За что гамлет упрекает королеву

Слова-кинжалы

Мы видели с самого начала трагедии горе Гамлета, вызванное поспешным браком его матери. В «Мышеловке» для нее специально предназначены строки, произносимые актером, игравшим королеву:

Предательству не жить в моей груди.
Второй супруг — проклятие и стыд!
Второй — для тех, кем первый был убит.
Тех, кто в замужество вступает вновь,
Влечет одна корысть, а не любовь;
И мертвого я умерщвлю опять,
Когда другому дам себя обнять.
III, 2, 188—190, 192—195

Критики спорят, какие шестнадцать строк вставил Гамлет в текст «Убийства Гонзаго». Вероятнее всего те, в которых содержатся прямые упреки матери. Но независимо от того, насколько верно это предположение, Гамлет, после того как прозвучали приведенные здесь слова старинной пьесы, спрашивает мать: «Сударыня, как вам нравится эта пьеса?» — и слышит в ответ сдержанные, но достаточно значительные слова, соответствующие нынешнему положению Гертруды: «Эта женщина слишком щедра на уверения, по-моему» (III, 2, 239—240).

Немного хуже, чем в грехе проклятом,
Убив царя, венчаться с царским братом.
III, 4, 25—29

Перевод здесь точно передает строй фразы подлинника:

As kill a king, and marry with his brother.

Но Гамлет не может обвинять мать в смерти ее мужа, так как он знает, кто был убийцей. Однако если раньше Гамлет видел только измену матери, теперь она запятнана браком с убийцей мужа. Гамлет ставит в один преступный ряд убийство им Полония, злодеяние Клавдия, измену матери.

Следует обратить внимание на то, как произносит Гамлет свои обращения к матери. Надо вслушаться в интонацию его тирад:

Рук не ломайте. Тише! Я хочу
Ломать вам сердце; я его сломаю.
III, 4, 35—36

По словам Гамлета, Гертруда совершила

такое дело,
Которое пятнает лик стыда,
Зовет невинность лгуньей, на челе
Святой любви сменяет розу язвой;
Преображает брачные обеты
В посулы игрока; такое дело,
Которое из плоти договоров
Изъемлет душу, веру превращает
В смешенье слов; лицо небес горит;
И эта крепь и плотная громада
С унылым взором, как перед судом,
Скорбит о нем.
III, 4, 40—51

Последние три строки требуют разъяснения: «крепью и плотной громадой» Гамлет называет Землю. В конце речи Гамлет упоминает небеса.

Гамлет не просто осыпает упреками мать. Речь идет о чем-то большем. Здесь надо вспомнить то, что было сказано выше о широте взглядов Шекспира, у которого каждая трагедия связана со всем миропорядком. Как помнит читатель, это присуще и «Гамлету».

Полная риторики речь принца пылает искренним гневом, в ней нет и следа слабости, обычно приписываемой ему. С матерью говорит не сын, а судья, обвиняющий ее именем небес и всех законов земной жизни.

Гамлету можно предъявить упрек, что он берет на себя слишком много. Вспомним, однако, его слова: он бич и исполнитель высшей воли (II, 4, 175). Не забудем также один из законов шекспировской драмы. Речи Гамлета здесь — больше, чем его личное мнение. В них выражена оценка второго брака Гертруды с точки зрения высших законов естественной нравственности. Драматургом, таким образом, возложена на Гамлета миссия быть защитником основ общечеловеческой морали.

Весь тон беседы Гамлета с матерью отличается жестокостью. Появление Призрака усиливает его жажду мести. Но теперь осуществлению ее препятствует отправка в Англию. Подозревая подвох со стороны короля, Гамлет выражает уверенность, что может устранить опасность. Размышляющий Гамлет уступает место действенному Гамлету.

А как ведут себя после этой беседы королева и король?

Убийство Полония и затем беседа с Призраком, остающимся для нее невидимым, твердо убеждают Гертруду, что ее сын лишился рассудка. Клавдий на словах принимает эту версию. Она служит ему удобным поводом удалить Гамлета подальше от себя. Розенкранц и Гильденстерн тоже верят в безумие Гамлета, тем более что когда их подсылают к нему узнать, где спрятано тело Полония, он разыгрывает их (IV, 2).

На допросе, который производит сам король, предусмотрительно окруженный стражей, Гамлет позволяет себе шутовские речи, которые можно принять за бред безумного, но читатель и зритель знают, рассуждение Гамлета о том, как король может стать пищей червей, таит в себе угрозу; особенно понятен скрытый смысл ответа королю на вопрос, где Полоний. Гамлет говорит: «На небесах; пошлите туда посмотреть; если ваш посланный его там не найдет, тогда поищите его в другом месте сами» (IV, 3, 35—37), то есть в аду; мы помним, куда принц намерен отправить Клавдия.

Мы проследили поведение Гамлета на протяжении двух стадий развития действия после того, как он узнал от Призрака тайну смерти отца. Отдельные действующие лица могут не знать всех обстоятельств. Так, ни Клавдий, ни Гертруда, ни Полоний, ни Розенкранц, ни Гильденстерн, ни Офелия ничего не знают о встрече Гамлета с Призраком. Поэтому поведение Гамлета для них действительно загадочно. Но зритель осведомлен об этом. Ему ясно то, чего не знают многие персонажи. Для зрителя не существует «тайны» Гамлета. Но может быть, Шекспир скрывает мотивы поведения Гамлета, делая его поступки неясными и непонятными? И этого нельзя сказать. Правда, Гамлет ни разу не говорит, зачем он притворяется безумным. Поначалу зритель может разделять удивление Офелии, но показательно, что подозрение Полония о том, будто Гамлет сошел с ума из-за любви к Офелии, не разделяет ни один зритель или читатель. О том, что безумие Гамлета притворно, не догадывается лишь тот, кто пропустил мимо ушей предупреждение принца друзьям, чтобы они не выдали его, если он сочтет, быть может, нужным «в причуды облекаться иногда» (I, 5, 172).

Если мы не поддались распространенным теориям о неспособности героя к действию, то нам ясно, что он на протяжении двух актов непрестанно находится среди людей, в большинстве враждебных ему, и нам видно, как он намеренно вводит их в заблуждение — Офелию, Полония, Розенкранца и Гильденстерна, королеву и, наконец, самого короля. Это, конечно, особый род действия, но именно к нему прибегает Гамлет, стремясь к первой из поставленных им себе целей — вынудить Клавдия выдать себя. В конце этих фаз действия мы слышим от него решительное признание, что теперь у него есть твердое намерение покончить с Клавдием, если удастся настигнуть его в момент, когда он будет совершать что-нибудь дурное, тогда, сраженный мечом, он попадет на вечные муки в ад.

Задача мести не только не мешает, но усугубляет отвращение к миру, каким он открылся принцу после смерти отца. Неверно полагать, будто зрелище зла заставило Гамлета настолько уйти в себя, что он вообще погрузился исключительно в мир своих мыслей. Активность мысли Гамлета нам видна почти все время. Она проявляется в умных издевках над Полонием настолько, что даже ограниченный царедворец вынужден признать: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность» (II, 2, 207—208). В подлиннике даже говорится, что в безумии Гамлета есть «метод» (method). А сколько интеллектуальной эквилибристики применяет Гамлет, уклоняясь от настойчивого выспрашивания Розенкранца и Гильденстерна. Наконец, как бьют в точку его сарказмы в ответах королю!

Бесхитростен, искренен он с Горацио, умно рассуждает с актерами о природе их искусства. Горяч и прям, стремясь объяснить матери, в какую бездну она ввергла себя поздней страстью к Клавдию.

Предыдущая страницаК оглавлениюСледующая страница

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Источник

Что натворил Гамлет в комнате королевы?

Что натворил Гамлет в комнате королевы?

Что натворил Гамлет в комнате королевы: разбил вазу, сломал стул, распотрошил подушку, проткнул ковер? Сегодня у нас на календарях суббота 25 декабря 2021 года, на Первом канале идет телевикторина Кто хочет стать миллионером? В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров. В телевикторине участвуют Евгения Медведева и Даня Милохин, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы.

В статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая, традиционная, статья с полным текстовым обзором телеигры «Кто хочет стать миллионером?» – ответы за сегодня 25.12.2021.

Что натворил Гамлет в комнате королевы?

«Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» — трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600–1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира – в ней 4042 строки и 29 551 слово.

В первой части сегодняшней игры участвуют Евгения Медведева и Даня Милохин, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы, сообщает sprintotvet.ru. Во второй части участвуют Яна Хохлова и Гела Месхи, которые выбрали 200 000 рублей в качестве несгораемой суммы. Сайт Спринт-Ответ продолжает текстовую трансляцию телевикторины «Кто хочет стать миллионером?».

Ничего не известно ни об истории рождения Гамлета, ни о мысленных движениях автора во время постановки пьесы. Однако пьеса была проанализирована и интерпретирована по-разному, о ней написаны тысячи диссертаций. Спектакль считается универсальным и многомерным. Действительно, его интерпретации менялись со сменой эпох.

Трагедии «Гамлет, принц датский» (Перевод Б.Пастернак). Акт III. Сцена 4.
Королева: Что ты задумал? Он меня заколет! Не подходи! Спасите!
Полоний (за ковром): Стража! Эй!
Гамлет (обнажая шпагу): Ах так? Тут крысы? На пари – готово. (Протыкает ковер.)
Полоний (за ковром): Убит! (Падает и умирает.)
Королева: Что ты наделал!
Гамлет: Разве там Стоял король?

Источник

«Гамлет»: краткое содержание, анализ трагедии Шекспира

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

Одно из наиболее влиятельных произведений мировой литературы и самое популярное произведение Уильяма Шекспира — «Гамлет». Краткое содержание пьесы помогает понять драматическую коллизию и перипетии сюжета. Произведение уже несколько веков входит в репертуар самых известных мировых театров. Расскажем о нем подробнее.

«Гамлет»: краткое содержание

Уильям Шекспир «Гамлет» написал в начале XVII века. Произведение считают самой длинной пьесой драматурга. В оригинале в нем 30557 слов. Пьеса состоит из пяти актов. Чтобы понять пьесу «Гамлет» в сокращении, необходимо знать ее персонажей.

Вот ключевые из них:

Он сын покойного короля и племянник ныне правящего властителя. В начале пьесы зритель узнает, что Гамлет одержал победу над норвежцами, чем обеспечил государству некие земли. Сын покойного короля Фортинбраса не признал поражения и готовится к новой войне, в которой Гамлету предстоит сыграть важную роль.

Брат покойного короля, который унаследовал престол и женился на матери Гамлета. По ходу развития сюжета принц датский пытается выяснить, причастен ли король к гибели его отца. Клавдий, в свою очередь, хочет понять причину безумия Гамлета.

Дочь королевского советника Полония, за которой ухаживал Гамлет. Вопреки советам отца и брата Лаэрта, принимала внимание принца, что стоило ей психического здоровья.

Мать Гамлета. После смерти мужа вышла замуж за Клавдия. По мере развития сюжета ни разу не проявила чувств ни к новому супругу, ни к сыну.

Персонаж, который заставляет принца действовать. Гамлет вначале верит всему, что говорит призрак, затем сомневается, считая его дьяволом. Лишь убедившись в правдивости его слов, начинает мстить. Призрак проявляет человеческие качества, призывая принца не мстить Гертруде.

Вот краткий пересказ «Гамлет» по актам:

Краткое содержание «Гамлета» следует начать с завязки сюжета. Дания ожидает нападения норвежцев во главе с сыном покойного Фортинбраса. Часовые на башне замка видят призрака и сообщают о нем Горацио — другу принца. Тот, убедившись в правдивости слов стражников, решает поведать о происшествии Гамлету. Он считает, что это предзнаменование несчастий, ожидающих страну.

На королевском совете Клавдий сообщает о намерении жениться на Гертруде. Это вызывает возмущение Гамлета, поскольку со смерти отца прошел лишь месяц. Он произносит слова о женском коварстве. Король отправляет сына Полония Лаэрта во Францию и высказывается против того, чтобы принц вернулся учиться в университет.

Полоний и Лаэрт не советуют Офелии связываться с Гамлетом, аргументируя тем, что его ухаживания не обязательно закончатся браком.

Гамлет встречается с призраком, который рассказывает о том, что был убит Клавдием, и призывает к мести. Принц сообщает друзьям, что намерен вести себя как сумасшедший.

Краткое содержание «Гамлет» продолжает рассказ о безумном поведении принца. Офелия жалуется отцу на странности Гамлета. Полоний решает, что принц сошел с ума от любви к дочери.

Королевская чета решает пригласить бывших соучеников принца, чтобы те узнали причину его странного поведения. Тем временем из-за границы приходит новость о том, что норвежская угроза миновала.

Гильденстерн и Розенкранц — друзья Гамлета — приглашают в замок артистов. Принц просит их разыграть сцены из произведений об убийствах и в конце — небольшую сцену его собственного сочинения. Он сомневается в словах Призрака, подозревая, что к нему приходил не отец, а дьявол, но решает проследить за поведением Клавдия.

Пересказывая третий акт пьесы «Гамлет» кратко, необходимо упомянуть о ряде событий. Друзья сообщают правящей чете, что не смогли понять причины поведения принца. Король и Полоний решают добыть информацию самостоятельно и тайно наблюдают за встречей Гамлета и Офелии. Герой размышляет о самоубийстве и произносит знаменитый монолог «Быть или не быть». Зная, что за ним следят, принц советует Офелии уйти в монастырь.

Актеры разыгрывают сцену, написанную Гамлетом. Содержание расстраивает Клавдия. Тот молится, прося прощение Бога за братоубийство. Гамлет наблюдает за происходящим, но решает не мстить. Он уверен, что, погибнув во время молитвы, король попадет в рай.

Гертруда решает поговорить с сыном и приглашает его к себе в комнату. Полоний прячется за ковром. Принц обвиняет мать в оскорблении памяти покойного отца. Королева решает, что Гамлет убьет ее.

Полоний из-за ковра зовет стражу. Принц, решив, что слышит голос короля, прокалывает шпагой ковер и убивает советника. Появляется Призрак, который просит принца проявить милосердие к матери. Королева его не видит и убеждается в безумии сына.

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

«Гамлет», краткое содержание четвертого акта которого рассказывает о событиях после гибели Полония, продолжается нарастанием противостояния. Клавдий решает отправить племянника в Англию, где его убьют.

Гамлет встречает солдат, идущих воевать за землю, которая, по их словам, ничего не стоит. Принц удивляется человеческой неспособности уладить пустяковые противоречия и корит себя за нерешительность в осуществлении мести.

В страну возвращается Лаэрт, который желает отомстить за отца. Король убеждает его в том, что единственный виновник случившегося — Гамлет. Офелия сходит с ума и бросается в реку.

Трагическую пьесу написал Шекспир. «Гамлет», краткое содержание которого заканчивается трагической развязкой, продолжается сценой похорон Офелии.

Могильщики рассуждают о том, достойно ли хоронить на кладбище самоубийц, Гамлет — о тщетности бытия, которое превращается в прах. Лаэрт просит похоронить его вместе с сестрой. Принц высмеивает это желание. Между ними начинается потасовка, которую разнимает король.

Он договорился с Лаэртом, что тот вызовет принца на поединок и будет сражаться клинком, кончик которого отравлен. Поэтому незапланированный конфликт с неизвестным исходом ему не нужен.

Гамлет рассказывает Горацио о том, как на корабль, который вез его в Англию, напали разбойники и доставили его в Данию.

Посланник короля сообщает о необходимости поединка с Лаэртом. Принц чувствует неладное, но приходит на поединок. Перед сражением он просит у соперника прощения. Король, решив действовать наверняка, отравляет вино.

Перед смертью он просит Горацио рассказать миру правду о нем и признает право Фортинбраса на королевский престол. Тот приказывает похоронить принца с почестями.

Пьеса «Гамлет», сокращение которой позволяет понять смысл написанного, заканчивается гибелью основных персонажей.

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

Фото: en.wikipedia.org: UGC

«Гамлет»: анализ произведения

Трагедия «Гамлет» по сей день вызывает споры у искусствоведов. Вот на какие особенности произведения обращают внимание специалисты:

Пьеса «Гамлет» вызывает споры потому, что существует в нескольких вариантах, которые были изданы в начале XVII века. Их содержание отличалось, поэтому споры о том, каким был изначальный текст, не утихают.

Исследователи нашли в произведении отсылки к римским легендам и скандинавским сагам. Существует утверждение о том, что существовала пьеса «Ур-Гамлет» (от немецкого Ur — ‘оригинальный’), написанная английским драматургом Томасом Кидом в конце 80-х годов XVI века. Текст произведения не сохранился.

По мнению некоторых исследователей, написал оригинальную пьесу «Гамлет» Шекспир, а предположение о тексте Кида — это не более чем гипотеза.

Основная тема произведения — вопрос о цене власти. Достойна ли она того, чтобы ради нее пойти на преступление и совершить грех братоубийства? Помимо этого, автор поднимает вопросы о том, что ложь рано или поздно будет раскрыта, а предатели — наказаны.

Еще одна важная тема, которую затрагивает произведение, — это цена мести. Герой решает мстить всем виновным. Ради этого идет на конфликт с родственниками, отвергает любящую его девушку. В какой-то момент даже Призрак отца, призвавший к мести, просит героя остановиться и пожалеть мать.

Заканчивается месть печально. Все персонажи погибают, а трон занимает Фортинбрас, против которого герои боролись в начале произведения.

«Гамлет», сюжет которого раскрывает тему мести, написан в жанре трагедии. Композиция построена в соответствии с канонами драматургии:

Шекспир «Гамлет» задумал не только как рассказ о событиях, но и как философское произведение. Поэтому действие разбавлено рассуждениями персонажа о смысле бытия, бренности жизни, человеческой природе и другими.

Ответ на вопрос, кто такой Гамлет, знают даже те, кто не читал произведение и не видел его постановку. А вот интерпретации поведения персонажа за несколько веков существенно менялись.

В нем видели героя античной трагедии и человека, страдающего от психологических комплексов. Из образованного юноши и успешного воина он превращается в безумца, который одержим местью. Он теряет любимую, друзей, связь с реальностью и, в конце концов, погибает. Месть не приносит ему ни облегчения, ни удовлетворения.

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

Фото: en.wikipedia.org: UGC

Пьеса Шекспира много веков не теряет актуальности, поскольку затрагивает глубинные основы человеческой природы, раскрывает вопросы о власти, мести, значении дружбы и важности любви.

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет»

За что гамлет упрекает королеву. Смотреть фото За что гамлет упрекает королеву. Смотреть картинку За что гамлет упрекает королеву. Картинка про За что гамлет упрекает королеву. Фото За что гамлет упрекает королеву

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Дата публикации: 06.05.2016

Статья просмотрена: 1747 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Е. А. Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет» / Е. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10083/ (дата обращения: 30.12.2021).

Ключевые слова: Шекспир, Гамлет, Гертруда, Клавдий.

Трагедию «Гамлет» исследователи единогласно считают бесподобной и своенравной, она отличается от других трагедий самого Шекспира, и потому, многие психологи трактуют события пьесы по-разному. В свою очередь, Л. С. Выготский уверен в том, что во все действия происходят от лица Гамлета и преломляются сквозь призму его души.

Когда мы говорим об остальных персонажах пьесы, то тут бесспорно идет противопоставление натуры Гамлета притворству и лживости всех других. Берне пишет о том, что король — это жертва настоящего помешательства главного персонажа, который терроризирует всех вокруг [1, 189с.]. Поэтому король для Берне человек закрытый и скорбный, искренне любящий свою жену-королеву, и любовь его отмывает немного темную душу этого героя, его преступление. Этот король, как и все злодеи Шекспира: лицемерный, со сложным характером и особым нравом. Нам кажется, что правильнее было бы не противопоставить Гамлета противоположному враждебному лагерю, а скорее консолидировать для пущей притязательности, как и дано у Шекспира. В свою очередь, позиции Берне, касающиеся короля даже оригинальны, указывая на то, что Гамлет несносный-сумасшедший, вынуждающий от него обороняться его дяде — Клавдию.

Перейдем к королю и королеве, причем подступим к анализу их личностей с конца пьесы. В этом приеме достоинством является то, что к концу все персонажи открыты и представлены в самом, что ни на есть, нагом виде. В тексте Шекспиром создана не прямая связь от начала до конца, а скорее спиралевидная траектория, которая сбивает читателя с толку, и возникает иллюзия противоречивости [2]. Мы действуем, как задумал автор, в словах Гамлета есть такое: «подобно раку, идти вперед», так и мы, будем двигаться по данной нам установке. Вот портрет, который рисует Гамлет: убийца, шут на троне, и вор, стянувший драгоценную корону. Это субъективное мнение сгоряча, прав он, но король не является подлецом в такой степени, как видит его племянник. Для того чтобы понять человека, нужно выяснить причины и мотив преступления. На вопрос Лаэрта, почему Клавдий не преследовал Гамлета за его преступные действия, король признается:

Мать, королева, живет его лишь взором;

Я же сам — заслуга ль то, иль бедствие, не знаю –

Так связан с нею жизнью и душой,

Что как звезда в своем лишь ходит круге,

Интересен тот факт, что Гамлет уже давно совершеннолетний, и он не смог взойти на датский трон лишь потому, что отец его скончался внезапно, не успев оставить завещания. А пока у трона была Гертруда, и только женитьба Клавдия на ней помогла отнять трон у Гамлета. Гертруда понимала, что спешная жениться это шаг для передачи права наследия престола. Таким образом, если бы Гертруда любила мужа, она передала бы борозды правления Гамлету, а не Клавдию. Факты убеждают, что любовь к Клавдию намного сильнее материнской любви к сыну. Потом, Клавдий не пошел бы на убийство, не будь у него уверенности в поддержке Гертруды.

Жертва королевы в пользу Клавдия была огромной: по обычаям после смерти страна узнает нового короля уже на следующий день, но в этом случае она не стала править сама и не отреклась от престола в пользу Гамлета, чем нарушила правила. Это, во-первых, а во-вторых, свадьба Гертруды и Клавдия произошла спонтанно, в обход традициям. Страстная любовь Клавдия и Гертруды вдобавок к жажде непомерной власти образовали образы двух монстров, лишенных человечности, и оправдать которых невозможно.

Хоть Клавдий и предстал перед нами тем самым чудовищем, его угрызения совести не идут в уклад. Он осознает содеянное преступление и говорит:

Щека блудницы в наводных румянах

Не так мерзка под лживой красотой,

Как мой поступок под раскраской слов,

Это означает, что король отдает себе отчет в братоубийстве, и совесть его нечиста. Он понимал, что его ждет рано или поздно расплата за убийство и беспощадно укорял себя. Он полагал, что всевидящее небо все помнит и ничего не прощает, что тайна, известная лишь небесам, просочилась на землю. В таком смятении его души мы наблюдаем его читающего молитву.

Этот внутренний монолог по драматической остроте не уступает знаменитому монологу Гамлета («Быть или не быть»). Трагедия самого Клавдия заключалась в том, что он считал, что, убив брата, он заменит его, и подмены не заметит ни одна душа, ведь он так умен и коварен, в чем ему нет равных [3, 65с]. Его замена носит не внешний характер, а скорее внутренний: образ мыслей и поведение. Двигаясь в сторону единства двух братьев, мы видим тот же пример идентичности у Полония и Озрика.

Мы наблюдаем затишье перед бурей, когда наступление Гамлета упорно и настороженно нагрянуло как гром, Клавдий понял, что покаяться он не может, а Гамлет это тот, в ком идея правосудия. В ярости и озлобленности они вступают в схватку, когда Клавдий дает обещание Гамлету:

Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Он свято верил, что у него получится добиться дружбы от племянника. Он делал быть счастливым здесь на земле, а не на небесах. Но все его надежды рухнули. Вымолить прощенья не было возможным, как только испить из кубка дьявольского напитка.

В пьесе нет практически ни одного персонажа, кому бы ни принес страданий Гамлет. Весь мир будто ополчился против него. Он некая черная скала на пути к счастью Гертруды и Клавдия. Он критикует всё и глумится над всеми. Кем же мы, скорее его видим: героем, сражавшимся против мира подлости и лжи, или же чудовищем, который тянет все в пучину мрака и сеет хаос вокруг себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *