За что был наказан лиходеев

Вопрос про «Мастер и Маргариту» для тех, кто читал

3) Поэт, который пытался задержать Воланда и его сообщников как виновных в гибели Берлиоза. Поскольку его рассказам не поверили, попал в сумасшедший дом, в соседнюю с Мастером палату.

4)Знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры шайкой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра «Варьете» Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе.

Берлиоз лишился головы, Варенуху избили в туалете и превратили в вампира, Босому подкинули валюту, Лиходеева отправили в Ялту, Бездомного наказали за то что он неповерил, Аллоизий Могарыч был выкинут из квартиры которую он отжал у Мастера

1)Берлиоз, Михаил Александрович

Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё.

Лиходеев: Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

3)Поэт, который пытался задержать Воланда и его сообщников как виновных в гибели Берлиоза.

Знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры шайкой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра «Варьете» Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе.

Источник

Степа Лиходеев (Мастер и Маргарита)

Второстепенный персонаж романа “Мастер и Маргарита” Стёпа Лиходеев в своем роде особенный, ведь он не совершает страшных грехов. Если большинство образов из булгаковской галереи пороков – лгуны, хамы, предатели и взяточники, то Лиходеев не делает ничего плохого, что затрагивало бы интересы главных героев. Отчего же автор внёс этого героя в сюжет своего гениального произведения?

“Человек не на своём месте”

Именно это определение точнее всего описывает личность людей, подобных Стёпе. Он совершенно некомпетентен в своей профессии, однако занимает должность директора Варьете. К искусству герой не относится совершенно никак, он пьянствует, весело проводит время, заводит знакомства, пользуясь служебным положением. Страсть к женщинам и веселью занимает всё свободное время Лиходеева, его работу выполняют Римский и Варенуха, которые привыкли к безнадёжности начальника.

Образ Лиходеева как человека, который занимает чьё-то место в профессии, очень близок Булгакову. Как часто автор сталкивался с людьми, далёкими от искусства, которые занимают самые главные должности в своей сфере. Они вершат судьбы талантливых людей, не обладая минимальными знаниями в своей профессии.

Характер и внешность Стёпы Лиходеева

Степан Богданович – молодой человек известный в театральных кругах Москвы. Он – гуляка, кутила, легкомысленный прожигающий жизнь тип. Характер Лиходеева известен многим. Он, как и большинство абсолютно некомпетентных, пустых людей в определённой профессии, держит свою позицию благодаря скандалам, крикам и нужным знакомствам. Окружающие считают его “не подарочком”. Внешность героя описывается скудно, известно, что он “шатен”. Распутник и пьяница, Стёпа живёт так, будто бы каждый день – “праздник”. У него нет ответственности, срочных дел. Такие люди “используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки.

Встреча с Воландом

После очередной пьянки герой просыпается в одной квартире с приятелем, которого не помнит. Его не смущает этот факт, такой образ жизни стал для Лиходеева нормой: он не помнит вчерашних событий. Воланду и его свите необходима квартира, которую занимает Стёпа, поэтому героя “командируют” в Ялту. Он оказывается в чужом городе в одном нижнем белье, без денег. Несколько дней герой безуспешно пытается добраться домой, его телеграммы выглядят, как нечто невероятное, поэтому коллеги, привычные к “фокусам” начальства, не спешат с помощью Лиходееву. Небритый и грязный возвращается Стёпа из “командировки”. Его помещают в ту же клинику, где находятся Мастер, поэт Бедный и другие персонажи – к профессору Стравинскому. Лечение, которое длится больше недели возвращает Лиходеева к жизни, у него проходит мания преследования, он больше не хочет спрятаться “в бронированную камеру”. Проходит время и герой становится заведующим магазина в городе Ростов. Персонаж меняет образ жизни, он становится тише, легкомысленность сменяется степенностью и молчаливостью. Лиходеев практически побеждает свой главный грех – любовь к спиртному. Страсть к распутству также сменяется чинным образом жизни: “он сторонится женщин”.

Источник

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Степан Богданович Лиходеев)

В этой статье представлен образ и характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита», описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по «Мастер и Маргарита»

Образ и характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита»: описание в цитатах

Степа Лиходеев является директором театра Варьете в Москве, где выступает сатана Воланд со своей свитой:
«. Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете. »
«. что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Степе Варьете. «

Коллеги считают Степу «бедствием» и мечтают о его увольнении:
«. Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего‑нибудь и похуже снятия. «

Внешность Степы после «путешествия в Ялту»:
«. На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях. «

Степа Лиходеев является соседом литератора Берлиоза. Степа и Берлиоз вдвоем живут в квартире №50, каждый в своих комнатах:
«. у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. «

Степа женат, но его супруга живет отдельно:
«. вселились – покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице. «

У Степы есть домработница Груня:
«. Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону. «

Степа является хитрым человеком:
«. Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем. «

У него есть много знакомых:
«. директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства. «

Степу знает вся театральная Москва. Все его считают «не подарочком»:
«. Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек. «

Воланд «отправляет» Степу в Ялту. Так он наказывает его за его легкомыслие и лень:
«. Воланд проник в Варьете под видом артиста, загипнотизировав Степу Лиходеева, а затем ухитрился выбросить этого же Степу вон из Москвы за бог знает какое количество километров. »
«. из Ялты был получен ответ, что Лиходеев был в Ялте, но вылетел на аэроплане в Москву. «

На самом деле Степа не улетает в Ялту, а все это время находится в квартире №50 в Москве:
«. Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (это не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя. »
«. Правда, угрозыск Ялты утверждал, что он принимал босого Степу и телеграммы насчет Степы в Москву слал, но ни одной копии этих телеграмм в делах никак не обнаружилось, из чего был сделан печальный, но совершенно несокрушимый вывод, что гипнотизерская банда обладает способностью гипнотизировать на громадном расстоянии, и притом не только отдельных лиц, но и целые группы их. «

После этого случая Степа лечится в психиатрической клинике. Затем его переводят в Ростов заведовать магазином:
«. Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. «

После пережитого потрясения Степа становится молчаливым и избегает женщин:
«. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин. «

Это был цитатный образ и характеристика Степы Лиходеева в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера героя.

Источник

Образ и характеристика Степы Лиходеева в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Особенным героем в творчестве Булгакова можно назвать Степу Лиходеева из романа «Мастер и Маргарита». Характеристика этого персонажа позволяет понять, почему он понес наказание от Воланда. В отличие от других образов, директор Варьете ничем не навредил главным героям, его не обвиняют в хамстве, обмане, предательстве и взяточничестве. Тем не менее он оказывается в сумасшедшем доме.

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев

Степан Богданович Лиходеев

Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?

Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам.

Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.

Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.

Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.

Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.

По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.

Газетная травля Мастера

В произведении Булгакова рассказывается о том, как высокообразованный историк, владеющий несколькими языками, написал роман о Понтии Пилате и последних днях Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого был Иисус Христос. Автор вложил в произведение всю душу, но при попытке публикации на роман обрушилась волна профессиональной критики.

Организатором литературной травли был критик Латунский. В редакционную коллегию, которая решала вопрос о публикации романа о Понтии Пилате, также входили:

Редакционная коллегия сразу отклонила роман Мастера. По словам секретаря Лапшинской, в издательстве был набран материал на два года вперед, поэтому о публикации не могло быть и речи.

Хоть роман не дошел до публики, на него обрушилась волна критики:

Рассудок Мастера не выдержал травли. Он сошел с ума и в отчаянии уничтожил рукопись. Прочитав газетные статьи, знакомый главного героя Алоизий Могарыч захотел заполучить его квартиру и написал на него ложный донос. Мастера арестовали, но, разобравшись, отпустили.

Автор романа, лишившийся денег, квартиры и возлюбленной, решил найти покой в клинике для душевнобольных.

Человек, занимающий не свое место

В одной из редакций автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20-30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами».

Эти люди были далеки от искусства. Они, как выразился Фагот, «ничего не делали, да и не умели ничего делать». Михаилу Булгакову подобные администраторы были хороши знакомы. Писатель соприкоснулся впервые с театральным миром при постановке пьесы «Белая гвардия». По своему обыкновению, автор годы спустя высмеял в одном из своих произведений и знаменитого режиссера, и известных в те годы актеров. Что же касается театральных чиновников – они послужили материалом для создания образа Лиходеева.

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев
Смотреть галерею

Вот как сходят с ума!

Что происходило дальше в нехорошей квартире, несомненно, помнят поклонники романа «Мастер и Маргарита». Степа Лиходеев, характеристика которого будет дана чуть позже, возвращается в комнату и видит там своего гостя в более чем странной компании. В кресле восседает довольно неприятный тип с усами-перышками и в треснувшем пенсне. На пуфе же разместился тот самый кот, который минуту назад бесцеремонно передвигался по передней.

«Вот как сходят с ума!», – думает, видя выпивающего и лихо закусывающего кота, директор «Варьете». Характеристика же Лиходеева дана именно Бегемотом и Коровьевым. Именно благодаря их четким и емким репликам читатель понимает, что представляет собой сосед трагически погибшего Берлиоза.

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев
Смотреть галерею

Описание Латунского

Булгаков не уточняет имени критика. Известен лишь инициал «О» перед его фамилией. Возможно, его звали Осип или Олег. О внешности Латунского сказано, что это был пепельный блондин. Его показал Маргарите Азазелло во время похорон Берлиоза, обезглавленного трамваем. Та сочла, что критик похож на пастора.

Мастер, считавший роман о Понтии Пилате главным делом своей жизни, возненавидел Латунского всей душой. Эта ненависть передалась и Маргарите. Состав ведьмой, она решила отомстить ему. Но главные герои понимали, что во времена воинствующего атеизма мало надежды на то, что будет опубликован роман о временах Иисуса Христа. В этом виноваты не столько критики, сколько система. В своей мести Маргарита ограничивается тем, что громит квартиру своего врага. Мастеру и его возлюбленной чужда жестокость. Злобу и ненависть ко всему живому и по-настоящему талантливому испытывает лишь Латунский.

“Человек не на своём месте”

Именно это определение точнее всего описывает личность людей, подобных Стёпе. Он совершенно некомпетентен в своей профессии, однако занимает должность директора Варьете. К искусству герой не относится совершенно никак, он пьянствует, весело проводит время, заводит знакомства, пользуясь служебным положением. Страсть к женщинам и веселью занимает всё свободное время Лиходеева, его работу выполняют Римский и Варенуха, которые привыкли к безнадёжности начальника.

Образ Лиходеева как человека, который занимает чьё-то место в профессии, очень близок Булгакову. Как часто автор сталкивался с людьми, далёкими от искусства, которые занимают самые главные должности в своей сфере. Они вершат судьбы талантливых людей, не обладая минимальными знаниями в своей профессии.

Главный порок

Выше уже была приведена характеристика директора «Варьете». Однако лживость и хитрость – черты, которыми наделены все отрицательные персонажи романа. Главный порок Лиходеева – пьянство. И именно этим он отличается от прочих героев книги.

Всего за несколько дней Воланду и его помощникам удалось взбудоражить всю Москву. Об огромном черном коте, развязном регенте в клетчатом пиджаке, рыжеволосом коренастом типе и загадочном иностранце в городе говорили еще долго. Слухи и домыслы не давали покоя москвичам. Большая часть сплетников лишь слышала о странной шайке то ли экстрасенсов, то ли колдунов, то ли ловких мошенников. Но были и те, кому не повезло встретиться с нечистой силой, что называется, лицом к лицу. И встречи эти стали судьбоносными.

Бездомный перестал сочинять стихи. Варенуха прекратил врать. Поплавский забыл о московской квартире. Что же касается Степы Лиходеева, то он больше не пил… портвейн с водкой. Только водку, и только настоянную на смородиновых почках.

Сатирические персонажи

«Мастер и Маргарита» зачинался как роман сатирический, о чем говорят частично восстановленные первые редакции и подготовительные материалы к ним. Булгаков-художник изначально стремился построить целостный сатирический облик внутри романной формы. Отсюда объектом его сатиры был не отдельный порок, а «жизнь как целое», порочный мир с коллективной виной. Этот мир представлялся ему символом общества, общественных взаимоотношений, где каждая личная интрига становилась социально-типической, рассматривалась в историческом срезе. Большая сатира требовала для себя и больших художественных пространств, расширения кругозора видения. У Булгакова мы находим собирательное лицо города во множественности своих частных проявлений, вполне конкретную столицу — Москву. Сатирическое дарование писателя предполагало дальнейшее обобщение.

Образ города под телескопическим взором сатирика становился образом России советской.

Формы сатирического, условного в романе унаследовали большую жанровую свободу от древней комедии и сатировской драмы. М. Булгаков вводит почти неограниченное число сатирических персонажей сообразно со сложным романным сюжетосложением, повышает структурное значение массовых сцен с элементами хора. Семейная, личная интрига реально-бытовых эпизодов в романе совершенно не играет самодостаточной роли. Образ типического социального лица, живого общественного целого складывается из множественных человеческих физиономий, характерных, часто гротескных масок. Они принадлежат, за редким исключением, второстепенным персонажам, образующим ту бытовую среду, в которую до некоторой степени погружены герои, но вместе с тем и противопоставлены ей как духовные личности.

Именно распад духовной личности приводит к «эпохе легиона», к стадности, к общественному злу (В.И. Иванов). Сатирические персонажи олицетворяют «стадность», тот же распад личности, только в другом его измерении. Происходит «расчеловечение человека» душевно-телесного, бытового, приватного, природного и социального.

Писатель-сатирик рисует лица персонажей с полным отсутствием в них духовной устремленности. Булгакову важно показать в живой цельности характеров результат утраты человеческой полноценности. В облике каждого персонажа наблюдается «несоответствие», противоречие, карикатурные черты вплоть до гротескной деформации.

Дифференциация булгаковских сатирических персонажей идет в зависимости от реакции на сверхъестествен ное, необычное. У большинства их отсутствует способность признать чудесное, просто по-человечески удивиться этому. М. Булгаков показывает процесс нарастания комического изумления. Он использует, наработанные еще Гоголем, «формулы окаменения» 22. Персонаж в результате сильного потрясения, страха постепенно застывает, на короткое время лицо его приобретает противоестественное выражение. Проследим это на примере Степы Лиходеева. Сначала Лиходеев «вытаращил налитые кровью глаза на неизвестного» (5,77). В свою очередь тот «не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненной» (5,78). Затем «Степа побледнел и заморгал глазами» (5,79). (Заметим, что графически Булгаков заключил эту повествовательную ремарку в скобки.) Далее: «Степа открыл рот. […] Степа глянул на бумагу и закоченел» (5,80). Изумление часто переходит в апатию, равнодушие: «Буфетчик («нервный» Андрей Фокич Соков. — А. Г.) сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли, и нижняя челюсть отвалилась» (5,203). Булгаков подчеркивает гротескную механистичность, конструирование персонажем мнимого облика: «Римский постарался изобразить на лице улыбку, отчего оно сделалось кислым и злым» (5,117). Изумление сопровождается восклицанием или вопросом. Варенуха «ничего не сумел произнести, кроме житейской и притом совершенно нелепой фразы: «Этого не может быть!» (5,105). Эту же фразу проговорил Берлиоз (5,8). Лиходеев подумал: «Что же это такое?!» (5,80). Бухгалтер Варьете Василий Степанович Ласточкин подумал: «Странно!» (5,189). И только Андрей Фомич обратился по старой привычке: «Господи боже мой!» (5,201).

Сложные явления для подобной публики очень быстро уясняются данными предшествующего, очень сомнительного опыта: «Положение финдиректора (Римского. — А.Г.) было очень затруднительно. Требовалось тут же, не сходя с места, изобрести обыкновенные объяснения явлений необыкновенных » (5,106). Автоматизм реакции приводит к самоуспокоению: Никанор Иванович Босой «решил плюнуть […] и не мучить себя замысловатым вопросом» (5,99). Варенуха троекратно повторил: «Да нет, чепуха, чепуха, чепуха!» (5,105). Сознание персонажей очень трудно чем-либо поразить. Свита Воланда прибегает к сильнодействующим средствам: сознательное безверие в чудесное опровергается, малые полууловимые преступления наказываются. Рационализм сатирических персонажей разбивается о нелогичность жизни. Фантастическое «врастает в быт», который сам по себе отмечен печатью неподлинности. Противоестественна, фантастична действительность, где властвует правило: «Нет документа, нет и человека» (5,281).

Директор Варьете Лиходеев погряз в пьянстве, разврате и выброшен из квартиры развратителем же Азазелло. Взяточник Босой получает дьявольский подарок, обернувшийся несчастьем ареста: рублевая «пачка сама вползла к нему в портфель» (5,98). Администратор Варенуха превращен в вампира, высокопоставленный чиновник Николай Иванович — в борова. «Умный» дядя Берлиоза

М.А. Поплавский развенчан «по уму» и выгнан. Завистливый и бездарный поэт Рюхин полностью лишен воли «исправить» (5,74) что-нибудь в своей жизни. За чрезмерное любопытство поплатился свободой Тимофей Квасцов. Происходят гибель Берлиоза и барона Майгеля, внутренняя встряска Римского, «смерть» буфетчика Сокова, но мы не испытываем глубоких сострадательных переживаний. Каждый из них ведь во многом сам выбрал свою судьбу.

В романе выделяются фигуры возбудителей общественного беспокойства (из свиты Воланда): Коровьев, Бегемот, Азазелло… В отличие от своего духовного наставника, они обрисованы безжалостно сатирически. Например, фантастический Коровьев-Фагот в «Мастере и Маргарите» выполняет «трудную» дьявольскую работу, вездесущ и деятелен. Облик его складывается в шутовской портрет глумящегося черта. Он создается развязным поведением, провокационными поступками, фальшивым выражением, мимикой лица, особой речевой характеристикой, суетливыми телодвижениями, жестами, изобличающими репликами других персонажей. Коровьев имеет «физиономию, прошу заметить, глумливую» (5,8). Иван Бездомный бросает ему в отчаянии погони: «Ты что же это, глумишься надо мной?» (5,50). Босой называет Коровьева «чертом» (5,156). За неудачный каламбур о свете и тьме «темно-фиолетовому рыцарю» — Коровьеву-Фаготу, по словам Воланда, «пришлось […] прошутить («состоять в шутах» 24. — А.Г.) немного больше и дольше, нежели он предполагал» (5,368).

Нельзя не отметить семантику экспрессивных глаголов движения и речи, которыми пользуется Булгаков для создания иллюзии пластичности и слухового восприятия образа Коровьева-Фагота. Появление его внезапно, настораживающе. Удивительно «соткался из […] воздуха» (5,8) на Патриарших прудах перед обеспокоенным Берлиозом Коровьев.

Помимо немногочисленных «чистых» глаголов движения — «исчез» (5,9), «ввинтился» (5,51) — поражает пестрота и обилие глаголов речи. Коровьев «заорал» (5,94), «орал» (5,340), «проорал» (5,188), «задушевно воскликнул» (5,94), «сладко предложил» (5,95), «сладко успокоил» (5,244), «шепотом сипел» (5,96), «интимно пожаловался» (5,96), «взревел» (5,98), «заскрипел» (5,242), «игриво трещал» (5,244), «завыл» (5,340). Часто один и тот же глагол несет двоякую семантическую нагрузку, являясь одновременно и глаголом движения и говорения: «ввязался» (5,49), «встрял» (5,50), «оживился» (5,50), «разинул пасть» (5,50), «начал юлить» (5,95), «затрещал» (5,96), «замахал руками» (5,96), «бормотал» (5,253). Наблюдается резкая смена интонационного рисунка голоса, подчеркивающая момент искушения, лукавства; торопливость, судорожность, бесцеремонность движений.

В «Мастере и Маргарите» Коровьев не так зловещ и больше весел, среди других его кличек есть одна — «специалист-хормейстер» (5,188). В главе 17 «Беспокойный день» он управляет взбесившимся и крикливым хором.

И в таком положении хоревта или корифея хора Коровьев отчасти восходит к жанровому канону «высокой комедии».

Другие статьи, посвященные анализу романа «Мастер и Маргарита»:

О творчестве М.А. Булгакова и романе «Мастер и Маргарита»

История с Воландом

Директор Варьете проживает вместе с Берлиозом в квартире номер 50 на Садовой. Он получил там жилплощадь вместе с женой, но быстро от нее избавился, переселив на Божедомку с помощью своих многочисленных знакомых.

Приехавший в Москву Воланд пожелал остановиться в этой «нехорошей» квартире. На следующее утро после смерти Берлиоза он приходит к директору Варьете и показывает ему договор о сеансах «черной магии», который якобы заключил с ним накануне. Страдающий от тяжкого похмелья Лиходеев с удивлением видит на договоре свою подпись, но все списывает на забывчивость. Он звонит финдиректору Римскому. Тот подтвердил слова Воланда и сказал, что «магистру черной магии» даже выдали аванс.

Еще одним ударом для Степы стали опечатанные комнаты Берлиоза. Он еще не знает о смерти соседа и подозревает, что того забрали в органы, как и предыдущих жильцов. Расстроенный Лиходеев вспоминает какую-то неблагонадежную статью, которую он отдал в печать Берлиозу, а также последовавший за ним разговор, и опасается за свою судьбу.

Неведомо откуда появляются помощники Воланда. Азазелло выходит из зеркала, чтобы отправить Лиходеева в ссылку в Ялту. Позже он спускает с лестницы Максимилиана Андреевича Поплавского, который приезжает из Киева, чтобы унаследовать жилплощадь своего племянника Берлиоза. Таким образом, квартира полностью переходит в распоряжение нечистой силы.

Римский и администратор Варенуха долго ожидают своего начальника, который обещал приехать через полчаса. Уже напечатаны дополнительные зеленые афиши с красными буквами, а Степы все нет. Коллеги звонят Лиходееву на квартиру, но ответа нет. Неожиданно приходит телеграмма, что директор Варьете находится в Ялте. Такого от него не ожидают даже привычные к его фокусам коллеги. Тем не менее они высылают Степе деньги на обратную дорогу.

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев

А Лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев
Смотреть галерею

Жилец квартиры № 50

Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.

Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?

За что был наказан лиходеев. Смотреть фото За что был наказан лиходеев. Смотреть картинку За что был наказан лиходеев. Картинка про За что был наказан лиходеев. Фото За что был наказан лиходеев
Смотреть галерею

Образ Степы Лиходеева

Что же говорят о директоре театра помощники Воланда? Они, как известно, знают все. И то, что Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности («очки начальству втирает»), и то, что он ведет разгульный образ жизни. Степа, по словам Коровьева, ничего не делает, потому как и делать ничего не умеет. Главные черты характера Лиходеева — это безалаберность, лень, склонность к пьяным оргиям.

Степа ведет развратный образ жизни, кроме того, он крайне безответственный, что подтверждает впоследствии Римский, получив странную телеграмму из Ялты и решив, что это не что иное, как очередные выходки Лиходеева. К характеристике этого персонажа следует добавить хитрость (отнюдь не мудрость), трусость и лживость.

Нехорошая квартира

Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.

В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной. Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу. Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *