За что военнослужащие привлекаются к административной ответственности
За что военнослужащие привлекаются к административной ответственности
(введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.
8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.2, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28.2 настоящего Федерального закона
1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.
Информация об изменениях:
8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.
9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
10. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
Административная ответственность военнослужащего
Дата публикации: 09.11.2020 2020-11-09
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Берлезов, Д. А. Административная ответственность военнослужащего / Д. А. Берлезов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74759/ (дата обращения: 30.12.2021).
Административная ответственность военнослужащего включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения.
По сравнению с государственными служащими и лицами, которые заключают трудовой договор статус военнослужащего имеет существенные различия в сфере прав и обязанностей, ответственность, в свою очередь, также имеет различия, в том числе и административная.
Ключевые слова: правовое положение военнослужащего, права и обязанности, ответственность, административная ответственность
The administrative responsibility of a serviceman is included in the concept of the administrative and legal status of a serviceman along with such provisions as rights, obligations, guarantees and restrictions. In comparison with civil servants and persons who enter into an employment contract, the status of a serviceman has significant differences in the sphere of rights and obligations, and responsibility, in turn, also has differences, including administrative ones.
Keywords: legal status of a serviceman, rights and duties, responsibility, administrative responsibility
Беря за основу теорию права, понятие ответственность рассматривается как юридическое понятие, которое необходимо рассматривать как общественные отношения, которые характеризуют поведение субъектов.
Институт ответственности, в первую очередь, подразумевает юридическую ответственность, которая является основной категории права и науки.
Ответственность, согласно, российскому законодательству, может быть административной, уголовной, материальной и т. д.
Административная ответственность является составной частью юридической ответственности и представляет сегодня актуальность и востребованность исследования.
Проблемы административной привлекали и привлекают внимание правоведов.
В научной, учебной литературе исследователи анализирует особенности, факт возникновения и реализуемости.
Не является исключением и сфера военной службы.
Поднимая проблему отсутствия в российском законодательстве легального определения «административная ответственность», нельзя не процитировать К. С. Бельского о том, что без определения административной ответственности КоАП РФ [2] лишен стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, что позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением [9].
Аналогичному взгляду придерживается и И. В. Тимошенко, который утверждает, что отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения понятия «административная ответственность» является одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства, и он требует своего устранения [13].
Следует отметить, что на этом настаивали многие юристы-теоретики как советского периода, так и нынешнего времени.
Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что военнослужащие причислены к особой категории должностных лиц, на которую возлагается дисциплинарная ответственность за большинство административных правонарушений. По ограниченному кругу статей на военнослужащих налагается административная ответственность.
Военнослужащие несут административную ответственность за нарушения в таких сферах общественной жизни как:
— проведение выборов и референдумов;
— защита Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
— финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
— охрана окружающей природной среды и природопользование;
— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Кроме того, на военнослужащих налагается административная ответственность за неисполнение распоряжений судьи либо судебного пристава, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и за невыполнение обоснованных законом требований прокурора, дознавателя или иного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Затруднительно ответить на вопрос, почему существует негласное разделение правонарушений на две группы, за которые военнослужащие несут разную ответственность.
Не исключено, что законодатель видит в рассматриваемой категории должностных лиц, прежде всего, простых граждан, на которых возложена обязанность по несению ответственность за совершение противоправного, виновного деяния в общественных сферах.
Привлечение военнослужащего к административной ответственности может повлечь его досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Ф «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].
Согласно ст. 26 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины [6].
О нарушении важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации [1] и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, может свидетельствовать факт совершения военнослужащим административного правонарушения.
В соответствии с российским законодательством, к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ и административного штрафа.
Последний вид административного наказания запрещено применять только в отношении сержантов, старшин, матросов, проходящих военную службу по призыву, к курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы [8].
В то же время большинство составов правонарушений КоАП РФ в качестве санкции предусматривает только те виды наказаний, которые не могут применяться к данной категории должностных лиц.
Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, могут быть назначены:
В случае совершения вышеуказанного правонарушения сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, а также курсантами до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, привлечение их к административной ответственности с правовой точки зрения становится невозможной задачей.
Также необходимо упомянуть о существенном несоответствии текстов КоАП РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, выявленном в ходе исследования проблемы привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 3.13 КоАП РФ к военнослужащим не применяется административное наказание в виде обязательных работ.
Однако в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено положение, согласно которому в отношении данной категории должностных лиц нельзя применять административное наказание в виде исправительных работ.
Поскольку в нынешней редакции КоАП отсутствует такое административное наказание как исправительные работы, возникает вопрос, какое наказание действительно не применимо к военнослужащим: обязательные или исправительные работы.
Описанные проблемы в области административной ответственности военнослужащих, без всяких сомнений, требуют устранения в ближайшее время путем внесения поправок в КоАП РФ и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Теперь проанализируем особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих.
Специфика административной ответственности военнослужащих определяется сегодня тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений КоАП РФ. В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.
Возбуждение дела об административном правонарушении, которое совершил военнослужащий, является отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство.
Субъект приобретает данный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен.
Как было сказано выше, общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и состояние вменяемости-, которые являются признаками субъекта, минимально для квалификации деяния как правонарушения.
Необходимо учитывать и наличия состояния вменяемости, которая согласно российскому законодательству, имеет временные границы, ее степень устанавливается на момент совершения правонарушения. Поэтому данный вопрос в состоянии вменяемости или ее отсутствия должно решаться в отношении конкретного лица, которое совершило то или иное правонарушение.
Согласно законодательству, военнослужащий представляет собой лицо, которое достигло 18 лет, потому как призыв данного лица в вооруженные силы принимается только после достижения указанного возраста. Исключением здесь могут быть категории несовершеннолетних военнослужащих, которые поступили в военные училища (например, Суворовские училища) или которые проходят обучение в военных учреждениях [10].
Важным участником производство по административным правонарушениям выступает военная прокуратура, которая является частью Прокуратуры РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры по своим полномочиям имеют право своими постановлениями возбуждать дела об административном правонарушении, которые совершили военнослужащие, они также имеют право участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, предоставлять заключения, которые возникли в процессе рассмотрения дел, и наконец, военная прокуратура имеет право приносить протесты на не вступившие в законную силу постановления и военные прокуроры имеют право опротестовать последующие решения вышестоящей инстанции по поступившей жалобе [12].
Но, сегодня, имеет быть ряд ограничений по применению административных наказаний в отношении военнослужащих, например, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам, которые проходят военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Административный арест не применяется к военнослужащим, которые призваны на военные сборы, не подлежат административному выдворению за пределы РФ военного иностранного гражданина.
Также не могут применяться обязательные работы к военнослужащим.
Как показывает практика, большие трудности при возбуждении административного дела за нарушение граждан, которые скрывают свой статус, что влечет обжалование в дальнейшем постановления по делу об административном правонарушении. Как правило, статус раскрывается и дело рассматривается в должном порядке, то есть все равно военнослужащий при выяснении своего статуса несет ответственность в полном объеме.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)
Особенности административной ответственности военнослужащих
А.В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета.
Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ), а также рядом иных статей КоАП РФ.
Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.
Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:
В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).
В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Освобождение от административной ответственности. Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожавшей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Военнослужащие в таком случае не привлекаются и к дисциплинарной ответственности.
За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При установлении в действиях гражданина признаков административного правонарушения компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):
В ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходившим военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
С 1 января 2007 г. с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных взысканий:
Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права (ст. 3.2 КоАП РФ), которое назначается судьей (ст. 3.8 КоАП РФ).
В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т.е. до назначения судом указанного наказания.
Согласно ст. 27.10 (ч. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.
Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 10000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 3.5 КоАП РФ).
Сроки. Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Пределы привлечения к административной ответственности. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать указанные выше обстоятельства отягчающими.
Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.