработать на заводах Екатеринослава, а Семенюта успел дезертировать из армии. Они создали в Гуляйполе Союза бедных хлеборобов – подпольную группу, провозгласившую себя анархистами-коммунистами. В состав группы со временем вошло около 50 человек, среди которых был и ничем особо не примечательный крестьянский паренек Нестор Махно.
Деятельность Союза бедных хлеборобов – Гуляйпольской крестьянской группы анархистов-коммунистов пришлась на 1906-1908 гг. Это были «пиковые» для русского анархизма годы. Гуляйпольские анархисты брали пример с других подобных групп – занимались не только пропагандой среди крестьянской и ремесленной молодежи, но и экспроприациями. Эта деятельность и подвела Махно, как сказали бы сейчас, «под статью».
Если бы Нестор был на момент совершения преступления чуть постарше, его бы могли казнить. Но так как Махно совершал преступление, будучи несовершеннолетним, ему заменили смертную казнь бессрочной каторгой и в 1911 году перевели в каторжное отделение Бутырской тюрьмы в Москве.
Годы, проведенные на «крытке», стали для Махно настоящим жизненным университетом.
Именно в тюрьме Нестор вплотную занялся самообразованием под руководством своего сокамерника – известного анархиста Петра Аршинова. Этот момент показывается в знаменитом сериале «Девять жизней Нестора Махно», но только там Аршинов изображен пожилым мужчиной. На самом деле, Петру Аршинову было почти столько же лет, сколько и Нестору Махно – он родился в 1886 году, но, несмотря на рабочее происхождение, хорошо знал грамоту, историю, теорию анархизма. Впрочем, за учебой Махно не забывал о протестах – он регулярно конфликтовал с администрацией тюрьмы, попадал в карцер, где и подхватил туберкулез легких. Эта хворь мучала его всю оставшуюся жизнь.
Шесть лет провел Нестор Махно в Бутырской тюрьме, прежде чем был освобожден в связи с всеобщей амнистией политических заключенных, последовавшей за Февральской революцией 1917 года. Собственно, Февральская революция и открыла Нестору Махно путь к всероссийской славе. Спустя три недели после освобождения он вернулся в родное Гуляйполе, откуда его увозили жандармы 20-летним парнем, уже взрослым мужчиной с девятилетним тюремным сроком за плечами. Беднота встретила Нестора тепло – он был одним из немногих уцелевших членов Союза бедных хлеборобов. Уже 29 марта Нестор Махно возглавил руководящий комитет Гуляйпольского крестьянского союза, а затем стал председателем Совета крестьянских и солдатских депутатов.
Довольно быстро Нестору удалось создать и боеспособный отряд из молодых анархистов, который приступил к экспроприациям имущества зажиточных односельчан. В сентябре 1917 г. Махно провел конфискацию и национализацию помещичьих земель. Однако 27 января (9 февраля) 1918 года в Брест-Литовске делегация украинской Центральной рады подписала сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией, после чего обратилась к ним за помощью в борьбе с революцией. Вскоре германские и австро-венгерские войска появились и на территории Екатеринославщины.
Понимая, что сопротивляться регулярным армиям анархисты из Гуляйпольского отряда не смогут, Махно отступил на территорию современной Ростовской области – в Таганрог. Здесь он распустил свой отряд, а сам отправился в поездку по России, побывав в Ростове-на-Дону, Саратове, Тамбове и Москве. В столице Махно провел несколько встреч с видными анархистскими идеологами – Алексеем Боровым, Львом Черным, Иудой Гроссманом, а также встретился, что было для него еще более важно, с руководителями правительства Советской России – Яковом Свердловым, Львом Троцким и самим Владимиром Лениным. Судя по всему, уже тогда большевистское руководство понимало, что Махно далеко не так прост, как кажется. Иначе Яков Свердлов не организовывал бы его встречу с Лениным.
Именно при содействии большевиков Нестор Махно вернулся на Украину, где приступил к организации партизанского сопротивления австро-германским интервентам и поддерживаемому ими режиму Центральной рады. Довольно быстро Нестор Махно из вожака маленького партизанского отряда превратился в командира целой повстанческой армии. В состав формирования Махно влились отряды других полевых командиров – анархистов, в том числе отряд Феодосия Щуся – не менее популярного в то время анархистского «батьки», бывшего военного моряка, и отряд Виктора Белаша – профессионального революционера, лидера Новоспасовской группы анархистов-коммунистов.
Первое время махновцы действовали партизанскими методами. Они нападали на австрийские патрули, на небольшие отряды гетманской варты, грабили помещичьи усадьбы. К ноябрю 1918 года численность повстанческой армии Махно достигла уже 6 тысяч человек, что позволило анархистам действовать более решительно. К тому же, в ноябре 1918 года в Германии пала монархия, начался вывод оккупационных войск с территории Украины. В свою очередь, режим гетмана Скоропадского, опиравшийся на австрийские и немецкие штыки, находился в состоянии полного упадка. Лишившись внешней поддержки, члены Центральной рады не знали, что им делать. Этим и воспользовался Нестор Махно, установивший контроль над Гуляйпольским уездом.
Численность повстанческой армии к началу 1919 года составляла уже около 50 тысяч человек. С махновцами поспешили заключить соглашение большевики, нуждавшиеся в столь мощном союзнике в условиях активизации войск генерала А.И. Деникина на Дону и наступления петлюровцев на Украине. В середине февраля 1919 года Махно подписал соглашение с большевиками, в соответствии с которым с 21 февраля 1919 года повстанческая армия вошла в состав 1-й Заднепровской украинской советской дивизии Украинского фронта в статусе 3-й Заднепровской бригады. При этом махновская армия сохраняла внутреннюю автономию – это было одно из главных условий сотрудничества с большевиками.
Тем не менее, отношения с красными у Махно не складывались. Когда в мае 1919 г. белые прорвали оборону и ворвались на Донбасс, Лев Троцкий объявил Махно «вне закона». Это решение поставило точку в союзе большевиков и гуляйпольских анархистов. В середине июля 1919 года Махно возглавил Революционный военный совет объединённой Революционно-повстанческой армии Украины (РПАУ), а когда был убит его конкурент и противник атаман Григорьев, занял пост главнокомандующего РПАУ.
Армия Махно на протяжении всего 1919 года сражалась и против белых, и против петлюровцев. 1 сентября 1919 года Махно провозгласил создание «Революционной повстанческой армии Украины (махновцев)», а когда им был занят Екатеринослав, Махно приступил к строительству анархической республики. Конечно, вряд ли эксперимент батьки Махно можно назвать успешным с социально-экономической точки зрения – в условиях Гражданской войны, непрекращающихся боевых действий против нескольких противников, было очень сложно заниматься решением каких-либо хозяйственных вопросов.
Но, тем не менее, социальный эксперимент махновцев стал одной из немногочисленных попыток «материализации» анархической идеи о безвластном обществе. На самом деле, власть в Гуляйполе конечно была. И эта власть была не менее жесткой, чем царская или большевистская – фактически Нестор Махно был диктатором, обладавшим чрезвычайными полномочиями и вольным поступать так, как ему того хотелось в конкретный момент. Наверное, иначе в тех условиях было нельзя. Махно старался, как мог. поддерживать дисциплину – жестко карал подчиненных и за мародерство, и за антисемитизм, хотя в отдельных случаях мог запросто отдать усадьбы на разграбление своим бойцам.
Большевики сумели воспользоваться махновцами еще раз – при освобождении от белых Крымского полуострова. По соглашению с красными, Махно направил на штурм Перекопа до 2,5 тысяч своих бойцов под командованием Семена Каретника – одного из своих ближайших соратников. Но как только махновцы помогли красным прорваться в Крым, большевистское руководство быстро решило избавиться от опасных союзников. По отряду Каретника был открыт пулеметный огонь, уцелеть удалось лишь 250 бойцам, которые вернулись в Гуляйполе и рассказали обо всем батьке. Вскоре и командование РККА потребовало от Махно передислоцировать свою армию на Южный Кавказ, но батька этому приказу подчиняться не стал и начал отступление из Гуляйполя.
28 августа 1921 года Нестор Махно, сопровождаемый отрядом из 78 человек, перешел границу с Румынией в районе Ямполя. Все махновцы тут же были разоружены румынскими властями и помещены в специальный лагерь. Советское руководство в это время безрезультатно требовало от Бухареста выдачи Махно и его соратников. Пока румыны вели переговоры с Москвой, Махно вместе с женой Галиной и 17 соратниками сумел бежать в соседнюю Польшу. Здесь они также оказались в лагере для интернированных лиц, встретили весьма недружественное отношение со стороны польского руководства. Лишь в 1924 году, благодаря связям российских анархистов, проживавших в то время за рубежом, Нестор Махно и его жена получили разрешение на выезд в соседнюю Германию.
В апреле 1925 года они поселились в Париже, на квартире у художника Жана (Ивана) Лебедева – русского эмигранта и активного участника российского и французского анархистского движения. Во время проживания у Лебедева Махно освоил нехитрое ремесло плетения тапочек и стал этим зарабатывать на жизнь. Вчерашний повстанческий командир, державший в страхе всю Малороссию и Новороссию, жил практически в нищете, еле-еле зарабатывая себе на жизнь. Нестора продолжала терзать и тяжелая болезнь – туберкулез. Давали о себе знать и многочисленные ранения, полученные во время Гражданской войны.
6 июля (по другим сведениям – 25 июля) 1934 года Нестор Махно скончался в одной из больниц Парижа от костного туберкулеза. 28 июля 1934 года его тело кремировали, а урну с прахом замуровали в стене колумбария кладбища Пер-Лашез. Его жена Галина и дочь Елена впоследствии вернулись в Советский Союз, проживали в Джамбуле Казахской ССР. Дочь Нестора Махно Елена Михненко умерла в 1992 году.
Нестор Махно и мифология украинских националистов
С самого начала своего существования постсоветская Украина испытывала ощутимый недостаток в исторических героях, которые помогали легитимации «самостийной». Потребность в них чувствовалась тем сильнее, чем явственнее украинские националисты демонстрировали воинствующую русофобию. Поскольку история малороссийских и новороссийских земель на протяжении столетий была частью истории российского государства и, соответственно, деятели политики, культуры, искусства Малороссии и Новороссии фактически относились к «русскому миру», поиск героических персон заметно усложнялся.
В этом контексте националистами была найдена одна очень заметная и героическая личность из числа жителей Восточной Украины, которую хоть как то можно было притянуть к идеологии самостийности. Речь идет о Несторе Ивановиче Махно. Да, как не удивительно это звучит, но именно Махно – принципиального противника любого государства – современные украинские националисты записали в число прочих национальных героев «самостийной». Эксплуатация националистами образа Махно началась еще в 1990-е годы, поскольку на Востоке Украины только Махно был крупной исторической фигурой, реально боровшейся как против большевистской власти, так и против сторонников возрождения российской имперской государственности из числа «белых». При этом идеологические воззрения самого Махно игнорировались или переделывались в выгодном украинским националистам духе.
Как известно, Нестор Иванович Махно родился 26 октября (7 ноября) 1888 года в селе Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии. Сейчас это город в Запорожской области. Этому удивительному человеку, окончившему всего лишь двухклассное начальное училище, удалось стать одним из ключевых полководцев Гражданской войны в малороссийских землях и одним из признанных лидеров анархистского движения.
Анархистскую идеологию Нестор Махно усвоил еще в ранней юности, став участником действовавшей в селе Гуляйпольской группы анархистов-коммунистов (Союз вольных хлеборобов). Это объединение сельской радикальной молодежи, у истоков которого стояли Александр Семенюта и Вольдемар Антони (сын чешских колонистов), ориентировалось на анархо-коммунистические идеи Петра Кропоткина и, как и многие подобные группы и кружки в период первой революции 1905-1908 гг., считало своим долгом осуществлять вооруженную борьбу против самодержавия – посредством нападений на полицейских, экспроприаций собственности и т.д.
Получив за убийство чиновника военного ведомства смертный приговор, замененный в силу юного возраста подсудимого бессрочной каторгой, Нестор Махно имел все шансы так и сгинуть в казематах, если бы не случилась Февральская революция. После девятилетнего тюремного заключения Нестор вернулся в родное Гуляйполе, где за считанные месяцы стал фактическим лидером местного революционного движения, в 1919 г. окончательно оформившегося в Революционную повстанческую армию Украины (махновцев).
Пересказывать всю историю махновского движения – дело достаточно кропотливое и, к тому же, сделанное гораздо более компетентными в этом людьми – самим Нестором Махно и участниками повстанческого движения Петром Аршиновым, Виктором Белашом и Всеволодом Волиным, книги которых изданы на русском языке и доступны рядовому читателю в электронном и печатном виде. Поэтому остановимся более подробно именно на интересующем нас в контексте настоящей статьи вопросе. Речь идет об отношении Махно к украинскому национализму.
Первый опыт общения Махно и его соратников с украинскими националистами относится к начальному этапу гуляйпольского повстанческого движения в 1917-1918 гг. В этот период территория современной Украины в значительной степени была оккупирована австро-венгерскими и германскими войсками. При их поддержке было сформировано марионеточное правительство гетмана Скоропадского, восседавшего в Киеве (как все знакомо!).
Павел Петрович Скоропадский, бывший генерал-лейтенант российской императорской армии, командовавший армейским корпусом, оказался обычным предателем того государства, в котором сделал военную карьеру. Переметнувшись на сторону оккупантов, он краткое время возглавлял в качестве гетмана «Украинскую державу». Но не смог заручиться поддержкой даже более идейных украинских националистов, которые, по крайней мере, надеялись на подлинную «самостийность», в результате чего «державу» сменила Украинская народная республика. Сам гетман бесславно погиб в 1945 году под бомбами англо-американской авиации, находясь к тому времени в германской эмиграции.
Нестор Махно, вернувшийся после каторги, объединил вокруг себя остатки гуляйпольских анархистов и достаточно быстро приобрел авторитет среди местных крестьян. Первыми, с кем стал Махно вести вооруженную борьбу, как раз и была гетманская «варта» (стража), фактически выполнявшая роль полицаев при австро-венгерских и германских оккупантах. Совместно с большевистскими отрядами Владимира Антонова-Овсеенко махновцам удалось разгромить гайдамаков державной рады в Александровке и фактически взять уезд под контроль.
Однако, на сопротивлении гетманщине история вооруженного противостояния махновцев и украинских националистов не закончилась. Гораздо большая по времени и масштабам ее часть приходится на борьбу против петлюровцев. Напомним, что после Февральской революции 1917 г, украинские националисты, до этого развивавшиеся не без непосредственного участия Австро-Венгрии, заинтересованной в конструировании украинской идентичности как оппозиции российскому государству, на волне общей дестабилизации ситуации в бывшей Российской империи, пришли к власти в Киеве, провозгласив создание Украинской Народной Республики.
Примечательно, что анархисты Нестора Махно, выступавшего, в силу идеологических убеждений, против любого государства и поэтому негативно относившегося к большевистской Советской России, с самого начала заняли антипетлюровскую позицию. Поскольку территория Екатеринославщины после вывода австро-венгерских и германских войск в 1918 году, оказалась формально в составе Украинской Народной Республики, повстанческое движение анархистов сразу приняло антинационалистический характер и было направлено на освобождение Гуляйполя и окрестных земель от власти петлюровской Директории.
Более того, Махно даже пошел на союз с большевистским Екатеринославским горкомитетом КП(б)У против Директории и принял участие в кратковременном захвате Екатеринослава, продлившемся с 27 по 31 декабря 1918 г. Однако петлюровцам удалось тогда выбить отряды Махно из города и анархисты с большими потерями отступили в Гуляйполе, петлюровцам неподконтрольное. Впоследствии Махно воевал и с красными, и с белыми, но к украинскому национализму относился всю свою жизнь резко негативно.
Петлюровскую Директорию Махно рассматривал как гораздо большего врага, чем большевиков. Прежде всего, в силу особенностей той идеологии, которую Петлюра сотоварищи пытались насадить на всей территории современной Украины. С самого начала идеи украинского национализма, сформулированного на Западенщине и частично усвоенного на Киевщине и Полтавщине, в Новороссии распространения не получили.
Для местного населения, ярким представителем которого был и сам Нестор Махно, украинский национализм оставался чуждой и в этнокультурном, и в политическом отношении идеологией. Не приветствовал Махно и антисемитизм, свойственный петлюровцам. Поскольку, как представитель анархизма, считал себя убежденным интернационалистом и имел в своем непосредственном окружении значительное количество евреев – анархистов (типичный пример – легендарный «Лева Задов» Зиньковский, руководивший махновской контрразведкой).
В постсоветской Украине, как мы отметили в начале статьи, образ Нестора Махно был взят на вооружение националистами. В 1998 г. появилось даже «Общество Нестора Махно «Гуляйполе», созданное А. Ермаком – одним из руководителей Украинской республиканской партии «Собор». В Гуляйполе стали проводиться фестивали и собрания украинских националистических партий, которые, к слову, вызывают возмущение у многих случайно попадающих туда людей, которые отправляются на мероприятия в честь Нестора Махно, но оказываются в Гуляйполе в компании отъявленных украинских националистов и даже неонацистов. Так, на многих торжественных мероприятиях, посвященных махновскому движению, организующие их националисты запрещают использование русского языка. И это учитывая, что сам батька говорил на «суржике», а тем украинским языком, который принят нынче в качестве государственного, практически не владел. Кстати, книга воспоминаний Нестора Махно написана на русском языке.
История махновщины преподносится в качестве одного из эпизодов общей истории «национально-освободительной борьбы украинского народа за создание самостийной Украины». Личность Махно – последовательного противника украинского национализма – пытаются поместить рядом с Петлюрой или Бандерой в пантеоне столпов украинской «самостийности». Еще бы – именно на Востоке Украины эксплуатация образа Махно как украинского националиста – может поспособствовать постепенной «украинизации» местной молодежи, вдохновленной историческими подвигами батьки.
Повторная эксплуатация образа Махно как украинского националиста приходится уже на самый последний период и связана с потребностью в идеологической легитимации Майдана, приведшего к свержению существовавшего до 2014 года политического строя Украины. Махновщина в этом контексте предстает достаточно убедительным свидетельством вольнолюбия украинского народа, его сопротивления российской государственности. На Украине действует даже такая организация как «Автономный Опир» (Автономное Сопротивление), фактически представляющая собой украинских националистов, активно использующих леворадикальную, в том числе и анархистскую, фразеологию. Анархистская сотня, по данным средств массовой информации и самих украинских анархистов, активно действовала и на баррикадах киевского Майдана. Правда, об участии проникшихся симпатиям к национализму анархистов в уничтожении мирного населения Новороссии, сведений нет.
При попытках превратить Махно в одну из икон современного украинского национализма, нынешними неопетлюровцами и необандеровцами забывается, а скорее намеренно игнорируется, несколько ключевых моментов:
1. Махновщина – движение Малороссии и Новороссии, к «западенскому» национализму не имеющее ни этнокультурного, ни исторического отношения. Выходцы с Западной Украины если и присутствовали среди махновцев, то в несравненно малой пропорции даже к евреям, немцам и грекам.
2. Махновщина – движение, имевшее идеологической основой анархизм кропоткинского толка, а значит – интернационалистическое по своей природе. Крестьянский характер махновского движения не дает права современным переписывателям истории выдавать анархистов – интернационалистов за украинских националистов.
3. Главным врагом махновщины на протяжении всей ее истории как раз и оставались украинские националисты, будь то войска гетмана Скоропадского или петлюровцы. В отношении украинских националистов Нестор Махно был непримирим.
4. И специалисты-историки, и представители большей части современных анархистских организаций, включая действующие на Украине Союз анархистов Украины и Революционную конфедерацию анархо-синдикалистов, не признают Махно украинским националистом и критически относятся к попыткам современных идейных последователей его врага Петлюры «пришить» батьку к украинскому национализму.
Таким образом, личность Нестора Махно, при всей ее противоречивости, никак не может рассматриваться в качестве одной из ключевых фигур украинского национализма. Когда мы видим попытки выдать Нестора Махно за украинского националиста, то мы сталкиваемся лишь с политической ангажированностью, передергиванием фактов и манипулированием общественным мнением со стороны заинтересованных украинских историков, журналистов и общественных деятелей.